Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях'

Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПАТРИОТИЗМ / CADETS / INDEPENDENT WORK / DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / TECHNIQUE / EDUCATIONAL PROCESS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Алексей Cергеевич, Морозова Анна Леонидовна

В статье рассматривается проблематика организации самоподготовки среди обучающихся по различным формам обучения: очное и заочное. Предлагаются различные методические решения, позволяющие повысить уровень усвоения учебной дисциплины в кратчайшие промежутки времени. Акцентируется внимание на том, что самостоятельная подготовка должна иметь целью не только формирование навыков подготовки к текущим учебным занятиям, но и формирование навыков поиска и обработки информации, применяемых после окончания образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Organization of independent Work of Cadets and Students in the departmental Universities

The authors view the perspective of the organization of various forms of independent work at internal and correspondence departments in the departmental universities. Also they present various methodical solutions that allow to increase the level of assimilation of the subject matter in the shortest periods. The attention is focused on what independent work is, on its’ aim. Independent work can help to develop skills of preparation for the current studies and skills of search work.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях»

Педагогика

УДК 378

А.С. Морозов *, А.Л. Морозова **

Особенности организации

самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях

В статье рассматривается проблематика организации самоподготовки среди обучающихся по различным формам обучения: очное и заочное. Предлагаются различные методические решения, позволяющие повысить уровень усвоения учебной дисциплины в кратчайшие промежутки времени. Акцентируется внимание на том, что самостоятельная подготовка должна иметь целью не только формирование навыков подготовки к текущим учебным занятиям, но и формирование навыков поиска и обработки информации, применяемых после окончания образовательного учреждения.

Ключевые слова: курсанты, самостоятельная подготовка, ведомственная образовательная организация, методика, образовательный процесс, воспитательный процесс, патриотизм.

A.S. Morozov*, A.L. Morozova**. Peculiarities of Organization of independent Work of Cadets and Students in the departmental Universities. The authors view the perspective of the organization of various forms of independent work at internal and correspondence departments in the departmental universities. Also they present various methodical solutions that allow to increase the level of assimilation of the subject matter in the shortest periods. The attention is focused on what independent work is, on its' aim. Independent work can help to develop skills of preparation for the current studies and skills of search work.

Keywords: cadets, independent work, departmental higher education institution, technique, educational process, educational process, patriotism.

Сегодня организация самостоятельной подготовки курсантов в ведомственных образовательных организациях является неотъемлемым условием успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения (далее - ФГОС).

В педагогической теории сложились различные подходы к пониманию понятия «самостоятельная подготовка». Мы разделяем позицию Т.А. Костюковой, А.Л Морозовой, П.И. Пидкасистого, В.В. Шаламова и других и считаем, что самостоятельная подготовка занимает одно из важнейших мест в организации образовательного процесса в образовательных организациях России. Напомним, что одной из главных задач образовательного процесса в ведомственном вузе признается формирование профессиональных и общекультурных компетенций, обеспечивающих специалисту возможность самостоятельного ориентирования в постоянно изменяющихся условиях избранной им сферы деятельности [12, с. 121].

В данном контексте очевидным представляется значимость самостоятельной подготовки курсантов как вида учебной деятельности в достижении результатов обучения дисциплины. По мнению вышеуказанных ученых-педагогов, самостоятельная подготовка традиционно выполняется курсантами ведомственных образовательных организаций без непосредственного (прямого) взаимодействия с преподавателем, в т.ч. посредством специально подобранных или разработанных учебно-методических материалов.

