Научная статья на тему 'Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов'

Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ-МУЗЫКАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL VALUES / PEDAGOGICAL COMPETENCE / TEACHERS / MUSICIANS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / HIGHER EDUCATION IN MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна, Птицына Елена Викторовна

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формированию педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Показано, что в образовательном процессе творческих вузов на данный момент ставится вопрос об усилении педагогической подготовки выпускников, получающих квалификацию «преподаватель». В статье представлены определения понятия «ценности», данные ведущими учеными, занимающимися этой проблемой. Рассмотрено изучение ценностей в образовательном процессе в рамках педагогической аксиологии. Определены факторы, обеспечивающие успешное формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна, Птицына Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of pedagogical values of the future teachers-musicians

The article is devoted to the pedagogical problem of formation of pedagogical values of the future teachers-musicians. It is shown that in the edu-cational process of universities at the moment the issue on streng the ning of teacher training graduates who receive qualification «teacher» is very important. The article presents a definition of “value” by the leading scholars dealing with this issue. The authors consider the study of values in the educational process in the framework of pedagogical axiology. The factors that ensure the successful formation of pedagogical values of the future teachers-musicians are enumerated

Текст научной работы на тему «Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов»

2. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Язык и культура. 2011. № 2 (14). С. 121-129.

3. Сокольникова Э.И. Особенности освоения метода «конкретных ситуаций» (case stadies) в обучении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 75-79.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М., 2008.

С.А. Останина, Е.В. Птицына

Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Показано, что в образовательном процессе творческих вузов на данный момент ставится вопрос об усилении педагогической подготовки выпускников, получающих квалификацию «преподаватель». В статье представлены определения понятия «ценности», данные ведущими учеными, занимающимися этой проблемой. Рассмотрено изучение ценностей в образовательном процессе в рамках педагогической аксиологии. Определены факторы, обеспечивающие успешное формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Ключевые слова: педагогические ценности, педагогические компетенции, преподаватели-музыканты, педагогическая деятельность, высшее музыкальное образование.

Современные требования к системе образования диктуют необходимость развития мобильности и конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда, повышения качества усвоенных ими знаний, сформированных умений и навыков; соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетенций. На современном этапе модернизации системы высшего музыкального образования все более ясно ощущается необходимость

/

го о fx

^ l_ x

s о л

1=1 i го

о -о m

^ ^ о

Ф го т

s х го

^ о .

- s vo

сс и о

х и

Q. Ф

о^

Ф о

ь- о.

усиленной психолого-педагогической подготовки будущих преподава- | £

телей-музыкантов. Это продиктовано тем, что большинство выпускни- § ^

х с

ков консерваторий, которые на данный момент преподают в различных 5 г музыкальных образовательных учреждениях, не имеют базового про- 1 фессионально-педагогического образования. Психологические и педа- | гогические знания осваиваются ими эмпирическим способом, по мере о вхождения в профессию, и во многом носят случайный, несистемати- е зированный характер, поэтому не являются надежной теоретической с базой для успешного решения профессиональных проблем.

Высшее музыкальное образование в консерватории на современном этапе выстраивается по двум независимым друг от друга направлениям обучения. Первое направление является традиционным для российского музыкального образования и представляет собой последовательность вузовского обучения (специалитет) и послевузовского образования (аспирантура для обучающихся по научным специальностям в области музыкального искусства и ассистентура-стажировка для обучающихся по творческо-исполнительским специальностям). Второе направление выстраивается в единую образовательную цепочку: бакалавриат - магистратура.

Выпускники консерватории по завершению любого уровня высшего музыкального образования получают двойную квалификацию. Так, студенты исполнительских специальностей, обучавшиеся в бакалавриате по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное исполнительство», получают квалификацию «Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель»; в специалитете - «Концертный исполнитель. Преподаватель». Итогом обучения в ассистентуре-стажировке становится присвоенная квалификация «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». При определенной разнице первой составляющей квалификации в зависимости от уровня обучения, вторая остается, в принципе, неизменной [5, с. 260-261].

Причем, педагогические компетенции на разных ступенях музыкального образования требуют формирования различных сторон педагогической компетентности будущих выпускников. Так, в бакалавриате они направлены на формирование знания и понимания психолого-педагогических проблем. В специалитете и магистратуре формируется уровень практического применения психолого-педагогических знаний и умения осуществлять анализ педагогической деятельности. Уровень подготовки кадров высшей квалификации предполагает формирование способности применять такие мыслительные действия, как анализ и синтез, умение оценивать педагогические процессы, опираясь на достижения науки [4].

