УДК 159.922.7
О.Б. Кононова
изучение социально-перцептивных образов
И СМыСЛОжИЗНЕННыХ ОРИЕНТАЦИй ПРЕДСТАВИТЕЛЕй
различных поколений, включенных в коллективную творческую деятельность
КОНОНОВА Ольга Борисовна — старший преподаватель кафедры прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения.
Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена описанию опыта изучения закономерностей развития личности в условиях коллективного взаимодействия в процессе творческой организаторской деятельности. В полной мере такие условия создает система воспитания, основанная на педагогической концепции И.П. Иванова. Цель данного исследования — выявить специфику социально-перцептивных образов человека (включая Я-образы и образы старшего товарища) и смысложизненных ориента-ций представителей разных поколений, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность. Методы исследования: методика В.Л. Ситникова «структура образа человека (иерархическая)» — СОЧ(И), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, анкета. Исследование показало, что активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой деятельности оказывает существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций, представлений о себе и других людях.
Ключевые слова
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ; КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБРАЗ СТАРШЕГО ТОВАРИЩА.
Долгое время в отечественной педагогике господствовала концепция коммунистического воспитания, в новой России не утвердилась единая точка зрения на цели и методы воспитания детей: каждый воспитатель сам решает, каких принципов придерживаться в своей работе. Подходы к воспитанию колеблются между полюсами: коллективное — индивидуальное воспитание, авторитарное — свободное, репродуктивное — творческое и т. д. В отечественной психологии прочно утвердилось представление о социально-деятельной природе личности, обретающей свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с людьми. Деятельность человека определяет весь его облик, его характер, ценности, смыслы, представления об окружающем мире, о других
людях, о себе. Таким образом, основным принципом воспитания подрастающего поколения является включение его в такую деятельность, в рамках которой будут сформированы социально желательные характеристики личности.
В данной статье мы хотели бы остановиться на описании опыта поиска психологических закономерностей развития личности в условиях коллективного взаимодействия в процессе творческой организаторской деятельности. В полной мере такие условия создает система коллективного творческого воспитания, в основе которой лежат концепция, теория и методика организации коллективной творческой деятельности, разработанные И.П. Ивановым.
Проблемы коллективного творческого воспитания — предмет научных исследова-
ний, выполненных его основоположником И.П. Ивановым [1—5] и его последователями. В.Л. Ситников отмечает, что «коммунарская методика — это сплав философских, психологических и педагогических концепций и технологий», и называет ее «методикой гармонизации личности» [6, с. 162]. Вместе с тем именно психологических исследований феномена ком-мунарской методики мало. Богатейший практический опыт воспитания подрастающего поколения в условиях детских и молодежных общественных объединений, работающих с опорой на концепцию И.П. Иванова, требует серьезного научного осознания, психологического обоснования педагогических технологий, изучения результатов коллективного творческого воспитания.
Формирование жизненных смыслов, представлений о других людях, позитивного Я-об-раза признается важной задачей семейного и школьного воспитания. Однако за рамками исследований остаются вопросы, связанные с воспитательной работой в детских и молодежных объединениях. Работа в детской общественной организации, активная включенность в ее деятельность, ощущение себя частью большого дружного коллектива значительно обогащают жизненный опыт ребенка и, изменяя его образ жизни, круг общения, способствуют формированию адекватных образов других людей, позитивного Я-образа, ведут к перестройке ценностно-смысловой сферы.
При этом особое значение в данном случае имеет старший школьный возраст. Как отмечает Л.И. Божович, к этому периоду в основном завершается процесс становления личности [7]. Старший школьный возраст является ключевым периодом жизни человека с точки зрения его жизненного самоопределения, формирования Я-образа и образа мира в целом, представлений о других людях, смыслов, ценностей, установок, жизненных принципов.
Многолетний опыт деятельности коллективов, работающих с опорой на концепцию И.П. Иванова, устойчивость традиций открывают возможности для изучения результатов воспитания не только нынешних старшеклассников, но и тех, кто принимал участие в коллективной творческой организаторской деятельности 10, 20 и 40 лет назад. Сравнение особенностей настоящих и бывших членов дет-
ского объединения позволит более детально изучить влияние данной методики на формирование личности, выявить вневременные смысловые установки.
