Научная статья на тему 'Совершенствование навыков самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России '

Совершенствование навыков самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / самостоятельное обучение / профессиональная подготовка / совершенствование / двигательное действие / physical training / independent train- ing / vocational training / improvement / physical action

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адам Хаутиевич Броев

Статья посвящена вопросам совершенствования самостоятельной профессиональноприкладной физической подготовки слушателей программ профессионального обучения образовательных организаций МВД России. Для осуществления слушателями продуктивной профессиональной деятельности важное значение имеет правильная организация процесса жизнедеятельности, составной частью которого являются физическая культура и спорт, способствующие улучшению физического и психоэмоционального состояния и, как следствие, сохранению здоровья и повышению уровня работоспособности. Ради успешного выполнения слушателями оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности им необходимо акцентировать внимание на самостоятельной работе, предусматривающей совершенствование профессионально значимых качеств путем самовоспитания и эффективной связи с внешней средой. Автором обосновывается эффективность самостоятельного освоения слушателями знаний, умений и навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement the Skills of Independent Physical Training of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Article is devoted to questions of improvement of independent professional and applied physical training of listeners of programs of vocational education of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The correct organization of process of life activity which component is physical culture and sport, promoting improvement of a physical and psycho-emotional status and, as a result to saving of health and increase in level of working capacity is important for implementation by listeners of productive professional activity. For the sake of successful execution by listeners of operational, office and fighting tasks of professional activity they need to focus attention on the independent work providing improvement of professional and significant qualities by self-education and effective communication with the external environment. The efficiency of independent mastering by listeners of knowledge, the skills connected with the nature of the forthcoming professional activity is proved by the author.

Текст научной работы на тему «Совершенствование навыков самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России »

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10107

Совершенствование навыков самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России

Improvement the Skills of Independent Physical Training of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Адам Хаутиевич БРОЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки слушателей программ профессионального обучения образовательных организаций МВД России. Для осуществления слушателями продуктивной профессиональной деятельности важное значение имеет правильная организация процесса жизнедеятельности, составной частью которого являются физическая культура и спорт, способствующие улучшению физического и психоэмоционального состояния и, как следствие, сохранению здоровья и повышению уровня работоспособности. Ради успешного выполнения слушателями оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности им необходимо акцентировать внимание на самостоятельной работе, предусматривающей совершенствование профессионально значимых качеств путем самовоспитания и эффективной связи с внешней средой. Автором обосновывается эффективность самостоятельного освоения слушателями знаний, умений и навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, самостоятельное обучение, профессиональная подготовка, совершенствование, двигательное действие

Abstract. Article is devoted to questions of improvement of independent professional and applied physical training of listeners of programs of vocational education of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The correct organization of process of life activity which component is physical culture and sport, promoting improvement of a physical and psycho-emotional status and, as a result to saving of health and increase in level of working capacity is important for implementation by listeners of productive professional activity. For the sake of successful execution by listeners of operational, office and fighting tasks of professional activity they need to focus attention on the independent work providing improvement of professional and significant qualities by self-education and effective communication with the external environment. The efficiency of independent mastering by listeners of knowledge, the skills connected with the nature of the forthcoming professional activity is proved by the author.

Key words: physical training, independent training, vocational training, improvement, physical action

Актуальным объектом обсуждения и анализа, а также глубокого теоретического и практического осмысления специалистами по физической культуре и спорту выступает физическая подготовка со-

трудников правоохранительных органов. Так, обзор и анализ учебных планов, рабочих программ подготовки и переподготовки по дисциплине «Физическая подготовка» свидетельствуют о том, что успешность и эффективность ос-

воения слушателями знаний, умений и навыков в первую очередь зависят от самостоятельно организованного процесса самоподготовки и самовоспитания [4].

Вместе с тем для осуществления слушателями продуктивной профессиональной деятельности важное значение имеет правильная организация процесса жизнедеятельности, составной частью которого являются физическая культура и спорт, способствующие улучшению физического и психоэмоционального состояния и, как следствие, сохранению здоровья и повышению уровня работоспособности.

