Научная статья на тему 'О роли творческого потенциала преподавателей вуза культуры и искусств в профессиональной подготовке студентов'

О роли творческого потенциала преподавателей вуза культуры и искусств в профессиональной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / THE TEACHER'S QUALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА / THE PEDAGOGICAL IDEAL OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL COMPETENCE / CREATIVE IDENTITY / INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов П. П.

В статье рассматривается роль творческого потенциала преподавателя вуза культуры и искусств в формировании личности будущего специалиста. Рассматривается педагогическая характеристика компетентного преподавателя, значение авторских педагогических технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a role of creative potential of the teachers of the higher educa-tion institution of culture and arts in the students’ vocational training

The article deals with the role of creative potential of the teacher of the higher education institution of culture and arts in formation of the identity of future expert’s personality. The pedagogical characteristic of the competent teacher, the value of author's pedagogical technologies are considered in the work

Текст научной работы на тему «О роли творческого потенциала преподавателей вуза культуры и искусств в профессиональной подготовке студентов»

УДК 378

П.П.Терехов

О РОЛИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается роль творческого потенциала преподавателя вуза культуры и искусств в формировании личности будущего специалиста. Рассматривается педагогическая характеристика компетентного преподавателя, значение авторских педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогический идеал преподавателя, качества преподавателя, педагогическая компетентность, творческая индивидуальность, взаимодействие преподавателя и студента.

Terehov Pavel Petrovich ABOUT A ROLE OF CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHERS OF THE HIGHER EDUCA-TION INSTITUTION OF CULTURE AND ARTS IN THE STUDENTS' VOCATIONAL TRAINING.

The article deals with the role of creative potential of the teacher of the higher education institution of culture and arts in formation of the identity of future expert's personality. The pedagogical characteristic of the competent teacher, the value of author's pedagogical technologies are considered in the work.

Keywords: The pedagogical ideal of the teacher, the teacher's quality, the pedagogical competence, the creative identity, interaction of the teacher and the student/

В новом тысячелетии в динамично обновляющейся России вновь стали актуальными личностно ориентированные педагогические технологии, направленные на формирование таких положительных качеств личности профессионала, как ответственность, организованность, деловитость, дисциплинированность, инициативность и др. В связи с этим встает вопрос о необходимости соответствующей подготовки самих преподавателей вузов к реализации принципов педагогического сотрудничества, основанного на субъект-субъектных отношениях в учебно-воспитательном процессе.

Основное содержание деятельности педагога в профессиональном учебном заведении культуры и искусства состоит в выполнении обучающих, воспитательных, организаторских, научных и художественно-творческих функций. Обучающая функция - передача студентам знаний, формирование умений и навыков; воспитательная -формирование личности; организаторская - организация учебной, внеаудиторной, концертно-исполнительской работы студентов; научная - приобщение студентов к исследовательской работе; художественно-творческая -совершенствование профессиональных художественно-творческих способностей.

Анализ экспериментальных материалов показал, что деятельность заслуженных и авторитетных педагогов в вузах культуры и искусств включает в себя множество отдельных, как интеллектуальных, так и эмоциональных феноменов, каждый из которых несет в своем проявлении и положительную, и отрицательную значимость.

Содержательными проявлениями интеллектуальных феноменов являются, например: знание своего предмета, убедительность в изложении материала, широкий общекультурный кругозор, эвристичность, моделирование и проектирование учебного материала и др. Проявлением эмоциональных феноменов: эмоциональная и творческая активность, предчувствие успеха-неуспеха, искренность, жизнерадостность, тонкость чувств, образность речи и др.

В представлении студентов учебных заведений культуры и искусств педагогический идеал преподавателя выражен следующими характеристиками: высокий профессионализм, компетентность, художественно-творческая активность, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, воздействие на студентов, терпение, такт, организаторские способности, любовь к студентам, интеллект, динамизм личности, умение расположить к себе, чувство юмора, память, стремление к самосовершенствованию. Студенты высоко ценят в преподавателе чисто человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, чувство такта, умение понять другого, общительность.