Практика показывает, что, в зависимости от формы обучения, объём самостоятельной подготовки курсанта или слушателя может составлять от 40 % (на очной форме обучения) до 80 % (на заочной форме обучения) учебного времени отдельной дисциплины. В связи с наметившейся оптимизацией в системе высшего образования, когда все больше часов на освоение дисциплин в учебном плане отводится на самостоятельную подготовку, а также сокращением численности научно-педагогических работников, можно предположить, что разрыв в соотношении объемов аудиторной и внеаудиторной работы обучаемых будет только увеличиваться [2, с. 103]. При этом следует отметить, что добросовестный подход к процессу самостоятельной подготовки зачастую требует от преподавателя большего объёма времени, чем предусмотрено образовательными стандартами: необходимо составление методических рекомендаций, проблемных вопросов, задач и т.п. [4, с. 73].

Качественное значение самостоятельной подготовки заключается в изменении роли обучаемого в процессе образования и, как следствие, продуктивности и эффективности самого образовательного процесса. При правильной организации данной работы студент из пассивного потребителя знаний

* Морозов, Алексей Сергеевич, преподаватель ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-913-078-67-24. E-mail: morozovlalex@gmail.com.

** Морозова, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: llg04@yandex.ru.

* Morozov, Alexsey Sergeevich, lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: morozovlalex@gmail.com.

** Morozova, Anna Leonidovna, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: llg04@yandex.ru. © Морозов А.С., Морозова А.Л., 2016

Морозова А.Л., Морозов А.С. Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов

переходит в активного их творца [11, с. 236]. По оценкам ведущих специалистов в педагогической сфере, только знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются очень прочными, глубокими и переходящими в убеждения [4, с. 70], только информация, добытая путем собственных интеллектуальных усилий, имеет постоянное закрепление в памяти обучаемого [6, с. 40].

Обратимся к собственному педагогическому опыту, когда, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев самостоятельная подготовка обучаемых носит бессистемный характер [1, с. 14], что объясняется отсутствием у курсантов, прежде всего 1-го курса, знаний и сформированных ранее в школе умений по самоорганизации, поиску информации, её обобщению, навыков составления кратких тезисов, конспектов будущих выступлений и т.п. Это объясняет тот факт, что около 45-50 % обучающихся на первом курсе курсантов либо не готовятся к занятиям совсем, т.к. в школе привыкли не делать домашние задания, либо уделяют этому вопросу минимальное время. Поэтому преподаватели, работающие на первых курсах, при организации данного вида учебной деятельности вынуждены не только контролировать самостоятельную подготовку курсантов, но и заниматься формированием у них первичных навыков и в дальнейшем развитием умений работать самостоятельно. Однако на старших курсах их количество возрастает до 70-80 % [11, с. 236]. Это может быть объяснено недостаточной заинтересованностью преподавателей, работающих на старших курсах, в поэтапном проектировании и контроле самостоятельной подготовки курсантов-старшекурсников. Выходом из сложившейся ситуации может послужить применение предложенной Н.Г. Марковой системы «угасающей помощи», при которой степень вмешательства преподавателя в процесс подготовки обучаемых должна быть максимальной на первом курсе и уменьшаться по мере усвоения студентами основ самостоятельного изучения материала [8, с. 104]. Данная система «угасающей помощи» частично реализуется в условиях ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России.

В зависимости от применения того или иного основания классификации выделяются различные виды самостоятельной подготовки. Целесообразно обратить внимание на такие из них, как учебно-исследовательская и научно-исследовательская самостоятельная работа [1, с. 15]. Отличие самостоятельной учебной от самостоятельной научной работы заключаются в том, что в первом случае задачей обучаемого является познание сделанных научных открытий, а во втором - формирование новых знаний [2, с. 103]. Значимость научно-исследовательской работы заключается в формировании у обучаемого внутренней потребности в углублении и постоянном накоплении знаний по анализируемой проблеме, оказании активизирующего воздействия на образовательный процесс, на повышение навыков самостоятельного поиска материала, необходимых в будущей профессиональной деятельности [5, с. 78].

Добавим: самостоятельная подготовка частично выполняет функцию воспитательную [4, с. 71], что в ведомственной образовательной организации имеет не меньшее значение. Учитывая бесспорный факт необходимости патриотического воспитания для всех граждан РФ, следует отметить, что «для людей, несущих службу в силовых структурах, акцент на таком воспитании необходимо делать более отчетливо» [3, с. 127-128].