Цель данного исследования — выявить специфику структуры и содержания образов человека (включая Я-образы и образы старшего товарища — воспитателя) и смысложизненных ориентаций старшеклассников, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность.
Гипотезы исследования:
1. Образы человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в систематическую коллективную творческую организаторскую деятельность, существенно отличаются по структуре и содержанию от образов человека и смысложизненных ори-ентаций старшеклассников, не имеющих подобного опыта.
2. Воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений (по системе, разработанной академиком И.П. Ивановым) обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников и их старших товарищей.
Для изучения особенностей развития личности, формирования социально-перцептивных образов и смысложизненных ориентаций в условиях коллективного творческого воспитания использовались методы теоретического исследования.
Для изучения структуры и содержания образов человека в сознании старшеклассников и взрослых, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность, применялась методика В.Л. Ситникова «структура образа человека (иерархическая)» — СОЧ(И) [8].
Для изучения особенностей смысложиз-ненных ориентаций у старшеклассников и взрослых, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность, применялся тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [9].
Для уточнения составов выборок и изучения отношения и опыта участия в коллективной творческой организаторской деятельности использовалась специально разработанная анкета.
С целью математической обработки данных применялись методы первичной описа-
тельной статистики и методы корреляционного анализа. При обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы «STATISTICA 6.0».
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (2007—2008) теоретический — определение проблемы исследования и выявление ее актуальности; изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в психологической литературе. Анализ состояния проблемы позволил разработать и уточнить понятийный аппарат исследования, наметить цели, задачи, методы исследования.
II этап (2008—2009) эмпирический — подбор методик исследования образа человека и смы-сложизненных ориентаций, разработка анкеты для участников коллективной творческой организаторской деятельности, выделение поколений среди бывших членов детского общественного объединение, подбор обследуемых для контрольной группы; проведение исследования в экспериментальной и контрольной группах.
III этап (2009—2010) аналитический — анализ, оценка и обобщение результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов, оформление результатов работы.
Эмпирическое исследование проводилось на базе общественной организации «Архангельский городской штаб школьников им. А.П. Гайдара», высших учебных заведений и средних общеобразовательных школ Архангельска. Выборка составила 420 человек.
И.П. Ивановым была создана уникальная система воспитания, кардинально отличающаяся от воспитательных систем, существовавших в отечественной педагогике во второй половине XX века. В методике коллективной творческой организаторской деятельности центральной становится идея социального, организаторского творчества, реализуемая на демократических основах. Данную методику также часто называют коммунарской методикой воспитания. В.Л. Ситников отмечает, что И.П. Иванов «творчески развил идеи А.С. Макаренко, доказав полную несостоятельность тех, кто говорил, что макаренковский опыт „тюремной педагогики" неприменим в обычных условиях. <...> О созидательном потенциале этой системы и ее эффективности говорит то, что это единственная за всю историю человечества система вос-
питания, которая на самом первом этапе широко распространялась детьми, а не взрослыми» [10, с. 54, 55].
Феномен коммунарства появился в конце 1950-х годов и распространяется в форме ком-мунарского движения до сих пор. О.С. Газман в конце 1980-х годов писал: «Коммунарское движение самим фактом своего долголетнего существования обосновывает высокий потенциал коллективного воспитания» [11, с. 5]. «Пора научно осмыслить все процессы и факты, связанные с коммунарской, орлятской методиками. Если мы хотим решительно продвинуть дело воспитания вперед, надо довести все... до уровня глубокого теоретического осознания.» [Там же. С. 21-22].
Российская педагогическая энциклопедия дает такое определение коммунарской методике: «Коммунарская методика — система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Используются также другие обозначения: методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, „орлятская" педагогика, методика коллективного творческого воспитания, методика (технология) социального творчества. Основная цель и результат применения коммунарской методики — раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению» [12, с. 475].
Е.В. Титова предлагает рассматривать методику коллективного творческого воспитания с помощью следующей формулы: стратегия общей заботы об окружающей жизни + тактика содружества старших и младших + технология коллективной организаторской деятельности = = методика коллективной творческой деятельности [13, с. 36].
