Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка к педагогической деятельности специалиста социокультурной сферы'

Профессиональная подготовка к педагогической деятельности специалиста социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL TRAINING / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов П. П.

В статье рассматривается значение формирования педагогической компетентности у студента вуза культуры и искусств, особенности подготовки выпускника в условиях многоролевой профессиональной деятельности, в неповторимом процессе соединения культуры, искусства, научной теории и практики художественно-педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of social and cultural sphere specialist for pedagogical activity

This article observes the purpose of forming the pedagogical competence of culture and arts universities’ students, specifics of specialist training in conditions of multirole professional activities and unique process of connection of culture, arts, scientific theories and practice of art and pedagogical activity

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка к педагогической деятельности специалиста социокультурной сферы»

УДК 378.02

П.П.Терехов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В статье рассматривается значение формирования педагогической компетентности у студента вуза культуры и искусств, особенности подготовки выпускника в условиях многоролевой профессиональной деятельности, в неповторимом процессе соединения культуры, искусства, научной теории и практики художественно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельности, педагогическая подготовка, педагогическая компетентность

P.P.Terekhov PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE SPECIALIST FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

This article observes the purpose of forming the pedagogical competence of culture and arts universities' students, specifics of specialist training in conditions of multirole professional activities and unique process of connection of culture, arts, scientific theories and practice of art and pedagogical activity.

Key words: pedagogical activity, pedagogical training, pedagogical competence

В условиях стремительного развития информационных технологий особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки в ее социокультурном измерении, особенно подготовки специалистов, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.

Общество сегодня ждет специалиста социокультурной сферы с высоким уровнем профессиональной компетентности. Вузы культуры и искусств через федеральные государственные образовательные стандарты должны предоставлять возможность студентам в полном объеме овладевать разнообразием сфер художественно-педагогической деятельности, так как по многим специальностям присваивается квалификации "преподаватель" [1]. Но и в числе профессиональных компетенций бакалавра в сфере культуры и искусства также важную роль играет овладение педагогической компетенцией. Выпускник программы бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, должен быть готов решать такие профессиональные задачи, как осуществление патриотического воспитания, формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов личности, культуры межнационального общения на материалах и средствах народной художественной культуры; вести обучение различных групп населения различным видам художественного творчества; разрабатывать образовательные программы, учебные и учебно-методические пособия; планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода и т.д. [ 2 ]. Поэтому в учебном заведении должны быть предоставлены все условия для полноценной психолого-педагогической и художественно-творческой подготовки студентов. Сквозь призму педагогической парадигмы должны быть проанализированы условия формирования педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования. Как отмечает Л.С. Жаркова, вычленение наиболее общих компетенций структуру будущей профессиональной деятельности позволяет представить ее как процесс взаимодействия личностных и вещественных составляющих, а также показать основные направления, по которым происходит развитие этого процесса [3, с. 12].

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что более половины выпускников по тем или иным причинам не удовлетворены или не вполне удовлетворены получаемым педагогическим образованием в рамках своей профессиональной подготовки. Исследуя связь социокультурной и педагогической профессиональной деятельности, мы поставили студентам следующий вопрос: Связываете ли Вы свою профессиональную деятельность с педагогикой? Утвердительно ответили на этот вопрос свыше 80% студентов, с некоторыми сомнениями согласны с этим утверждением 11%, отрицательные ответы получены лишь от 8% респондентов. Как мы видим, студенты уверены в высоком уровне направленности на овладение педагогической составляющей своей профессиональной деятельности.

На вопрос о возможной связи своего успеха в профессиональной деятельности со специальной педагогической подготовкой также свыше 80% опрашиваемых ответили утвердительно. Это еще раз подтверждает значимость для студентов целенаправленной педагогической подготовки.

Педагогическая компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств, которая представляет собой триединую функциональную подготовку студентов, получающих профессию, которая является: профессией мировоззренческой, связанной с духовным наполнением досуга; профессией, тесно связанной со сферой культуры и искусства; педагогической профессией с особым творческим характером.

