Научная статья на тему 'Педагогическая культура преподавателя как условие формирования духовной культуры личности студента'

Педагогическая культура преподавателя как условие формирования духовной культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Елена Ивановна

В статье рассматривается одно из важнейших педагогических условий формирования духовной культуры личности студентов: осуществление руководства образовательным процессом преподавателями-профессионалами с высокой педагогической культурой; анализируется понятие «педагогическая культура», ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура преподавателя как условие формирования духовной культуры личности студента»

РАЗДЕЛ XIII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК378.1; 37.017.92

Минаева Елена Ивановна

Преподаватель русского языка и литературы Ханты-Мансийского технолого-педагогичес-кого колледжа, аспирант Югорского государственного университета, minaev4444@mail.ru, Ханты-Мансийск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Minaeva Elena Ivanovna

The teacher of Russian language and the literature Khanty -Mansijskogo of a tehnologo-teacher training college, the post-graduate student of Jugorsky state university, minaev4444@mail.ru, Khanty-Mansiysk

PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AS A CONDITION OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF THE PERSON OF THE STUDENT

Глобальные изменения, которые произошли в российском обществе за последние десятилетия, существенно затронули и преобразили все сферы человеческой жизни: политику, экономику, социальные институты и духовные отношения, обусловив новую социальную ситуацию. Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования предъявляют высокие требования к будущим специалистам, которые с каждым годом возрастают.

Развивающемуся российскому обществу нужны образованные люди, успех работы которых зависит не только от уровня подготовленности, умения ориентироваться в новых экономических ситуациях, но и от уровня сформированности духовной культуры личности.

Вопросы формирования духовной культуры личности студентов - важнейшая социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, так как в современных условиях нужны специалисты, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, адекватно оценивать происходящее в мире, обществе, способные к сотрудничеству, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое и духовное процветание, способные выражать свое отношение к происходящему с позиций ценностей, которые отражают их моральный облик. Стойкие жизненные ориентации - это необходимое условие выработки собственной жизненной стратегии, способствующей формированию духовной культуры личности. Сделать правильный моральный выбор,

с нашей точки зрения, поможет им изучение духовного опыта предыдущих поколений, истоков православной культуры.

Обращение к истокам православной культуры в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих формирование духовной культуры личности. Необходимо отметить, что при всей значимости существующих на сегодняшний день исследований, выявляющих научно-теоретические основы формирования духовной культуры, современная практика испытывает острую потребность в разработке практико-ориентированных аспектов формирования духовной культуры личности на различных этапах ее становления.

Нынешняя жизнь духовно искажена. Допуская ошибки, мы всегда опаздываем в их исправлении. Духовное наследие наших предков на современном этапе еще мало востребовано, и необходимо время для его переосмысления. Это предстоит сделать не одному поколению.

Надежду на то, что подрастающее поколение выберет «путь чистоты», вселяют в нас, педагогов, слова В. В. Зеньковского: «Я глубоко убежден в возможности такой духовной установки в молодежи, которая, не подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке, может организовать внутреннее равновесие в душе» [4, с. 6]. Такой духовной установкой являются наши национальные традиции, истоки, поиски в нашей истории тех тенденций, которые бы отвечали духу времени.

Что касается православной педагогики, то ее долгое время не признавали. Да и сейчас еще мало кто из православных задается целью хотя бы теоретического осмысления христианского учения. Мы считаем, что сейчас наблюдается лишь начало рождения чего-то нового. В настоящее время педагоги не могут даже обратиться к тому опыту, на котором сами воспитывались. Поэтому сегодня задача духовной культуры стоит остро.

В связи с этим актуальным и своевременным является создание педагогических условий эффективного формирования духовной культуры личности студентов среднего профессионального образования в современной системе обучения и воспитания, обращаясь к истокам православной культуры. Мы считаем, это духовная потребность и необходимость. Нашу мысль мы закрепим словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Чтобы стать настоящим человеком и ответственным членом общества, недостаточно быть образованным специалистом. Необходимо иметь также представление и о духовных традициях своего Отечества, осознавать всю значимость 1000-летней православной истории своей страны» [1, с. 13].

