ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© О. Б. Кононова
Петербургский государственный университет путей сообщения Россия, 190031 г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 9.
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования Я-образа, образа старшего товарища, образа хорошего и плохого человека в сознании детей и взрослых, настоящих и бывших членов детской организации, работающей по методике коллективного творческого воспитания. Цель исследования: выявить специфику структуры и содержания образов человека и смысложизненных ориентаций старшеклассников, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность. Предметом исследования являются смысложизненные ориентации, Я-образы и образы взрослого человека, сложившиеся у старшеклассников, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность. Проведенное исследование показало эффективность методики коллективного творческого воспитания для формирования смысложизненных ориентаций и перцептивных образов в сознании старшеклассников.
Ключевые слова: методика коллективного творческого воспитания, коллективная творческая деятельность, Я-образ, образ хорошего человека, образ плохого человека, образ старшего товарища, смысложизненные ориентации.
В отечественной психологии прочно утвердилось представление о социально-деятельной природе личности, обретающей свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с людьми. Деятельность человека определяет весь его облик, его характер, ценности, смыслы, представления об окружающем мире, о других людях, о себе. Таким образом, основным принципом воспитания подрастающего поколения является включение его в такую деятельность, в рамках которой будут сформированы социально желательные характеристики личности.
Долгое время в отечественной педагогике господствовала концепция коммунистического воспитания, в новой России не утвердилась единая точка зрения на цели и методы воспитания детей: каждый воспитатель сам решает каких принципов придерживаться в своей работе. Подходы к воспитанию «колеблются» между полюсами: коллективное - индивидуальное воспитание, авторитарное - свободное, репродуктивное - творческое и т.д. В данном разделе нашей работы мы хотели бы остановиться на поиске психологических закономерностей развития личности в условиях коллективного взаимодействия в процессе творческой организаторской деятельности. В полной мере такие условия создает система коллективного творческого воспитания, в основе которой лежат концепция, теория и методика организации коллективной творческой деятельности, разработанные И. П. Ивановым.
Проблемы коллективного творческого воспитания являются предметом научных исследований, выполненных его основоположником И. П. Ивановым [5-10] и его последователями. Как указывает В. Л. Ситников: «Коммунарская методика - это сплав философских, психологических и педагогических концепций и технологий», и называет ее «методикой гармонизации
личности» [15, с. 162]. Вместе с тем, именно психологических исследований феномена комму-нарской методики мало. Богатейший практический опыт воспитания подрастающего поколения в условиях детских и молодежных общественных объединений, работающих с опорой на концепцию И. П. Иванова, требует серьезного научного осознания, психологического обоснования педагогических технологий, изучения результатов коллективного творческого воспитания.
Формирование жизненных смыслов, представлений о других людях, позитивного Я-об-раза признаются важными задачами семейного и школьного воспитания. Вместе с тем за рамками исследований остаются вопросы, связанные с воспитательной работой детских и молодежных объединений. Работа в детской общественной организации, активная включенность в ее деятельность, переживание себя частью большого дружного коллектива значительно обогащает жизненный опыт ребенка. Изменяя его образ жизни, меняя его круг общения, способствует формированию адекватных образов других людей, позитивного Я-образа, ведет к перестройке ценностно-смысловой сферы.
При этом особое значение в данном случае имеет старший школьный возраст. Как указывает Л. И. Божович, к этому периоду в основном завершается процесс становления личности [3]. Старший школьный возраст является ключевым периодом жизни человека с точки зрения его жизненного самоопределения, формирования Я-образа и образа мира в целом, представлений о других людях, смыслов, ценностей, установок, жизненных принципов.
Многолетний опыт деятельности коллективов, работающих с опорой на концепцию И. П. Иванова, устойчивость традиций открывают возможности для изучения результатов воспитания не только у нынешних старшеклассников, но и у тех, кто принимал участие в коллективной творческой организаторской деятельности и 10, и 20, и 40 лет назад. Сравнение особенностей настоящих и бывших членов детского объединения позволит более детально изучить влияние данной методики на формирование личности, выявить вневременные смысловые установки.
Цель данного исследования: выявить специфику структуры и содержания образов человека (включая Я-образы и образы старшего товарища - воспитателя) и смысложизненных ориентаций старшеклассников, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность.
Гипотезы исследования:
1. Образы человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в систематическую коллективную творческую организаторскую деятельность, существенно отличаются по структуре и содержанию от образов человека и смысложизненных ориентаций старшеклассников, не имеющих подобного опыта.
2. Воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений (по системе, разработанной академиком АПН И. П. Ивановым), обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников и их старших товарищей.
Методы исследования:
Для изучения особенностей развития личности, формирования социально-перцептивных образов и смысложизненных ориентаций в условиях коллективного творческого воспитания использовались методы теоретического исследования.
Для изучения структуры и содержания образов человека в сознании старшеклассников и взрослых, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность, использовалась методика В. Л. Ситникова «Структура образа человека (иерархическая)» - «СОЧ(И)» [16].
Для изучения особенностей смысложимзненных ориентаций у старшеклассников и взрослых, включенных в коллективную творческую организаторскую деятельность, использовался Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [13].
Для уточнения составов выборок и изучения отношения и опыта участия в коллективной творческой организаторской деятельности использовалась специально разработанная анкета.
С целью математической обработки данных использовались следующие методы: методы первичной описательной статистики, методы корреляционного анализа. При обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы <^ТАТ^Т1СА 6.0».
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап: теоретический (2007-2008 гг.) - определение проблемы исследования и выявление ее актуальности; изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в психологической литературе; анализ состояния проблемы позволил разработать и уточнить понятийный аппарат исследования, наметить цели, задачи, методы исследования.
2 этап: эмпирический (2008-2009 гг.) - подбор методик исследования образа человека и смысложизненных ориентаций, разработка анкеты для участников коллективной творческой организаторской деятельности, выделение поколений среди бывших членов детского общественного объединение, подбор обследуемых для контрольной группы; проведение исследования на экспериментальной и контрольной группе.
3 этап: аналитический (2009-2010 гг.) - анализ, оценка и обобщение результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов, оформление результатов работы.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе Общественной организации «Архангельский городской штаб школьников им. А. П. Гайдара» г. Архангельска, высших учебных заведений г. Архангельска, средних общеобразовательных школ г. Архангельска. Выборка составляет 420 человек.
И. П. Ивановым была создана уникальная система воспитания, кардинально отличающаяся от воспитательных систем, существующих в отечественной педагогике второй половины 20 века. В методике коллективной творческой организаторской деятельности центральной становится идея социального, организаторского творчества, реализуемая на демократических основах. Данную методику также часто называют коммунарской методикой воспитания. Как указывает В. Л. Ситников, И. П. Иванов «творчески развил идеи А. С. Макаренко, доказав полную несостоятельность тех, кто говорил, что макаренковский опыт «тюремной педагогики» не применим в обычных условиях»[17, с. 54]. И далее: «О созидательном потенциале этой системы и ее эффективности говорит то, что это единственная за всю историю человечества система воспитания, которая на самом первом этапе широко распространялась детьми, а не взрослыми» [17, с. 55].
Феномен коммунарства появился в конце 50-х годов 20 века и распространяется в форме коммунарского движения до сих пор. «Коммунарское движение самим фактом своего долголетнего существования обосновывает высокий потенциал коллективного воспитания» [11, с. 5]. О. С. Газман еще в конце 80-х годов 20 века писал: «Пора научно осмыслить все процессы
и факты, связанные с коммунарской, орлятской методиками. Если мы хотим решительно продвинуть дело воспитания вперед, надо довести все... до уровня глубокого теоретического осознания...» [4, с. 21-22].
Российская педагогическая энциклопедия дает такое определение коммунарской методике: «Коммунарская методика - система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Используются также другие обозначения: методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская» педагогика, методика коллективного творческого воспитания, методика (технология) социального творчества. Основная цель и результат применения комму-нарской методики - раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению» [14, с. 475].
Е. В. Титова предлагает рассматривать методику коллективно творческого воспитания с помощью следующей формулы: стратегия общей заботы об окружающей жизни + тактика содружества старших и младших + технология коллективной организаторской деятельности = методика коллективной творческой деятельности [18, с. 36].
