ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.8
А. О. Шангутов, Л. И.Лурье
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются концептуально-методологические подходы к организации самостоятельной работы курсантов в военных вузах. Отмечаются противоречия между сложившейся системой самостоятельной учебной деятельности курсантов и новыми требованиями к образовательному процессу, предполагающими его личностную ориентацию, расширение вариативности обучения, усиление креативной направленности познавательной деятельности. Перечислены общие препятствия, мешающие эффективному осуществлению самостоятельной работы учащихся, и проблемы, специфические для сферы военного образования. Описаны ресурсы, использование которых помогло бы исправить существующее положение дел и которыми в достаточной мере обладают учебные заведения высшей военной профессиональной подготовки.
Для повышения продуктивности самостоятельной работы курсантов авторы предлагают системный, синергетический и проблемный подходы. Подчеркивается необходимость обновления содержания и организации самостоятельной учебной работы будущих офицеров, расширения ее территориальных границ и снятия жестких временных рамок. Показаны возможности информационного и аналитического обеспечения, способствующего укреплению межпредметных связей в обучении и освоению учащимися разнообразных компетенций, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности. Материал статьи может быть интересен преподавателям высшей школы и организаторам самостоятельной деятельности учащихся вузов.
Ключевые слова: самостоятельная работа курсантов, учебно-познавательная деятельность, саморазвитие, индивидуализация обучения, ме-тапредметная деятельность, информационные технологии.
Abstract. The paper looks at the conceptual methodological approaches to organizing independent work of cadets at military higher schools. There is a gap between the existing system of independent educational activity and new requirements for educational process implying person-oriented tasks, variability and creative directions of cognitive activity. The authors point out both general and specific problems hindering effective independent work of cadets, as well as the resources for improving the current situation available in military educational sphere.
The paper suggests a systematic, synergetic and problematic approach to raising independent work efficiency; emphasizes the necessity for renewal of the content and organization of independent work performed by the prospective officers; suggests the expansion of boundaries and removal of time constrains. The ways of informational and analytical provision reinforcing interdisciplinary relations and achievement of necessary competences for future professional activity are described. The research outcome can be applied by higher school teachers in organizing independent students' work.
Keywords: independent work of cadets, educational cognitive activity, self-development, individualization of learning, meta-subject activity, information technology.
Самостоятельная работа во всех звеньях системы образования выглядит достаточно очевидной и «устоявшейся системой» организации учебной деятельности. Известны ее дидактические принципы, подходы к организации и многое другое, что не всегда обязывает ставить ее в центр внимания инновационных процессов. Между тем реальное повседневное осуществление самостоятельной работы во всем многообразии ее аспектов вызывает определенные трудности.
1. Отсутствует эффективное управление этой деятельностью. П. И. Пидкасистый подчеркивает: «Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе, прекращая (хотя бы временно) исполнять роль учащегося, ведомого учителем» [4].
2. Недостаточно ресурсное обеспечение данного вида работы (наличие помещений, информационных сетей, учебной литературы и т. д.). «Благоприятные условия развития - это разнообразие средств, хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной и самостоятельной деятельности, интеллектуальное общение и др.» [4].
3. Самостоятельность образовательной деятельности обучающихся начинается с определенного порога готовности к ней, который нуждается в концептуально-методологическом обосновании. В новой парадигме образования следует определиться, как и какими ресурсами необходимо обеспечить саморазвитие личности при реальном сокращении часов аудиторных занятий и увеличении времени на самостоятельную работу под руководством преподавателя. Самостоятельная работа - особый вид учебных действий: она возможна лишь тогда, когда сформировались необходимый уровень образованности обучающегося и накоплен некоторый потенциал интеллектуального развития, результаты и эвристическую ценность которого нужно постоянно анализировать и обобщать.
4. Переход от повторения пройденного материала к креативному его осмыслению осуществляется при условии полипредметности и метапредметности образовательного процесса. Логика изложения учебных дисциплин должна быть выстроена с точки зрения интеграции мыслительных процессов, относящихся к комплексному решению репродуктивных и продуктивных задач в самостоятельных работах. Отдельные этапы изложения следует завершать панорамной картиной событий и явлений, которые создают новое видение изучаемых проблем.
