Научная статья на тему 'Применение теоретических и методологических подходов в воспитательной работе технического вуза'

Применение теоретических и методологических подходов в воспитательной работе технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALEKSANDR IVANOVICH DULOV / EDUCATIONAL WORK AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENTS’ FREE TIME / WORK ON PROFESSIONAL ORIENTATION / PATRIOTIC WORK / АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ДУЛОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурпиисова Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются эффективные формы воспитательной работы в техническом вузе. Предпринимается попытка осмысления педагогических воззрений Александра Ивановича Дулова, направленных на анализ педагогических и методических усилий, содержащих воспитательный и нравственный акценты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES IN EDUCATIONAL WORK AT TECHNICAL INSTITUTIONS

The article refers to the effective forms of educational work at a technical institution. The author sought to understand Aleksandr Ivanovich Dulov’s pedagogical views directed on the analysis of pedagogical and methodical efforts containing educational and moral aspects.

Текст научной работы на тему «Применение теоретических и методологических подходов в воспитательной работе технического вуза»

УДК 378.18

ББК 74.58

Н904

Нурпиисова Екатерина Михайловна

Начальник управления воспитательной, социальной и профориентационной работы, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются эффективные формы воспитательной работы в техническом вузе. Предпринимается попытка осмысления педагогических воззрений Александра Ивановича Дулова, направленных на анализ педагогических и методических усилий, содержащих воспитательный и нравственный акценты.

Ключевые слова: Александр Иванович Дулов, воспитательная работа в вузе, свободное время студента, профориентационная работа, патриотическая работа.

ШС 378.18

BBK 74.58

Ye. М. Nurpiisova

Irkutsk, Russia

APPLICATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES IN EDUCATIONAL WORK AT TECHNICAL INSTITUTIONS

The article refers to the effective forms of educational work at a technical institution. The author sought to understand Aleksandr Ivanovich Dulov's pedagogical views directed on the analysis of pedagogical and methodical efforts containing educational and moral aspects.

Key words: Aleksandr Ivanovich Dulov, educational work at a higher educational institution, students' free time, work on professional orientation, patriotic work.

Общество смогло пережить (позвольте использовать глагол прошедшего времени) масштабные как экономические, так и социальные изменения, носившие для страны сложный и противоречивый характер. Результаты разрушительных изменений в экономике были очевидны сразу же, трансформации в образовании и воспитании стали чувствительными лишь сейчас. Сохраняющаяся дискуссионность в образовании обусловлена целым комплексом причин, одна из которых, на наш взгляд, неоправданное увлечение и привнесение в педагогические реалии западные образовательные подходы и технологии. В ближайшее время нам предстоит: поиск путей совершенствования системы воспитания, создание конструктивного образа идеала и экзистенциально важных ценностных акцентов, формирование созидательного творческого начала молодежи. Это неполный перечень задач воспитательного характера, решаемых воспитательным отделом Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Созданная система воспитательной работы позволяет выстроить определенный алгоритм методического и практического воздействия на образовательные и воспитательные процессы в вузе, направленные на формирование личности студента. В рамках статьи мы отметим лишь некоторые значимые, на наш взгляд, методические приемы, процедуры и педагогические действия в обозначенной проблематике.

Итак, первое, с чем мы сталкиваемся - с проблемой качества сформированного внутреннего контроля у школьников. Понимаем, что традиционная система воспитания прививает школьникам правила общественной жизни, которые соблюдаются, зачастую, в условиях сильного внешнего контроля со стороны родителей и учителей, минимизируемого или вовсе теряемого при поступлении в вуз. Поэтому, изучая абитуриентов и студентов путем анкетирования в рамках психолого-педагогических исследований, мы создаем целый комплекс мер для адаптации студентов младших курсов с целью успешного вхождения в интеллектуальную и эмоциональную сферы вуза и обучения в нем. Сформированные навыки контроля способствуют успешной учебной и научной реализации студентов на старших курсах.

