Научная статья на тему 'Особенности воспитательных концепций в технических вузах'

Особенности воспитательных концепций в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATIONAL CONCEPT / TECHNICAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огольцова Елена Геннадиевна

В статье предпринята попытка на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть теоритические и практические основы современных воспитательных концепций высших учебных заведений. Сформулированы психолого-педагогические характеристики студентов технических вузов и обозначены особенности воспитательных концепций именно для этих вузов. На основании анализа воспитательных концепций ряда российских технических вузов сделан вывод о том, что попытка разделения процессов образования и воспитания является пагубной для достижения конечной цели подготовки профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огольцова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательных концепций в технических вузах»

ков, необходимых в повседневной жизни и дальнейшем продолжении образования;

- развитие современного естественно-научного стиля мышления обучающихся, формирование у них научного мировоззрения и соответствующей научной картины мира.

Выводы

В ходе исследования была оценена результативность разработанного элективного курса с применением ИКТ на основе астрономического материала при помощи комплекса различных методик (в том числе опросных). Так же оценены изменения моти-вационной сферы обучающихся по итогам внедрения элективного курса. Анализ результатов говорит о значимом увеличении доли внутренней мотивации к учению. Дополнительно использовалась качественная оценка: был выделен комплекс поведенческих показателей познавательного интереса, использовавшийся для стандартизованного наблюдения во время занятий, а по окончании курса проводились интервью обучающихся относительно того, как изменилась их внешкольная и досуговая деятельность. Качественные оценки также позволяют судить о положительной динамике исследуемых параметров.

Литература

1. Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 239 с.

2. Кондакова Е.В. Дидактические основы конструирования методической системы преподавания астрономии в общеобразовательной школе. Елец, 2001.

3. Программы для общеобразовательных учреждений по физике и астрономии / сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. М., 2000. С. 225-253.

4. Турсунов К.Ш. Астрономия как наука в системе современного естествознания и ее влияние на развитие других наук // Молодой ученый. 2012. №2. С. 299-304.

5. Фадеева А. А., Засов А. В. Физика 7-9: книга для учителя. М., 2000. 128 с.

References

1. Gomulina N.N. Primenenie novyh informacionnyh i te-lekommunikacionnyh tehnologii v shkol'nom fizicheskom i as-tronomicheskom obrazovanii [The use of new information and communication technologies in school physical education and astronomical. Doct. Diss.] Moscow, 2003, 239 p.

2. Kondakova E.V. Didakticheskie osnovy konstruirova-niia metodicheskoi sistemy prepodavaniia astronomii v obsh-heobrazovatel'noi shkole [Didactic bases of designing of methodical system of teaching of astronomy in secondary school]. Elec, 2001.

3. Programmy dlia obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenii po fizike i astronomii. Sostaviteli Iu.I. Dik, V.A. Korovin [Program for educational institutions in physics and astronomy. Compiled by Y.I. Dick, V.A. Korovin]. Moscow, 2000, pp. 225-253.

4. Tursunov K.Sh. Astronomiia kak nauka v sisteme so-vremennogo estestvoznaniia i ejo vliianie na razvitie drugih nauk [Astronomy as a science in the system of modern science and its impact on the development of other sciences]. Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2012. №2, pp. 299-304.

5. Fadeeva A.A., Zasov A.V. Fizika 7-9: kniga dlia uchi-telia [Physics 7-9: Teacher's Book]. Moscow, 2000. 128 p.

УДК 378.1:37.031.4:622

Е.Г. Огольцова

Карагандинский государственный технический университет

(Казахстан)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье предпринята попытка на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть теоритические и практические основы современных воспитательных концепций высших учебных заведений. Сформулированы психолого-педагогические характеристики студентов технических вузов и обозначены особенности воспитательных концепций именно для этих вузов. На основании анализа воспитательных концепций ряда российских технических вузов сделан вывод о том, что попытка разделения процессов образования и воспитания является пагубной для достижения конечной цели - подготовки профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов.

Воспитательная концепция, технический вуз, профессиональное воспитание.

In this article we attempted to review theoretical and practical bases of modern educational concepts in higher education basing on the analysis of psychological and pedagogical literature. The psychological and educational characteristics of students of technical universities and the features of educational concepts specific for these universities are provided.