5. Самостоятельная работа, если в ее организации ставится задача активизации творческой способности обучающихся, предполагает неравномерность организации учебного процесса, его неоднородность, позволяющую аккумулировать «сгустки» познавательной энергии, возбуждающие саморазвитие личности, т. е. материал следует структурировать таким образом, чтобы целостные фрагменты единой картины мира при синергетической спонтанности их освоения порождали деятельностную активность и выводили личность на новый уровень понимания действительности.
6. Недостаточно развиты механизмы актуализации самостоятельной работы на основных занятиях, слабо развита рефлексивная деятельность в учебных проблемных ситуациях. Фетишизация же самостоятельной работы часто идет во вред прямому педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающегося, мешает концентрации мысли, знания, препятствует готовности к деятель-
ности, при которой стремление самого обучающегося дойти до сути становится самоактуализирующимся процессом.
7. Отсутствует преемственность основных занятий и самостоятельной работы как на уровне обучения отдельных предметов, так и в учебно-исследовательской деятельности межпредметного и полипредметного характера.
В системе военного образования в полной мере присутствуют перечисленные проблемы, кроме того, имеются свои специфические:
• для самостоятельной работы курсантов в программе обучения в военных вузах предусмотрены обязательные часы. Однако она крайне слабо организована и проводится обычно в конце рабочего дня, когда у уставших курсантов нет достаточных физических и умственных сил для активной работы; в целом данный вид работы сохраняет слабую мотивацию, свойственную менталитету военного специалиста советских времен;
• самоподготовка как форма самостоятельной работы за последние десятилетия практически не претерпела никаких существенных изменений с точки зрения оснащения информационными средствами и применения современных технологий;
• несмотря на декларации о том, что личность военнослужащего находится в центре реформирования вооруженных сил, самостоятельная работа и самоподготовка слабо отражают индивидуализацию учебного процесса; в малой степени используется и инновационный потенциал реформирования армии;
• чаще всего самостоятельная работа носит репродуктивный характер и не связана с решением нестандартных задач, требующих применения полученных знаний в принципиально новых ситуациях неопределенности, которые с большой долей вероятности могут возникнуть при ведении военных действий.
Самостоятельная работа должна способствовать совершенствованию профессиональной подготовки на протяжении всей военной службы. Она является продолжением учебно-познавательной деятельности непосредственно под руководством преподавателя. Для того чтобы данный вид обучения действительно помогал более детально осмыслить сложные профессиональные проблемы и последние достижения в различных сферах научной и практической деятельности, необходимо соблюдение преемственности ау-
диторных занятий и самоподготовки курсантов. Заметим, что содержание далеко не всякого учебного занятия может быть автоматически перенесено на самостоятельную работу. Она должна иметь другую основу - базироваться на использовании дидактики проблемного обучения, проблемы же при изучении конкретной темы могут «вызревать» в течение ряда занятий или их цикла.
Преемственность выражается не только в совпадении всего спектра целей и задач обучения, но и в умении выстраивать на основе опыта своих наставников собственное видение реальности, инициативно осваивать новые горизонты профессиональной деятельности. Это невозможно без обретения важнейшей профессиональной компетенции - способности к самоорганизации. Деятель-ностные формы самостоятельной работы, в свою очередь, нельзя представить без соответствующего эмоционального настроя и высокой мотивации овладения профессиональным мастерством.
Обычно на самостоятельную работу в военных вузах отводится до 30% учебного времени. Однако ценности и цели ее слабо идентифицированы. Организуется она достаточно однообразно, при отсутствии интриги и сценария, которые могли бы придать личностный смысл самостоятельной деятельности, помогли развить личную инициативу и приобрести индивидуальный гуманитарный опыт жизнедеятельности. Более того, отдельные темы курсов, включенные в самостоятельную подготовку, довольно часто вообще не востребованы преподавателями на учебных занятиях.
