многие выпускники кадетских корпусов добились больших успехов, как на военном, так и гражданском поприщах, получили признание своих талантов в служении России. Необходимо использовать положительный опыт патриотического воспитания кадетских корпусов дореволюционной России в сегодняшних образовательных организациях.
Список литературы
1. Буковская, Т. И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 162 с.
2. Ваулин, А. М. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах // Офицерская жизнь. - 1910. - № 212-213.
3. Волков, А. С. Кадеты России. Исторический аспект // Формы и методы патриотического воспитания молодежи. Региональный аспект : тезисы докладов региональной научно-практической конференции: октябрь 1996 г. / под ред. Н.И. Булаева; Ряз. обл. ин-т развития образования; Комитет по образованию и молодежной политике администрации Ряз. обл. - Рязань, 1996. - 101 с.
4. Волков, С. В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
5. Герштенцвейг, В. О. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе. - СПб.: Березовский, 1911. - 36 с.
6. Глинка, Ф. Н. Письма русского офицера / сост., текстол. подгот., примеч. и послесл. С. Серкова. - М.: Воениздат, 1987. - 383 с.
7. Иванов, А. В. Воспоминания о воспитании в Горном кадетском корпусе 1815-1822. - СПб., 1859. - 280 с.
8. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1905. - 120 с.
9. К вопросу о воспитании в кадетском корпусе // Педагогический сборник. - 1910. - № 1. - С. 1-21.
10. Кульчинский, В. Г. Жизнь кадет: сборник сведений для родителей, опекунов и офицеров-воспитателей. - СПб.: В. Березовский, 1911. - 24 с.
11. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта, 1882-1917 гг.) : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997. - 199 с.
12. Меньшов, В. М. Российские кадеты: к 270-летию кадетских корпусов. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. - 336 с.
13. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: высочайше утверждено 24 декабря 1848 г. - СПб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1849. - 185 с.
14. Олейников, В. С., Козырев, С. А. Патриотизм советских людей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - важнейший фактор победы и воспитания молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - C. 18-22.
15. Ткаченко, Т. В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 216 с.
16. Тургеньев, И. С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе / вступ. ст. и прим. А. Чечерина. - М.: Худож. лит., 1981. - 608 с.
17. Фисенко, С. Я. Из быта кадетских корпусов // Педагогический сборник. - 1914. - № 1.
18.Харламов, В. И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке // Военно-исторический журнал. - 1999. - № 3.
19. Центральный государственный архив Российской армии. - Ф. 62. - Оп. 1. - Д. 1156. - Л. 7.
УДК 378.147
А.В. Костюк*, А.И. Примакин**
Информационная поддержка образовательного процесса
В статье авторы обосновывают необходимость внедрения в образовательную деятельность образовательной оргаизации информационного обеспечения, предлагают модель организации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также обосновывают модель электронного учебно-методического комплекса как элемента информационной поддержки образовательного процесса.
Ключевые слова: информационная поддержка образовательного процесса, модель информационного взаимодействия, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс.
* Костюк, Анатолий Владимирович, профессор кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru.
** Примакин, Алексей Иванович, начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: a.primakin@mail.ru.
Kostyuk, Anatoly Vladimirovich, professor of chair of informatics and mathematics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Cand.Tech.Sci. the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Piljutov street, 1. E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru.
, Primakin, Alexey Ivanovich, head of the Department of information technologies of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, doctor of technical Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov street, 1. E-mail: a.primakin@mail.ru. © Костюк А.В., Примакин А.И., 2016
A.VKostuk*,A.I.Primakin**. Information support of the educational process. The authors justify the need to introduce into the educational activities of the higher éducation institution providing information, provide a model of the organization of information exchange between the participants of the educational process, as well as substantiate the model of electronic educational complex as part of the information support of the educational process.
Keywords: information support of educational process, the model of information interaction, electronic educational resources, electronic educational-methodical complex.
Система высшего образования, в т.ч. и военная (ведомственная), в настоящее время развивается в условиях интенсивного влияния информационных процессов на общество. При этом непосредственно развитие можно охарактеризовать динамичным внедрением в образовательную среду различных образовательных технологий и инновационных методов. Государственная политика России в области образования, сформулированная в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., направлена на рассмотрение возможности широкомасштабного применения современных информационно-телекоммуникационных технологий, в т.ч. и специализированных электронных сред, позволяющих объединить информационные потоки, в которых обрабатывается и накапливается дидактический учебный материал. Следует особо отметить, что дидактический материал должен быть адаптирован к использованию на технических средствах, широко применяемых в образовательных организациях.