Basing on the analysis of the educational concepts of several Russian technical universities, we concluded that the attempt to separate education and training processes is detrimental to achieving the ultimate goal that is the development of professionally competent and harmoniously trained specialists.

Educational concept, technical university, professional education.

Введение

Разработка проблемы воспитания в высших учебных заведениях на современном этапе реализуется в сложной внутренне противоречивой ситуации, что не может не находить своего отражения в учебно-воспитательном процессе. К таким явлениям, оказывающим на процесс воспитания студенческой молодежи большое влияние, относятся [5]:

- возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями;

- недостаточная самостоятельность идеологических ориентиров;

- внедрение чужеродных прозападных элементов культуры, стремление к обогащению, карьеризму, эгоизму;

- усиливающиеся тенденции социальной, региональной, этноконфессиональной дезинтеграции общества;

- рост явной и скрытой форм безработицы;

- снижение уровня физического и психического здоровья молодежи;

- отсутствие устойчивой государственной идеологии в области воспитания подрастающего поколения.

Еще в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» определил систему образования как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...», поставив в этом определении воспитание на первое место [2]. Не изменилась эта позиция и в последующие годы: в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.) воспитание рассматривается как «специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства» [14].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», а также как «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека» [14]. Воспитание признается одной из важнейших задач вуза и приоритетным аспектом образовательной деятельности. Такой подход к образованию, направленный, в том числе, на развитие личности будущего специалиста, безусловно, требует усиления его воспитательной составляющей, инноваций в теории и практике. Более того, сегодня уже очевидно, что традиционные схемы воспитания не всегда дают необходимый результат и должную эффективность, что связано с произошедшими в мире изменениями в экономической, политической, социальной и культурной сферах.

Основная часть

В современных условиях обновляются представления о характере воспитания и об особенностях его организации. Традиционное воспитание - это педагогически организованный процесс передачи молодому человеку ценностей, идеалов, норм поведения, принятых в обществе, с целью его продуктивной адаптации к условиям этого общества. Современное воспитание, ориентированное на задачи и условия постиндустриального общества, несколько иное. Оно педагогически организуется как полисубъектный (образовательное учреждение, семья, государство, общественные и религиозные организации, СМИ и другие социальные субъекты) социально-культурный процесс, обеспечивающий сознательное присвоение человеком ценностей, духовных идеалов, социальных приоритетов и культурных норм деятельности, направленной на самоактуализацию, саморазвитие в разнообразной и продуктивной деятельности во благо семьи, общества, народа, государства.

Воспитание студентов в период обучения в высшем учебном заведении - существенный этап становления личности. В это время молодой человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию.

Социальные перемены создали ситуацию, которую можно определить как «конфликт поколений» и поставили под сомнение трактовку смысла воспитания как процесса передачи жизненного опыта от старших поколений к младшим. Обращение преподавателя к проблемам духовности, попытки поддержать и укрепить культурные традиции и годами складывавшиеся ценности встречаются все реже. Это создает существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы ценностей, норм и правил поведения, присущих цивилизацион-ному и культурному обществу, путем общения с опытным наставником.

Воспитание студенческой молодежи имеет важное социально-экономическое, политическое и психолого-педагогическое значение для современного общества, так как: студенчество остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе; студенты являются наиболее образованной, многообещающей частью молодежи, на которую государство и общество возлагает большие надежды. В государственной образовательной политике начала XXI века решение проблем воспитания молодого поколения приобретает дополнительные трудности в условиях затянувшегося экономического и социокультурного кризиса, вызывающего очевидное ухудшение социального самочувствия молодежи и способствующего снижению уровня социального оптимизма и активности населения в целом.

В данных социально-экономических и политических условиях многие вузы, стремясь обеспечить теоретические, методологические и методические основы качественной организации воспитательной системы вуза в современных условиях, добиться

конкретизации целевой направленности, определить основные направления, формы и методы воспитания будущего специалиста, разрабатывают собственные модели воспитания и концепции воспитательной деятельности.