Причины неэффективности рассматриваемого вида работы заключаются в следующем:
• самостоятельная учебно-познавательная активность не востребована как среди курсантов, так и среди преподавателей, командиров подразделений;
• преподаватели не взаимодействуют между собой в управлении самостоятельной работой курсантов;
• на учебных занятиях недостаточно убедительно раскрываются цели и ценности самостоятельной работы курсантов, в результате чего она воспринимается как второстепенный, вспомогательный вид учебной деятельности;
• самоподготовка курсантов часто заменяется другими видами деятельности военного вуза, изматывающими курсантов фи-
зически и не оставляющими возможности к дополнительной самоорганизации;
• отсутствует групповая и личностная рефлексия содержания занятий;
• самостоятельная работа из-за крайне низкого качества ее выполнения не оказывает должного воспитательного воздействия и не стимулирует курсантов к саморазвитию;
• отсутствует необходимая подготовка курсантов для работы с учебной и научной литературой, информационно-поисковыми системами, программными продуктами, отражающими учебно-познавательную проблематику. Недостаточно сформированы способности курсантов к дифференциации знаний и выделению приоритетных областей в зоне ближайшего личностного развития;
• находится в зачаточном состоянии разработка автоматизированных учебных курсов по изучаемым дисциплинам, особенно по направлениям специальной подготовки.
В зарубежных учебных заведениях и некоторых отечественных вузах самостоятельная работа считается первостепенной, на нее планируется все больше времени, а количество аудиторных учебных часов неуклонно сокращается. Результатами, подтверждающими эффективность напряженного самостоятельного освоения учебного материала, являются студенческие эссе, обзоры, исследовательские проекты теоретического и практического характера, научные статьи.
Лучший опыт гражданского образования позволяет обнаружить ресурсы, которыми обладают учебные заведения высшей военной профессиональной подготовки и которые помогут исправить существующее положение дел.
1. Курсанты находятся в воинских частях, как правило, круглосуточно, поэтому, помимо самоподготовки, существуют другие эффективные механизмы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Наличие локальных образовательных информационных сетей позволяет организовать работу курсантов практически в любом месте дислокации и в любое время.
2. Повседневное течение воинской жизни может и должно служить самообучению и самовоспитанию. Для этого необходимо отказаться от предельно жесткой регламентации в организации быта
курсантов, обеспечить сочетание коллективных и индивидуальных форм досуга, включая образовательный.
3. Большую пользу принесли бы постоянные творческие конкурсы по организации каждодневной деятельности войсковых подразделений, на которых будут представлены прежде всего результаты самостоятельной работы.
4. Требуется специальная подготовка офицерско-преподава-тельского состава военного учебного заведения, которая помогла бы содержательно наполнить и обеспечить устойчивый диалоговый режим с курсантами в процессе самостоятельных занятий.
5. Помимо самоподготовки, предусмотренной учебным планом, следует проводить полевые занятия, стимулирующие развитие инициативы курсантов по ключевым видам деятельности, которые предпочтительно закреплять учебными тренировками.
Самостоятельная работа продуктивна тогда, когда рождается соинициатива преподавателя и курсантов, когда существует диалог. Однако следует помнить, что логика построения диалога предполагает наличие разных точек зрения и сомнений, а значит, не всегда гарантированного положительного результата.
Организацию самостоятельной работы курсантов сопровождает комплексная совокупность учебных действий. Поэтому наиболее рациональным мы считаем системный подход, при котором самоорганизация деятельности курсантов складывалась бы под влиянием всего уклада армейской жизни и на всем образовательном пространстве военного вуза. Эта деятельность должна являть собой акты самоактуализации, обладающие синергетическим эффектом, трансформирующим и объединяющим расчлененные предметные знания в целостное понимание мира и путей взаимодействия с ним. Создание образовательного пространства, в котором все субъекты образования взаимодействуют системно и с максимальной отдачей, прилагая все возможные физические и умственные усилия, значительно повысит качество подготовки военного специалиста, позволит выполнять задачи и достигнуть результатов, которые ранее казались невозможными.
Концептуально-методологические основы управления самостоятельной работой курсантов включают:
• выработку мировоззренческих установок, которые бы отражали роль самостоятельной работы в формировании личности;
• создание образовательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельной активности личности, и разработку педагогических технологий самоактуализации личностного развития;
• рефлексию достижений, являющихся результатами самостоятельного профессионального и личностного роста, а также неудач, ошибок, трудностей;
• накопление образовательного потенциала, побуждающего к самостоятельной активности курсантов, композиционную гармоничность учебного процесса, в котором самостоятельная работа органично включается во все виды учебно-познавательной деятельности.