Для успешного выполнения слушателями оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности им необходимо акцентировать внимание на самостоятельной работе, предусматривающей совершенствование профессионально значимых качеств путем самовоспитания и эффективной связи с внешней средой. Соответственно, профессиональная подготовка слушателей заключается как в специально организованных занятиях по физической подготовке, так и самостоятельной двигательной активности [3; 6].

Согласно учебному плану и графику учебного процесса физическая подготовка осуществляется в течение всего периода обучения слушателей. Оценка уровня и результата освоения дисциплины осуществляется путем проведения итоговой аттестации (зачетов и экзаменов). Практика показывает, что прохождение итогового контроля вызывает значительные трудности у большой части слушателей ввиду ограниченности трудоемкости дисциплины. Поэтому слушателям имеет смысл уделять больше внимания самостоятельной физической подготовке, которая будет осуществляться ими во вне-учебное время на индивидуальной основе. Цель такой подготовки — развитие и совершенствование профессионально значимых физических качеств [2].

Неотъемлемой характеристикой самостоятельной физической подготовки является прежде всего целенаправленность, позволяющая избежать нерациональной траты времени. Определяющая роль здесь принадлежит преподавателю, т.е. насколько установленная им цель побудит слушателей самосовершенствоваться.

Самостоятельная физическая подготовка должна быть построена на основе следующих принципов: участия педагога в организации процесса, планомерности и умеренности в освоении физических нагрузок, преемственности видов

физической нагрузки (т.е. постепенный переход от простых упражнений (видов тренировки) к более сложным), факультативности (т.е. решение дополнительных задач, способствующих самосовершенствованию) [7].

Структурно процесс самостоятельной физической подготовки состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и контрольного.

На подготовительном этапе слушателей мотивируют на необходимость самостоятельной подготовки. Происходит обучение формам, средствам, методам самоконтроля, а также видам самостоятельной работы.

В рамках рабочего этапа происходит непосредственно самостоятельная психическая, волевая и физическая подготовка с преимущественным консультированием с преподавателями (тренерами) по дисциплине [1; 4].

И наконец, на контрольном этапе путем проведения контрольных испытаний, по результатам которых будут вноситься коррективы в программу самоподготовки, определяется эффективность самостоятельной работы.

Во всех случаях преподаватели (руководители занятий) при организации самостоятельной физической подготовки должны обоснованно и дифференцированно подходить к каждому слушателю с учетом его индивидуальных психических и физических характеристик, оказывающих влияние на быстроту и полноту усвоения теоретических и практических знаний и умений. Вместе с тем педагог должен уделять повышенное внимание неуспевающим слушателям, чтобы адаптировать под них программу тренировок, не забывая при этом о поддержке и мотивации успешных слушателей. Ввиду этого задания, предлагаемые преподавателем к выполнению, должны отличаться соответствующим уровнем сложности, новизной и нестандартностью [5].

Выводы. Обобщая изложенное, отметим, что обоснованное, целенаправленное и рациональное построение процесса самостоятельной физической подготовки является важнейшей составляющей программы профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России. Самостоятельная работа направлена на поддержание и совершенствование приобретенных знаний, умений и навыков, являясь важнейшим компонентом профессионального формирования личности в условиях все возрастающих требований к профессиональной физической подготовке.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

177

Список литературы

1. Афов А.Х. Современные информационные технологии в физической подготовке слушателей но программам профессиональной подготовки МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 318—325.

2. Карданов А.К. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. 2017. № 3. С. 149—152.

3. Кодзоков А.Х., Канукоев А.М. Оптимизация структуры физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Развитие научных направлений в современных условиях: Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. 2017. С. 41—43.

4. Мартынов А.П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей ву-

зов МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36. С. 57—60.

5. Мешев И.Х. Актуальные вопросы развития профессиональных качеств сотрудников специальных подразделений средствами физической подготовки // Современное общество и власть. 2018. № 2 (16). С. 25—28.

6. Халъзов В.И., Кропанов A.C. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2 (54). С. 220.

7. Ярославский МА. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 299—304.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Барчуков И.С., Барчукова Г.В., Назаров Ю.Н. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 295 с.

ISBN 978-5-238-02790-6

Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам обучения физической культуре, использованию информационных образовательных технологий в физическом воспитании студентов.

Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической культуре и спорте.

Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.