Таким образом, педагогическая компетентность специалиста социально-культурной сферы - это интегральное качество, которое обеспечивает успешность передачи содержания социокультурного творчества участникам любительских коллективов; реализуется в социокультурной деятельности; воплощается в художественно-педагогической подготовленности; обеспечивается личностными качествами педагога культуры. Следует отметить, что педагогическая компетентность специалиста не может быть полностью сформирована в процессе обучения, здесь лишь закладываются ее основы.

Педагогическая компетентность специалиста характеризуется адаптацией выпускника в условиях многоролевой профессиональной деятельности, проектированием и осуществлением социокультурной, художественной и преподавательской деятельности, личностной и профессиональной самореализацией, способностью строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения, продолжать самообразование. Как отмечает В.И.Погодин, на практике это означает, что «реализация компетентностного подхода в значительной степени определяется тем социально-культурным окружением, в котором обитает конкретный студент конкретного высшего образовательного учреждения» [4, с.51].

Педагогическая подготовка студентов в учебных заведениях культуры и искусства - это неповторимый процесс соединения культуры, искусства, научной теории, практики художественно-педаго-гической деятельности. Каждое учебное занятие в художественно-творческом вузе несет свой неповторимый оттенок, имеет свою эмоциональную окраску. Педагогическая подготовка является во многом творческим процессом, постижение которого проходит на базе глубокого ценностно-смыслового опыта художественно-творческой деятельности и познании объективных законов, присущих процессу обучения, обеспечивающих процесс целенаправленного формирования личности будущего специалиста социокультурной сферы. Т.В.Килина считает, что формирование профессионально-педагогической направленности молодых музыкантов в вузе должно базироваться на творческих перспективах их будущей профессии путем создания обучающей среды, в которой моделируются фрагменты будущей педагогической деятельности и воссоздается реальное своеобразие ее контекста [5, с.142].

В условиях изменения задач современного социокультурного образования, определяемых вариативностью учебных заведений, диверсификацией содержания образования, расширением инновационных процессов, возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику подготовки специалиста культуры и искусства к педагогической деятельности.

Ведущей проблемой педагогической подготовки студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования является ее содержание. Анализ содержания учебных планов и программ в вузах культуры и искусств показывает, что в них часто отсутствует ярко выраженная целевая направленность на профессию, и тем более, на профессию, связанную с педагогической деятельностью; не выделяются ведущие психолого-педагогические понятия; слабо выражены межпредметные и внутрипредметные связи. В программах не отражена идея непрерывности и преемственности профессиональной социокультурной подготовки.

Педагогические знания, умения и навыки в системе профессионального социокультурного образования должны идти по спирали от начального уровня к более сложному, начиная с основных педагогических понятий и представлений к более сложному на базе современной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств.

Существуют некоторые весьма существенные обстоятельства, связанные со спецификой обучения в вузе культуры и искусств. В связи с этим проектирование содержания педагогической подготовки студентов основывается на следующих критериях:

• отражение культурологической направленности обучения в учебном заведении культуры и искусства;

• отражение целостности психолого-педагогической подготовки в системе непрерывного социокультурного образования;

• отражение специфики педагогической подготовки студентов в творческом вузе;

• отражение связей психолого-педагогических дисциплин со специальными художественно-педагогическими методиками творческой деятельности;

• отражение потенциала психолого-педагогического компонента в формировании педагогического мышления студента вуза культуры и искусств;

• отражение интегрированного характера педагогической и социокультурной подготовки студентов как основы реализации межпредметных связей в процессе интеграции психолого-педагогического компонента с художественно-творческим;

• отражение в содержании педагогической подготовки органического взаимодействия федерального и национально-регионального компонентов на основе отраслевого социокультурного компонента;

• отражение реальной, потенциальной и прогностической интегративности изучаемых курсов;

Предпринятый в нашем исследовании анализ содержания педагогической подготовки студентов показал, что среди наиболее прогрессивных тенденций в решении проблемы совершенствования содержания профессионального образования можно выделить интеграцию педагогических и социокультурных знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. Цель интеграции содержания в социокультурной и педагогической подготовке в вузе культуры и искусств - формирование профессиональной направленности, опыта психолого-педагогической ориентации, обеспечивающей готовность к художественно-педагогической деятельности, как в типичных, так и в не типичных ситуациях.

