Научная статья на тему 'Формы и методы внеаудиторной работы со студентами, способствующие формированию гуманитарной среды вуза'

Формы и методы внеаудиторной работы со студентами, способствующие формированию гуманитарной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / общекультурные компетенции / формы и методы воспитания / психолого-педагогические условия / education humanization / humanistic values / common cultural competences / professional competences / forms and methods of education / psychology and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

Рассматриваются гуманистически направленные формы и методывнеучебной и воспитательной работы со студентами, способствующие формированию гумани-тарной среды вуза. Показано, что усиление воспитательной роли педагогического коллективав системе таможенного образования – одно из условий формирования общекультурных и про-фессиональных компетенций у будущих таможенников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Forms and Methods of Out-of-Class and Educational Work Contributing to the Formation of Humanitarian Environment of Higher Education Institution

The article deals with the problem of choice of the humanistically directed forms and methods of out-of-class and educational work with students which contribute to the formation of humanitarian environment of higher education institution. The author focuses the attention on strengthening an educational role of pedagogical staff in the system of customs education as one of the conditions for shaping common cultural and professional competences of future customs offi cers.

Текст научной работы на тему «Формы и методы внеаудиторной работы со студентами, способствующие формированию гуманитарной среды вуза»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 37.02 ББК 74.5

Е.Д. ГРЯЗНОВА

Формы и методы внеаудиторной работы со студентами, способствующие формированию гуманитарной среды вуза

Рассматриваются гуманистически направленные формы и методы внеучебной и воспитательной работы со студентами, способствующие формированию гуманитарной среды вуза. Показано, что усиление воспитательной роли педагогического коллектива в системе таможенного образования - одно из условий формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих таможенников.

Ключевые слова: гуманизация образования, общекультурные компетенции, формы и методы воспитания, психолого-педагогические условия.

E. D. Gryaznova

The Forms and Methods of Out-of-Class and Educational Work Contributing

to the Formation of Humanitarian Environment of Higher Education Institution

The article deals with the problem of choice of the humanistically directed forms and methods of out-of-class and educational work with students which contribute to the formation of humanitarian environment of higher education institution. The author focuses the attention on strengthening an educational role of pedagogical staff in the system of customs education as one of the conditions for shaping common cultural and professional competences of future customs officers.

Keywords: education humanization, humanistic values, common cultural competences, professional competences, forms and methods of education, psychology and pedagogical conditions.

Основной целью российского профессионального образования является подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, ответственного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также способного удовлетворять потребности личности в получении соответствующего образования. Концепция воспитательной и внеаудиторной работы вуза

ГРЯЗНОВА Елена Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

93

определяет не только общую модель специалиста с высшим образованием, но и общекультурный тип личности, формируемый в гуманитарной среде высшего учебного заведения, имеющего свои традиции и ценности.

В качестве приоритета формирования гуманитарной среды вуза в условиях динамичных изменений общества рассматривается: использование возможностей гуманитарной среды для формирования социально активной, жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности и личности, способной адекватно относиться к культурным ценностям общества и творчески действовать в социальной и профессиональной среде.

Целью и содержанием воспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов [8].

Цель воспитания будущих специалистов таможенников - формирование идеалов, ценностных ориентаций на основе развития представлений об основных идейных установках, регулирующих воспроизводство, самореализацию наиболее значимых социальных групп, в которых предстоит жить и работать сегодняшнему студенту, а завтра - специалисту-профессионалу.

У каждой профессии есть определенная специфика. Вместе с тем, общий, стратегический подход к воспитательной деятельности в вузе предполагает ориентацию на реализацию принципа гуманизма, человечности.

Эффективность процесса формирования гуманитарной среды вуза достигается посредством реализации задач воспитания в системе воспитательных структур и решения более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными для воспитательной системы таможенной академии являются:

- ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и духовные ценности в новых социально-политических и экономических условиях жизни общества (задача ценностной и мировоззренческой ориентации);

- определение своего места и целей жизнедеятельности, развитие самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности (задача социального и профессионального самоопределения);

- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности к благотворительной деятельности, милосердию и становлению менталитета российского интеллигента и гражданина (задача гражданского самоопределения);

- приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям, соответствующим социальным слоям и группам, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности (задача нравственного саморазвития);

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее

94

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

творческого потенциала и способности к саморазвитию (задача творческого саморазвития);

- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и высшей жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности в профессиональной сфере и во всех других сферах жизнедеятельности (задача развития профессиональной компетенции и конкурентоспособности);

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии;

- воспитание потребности в реализации лидерского потенциала, развитие навыков самоуправления [6].