Перемены в образовании связаны с освоением его новой парадигмы, согласно которой центром учебного процесса должна быть личность учащегося, в нашем случае будущего офицера, - человека самостоятельного, творчески активного, способного быть примером для подражания окружающему сообществу. Реформа военного образования также ориентирует на достижение большей личной ответственности при выполнении боевых приказов и решении повседневных войсковых задач. Особенность военного образования и военной службы в том, что самостоятельность курсанта должна быть разумной, оправданной, не противоречащей нормативным актам и приказам командиров. С одной стороны, самостоятельность военного специалиста, по сравнению с гражданским, во многом ограничена, поэтому формы ее выражения, повышающие качество обучения и профессиональной деятельности, намного сложнее. С другой стороны, воспитание способности к самоограничениям и самодисциплине точнее высвечивает ориентиры активного освоения профессиональных знаний и является важной составляющей самостоятельной работы. В условиях жесткой регламентации учебных, а в последующем и профессиональных действий, разбудить инициативу, направленную на повышение профессиональной подготовки, становится довольно трудной задачей. Конечно, обновление содержания образования будущих офицеров должно происходить с учетом безусловности выполнения требований военной службы, но все же дополняться при этом творческим отношением к осуществлению данного процесса. Творческий подход к обучению обусловливает способность обучающегося в дальнейшем совершенствовать свою про-
фессиональную деятельность и выполнять свои служебные обязанности с большей долей эффективности.
В настоящее время утверждаются принципиально новые механизмы активизации самостоятельной работы курсантов. Они основаны на широком использовании мультимедийных средств, интеграции основного и дополнительного образования курсантов. Задачи обучения в современных условиях динамичны, поэтому требуется обновление не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Самостоятельная работа курсантов не подвергалась подобным обновлениям в течение длительного периода. Сегодня ведущим качеством технологии обучения должна быть ее адаптивность к многообразию вновь возникающих внешних социальных, экономических, информационных и др. факторов и обстоятельств. Быстрая смена стандартов образования, требований к его содержанию предопределяет следующие общие характеристики управления учебным процессом:
• направленность на личностное развитие военного специалиста;
• гибкая вариация времени, места и форм проведения занятий;
• системный охват всех видов учебной деятельности;
• субъект-субъектные отношения всех сторон, вовлеченных в процесс управления этой деятельностью.
Управление должно носить сервисный характер, исключать давление на личность, принуждение к работе, не вызывающей познавательного интереса. Искусство организации самостоятельной работы состоит в таланте преподавателя увлечь обучающегося (курсанта) идеями, начиная, быть может, с каких-то второстепенных или же дополнительных фактов, постепенно продвигаясь к сущностным знаниям, формирующим ядро содержания образования, интегрирующим науку, образование и культуру.
Как уже говорилось выше, традиционно самостоятельная подготовка курсантов организуется во второй половине дня, после проведения основных занятий. Это не всегда оправданно. Следует дифференцировать виды такой подготовки: выделить те, которые сопровождают учебный процесс, и те, которые развивают индивидуальную креативность мышления. Самостоятельная работа, сопровождающая преподавание тех или иных дисциплин, должна проводиться
в препедевческом плане до занятий, а обеспечивающая закрепление полученных знаний - непосредственно после них. Самостоятельная исследовательская деятельность должна состоять из заданий, которые выполняются на протяжении недели (недель), а быть может, и всего учебного семестра и допускают индивидуальный план работы курсантов. Таким образом, самостоятельная работа примет гибкий личностно-ориентированный характер.
Педагог осуществляет навигацию образовательной деятельности, не только контекстно включая в нее предметные знания, но и оказывая воспитательное воздействие на обучающихся. Самостоятельная работа в учебных подразделениях как во время основных занятий, так и в дополнительные часы способна повысить мотивацию военного образования, гармонизировать отношения курсантов с преподавателями и офицерами.
Субъектность позиций преподавателя и курсанта дополняется стремлением к социокультурной идентификации, включенности своего жизненного и профессионального опыта в уклад воинской жизни, традиции российской армии, выражением своего отношения к получаемому знанию, имеющему объективную природу, выработкой своей профессиональной позиции, формированием мировоззренческих установок.