Думается, прикладное значение самостоятельной подготовки курсантов заключается не только в достижении сиюминутных, локальных задач, связанных с подготовкой к текущим семинарским, практическим и иным видам занятий, но и в формировании навыков поиска информации, её обобщения, систематизации, конструктивной критики, полезных в дальнейшем для решения задач, возникающих в рамках будущей профессиональной деятельности обучаемых. Учитывая тот факт, что к моменту исполнения своих профессиональных задач большая часть полученной в вузе информации перестанет быть актуальной в силу высокого темпа развития общества и государства, процесс образования должен быть продолжен выпускником самостоятельно, без участия преподавателя. В этой связи само по себе наличие навыков самостоятельной работы с информацией у студента образовательной организации представляется гораздо более значимым, чем их реализация исключительно в образовательном процессе при обобщении учебного материала, который в будущем неизбежно устареет.

На практике даже самые одаренные курсанты без совета преподавателя редко прибегают к самостоятельному изучению дополнительной литературы, ограничиваясь в лучшем случае зазубриванием текста лекции. В этой связи с целью подготовки «жизнеспособного» специалиста, могущего адаптироваться к постоянно меняющимся общественным, трудовым и государственным реалиям, требуется уделять внимание организации методики самообразования курсантов, что может воплотиться в создании отдельного учебного курса «Учись учиться», реализуемого на первом курсе обучения. Создание данного курса представляется важным особенно для слушателей заочной формы обучения, где, несмотря на предусмотренное рабочим учебным планом время на самостоятельную подготовку, его использование на практике в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным. Занятость в решении профессиональных задач, семейные, бытовые проблемы отвлекают от решения задач интеллектуальных. При заочном обучении отсутствует внешний контроль со стороны преподавателя, существенно затруднена возможность контакта с ним, в результате чего освоение основ самостоятельного поиска материала не представляется возможным.

Здесь нам поможет ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №№ 273-ФЗ (в ред. от 2 марта 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации», которая призывает современные образовательные организации внедрять электронное обучение при реализации образовательных программ посредством разнообразных информационных технологий, современных технических средств, наконец, информационно-телекоммуникационных сетей, нацеленных на обеспечение взаимодействия курсантов и слушателей с педагогическими работниками. На практике многие образовательные организации

Педагогика

России успешно внедряют дистанционные образовательные технологии, в т.ч. посредством Moodle и пр. Более того, представляется актуальной разработка соответствующих методических рекомендаций по организации самостоятельной подготовки по каждому предмету с пояснениями по каждой теме и каждому виду работ. Внедрение дистанционных образовательных технологий и разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей позволит сгладить следующие аспекты данного вида учебной деятельности.

1. Организация самостоятельной подготовки у курсантов очной формы обучения, обучающихся в ведомственных образовательных организациях (Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство обороны и др.), имеет определенную специфику, связанную с необходимостью одновременного выполнения ими требований образовательных стандартов и «уставных» правил поведения, и немногим отличается от иных видов аудиторных занятий.

2. У слушателей же заочной формы обучения самостоятельная подготовка осуществляется по месту проведения службы в свободное от постоянной работы время.