Системообразующим фактором концептуальных основ формирования гуманитарной среды вуза в современных социально-экономических условиях выступает их целостность, в основе которой - процесс интеграции элементов образовательного процесса, внеаудиторной и воспитательной работы, программно-содержательного и научно-методического обеспечения развития социально-значимых качеств и профессионального становления студентов.

Внеаудиторная и воспитательная работа со студентами способствует развитию социально-одобряемых качеств и профессионального становления студентов вуза; обеспечивает их позитивную динамику, основанную на ценностях самостоятельности, ответственности, субъектности, креативности, социальной защищенности.

Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников [9].

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

- особенности обучающихся, их подготовленность к эффективному восприятию воспитательных влияний;

- особенности содержания воспитания;

- сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

- особенности ситуации;

- меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

- морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Формы и методы воспитательной работы в таможенной академии многообразны:

- проведение лекций, бесед, тематических вечеров;

- организация и проведение кураторских часов;

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

95

- проведение спортивных, культурных мероприятий, соревнований между факультетами, экскурсий, и т. д.

Формирование гуманитарной среды вуза возможно при наличии психолого-педагогических условий, позволяющих эффективно организовать самоуправление и общественную деятельность студентов, развить культуру социальной самореализации студентов, совершенствовать рефлексивные умения в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Здесь необходимо сказать о студенческом самоуправлении и общественной деятельности. Студенческое самоуправление и общественная деятельность рассматриваются как способ активизации выбора видов деятельности, в которых постоянно возникают непредвиденные ситуации, с незаданной системой координат. Это побуждает участников работы самостоятельно выбирать наиболее эффективный стиль в любом виде деятельности и общения. В этих условиях студенты способны более рационально и осознанно использовать большой арсенал скрытых возможностей в биологической, личностной и социально-психологической детерминантах, что позволяет совершенствовать индивидуальные личностные и профессиональные качества. Но необходимо отметить, что развитие студенческого самоуправления возможно лишь в условиях непосредственного взаимодействия студенческого и педагогического коллективов. Самоуправление обеспечивает добровольное включение студентов во все сферы деятельности в процессе обучения в вузе при опоре на межличностное взаимодействие обучающего и обучающегося, а также обучающегося с сокурсниками. Самоуправление направляет их активность на самопознание и саморазвитие, что служит условием психологического обеспечения профессионального становления выпускника.

Организация межличностного взаимодействия субъектов образования по принципу создания личностного пространства будет способствовать целостному развитию личности. На наш взгляд, необходимо не просто создать определенные условия в заранее обозначенном, спланированном и организованном образовательном пространстве, но и подготовить субъектов к формированию у них гуманистической позиции через усвоение гуманистических знаний, умений и навыков.

Используя формы воспитательной работы, прежде всего, необходимо в каждом студенте увидеть личность и, уже исходя из этого, устанавливать контакты с обучающимися, стараться, чтобы он раскрыл свой внутренний мир. Для достижения этой цели можно использовать следующие методы воспитательной работы: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности.

Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации [3]. Это не только слово взрослого, но и суждения

96

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения уместен, когда рассматривается конкретная ситуация и можно применить такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет изменить мировоззренческий настрой обучающегося.

Организация деятельности студентов является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации [2].

Педагогическое требование применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в «Правах и обязанностей студента». В данном случае речь идет о совокупности норм общественного поведения [4].

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Применение приучения можно понимать как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать [5].

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, где сознательно создаются условия для активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения, ценности.

При использовании методов стимулирования поведения и деятельности в побуждении к социально одобряемому поведению побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки [7].

Метод «поощрение, похвала, благодарность» применяется, когда обучающийся одобряется за сданный экзамен, поведение, правильный поступок. Слово «похвала» вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся [1].

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В воспитательной работе метод наказания применяется при нарушении студентами правил поведения в вузе.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

97

Таким образом, приведенные выше формы и методы воспитания включают в себя следующее:

- воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений;

- организацию деятельности и взаимодействия обучающихся и обучающих с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности и, как следствие, формирования гуманитарной среды вуза.

Список литературы

1. Александров Г. Н. Проблемы формирования модели личности специалистов / Г. Н. Александров, Ф. В. Шарипов. М., 1984.

2. Бим-Бад Б. М. Психология и педагогика. Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. М.: МПСУ, МОДЭК, 2010.

3. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 479 с.

4. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2013. 224 с.

5. Марцинковская Т. Д. Психология и педагогика / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. М.: Проспект, 2013. 464 с.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон [от 29.12.2012] № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.zakonrf.info

7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 636 с.

8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1980.

9. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 347 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.