В настоящее время открылись широкие перспективы для совершенствования самостоятельной работы курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Для такой работы реально складываются благоприятные условия:
• происходит фундаментализация военного образования, формирование его ядра и ключевых видов деятельности, что принципиально важно при стремительном обновлении содержания образования. Самостоятельная работа при этом актуализируется с точки зрения и дидактического, и воспитательного аспектов содержания военного образования;
• самостоятельная работа предполагает деятельностный подход и практико-ориентированную систему обучения. Знания, умения и навыки деятельности при ведении боевых операций многократно повторяются с помощью различных тренажеров и моделей, максимально приближенных к реальности;
• учебные программы стали более вариативными, допуская индивидуализацию обучения и его дифференциацию по мере готовности курсантов к учебно-познавательной деятельности не только относительно предметных знаний, но и с учетом психического и возрастного развития;
• складывается новая для военного образования форма организации его содержания - метапредметность, рассматриваемая как феномен проектирования и конструирования учебно-познавательной деятельности. Она требует освоения высоких технологий интеграции образования на межпредметном уровне метазнания как целостной системы представлений о предмете профессиональной деятельности на основе сегментированного предметного материала.
Самостоятельная работа становится важнейшей составляющей, реализующей основную цель образования - формирование способностей к саморазвитию личности. Главным в подготовке современного специалиста является уже не передача знаний, но обучение способам пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах информации [2]. Эти навыки возникают тогда, когда изученный материал достаточно хорошо усвоен и обретает определенную целостность, замкнутость, системную организацию, наконец, эвристическую ценность, которая побуждает к самостоятельным исследованиям.
Умение работать самостоятельно формируется в продолжение всего учебного процесса. Это качество обнаруживается тогда, когда увлекающая в процессе обучения идея приводит в движение знания, умения и навыки, полученные в различных предметных областях, и образует «течение» познавательной деятельности под влиянием внутренних интеллектуальных ресурсов личности, что выводит на новый уровень все механизмы сбора, хранения, передачи и управления информационными потоками. Человек проектирует еще не существующий объект, формируя мыслительный образ. Следовательно, важнейшей задачей достижения качественно нового уровня самостоятельной работы становится развитие способностей абстрагировать, обобщать, строить модели, постигать виртуальную реальность и вырабатывать опыт деятельности, начиная с несуществующего объекта и заканчивая его воплощением, «доводкой» конструкции до совершенства. Исходя из этого,
обучаемый должен обладать развитыми психологическими способностями, высокой культурой трудовой деятельности, мышления, речи, активностью и саморегуляцией, моторикой движений, навыками коммуникабельности и др.
Саморазвитию, самоактуализации сопутствует рефлексия, которая является обязательным условием формирования мышления, самооценки и профессионального становления личности. Это качество очень важно для военнослужащих: анализ личных успехов и способов их достижения вызывает необходимое для армейской жизни чувство удовлетворенности и уверенности в своих силах и знаниях; вместе с тем недопустимо, чтобы уверенность в своих профессиональных действиях подменялась самоуверенностью. Рефлексия учебно-познавательной деятельности должна начинаться с учебной аудитории, когда только что изученный материал активно обсуждается курсантами, систематизируется по направлениям последующей работы в рамках пройденной темы, подвергается обобщению, определению сферы практического применения. Все эти действия способствуют развитию креативных способностей учащихся, навыков самостоятельной исследовательской работы.
Исследовательский характер самостоятельной работы контекстен, он выступает как дискурс, определяющий «живое течение науки» в учебном процессе высшей школы. Благодаря исследовательской деятельности происходит глубокое осмысление процессов и явлений, систематизируются полученные знания, у курсантов возникает инициативность, профессиональная прозорливость. В этом смысле исследовательская работа - важнейший фактор индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения - процесс комплексный. На основных занятиях (в процессе диалога лектора с аудиторией, на групповом практическом занятии, во время полевых учений, маршевых бросков и т. д.) она реализуется лишь частично, так как форма проведения данных занятий ориентирована на «усредненный» подход к обучаемым и не позволяет выделить конкретного субъекта учебно-познавательной деятельности из общей массы. Выполнение же самостоятельной работы курсантами открывает для преподавателя широкое пространство для выбора образовательных технологий, способов и приемов обучения исходя из индивидуальных особенностей обу-
чаемых. Эффективно организованное взаимодействие между преподавателем и курсантом позволяет усваивать учебный материал в собственных стиле, последовательности и темпе. Преподаватель, дифференцируя учебную информацию, разрабатывая систему заданий для самостоятельной работы различного уровня сложности и объема, создает условия для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей задачи и конечную цель обучения - обретение максимально возможного для конкретного учащегося уровня профессионального мастерства.