Реализация процесса формирования духовной культуры личности студентов возможна при выполнении определенных условий организационного, дидактического и воспитательного характера.

Определимся с самим понятием «педагогические условия». В педагогической литературе существуют различные подходы в определении данного понятия.

В нашем понимании, педагогические условия - это целенаправленные или искусственно созданные обстоятельства, влияющие на эффективность учебно-воспитательного процесса, результатом которого является формирование духовной культуры личности студентов.

Формирование духовной культуры личности студентов посредством усвоения опыта наших предков, живших в неразрывной связи с православными традициями, - сложный процесс, требующий кропотливого труда и опытного наставника.

В нашем понимании, настоящий наставник молодежи должен овладеть высоким уровнем профессионального мастерства.

Н. Ф. Новосадов в своем социологическом исследовании на тему «Учителя и учащиеся в образовательном пространстве города Сургута» большое внимание уделил вопросу, адресованному учащимся: «Когда у Вас возникают проблемы, то к кому Вы обращаетесь за помощью?».

Ответы были довольно странными.

Анализируя результаты табл. 1, Н. Ф. Новосадов приходит к выводу: «Странно не то, почему учащиеся за помощью в случае возникновения проблем обратятся к друзьям и родителям. Это можно было предполагать. Странно, почему такой низкий рейтинг учителей. По всей видимости, школа перестала являться центром жизненных интересов старшеклассников, а учителя уже не являются духовными наставниками» [6, с. 244].

Именно педагог организует и реализует учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Он ответственен за судьбу каждого обучающегося и общества в целом.

Н. Ф. Новосадов задается вопросом: «Падение авторитета учителя - не является ли это следствием потери традиционной культуры общества?» [6, с. 246].

Таблица 1

Ответы учащихся 9 кл., % 11 кл., %

1. К одноклассникам 1,9 4,4

2. К друзьям 46,2 47,2

3. К родителям 38,5 32,4

4. К учителям 3,8 4,3

5. Ни к кому, решу сам 9,6 11,7

Поэтому прежде чем приступать к претворению в жизнь очень ответственной, на наш взгляд, задачи современного образования - формированию духовной культуры личности обучающихся, обращаясь к истокам православной культуры, - педагог сам должен пройти ступени православного

воспитания, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, иметь способности замечать направления обучающихся и потом действовать на них с терпением, успешно и плодотворно.

Таким образом, в нашем исследовании большую значимость в формировании духовной культуры молодого поколения мы придаем осуществлению руководства образовательным процессом преподавателями-профессиона-лами с высокой педагогической культурой.

Выбор педагогической культуры преподавателя в качестве педагогического условия определено насущной потребностью. В последнее время все чаще говорят о православной культуре как источнике формирования духовной культуры подрастающего поколения, но это остается на ступени понимания, а не действия. В чем же проблема?

Уровень воспитанности на сегодняшний день катастрофичен. Зачастую эта ситуация принимается педагогами, родителями и общественностью как некая данность или даже норма.

В процессе формирования духовной культуры обучающихся преподаватель, в первую очередь, сам должен быть убежден в истинности тех положений, которыми он руководствуется. Речь мы ведем ни сколько о религиозности педагога, а сколько о стремлении строить свою жизнь по христианским нормам.

Поэтому мы выделяем преподавателя и его педагогическую культуру ведущим элементом в системе образования и видим большую необходимость в исследовании самого понятия «педагогическая культура».

Теоретическое обоснование понятия «педагогическая культура» дается И. П. Подласым, Н. Е. Щурковой, А. М. Столяренко, И. Ф. Исаевым, В. Б. Успенским, А. П. Чернявской и другими учеными.