Отечественная психология убедительно показала, что личность развивается и формируется в деятельности. Следовательно, единственно возможный путь формирования личности ребенка — включение его в такую деятельность, которая соответствует целям воспитания. Методика коллективного творческого воспита-
ния включает ребенка в деятельность заботы об улучшении окружающего мира и тем самым способствует формированию гуманистической направленности личности. Основным стилем воспитательных отношений в концепции И.П. Иванова является содружество поколений как единство старших и младших в общей заботе. Такой стиль отношений создает комфортную ситуацию совместной деятельности, удовлетворяет потребность ребенка в уважении и признании, позволяет ощутить важность каждой индивидуальности для решения общей задачи. Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И.П. Иванова является коллективная организаторская деятельность. Ее структура соответствует общепсихологическому представлению о структуре деятельности. Этапы оформлены в эмоциональные и романтические традиции и ритуалы коллектива. Активное участие всего воспитательного коллектива на всех этапах коллективной организаторской деятельности позволяет сделать явными для ребенка общественные и личностные цели и смыслы заботы об улучшении окружающей жизни, а также влиять на формирование новых целей и смыслов, мотивов личности, формирует привычку относиться ответственно к любой обязанности, учит принимать самостоятельные решения, быстро реагировать в сложных ситуациях, ведет к развитию волевой сферы личности, способствует формированию творческих качеств и творческих способностей личности. Традиции являются необходимым элементов методики.
Понятие смысложизненных ориентаций стало активно использоваться в отечественной научной литературе после появления работы Д.А. Леонтьева, посвященной описанию теста смысложизненных ориентаций [14, с. 13]. Под смысложизненными ориентациями обычно понимается наличие целей в жизни, интереса к жизни, жизненных принципов и убеждений, удовлетворенность самореализацией, характер отношения к людям, к жизни и смерти, осознание смысла своей жизни и стремление к его реализации. Воспитательные отношения, как отношения между воспитателем и воспитуемыми, являются одним из важнейших факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций ребенка. Отношения содружества
поколений, реализуемые в воспитательной системе И.П. Иванова, способствуют успешному формированию жизненных смыслов ребенка, ситуации постоянного взаимодействия с позитивно воспринимаемым взрослым способствуют накоплению знаний, опыта, отношений, ценностей, смыслов, ведут к самоопределению ребенка, помогают выработать собственные смысложизненные ориентации.
Образ является центральной категорией психологии познавательных процессов. Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году. Начало бурному развитию отечественной ветви этого направления было положено в 1960-е годы исследованиями А.А. Бодалева [15, 16]. Социально-перцептивные образы — это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя как члена человеческого сообщества. Анализ литературы позволяет говорить о том, что на формирование представлений о других людях и о себе самом влияют такие факторы, как: широкий круг общения, наличие совместной деятельности, включенность в различные виды групповой и индивидуальной деятельности, наличие ситуаций оценивания и совместного анализа поведения и деятельности детей и взрослых, личностные и профессиональные качества старшего, воспитателя, педагога и т. д. Кроме того, можно говорить о двух направлениях формирования социально-перцептивных образов в педагогическом взаимодействии: формировании представлений о других людях (эталоны, образы и т. д.) и формировании Я-образа ребенка. Воспитательная система И.П. Иванова обладает всеми возможностями для эффективного формирования социально-перцептивных образов в сознании старшеклассников.
В первой части нашего исследования были выявлены значимые различия в структуре и содержании Я-образа, образа хорошего, плохого человека и образа старшего товарища в сознании участников коллективной творческой организаторской деятельности всех поколений и респондентов, не имеющих подобного жизненного опыта (от р < 0.05, до р < 0.01). Другими словами, активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование представлений о себе и других людях.