В настоящее время существует определенная проблема в корректной оценке всестороннего обеспечения образовательного процесса в условиях, когда происходит массовое насыщение образовательной деятельности информационными ресурсами и техническими устройствами.
Анализ научной литературы и проведённые исследования свидетельствуют, что применение электронных информационно-образовательных ресурсов, баз данных и информационных телекоммуникаций является одним из основных направлений для информационной поддержки образовательного процесса, создания реальных условий для удаленного доступа преподавателей и обучающихся к научной и образовательной информации [1; 2].
Исследования показывают, что информационная поддержка деятельности образовательной организации МВД России способствует решению следующих основных задач: 1) обеспечение эффективного управления образовательной организацией; 2) организация образовательного процесса на уровне, который обеспечил бы заданное качество профессиональной подготовки специалистов; 3) научно-техническая поддержка научных исследований и подготовки педагогических и научных кадров; 4) обеспечение ведущих позиций образовательной организации, повышение её авторитета и привлекательности в глазах командования, потенциальных абитуриентов и общественности.
Информационная поддержка способствует созданию устойчивого доступа преподавателям, слушателям и курсантам к научной и образовательной информации, которая связана с реализацией образовательной программы, и формированию новых форм отношений между преподавателями и слушателями как в процессе обучения, так и при неформальных контактах вне учебного процесса [3].
Информационная поддержка образовательного процесса способствует созданию для слушателей и курсантов новых возможностей: 1) доступ в образовательный портал образовательной организации, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение; 2) общение с преподавателями по электронной почте; 3) доступ к базе данных успеваемости; 4) участие в телеконференциях по каждому изучаемому курсу; 5) общение с курсантами своего курса (группы) с помощью сетевого взаимодействия; 6) консультации у преподавателя в режиме on-line и ряд других возможностей.
Информационная поддержка деятельности образовательной организации МВД России способствует также достижению ряда образовательных целей: 1) формирование профессиональных компетенций; 2) формирование современного научного и профессионального мировоззрения и информационной культуры будущих специалистов внутренних войск; 3) реализация творческого потенциала и развитие личности [4].
Определённые требования к развитию информационной поддержки образовательного процесса накладывают и нормативные документы. В федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что информационное и учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана и информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий [1].
В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006, «электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [5].
Структура, содержание, методы и средства применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных средах.
Для эффективного использования электронных образовательных ресурсов важным является выбор модели информационных ресурсов и потребителей, т.е. выбор способа организации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса, который обеспечивается через пользовательский интерфейс. Реализация интерфейса осуществляется применяемыми техническими и программными средствами. Например, по количеству участников
информационного взаимодействия может быть предложены следующие способы общения: «к-одному», «один-с-одним», «один-всем», «все-с-одним», «все-со-всеми».
Потребителями научной и образовательной информации, которая циркулирует в процессе обучения, являются обучаемый, группа обучаемых и, естественно, преподаватель, деятельность которого связана с управлением образовательной деятельностью, разработкой и наполнением используемых информационных ресурсов. С учётом приведенных замечаний модель взаимодействия информационных ресурсов и потребителей может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель взаимодействия информационных ресурсов и потребителей
Предлагаемая схема представляет собой обобщенную модель взаимодействия пользователей с информационными ресурсами. Из неё, в частности, видно, что отдельный обучаемый посредством реализуемых коммуникационных интерфейсов располагает доступом ко всем информационным ресурсам, может поддерживать связь с преподавателем и слушателями своей группы; он, кроме того, обладает возможностью создавать wiki-ресурс. Информационные каналы, по которым поступает образовательная информация от неинтерактивных и Шегпе^ресурсов, являются однонаправленными, а каналы взаимодействия с интерактивными ресурсами и коммуникации субъектов образовательного процесса - двунаправленными. Преподаватель обладает возможностью информационного взаимодействия в ходе проведения занятия, управления образовательной деятельностью как одного обучаемого, так и группы обучаемых посредством информационных каналов, а опосредованно через учебный сайт. Наконец, группе обучаемых предоставлена возможность принимать информацию от преподавателя в режиме передачи, поддерживать общение с ним в рамках консультаций или общих обсуждений. Допустимо также информационное взаимодействие обучаемых между собой и совместная работа над wiki-ресурсом.
