Морозов А. С., Морозова А. Л. Отдельные вопросы реализации курсов повышения квалификации..
УДК 378
А. С. Морозов, А. Л. Морозова
МОРОЗОВ Алексей Сергеевич
Преподаватель ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России
Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49
Тел.: 8 (913) 078-67-24 E-mail: morozovlalex@gmail.com
MOROZOV Alexey Sergeyevich
Lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service
Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str., 49
Ph.: +7 (913) 078-67-24 E-mail: morozovlalex@gmail.com
МОРОЗОВА Анна Леонидовна
Доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49 Тел.: 8 (905) 967-95-20 E-mail: llg04@yandex.ru
MOROZOVA Anna Leonidovna
Senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service, Candidate of Pedagogical Sciences Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49 Ph.: +7 (905) 967-95-20 E-mail: llg04@yandex.ru
Отдельные вопросы реализации курсов повышения квалификации научно-педагогического состава образовательных организаций высшего образования
Specific issues relating to the realization of training courses of the teaching staff of educational institutions of higher education
В статье авторы рассматривают проблему реализации курсов повышения квалификации научно-педагогического состава образовательных организаций высшего образования. Авторы основываются на анализе собственного практического опыта реализации курсов повышения квалификации в условиях ведомственной образовательной организации высшего образования. Ключевые слова: повышение квалификации, образовательная организация высшего образования, преподавание.
The authors view the problem of realization of training courses of the faculty of educational institutions of higher education. The authors are based on the analysis of own practical experience in the implementation of training courses in terms of the departmental University. Keywords: training courses, higher education, teaching.
Известно, что человек, занимающийся любой профессиональной деятельностью, должен регулярно проходить курсы повышения квалификации. В данной статье речь пойдёт о повышении квалификации работников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по должностной категории «Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего образования ФСИН России» (далее - ДПП) и об организационно-педагогических условиях реализации соответствующей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников УИС по вышеуказанной должностной категории.
Перед коллективом Кузбасского института ФСИН России была поставлена задача разработать и реализовать ДПП повышения квалификации работников УИС по должностной категории «Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего образования ФСИН России» [1]. Сразу укажем, что при разработке этой программы были учтены требования положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также требования методических рекомендаций и разъяснений по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций») и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
При проектировании ДПП разработчики провели анализ работ по актуальным проблемам профессиональной
(33 гъ
0
н
1
s *
С
р *
н
СТ\
у тз
м
о «
о м
0 у
1 S X
S н гъ
н р
(33
J3
Р
о о г S S
о
подготовки сотрудников УИС. Анализ научной литературы и педагогического опыта показал, что сегодня востребованными признаются вопросы, затрагивающие проблему формирования у обучаемых предметной системы знаний, а также усвоения теоретических положений профессионально-ориентированных дисциплин. Отметим, что в последние годы в педагогической практике образовательных организаций высшего образования акцент сместился с теоретической на практическую направленность процесса обучения, другими словами, на приобретение обучающимися и использование ими полученных знаний в реальной практической ситуации, что было учтено при создании ДПП.
Считаем необходимым упомянуть, что при проектировании модуля ДПП «Субъекты образовательного процесса» было учтено, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется психологической подготовке обучающихся в ведомственных образовательных организациях, а именно, развитию и совершенствованию навыков эмоционально-волевой регуляции, владению психологическими механизмами защиты от психоэмоциональных нагрузок в процессе служебной деятельности, наконец, формированию у курсантов потребности духовного становления и развития.
Уточним, что актуальность разработки и реализации повышения квалификации научно-педагогического состава (далее - НПС) ведомственных вузов ФСИН по указанной тематике обусловлена и тем фактом, что часть сотрудников изначально не имеет педагогического образования. Именно поэтому мы считаем, что ДПП нацелена на систематизацию теоретических сведений НПС по общим основам педагогики, теории обучения, педагогическим технологиям, педагогическому мониторингу результатов обучения курсантов с учётом положений действующего профессионального стандарта педагога и современных тенденций обучения в высшей школе. В указанную программу был включён практико-ориентированный модуль, связанный с непосредственным использованием современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательной деятельности. Введение модуля «Информационные технологии в образовательной деятельности» в ДПП также
Педагогика
с^ продиктовано требованиями профессионального стандарта 2 педагога, где указанно, что педагог должен не только владеть, ^ но и применять ИКТ в профессиональной деятельности.