Во всех поколениях различия связаны с повышением значимости мотивационно-волево-го компонента в Я-образе в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (от р < 0.05, до р < 0.01). Кроме того, в отличие от контрольной группы в трех из пяти поколений членов детской общественной организации наблюдается снижение роли телесного и конвенционального компонента. Повышение значимости у участников коллективной творческой организаторской деятельности мотивационно-воле-вых качеств при описании себя мы связываем с такими особенностями методики коллективного творческого воспитания, как: включение детей в деятельность по достижению значимых для общества и привлекательных для детей целей; сближение общественных и личных смыслов детей в рамках творческой созидательной деятельности; уважение к таким проявлениям личности как активность, самостоятельность, ответственность и т. д.; периодическая сменяемость руководящих должностей; обязательный групповой анализ дел, поступков, событий; воспитательные отношения творческого
содружества поколений (идея максимального уважения и максимальной требовательности к личности другого) и т. д.
Для каждого поколения участников коллективной творческой организаторской деятельности хороший человек обладает определенным набором качеств, отличающим его от образа, составленного контрольной группой (от р < 0.05, до р < 0.01). Вместе с тем неизменным остается особое внимание членов общественного объединения к мотивационно-волевой сфере личности. Анализ частотных словарей образов хорошего человека показал, что все поколения участников коллективной творческой организаторской деятельности при составлении портрета хорошего человека значительно чаще респондентов, не имеющих подобного жизненного опыта, обращаются к волевым качествам человека (от р < 0.05, до р < 0.01).
Активная коллективная организаторская деятельность, построенная на принципах содружества поколений, способствует проявлению и развитию в том числе и волевых качеств
Таблица 1
Характеристики, наиболее часто используемые экспериментальной и контрольной группами при описании хорошего человека (от р < 0.05, до р < 0.01)
Показатель Поколения
Первое Второе Третье Четвертое Пятое
Характеристики, значительно чаще используемые экспериментальной группой, чем контрольной Трудолюбивый Открытый Совестливый Надежный ответственный Щедрый Любящий Открытый Общительный Порядочный Порядочный Правильный Воспитанный Понимающий Позитивный Добрый Надежный Мудрый Готов помочь Хороший Веселый Умный Открытый Заботливый ответственный Понимающий Добродушный Улыбчивый Надежный Внимательный Аккуратный Честный Доброжелательный
Характеристики, значительно чаще используемые контрольной группой, чем экспериментальной Любящий Вежливый Тактичный Скромный Отзывчивый Преданный Друг Интересный Умный щедрый Веселый Общительный Вежливый Красивый Умный Интересный Вежливый Мама —
Примечание. Характеристики, относящиеся к волевой сфере личности, выделены жирным шрифтом.
личности. В коллективе особенным уважением пользуются те, кто умеет вовремя и хорошо сделать порученное ему дело, кто не боится принимать решения, кто всегда выполняет обещанное. Ответственность, надежность, верность и другие мотивационно-волевые качества становятся значимыми нравственными ценностями для коммунарского коллектива и для каждого его члена в отдельности.
Для трех из пяти поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности в образе старшего товарища на первый план, в отличие от контрольной группы, выходят волевые, интеллектуальные и социально-интеллектуальные характеристики (от р < 0.05, до р < 0.01). Подготовка множества дел в рамках воспитательной системы И.П. Иванова требует постоянного творчества, в том числе и интеллектуального. Старший, если он хочет сохранить авторитет и уважение со стороны детей, должен регулярно повышать свою
эрудированность, начитанность, расширять свой кругозор. Кроме того, на первый план для участников коллективной творческой организаторской деятельности выходит и социальный интеллект старшего. Умение найти общий язык с каждым, понять каждого, уловить эмоциональный настрой детей, наладить атмосферу в коллективе и т. д. — необходимые атрибуты взрослого, работающего с детьми с опорой на концепцию И.П. Иванова. Вместе с тем совместный анализ дел, поступков, событий, отношений формирует и у старшего и у младшего привычку думать, размышлять, оформлять свои мысли в слова, спорить, приводить аргументы, слушать, стремиться понять точку зрения другого и соотносить ее со своей и т. д. В воспитательной системе И.П. Иванова взрослый, старший оценивается школьниками прежде всего с точки зрения степени развития в нем волевых, интеллектуальных и социально-интеллектуальных качеств.
Характеристики, наиболее часто используемые экспериментальной и контрольной группами при описании плохого человека (от р < 0.05, до р < 0.01).