Предлагаемая модель информационного взаимодействия является достаточно общей и не накладывает содержательных ограничений, поэтому построенная на её основе электронная информационная среда может быть наполнена контентом по любой учебной дисциплине. В модели информационные источники не связаны жестко друг с другом, что предоставляет возможность преподавателю обращаться к тому или иному информационному источнику. Кроме того, структурная схема модели допускает её расширение отношении других средств коммуникации или электронных образовательных ресурсов. Разработка электронных образовательных ресурсов в современных условиях является важнейшей составляющей процесса создания информационного обеспечения образовательного процесса. Разрабатываемые электронные ресурсы должны быть интерактивны и ориентированы на реализацию требований ФГОС высшего образования.
Совокупность систематизированных по дидактическим функциям, по уровням образования, по адресности использования современных информационных образовательных ресурсов как печатного, так и электронного исполнения представляет собой учебно-методический комплекс [6].
Важно отметить, что для эффективной организации образовательного процесса, осуществляемого в электронной информационно-образовательной среде, в современных условиях необходимы дидактически обоснованные и разработанные учебно-методические комплексы. Следуя принятой классификации по функции, осуществляемой в образовательном процессе, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) является одним из видов ЭОР [7]. Согласно государственному стандарту, ЭУМК - это «структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов [5].
Проведённые исследования позволяют утверждать, что наличие ЭУМК способствует использованию электронного обучения в ходе подготовки различных категорий обучаемых, что отвечает требованиям информационного общества и потребности в качественной подготовке офицеров для ОВД [6; 7; 8]. Структура и содержание ЭУМК зависят от специфики самой дисциплины, а также от организации образовательного процесса. Результаты исследования свидетельствуют, что добавление в ЭУМК различных по своему назначению ЭОР обеспечивает значительное расширение его
дидактического потенциала и вариантов взаимодействия с ним субъектов образовательного процесса [8]. К структурным элементам ЭУМК относятся: учебная программа; учебник, учебное пособие, курс лекций, лабораторный практикум, представленные в электронном виде; пакеты прикладных программ; система контроля знаний и др. Электронный учебно-методический комплекс следует рассматривать как дидактическую систему, которая позволит военному педагогу, используя информационную поддержку образовательного процесса, реализовать целостную технологию обучения [7].
Рассмотрим структуру подобного комплекса на примере учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», разработанного в образовательной организации МВД России [8]. Комплекс представляет собой целостную систему программных средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и предоставление учебной, нормативной и другого рода информации как преподавателю, так и курсантам в соответствии с используемой технологией обучения. Все элементы ЭУМК логически связаны между собой, имеют целостную информационную платформу и разрабатываются в рамках единой концепции подготовки будущих офицеров в образовательной оргаизации. При проектировании комплекса предусматривается возможность его использования в компьютерных сетях образовательной организации. В дидактический комплекс на системной основе были включены: нормативные документы, информационное обеспечение, система контроля и оценки знаний курсантов.
Рабочая программа реализует требования ФГОС ВО и является нормативным документом, который определяет назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки военного специалиста, её содержание и структурное построение. Тематический план конкретизирует содержание, методическое построение и организацию изучения учебной дисциплины. Для реализации логической последовательности изучения разделов и тем разрабатывается структурно-логическая схема изучения дисциплины. Взятые за основу нормативные документы в электронном виде имеют гипертекстовую структуру и взаимосвязь со всеми элементами дидактического комплекса.
Следующий элемент дидактического комплекса - информационное обеспечение, включающее в себя две основные составляющие: информационное обеспечение деятельности преподавателя и информационное обеспечение деятельности курсантов. Структурно информационное обеспечение представлено в виде дидактически взаимосвязанных и взаимодополняющих частей.
Информационное обеспечение деятельности преподавателя является важнейшей составной частью дидактической системы, и его содержание соответствует целям профессиональной подготовки военного специалиста. Дидактически оно связано с содержанием других элементов комплекса и ориентировано на широкое использование в учебном процессе форм и методов, определяемых реализуемой технологией обучения [6].
Информационное обеспечение деятельности преподавателя включает: 1) электронные учебные материалы; 2) методические указания на проведение всех видов занятий; 3) дидактические материалы; 4) материалы и указания на проведение всех видов контроля.
Информационному обеспечению деятельности курсантов отводится одна из важнейших ролей по активизации и управлению познавательной деятельностью слушателей и курсантов при поэтапном достижении целей обучения; развитию творческого мышления с учётом индивидуальных особенностей; обеспечению возможности выбора способов обучения в зависимости от целей и сложности решаемых учебных задач.