Отечественная психология убедительно показала, что личность развивается и формируется в деятельности. Следовательно, единственно возможный путь формирования личности ребенка - включение его в такую деятельность, которая соответствует целям воспитания. Методика коллективного творческого воспитания включает ребенка в деятельность заботы об улучшении окружающего мира и тем самым способствует формированию гуманистической направленности личности. Основным стилем воспитательных отношений в концепции И. П. Иванова является содружество поколений, как единство старших и младших в общей заботе. Такой стиль отношений создает комфортную ситуацию совместной деятельности, удовлетворяет потребность ребенка в уважении и признании, позволяет ощутить важность каждой индивидуальности для решения общей задачи. Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И. П. Иванова является коллективная организаторская деятельность. Ее структура соответствует общепсихологическому представлению о структуре деятельности. Этапы оформлены в эмоциональные и романтические традиции и ритуалы коллектива. Активное участие всего воспитательного коллектива на всех этапах коллективной организаторской деятельности позволяет сделать явными для ребенка общественные и личностные цели и смыслы заботы об улучшении окружающей жизни, а также влиять на формирование новых целей и смыслов, мотивов личности, формирует привычку относиться ответственно к любой обязанности, учит принимать самостоятельные решения, быстро реагировать в сложных ситуациях, ведет к развитию волевой сферы личности, способствует формированию творческих качеств и творческих способностей личности. Традиции являются необходимым элементов методики.
Понятие смысложизненных ориентаций стало активно использоваться в отечественной научной литературе после работы Д. А. Леонтьева, посвященной описанию теста смысложизненных ориентаций [12, с. 13]. Под смысложизненными ориентациями обычно понимается наличие целей в жизни, интереса к жизни, жизненных принципов и убеждений, удовлетворенность самореализацией, характер отношения к людям, к жизни и смерти, осознание
смысла своей жизни и стремление к его реализации. Воспитательные отношения - как отношения между воспитателем и воспитуемыми - являются одним из важнейших факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций ребенка. Отношения содружества поколений, реализуемые в воспитательной системе И. П. Иванова, способствуют успешному формированию жизненных смыслов ребенка, ситуации постоянного взаимодействия с позитивно воспринимаемым взрослым способствуют накоплению знаний, опыта, отношений, ценностей, смыслов, ведет к самоопределению ребенка, помогает выработать собственные смысложизненные ориентации.
Образ является центральной категорией психологии познавательных процессов.Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году. Начало бурному развитию отечественной ветви этого направления было положено в 1960-е годы исследованиями А. А. Бодалева [1, 2]. Социально-перцептивные образы - это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя как члена человеческого сообщества. На формирование представлений о других людях и о себе самом влияют такие факторы как: широкий круг общения, наличие совместной деятельности, включенность в различные виды групповой и индивидуальной деятельности, наличие ситуаций оценивания и совместного анализа поведения и деятельности детей и взрослых, личностные и профессиональные качества старшего, воспитателя, педагога и так далее. Анализ литературы, позволяет говорить о том, что на формирование представлений о других людях и о себе самом влияют такие факторы как: широкий круг общения, наличие совместной деятельности, включенность в различные виды групповой и индивидуальной деятельности, наличие ситуаций оценивания и совместного анализа поведения и деятельности детей и взрослых, личностные и профессиональные качества старшего, воспитателя, педагога и так далее. Кроме того, можно говорить о двух направлениях формирования социально-перцептивных образов в педагогическом взаимодействии: формирование представлений о других людях (эталоны, образы и т.д.) и формирование Я-образа ребенка. Воспитательная система И. П. Иванова обладает всеми возможностями для эффективного формирования социально-перцептивных образов в сознании старшеклассников.
Результаты исследования
В первой части нашего исследования были выявлены значимые различия в структуре и содержании Я-образа, образа хорошего, плохого человека и образа старшего товарища в сознании участников коллективной творческой организаторской деятельности всех поколений и респондентов, не имеющих подобного жизненного опыта (от р < 0.05, до р < 0.01). Другими словами, активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование представлений о себе и других людях.
Во всех поколениях различия связаны с повышением значимости мотивационно-волевого компонента в Я-образе экспериментальной группы по сравнению с контрольной (от р < 0.05, до р < 0.01). Кроме того, в отличие от контрольной группы в трех из пяти поколений членов детской общественной организации наблюдается снижение роли телесного и конвенционального компонента. Повышение значимости у участников коллективной творческой организаторской деятельности мотивационно-волевых качеств при описании себя мы связываем с такими особенностями методики коллективного творческого воспитания как: включе-
ние детей в деятельность по достижению значимых для общества и привлекательных для детей целей; сближение общественных и личных смыслов детей в рамках творческой созидательной деятельности; уважение к таким проявлениям личности как активность, самостоятельность, ответственность и т.д.; периодическая сменяемость руководящих должностей; обязательный групповой анализ дел, поступков, событий; воспитательные отношения творческого содружества поколений (идея максимального уважения и максимальной требовательности к личности другого) и т.д.