Показатель Поколения
Первое Второе Третье Четвертое Пятое
Характеристики, Жестокий Лживый Эгоист Эгоист Плохой
значительно чаще Злой Пакостный Самовлюб- Лживый
используемые Равнодушный Самовлюб- ленный Жадный
эксперименталь- Эгоист ленный Корыстный Жестокий
ной группой, чем Самовлюблен- Неприятный Сплетник Эгоист
контрольной ный Лживый Конфликтный Ленивый
Беспринцип- Предатель Аморальный Предатель
ный Незаконо- Завистливый
Жадный послушный Подлый Закрытый Злобный Наглый Злой Неприятный Безответственный Вредный Хам
Характеристики, Предатель Глупый Глупый Злой Скучный
значительно чаще Жадный Бьет Закрытый Лживый Глупый
используемые кон- Конфликтный Неаккуратный Неопрятный Закрытый
трольной группой, Матюгающийся Плохой Льстивый
чем штабистами Вредный Маньяк
Примечание. Дословные совпадения выделены жирным шрифтом.
Таблица 2
Обобщенные образы плохого человека, составленные участниками коллективной организаторской деятельности разных поколений, носят более информативный характер, являются более емкими и в большей степени отражают сущностные характеристики данного понятия (от р < 0.05, до р < 0.01). Для участников коллективной творческой организаторской деятельности плохой человек — это эгоист, идущий наперекор, наносящий вред обществу. Анализ частотных словарей образов плохого человека, составленных контрольной группой, не позволяет выявить каких-либо закономерностей.
Формированию адекватных социально-перцептивных образов в методике коллективного творческого воспитания способствуют такие факторы, как: значительное количественное и качественное расширение круга общения ребенка; разнообразные ситуации общения и взаимодействия; рефлексивная деятельность (традиционный коллективный анализ дел, событий, поступков, людей). Можно сказать, что активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности способствует формированию адекватных действительности, сущностно наполненных представлений о других людях.
Выявлены значимые различия в выраженности смысложизненных ориентаций участников коллективной творческой организаторской деятельности и людей, не имеющих подобного жизненного опыта, пятого, четвертого и первого поколений (от р < 0.05, до р < 0.01). У членов детского общественного объединения по сравнению с контрольной группой значимо выше такие показатели, как: «Процесс жизни», «Результат жизни» (пятое поколение), «Локус контроля — жизнь» (четвертое поколение) и «Осмысленность жизни», «Цели в жизни», «Локус контроля — Я» (первое поколение). Активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций. Значимых различий в выраженности смысложизненных ори-ентаций у участников коллективной творческой организаторской деятельности и людей, не имеющих подобного жизненного опыта, второго и третьего поколений выявлено не было. Это может быть связано с особенностью политической ситуации 1970-1980-х годов — периода, на
который пришелся возраст формирования личности данных поколений. Это время перемен общественного мировоззрения в связи с частой сменой руководства страны, период застоя, а затем перестройки. Можно сказать, что процесс формирования жизненных смыслов в большей степени, чем процесс формирования социально-перцептивных образов, подвержен внешнему влиянию со стороны общества, политического и экономического строя. На фоне сильных социальных потрясений воспитательные воздействия общественной организации могут нивелироваться.
У всех поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности выявлена прямая проекция — на вербальном уровне (от р < 0.05, до р < 0.01) — образа старшего товарища и образа хорошего человека и прямая проекция — на невербальном уровне (от р < 0.05, до р < 0.01) — Я-образа и образа старшего товарища. Это может говорить о том, что Я-образ этих респондентов был сформирован с опорой на позитивный, имеющий высокую нравственную оценку образ старшего, включающего их в свое время в коллективную творческую организаторскую деятельность. В целом можно сказать, что воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников.