Как не стоит ограничивать самостоятельную работу рамками аудитории (она может осуществляться в различных точках военного вуза, связанных, к примеру, информационной компьютерной сетью), так и не стоит ужесточать ее временные рамки - их следует сделать вариативными и подчинить внутреннему психологическому настрою курсанта. Курсант должен иметь право выбирать для себя то время выполнения самостоятельной работы, когда он обладает более высоким потенциалом умственных и физических возможностей. Более того, сроки ее завершения также могут быть дифференцированы: например, более сложные индивидуальные задания могут быть выполнены за существенно больший период, чем это предусмотрено учебным планом, если с этим связано качество выполнения. Необходимо, чтобы самостоятельные занятия курсантов были для них желанными и увлекательными [3].
Следует добиваться максимального самоконтроля курсантами результатов своей деятельности. При этом самостоятельная работа имеет большую эффективность, когда она управляется не отдельным педагогом-предметником, а группой преподавателей различных дисциплин. Это обеспечивает целостность изучаемого материала и позволяет более полно реализовать все функции контроля учебно-познавательной деятельности (обучающую, развивающую, воспитывающую, предупредительную, профилактическую, корректирующую, организационную).
Преподаватели, управляя самостоятельной работой, осуществляют обратную связь, получают объективную информацию о степени усвоения учебного материала, своевременно выявляют недостатки и пробелы в знаниях курсантов, углубляют и закрепляют полученные знания, одновременно совершенствуют навыки и умения учащихся.
Такой контроль оказывает большое воспитательное воздействие, формирует ответственное отношение к учебе, желание преодолевать трудности. Четко организованная система самостоятельной работы, ее планомерность и контроль не дают возможности обучаемым останавливаться на достигнутом, предупреждают факты самоуспокоения, требуют постоянного движения вперед в приобретении новых знаний, навыков и умений. Однако контроль должен быть корректным, поскольку он призван деликатным образом направлять и усиливать творческие способности курсантов. В противном случае он вырождается в формальные способы жесткой регламентации учебной деятельности, что вызывает внутренний протест учащихся, а тогда всякая самостоятельная работа теряет смысл.
Для повышения мотивации самостоятельной деятельности в традиционную форму аттестации курсантов необходимо ввести, кроме учебно-исследовательских работ по основным изучаемым дисциплинам, работы межпредметного характера, позволяющие применять полученные знания на практике и предполагающие значительную личную инициативу. Метапредметные знания складываются из тех знаний, умений и навыков, которые в явном виде не присутствуют при решении поставленных учебно-познавательных задач, но позволяют интегрировать разрозненные представления о предметах и явлениях. Так, на наш взгляд, крайне полезной является работа с конструкциями, которые могут быть воплощены в профессиональной деятельности методами моделирования систем и процессов, совершенно недостаточно использующимися в преподавании многих специальных учебных дисциплин. Возможно, следует разработать специальные курсы или фрагменты курсов, например, по моделированию и обработке результатов действий войск при выполнении различных служебно-боевых задач. Подобные курсы, равно как и вся деятельность по моделированию систем и процессов, обладают межпредметным и метапред-метным характером и связаны с линейным программированием и теорией оптимизации (за создание которой, кстати, академик Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию и мировое признание).
Высокими темпами во всем мире происходит развитие информационных технологий, которые нашли широкое применение учебном процессе высшего образования. Цифровая электроника не
просто активно вошла в повседневную жизнь каждого человека: ее продукты, существенно меняя менталитет, сознание, психологию восприятия человека, активно вытесняют из актуального пространства современной цивилизации традиционную культуру книги и классического искусства [1]. Самостоятельная работа курсантов, несомненно, нуждается в высоком уровне информатизации, способной кардинально изменить ее организацию и управление.
Необходим симбиоз учебной литературы на бумажных и электронных носителях. Например, учебный материал следует сопровождать самыми разнообразными ссылками на электронные ресурсы сети Интернет. То, что должно быть востребовано в долговременной памяти, предпочтительно иметь в бумажном варианте, а то, что ориентировано на вариативность образовательной деятельности, - в электронно-цифровом. Такой же стиль приемлем в отчетах по самостоятельной работе. Они должны состоять из практико-ориентированной части, воплощенной в объектах военно-профессиональной деятельности (т. е. в конструкциях, механизмах и т. д.), и информационной составляющей, включающей в себя «добытую информацию», которая может быть полезна и для преподавателя, а также критический обзор достигнутых к данному моменту результатов исследований. Локальная сеть учебного учреждения предоставляет огромные возможности развития профессионального уровня курсантов на основе личностных форм самоактуализации пройденного учебного материала. Однако у учащихся должно быть понимание гносеологической границы реального и виртуального миров, как и точное осознание рамок возможностей модельных решений той или иной технической проблемы. Для военного специалиста многие приборы и аппараты управления, действующие на основе информационных технологий без участия людей, создают метасубъективный мир, в котором объекты реальности наделены «искусственным интеллектом», приближающим их к способностям человека.
