УДК 378
П. П. Терехов
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Рассматривается роль педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в создании субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза культуры и искусств, выделены характеристики педагогической компетентности преподавателя, который в личностно ориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные отношения, педагогическая компетентность, качества преподавателя
The article considers the role ofpedagogical cooperation of lecturers and students in forming subject-subject relations in educational process, it has marked the characteristics of pedagogical competency of lecturer, who himself becomes an equal partner of educational process in personality-oriented education.
Keywords: pedagogical cooperation, subject-subject relations, pedagogical competence, quality of a lecturer
В начале нового тысячелетия в динамично обновляющейся России вновь стали актуальными личностно ориентированные педагогические технологии, направленные на формирование личности профессионала, в том числе и в вузах культуры и искусств. В связи с этим возникает вопрос о готовности преподавателей вуза к реализации педагогического взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях в учебно-воспитательном процессе.
В качестве сущностной основы категории «взаимодействие» мы взяли концепцию, раскрывающую взаимодействие как непосредственное и опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь (Ю. К. Бабанский [1; 2], М. Н. Данилов,
Л. И. Новикова [6]). Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения характеризуется как личностно равноправное и обусловлено субъектными ролевыми позициями в выполняемой деятельности (И. А. Зимняя [4; 5],
В. А. Сластенин [11; 12], В. В. Сериков [3; 9; 10], И. С. Якиманская [13]).
В настоящее время в педагогической науке идет широкая дискуссия о технологиях процесса обучения в вузе, реализующих личностное взаимодействие преподавателя и студентов на основе отношений взаимо-принятия и взаимопонимания. Актуализировалось противоречие между потребностью и возможностью студентов в самоопределении при доминировании авторитарной позиции преподавателя. Одной из причин этого является сам преподаватель вуза, которому часто сложно переломить внутреннее сопротивление при попытке перестроить систему отношений со студентами, сменить субъект-объектную парадигму своей профессионально-педагогической деятельности на субъект-субъектную.
Исследуя данную проблему, мы исходим из того, что значительный потенциал в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в
сфере культуры и искусств заложен в осуществлении межличностного взаимодействия преподавателя и студентов, так как педагогический и художественнотворческий процесс в вузе культуры и искусств - это процесс взаимодействия личностей, проявляющих свои индивидуальные способы действий, характеризующихся своими функционально-ролевыми и личностными позициями, что и отражается в их деятельности, общении и личностном развитии.
Основное содержание деятельности педагога в профессиональном учебном заведении культуры и искусств состоит в выполнении обучающих, воспитательных, организаторских, коммуникативных, исследовательских и художественно-творческих функций. Обучающая функция - передача студентам знаний, формирование умений и навыков; воспитательная -формирование личности; организаторская -организация учебной, внеаудиторной, концертноисполнительской работы студентов; коммуникативная - овладение искусством общения, установление контакта со студентом на основе уважения, доверия и признания авторитета педагога; исследовательская -анализ художественно-творческого материала, анализ собственной педагогической деятельности, приобщение студентов к исследовательской работе; художественно-творческая - совершенствование профессиональных художественно-творческих способностей.
Анализ экспериментальных материалов показал, что деятельность заслуженных и авторитетных педагогов в вузах культуры и искусств включает в себя множество отдельных как интеллектуальных, так и эмоциональных феноменов, каждый из которых проявляется в воздействии на студента посредством собственного исполнительского мастерства и интерпретации произведения искусства, а также через внутренние эмоциональные переживания. Большую роль при этом играют примеры собственного индивидуального отношения педагога к произведению искусства в процессе выработки индивидуального исполни-
147
тельского и интеллектуального освоения художественного материала студентом.
Содержательными проявлениями интеллектуальных феноменов педагога являются: профессиональная исполнительская культура, знание своего предмета, убедительность в изложении материала, широкий общекультурный кругозор, эвристичность, моделирование и проектирование учебного материала и др. Проявлением эмоциональных феноменов: артистизм, эмоциональная и творческая активность, творческое воображение и фантазия, предчувствие успеха-неуспеха, искренность, жизнерадостность, тонкость чувств, образность речи и т. д.
В представлении студентов учебных заведений культуры и искусств педагогический идеал преподавателя выражен следующими характеристиками: высокий профессионализм, компетентность, художественно-творческая активность, эмоциональная устойчивость, воздействие на студентов, терпение, такт, организаторские способности, любовь к студентам, интеллект, динамизм личности, умение расположить к себе, чувство юмора, память, стремление к самосовершенствованию. Студенты высоко ценят в преподавателе чисто человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, чувство такта, умение понять другого, общительность, легкость в установлении контактов со студентами при любых педагогических ситуациях.
В обобщенном виде необходимые преподавателю профессионального учебного заведения культуры и искусств и востребованные студентами качества можно сгруппировать в несколько блоков:
- профессиональные: глубокие знания в области своей специальности, теории и методики обучения, теории и истории культуры, искусства и художественного творчества, педагогической психологии, психологии творчества;
- мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга;
- личные: умение ставить художественнотворческие и педагогические цели, определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними;
- моральные: внимательность, выдержка, доброжелательность, коммуникативность, организованность, ответственность, справедливость, терпеливость, требовательность, целеустремленность, честность, эмоциональность, эрудиция.