Итак, ДПП представляет собой определённый интегри-^ рованный курс с внутренним делением на относительно само-^ стоятельные тематические модули («Входное тестирование», ^ «Разработка основных образовательных программ высшего ^ образования и дополнительных профессиональных программ», у «Педагогические технологии в образовательном процессе вуза», ^о «Субъекты образовательного процесса», «Информационные технологии в образовательной деятельности», «Итоговая ^ аттестация»), обладающие междисциплинарными связями. ;>| Тематика и содержание модулей нацелены на организацию се работы слушателей по осмыслению основных современных за-5 дач, стоящих сегодня перед преподавателем высшей школы, на § систематизацию теоретических знаний и, наконец, на формиро-¡^ вание и совершенствование психолого-педагогических умений ^ НПС, особенно у тех, кто не имеет педагогического образования. 8 Таким образом, целью реализации повышения ква-
лификации работников УИС по должностной категории ° «Профессорско-преподавательский состав образователь-° ных организаций высшего образования ФСИН России» ^ выступает развитие и совершенствование компетентности ^р НПС ведомственных образовательных организаций ФСИН ю России в сфере преподавания учебных курсов, дисциплин &1 (модулей), а также разработка научно-методического обе-5 спечения реализации курируемых учебных курсов, дисци-^ плин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, ^ магистратуры и (или) ДПП. Заранее оговорим, что данная И ДПП была реализована на базе ФКОУ ВО «Кузбасский ин-и ститут ФСИН России» в сентябре 2016 г. и феврале 2017 г. « Достижение заявленной цели предусматривает реше-
д ние следующих задач:
о - систематизация, расширение и углубление психолого-
р^ педагогических знаний о сущности и реализации преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП в ведомственной образовательной организации, в т.ч. современных образовательных технологий, форм и методов обучения, а также приёмов организации деятельности обучающихся;
- совершенствование умения создания научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП в ведомственной образовательной организации;
- развитие и совершенствование умения моделирования образовательного процесса в высшей школе с использованием современных технических средств обучения, возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, информационно-коммуникационных технологий, более того, электронных образовательных и информационных ресурсов;
- развитие умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с курсантами;
- систематизация знаний и совершенствование умений в области применения современных оценочных средства.
Добавим, что обучение по этой ДПП осуществлялось в очной форме. При организации обучения были использованы различные формы проведения учебных занятий, такие как лекции, семинары, практические занятия, проведение круглых столов, самостоятельная работа и др. Более того, для получения чёткого представления об уровне сформирован-ности заявленных в ДПП компетенций учебным планом ДПП было предусмотрено прохождение входного, промежуточного контроля теоретических знаний с выставлением дифференцированной отметки и итоговой аттестации (защита проекта).
Обратимся к описанию составляющей части ДПП. Ранее мы указали, что повышение квалификации началось с проведения входного контроля (тестирования), нацеленного на установление начального уровня знаний слушателей (НПС), что необходимо для дальнейшего успешного освоения материала ДПП. К данным знаниям разработчики ДПП отнесли знание НПС нормативной базы планирования и реализации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования.
На основе полученных сведений об уровне первоначальных знаний слушателей нами был реализован модуль «Разработка основных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ». В данном разделе ДПП слушатели курса имели возможность познакомиться с:
- содержанием и структурой ФГОС ВПО и ФГОС ВО;
- стандартом как совокупностью требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки по соответствующей специальности и / или направлению подготовки;
- требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста;
- требованиями к реализации ФГОС ВПО и ФГОС ВО в условиях образовательного процесса ведомственной образовательной организации;
- разработкой рабочей программы по учебной дисциплине (модулю);
- законом «Об образовании в Российской Федерации» и т.д.
Изучение данных вопросов, как показали отзывы
слушателей по итогам проведения курсов повышения квалификации, позволило систематизировать и углубить знания НПС об особенностях организации образовательного процесса по вышеуказанным программам, более того, совершенствовать их профессиональную компетентность в области преподавания по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
В ходе изучения модуля «Педагогические технологии в образовательном процессе вуза» нами были затронуты вопросы:
- особенности организации образовательного процесса по программам;
- интегративные возможности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе ведомственной образовательной организации;
- актуальные методы и формы организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования и их содержание и т.д.