Однако в методическом сопровождении нуждаются педагоги и кураторы, работающие на младших курсах. Для создания результативных педагогических и воспитательных методик бесценным является весь опыт советской педагогики, и в частности, опыт выдающегося иркутского педагога Дулова Александра Ивановича. Дулов А. И. - доктор педагогических наук, руководитель «Школы молодых ученых» при кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» - оставил пособия и учебники, не потерявшие научной убедительности, значимости и методической привлекательности и сегодня [Дулов, 1970]. Стоит отметить педагогическую дальновидность Дулова А. И. по созданию методических рекомендаций, называемых сегодня «адресными» [Дулов А. И., 1951]. Заложенные исследователем традиции творчески применяются и развиваются современными педагогами и методистами. Так, например, профессорско-преподавательским составом и воспитательным отделом Иркутского филиала МГТУ ГА эффективно используются рекомендации, представленные в пособиях, созданных для эффективного управления экономической и социальной, научной и воспитательной работой вуза, соответствующего современным требованиям [Резник, 2008, 2009, 2010; Резник, Филиппов 2017]. Педагогами вуза также создаются учебно-методические комплексы, содержащие рекомендации по организации обучения, самообучения, научных исследований. О результативности освоенных методик и алгоритмов организации научной работы, развивающих исследовательские компетенции студентов и аспирантов, говорит факт признания научной школы в области авиационной радионавигации под руководством Скрыпника Олега Николаевича, доктора технических наук, профессора, почетного работника ВПО РФ. Так, в течение нескольких лет студенты и аспиранты научной школы в области аэронавигации становятся победителями профессионального конкурса Фонда развития Аэронавигации им. Пи-рогова Г. Н. [Фонд развития Аэронавигации им. Пиро-гова Г. Н. ], всероссийских отраслевых и межотраслевых конкурсов.

Еще один комплекс проблем, требующих нашего участия, - наполнение содержанием свободного времени студентов. В результате многолетних социологических исследований

Вишняковой А. А. [Вишнякова, 2014] выявляется взаимосвязь между организацией и активизацией стратегии учебной работы обучающихся и вариантами проведения свободного времени курсантами колледжа и студентами технического вуза. Установлено, что «самыми популярными вариантами проведения свободного времени студентами колледжей являются: общение с друзьями (75 %), прогулки на свежем воздухе (64 %), общение в социальных сетях (54,7 %), посещение Интернета в развлекательных и образовательных целях, занятие спортом, общение с родственниками, просмотр телепередач и занятие любимым делом» [Вишнякова, 2014, С. 21]. Автор проводит сравнительный анализ отношения к проблеме свободного времени в советский период истории нашей страны с современным периодом. «В советский период проводилась активная воспитательная работа с молодежью, одной из задач которой была необходимость занять молодежь для исключения пустого времяпровождения. Практически вся советская молодежь была вовлечена в деятельность детско-юношеских, молодежных общественных организаций. На сегодняшний день общественная деятельность российской молодежи практически сведена к минимуму. По материалам исследований (1997-2013 гг.), доля молодежи, участвующей в общественной деятельности составляет от 2 до 18,8 %, всего 25 % иркутской молодежи посещает кружки и клубы» [Вишнякова, 2014, С. 23]. Анализ экономических, политических, социальных и технологических факторов позволяет понять содержание и структуру использования свободного времени студентами [Вишнякова, 2013, с. 22] и выработать комплексную программу работы кружков, секций, студенческого самоуправления, участия волонтеров в городских и областных мероприятиях.

Наполнять новым содержанием учебный и воспитательный процесс вузовского образования возможно при организации умственной и творческой самостоятельности студента, а также его самоорганизации. Как показывает опыт, справиться с такими задачами может лишь мотивированный студент. Исключить случайный выбор профессии студентами технического вуза помогает организованная профориентационная работа [Барбашева, 2017, http: //ce. i f-mstuca. ru/?ddown l oad=6898] и методика активного вовлечения аби-

туриентов в образовательный процесс подготовки авиационных специалистов. «Профориен-тационная деятельность Иркутского филиала МГТУ ГА предусматривает организацию профессиональной ориентации на системной основе, включающей: 1) довузовскую; 2) вузовскую (додипломную); 3) послевузовскую (последипломную) подсистемы» [Барба-шева, 2017, http://ce.if-mstuca.ru/?ddownload=6898]. Иркутским филиалом МГТУ ГА апробированы различные формы профориентационной работы: размещение информации об образовательной организации на сайте вуза, рекламная работа, организация профильных классов, «Дней науки», «Дней открытых дверей», публичные лекции по учебным курсам «История», «История авиации и космонавтики», презентации факультетов и специальностей в школах, проведение олимпиад по авиации, формирование общественных связей и партнерских отношений с образовательными организациями [Барбашева, Нурпиисова, Сергеева, 2018, с. 173].

В качестве важнейшей стратегической задачи для воспитательного процесса рассматриваем формирование идеологии образования, где вопросы патриотического воспитания [Барбашева, 2017, http://ce. if-mstuca. ru/?ddownload=7189] и восстановления этической шкалы студентов выступают смыслообразующими. «В Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» выстроена система патриотического воспитания, включающая нормативно-правовую базу, методическое обеспечение, воспитательную, образовательную и просветительскую деятельность.

