Научная статья на тему 'О педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов в вузе культуры и искусств'

О педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PEDAGOGICAL COOPERATION / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / PEDAGOGICAL COMPETENCE / QUALITY OF A LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов Павел Петрович

Рассматривается роль педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в создании субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза культуры и искусств, выделены характеристики педагогической компетентности преподавателя, который в личностно ориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PEDAGOGICAL COOPERATION OF LECTURERS AND STUDENTS AT HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION OF CULTURE AND ARTS

The article considers the role of pedagogical cooperation of lecturers and students in forming subject-subject relations in educational process, it has marked the characteristics of pedagogical competency of lecturer, who himself becomes an equal partner of educational process in personality-oriented education.

Текст научной работы на тему «О педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов в вузе культуры и искусств»

УДК 378

П. П. Терехов

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Рассматривается роль педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в создании субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза культуры и искусств, выделены характеристики педагогической компетентности преподавателя, который в личностно ориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные отношения, педагогическая компетентность, качества преподавателя

The article considers the role ofpedagogical cooperation of lecturers and students in forming subject-subject relations in educational process, it has marked the characteristics of pedagogical competency of lecturer, who himself becomes an equal partner of educational process in personality-oriented education.

Keywords: pedagogical cooperation, subject-subject relations, pedagogical competence, quality of a lecturer

В начале нового тысячелетия в динамично обновляющейся России вновь стали актуальными личностно ориентированные педагогические технологии, направленные на формирование личности профессионала, в том числе и в вузах культуры и искусств. В связи с этим возникает вопрос о готовности преподавателей вуза к реализации педагогического взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях в учебно-воспитательном процессе.

В качестве сущностной основы категории «взаимодействие» мы взяли концепцию, раскрывающую взаимодействие как непосредственное и опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь (Ю. К. Бабанский [1; 2], М. Н. Данилов,

Л. И. Новикова [6]). Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения характеризуется как личностно равноправное и обусловлено субъектными ролевыми позициями в выполняемой деятельности (И. А. Зимняя [4; 5],

В. А. Сластенин [11; 12], В. В. Сериков [3; 9; 10], И. С. Якиманская [13]).

В настоящее время в педагогической науке идет широкая дискуссия о технологиях процесса обучения в вузе, реализующих личностное взаимодействие преподавателя и студентов на основе отношений взаимо-принятия и взаимопонимания. Актуализировалось противоречие между потребностью и возможностью студентов в самоопределении при доминировании авторитарной позиции преподавателя. Одной из причин этого является сам преподаватель вуза, которому часто сложно переломить внутреннее сопротивление при попытке перестроить систему отношений со студентами, сменить субъект-объектную парадигму своей профессионально-педагогической деятельности на субъект-субъектную.

Исследуя данную проблему, мы исходим из того, что значительный потенциал в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в

сфере культуры и искусств заложен в осуществлении межличностного взаимодействия преподавателя и студентов, так как педагогический и художественнотворческий процесс в вузе культуры и искусств - это процесс взаимодействия личностей, проявляющих свои индивидуальные способы действий, характеризующихся своими функционально-ролевыми и личностными позициями, что и отражается в их деятельности, общении и личностном развитии.

Основное содержание деятельности педагога в профессиональном учебном заведении культуры и искусств состоит в выполнении обучающих, воспитательных, организаторских, коммуникативных, исследовательских и художественно-творческих функций. Обучающая функция - передача студентам знаний, формирование умений и навыков; воспитательная -формирование личности; организаторская -организация учебной, внеаудиторной, концертноисполнительской работы студентов; коммуникативная - овладение искусством общения, установление контакта со студентом на основе уважения, доверия и признания авторитета педагога; исследовательская -анализ художественно-творческого материала, анализ собственной педагогической деятельности, приобщение студентов к исследовательской работе; художественно-творческая - совершенствование профессиональных художественно-творческих способностей.