4 X го О s oß

к ^ о

Ф го m

5 л го ^ О О.

го о к

cd 1 Педагогическая деятельность является ведущим видом профессиональной деятельности для большинства выпускников консерватории. Наряду с концертно-творческой, педагогическая деятельность часто g у о бывает даже более востребованной в профессии музыканта. Ценностно-о-е- смысловые отношения к будущей профессии начинаются с момента _ ^ ее выбора и овладения ею и продолжаются в течение всей профессиональной деятельности. Присвоение профессиональных ценностей предполагает осознание принадлежности к профессии учителя; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение критериев выбора профессии знание о своих сильных и слабых сторонах и путях их совершенствования [6].

Большинство ученых определяют ценности как элементы воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе. Ценности рассматриваются как «духовные формообразования, существующие через моральные и эстетические категории, идеалы» (В.А. Кондра-шов); «отношения между мыслью и действительностью» (А.А. Ивин); «результат человеческих стремлений и поступков» (М. Яковлев); «свойства объектов и явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры» (В.И. Андреев) [1, с. 41].

Ценности имеют свойство выстраиваться в иерархические цепочки, свойственные человеку в каждый конкретный период его жизнедеятельности и формируемые в соответствии с уровнем его духовно-нравственного совершенства и социальными условиями. Эти ценности выступают критерием оценки действительности и источником смыслообразующей основы деятельности субъекта. В данном контексте важной педагогической задачей становится моделирование образовательной среды, в которой происходит перевод объективных ценностей в субъектно-значимые, устойчивые жизненные ориентиры, ценностные ориентации, смыслы профессиональной деятельности личности.

Изучение ценностей в образовательном процессе происходит в рамках педагогической аксиологии, которую ученые определяют как науку о ценностях образования. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структуре ценностного мира; связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности, и является теоретической основой аксиологического подхода. Аксиологический подход, в свою очередь, лежит в основе изучения ценностей как смыслообразующих доминант воспитания. Закономерности функционирования и эволюции

ш

ценностных ориентиров общества, реализуясь в педагогических процессах, приводят к пониманию приоритета культурных общечеловеческих ценностей. Реализация аксиологического подхода в воспитании связана с проблемой развития и саморазвития национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры подрастающего поколения [6].

В.А. Сластенин отмечает, что педагогические ценности представляют 5 собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они выступают как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Педагогические ценности имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности, в ходе которой совершается их субъективация [2].

На наш взгляд, среди ценностей образования на передний план выходят культуротворческие профессиональные ценности будущего преподавателя-музыканта, т.к. реформирование процессов, происходящих в современном обществе, предъявляет новые требования к личности учителя. Сегодня образовательным учреждениям необходим гуманный педагог, видящий в обучающихся высшую ценность: он должен обладать высоким уровнем профессионально-педагогической культуры, духовности и нравственности, владеть новыми методами и технологиями обучения и постоянно стремиться к творческой самореализации в собственной педагогической деятельности [3].

В контексте исследования мы провели анкетирование студентов, аспирантов и ассистентов-стажеров Петрозаводской государственной консерватории (всего опрошено 50 человек). Анализировались индивидуальные ценности, которые обучающиеся ставят перед собой, а также их занятия в свободное от учебы время, представляющие их ценностные ориентиры. Респондентам было необходимо определить значимость каждого ценностного ориентира по шкале приоритетности: «не имеет никакого значения», «иногда имеет некоторое значение», «иногда имеет большое значение», «имеет большое значение для всей жизни».

Так, ведущими ценностями у 94% студентов являются «друзья», у 84% - «любовь» и «семья», половина респондентов отметила такую ценность, как «общественное признание». Нам хотелось бы отметить, что для 59% студентов развлечения имеют большое значение. Менее значимыми оказались следующие ценности: «жизнь с пользой для других» (21%), «равенство, равные возможности для всех» (19%),

го 2 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о-а

О

1— . с

«самостоятельность в суждениях и поступках» (15%). Студенты ценят в окружающих людях такие качества, как «образованность», «надежность» и «доброжелательность», а к менее значимым относят «общительность», «трудолюбие» и «отсутствие вредных привычек».

