КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 378.1
Сергеева Светлана Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Пензенского государственного технологического университета, Пенза (РФ). E-mail: [email protected]
Воскрекасенко Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Пензенского государственного университета, Пенза (РФ). E-mail: [email protected]
ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
Аннотация. Цель публикации - обобщение опыта и определение основных направлений организации и осуществления воспитательной работы в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе (МОК).
Методы. Авторами использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез основных положений и подходов по изучаемой проблеме, обобщение эмпирических данных.
Результаты и научная новизна. Представлен многолетний положительный опыт построения системы воспитания в Пензенском государственном технологическом университете. На его основе определены основные векторы воспитательной работы в современном многоуровневом образовательном учреждении технического профиля: формирование социальных компетентно-стей обучающихся, педагогическое сопровождение их адаптации в вузе и профессионального самоопределения, развитие студенческого самоуправления. Охарактеризован комплект авторских программ по воспитанию учащейся молодежи, реализация которых предполагает поэтапное осуществление первичной диагностики, созидательно-преобразующей и оценочно-результативной деятельности. Сделан вывод о необходимости обязательной дополнительной психолого-педагогической подготовки преподавателей технического вуза, не имеющих базового педагогического образования, для эффективной воспитательной работы с разновозрастными учащимися, осваивающими разные специальности по программам различных образовательных уровней.
Практическая значимость. Представленные материалы могут быть использованы в практике воспитания не только в образовательных центрах технической специализации, так и в иных учебных учреждениях профессионального образования.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, учащаяся молодежь, технический вуз, многоуровневый образовательный комплекс.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-1-159-169
Sergeeva Svetlana V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Pedagogy and Psychology Department, Penza State Technological University, Penza (RF). E-mail: sergeeva@pgta. ru
Voskrekasenko Olga A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, Penza State University, Penza, (RF). E-mail: [email protected]
TECHNICAL UNIVERSITY AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX: FROM THE EXPERIENCE OF EDUCATION OF YOUNG STUDENTS
Abstract. The purpose of the article is summarizing the experience and determination of the main vectors of educational work organization and implementation in a technical university as a multi-level educational complex (MEC).
Methods. Theoretical methods such as the analysis of scientific literature, the synthesis of the main concepts and approaches to the problem under consideration, the generalization of experience are used.
The results and scientific novelty. A long-term positive experience of educational system constructing in Penza State Technological University as a multi-level educational complex is presented. On its basis the main vectors of the educational work organization and implementation in a modern multi-level educational organization of a technical profile are determined: the formation of social competence of students, pedagogical support of their adaptation and professional self-determination, the student government development. The complex of the programs developed by the authors to educate young students in a technical university as a multi-level educational complex is characterized. Their realization involves a phased implementation of the initial diagnosis, constructive, transformative, evaluative and productive activities. The necessity of the organization and implementation of additional psychological and pedagogical training of teachers who do not have the basic pedagogical education as a condition for the effective implementation of the programs developed and put into educational practice in a multi-level educational organization of a technical profile is determined.
Practical significance. The presented materials can be used in the educational practice of multi-level educational complexes of a technical profile as well as in other educational institutions of vocational education.
Keywords: education, educational work, young students, a technical university, a multi-level educational complex (MEC).
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-1-159-169
В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) перед современной системой непрерывного профессионального образования стоит важная задача развития личности обучающегося, предполагающая формирование не только его профессиональных, но и общекультурных компетенций, раскрытие творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного воздействия на учащуюся молодежь. На первый план выходят ценностно-смысловая направленность данного направления педагогической работы, ее вариативность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.
Особую специфику проблема воспитания молодежи имеет в техническом вузе, являющемся многоуровневым образовательным комплексом (МОК), в котором учащиеся получают как специальное профессиональное (СПО), так и высшее профессиональное образование (ВПО). Данная специфика выражается и в технической специализации учебного комплекса, и в одновременном охвате воспитательной работой большого числа обучающихся разных уровней и направлений профессиональной подготовки.
Проблема развития технического вуза как МОК рассмотрена в целом ряде работ. В. В. Землянский, В. Б. Моисеев и Ю. Н. Петров особое внимание уделяют реализации принципов непрерывности и интеграции обучения в учреждениях профессионального образования [1, 3, 5, 6]. С. Г. Разуваев рассматривает проблему профессиональной социализации в МОК, а А. В. Сергеев - вопросы профессионального самоопределения обучающихся [4, 5]. Названные авторы под многоуровневым образовательным комплексом понимают «открытую многофункциональную образовательную систему, интегрирующую учреждение профессионального образования и образовательные подразделения разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования» [4, с. 56].
Разными аспектами воспитания в системе профобразования занимались И. Ф. Исаев, П. С. Медведев, Т. В. Кудрявцев и др. Проблемы формирования социальных компетентностей нашли отражение в публикациях И. А. Зимней, А. М. Князевой, Н. В. Козловой. О профессиональном самоопределении писали Ю. С. Коняхина, С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина; о педа-
гогическом сопровождении адаптации - С. А. Егорова, О. В. Нагоркина, Р. Р. Хусаинова; о развитии студенческого самоуправления - М. В. Артюхов, А. И. Давыдова, О. А. Колмогорова; о деятельности педагогов, занимающихся вопросами воспитания в образовательных организациях СПО и ВПО -Г. А. Кабакович, П. С. Медведев, Г. М. Сорокин и др.
