РАЗДЕЛ XIII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ
УДК378.1; 37.017.92
Минаева Елена Ивановна
Преподаватель русского языка и литературы Ханты-Мансийского технолого-педагогичес-кого колледжа, аспирант Югорского государственного университета, [email protected], Ханты-Мансийск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Minaeva Elena Ivanovna
The teacher of Russian language and the literature Khanty -Mansijskogo of a tehnologo-teacher training college, the post-graduate student of Jugorsky state university, [email protected], Khanty-Mansiysk
PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AS A CONDITION OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF THE PERSON OF THE STUDENT
Глобальные изменения, которые произошли в российском обществе за последние десятилетия, существенно затронули и преобразили все сферы человеческой жизни: политику, экономику, социальные институты и духовные отношения, обусловив новую социальную ситуацию. Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования предъявляют высокие требования к будущим специалистам, которые с каждым годом возрастают.
Развивающемуся российскому обществу нужны образованные люди, успех работы которых зависит не только от уровня подготовленности, умения ориентироваться в новых экономических ситуациях, но и от уровня сформированности духовной культуры личности.
Вопросы формирования духовной культуры личности студентов - важнейшая социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, так как в современных условиях нужны специалисты, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, адекватно оценивать происходящее в мире, обществе, способные к сотрудничеству, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое и духовное процветание, способные выражать свое отношение к происходящему с позиций ценностей, которые отражают их моральный облик. Стойкие жизненные ориентации - это необходимое условие выработки собственной жизненной стратегии, способствующей формированию духовной культуры личности. Сделать правильный моральный выбор,
с нашей точки зрения, поможет им изучение духовного опыта предыдущих поколений, истоков православной культуры.
Обращение к истокам православной культуры в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих формирование духовной культуры личности. Необходимо отметить, что при всей значимости существующих на сегодняшний день исследований, выявляющих научно-теоретические основы формирования духовной культуры, современная практика испытывает острую потребность в разработке практико-ориентированных аспектов формирования духовной культуры личности на различных этапах ее становления.
Нынешняя жизнь духовно искажена. Допуская ошибки, мы всегда опаздываем в их исправлении. Духовное наследие наших предков на современном этапе еще мало востребовано, и необходимо время для его переосмысления. Это предстоит сделать не одному поколению.
Надежду на то, что подрастающее поколение выберет «путь чистоты», вселяют в нас, педагогов, слова В. В. Зеньковского: «Я глубоко убежден в возможности такой духовной установки в молодежи, которая, не подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке, может организовать внутреннее равновесие в душе» [4, с. 6]. Такой духовной установкой являются наши национальные традиции, истоки, поиски в нашей истории тех тенденций, которые бы отвечали духу времени.
Что касается православной педагогики, то ее долгое время не признавали. Да и сейчас еще мало кто из православных задается целью хотя бы теоретического осмысления христианского учения. Мы считаем, что сейчас наблюдается лишь начало рождения чего-то нового. В настоящее время педагоги не могут даже обратиться к тому опыту, на котором сами воспитывались. Поэтому сегодня задача духовной культуры стоит остро.
В связи с этим актуальным и своевременным является создание педагогических условий эффективного формирования духовной культуры личности студентов среднего профессионального образования в современной системе обучения и воспитания, обращаясь к истокам православной культуры. Мы считаем, это духовная потребность и необходимость. Нашу мысль мы закрепим словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Чтобы стать настоящим человеком и ответственным членом общества, недостаточно быть образованным специалистом. Необходимо иметь также представление и о духовных традициях своего Отечества, осознавать всю значимость 1000-летней православной истории своей страны» [1, с. 13].
Реализация процесса формирования духовной культуры личности студентов возможна при выполнении определенных условий организационного, дидактического и воспитательного характера.
Определимся с самим понятием «педагогические условия». В педагогической литературе существуют различные подходы в определении данного понятия.
В нашем понимании, педагогические условия - это целенаправленные или искусственно созданные обстоятельства, влияющие на эффективность учебно-воспитательного процесса, результатом которого является формирование духовной культуры личности студентов.
Формирование духовной культуры личности студентов посредством усвоения опыта наших предков, живших в неразрывной связи с православными традициями, - сложный процесс, требующий кропотливого труда и опытного наставника.
В нашем понимании, настоящий наставник молодежи должен овладеть высоким уровнем профессионального мастерства.
Н. Ф. Новосадов в своем социологическом исследовании на тему «Учителя и учащиеся в образовательном пространстве города Сургута» большое внимание уделил вопросу, адресованному учащимся: «Когда у Вас возникают проблемы, то к кому Вы обращаетесь за помощью?».
Ответы были довольно странными.
Анализируя результаты табл. 1, Н. Ф. Новосадов приходит к выводу: «Странно не то, почему учащиеся за помощью в случае возникновения проблем обратятся к друзьям и родителям. Это можно было предполагать. Странно, почему такой низкий рейтинг учителей. По всей видимости, школа перестала являться центром жизненных интересов старшеклассников, а учителя уже не являются духовными наставниками» [6, с. 244].