Под процессом воспитания в вузе чаще всего понимают целенаправленную систематическую деятельность, непосредственно связанную с обучением, ориентированную на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности. Основной целью воспитательной деятельности в вузе чаще всего выступает переход от разрозненных воспитательных мер к созданию в учебном заведении гуманитарной воспитывающей среды как системообразующего начала воспитательной деятельности.

Так или иначе, все воспитательные концепции высших учебных заведений опираются на идею сочетания в вузовском образовании обучения, научного исследования и воспитания. Одними из первых в зарубежных исследованиях проблему данного соотношения обозначили в своих трудах в первой половине XX века философы-педагоги К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет. К. Ясперс отдавал предпочтение исследовательской модели, одновременно связывая духовную целостность образования с единством обучения, исследования и воспитания: «. будущий потенциал общества - это молодежь, от того, как она будет сформирована, воспитана и образована, будет зависеть развитие общества. Каждый знает - кто завоюет молодежь, обладает будущим» [16]. В своих работах Х. Ортега-и-Гассет особо выделяет культурную миссию университетов, воспитание интеллектуального профессионала.

Главная цель высших учебных заведений - подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, в совокупности способствующие развитию экономики страны. На этом фоне практическая цель воспитания в вузах - формирование жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

Психолог Е.А. Климов, изучающий психологию воспитания и обучения, пишет о том, что приобретение знаний сопровождается разными чувствами, настроениями, переживаниями. Эти знания могут становиться убеждениями обучающегося, а система убеждений, в свою очередь, образует мировоззрение человека [4, с. 154]. Ученый указывает на то, что правильные убеждения не формируются сами собой. Если нет целенаправленного педагогического воздействия, мировоззрение формируется стихийно и не всегда благоприятно.

Методы воспитательного воздействия в современном вузе, по мнению В.А. Сластенина, носят комплексный характер и включают в себя воздействие субъекта на объект в системе воспитания, а так-

же воздействие на среду воспитания. Первую группу методов представляют методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, положительный пример); вторую - методы принуждения (нормативные требования, приказы); третью - методы убеждения, которые базируются на мотивации поведения через потребности.

Также на основе системного подхода В.А. Масленниковым доказывается необходимость развития студенческого самоуправления как эффективной модели воспитания подрастающего поколения [6]. Структура воспитательной работы должна быть организована таким образом, чтобы управлять подразделениями, связанными с организацией воспитательного процесса и обеспечивать их взаимодействие, а также активно привлекать органы студенческого самоуправления к участию в нем.

Как отмечает Р.С. Пионова, воспитание студентов руководствуется собственной целью - разностороннее развитие личности будущего специалиста с опорой на его индивидуальность. Автор выделяет комплекс целей воспитания студентов: цели формирования качеств (политических, этических, нравственных и т.д.); цели формирования ценностей (педагогических, гражданских, индивидуальных); цели формирования отношений (политических, нравственных, этических и др.); цели формирования способностей (педагогических, специальных и др.) [9, с. 182].

Автор отмечает, что существует три этапа формирования личности специалиста: довузовский, в период обучения в вузе и послевузовский. Воспитание студентов, т.е. формирование личности в период обучения в вузе, по мнению Р.С. Пионовой, характеризуется тем, что «влияние семьи несколько ослабевает, организованное воспитание становиться не столь широким, но более интенсивным, усиливается роль самовоспитания, повышается воздействие на личность студенческого коллектива, воспитание приобретает черты профессиональной направленности» [9, с. 179].

По мнению И.П. Подласого, в условиях высшей школы должен существовать комплексный подход к воспитанию, который предполагает обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия преподавателей и студентов.

В связи со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания, а также из-за возрастных и психологических особенностей студентов технический вуз имеет свою специфику. Социально-экономические условия требуют от выпускников технических вузов таких качеств, как: предприимчивость, коммуникабельность, готовность адаптироваться к новым условиям работы. Специалисту на производстве приходится иметь дело с обильным потоком информации, который ему необходимо правильно принять, переработать и передать, что невозможно без наличия личностных коммуникативных резервов.

Ряд исследователей отмечает, что студентам технического вуза присуще развитие невербального ин-

теллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, более развитые пространственные представления, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления (Е.В. Баранова, С.Е. Моторная, В.В. Алехин и др.). Выявлен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. У студентов технических вузов исследователи отмечают усиление интроверт-ности личности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, отсутствие стремления к доминированию, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с сокурсниками, критическое отношение к окружающему.