Определенный интерес в рамках оптимизации и увеличения эффективности организации самостоятельной подготовки также представляет «метод опережающего воздействия» [11, с. 238], заключающийся в изменении последовательности проведения учебных занятий. Данный метод частично перекликается с методом Сократа, широко используемым в практике зарубежных университетов, таких как Гарвардский, Кембриджский, Оксфордский. Традиционный порядок расположения видов учебных занятий во времени, как правило, выглядит следующим образом: лекция, самостоятельная подготовка, семинарское и (или) практическое занятие. В рамках метода опережающего воздействия предлагается изначальное проведение самостоятельной подготовки, затем семинарского и (или) практического занятия с завершающим рассмотрением материала на лекции. Зачастую во время проведения групповых занятий педагогу приходится отвлекаться на разъяснение и пояснение элементарных основ рассматриваемой тематики, что связано с неподготовленностью аудитории к восприятию излагаемого материала. Обращаясь к опыту проведения открытых занятий ведущими специалистами в определенной сфере, следует отметить высокий уровень подготовки присутствующих, пришедших с целью выяснения каких-либо особенностей, отсутствующих в учебной и научной литературе, а не ознакомления с «азбукой». Следует признать, что работа с подготовленной аудиторией позволяет существенно повысить коэффициент полезного действия преподавателя. Сложность усвоения учебного материала в большинстве случаев связана не с низким уровнем способностей обучаемых, а с отсутствием у них плодотворной почвы для восприятия информации [9, с. 4].

Введение данной системы позволит решить сразу несколько задач.

1. Повысит уровень заинтересованности обучаемых в самостоятельном поиске информации, сформирует у них многостороннее представление, различные точки зрения на содержание рассмотренной темы, т.к. исключит влияние позиции преподавателя.

2. Повысит уровень восприятия информации на лекционных, семинарских, практических занятиях, т.к. создаст необходимую для понимания первооснову.

Обратимся к практике проведения самостоятельной подготовки в Кузбасском институте ФСИН России, когда курсанты традиционно располагаются в аудиториях повзводно (погруппно) во главе с заместителем командира взвода (старостой группы). Ответственный за библиотечное обслуживание, назначаемый из числа курсантов, обеспечивает всех необходимой литературой для подготовки к текущим занятиям. На классной доске составляется отчет об общей численности обучаемых и причинах их отсутствия (болезнь, наряд на работы и т.п.). При посещении взвода кем-либо из офицерского состава подается команда «Встать, смирно!», заместитель командира взвода докладывает о количестве присутствующих и отсутствующих, причинах их отсутствия, называется учебная дисциплина, к которой осуществляется подготовка. Несмотря на то, что данная процедура несколько отвлекает курсантов от процесса обучения, она имеет важный воспитательный характер, приобщающий их к правилам поведения, действующим в структурных подразделениях по месту их будущей службы.

Однако на заместителя командира взвода и командиров отделений возлагается обязанность по контролю за соблюдением всеми курсантами установленных правил поведения при проведении учебных занятий. Курсантам запрещается покидать аудиторию, хаотично перемещаться в её пределах, отвлекать других от процесса обучения. Помимо очевидного запрета на употребление продуктов питания, курение и т.п., с развитием информационных технологий в последнее время все более актуальным становится вопрос об использовании ими технических средств связи (персональных, планшетных компьютеров, сотовых телефонов и др.). С одной стороны, при рациональном подходе посредством их использования можно достичь наибольших результатов в наименьший промежуток времени, с другой - свести к нулю самостоятельную подготовку как вид учебного занятия. Зачастую под предлогом необходимости выполнения курсовой работы, поиска информации для подготовки доклада и т.п. курсанты используют технические средства в развлекательных целях. Следует также обратить внимание на то, что курсанты обучаются на бюджетной основе и не должны оплачивать интернет-ресурсы, в целях достижения образовательных задач. В настоящее время практически во всех образовательных организациях имеются специализированные компьютерные классы с выходом в Интернет, библиотеки, в т.ч. с доступом к цифровым источникам информации, гарантирующие бесплатный доступ к любой информации под контролем специалиста. Таким образом, можно сделать вывод, что использование личных технических средств при проведении самостоятельной подготовки без контроля со стороны преподавателя приводит к существенному понижению качества образовательного процесса.

Морозова А.Л., Морозов А.С. Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов ...

Достоинством аудиторной формы самостоятельной подготовки является возможность осуществления преподавателем группового контроля при подготовке к его занятиям, возможность дать рекомендации, разъяснения, провести дополнительные консультации и т.п.