Выявлены различия в Я-образе и образах других людей в сознании старшеклассников до участия в большом коллективном творческом деле (летний палаточный лагерный сбор) и после него (от р < 0.05, до р < 0.01). После участия старшеклассники стали оценивать себя более положительно и почувствовали себя теми людьми, которые могут быть интересны другим. Хорошим человеком они стали считать прежде всего того, кто готов оказать помощь, выручить в сложной ситуации, кто может быть интересным в общении и взаимодействии. При описании плохого человека данная группа старшеклассников значительно чаще, чем до участия в деле, стала обращаться к таким характеристикам, как надоедливый, занудный, лживый, плохой, неприятный, зазнайка. При составлении портрета старшего товарища после участия в деле у старшеклассников повышается значимость таких качеств,
как умный, добрый, хороший, готов помочь, пример для подражания. Таким образом, на примере участия в лагерном сборе нам удалось показать эффективность включения современных старшеклассников в коллективную творческую организаторскую деятельность с точки зрения переоценки личностных качеств человека, формирования адекватных, сущно-стно наполненных представлений о себе и других людях. Применение методики коллективного творческого воспитания по отношению к школьникам оказалось эффективным даже в сравнительно кратковременные сроки.
Все опрошенные участники коллективной творческой организаторской деятельности (с первого по четвертое поколение) признают значительное влияние участия в ней на становление их личности и считают данную методику воспитания эффективной. При этом почти половина всех опрошенных использует ее в своей дальнейшей работе. Для участников коллективной творческой организаторской деятельности всех поколений наиболее значимой в ней является особая атмосфера.
Представления участников коллективной творческой организаторской деятельности о себе и других людях зависят от длительности периода работы в общественном объединении. Наибольшее количество значимых различий (от р < 0.05, до р < 0.01) в структурах образов наблюдается при сравнении экспериментальной группы со стажем 3-4 года и экспериментальной группы со стажем 5-6 лет. Чем больше стаж работы в общественном объединении, тем в большей степени участники коллективной творческой организаторской деятельности описывают себя как ответственного человека и тем реже обращаются к такому понятию, как «ленивый». При составлении портретов хорошего и плохого человека с увеличением стажа растет значимость такой характеристики, как «ответственный» (у хорошего человека) и «безответственный» (у плохого). Таким образом, еще раз подтверждается то, что для бывших и настоящих участников коллективной творческой организаторской деятельности мотива-ционно-волевые качества личности выходят на первый план при оценке себя и других людей.
Выявлены значимые различия в Я-образах и образах других людей у участников коллективной творческой организаторской деятель-
ности, считающих коммунарство своей жизненной позицией и относящихся к нему как к временному увлечению (от р < 0.05, до р < 0.01). Больше всего значимых различий в связи с отношением к коллективной творческой организаторской деятельности обнаружено в образах старшего товарища. Формирование устойчивой жизненной позиции связано с опытом позитивного взаимодействия со взрослым, отличающимся от других по социально-интеллектуальным, интеллектуальным, социальным и положительным характеристикам. Формирование жизненной позиции у участников коллективной творческой организаторской деятельности связано с такими качествами старшего, как готовность помочь, понять, быть открытым и легким в общении, способность стать примером для подражания. В условиях коллективной творческой организаторской деятельности воспитатель, занимающий позицию старшего товарища, становится ведущим звеном в процессе формирования жизненных смыслов старшеклассников, а отношения содружества поколений — фундаментом всей системы их воспитания.
Особенности смысложизненных ориен-таций участников коллективной творческой организаторской деятельности разных поколений связаны со стажем работы в детской общественной организации, с отношением к этому опыту, с опытом использования данной методики воспитания в своей дальнейшей работе (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01). Чем больше стаж работы в детской общественной организации, тем выше показатель «Цель в жизни». У респондентов, использующих в своей дальнейшей работе методику коллективного творческого воспитания, в отличие от респондентов, не использующих ее, выше следующие показатели теста СЖО: «Осмысленности жизни», «Процесс жизни» и «Локус контроля — жизнь». У респондентов, считающих принципы коллективной творческой организаторской деятельности своей жизненной позицией, значимо выше, по сравнению с другой группой, показатели «Осмысленность жизни» и «Процесс жизни». Длительность периода включенности в активную коллективную творческую организаторскую деятельность, а также перенос полученного опыта в свою дальнейшую жизнь ведет к повышению целенаправленности, осмыслен-
ности жизни, открывает временную перспективу, увеличивает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Наличие четкой жизненной позиции наполняет жизнь смыслом, человек переживает процесс своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций, представлений о себе и других людях. Участники коллективной творческой деятельности разных поколений имеют достоверные различия (от р < 0.05, до р < 0.01) в структурах и содержании смысложизненных ориен-таций, Я-образов и образов других людей по сравнению с людьми аналогичных поколений, не имеющими подобного жизненного опыта.
