студентов СПО можно выделить следующие направления:
- нормализация и обогащение отношений студентов СПО с окружающим миром, прежде всего с педагогами и сверстниками;
- компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.);
- восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
- постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности студентов по удовлетворению их интересов;
- исправление как преодоление отрицательного, то есть ликвидация пробелов в формировании положительных и искоренение отрицательных качеств и вредных привычек [3].
Основные пути коррекции девиантного поведения среди студентов СПО:
1) постановка перед учащимися СПО проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимания, сообщение неординарной информации, которая должна заинтересовать подростков;
2) постановка перед коллективом или группой подростков определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям, соответствия ее специфическим интересам и возможностям подростков;
3) переориентация членов коллектива или группы студентов СПО, которая достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или за счет расширения круга общения подростков. Кроме того, возможен путь постановки перед группой обучающихся целей, которые внешне соответствуют их актуальным потребностям, а в действительности требуют для своего достижения переориентации их интересов.
По нашему мнению, перечисленные мероприятия будут способствовать профилактике и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».
Библиографический список
1. Савченков, А. В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования [Текст] / А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Мир науки, культуры, образования. — № 5. — С. 233-235.
2. Волков, П. Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта [Текст] / П. Б. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ярославль, 2009. — 160 с.
3. Клейберг, Ю. А. Девиантология [Текст] : хрестоматия / Ю. А. Клейберг. — СПб., 2010.
УДК 378+376.5 И. Р. Сташкевич, проф. филиала Военного
учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, д-р пед. наук, доц., e-mail: [email protected] С. В. Савельева, доц. филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ КУРСАНТАМИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Проблема выявления талантливых обучающихся и их развития, заключающегося в формировании личности, готовой к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных
проблем, становится приоритетной в высшей военной школе. В статье рассмотрены вопросы формирования системы работы с одаренными курсантами в военном вузе на примере изучения дисциплины «Информатика».
Ключевые слова: одаренность, способность, интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, интеллектуальные способности, креативность.
В настоящее время основным ресурсом общества является его интеллектуальный потенциал, который составляют люди, реализовавшие творческие и профессиональные возможности, умственные и организаторские способности и являющиеся главным двигателем прогресса во всех сферах деятельности общества и государства. Российская армия, как и любая другая структура государства, нуждается в специалистах, не только обладающих фундаментальными профессиональными знаниями, но и способных к инновациям в сфере будущей профессиональной деятельности.
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апр. 2012 г., говорится: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность» [1]. Следовательно, актуальной задачей как общего, так и профессионального образования остается формирование личности, способной и готовой развивать свой творческий потенциал, самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их при решении разного рода задач.
Следует отметить, что Россия достигла выдающихся успехов в деле выявления и систематического сопровождения талантливых школьников. Ежегодно проводятся всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам. На сегодняшний день существует три вида интеллектуальных конкурсов, проводимых высшими учебными заведениями, Министерством образования и науки РФ и различными благотворительными фондами и организациями, которые открывают серьезные перспективы для одаренных и талантливых школьников.
Однако в более основательной координации нуждается работа по поиску и продвижению талантливых студентов в среде высшего профессионального образования, как светского, так и военного, поскольку именно творческие, талантливые люди являются движущей силой развития общества и определяют прогресс его духовной и материальной основы.
Чтобы правильно выстроить систему работы с одаренными студентами (курсантами),
необходимо уяснить, что подразумевается под терминами «одаренность» и «способность».
Вопросы одаренности стали предметом изучения и зарубежных, и отечественных психологов. Наиболее популярной является концепция, разработанная американским ученым Дж. Рензулли. В соответствии с ней одаренность — это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческих способностей) и настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу).
Теория множественности видов интеллекта, разработанная Х. Гарднером, является одной из концепций интеллектуальной и творческой одаренности, получивших признание в психологии. Согласно данной теории, существует семь видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, личностный (интраличностный, интерличностный).
В сфере изучения одаренности отечественная психология имеет свои фундаментальные исследования. Такие ученые, как Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Те-плов, В. Д. Шадриков внесли огромный вклад в понимание одаренности. Так, Н. С. Лейтес наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т. д.) выделяет и такое более широкое понятие, как общая умственная одаренность, «сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума». «При этом умственная способность не сводится к интеллекту: одаренность — это особый склад личности» [2, с. 4].