Нормативно-правовой уровень задает целевую установку, поскольку, «для корабля, который не знает, в какую гавань плыть, никогда не бывает попутного ветра».

Воспитательная, образовательная и просветительская деятельности выстраиваются как комплекс мероприятий, создающих особую атмосферу, где «обретение родины есть личностный акт духовного самоопределения» (Иван Ильин)» [Барбашева, 2017, http://ce.if-mstuca.ru/?ddownload=7Ш, с. 9].

Считаем, что делать акценты в воспитательной работе сегодня на вопросах нравственности и патриотизма актуально, важно, значимо. Вновь необходимо вспомнить А. И. Дулова,

писавшего о воспитательном воздействии на личность школьника и студента путем создания

211

духовного опыта через сопереживание, сочувствие, сотворчество. «Мы уже неоднократно подчеркивали, что человек формируется как личность только в процессе деятельности. И никакие методы, никакая система методов, взятые вне деятельности учащихся, не могут обеспечить их воспитание. Все методы воздействия на учащихся являются вторичными по отношению к деятельности, они помогают ученику осознать действительность, сформировать взгляды и убеждения, побуждают к деятельности, направляют ее, но взятые вне деятельности, они не могут дать положительного результата. Однако и деятельность сама по себе без руководства ею, без определенной целенаправленности ее, без использования определенных методов воздействия на учащихся будет тоже мало эффективной» [Дуло в, 1970, с . 145-146]. Поскольку моральной деградации сопутствует и деградация интеллектуальная, то вырабатывать у наших студентов нравственный иммунитет, как возможность сопротивляться всему тому, что разрушает нас, нашу семью, наше общество, просто необходимо. Так и поступают педагоги и студенты - члены неформального творческого объединения «Физики и Лирики» под руководством Астраханцева Олега Николаевича (кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-политических дисциплин ИФ МГТУ ГА) и Хазанова Дмитрия Владимировича (кандидат физико -математических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин ИФ МГТУ ГА) [Барбашева, 2017, http://ce. if-mstuca. ru/?ddownload=7189, с. 264-279], пропагандирующие и воплощающие «теорию малых дел». Литературно-музыкальные композиции и проекты 2017-2018 учебного года: «Рожденным в СССР посвящается...», «Виктор Цой и русский рок», «Клуб молодого бойца», «Познавательное физическое шоу: «А мне летать охота.» заслуживают педагогического внимания и методического тиражирования. «Теория малых дел» и активные формы вовлечения студентов в культурную, музыкальную и поэтическую атмосферы являются весьма продуктивными, поскольку способствуют развитию личностного «само»: самообразования, самомотивации, самоопределения. Бесспорно, «теория малых дел» весьма кропотливая, длительная, затратная форма работы для педагога, но оставляющая эмоционально яркий, выразительный, запоминающийся

отклик в сознании и душе студента. Работа неформального творческого объединения «Физики и Лирики» формирует особую тональность сотрудничества педагога высшей школы и студента, благодаря максимальной включенности в серьезную умственную и духовную работу, как исполнителей, так и слушателей.

Отрадно то, что в последнее время педагогическим сообществом осознается легковерность в тиражировании сомнительного зарубежного опыта в сфере образования. Ввиду сказанного выше, привлечение опыта как советских педагогов-практиков, в частности А. И. Дулова, так и современных исследователей - С. Д. Резника, В. И. Филиппова, О. Н. Скрыпника, является весьма актуально и продуктивно, поскольку позволяет модернизировать содержание, формы, методы и принципы обучения и воспитания. Осмысление творческого потенциала и возможностей применяемых форм воспитательной работы, рассмотренных в статье, позволяет качественно сопровождать процесс обучения и воспитания в образовательных организациях высшего образования.

Библиографический список

1. Барбашева Л. Ю. Патриотическое воспитание: словом, делом, примером? // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 2. С. 264-279. URL: http://ce.if-mstuca.ru/?ddownload=7189 (дата обращения 28.07.2018).

2. Барбашева Л. Ю. Профориентационная работа как наука о поиске призвания (опыт организации профориентационной деятельности в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА») // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 286-304. URL: http://ce.if-mstuca.ru/?ddownload=6898 (дата обращения 28.07.2018).

3. Барбашева Л. Ю. Система профориентационной работы в вузе: содержание и технологии: методические рекомендации / Л. Ю. Барбашева, Е. М. Нурпиисова, М. Н. Сергеева. Иркутск, 2018. С. 173.