В обобщенном виде необходимые преподавателю профессионального учебного заведения культуры и искусства и востребованные студентами качества можно сгруппировать в несколько блоков:

профессиональные: глубокие знания в области своей специальности, теории и методики обучения, теории и истории культуры и художественного творчества, педагогической психологии, психологии творчества;

мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга;

личные: умение ставить художественно-творческие и педагогические цели, определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатам, эффективно осуществлять воспитательную работу, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними;

моральные: внимательность, выдержка, дорброжелательность, коммуникативность, организованность, ответственность, справедливость, терпеливость, требовательность, целеустремленность, честность, эмоциональность, эрудиция.

Студенты ценят, прежде всего, компетентного преподавателя. Выделяются следующие характеристики педагогической компетентности педагогов учебных заведений культуры и искусств:

• наличие методологической культуры, умений концептуального и художественно-образного мышления, моделирования педагогического процесса и творческой деятельности, прогнозирование результатов деятельности;

• способность к критической оценке и интеграции личного и иного опыта в художественно-педагогической деятельности;

• наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры;

• готовность к совместному со студентами освоению социального и художественно-творческого опыта;

• освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях нарастающего информационного потока;

• способность к выработке индивидуального стиля в художественно-творческой и педагогической деятельности.

Специфика учебных заведений культуры и искусств заключается в том, что более половины учебного времени студент проводит в индивидуально ориентированном на него режиме. Преподаватель в личностноориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса. Он вместе со студентами преодолевает трудности, инициирует личностные мотивы и формирует у них потребности к художественно-творческой и педагогической деятельности. Происходит активное обогащение всех участников в процессе такого обучения, включая и самого преподавателя, смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных качеств личности в профессиональной деятельности педагога.

Для полноценной организации профессионально-образовательного процесса в вузе культуры и искусств большую роль играет творческая индивидуальность педагога. В социокультурном и художественном образовании в большой степени используются авторские педагогические технологии. Обучение здесь представляет уникальную возможность организации совместной художественно-творческой деятельности педагогов и студентов. Благоприятные условия для этого предоставляют учебные заведения культуры и искусств, где значительное количество часов выделяется на индивидуальную работу со студентом, где есть множество возможностей для проявления и развития индивидуальности не только студента, но и самого преподавателя.

Преподаватели вузов культуры и искусств подчеркивают необходимость формирования личности будущего специалиста, его взглядов и позиций в искусстве и художественно-педагогической деятельности. Например, в музыкальном обучении предлагаются такие подходы, когда точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не учебный предмет; "когда личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога; когда содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения, как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе" [1].

В связи с этим мы можем считать, что взаимодействие студента с преподавателем, особенно по специализации (музыка, актерское искусство, режиссура, хореография), должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на личностную самореализацию студента, на его адаптацию в условиях многоролевой функциональной деятельности в постоянно меняющейся социокультурной ситуации.

В вузе культуры и искусств педагог по специализации оказывает большое воздействие на формирование мировоззрения студентов, на художественно-творческое и педагогическое профессиональное мышление, на формирование личностных качеств. Поэтому педагог должен владеть всем комплексом психолого-педагогических методов и приемов воспитания, быть личностью толерантной к представителям различных культур, их истории, способным строить отношения с окружающими на основе открытости и уважения.

В вузе культуры и искусств отмечается значительный "вклад" интуитивного начала в процесс художественно-педагогической подготовки студентов со стороны преподавателей. Важным элементом профессиональной педагогической культуры преподавателя является его внутренняя целевая установка, опирающаяся на заинтересованность в успехах студентов, стремление помочь им. Этому способствуют доверительные, искренние и доброжелательные отношения преподавателя и студента, создание и поддержание эмоционального настроя студентов.

Преподаватель учебного заведения культуры и искусств имеет три профессии: деятеля культуры и искусства, профессионала в своей предметной области, педагога. Проблемы в любой из них приводят к снижению эффективности обучения. Сочетание педагогической, научной, организационной и художественно-исполнительской деятельности преподавателей художественно-творческих специализаций вузов культуры и искусств обеспечивает высокий художественный результат и педагогический эффект в профессиональной социокультурной подготовке студентов.

Литература

1. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в 1. Razhnikov V.G. Tri principa novoj pedagogiki v музыкальном обучении // Вопросы психологии.- 1988. - muzykal'nom obuchenii // Voprosy psihologii.- 1988. - №1.-№1.- С.38. S.38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.