Студент технического вуза - это молодой человек, основной целью которого в период обучения является получение необходимых знаний для дальнейшей трудовой деятельности. Он отличается от студента гуманитарного вуза тем, что в последнем -воспитывающей является сама специфика учебно-воспитательного процесса. В техническом же вузе необходимо создать условия для того, чтобы личность развивалась и совершенствовалась. В данной ситуации особое значение приобретает гуманитарная составляющая технического образования.

Д.И. Трушников отмечает: «... специфика воспитания в инженерном вузе очевидна прежде всего из-за высокой внутренней специфичности образовательного пространства, ориентированного не на гуманитарную сослагающую культуры. Преподаватели в инженерном вузе, как правило, далеки от теории воспитания, и в воспитательном процессе ориентированны прежде всего на собственные жизненные ценности и смыслы» [13]. Отсутствием гуманитарной составляющей процесса воспитания в технических вузах обеспокоен и Е.В. Пузырев, профессор Национального технического университета Украины: «До настоящего времени во многих инженерных вузах не осуществился процесс сущностной интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования. В среде преподавателей и студентов все еще бытует мнение о бесполезности приобретаемых гуманитарных знаний, невозможности увязать их с получаемой профессией, а также в отсутствии необходимости проведения воспитательных мероприятий по вопросам формирования личности будущего инженера» [10].

В своей работе «Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды» доктор филологических наук, профессор МИФИ А.Л. Андреев рассматривает различные подходы к преподаванию гуманитарных и социальных наук в технических вузах. Анализируя «минималистский» и «расширенный» подходы к этому вопросу, автор определяет, а затем сопоставляет возможные альтернативы в понимании назначения гуманитарного компонента инженерного образования. В этом аналитическом контексте «расширенный» подход к преподаванию гуманитарных и социальных наук рассматривается как ключевой элемент подготовки инженерной элиты. Апеллируя к опыту творческого сотрудничества и

взаимодействия, автор предлагает оригинальное понимание цели инженерного образования, которую, в соответствии с обосновываемой им точкой зрения, нельзя свести только к подготовке специалистов, поскольку не менее важным его продуктом являются интеллектуальные среды. Гуманитарное и социальное знание играет важную роль в «склеивании» таких сред, поэтому гуманитарный компонент технического образования способствует (хотя обычно и опосредованно) повышению творческого потенциала выпускников - специалистов в области естественных наук и в различных областях инженерии [1].

Воспитанием гуманитарной составляющей будущего технического специалиста посвящены работы ряда ученых. Е.А. Зиновьева (Дальневосточный государственный университет путей сообщения) отмечает: «... при подготовке инженерных кадров в вузе основное внимание уделяется изучению материалов, машин и механизмов отрасли. Безусловно, предметная область предметных дисциплин технического профиля должна составлять значительную часть образовательных программ обучения студентов инженерно-технических вузов. Но гуманитарно составляющие качества специалистов не возникают сами по себе, без специальной организации образовательной системы учебного заведения. Студенты, обучаясь в вузе, должны получить опыт моделирования гуманитарных систем для того, чтобы осмысливать логику своей профессиональной деятельности и избежать неисправимых ошибок, которые зачастую приводят к разрушению личности и дела [3].

Э.Р. Хайруллина в своей работе «Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творчес-кой деятельности» отмечает: «Целью инженерно-технического образования выступает формирование у будущих специалистов умений ставить и решать социально значимые задачи, выводимые из реальной ситуации, складывающейся в обществе. ... Основным признаком инженера-технолога является его способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию» [15].

Учитывая возникшие противоречия между возросшими требованиями к воспитанию конкурентоспособного технического специалиста, обладающего высокими моральными качествами, и отсутствием системы их подготовки в высших учебных технических заведениях многие учебные заведения разрабатывают и внедряют в учебный процесс авторские модели воспитания. Рассмотрим ряд примеров:

1. Нижегородский государственный технический университет.