А. М. Матюшкин связывает одаренность с особенностями собственно творческой деятельности: «Психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека» [3, с. 30].
Значительный теоретический вклад в изучение способностей и одаренности был сделан советским психологом Б. М. Тепловым. Одаренность рассматривалась им как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в осуществлении той или другой деятельности. Иначе говоря, одаренность —
это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного осуществления деятельности навыки и умения [4].
В. Д. Шадриков подходит к определению понятий «способность» и «одаренность» с точки зрения функциональной системы. Автор считает, что одаренность — это качество совместно работающих систем, реализующих раз-личныепсихическиефункции, которыевключены в фундаментальную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии осуществления деятельности [5].
Исторический обзор проблемы одаренности [6, с. 15-16] показывает, что нет единого, всеми признанного определения этого явления. Однако в современных взглядах на одаренность существует согласие по нескольким пунктам, которые важно учитывать при работе с одаренными обучающимися на всех уровнях образования:
1) одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях;
2) нужно принимать во внимание не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться (то есть потенциальные);
3) одаренность является результатом взаимодействия многих факторов и не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (/0, а следовательно, не определяется только исключительным интеллектом;
4) одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и в различных сферах жизнедеятельности;
5) достижения невозможны без высокоразвитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего актуальной является задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.
На основании анализа научной литературы под одаренностью будем понимать системное, развивающееся на протяжении жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Вопросы развития одаренности курсантов высшей военной школы приобретают не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Сегодня формирование системы работы
с одаренными курсантами, обеспечивающей выявление, развитие и поддержку обучающихся с высоким потенциалом развития, самореализации, профессионального самоопределения является одной из приоритетных задач высшего военного образования. Это не случайно, так как сформировать готовность принять нетривиальное решение в критической ситуации или в условиях неопределенности либо неоднозначности исходных данных непросто. Ситуация осложняется еще и тем, что образовательный процесс в военных вузах жестко регламентирован, у курсантов не всегда есть возможность проявлять креативность, нестандартное мышление. Кроме того, в военных вузах существуют свои особенности использования компьютеров и информационных ресурсов сети Интернет.
Прежде чем приступить к формированию системы работы с одаренными курсантами, необходимо ответить на вопрос, кого отнести к группе одаренных. Здесь следует отметить, что одаренность и высокая успеваемость (интеллектуальность) не всегда совпадают. Исследуя несколько групп выдающихся людей, Мак-киннон (MacKinnon, 1962) пришел к выводу, что в школе они не блистали хорошей успеваемостью и учителя редко возлагали на них особые надежды. Зачастую эти люди оценивались как слабые ученики [7].
На практике о способностях обучающихся судят по достижениям в усвоении знаний, поэтому случаев несовпадения успеваемости с одаренностью и неправильного определения (а скорее, неопределения) таланта можно привести очень много. Например, Роберт Майер и Декарт в школе считались неспособными, Эдисон как бездарный ученик был взят отцом из школы, Либиха даже исключили из школы за неуспеваемость. Ньютон и Вальтер Скотт плохо учились, а Линней едва не попал в обучение к сапожнику. А. П. Чехов никогда не получал за школьные сочинения больше тройки, а М. Е. Салтыков-Щедрин, написав сочинение за дочь, получил двойку с припиской: «Не знаете русского языка». Одаренность часто не проявляется и в высшей школе. Например, в аттестате Гегеля было указано, что он имеет хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом [7].
Одаренные курсанты обучаются инклюзивно, то есть в одних группах с обычными, среднестатистическими. Это позволяет создавать условия для выявления одаренности, развития потенциальных возможностей каждого из них и одновременно для максимальной адаптации
способных курсантов к особенностям обучения в военном вузе.
Одним из средств раскрытия и развития интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости является проведение предметных олимпиад. Кроме того, олимпиады являют-
Система работы с од;
ся мощным мотивирующим средством, позволяющим подключать внешние мотивы, зачастую преобладающие в военных вузах.
Этапы работы с одаренными курсантами и средства их мотивации представлены в таблице 1.