Благодаря информационным технологиям можно освоить целый комплекс компетенций, необходимых современному офицеру: научиться взаимодействовать с потенциальным оппонентом, выстраивать сложные конструкции, которые еще до своего реального воплощения могут быть «проиграны» в различных условиях деятельности в виртуальном пространстве; разделять элементы этих конструкций по функ-
циям, связывая их с носителями; соединять комплексные возможности механизмов и машин и т. д. Кроме того, применение информационных технологий создает сильную мотивацию для изучения иностранных языков, овладения основами коммуникации.
На коммуникативную компетентность курсантов хотелось бы обратить особое внимание. Она специфична в условиях выполнения боевых задач, стоящих перед военнослужащими внутренних войск: им необходимо контактировать с различными социальными слоями местного населения, а также с противником. Искусство коммуникации - особая форма деятельности, которая проще, естественнее и органичнее осваивается в режиме самостоятельной работы. Выбор и форму изучения иностранных языков необходимо проводить с учетом специфики будущей профессиональной деятельности курсантов. Например, так как специалисты внутренних войск действуют в культурном пространстве народов Российской Федерации, помимо английского, французского или немецкого для них иногда требуется знание и языков этих народов. Незаменимым подспорьем в обретении таких компетенций могут стать электронные носители.
Использование электронных ресурсов, соответствующих программных продуктов, несомненно, в огромной степени активизирует самостоятельную работу курсантов. В настоящее время в Пермском военном институте внутренних войск МВД России проводится эксперимент по внедрению информационных средств и технологий в организацию учебно-педагогического процесса. Создается учебно-методический комплекс для проведения самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателей. Цели данного эксперимента:
• индивидуализировать процесс обучения путем оборудования индивидуальных автоматизированных рабочих мест, организации электронной системы контроля, учета и управления учебной деятельностью курсантов;
• создать условия, побуждающие курсантов к творческой активности в процессе учебно-познавательной деятельности. Для этого предполагается разработать электронную систему для самостоятельной работы по различным предметам, содержащую по каждой теме множество вариантов заданий, дифференцированных по степени трудности, с возможностью самостоятельного выбора заданий курсантом;
• обеспечить целостность изучаемого материала по взаимосвязанным темам различных предметов. Создать локальную сеть для проведения самостоятельных работ под управлением нескольких преподавателей в режиме «он-лайн», сформировать информационную базу предметных знаний;
• расширить временньге границы самостоятельной работы курсантов для использования средств информационных технологий в удобное внеучебное время, с возможностью доступа к базам данных, электронным библиотекам, сети Интернет;
• привить курсантам навыки работы с программным обеспечением различного уровня сложности, дифференцируя при этом возникающие профессиональные задачи в соответствии с требуемыми для их решения программными продуктами.
Итак, совершенствование самостоятельной работы курсантов дает основания для качественных изменений в учебном процессе военного вуза. Однако необходимы выявление системных факторов в ее организации, непосредственно связанных с деятельностью внутренних войск, и глубокая индивидуализация учебного процесса, основанная на особенностях интеллекта курсантов.
В статье очерчен лишь ограниченный круг вопросов из всей совокупности проблем, возникающих при организации самостоятельной работы курсантов внутренних войск. Видимо, эти проблемы будут продолжать актуализироваться и останутся в центре внимания военной педагогики в ближайшие годы.
Литература
1. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / / Вопр. философии. 2006. № 11. С. 47.
2. Князева Е. Н., Куркина Е. С. Мыслитель эпохи междисцип-линарности / / Вопр. философии. 2009. № 9. С. 129.
3. Лурье Л. И. Актуальные проблемы военной педагогики и национальная безопасность России / / Пед. образование и наука. 2011. № 3. С. 63.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М.: Пед. о-во России, 1998. С. 89-97.