Анализ экспериментальных материалов показал, что деятельность заслуженных и авторитетных педагогов в вузах культуры и искусств включает в себя множество отдельных как интеллектуальных, так и эмоциональных феноменов, каждый из которых проявляется в воздействии на студента посредством собственного исполнительского мастерства и интерпретации произведения искусства, а также через внутренние эмоциональные переживания. Большую роль при этом играют примеры собственного индивидуального отношения педагога к произведению искусства в процессе выработки индивидуального исполни-

147

тельского и интеллектуального освоения художественного материала студентом.

Содержательными проявлениями интеллектуальных феноменов педагога являются: профессиональная исполнительская культура, знание своего предмета, убедительность в изложении материала, широкий общекультурный кругозор, эвристичность, моделирование и проектирование учебного материала и др. Проявлением эмоциональных феноменов: артистизм, эмоциональная и творческая активность, творческое воображение и фантазия, предчувствие успеха-неуспеха, искренность, жизнерадостность, тонкость чувств, образность речи и т. д.

В представлении студентов учебных заведений культуры и искусств педагогический идеал преподавателя выражен следующими характеристиками: высокий профессионализм, компетентность, художественно-творческая активность, эмоциональная устойчивость, воздействие на студентов, терпение, такт, организаторские способности, любовь к студентам, интеллект, динамизм личности, умение расположить к себе, чувство юмора, память, стремление к самосовершенствованию. Студенты высоко ценят в преподавателе чисто человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, чувство такта, умение понять другого, общительность, легкость в установлении контактов со студентами при любых педагогических ситуациях.

В обобщенном виде необходимые преподавателю профессионального учебного заведения культуры и искусств и востребованные студентами качества можно сгруппировать в несколько блоков:

- профессиональные: глубокие знания в области своей специальности, теории и методики обучения, теории и истории культуры, искусства и художественного творчества, педагогической психологии, психологии творчества;

- мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга;

- личные: умение ставить художественнотворческие и педагогические цели, определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними;

- моральные: внимательность, выдержка, доброжелательность, коммуникативность, организованность, ответственность, справедливость, терпеливость, требовательность, целеустремленность, честность, эмоциональность, эрудиция.

Студенты ценят прежде всего компетентного преподавателя. Выделяются следующие характеристики педагогической компетентности педагогов учебных заведений культуры и искусств:

- наличие методологической культуры, умений концептуального и художественно-образного мышления, моделирования педагогического процесса и творческой деятельности, прогнозирование результатов деятельности;

- способность к критической оценке и интеграции личного и иного опыта в художественнопедагогической деятельности;

- наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры;

- готовность к совместному со студентами освоению социального и художественно-творческого опыта;

- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях нарастающего информационного потока;

- способность к выработке индивидуального стиля в художественно-творческой и педагогической деятельности.

Специфика учебных заведений культуры и искусств заключается в том, что более половины учебного времени студент проводит в индивидуально ориентированном на него режиме. Преподаватель в лич-ностно ориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса. Он вместе со студентами преодолевает трудности, инициирует личностные мотивы и формирует у них потребности к художественно-творческой и педагогической деятельности. Происходит активное обогащение всех участников в процессе такого обучения, включая и самого преподавателя, смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных качеств личности в профессиональной деятельности педагога.

Для полноценной организации профессионально-образовательного процесса в вузе культуры и искусств большую роль играет творческая индивидуальность педагога. В социокультурном и художественном образовании в большей степени используются авторские педагогические технологии. Обучение здесь представляет уникальную возможность организации совместной художественнотворческой деятельности педагогов и студентов. Благоприятные условия для этого предоставляют учебные заведения культуры и искусств, где значительное количество часов выделяется на индивидуальную работу со студентом, где есть множество возможностей для проявления и развития индивидуальности не только студента, но и самого преподавателя. Отмечается значительный вклад интуитивного начала в процессе художественно-творческой подготовки студентов со стороны преподавателей.