С нашей точки зрения, наиболее полная характеристика педагогической культуры нашла отражение в определении, данном Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской [3], которую мы взяли за основу.

В нашем исследовании педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Рассмотрим структурные компоненты педагогической культуры.

По А. М. Столяренко [8, с. 346], педагогическая культура включает в себя пять структурных компонентов:

- педагогическая направленность;

- специальное мастерство;

- культура личного педагогического труда;

- педагогическое мастерство;

- педагогические способности.

С точки зрения креативной педагогики и психологии, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский [5] выделяют признаки психолого-педагогической культуры:

- признаки и черты, отражающие психолого-педагогическую грамотность, т. е. свободное владение предметом, способное пробудить у учащихся интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям;

- признаки и черты, отражающие уровень педагогического мастерства -это умение донести знания в наиболее интересной и доходчивой форме;

- признаки и черты, отражающие степень развития педагогических способностей. К ним следует отнести «способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы» [5, с. 112];

- признаки и черты, отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность, т. е. моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать.

Исследователь И. Ф. Исаев составляющими элементами профессионально-педагогической культуры выделяет аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Рассматривая аксиологический компонент, педагог становится мастером своего дела по мере освоения педагогических ценностей, которые создаются личностью в процессе деятельности, что и является технологическим компонентом. «Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой» [7, с. 122], т. е. освоение преподавателем ценностей происходит на личностном уровне.

Модель педагогической культуры предлагают О. С. Г’ребенюк, М. И. Рожков [2]. Они выделяют следующие профессионально значимые компоненты:

- в интеллектуальной сфере - педагогическое мышление, педагогическая эрудиция, интуиция, творчество, профессиональная наблюдательность, способность осваивать новые эстетические и культурные ценности и др.;

- в мотивационной сфере - мотивация профессиональной деятельности (стремление овладеть новейшими технологиями, желание изучить передовой опыт и др.);

- в волевой сфере - терпение и владение собой в педагогическом общении, настойчивость в достижении педагогических целей и др.;

- в эмоциональной сфере - сопереживание, умение управлять своими чувствами, настроением, отношениями;

- в предметно-практической сфере - педагогические способности, умения, способность правильной оценки своих действий и др.;

- в экзистенциальной сфере - уверенность в выборе профессии, собственная профессиональная позиция, осознанное отношение к себе как к индивидуальности и педагогу, сознательное отношение к своим действиям, умение оценивать собственные позиции и др.;

- в сфере саморегуляции - самоанализ и оценка своей профессиональной деятельности, способность определять свои достоинства и недостатки,

умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста ИТ. д.

Иной подход к определению структурных компонентов педагогической культуры у Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской [3]. Компонентами педагогической культуры, по их мнению, являются:

- педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога;

- педагогические знания и мышление;

- профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

- саморегуляция личности и культуры профессионального поведения (педагогический такт).

Применительно к теме нашего исследования мы придерживаемся позиции Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской в области изучения компонентов педагогической культуры как основополагающего педагогического условия, из которого будут вытекать последующие условия для эффективности процесса формирования духовной культуры личности студентов.

В качестве первого компонента педагогической культуры мы рассматриваем педагогическую позицию.

Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, связывают педагогическую позицию педагога с моральным выбором преподавателя.

В нашем понимании при формировании духовной культуры личности студентов педагог свой моральный выбор останавливает на изучении православной культуры, в ходе которого педагог сам раскрывает свои личностно-профессиональные качества и прививает их студентам.

Вторым компонентом педагогической культуры отмечаются педагогические знания и мышление. На наш взгляд, по знаниям человека можно понять, какими нравственными и моральными качествами он наделен. От этого будет зависеть, чему эти знания будут служить и какие нравственные ценности поддерживать. Преподаватель должен знать общие принципы обучения и воспитания, изучения педагогических явлений, методы и формы педагогической деятельности, закономерности формирования личности обучающегося, способы и приемы обучения и воспитания.