Необходимо подчеркнуть, что интеграция психолого-педагогических знаний, умений и навыков в базовый культурологический компонент профессиональной подготовки способствует повышению мотивации студентов и, как следствие, повышению качества усвоения учебного материала.

Основной фигурой в процессе проведения интегрированных занятий является сам преподаватель, его профессиональное методическое мастерство, его психолого-педагогический потенциал и заинтересованность в новых педагогических технологиях. В представлении студентов учебных заведений культуры и искусств педагогический идеал преподавателя выражен следующими характеристиками: профессиональная компетентность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, терпение, любовь к студентам, организаторские способности, интеллект, культура речи, чувство юмора, стремление к самосовершенствованию.

Для преподавателей художественно-творческих специализаций вузов культуры и искусств характерно сочетание педагогической, научной и художественно-исполнительской деятельности. Общение студента с таким преподавателем обеспечивает высокий художественный результат и педагогический эффект. Это взаимодействие должно быть направлено не только не формирование исполнительских умений и навыков, но и на уяснение студентом цели и смысла профессиональной художественно-педа-гогической подготовки, что будет обеспечивать активную мотивацию его будущей профессиональной деятельности.

Обеспечение цельности и сбалансированности всех звеньев формирования педагогической компетентности будущих специалистов - задача повышенной степени сложности, требующей непрерывного повышения квалификации преподавателей вузов культуры и искусств, расширения их потенциала к интегрированной педагогической подготовке студентов.

Литература

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 12 сентября 2013 г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 071500 Народная художественная культуры (квалификация (степень) «бакалавр») / Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №791.

3. Жаркова, Л.С. Профессионально-педагогические качества преподавателей - условие развития образования в вузах культуры и искусств / Л.С. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №6. - С. 6 - 12.

4. Погодин В.И. Компетентностный подход в модернизации высшего педагогического образования / В.И. Погодин // Совет ректоров. -2012. - №10. - С.49 - 52.

5. Килина, Т.В. К вопросу о методике формирования профессионально-педагогической

компетенции студентов вузов культуры и искусств в исполнительском классе / Т.В. Килина // Искусство и образование. - 2011. - №1. - С.140 - 144.

1. Ministerstvo obrazovanija i шик Rossijskoj Federacii. Prikaz ot 12 sentjabrja 2013 g. №1061 «ОЬ и^егеМепи perechnej special'nostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaшja».

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovateГnyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija ро napravleniju 071500 Narodnaja hudozhestvennaja киГШгу (kvalifikacija фереп') «bakalavr») / и^. Рпк^от Ministerstva obrazovanija i шик Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2009 & №791.

3. Zharkova, L.S. Professional'no-pedagogicheskie kachestva prepodavatelej - uslovie razvitija obrazovanija V vuzah киГШгу i iskusstv / L.S. Zharkova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uшversiteta киГШгу i iskusstv. - 2012. - №6. - S. 6 - 12.

4. Pogodin V.! Kompetentnostnyj podhod V modemizacii vysshego pedagogicheskogo obrazovanija / V.!. Pogodin // Sovet rektorov. - 2012. - №10. - S.49 -52.

5. КШш, T.V. К voprosu о metodike formirovanija professional'no-pedagogicheskoj kompetencii studentov vuzov kul'tury i iskusstv V ispolnitel'skom klasse / T.V. КШпя // Iskusstvo i obrazovanie. - 2011. -№1. - S. 140 - 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.