4. Вишнякова А. А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска): автореф. дис. ... кандидата соц. наук: 22.00.04 / А. А. Вишнякова. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет. 2014. 26 с.

5. Вишнякова А. А. Факторы, влияющие на содержание и структуру использования свободного времени современной городской молодежи // Социальные и этнические процессы в развитии общества: сборник научных трудов в 2 ч.: науч. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. Улан-Удэ, 2013. Ч. 2. С. 21-23.

6. Дулов А. И. Педагогика. Курс лекций. Иркутск, 1970. 407 с.

7. Дулов А. И. Содержание, формы и методы работы классного руководителя. Иркутск: Иркутское областное государственное издательство, 1951. 116 с.

8. Резник С. Д. Управление кафедрой. М.: ИНФРА-М, 2008. 634 с.

9. Резник С. Д. Студент вуза: технологии и организация обучения. М.: ИНФРА-М, 2009.

474 с.

10. Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2010. 389 с.

11. Резник С. Д. Управление высшим учебным заведением / С. Д. Резник, В. М. Филиппов. М.: ИНФРА-М, 2017. 768 с.

12. Фонд развития Аэронавигации им. Г. Н. Пирогова // [Электронный ресурс]. URL: https://fondaero.ru/ (дата обращения 02.08.2018).

References

1. Barbasheva L. Yu. (2017). Is patriotic education by words, actions and examples? // Crede Experto: transport, society, education, language. 2017. No. 2. Page 264-279. URL: http://ce.if-mstuca.ru/? ddown-load=7189 (accessed date: 28.07.2018). (in Russian)

2. Barbasheva L. Yu. (2017). Career orientation work as a science of searching for a vocation (an attempt of organizing career orientation work in Irkutsk Branch Of Moscow State Technical University Of Civil Aviation) // Crede Experto: transport, society, education, language. 2017. No. 1. Page 286-304. URL: http://ce.if-mstuca.ru/? ddownload=6898 (accessed date: 28.07.2018). (in Russian)

3. Barbasheva L. Yu. (2018). System of professional orientation work in higher education institution: contents and technologies: methodical recommendations / L. Yu. Barbasheva, E. M. Nurpiisova, M. N. Sergeyeva. Irkutsk, 2018. P. 173. (in Russian)

4. Dulov A. I. (1951). Contents, forms and methods of work of a class teacher. Irkutsk: Irkutsk regional state publishing house, 1951. 116 p. (in Russian)

5. Dulov A. I. (1970). Pedagogics. Course of lectures. Irkutsk, 1970. 407 p. (in Russian)

6. Fund of development of Air navigation of G. N. Pirogov // [Electronic source]. URL: https://fondaero.ru/ (accessed date : 02.08.2018). (in Russian)

7. Reznik S. D. (2008). Management of chair. M.: INFRA-M, 2008. 634 p. (in Russian)

8. Reznik S. D. (2009). Student of higher education institution: technologies and organization of training. M.: INFRA-M, 2009. 474 p. (in Russian)

9. Reznik S. D. (2017). Management of a higher educational institution / S. D. Reznik, V. M. Filippov. M.: INFRA-M, 2017. 768 p. (in Russian)

10. Reznik, S. D. (2010). Teacher of higher education institution: technologies and organization of activity. M.: INFRA-M, 2010. 389 p. (in Russian)

11. Vishnyakova A. A. (2013). The factors influencing the contents and structure of use of free time of modern urban youth // Social and ethnic processes in development of society: the collection of scientific works in 2 v.: ed. by D. Sh. Tsyrendorzhiyev. Ulan-Ude, 2013. V. 2. P. 21-23. (in Russian)

12. Vishnyakova A. A. (2014). Free time of youth of a large city and the main forms of its use in modern conditions (on the example of Irkutsk): abstract ... thesis of Candidate of social sciences: 22.00.04 / A. A. Vishnyakova. Ulan-Ude: Buryat state university. 2014. 26 p. (in Russian)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

УДК 37.022

ББК 74.03(2)

Б246

Барбашева Людмила Юрьевна

Кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по учебно-воспитательной и профориентационной работе, доцент кафедры гуманитарных и социально -политических дисциплин Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.

ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ: МЕТОДИКИ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

В статье рассматривается эффективность методологических и методических подходов, разработанных советской педагогической наукой, и в частности, педагогический опыт Александра Ивановича Дулова. Несомненная важность теоретических и практических исследований Дулова А. И. состоит в применении структурного метода изложения на примере курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.