Слушатели подчеркнули актуальность и востребованность данного модуля, т.к. он позволил им не только освежить, но и систематизировать собственные знания в области методики преподавания, что было особенно полезно и необходимо для не имеющих педагогического образования. Знакомство с актуальными и современными методами и формами организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования и с их содержанием было нацелено на оптимизацию процесса достижения заявленных во ФГОС ВО и ФГОС ВПО результатов освоения обучающимися ООП и отдельных учебных дисциплин.
Следующим модулем указанной ДПП выступил модуль «Субъекты образовательного процесса».
Н.В. Климова (один из разработчиков ДПП) справедливо полагает, что залогом успеха решения данного вопроса является владение преподавателями ведомственной образовательной организации психолого-педагогическими знаниями преподавательской деятельности [2]. Укажем, что знание преподавателями образовательной организации высшего образования психологических особенностей развития личности обучаемого позволяет лучше понимать как себя, так и своих обучающихся. Таким образом, психологическая подготовка, осуществляемая в ходе реализации ДПП, позволяет выявлять психологические свойства, состояния, отношения, направленность и особенности познавательной, эмоциональной и волевой сферы курсантов ведомственной образовательной организации. Мы разделяем мнение Н.В Климовой о том, что психолого-педагогические знания помогают преподавателю ведомственной образовательной организации оптимально организовать образовательный процесс, выбирать правильные методы, формы, приёмы и средства обучения, устанавливать психологический контакт с обучающимися, а также организовывать взаимодействие и общение всех участников образовательного процесса в ходе учебной деятельности, наконец, оказывать психолого-педагогическое воздействие, осуществлять педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности обучающихся, формируя у них положительную мотивацию и потребность в профессиональном и личностном саморазвитии.
Модуль «Информационные технологии в образовательной деятельности» был нацелен на изучение назначения и области применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе образовательной организации высшего образования, с учетом требований ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Добавим, что данный модуль затрагивал следующие вопросы использования возможностей дистанционных
Морозов А. С., Морозова А. Л. Отдельные вопросы реализации курсов повышения квалификации...
образовательных технологий в образовательном процессе ведомственного вуза.
1. Использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательном процессе ведомственной образовательной организации (платформа Moodle, Google - диск, формы, презентации) на очных и заочных формах обучения.
2. Планирование и конструирование образовательного процесса по учебной дисциплине (модулю) посредством Дот.
3. Анализ, оценка качества и педагогической эффективности электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР).
4. Открытые коллекции ЭОР. ЭОР как средство учебной деятельности.
5. Проектирование учебных заданий на приобретение и интеграцию знаний на основе мультимедиа- и Интернет-ресурсов.
Слушатели курса отметили, что освоение данного модуля ДПП позволило им получить новые знания о возможностях применения ИКТ в образовательном процессе вуза, более того, совершенствовать навыки проектирования занятий с их применением.
Необходимо уточнить, реализация данной ДПП предполагала наличие самостоятельной работы слушателей. Авторы ДПП полагают, что совершенствование заявленных в программе компетенций возможно в том случае, если обучающийся активно работает на аудиторных занятиях и систематически занимается во время самостоятельной работы [3]. Для формирования прочных навыков и развития умений во время самостоятельной работы слушателям необходимо было выполнить ряд заданий, соответствующих тематике модулей. Некоторые задания приведены ниже.
1. Проанализируйте текущую рабочую программу по преподаваемой дисциплине на соответствие требованиям ФГОС ВПО.
2. Составьте методические рекомендации по использованию современных методов и форм обучения (1 метод и 1 форма на выбор обучающегося).
3. Составьте глоссарий по теме 1 модуля 3.
4. Составьте презентацию электронного сопровождения занятия и пр.