Именно педагог организует и реализует учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Он ответственен за судьбу каждого обучающегося и общества в целом.
Н. Ф. Новосадов задается вопросом: «Падение авторитета учителя - не является ли это следствием потери традиционной культуры общества?» [6, с. 246].
Таблица 1
Ответы учащихся 9 кл., % 11 кл., %
1. К одноклассникам 1,9 4,4
2. К друзьям 46,2 47,2
3. К родителям 38,5 32,4
4. К учителям 3,8 4,3
5. Ни к кому, решу сам 9,6 11,7
Поэтому прежде чем приступать к претворению в жизнь очень ответственной, на наш взгляд, задачи современного образования - формированию духовной культуры личности обучающихся, обращаясь к истокам православной культуры, - педагог сам должен пройти ступени православного
воспитания, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, иметь способности замечать направления обучающихся и потом действовать на них с терпением, успешно и плодотворно.
Таким образом, в нашем исследовании большую значимость в формировании духовной культуры молодого поколения мы придаем осуществлению руководства образовательным процессом преподавателями-профессиона-лами с высокой педагогической культурой.
Выбор педагогической культуры преподавателя в качестве педагогического условия определено насущной потребностью. В последнее время все чаще говорят о православной культуре как источнике формирования духовной культуры подрастающего поколения, но это остается на ступени понимания, а не действия. В чем же проблема?
Уровень воспитанности на сегодняшний день катастрофичен. Зачастую эта ситуация принимается педагогами, родителями и общественностью как некая данность или даже норма.
В процессе формирования духовной культуры обучающихся преподаватель, в первую очередь, сам должен быть убежден в истинности тех положений, которыми он руководствуется. Речь мы ведем ни сколько о религиозности педагога, а сколько о стремлении строить свою жизнь по христианским нормам.
Поэтому мы выделяем преподавателя и его педагогическую культуру ведущим элементом в системе образования и видим большую необходимость в исследовании самого понятия «педагогическая культура».
Теоретическое обоснование понятия «педагогическая культура» дается И. П. Подласым, Н. Е. Щурковой, А. М. Столяренко, И. Ф. Исаевым, В. Б. Успенским, А. П. Чернявской и другими учеными.
С нашей точки зрения, наиболее полная характеристика педагогической культуры нашла отражение в определении, данном Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской [3], которую мы взяли за основу.
В нашем исследовании педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Рассмотрим структурные компоненты педагогической культуры.
По А. М. Столяренко [8, с. 346], педагогическая культура включает в себя пять структурных компонентов:
- педагогическая направленность;
- специальное мастерство;
- культура личного педагогического труда;
- педагогическое мастерство;
- педагогические способности.
С точки зрения креативной педагогики и психологии, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский [5] выделяют признаки психолого-педагогической культуры:
- признаки и черты, отражающие психолого-педагогическую грамотность, т. е. свободное владение предметом, способное пробудить у учащихся интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям;
- признаки и черты, отражающие уровень педагогического мастерства -это умение донести знания в наиболее интересной и доходчивой форме;
- признаки и черты, отражающие степень развития педагогических способностей. К ним следует отнести «способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы» [5, с. 112];
- признаки и черты, отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность, т. е. моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать.
Исследователь И. Ф. Исаев составляющими элементами профессионально-педагогической культуры выделяет аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.
Рассматривая аксиологический компонент, педагог становится мастером своего дела по мере освоения педагогических ценностей, которые создаются личностью в процессе деятельности, что и является технологическим компонентом. «Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой» [7, с. 122], т. е. освоение преподавателем ценностей происходит на личностном уровне.
Модель педагогической культуры предлагают О. С. Г’ребенюк, М. И. Рожков [2]. Они выделяют следующие профессионально значимые компоненты:
- в интеллектуальной сфере - педагогическое мышление, педагогическая эрудиция, интуиция, творчество, профессиональная наблюдательность, способность осваивать новые эстетические и культурные ценности и др.;
- в мотивационной сфере - мотивация профессиональной деятельности (стремление овладеть новейшими технологиями, желание изучить передовой опыт и др.);
- в волевой сфере - терпение и владение собой в педагогическом общении, настойчивость в достижении педагогических целей и др.;
- в эмоциональной сфере - сопереживание, умение управлять своими чувствами, настроением, отношениями;
- в предметно-практической сфере - педагогические способности, умения, способность правильной оценки своих действий и др.;
- в экзистенциальной сфере - уверенность в выборе профессии, собственная профессиональная позиция, осознанное отношение к себе как к индивидуальности и педагогу, сознательное отношение к своим действиям, умение оценивать собственные позиции и др.;
- в сфере саморегуляции - самоанализ и оценка своей профессиональной деятельности, способность определять свои достоинства и недостатки,
умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста ИТ. д.