Для каждого поколения участников коллективной творческой организаторской деятельности хороший человек обладает определенным набором качеств, отличающим его от образа, составленного контрольной группой (от р < 0.05, до р < 0.01). Вместе с тем неизменным остается особое внимание членов общественного объединения к мотивационно-волевой сфере личности. Анализ частотных словарей образов хорошего человека показал, что все поколения участников коллективной творческой организаторской деятельности при составлении портрета хорошего человека значительно чаще респондентов, не имеющих подобного жизненного, обращаются к волевым качествам человека (от р < 0.05, до р < 0.01).
Активная коллективная организаторская деятельность, построенная на принципах содружества поколений, способствует проявлению и развитию в том числе и волевых качеств личности. В коллективе особенным уважением пользуются те, кто умеет вовремя и хорошо сделать порученное ему дело, кто не боится принимать решения, кто всегда выполняет обе-
Таблица 1
Характеристики, значительно чаще других групп используемые экспериментальной или контрольной группой при описании хорошего человека (от р < 0.05, до р < 0.01)
1 поколение 2 поколение 3 поколение 4 поколение 5 поколение
Характери- стики, используемые экспериментальной группой значительно чаще по сравнению с контрольной Трудолюби- вый Открытый Совестливый Надежный Ответствен- ный Щедрый Любящий Открытый Общитель- ный Порядочный Порядочный Правильный Воспитан- ный Понимающий Позитивный Добрый Надежный Мудрый Готов помочь Хороший Веселый Умный Открытый Заботливый Ответствен- ный Понимающий Добродушный Улыбчивый Надежный Вниматель- ный Аккуратный Честный Доброжела- тельный
Характеристики, используемые контрольной группой значительно чаще по сравнению с экс-перименталь-ной Любящий Вежливый Тактичный Скромный Отзывчивый Преданный Друг Интересный Умный Щедрый Веселый Общитель- ный Вежливый Красивый Умный Интересный Вежливый Мама
Жирным шрифтом выделены характеристики, относящиеся к волевой сс зере личности.
Таблица 2
Характеристики, значительно чаще других групп используемые экспериментальной или контрольной группой при описании плохого человека (от р < 0.05, до р < 0.01)
1 поколение 2 поколение 3 поколение 4 поколение 5 поколение
Характери- Жестокий Лживый Эгоист Эгоист Плохой
стики, Злой Пакостный Самовлюб- Лживый
Используемые Равнодушный Самовлюб- ленный Жадный
эксперимен- Эгоист ленный Корыстный Жестокий
тальной груп- Самовлюб- Неприятный Сплетник Эгоист
пой значи- ленный Лживый Конфликтный Ленивый
тельно чаще Беспринцип- Предатель Аморальный Предатель
по сравнению ный Незаконо- Завистливый
с контрольной Жадный послушный Подлый Закрытый Злобный Наглый Злой Неприятный Безответ- ственный Вредный Хам
Характери- Предатель Глупый Глупый Злой Скучный
стики, Жадный Бьет Закрытый Лживый Глупый
используемые Конфликтный Неаккурат- Неопрятный Закрытый
контрольной Матюгаю- ный Льстивый
группой зна- щийся Плохой Маньяк
чительно Вредный
чаще по срав-
нению со шта-
бистами
Условные обозначения: Жирным шрифтом выделены дословные совпадения.
щанное. Ответственность, надежность, верность и др. мотивационно-волевые качества становятся значимыми нравственными ценностями для коммунарского коллектива и для каждого его члена в отдельности.
Для трех из пяти поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности в образе старшего товарища на первый план, в отличие от контрольной группы, выходят волевые, интеллектуальные и социально-интеллектуальные характеристики (от р < 0.05, до р < 0.01). Подготовка множества дел в рамках воспитательной системы И. П. Иванова требует постоянного творчества, в том числе и интеллектуального. Старший, если он хочет сохранить авторитет и уважением со стороны детей, должен регулярно повышать свою эрудированность, начитанность, расширять свой кругозор. Кроме того, на первый план для участников коллективной творческой организаторской деятельности выходит и социальный интеллект старшего. Умение найти общий язык с каждым, понять каждого, уловить эмоциональный настрой детей, наладить атмосферу в коллективе и т.д. - необходимые атрибуты взрослого, работающего с детьми с опорой на концепцию И. П. Иванова. Вместе с тем, совместный анализ дел, поступков, событий, отношений и т.д. формирует и у старшего и у младшего привычку думать, размышлять, оформлять свои мысли в слова, спорить, приводить аргументы, слушать, стремиться понять точку зрения другого и соотносить ее со своей и т.д. В воспитательной системе И. П. Иванова взрослый, старший оценивается школьниками, прежде
всего, с точки зрения степени развития в нем волевых, интеллектуальных и социально-интеллектуальных качеств.