2. Участие в старшем школьном возрасте в жизни и деятельности общественного объединения, работающего с опорой на концепцию академика И.П. Иванова, ведет к повышению значимости мотивационно-волевой сферы личности в процессе восприятия себя и других людей. Мотивационно-волевых характеристик в сознании участников коллективной творческой организационной деятельности всех поколений по сравнению с контрольной группой значительно больше в Я-образе, образе хорошего человека и образе старшего товарища.
3. Воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников. У всех поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности в отличие от испытуемых аналогичных поколений из контрольной группы на вербальном уровне прослеживается прямая проекция образа старшего товарища и хорошего человека (от р < 0.05, до р < 0.01), на невербальном уровне наблюдается прямая проекция Я-образа и образа старшего товарища (от р < 0.05, до р < 0.01). Я-образ этих респондентов был сформирован с опорой на позитивный, имеющий высокую нравственную оценку образ старшего, включившего их в свое
время в коллективную творческую организаторскую деятельность.
4. Формирование устойчивой жизненной позиции связано с опытом позитивного взаимодействия со взрослым, отличающимся от других по интеллектуальным, социальным характеристикам и показателям социального интеллекта, прежде всего по таким качествам старшего, как готовность помочь, понять, быть открытым и легким в общении, способность стать примером для подражания (от р < 0.05, до р < 0.01). В условиях коллективной творческой организаторской деятельности воспитатель, занимающий позицию старшего товарища, становится ведущим звеном в процессе формирования жизненных смыслов старшеклассников, а отношения содружества поколений — фундаментом всей системы их воспитания.
5. Особенности смысложизненных ориен-таций участников коллективной творческой организаторской деятельности разных поколений связаны со стажем работы в детской общественной организации, с отношением к этому опыту, с опытом использования данной методики воспитания в своей дальнейшей работе (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01). Чем больше стаж работы в детской общественной организации, тем выше показатель «Цель в жизни». У респондентов, использующих в своей дальнейшей работе методику коллективного творческого воспитания, в отличие от респондентов, не использующих ее, выше следующие показатели теста СЖО: «Осмысленности жизни», «Процесс жизни» и «Локус контроля — жизнь». У респондентов, считающих принципы коллективной творческой организаторской деятельности своей жизненной позицией, значимо выше, по сравнению с другой группой, показатели «Осмысленность жизни» и «Процесс жизни». Длительность периода включенности в активную коллективную творческую организаторскую деятельность, а также перенос полученного опыта в свою дальнейшую жизнь ведет к повышению целенаправленности, осмысленности жизни, открывает временную перспективу, увеличивает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Наличие четкой жизненной позиции наполняет жизнь смыслом, человек переживает процесс
своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный.
6. Участие (даже однократное) в подготовке и проведении большого коллективного творческого организаторского дела ведет к существенной трансформации Я-образа, образа хорошего, плохого человека и образа старшего товарища в сознании современных старшеклассников, к переоценке личностных качеств человека. После участия в деле старшеклассники стали оценивать себя более положительно и почувствовали себя теми людьми, которые могут быть инте-
ресны другим; хорошим человеком они стали считать прежде всего того, кто готов оказать помощь, выручить в сложной ситуации, кто может быть интересным в общении и взаимодействии; при описании плохого человека они значительно чаще, чем до участия в деле, стали обращаться к таким характеристикам, как надоедливый, занудный, лживый, плохой, неприятный, зазнайка, а при описании старшего товарища — к таким качествам, как умный, добрый, хороший, готов помочь, пример для подражания (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01).
список литературы
1. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1981. 80 с.
2. Он же. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
3. Он же. Созидание: теория и методика воспитания. СПб., 2003. 504 с.
4. Он же. Формирование юных общественников и организаторов. Очерки методики воспитательной работы школы. Л., 1969. 119 с.