В качестве итоговой аттестации проводилась защита аттестационной работы. Данная аттестация направлена на контроль уровня сформированности у слушателей ДПП психолого-педагогической компетенции по запланированным в программе результатам обучения. Добавим, что аттестационная работа представляла собой проект (далее - работа, проект), под которым нами понимается разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Проект должен быть выполнен слушателями самостоятельно и отличаться актуальностью, а также практической направленностью (применим в процессе реализации обучения по одному из модулей/дисциплин ООП, действующих в ведомственной образовательной организации). В проекте должны присутствовать анализ литературы по теме проекта, он должен отличаться логикой изложения, убедительностью представленного фактического материала, наконец, аргументированностью выводов и обобщений. Окончательная тематика работ определялась слушателями самостоятельно с учётом тем модулей ДПП и профессиональных интересов и потребностей слушателя.
Таким образом, выполнение слушателями проекта позволило отследить уровень сформированности заявленных в ДПП компетенций в области:
1) разработки научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей)
по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры щ и (или) ДПП; с
2) преподавания учебных курсов, дисциплин (моду- ^ лей) по программам бакалавриата, специалитета, магистра- и туры и (или) ДПП. С
Проект должен быть выполнен слушателями самосто- р ятельно и отличаться актуальностью, а также практической к направленностью (применим в процессе реализации об- -учения по одному из модулей/дисциплин ООП, действу- Я ющих в ведомственной образовательной организации). В е проекте обязателен анализ литературы по теме проекта, он тз должен отличаться логикой изложения, убедительностью у представленного фактического материала, наконец, аргу- г ментированностью выводов и обобщений. Окончательная к тематика работ определялась слушателями самостоятельно г с учётом тем модулей ДПП и профессиональных интересов у и потребностей слушателя. к
Более того, по результатам проведения итоговой атте- в стации было отмечено увеличение первоначального уровня р данной компетентности (по сравнению с результатами и входного контроля) на 67 %, что свидетельствует как об эф- е фективности реализации ДПП, так и о необходимости её ре- а ализации в ведомственных образовательных организациях. м Нам было интересно узнать впечатления слушателя щ курсов Морозова А.С., которые приведены ниже. &
Вступление в силу новых федеральных стандартов р организации учебно-методической работы в образова- с тельных организациях высшего образования в равной И степени застает врасплох как опытных, так и начинающих & педагогов, что в свою очередь требует совершенствования & их профессионального мастерства. В этой связи бесцен- ( ным представляется приобретенный опыт формирования 5 учебно-методических комплексов по учебным дисци- & плинам, структурирования и систематизации рабочих 0 программ, надлежащего оформления планов учебных 7 занятий и т.д.
Немаловажным опытом для каждого педагога является погружение в положение обучаемого, примерка относительно новой для себя, хорошо забытой роли студента. В ходе обучения профессорско-преподавательскому составу института пришлось на себе испытать новейшие образовательные технологии, концепции и методы обучения, которые в дальнейшем получили своё воплощение уже при проведении собственных лекционных, семинарских и практических занятий, организации самостоятельной подготовки обучаемых. «Взгляд со стороны» позволил пересмотреть применяемые каждым преподавателем приёмы и способы обучения, скорректировать работу с обучаемыми, в т.ч. в направлении повышения уровня интерактивности образовательного процесса.
Итогом проведения курсов повышения квалификации научно-педагогического состава стало достижение вполне ожидаемых результатов: формирование, закрепление и преумножение знаний, умений и навыков педагогов по реализации компетентностного подхода в образовательной организации высшего образования. Обращает на себя внимание тот факт, что, независимо от наличия или отсутствия базового педагогического образования преподавателей, курсы повышения квалификации доказали свою эффективность и результативность по отношению к каждому из участников. Необходимость проведения подобного рода мероприятий обусловлена высокими темпами развития отечественной педагогической науки, неизбежным устареванием методик осуществления образовательного процесса, в результате чего и «новички», и педагоги со стажем вынуждены совершенствовать свои профессиональные навыки.
Таким образом, проделанная работа свидетельствует о необходимости и востребованности проведения подобного рода курсов и об их эффективности.
Список литературы
1. Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников УИС по должностной категории «Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего образования ФСИН России». - Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. - 37 с.
2. Климова, Н. В. Развитие субъектности курсантов как условие духовного становления в процессе профессиональной подготовки // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы научно-практической конференции. - Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. - С. 167-170.
3. Морозов, А. С., Морозова, А. Л. Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных вузах // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 166-170.
© Морозов А. С., Морозова А. Л., 2017