Обобщенные образы плохого человека, составленные участниками коллективной организаторской деятельности, разных поколений носят более информативный характер, являются более емкими и в большей степени отражают сущностные характеристики данного понятия (от р < 0.05, до р < 0.01). Для участников коллективной творческой организаторской деятельности плохой человек - это эгоист, идущий наперекор, наносящий вред обществу. Анализ частотных словарей образов плохого человека, составленных контрольной группой, не позволяет выявить каких-либо закономерностей.
Формированию адекватных социально-перцептивных образов в методике коллективного творческого воспитания способствуют такие факторы как: значительное количественное и качественное расширение круга общения ребенка; разнообразные ситуации общения и взаимодействия; рефлексивная деятельность (традиционный коллективный анализ дел, событий, поступков, людей). Можно сказать, что активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности способствует формированию адекватных действительности, сущностно наполненных представлений о других людях.
Выявлены значимые различия в выраженности смысложизненных ориентаций участников коллективной творческой организаторской деятельности и людей, не имеющих подобного жизненного опыта, 5, 4 и 1 поколения (от р < 0.05, до р < 0.01). У членов детского общественного объединения по сравнению с контрольной группой значимо выше такие показатели как: Процесс жизни, Результат жизни (5 поколение), Локус контроля - жизнь (4 поколение) и Осмысленность жизни, Цели в жизни, Локус контроля - Я (1 поколение). Активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций. Значимых различий в выраженности смысложизненных ориентаций у участников коллективной творческой организаторской деятельности и людей, не имеющих подобного жизненного опыта, 2 и 3 поколения выявлено не было. Это может быть связано с особенностью политической ситуации периода, пришедшегося на возраст формирования личности данных поколений,- 70-е - 80-е годы 20 века. Это время перемен общественного мировоззрения в связи с частой сменой руководства страны, период застоя, а затем перестройки. Можно сказать, что процесс формирования жизненных смыслов в большей степени, чем процесс формирования социально-перцептивных образов, подвержен внешнему влиянию со стороны общества, политического и экономического строя. На фоне сильных социальных потрясений воспитательные воздействия общественной организации могут нивилироваться.
У всех поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности выявлена прямая проекция (на вербальном уровне (от р < 0.05, до р < 0.01)) образа старшего товарища и образа хорошего человека и прямая проекция (на невербальном уровне (от р < 0.05, до р < 0.01)) Я-образа и образа старшего товарища. Это может говорить о том, что Я-образ этих респондентов был сформирован с опорой на позитивный, имеющий высокую нравственную оценку образ старшего, включающего их в свое время в коллективную творческую организаторскую деятельность. В целом, можно сказать, что воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений, обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников.
Таблица 3
Особенности связи невербальной структуры образов у участников коллективной творческой деятельности (Группа №1) и людей, не имеющих опыта коллективной творческой деятельно-
сти(Группа №2) разных поколений
Образы Группа №1 Группа №2
Я-образ Образ хорошего человека Образ плохого человека Образ старшего товяришя Я-образ Образ хорошего человека Образ плохого человека Образ старшего товарища
1 поколение Я-образ
Образ хорошего человека полная прямая проекция
Образ плохого человека частичная обратная проекция полная обратная проекция
Образ старшего товарища частичная прямая проекция частичная обратная проекция
2 поколение Я-образ
Образ хорошего человека частичная прямая проекция
Образ плохого человека частичная обратная проекция полная обратная проекция
Образ старшего товарища частичная прямая проекция частичная прямая проекция частичная обратная проекция частичная прямая проекция
3 поколение Я-образ
Образ хорошего человека полная прямая проекция частичная обратная проекция
Образ плохого человека частичная обратная проекция частичная обратная проекция полная обратная проекция полная обратная проекция частичная обратная проекция
Образ старшего товарища частичная прямая проекция частичная прямая проекция полная обратная проекция полная обратная проекция
4 поколение Я-образ
Образ хорошего человека полная прямая проекция
Образ плохого человека частичная обратная проекция полная обратная проекция полная обратная проекция полная обратная проекция
Образ старшего товарища частичная прямая проекция частичная обратная проекция частичная прямая проекция полная прямая проекция полная обратная проекция
5 поколение Я-образ
Образ хорошего человека частичная прямая проекция
Образ плохого человека частичная обратная проекция полная обратная проекция полная обратная проекция полная обратная проекция
Образ старшего товарища частичная прямая проекция частичная прямая проекция частичная прямая проекция частичная прямая проекция частичная обратная проекция
Выявлены различия в Я-образе и образах других людей в сознании старшеклассников до участия в большом коллективном творческом деле (летний палаточный Лагерный сбор) и после него (от р < 0.05, до р < 0.01). После участия старшеклассники стали оценивать себя более положительно и почувствовали себя теми людьми, которые могут быть интересны другим. Хорошим человеком они стали считать, прежде всего, того, кто готов оказать помощь, выручить в сложной ситуации, кто может быть интересным в общении и взаимодействии. При описании плохого человека данная группа старшеклассников значительно чаще, чем до участия в деле, стала обращаться к таким характеристикам как надоедливый, занудный, лживый, плохой, неприятный, зазнайка. При составлении портрета старшего товарища после участия в деле у старшеклассников повышается значимость таких качества как умный, добрый, хороший, готов помочь, пример для подражания. Таким образом, на примере участия в Лагерном сборе нам удалось показать эффективность включения современных старшеклассников в коллективную творческую организаторскую деятельность с точки зрения переоценки личностных качеств человека, формирования адекватных, сущностно наполненных представлений о себе и о других людях. Применение методики коллективного творческого воспитания по отношению к школьникам оказалось эффективным даже в сравнительно кратковременные сроки.