Также нам было интересно узнать, чем студенты занимаются в свободное от учебы время. Так, результаты исследования свидетельствуют, что 76% проводят свое свободное время в компании с друзьями, 70% постоянно занимаются по выбранной специальности (инструментальное, вокальное исполнительство, дирижирование, теория или история музыки и т.д.), 18% - посещают концерты, что связано непосредственно с музыкальной деятельностью анкетируемых. Только 20% респондентов отмечают, что постоянно читают художественную и специальную литературу, 16% посещают выставки и театры.

Хочется отметить тот факт, что как ценность только 22% респондентов выделяют выбранную профессию и 26% - профессиональное мастерство. Полученные результаты говорят о несформированности профессиональных педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. На вопрос: «Планируете ли Вы связать свою профессиональную деятельность с педагогической профессией?» только 16% респондентов ответили «да», при этом они пишут, что «хотелось бы воспитать хороших музыкантов», «хочется всю душу вложить в детей», «хочу сделать окружающий мир лучше», «стремлюсь принести пользу обществу». 60% респондентов на этот вопрос ответили «возможно», а 24% - «нет», эти студенты отметили, что у них нет уверенности, что они справятся с профессией, потому что надо обладать следующими профессионально-значимыми качествами: ответственностью, самостоятельностью, терпением, коммуникативными и организаторскими способностями, самоконтролем, эмоциональной устойчивостью.

Полученные данные позволяют нам говорить о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии. Потребительские ориентации становятся приоритетными в ценностных ори-ентациях. Решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущего преподавателя-музыканта предполагает реализацию такого подхода, который обеспечивает взаимодействие осваиваемого им в процессе обучения в консерватории педагогического знания, развитие способности к целостной педагогической рефлексии, направленность на которые составляет его ценностные ориентации.

На наш взгляд, приоритетное значение в учебном процессе консерватории должно отдаваться наполнению содержания общекультурными и нравственно-эстетическими компонентами, расширению

ш

эмоционально-образной сферы, творческой активности субъектов в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. В образовательном процессе консерватории на данный момент введены психолого-педагогические дисциплины (базовые и вариативные), которые позволяют поэтапно формировать педагогические компетенции:

- «Основы педагогики» (1 курс), «Музыкальная педагогика и психология» (2 курс), «Возрастная психология», «Психология творчества» ч (3 курс) (бакалавриат);

- «Основы педагогики» (1 курс), «Музыкальная психология» и «Музыкальная педагогика» (2 курс) (специалитет);

- «Основы современной педагогики» (1 курс), «Проблемы музыкальной педагогики и психологии» (2 курс) (магистратура);

- «Педагогика и психология высшей школы» (подготовка кадров высшей квалификации).

Комплексное введение психолого-педагогических дисциплин на начальных курсах обучения важно еще и тем, что они подготавливают последующие профессиональные дисциплины музыкального цикла: «Методика преподавания профессиональных дисциплин» (3, 4 курс), педагогическая практика (3, 4 курс) и защита реферата в рамках государственной итоговой аттестации (4, 5 курс), тем самым обеспечивая органическую преемственность различных модулей внутри единого психолого-педагогического блока.

Следовательно, целью предметных дисциплин должно становиться развитие не только интеллектуального, но и ценностного, эмоционального начала личности будущего преподавателя-музыканта, смысловых установок к творчески-продуктивной педагогической деятельности. Определяя содержание психолого-педагогических дисциплин и их направленность, мы рассматривали подготовку студентов к профессиональной работе в стенах высшего заведения как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. По нашему мнению, одним из важных направлений совершенствования подготовки студентов и формирования их ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

В ходе аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического блока важно организовывать индивидуальную, парную и групповую формы работы, активно использовать проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дискуссии и дебаты. Таким образом, создается креативная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием всех участников, основанным

го о

ъс X

л о л

ч л го

О т

к О

Ф го т

л го

о .

X о

^ и О

и

О. Ф

ф о

к .

на принципах равенства идей, накопления совместного опыта, возможности взаимной оценки и контроля, реализации обратной связи. Преподаватель активизирует студентов на самостоятельный поиск новых знаний, создает условия для развития инициативы, стимулирует становление мотивации. В таблице 1 приведены интерактивные формы проведения занятий, используемые в курсе изучения дисциплины «История и теория педагогики» (направление подготовки «Музыкальная педагогика» - бакалавриат).