Основная цель воспитательной политики вуза -формирование личности выпускника - гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Определены задачи достижения данной цели:

- формирование кадрового потенциала, создание системы обучения и постоянное развитие организаторов воспитательной работы, обладающих необходимыми знаниями, навыками, умениями, лично-стно-деловыми качествами, мотивационными и целевыми установками для ее осуществления;

- совершенствование воспитательной среды вуза, создание условий для подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего высокими профессиональными и лидерскими качествами;

- обеспечение системности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации, мотивации, подведения итогов;

- формирование этики инженерной деятельности, ответственности за инженерные решения и осмысленное применение профессиональных знаний;

- дифференцированный подход к решению воспитательных задач с учетом срока обучения студентов, направления их подготовки и индивидуально-типологических особенностей;

- ориентация учебно-воспитательной работы на активность, инициативу студентов, формирование установки на престижность и почетность участия студентов в общественной жизни вуза, в сфере инновационной деятельности, создание системы их стимулирования [7].

2. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Задача воспитания современного студента как человека профессионально компетентного предполагает в ТюмГНГУ решение следующих вопросов (один из разработчиков данной программы Д.Ю. Трушников [12]:

- определение компонентов гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентностей, нравственности и культуры;

- разработка модели воспитательной системы вуза с учетом региональных особенностей;

- учет в воспитательной модели специфических черт, присущих вузу.

Одной из наиболее перспективных форм реализации указанных задач является кластерный подход, который объединяет в себе региональные многоуровневые учебно-научно-производственные, инновационные, культурно-образовательные компоненты. Превращение вуза в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему его образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, предполагающий углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает благоприятные условия для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, улучшения профессиональной подготовки выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию.

3. Пензенский государственный технологический университет.

Спецификой данного вуза является то, что он является многоуровневым образовательным комплексом (МОК), в котором учащиеся получают как специальное профессиональное, так и высшее профессиональное образование. Авторами «Концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе», внедренном в образовательный процесс ПензГТУ, являются доктор педагогических наук С.В. Сергеева и кандидат педагогических наук О.А. Воскрекасенко. Воспитательное направление развития вуза представлено комплектом программ, содержание которых нацелено на развитие будущих инженерных кадров, создания условий для их самоопределения и социализации.

Комплект включает в себя следующие программы: «Формирование социальных компетентностей обучающихся в техническом вузе как МОК»; «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в техническом вузе как МОК»; «Программа воспитательной работы наставников с обучающимися в техническом вузе как МОК»; «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащийся молодежи в условиях технического вуза как МОК»; Программа студенческого самоуправления в техническом вузе как МОК» [11].

Опыт внедрения перечисленных программ, постоянное психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса, проведение системных профориентационных мероприятий, поддержка студенческого самоуправления не только способствуют повышению воспитательного потенциала многоуровневого образовательного комплекса, но имеют практическую пользу, так как создают условия для личностного и профессионального самоопределения, самореализации учащейся молодежи.

4. Новосибирский государственный технический университет.

Одна из основных задач воспитательной работы вуза - формирование профессиональной направленности студентов.

Основные цели воспитательной работы:

- воспитание высоконравственной, культурной, духовно-развитой и физически здоровой личности, способной к профессиональной высококачественной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения;

- оказание помощи студентам в раскрытии их внутренних потребностей и способностей, содействие их самоопределению и самоутверждению;

- стимулирование процесса самопознания, стремление к индивидуальному стилю жизни и поведению, построение личной стратегии жизнедеятельности.

5. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Стратегия воспитания МГТУ предполагает переход от абстрактных целей и идеалов воспитания к реально осуществимому операциональному плану. При таком подходе в оценку успешности решения воспитательных задач, наряду с качественными показателями, включаются количественные характери-

стики, отражающие в том числе время достижения планируемых результатов. Данная система воспитывает у студентов, прежде всего, любовь к профессии инженера независимо от развиваемых в данный период образовательных трендов. На протяжении всего периода обучения во всех видах учебной и внеучеб-ной работы в университете присутствует вектор профессии.

Выводы

Сегодня Программы развития образования многих государств определяют в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленной не только на формирование гражданственности, нравственности, любви к Родине, но и любви и уважения к своей профессии, ответственности за качество своего труда.