Информационное обеспечение деятельности курсанта включает в себя: 1) компьютеризированный учебник, учебные и учебно-методические пособия, информационно коммуникационные системы; 2) методические указания и задания на самостоятельную работу; 3) задания и рекомендации на компьютерный практикум; 4) методические рекомендации и задания на курсовую работу; 5) методические рекомендации по подготовке к экзамену.
Для реализации контрольно-оценочных функций в состав ЭУМК включена система оценки и контроля знаний и умений курсантов. Контрольно-обучающая программа представляет собой сетевую инструментальную оболочку, которая хранится на сервере и может быть доступна в любое время с любого автоматизированного рабочего места.
Результатом работы педагога при проектировании и конструировании технологии обучения с использованием ЭУМК является логическая структура, объединяющая дозирование учебного материала и контрольных заданий и описание дидактического процесса в виде пошаговой последовательности действий с указанием очередности применения элементов ЭУМК.
Предложенный подход не противоречит и не подменяет классическую систему образования, а стремится дополнить и расширить возможности учебно-воспитательного процесса, высвободить время, затрачиваемое на поиск информации, и выстроить логическую последовательность реализации требований ФГОС ВП и квалификационных требований к выпускнику образовательной организации.
Реализация комплексного использования информационного обеспечения образовательного процесса позволяет сделать вывод, что данный подход в условиях информатизации высшей школы заслуживает внимания, поскольку результаты изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» увеличились на 12-15 %, а уровень остаточных знаний, навыков и умений оказался выше на 7 %.
Таким образом, использование в образовательном процессе информационно обеспечения позволяет: 1) индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения; 2) активизировать познавательную деятельность слушателей и курсантов; 3) реализовывать в ходе образовательного процесса индивидуальный темп усвоения учебного материала слушателями и курсантами при
достаточно высокой их мотивации; 4) производить оперативный контроль хода усвоения знаний, формирования навыков и умений; 5) оперативно определять уровень подготовки как отдельных обучаемых, так и группы в целом, что способствует коррекции обучения.
Список литературы
1. Костюк, А. В., Бобонец, С. А. Информационное обеспечение образовательного процесса в условиях информатизации общества // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012 - Вып. 1. - 2012.
2. Примакин, А. И. Практический опыт применения инновационных технологий при подготовке сотрудников в области обеспечения защиты информации правоохранительных органов // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. - Вып. 2. - 2012. - С. 90-92.
3. Примакин, А. И. Методика применения новых информационных технологий для повышения эффективности самостоятельной подготовки курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России // Организация профессиональной подготовки в условиях совершенствования кадровой политики МВД России : материалы учебно-методического сбора, Санкт-Петербург, 10-12 января 2013 года / сост. Кочин А.А., Кустов П.В., Пронина Е.Ю. и др.: - СПб.:Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013.- С. 290-295.
4. Власова, Е. З. Дидактический потенциал технологий электронного обучения // Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 1. - С. 113-116.
5. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. - М.: Стандартинформ, 2011.
6. Костюк, А. В., Бобонец, С. А. Особенности информационного обеспечения образовательного процесса (статья) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 1 (65). - С. 152-156.
7. Костюк, А. В., Черных, А. К. Формирование электронной образовательной среды вуза // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г. в 13 частях. - Ч. 3. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 51-53.
8. Информатизация и автоматизация образовательной деятельности военных институтов внутренних войск МВД России : отчёт о научно-исследовательской работе. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. - 253 с.
УДК 378
А.Л. Морозова *
Организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов образовательных организаций ФСИН России
В статье автор рассматривает актуальные вопросы проектирования и практического применения организационно-педагогических условий развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: курсанты, иностранный язык, организационно-педагогические условия, иноязычная коммуникативная компетентность курсантов.
A.L. Morozova*. Organizational-pedagogical conditions of development of the foreign language communicative competence of cadets of departmental universities. The author views modern issues of the design and practical usage of organizational and pedagogical conditions of the development of the foreign language communicative competence of cadets of departmental universities.
Keywords: cadets, foreign language, organizational and pedagogical conditions, foreign language communicative competence of cadets.
Современный этап развития отечественного общества характеризуется наличием постоянных изменений в социально-экономической и политической жизни в рамках развития единого образовательного пространства и реализации федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения (далее - ФГОС), что, безусловно, актуализирует необходимость пересмотра организационно-педагогических условий языковой подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций с учетом направления их подготовки.
* Морозова, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: llg04@yandex.ru.
* Morozova, Anna Leonidovna, PhD, senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: llg04@yandex.ru.
© Морозова А.Л., 2016