Таблица 1

Интерактивные формы проведения занятий

Наименование темы Интерактивные формы проведения занятий

Образование: сущность, содержание и структура Дискуссии по темам «Образование: вчера, сегодня, завтра...», «Зачем выпускнику консерватории педагогическое образование?» Решение ситуационных задач

Художественное образование: особенности и принципы организации Деловая игра «Если бы я был министром образования..» / «Если бы я был министром культуры.»

Тенденции развития мирового образовательного процесса (ХХ-ХХ1 вв.) «Суд истории» (анализ воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем различных исторических периодов).

Процесс обучения. Педагогический контроль и оценка качества образования. Воспитание как социальное явление и вид профессиональной педагогической деятельности Защита проекта «Система оценки знаний и умений обучающихся в системе музыкального образования». Решение ситуационных задач. Ролевая игра «Педагогический совет»

Педагогическая деятельность. Подготовка и планирование в преподавательской деятельности. Оценка обучения и преподавания. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Дискуссия «Для того, чтобы стать хорошим педагогом, необходимо.». Ролевые игры «Идеальный учитель», «Социально-психологический портрет учителя». Защита проекта музыкального занятия с использованием активных методов обучения

Для решения обозначенной проблемы необходимо усилить содержательную часть обучения введением дополнительных спецкурсов, в рамках которых студенты овладевают аксиологическими знаниями о ценностях, ценностных ориентациях, ценностном отношении,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ее

профессионально-ценностных ориентациях. Цель таких спецкурсов Е состоит в формировании у будущих преподавателей-музыкантов целост- § ^ ного представления о педагогической профессии, ее значении в образо- 5 ™ вательной практике. Однако стоит учитывать потенциал, заложенный | | в воспитательной деятельности, реализуемой вузом; следовательно, | 2 необходимо включать студентов в многообразные виды воспитательной о й деятельности, связанные с формированием профессионально-ценностных ориентаций. с

Формирование педагогических ценностей будущих учителей невозможно без включения их в реальный образовательный процесс во время прохождения педагогической практики, в ходе которой студентам необходимо решать возникающие педагогические задачи. Педпрактика является составной частью основных образовательных программ профессионального образования и одним из действенных средств успешной подготовки студентов к деятельности учителя. На практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности: цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль.

Педагогическая практика рассматривается как пространство, в котором происходит интеграция знаний и видов деятельности различного характера в становлении новой позиции студента как субъекта самостоятельной педагогической деятельности. Однако следует отметить, что в большинстве научных работ, посвященных проблемам педагогической практики, доминирующее положение занимает вопрос о развитии когнитивных и деятельностных сторон личности обучающихся. В то же время практика способствует обогащению профессионально ориентированного опыта будущего учителя на основе эмоционально-чувственных переживаний и ценностно-смысловых установок.

В педпрактике важными составляющими являются: способность студентов к позитивным изменениям своей социально-профессиональной активности; разносторонняя ориентация будущих преподавателей на все сферы педдеятельности; формирование рефлексивной культуры, когда предметом размышлений становятся не только проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, но и вопросы воспитания обучающихся.

Ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, разнообразие методик и технологий работы, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, со спецификой социокультурной среды региона определяют процесс развития среды образовательных учреждений. Гуманистические параметры педагогической деятельности, стимулируют к творческому преодолению возникающих профессиональных проблем и ситуаций, вызывают стремление

го о к

* £ s

s О I

4 I го О s oß

к ^ о

Ф го m

5 л го ^ О С

^ S VO

К и О

s и

Q. Ш

ш о

I— о.

к самосовершенствованию и самоопределению педагога. Его ценностные ориентации находят выражение в мотивационно-ценностном отношении к собственной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., Ростов-н/Д., 1999.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

4. Останина С. А. Педагогические компетенции студентов в условиях реализации высшего музыкального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 56-62.

5. Останина С.А. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 1. С. 259-272.

6. Птицына Е.В., Федорова Е.Н. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 401-405.

П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева

Оптимизация

профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов

В статье рассматривается вопрос о значимости профессионально ориентированного иноязычного текста в качестве одного из средств оптимизации профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Использование специально отобранных текстов позволяет снять трудности в профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовке студентов за счет коррекции и совершенствования навыков употребления тезауруса специальных терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.