Студенты ценят прежде всего компетентного преподавателя. Выделяются следующие характеристики педагогической компетентности педагогов учебных заведений культуры и искусств:
- наличие методологической культуры, умений концептуального и художественно-образного мышления, моделирования педагогического процесса и творческой деятельности, прогнозирование результатов деятельности;
- способность к критической оценке и интеграции личного и иного опыта в художественнопедагогической деятельности;
- наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры;
- готовность к совместному со студентами освоению социального и художественно-творческого опыта;
- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях нарастающего информационного потока;
- способность к выработке индивидуального стиля в художественно-творческой и педагогической деятельности.
Специфика учебных заведений культуры и искусств заключается в том, что более половины учебного времени студент проводит в индивидуально ориентированном на него режиме. Преподаватель в лич-ностно ориентированном обучении сам становится равноправным соучастником образовательного процесса. Он вместе со студентами преодолевает трудности, инициирует личностные мотивы и формирует у них потребности к художественно-творческой и педагогической деятельности. Происходит активное обогащение всех участников в процессе такого обучения, включая и самого преподавателя, смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных качеств личности в профессиональной деятельности педагога.
Для полноценной организации профессионально-образовательного процесса в вузе культуры и искусств большую роль играет творческая индивидуальность педагога. В социокультурном и художественном образовании в большей степени используются авторские педагогические технологии. Обучение здесь представляет уникальную возможность организации совместной художественнотворческой деятельности педагогов и студентов. Благоприятные условия для этого предоставляют учебные заведения культуры и искусств, где значительное количество часов выделяется на индивидуальную работу со студентом, где есть множество возможностей для проявления и развития индивидуальности не только студента, но и самого преподавателя. Отмечается значительный вклад интуитивного начала в процессе художественно-творческой подготовки студентов со стороны преподавателей.
В вузе культуры и искусств часто используется такая форма проведения индивидуального занятия со студентом, как мастер-класс, когда педагог ведет
148
занятия с одним студентом, а на занятии присутствуют и другие студенты из этого класса. Здесь в полной мере проявляются возможности педагогического взаимодействия преподавателя и студента, поскольку подобные занятия часто проходят импровизационно, в зависимости от индивидуальности студента, когда педагог считается с его замыслом, находками, анализирует его ошибки, подстраивается под него.
Как отмечал В. Ражников, для полноценного педагогического взаимодействия необходимо «создание новизны», воздействие на деятельность личности музыканта; «продуктивная работа» интуиции, наличие так называемой адаптации - знания о завершенности формы [7, с. 72-73].
Показателен пример преподавателя вокала (одного из самых талантливых в Татарстане) Казанского государственного университета культуры и искусств, народной артистки России, профессора Винеры Ахатовны Ганеевой, которая отмечает, что ее занятия с талантливым студентом Флоридом Гизатуллиным, лауреатом международных конкурсов вокалистов, выявили в ней столько педагогических возможностей в приемах, методах, которые она теперь с успехом применяет в работе с другими студентами.
Преподаватели вузов культуры и искусств подчеркивают необходимость формирования личности будущего специалиста, его взглядов и позиций в искусстве и художественно-педагогической деятельности. Например, в музыкальном обучении предлагаются такие подходы, когда точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не учебный предмет; «когда личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога; когда содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе» [7, с. 39].
В связи с этим мы можем считать, что взаимодействие студента с преподавателем, особенно по специализации (музыка, режиссура, хореография), должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на личностную самореализацию студента, на его адаптацию в условиях
многоролевой функциональной деятельности в постоянно меняющейся социокультурной ситуации.
В вузе культуры и искусств педагог по специализации оказывает большое воздействие на формирование мировоззрения студентов и их личностных качеств, на художественно-творческое и педагогическое профессиональное мышление. Поэтому педагог должен владеть всем комплексом психологопедагогических методов и приемов воспитания, быть личностью толерантной к представителям различных культур, их истории, способным строить отношения с окружающими на основе открытости и уважения.
Важным элементом педагогического взаимодействия является внутренняя целевая установка преподавателя, опирающаяся на заинтересованность в успехах студентов, стремление помочь им. Этому способствуют доверительные, искренние и доброжелательные отношения преподавателя и студента, создание и поддержание эмоционального настроя студентов.
Преподаватель учебного заведения культуры и искусств одновременно является и деятелем культуры и искусств, и профессионалом в своей предметной области, и педагогом. Проблемы в любом из этих направлений приводят к снижению эффективности обучения. Сочетание педагогической, научной, организационной и художественно-исполнительской деятельности преподавателей художественно-творческих специализаций вузов культуры и искусств обеспечивает высокий художественный результат и педагогический эффект в общении со студентами. Любимые педагоги по специализации впоследствии становятся примером для подражания на многие годы. Поэтому в педагогической подготовке студентов художественных специализаций большими и еще недостаточно реализованными возможностями обладает непосредственное взаимодействие студента с преподавателем по специализации (режиссура, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство и др.). Это взаимодействие должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на уяснение студентом цели и смысла обучения, его стратегии и тактики, что будет обеспечивать активную педагогическую мотивацию его будущей профессиональной деятельности.
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабинский. - М.: Педагогика, 1989.
2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабинский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
5. Зимняя, И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / И. А. Зимняя, В. А. Малахова, Т. С. Путиловская, Л. А. Хараева // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. - М., 1980.
149
6. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; ред. Н. Селиванова, А. Мудрик; сост. Е. Соколова. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 336 с.
7. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. - М., 2004. - 140 с.
8. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Вопр. психологии. -1988. - № 1. - С. 36-39.
9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2008. - 256 с.
10. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999. - 272 с.
11. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. -223 с.
12. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.
13. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М., 2000.
Сдано 2.02.20 12
150