По мнению Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской, важны не столько знания, а сколько отношение к ним. А как педагог относится к знаниям, определяется уровнем его мышления. Нами мышление рассматривается с позиции студента как субъекта всего учебно-воспитательного процесса. При этом должны учитываться интересы и потребности студентов. Мышление должно быть направлено на разработку эффективных технологий и моделей формирования духовной культуры личности студентов.

Насколько педагог объективно анализирует совместную деятельность с обучающимися, поведение и поступки каждого, настолько он становится интересен. Это способствует созданию атмосферы доверия, открытости, откровенности, при которой советы или замечания не отвергаются студен-

тами, а принимаются с благодарностью. Но умение вести обсуждение проблем приходит не сразу, а в процессе собственной практики.

К третьему компоненту педагогической культуры относим профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская [3] выделяют группы профессиональных умений, которые мы берем за основу:

1. Информационные умения. Включают в себя умение отобрать и скомпоновать информацию.

2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную деятельность.

3. Организаторские умения.

4. Коммуникативные умения.

5. Умения проводить анализ и самоанализ.

6. Умения морально-волевой организации.

7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).

8. Прикладные умения.

Четвертый компонент педагогической культуры составляет саморегуляция личности и культуры профессионального поведения (педагогический такт). Из перечисленных структурных компонентов педагогической культуры как наиболее значимые мы выделяем личностно-профессиональные качества преподавателя.

Подводя итог выше изложенному, педагог, формирующий духовную культуру современного обучающегося на основе православия, должен обладать педагогической культурой, а значит быть наставником, выступать носителем культуры, нести ее в себе; иметь целевую установку на личностнодеятельностный подход и стратегию сотворчества; вести диалог в общении со студентами для обмена духовными, нравственными, эмоциональными, творческими ценностями; оказывать поддержку творческому развитию и саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности.

Библиографический список

1. Алексий II. Вера и наука помогают друг другу [Текст] / Алексий II // Судьба и вера: Беседы с учеными, священниками, творческой интеллигенцией / Сост. В. Томачинский; корр. Е. Бирбраер. - Сергиев Посад: Патриарший изд.-полигра-фический центр, 1999. - 224 с.

2. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 160 с.

3. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

4. Зеньковский, В. В. На пороге зрелости [Текст] / В. В. Зеньковский. - Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. - 64 с.

5. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 2-е изд., испр. И доп. - 560 с. - («Оаиёеатиз»).

6. Новосадов, Н. Ф. Культура и культурность [Текст] / Н. Ф. Новосадов// Православие, образование и воспитание в XXI веке (VI Рождественские образовательные чтения): Материалы всероссийской научно-практической конференции (6-7 февраля). - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - С. 244-249.

7. Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,

2006.-368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2007. - 527 с.

УДК 32

Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Экономика и управление в соци-алъно-культуриой сфере» Самарской государственной академии культуры и искусств, nyushenkova@mail.ru, Самара

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Nyushenkova Margarita Lavrentievna

Candidate of pedagogics, professor works in a chair of Economy and conducting in social cultural sphere of Samara state Academy of Culture and Arts, nyushenkova@mail.ru, Samara

ASSESSMENT CRITERIA FOR PROFESSIONAL KNOWLEDGE OF MANAGER IN SOCIAL CULTURAL SPHERE

Переход учреждений и организаций социально-культурной сферы (СКС) на новые условия хозяйствования стимулировал их потребность в специалистах новой квалификации - менеджерах социально-культурной деятельности (СКД). С 1996 учебного года Самарская государственная Академия культуры и искусств осуществляли подготовку специалистов по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Экономика и управление в социально-культурной сфере» с присвоением квалификации «менеджер социально-культурной деятельности».

Данный специалист с качествами цивилизованного предпринимателя сегодня необходим организациям СКС любых организационно-правовых

385

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.