Иной подход к определению структурных компонентов педагогической культуры у Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской [3]. Компонентами педагогической культуры, по их мнению, являются:
- педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога;
- педагогические знания и мышление;
- профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
- саморегуляция личности и культуры профессионального поведения (педагогический такт).
Применительно к теме нашего исследования мы придерживаемся позиции Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской в области изучения компонентов педагогической культуры как основополагающего педагогического условия, из которого будут вытекать последующие условия для эффективности процесса формирования духовной культуры личности студентов.
В качестве первого компонента педагогической культуры мы рассматриваем педагогическую позицию.
Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, связывают педагогическую позицию педагога с моральным выбором преподавателя.
В нашем понимании при формировании духовной культуры личности студентов педагог свой моральный выбор останавливает на изучении православной культуры, в ходе которого педагог сам раскрывает свои личностно-профессиональные качества и прививает их студентам.
Вторым компонентом педагогической культуры отмечаются педагогические знания и мышление. На наш взгляд, по знаниям человека можно понять, какими нравственными и моральными качествами он наделен. От этого будет зависеть, чему эти знания будут служить и какие нравственные ценности поддерживать. Преподаватель должен знать общие принципы обучения и воспитания, изучения педагогических явлений, методы и формы педагогической деятельности, закономерности формирования личности обучающегося, способы и приемы обучения и воспитания.
По мнению Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской, важны не столько знания, а сколько отношение к ним. А как педагог относится к знаниям, определяется уровнем его мышления. Нами мышление рассматривается с позиции студента как субъекта всего учебно-воспитательного процесса. При этом должны учитываться интересы и потребности студентов. Мышление должно быть направлено на разработку эффективных технологий и моделей формирования духовной культуры личности студентов.
Насколько педагог объективно анализирует совместную деятельность с обучающимися, поведение и поступки каждого, настолько он становится интересен. Это способствует созданию атмосферы доверия, открытости, откровенности, при которой советы или замечания не отвергаются студен-
тами, а принимаются с благодарностью. Но умение вести обсуждение проблем приходит не сразу, а в процессе собственной практики.
К третьему компоненту педагогической культуры относим профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская [3] выделяют группы профессиональных умений, которые мы берем за основу:
1. Информационные умения. Включают в себя умение отобрать и скомпоновать информацию.
2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную деятельность.
3. Организаторские умения.
4. Коммуникативные умения.
5. Умения проводить анализ и самоанализ.
6. Умения морально-волевой организации.
7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).
8. Прикладные умения.
Четвертый компонент педагогической культуры составляет саморегуляция личности и культуры профессионального поведения (педагогический такт). Из перечисленных структурных компонентов педагогической культуры как наиболее значимые мы выделяем личностно-профессиональные качества преподавателя.
Подводя итог выше изложенному, педагог, формирующий духовную культуру современного обучающегося на основе православия, должен обладать педагогической культурой, а значит быть наставником, выступать носителем культуры, нести ее в себе; иметь целевую установку на личностнодеятельностный подход и стратегию сотворчества; вести диалог в общении со студентами для обмена духовными, нравственными, эмоциональными, творческими ценностями; оказывать поддержку творческому развитию и саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности.
Библиографический список
1. Алексий II. Вера и наука помогают друг другу [Текст] / Алексий II // Судьба и вера: Беседы с учеными, священниками, творческой интеллигенцией / Сост. В. Томачинский; корр. Е. Бирбраер. - Сергиев Посад: Патриарший изд.-полигра-фический центр, 1999. - 224 с.
2. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 160 с.
3. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.
4. Зеньковский, В. В. На пороге зрелости [Текст] / В. В. Зеньковский. - Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. - 64 с.
5. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 2-е изд., испр. И доп. - 560 с. - («Оаиёеатиз»).
6. Новосадов, Н. Ф. Культура и культурность [Текст] / Н. Ф. Новосадов// Православие, образование и воспитание в XXI веке (VI Рождественские образовательные чтения): Материалы всероссийской научно-практической конференции (6-7 февраля). - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - С. 244-249.
7. Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2006.-368 с.
8. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 527 с.
УДК 32
Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Экономика и управление в соци-алъно-культуриой сфере» Самарской государственной академии культуры и искусств, [email protected], Самара
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Nyushenkova Margarita Lavrentievna
Candidate of pedagogics, professor works in a chair of Economy and conducting in social cultural sphere of Samara state Academy of Culture and Arts, [email protected], Samara
ASSESSMENT CRITERIA FOR PROFESSIONAL KNOWLEDGE OF MANAGER IN SOCIAL CULTURAL SPHERE
Переход учреждений и организаций социально-культурной сферы (СКС) на новые условия хозяйствования стимулировал их потребность в специалистах новой квалификации - менеджерах социально-культурной деятельности (СКД). С 1996 учебного года Самарская государственная Академия культуры и искусств осуществляли подготовку специалистов по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Экономика и управление в социально-культурной сфере» с присвоением квалификации «менеджер социально-культурной деятельности».
Данный специалист с качествами цивилизованного предпринимателя сегодня необходим организациям СКС любых организационно-правовых
385