В вузе культуры и искусств часто используется такая форма проведения индивидуального занятия со студентом, как мастер-класс, когда педагог ведет

148

занятия с одним студентом, а на занятии присутствуют и другие студенты из этого класса. Здесь в полной мере проявляются возможности педагогического взаимодействия преподавателя и студента, поскольку подобные занятия часто проходят импровизационно, в зависимости от индивидуальности студента, когда педагог считается с его замыслом, находками, анализирует его ошибки, подстраивается под него.

Как отмечал В. Ражников, для полноценного педагогического взаимодействия необходимо «создание новизны», воздействие на деятельность личности музыканта; «продуктивная работа» интуиции, наличие так называемой адаптации - знания о завершенности формы [7, с. 72-73].

Показателен пример преподавателя вокала (одного из самых талантливых в Татарстане) Казанского государственного университета культуры и искусств, народной артистки России, профессора Винеры Ахатовны Ганеевой, которая отмечает, что ее занятия с талантливым студентом Флоридом Гизатуллиным, лауреатом международных конкурсов вокалистов, выявили в ней столько педагогических возможностей в приемах, методах, которые она теперь с успехом применяет в работе с другими студентами.

Преподаватели вузов культуры и искусств подчеркивают необходимость формирования личности будущего специалиста, его взглядов и позиций в искусстве и художественно-педагогической деятельности. Например, в музыкальном обучении предлагаются такие подходы, когда точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не учебный предмет; «когда личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога; когда содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе» [7, с. 39].

В связи с этим мы можем считать, что взаимодействие студента с преподавателем, особенно по специализации (музыка, режиссура, хореография), должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на личностную самореализацию студента, на его адаптацию в условиях

многоролевой функциональной деятельности в постоянно меняющейся социокультурной ситуации.

В вузе культуры и искусств педагог по специализации оказывает большое воздействие на формирование мировоззрения студентов и их личностных качеств, на художественно-творческое и педагогическое профессиональное мышление. Поэтому педагог должен владеть всем комплексом психологопедагогических методов и приемов воспитания, быть личностью толерантной к представителям различных культур, их истории, способным строить отношения с окружающими на основе открытости и уважения.

Важным элементом педагогического взаимодействия является внутренняя целевая установка преподавателя, опирающаяся на заинтересованность в успехах студентов, стремление помочь им. Этому способствуют доверительные, искренние и доброжелательные отношения преподавателя и студента, создание и поддержание эмоционального настроя студентов.

Преподаватель учебного заведения культуры и искусств одновременно является и деятелем культуры и искусств, и профессионалом в своей предметной области, и педагогом. Проблемы в любом из этих направлений приводят к снижению эффективности обучения. Сочетание педагогической, научной, организационной и художественно-исполнительской деятельности преподавателей художественно-творческих специализаций вузов культуры и искусств обеспечивает высокий художественный результат и педагогический эффект в общении со студентами. Любимые педагоги по специализации впоследствии становятся примером для подражания на многие годы. Поэтому в педагогической подготовке студентов художественных специализаций большими и еще недостаточно реализованными возможностями обладает непосредственное взаимодействие студента с преподавателем по специализации (режиссура, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство и др.). Это взаимодействие должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на уяснение студентом цели и смысла обучения, его стратегии и тактики, что будет обеспечивать активную педагогическую мотивацию его будущей профессиональной деятельности.

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабинский. - М.: Педагогика, 1989.

2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабинский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / И. А. Зимняя, В. А. Малахова, Т. С. Путиловская, Л. А. Хараева // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. - М., 1980.

149

6. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; ред. Н. Селиванова, А. Мудрик; сост. Е. Соколова. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 336 с.

7. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. - М., 2004. - 140 с.

8. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Вопр. психологии. -1988. - № 1. - С. 36-39.

9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2008. - 256 с.

10. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999. - 272 с.

11. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. -223 с.

12. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.

13. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М., 2000.

Сдано 2.02.20 12

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.