Все опрошенные участники коллективной творческой организаторской деятельности (1,
2, 3, 4 поколения) признают значительное влияние участия в ней на становление их личности и считают данную методику воспитания эффективной. При этом почти половина всех опрошенных использует ее в своей дальнейшей работе. Для участников коллективной творческой организаторской деятельности всех поколений наиболее значимой в ней является особая атмосфера.
Представления участников коллективной творческой организаторской деятельности о себе и о других людях зависят от длительности периода работы в общественном объединении. Наибольшее количество значимых различий (от р < 0.05, до р < 0.01) в структурах образов наблюдается при сравнении экспериментальной группы со стажем 3-4 года и экспериментальной группы со стажем 5-6 лет. Чем больше стаж работы в общественном объединении, тем в большей степени участники коллективной творческой организаторской деятельности описывают себя как ответственного человека и тем реже обращаются к такому понятию как ленивый. При составлении портретов хорошего и плохого человека с увеличением стажа растет значимость такой характеристики как ответственный (у хорошего человека) и безответственный (у плохого). Таким образом, еще раз подтверждается то, что для бывших и настоящих участников коллективной творческой организаторской деятельности мотивационно-волевые качества личности выходят на первый план при оценке себя и других людей.
Выявлены значимые различия в Я-образах и образах других людей у участников коллективной творческой организаторской деятельности, считающими коммунарство своей жизненной позицией, и участников коллективной творческой организаторской деятельности, считающими коммунарство временным увлечением (от р < 0.05, до р < 0.01). Больше всего значимых различий в связи с отношением к коллективной творческой организаторской деятельности обнаружено в образах старшего товарища. Формирование устойчивой жизненной позиции связано с опытом позитивного взаимодействия с взрослым, отличающимся от других социально-интеллектуальным, интеллектуальным, социальным и положительным харак-
теристикам. Формирование жизненной позиции у участников коллективной творческой организаторской деятельности связано с такими качествами старшего как готовность помочь, понять, быть открытым и легким в общении, способность стать примером для подражания. В условиях коллективной творческой организаторской деятельности воспитатель, занимающий позицию старшего товарища, становится ведущим звеном в процессе формирования жизненных смыслов старшеклассников, а отношения содружества поколений фундаментом всей системы их воспитания.
Особенности смысложизненных ориентаций участников коллективной творческой организаторской деятельности разных поколений связаны со стажем работы в детской общественной организации, с отношением к этому опыту, с опытом использования данной методики воспитания в своей дальнейшей работе (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01). Чем выше стаж работы в детской общественной организации, тем выше показатель «Цель в жизни». У респондентов, использующих методику коллективного творческого воспитания в своей дальнейшей работе, в отличие от не использующих методику, выше следующие показатели теста СЖО: «Осмысленности жизни», «Процесс жизни» и «Локус контроля - жизнь». У респондентов, считающих принципы коллективной творческой организаторской деятельности своей жизненной позицией, значимо выше, по сравнению с другой группой, показатели «Осмысленность жизни» и «Процесс жизни». Длительность периода включенности в активную коллективную творческую организаторскую деятельность, а также перенос полученного опыта в свою дальнейшую жизнь ведет к повышению целенаправленности, осмысленности жизни, открывает временную перспективу, увеличивает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Наличие четкой жизненной позиции наполняет жизнь смыслом, человек переживает процесс своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный.