Конечной целью воспитательных концепций технических вузов является формирование у студентов:

- положительного отношения к выбранной профессии;

- понимание общественной миссии своей профессии;

- осознание ответственности за принятие решений;

- отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности [8].

Анализ воспитательных концепций высших технических учебных заведений показывает, что попытка разделения процессов образования и воспитания является пагубной для достижения данной цели. Подготовка профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов возможна лишь в тесном сотрудничестве всех структур вуза, в учебное и в неучебное время, при изучении как специализированных, так и общественно-гуманитарных дисциплин.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среда // Высшее образование в России. 2015. №1.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Вестник образования. 1992. № 11. С. 4-16.

3. Зиновьева Е.А. Особенности воспитания студентов технического вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. №12.

4. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. М., 2000. 367 с.

5. Куатова Ж.Ж. Особенности и сложности воспитания современных студентов. URL: http://www.rusnauka.com

6. Масленников В.А. Организация воспитательной работы // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 75-79.

7. Могутнов В.П., Анашкин Ю.И. Студенческое самоуправление как элемент системы управления вузом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №6. С. 12-19.

8. Огольцова Е.Г. Педагогические условия профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2012.

9. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Минск, 2005.

10. Пузырев Е.В. Система воспитания студентов в инженерном вузе // Young Scientist. 2015. №2. С. 299-302.

11. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта воспитания учащейся молодежи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Образование и наука. 2016. №1. С. 159-169.

12. Трушников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода. Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. 336 с.

13. Трушников Д.Ю. Система управления качеством воспитания в инженерном вузе // Знание. Понимание. Умение. 2009. №2.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 4 января 2013 г. URL: http://xn80abucjii bhv9a.xn

15. Хайруллина Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности // Педагогика. 2007. № 9. C. 72-75

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 353.

References

1. Andreev A.D. Gumanitarnyi cikl v texnicheskom vuze i intellektualnye sreda [Humanitarian disciplines in technical university and intellectual environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia)], 2015, № 1.

2. Zakon RF "ob obrazovanii" ot 10 iiulia 1992 g. [The RF law "On education" dated July 10, 1992]. Vestnik obrazo-vaniia [The bulletin of education], 1992, No. 11, pp. 4-16.

3. Zinoviev E.A. Osobennosti vospitaniia studentov tex-nicheskogo vuza [Peculiarities of education of technical students] Teoriia i praktika obshhestvennogo razvitiia [Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiia (Theory and practice of social development)], 2012, No. 12.

4. Klimov E.A. Psixologiia: vospitanie, obuchenie: uchebnoe posobie dlya vuzov [Psychology: education and training: a handbook for universities]. Moscow, 2000. 367 p.

5. Kuatova J.J. Оsobennosti i slozhnosti vospitaniia so-vremennyx studentov [Peculiarities and difficulties in education of modern students]. Available at: http://www.rusnauka. com

6. Maslennikov V.A. Organizaciia vospitatelnoi raboty [Organization of educational work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia)], 2009, № 7, pp. 75-79.

7. Mogutnov V.P., Anashkin Iu.I. Studencheskoe samou-pravlenie kak element sistemy upravleniia vuzom [Student council as an element of university management system]. Vest-nik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo (The bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky)], 2013, №6, pp. 12-19.

8. Ogolcova E.G. Pedagogicheskie usloviya professional-nogo vospitaniia studentov texnicheskogo vuza pri izuchenii gumanitarnyx disciplin [Pedagogical conditions of vocational education of technical students in the studying of the Humanities: thesis research of Cand. Sc. (Education)]. Omsk, 2012.

9. Pionova R.S. Pedagogika vysshei shkoly [Pedagogy in high school]. Minsk: Vysshaia shkola (High school), 2005.

10. Puzyrev E.V. Sistema vospitaniia studentov v inzhe-nernom vuze [Students education system at engineering university]. Young scientist [Young Scientist], 2015, № 2, pp. 299-302.

11. Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. Iz opyta vospita-niia uchashheisya molodezhi v texnicheskom vuze kak mno-gourovnevom obrazovatelnom komplekse [From the experience of educating students in technical universities as a multi-

level educational complex]. Obrazovanie i nauka [Obrazovanie i nauka (Education and science)], 2016, No 1, pp. 159-169.