Зачастую во время самостоятельной подготовки курсанты выполняют иные задачи: посещают спортивные, творческие секции, исправляют текущие неудовлетворительные оценки и т.п., что приводит к уменьшению объёма оставшегося времени. В целях продуктивной подготовки к занятиям за короткое время эффективным представляется метод группового обсуждения отдельно взятых тем по результатам кратких, доступных сообщений курсантов, являющихся более компетентными в данных вопросах (можно назвать их «экспертами»). Применение такого метода позволяет достичь одновременно нескольких целей: «эксперт» доводит до автоматизма уровень воспроизводства информации, убеждая остальных, более глубоко понимает тему сам; слушающие его воспринимают информацию в краткой, доступной для понимания форме, не искаженной витиеватостями научных и учебных текстов. Предположим, что при подготовке к экзамену требуется разобрать 50 вопросов в группе численностью 25 человек. На изучение одного вопроса требуется 30 минут. При традиционном способе подготовки и качественном, ответственном подходе курсанта, освоение всего курса займет у него 25 часов. В подавляющем же большинстве случаев всеми курсантами осваиваются лишь первые 15-20 вопросов из предложенного перечня, на оставшиеся не остается ни сил, ни времени.

В случае, если каждый из обучаемых возьмет для глубокого усвоения и осмысления по два вопроса, на каждый из которых он потратит в два раза больше времени, чем при традиционной подготовке, это займет у него два часа. Для ознакомления окружающих с содержанием данных вопросов каждому из экспертов необходимо по 10 минут. Таким образом, итоговое время для повторения всей учебной дисциплины в группе сокращается примерно до 10 часов.

Таким образом, очевидно, что сегодня существуют определенные трудности в процессе организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях. Для их решения мы предлагаем больше внимания уделять следующим вопросам.

1. Внедрение дистанционных образовательных технологий.

2. Разработка подробных методических рекомендаций по организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей.

3. Применение современных методов обучения, в частности, метода опережающего воздействия.

4. Проведение самостоятельной подготовки курсантов в небольших аудиториях.

Список литературы

1. Аужанова, Н. Б. Самостоятельная работа студентов в системе их методической подготовки // Педагогика и современность. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 14-18.

2. Ахрименко, З. М., Пащевская, Н. В., Ахрименко, В. Е. Организация самостоятельной работы студентов как необходимое условие повышения качества подготовки специалиста // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 28. - С. 102-107.

3. Бражников, М. Ю. Некоторые методические и воспитательные особенности преподавания дисциплины «История государства и права зарубежных стран» у курсантов учебных заведений ФСИН России (на примере Кузбасского института ФСИН России // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2014. - № 1 (18). - С. 127-132.

4. Давыденко, В. А. Самостоятельная работа студентов - важное направление в подготовке конкурентоспособных специалистов // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 6. - С. 70-73.

5. Дворцов, В. Б., Силенков, В. И. Научно-исследовательская работа курсантов как средство формирования профессиональных компетенций по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 2 (31). - С. 78-81.

6. Калимуллин, Ф. М. Управление самостоятельной работой студентов как условие повышения качества их подготовки // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 39-43.

7. Костюкова, Т. А., Морозова, А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов : монография. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 119 с.

8. Маркова, Н. Г. Организация самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 1 (39). - С. 103-106.

9. Морозов, А. С. Конституционное (государственное) право России : учебное пособие. -Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. - 72 с.

10. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. - М.: Педагогика, 1978. - 78 с.

11. Полицинская, Е. В., Полицинский, Е. В. К организации опережающей самостоятельной работы студентов при подготовке к лекционным занятиям // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 1 (26). - С. 236-239.

12. Упоров, А. Г., Ивашко, Н. Н. Применение профессионально-ориентированных образовательных технологий обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России // Вестник Кузбасского института. - 2012. - № 4 (12). - С. 118-121.

13. Шаламов, В. В. Развитие познавательной компетентности обучающихся в процессе самостоятельной работы : монография. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.