Выводы
1. Активное участие в старшем школьном возрасте в коллективной творческой организаторской деятельности оказывает существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций, представлений о себе и других людях. Участники коллективной творческой деятельности разных поколений имеют достоверные различия (от р < 0.05, до р < 0.01) в структурах и содержании смысложизненных ориентаций, Я-образов и образов других людей по сравнению с людьми аналогичных поколений, не имеющими подобного жизненного опыта.
2. Участие в старшем школьном возрасте в жизни и деятельности общественного объединения, работающего с опорой на концепцию академика И. П. Иванова, ведет к повышению значимости мотивационно-волевой сферы личности в процессе восприятия себя и других людей. Мотивационно-волевых характеристик в сознании участников коллективной творческой организационной деятельности всех поколений по сравнению с контрольной группой значительно больше в Я-образе, образе хорошего человека и образе старшего товарища.
3. Воспитание в условиях коллективной организаторской деятельности, на принципах творческого содружества поколений, обеспечивает эффективное формирование позитивного Я-образа личности старшеклассников. У всех поколений участников коллективной творческой организаторской деятельности, в отличие от испытуемых аналогичных поколений из контрольной группы, на вербальном уровне прослеживается прямая проекция образа стар-
шего товарища и хорошего человека (от р < 0.05, до р < 0.01), на невербальном уровне наблюдается прямая проекция Я-образа и образа старшего товарища (от р < 0.05, до р < 0.01). Я-об-раз этих респондентов был сформирован с опорой на позитивный, имеющий высокую нравственную оценку образ старшего, включающего их в свое время в коллективную творческую организаторскую деятельность.
4. Формирование устойчивой жизненной позиции связано с опытом позитивного взаимодействия со взрослым, отличающимся от других по интеллектуальным, социальным характеристикам и показателям социального интеллекта, прежде всего по таким качествам старшего как готовность помочь, понять, быть открытым и легким в общении, способность стать примером для подражания (от р < 0.05, до р < 0.01). В условиях коллективной творческой организаторской деятельности воспитатель, занимающий позицию старшего товарища, становится ведущим звеном в процессе формирования жизненных смыслов старшеклассников, а отношения содружества поколений фундаментом всей системы их воспитания.
5. Особенности смысложизненных ориентаций участников коллективной творческой организаторской деятельности разных поколений связаны со стажем работы в детской общественной организации, с отношением к этому опыту, с опытом использования данной методики воспитания в своей дальнейшей работе (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01). Чем выше стаж работы в детской общественной организации, тем выше показатель «Цель в жизни». У респондентов, использующих методику коллективного творческого воспитания в своей дальнейшей работе, в отличие от не использующих методику, выше следующие показатели теста СЖО: «Осмысленности жизни», «Процесс жизни» и «Локус контроля - жизнь». У респондентов, считающих принципы коллективной творческой организаторской деятельности своей жизненной позицией, значимо выше, по сравнению с другой группой, показатели «Осмысленность жизни» и «Процесс жизни». Длительность периода включенности в активную коллективную творческую организаторскую деятельность, а также перенос полученного опыта в свою дальнейшую жизнь ведет к повышению целенаправленности, осмысленности жизни, открывает временную перспективу, увеличивает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Наличие четкой жизненной позиции наполняет жизнь смыслом, человек переживает процесс своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный.
6. Участие (даже однократное) в подготовке и проведении большого коллективного творческого организаторского дела ведет к существенной трансформации Я-образа, образа хорошего, плохого человека и образа старшего товарища в сознании современных старшеклассников, к переоценке личностных качеств человека. После участия в деле старшеклассники стали оценивать себя более положительно и почувствовали себя теми людьми, которые могут быть интересны другим; хорошим человеком они стали считать, прежде всего, того, кто готов оказать помощь, выручить в сложной ситуации, кто может быть интересным в общении и взаимодействии; при описании плохого человека они значительно чаще, чем до участия в деле стали обращаться к таким характеристикам как надоедливый, занудный, лживый, плохой, неприятный, зазнайка; при описании старшего товарища - к таким качествам как умный, добрый, хороший, готов помочь, пример для подражания (достоверные различия от р < 0.05, до р < 0.01).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. У-та, 1982. 200 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
4. Газман О. С. Проблемы развития коммунарской методики // Коммунарская методика: вопросы теории. М., 1989.
5. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1981. 80 с.
6. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
7. Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб., 2003. 504 с.
8. Иванов И. П. Творческое содружество поколений какусловие воспитания юных общественников: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1972.
9. Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов. Очерки методики воспитательной работы школы. Л., 1969. 119 с.
10. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
11. Ильина Н. Н. Педагогический анализ воспитательных возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска): дис. ... канд. пед. наук. Л., 1991. 151 с.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. 18 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
15. Ситников В. Л. Методика гармонизации личности // Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века / Сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2002. С. 161-163.
16. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб: Химиздат, 2001. 288 с.
17. Ситников В. Л. Педагогические истоки современной психологии командообразования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2012. №148. С. 51-60.
18. Титова Е. В. Методика воспитания. СПб., 1996. 51 с.
Поступила в редакцию 17.02.2014 г.
IDEA OF THE PERSON AND VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SENIORS INCLUDED IN COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY
© O. B. Kononova
Petersburg State Transport University
9. Moskovsky pr., 190031 St. Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected]
The results of education in the conditions of collective creative interaction are discussed. The results of research of the self-image, an image of the senior companion, images of the good and the bad man in consciousness of children and adult, present and former members of the children's organization working by a technique of collective creative education are presented.
Keywords: technique of collective creative education, collective creative activity, image of the senior companion.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Kononova O. B. Idea of the Person and Valuable Orientations of the Seniors Included in Collective Creative Activity / / Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 3. Pp. 166-179.
REFERENCES
1. Bodalev A. A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and Comprehension of a Human by Human]. Moscow: Izd-vo Mosk. U-ta, 1982.
2. Bodalev A. A. Lichnost’ i obshchenie [Personality and Communication]. Moscow: Pedagogika, 1983.
3. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v det-skom vozraste [Personality and Its Formation in Childhood]. Saint Petersburg: Piter, 2008.
4. Gazman O. S. Kommunarskaya metodika: voprosy teorii. M., 1989.
5. Ivanov I. P. Vospityvat’kollektivistov: Iz opyta rabotyshkol Leningrada iLeningradskoi oblasti [To Bring Up the Collectivists: the Experience of Schools of Leningrad and Leningrad Region]. Moscow: Pedagogika, 1981.
6. Ivanov I. P. Metodika kommunarskogo vospitaniya: Kn. Dlya uchitelya [Methodology the Kommunar Education: Teacher's Book]. Moscow: Prosveshchenie, 1990.
7. Ivanov I. P. Sozidanie: teoriya i metodika vospitaniya [Creativity: Theory and Methods of Education]. Saint Petersburg, 2003.
8. Ivanov I. P. Tvorcheskoe sodruzhestvo pokolenii kak uslovie vospitaniyayunykh obshchestvennikov: dis. ... d-ra ped. nauk. Leningrad, 1972.
9. Ivanov I. P. Formirovanie yunykh obshchestvennikov i organizatorov. Ocherki metodiki vospitatel’noi raboty shkoly [The Formation of the Young Volunteers and Organizers. Essays on Methods of School Educational Work]. Leningrad, 1969.
10. Ivanov I. P. Entsiklopediya kollektivnykh tvorcheskikh del [Encyclopedia of Collective Creative Deeds]. M., 1989.
11. Il'ina N. N. Pedagogicheskii analiz vospitatel’nykh vozmozhnostei kommunarskogo dvizheniya (na materiale yunosheskikh ob’’edinenii Petrozavodska): dis. ... kand. ped. nauk. Leningrad, 1991.
12. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real’nosti [Psychology of Sense: Nature, Structure and Dynamics of Semantic Reality]. Moscow: Smysl, 2007.
13. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsii [Test of Life Meaning Orientations]. Moscow: Smysl, 2000.
14. Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. V 2 tomakh [Russian Pedagogical Encyclopedia. In 2 volumes]. Vol. 1. Ed. V. V. Davydova. Moscow: Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya, 1993.
15. Sitnikov V. L. Sotsiokinetika. Strategiya i taktika det-skogo dvizheniya novogo veka. Comp. T. V. Trukhacheva, A. G. Kirpichnik. Moscow, 2002. Pp. 161-163.
16. Sitnikov V. L. Obraz rebenka (v soznanii detei i vzroslykh) [Image of a Child (in Minds of Children and Adults)]. Saint Petersburg: Khimizdat, 2001.
17. Sitnikov V. L. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. 2012. No. 148. Pp. 51-60.
18. Titova E. V. Metodika vospitaniya [Methods of Education]. Saint Petersburg, 1996.
Received 17.02.2014.