Таблица 1
>енными курсантами
Этап Способы/средства Система мотивации Примечание
Выявление интеллектуально одаренных курсантов Проведение входной олимпиады. Цель — выявление уровня владения информационными технологиями Поощрение участников олимпиады, показавших хорошие результаты. Формирование команды для подготовки ко Всеармейской олимпиаде по информатике Разработка олимпиадных заданий
Разработка системы многоуровневых заданий для работы с курсантами во время плановых занятий Компьютерные практикумы с многоуровневыми заданиями по всем темам дисциплины «Информатика» Оценка достижений на плановых аудиторных занятиях Системное применение многоуровневых заданий компьютерных практикумов
Разработка системы заданий повышенной сложности для самоподготовки, инициирование учебного исследования Сборник олимпиадных заданий с пояснениями. Темы исследовательских работ Выстраивание системы консультаций, обеспечивающих возможность дополнительной работы в компьютерном классе Поддержка стремления курсантов войти в состав команды, представляющей вуз на Всеармейской олимпиаде
Диагностика успешности в достижении повышенного уровня владения информационными технологиями Проведение итоговой олимпиады. Цель — выявление уровня владения информационными технологиями Формирование окончательного состава команды для участия во Всеармейской олимпиаде по информатике Сформированная команда для участия во Всеармейской олимпиаде по информатике
Мы полагаем, что диагностику способностей курсантов следует отнести к задачам плановых (аудиторных) занятий. С этой целью разработана и применяется система многоуровневых заданий, в том числе профессионально ориентированных. Это не только позволяет выявлять актуальный уровень развития курсантов, но и обеспечивает дополнительную мотивацию в обучении и проявление их скрытых способностей, стимулирует познавательный интерес, развивает креативность. На этом этапе система включает специально созданные условия для поддержки и оптимального развития способных курсантов, включая тех, чья одаренность еще не проявилась.
В военных вузах обязательны часы самоподготовки, что позволяет организовывать работу с одаренными курсантами на исследовательском уровне. Как известно, решение исследовательских задач активизирует обучающихся, вызывает у них интерес и пробуждает творческую мысль. На этом этапе уместно примене-
ние системы заданий повышенной сложности и инициирование учебных исследований, результаты которых докладываются на научно-практических конференциях курсантов. Конференции, являясь открытой образовательной средой, предоставляют возможности для расширения форм научного творчества, обогащения их новым содержанием. Темы исследовательских работ, представляемых на научно-практических конференциях, разнообразны. Большую ценность представляют междисциплинарные темы, связывающие исследования в области информационных технологий с исследованиями по начертательной геометрии, электротехнике и электронике, механике, физике и др. В сборнике материалов научной конференции военно-научного общества курсантов филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал г. Челябинск) опубликованы результаты исследовательских работ на темы: «Реализация и демонстрация сложения гармонических колебаний
с кратными частотами средствами информационных технологий», «Демонстрационные модели и информационные технологии как фактор повышения эффективности обучения начертательной геометрии».
Высокая эффективность учебного исследования обеспечивается индивидуальной работой научного руководителя с одаренным курсантом. В текущем учебном году выполняются работы по двум темам: «Исследование возможностей расчета амплитудно-частотной характеристики усилителя промежуточной частоты радиолокационного приемника средствами Excel и MathCad» и «Применение Excel и MathCad для расчета основных параметров и конструирования редукторов».
При организации процесса обучения особенно важно учитывать потребность одаренных студентов в самостоятельной работе как
Библиографический список
приоритетной форме обучения. Внеаудиторная работа с одаренными студентами может осуществляться в самых разнообразных формах: индивидуальная — работа со студентами (курсантами) с целью руководства подготовкой докладов, рефератов, курсовых работ по другим дисциплинам; групповая (консультации, научные кружки) — систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов (курсантов); массовая — эпизодическая работа, проводимая с большим студенческим коллективом (научные конференции). На практике все три вида внеаудиторной работы тесно связаны друг с другом.
Подводя итог, отметим, что выстроенная система позволяет одаренным курсантам ре-ализовывать свой творческий потенциал как на внутривузовском, так и на всероссийском уровне.
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [ Электронный ресурс] : [утв. Президентом РФ 03.04.2012 г.]. — Режим доступа: №р://шшш.сопзиКап1 ru/document/cons_doc_LAW_131119.
2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н. С. Лей-тес. — М. : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2008. — 478 с.
3. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин. — М., 1992.
4. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] : в 2 т. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985.
5. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Изд-во СГУ, 2004. — 188 с.
6. Трусова, Н. В. Психология одаренности. Психодиагностика одаренности [Текст] / Н. В. Трусова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 28 с. — (Серия «Работа с одаренными обучающимися»).
7. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2012. — 640 с. — (Серия «Мастера психологии»).