5. Он же. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
6. Ситников В.Л. Методика гармонизации личности // Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века / сост. и ред. Т. В. Труха-чева, А.Г. Кирпичник. М., 2002. С. 161-163.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
8. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
10. Ситников В.Л. Педагогические истоки современной психологии командообразования // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 148. С. 51-60.
11. Газман О.С. Проблемы развития коммунар-ской методики // Коммунарская методика: вопросы теории. М., 1989.
12. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. 608 с.
13. Ъгтова Е.В. Методика воспитания. СПб., 1996. 51 с.
14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ори-ентаций. М.: Смысл, 2000. 18 с.
15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
16. Он же. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
O.B. Kononova
STUDYING OF SOCIO-PERCEPTIVE IMAGESAND LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF DIFFERENT GENERATIONSINCLUDED IN COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY
KONONOVA Olga B. - St. Petersburg State Railway University. Moskovsky pr., 9, St. Petersburg, 190031, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
Article is devoted to experience of studying regularities of development the personality in the conditions of collective interaction in creative organizing activity. Fully such conditions are created by an educational
system based on the pedagogical concept of I.P. Ivanov. Objective of this research: to reveal specifics of socio-perceptive images of the person (including self-images and images of the senior companion) and life-meaningful orientations of the different generations included in collective creative organizing activity. Research methods: V.L. Sitnikov's technique "Structure of an image of the person (hierarchical)" — SOCH(I), the test of life-meaningful orientations of D.A. Leontyev, the questionnaire. Research showed that active participation in the advanced school age in collective creative activity has essential impact on formation of life-meaningful orientations, images of yourself and other people.
Keywords
TECHNIQUE OF COLLECTIVE CREATIVE EDUCATION; COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY; IMAGE OF THE SENIOR COMPANION.
references
1. Ivanov I.P Vospityvat kollektivistov. Moscow, Pe-dagogika Publ., 1981. 80 p. (In Russ.)
2. Ivanov I.P. Metodika kommunarskogo vospitaniya. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 144 p. (In Russ.)
3. Ivanov I.P. Sozidaniye: teoriya i metodika vospitaniya. St. Petersburg, 2003. 504 p. (In Russ.)
4. Ivanov I.P. Formirovaniye yunykh obshchestven-nikov i organizatorov. Ocherki metodiki vospitatelnoy raboty shkoly. Leningrad, 1969. 119 p. (In Russ.)
5. Ivanov I.P. Entsiklopediya kollektivnykh tvorches-kikh del. Moscow, 1989. (In Russ.)
6. Sitnikov V.L. Metodika garmonizatsii lichnosti. Sotsiokinetika. Strategiya i taktika detskogo dvizheniya novogo veka. Moscow, 2002. Pp. 161—163. (In Russ.)
7. Bozhovich L.I. Lichnost i yeye formirovaniye v detskom vozraste. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 400 p. (In Russ.)
8. Sitnikov V.L. Obraz rebenka (v soznanii detey i vzroslykh). St. Petersburg, Khimizdat Publ., 2001. 288 p. (In Russ.)
9. Leontyev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stro-yeniye i dinamika smyslovoy realnosti. Moscow, Smysl Publ., 2007. 511 p. (In Russ.)
10. Sitnikov V.L. Pedagogicheskiye istoki sovremen-noy psikhologii komandoobrazovaniya. Izvestiya Herzen St. Pedagogical Univ. of Russia, 2012, no 148, pp. 51—60. (In Russ.)
11. Gazman O.S. Problemy razvitiya kommunar-skoy metodiki. Kommunarskaya metodika: voprosy teorii. Moscow, 1989. (In Russ.)
12. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. In 2 vol. Of vol. 1. Moscow, Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya Publ., 1993. 608 p. (In Russ.)
13. Titova Ye.V Metodika vospitaniya. St. Petersburg, 1996. 51 p. (In Russ.)
14. Leontyev D.A. Test smyslozhiznennykh oriyen-tatsiy. Moscow, Smysl Publ., 2000. 18 p. (In Russ.)
15. Bodalev A.A. Vospriyatiye iponimaniye cheloveka chelovekom. Moscow, MGU Publ., 1982. 200 p. (In Russ.)
16. Bodalev A.A. Lichnost i obshcheniye. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 272 p. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014