12. Trushnikov D.Iu. Proektirovanie sistemy vospitaniia v strukture universitetskogo kompleksa na osnove klasternogo podxoda [Cluster-based approach to education system design in the structure of the multiversity)]. Tyumen: Neftegazovii universitet (Oil and gas university), 2010, 336 p.

13. Trushnikov D.Iu. Sistema upravleniia kachestvom vospitaniia v inzhenernom vuze [The education quality management system at engineering university] Znanie. Ponimanie. Umenie Znanie [Ponimanie. Umenie (Kowledge. Understanding. Skill)], 2009, №2.

14. Federalnyi zakon «ob obrazovanii v rossijskoi federa-cii» ot 4 yanvarya 2013g. [The Federal Act "On education in the Russian Federation" dated January 4], 2013. Available at: http://xn80abucjiibhv9a.xn

15. Khayrullina E.R. Razvitie klyuchevyh kompetencii studentov v proektno-tvorcheskoi deyatelnosti [Development of students' key competences in creative activities]. Pedagogi-ka [Pedagogika (Teaching)], 2007, № 9, pp. 72-75.

16. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii [The meaning and purpose of history]. Moscow, 1994, p. 353.

УДК 374

О.О. Пантелеева

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ, АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ АБИТУРИЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КОНТИНГЕНТА АБИТУРИЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ГАСУ)

Статья посвящена изучению видов контроля сформированности компетенций обучаемых, проходящих довузовскую подготовку. Оценка успеваемости старшеклассников обеспечивает предоставление возможности потенциальным абитуриентам университета повысить уровень своей подготовки. Анализ мониторинга уровня знаний абитуриентов позволяет выявлять более эффективные формы и методы контроля, совершенствовать процесс обучения.

Мониторинг, контроль, компетенции, абитуриент, довузовская подготовка, подготовительные курсы.

The article is concerned the types of control of competences formation in the trainees within pre-university training. The gain score of high school students provides an opportunity to would-be entrants of University to improve their level of training. The analysis of monitoring of knowledge level of entrants allows to reveal more effective forms and control methods and to enhance training process.

Monitoring, control, competences, entrant, pre-university preparation, training courses.

Введение

Современному высшему образованию свойственны такие характеристики, как динамичность и стремление к постоянному обновлению. В этом случае контроль, являясь важной частью образовательного процесса в высшем учебном заведении, подвержен постоянному изменению.

Несомненно, управление процессом обучения невозможно без осуществления обратной связи, которая несет характеристику его результативности. На наш взгляд, несмотря на сосредоточение в вузах огромного интеллектуального, научно-педагогического потенциала, вопрос научно обоснованной системы оценки, измерения усвоения знаний, умений, компетенций абитуриентов не достаточно разработан. Выполнить эту функцию позволяют методы контроля сформированности компетенций абитуриентов.

Цель работы заключается в определении значимости довузовской подготовки и выявлении основных задач по совершенствованию довузовского образования в виде подготовительных курсов путем мониторинга сформированных компетенций абитуриентов, проходящих подготовку. Предметом исследования послужил уровень знаний контингента абитуриентов в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете за 2015-2016 учебный год.

Основная часть

Понятие «контроль» подразумевает систематический надсмотр, комплексную проверку, оценку, измерение и управление. Согласно данному Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным определению, «контроль» является процессом определения уровня знаний в результате выполнения им устных и письменных заданий, тестов, а также формулированием на этой основе оценки за определенный раздел программы, курса или периода обучения. Под контролем подразумевается часть занятия, во время которого преподаватель оценивает, как обучаемые усваивают содержание предмета во всех или отдельных его аспектах [2].

В работах западных авторов также встречается термин "controlling", который предполагает мониторинг образовательного процесса, диагностику сфор-мированности компетенций учащихся, а также их оценку [13], [14]. Исходя из предложенных отечественными и зарубежными авторами терминов, можно сделать вывод, что контроль сформированности компетенций обучаемых - это проверка эффективности функционирования самого процесса обучения и управления его ходом.

Следует отметить, что в понятие «контроль» входит понятие «мониторинг». «Мониторинг» (от лат. monitor - наблюдать, надзирать) означает целена-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.