Особенности воспитания учащихся МОК пока не стали самостоятельным предметом исследований, поскольку подобные структуры еще не стали типичными в нашей системе образования и в настоящее время не собрано достаточного эмпирического материала для научного обобщения и осмысления проблемы. В этой связи считаем полезным рассмотреть опыт Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ) - одного из первых МОК в РФ.
Воспитанию учащейся молодежи в образовательном процессе ПензГТУ отводится значимое место. В разработанной авторами статьи и реализуемой в вузе «Концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» воспитательное направление представлено комплектом программ, содержание которых нацелено на развитие будущих инженерных кадров, создание условий для их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [7].
Комплект включает в себя следующие программы:
• «Формирование социальных компетентностей обучающихся в техническом вузе как МОК»;
• «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в техническом вузе как МОК»;
• «Программа воспитательной работы наставников с обучающимися в техническом вузе как МОК»;
• «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях в технического вуза как МОК»;
• «Программа студенческого самоуправления в техническом вузе как МОК».
Внедрение перечисленных программ в образовательный процесс
ПензГТУ осуществлялось поэтапно и включало в себя проведение первичной диагностики, этапы созидательно-преобразующей и оценочно-результативной деятельности.
Программа «Формирование социальных компетентностей обучающихся в техническом вузе как МОК» призвана способствовать развитию следующих компетентностей: гражданственности, здоровьесбережения, социального взаимодействия, а также владения знаниями и навыками в области информационных технологий [2]. Программа построена на основе принципов интеграции социальных компетентностей и комплексного воздействия на составляющие их структурные компоненты для формирования социально-компетентностной личности будущего инженера; коорди-
нации усилий администрации и педагогов; использования воспитательного потенциала образовательной организации; учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся СПО и ВПО.
Содержание деятельности по формированию гражданственности представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у обучающихся
• системы знаний о государстве, его истории, политике, экономике, культуре;
• отношения к себе как гражданину и уважения к другим гражданам;
• умений и опыта реализации гражданских прав и обязанностей;
• готовности к проявлению гражданской позиции в различных ситуациях и др.
Мероприятия гражданского воспитания носят разноплановый характер и представлены как традиционными формами работы (экскурсии, встречи, выставки, конференции), так и инновационными (участие в социально-значимых проектах «Дарю добро!», «Я с тобой!», «Первый среди равных», волонтерских движениях, акциях и др.).
Деятельность по развитию компетентности здоровьесбережения включает формирование
• готовности к здоровому образу жизни и занятиям спортом;
• системы знаний о здоровом образе жизни и отношении к здоровью как к ценности;
• умений определять свое психическое и физическое состояние;
• навыков саморегуляции психоэмоционального и функционального состояния в стрессовых ситуациях (для этого в вузе создана учебно-научная лаборатория «Психология и педагогика»).
Программа по развитию социальных компетентностей должна формировать у будущих инженеров
• отношение к социально-профессиональному взаимодействию как ценности;
• систему знаний о традициях профессионально-делового этикета, характеристиках и позиционно-ролевых особенностях взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
• умения организовывать и поддерживать социально-профессиональное взаимодействие, создавать климат доверия, решать коммуникативные задачи, проявлять толерантность.
Компетентность социального взаимодействия развивается на протяжении всего периода обучения студента в вузе посредством тесного взаимодействия с партнерами МОК.
Особое место в ряду социальных компетентностей будущих инженеров занимает владение знаниями и навыками в области информацион-
ных технологий. Присвоение студентами данной компетентности происходит одновременно в учебной и внеучебной деятельности и подразумевает формирование:
• понимания значимости информации в современном мире для осуществления будущей профессиональной деятельности;
• знаний о сущности информационно-коммуникационных технологий;
• умений работать с различными источниками информации и ориентироваться в информационных потоках.
Одной из усиливающих воспитательный потенциал технического вуза стала программа «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в техническом вузе как МОК». Ее реализация должна обеспечивать эффективную адаптацию первокурсников СПО и ВПО в МОК. Программа опирается на принципы
• комплексности учета объективных и субъективных факторов адаптации;
• координации усилий педагогов, работающих со студентами первого года обучения;
• максимального использования потенциала образовательной организации для успешной адаптации первокурсников;
• индивидуального подхода к каждому учащемуся исходя из его половозрастных и личностных особенностей;
• стимулирования субъектной позиции обучающихся.
Деятельность по обеспечению адаптации студентов первого курса
к образовательному процессу в вузе состоит из работы как с обучающимися, так и с профессорско-преподавательским составом.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов в общем виде заключается
• в диагностике уровня адаптированности и составлении на ее основе электронной базы данных;
• организации психолого-педагогического консультирования;
• проведении тренинговых занятий;
• оказании адресной помощи студентам, имеющим проблемы в обучении или общении.
Психолого-педагогическое сопровождение начинающих преподавателей, наставников, мастеров производственного обучения (как правило, не имеющих базовой психолого-педагогической подготовки) направлено на повышение их профессиональной готовности к работе с первокурсниками и включает:
• консультирование по разработке групповых, индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ;
• психолого-педагогическое просвещение;
• оказание помощи по стимулированию группообразующей деятельности.
Значимую роль в воспитании учащейся молодежи в современных условиях играет организация и осуществление педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Данное сопровождение реализуется на уровнях СПО и ВПО на основе принципов непрерывности, интеграции, си-нергетичности, поэтапности, партнерства, открытости, активности, дифференциации и индивидуализации, гибкости и результативности.
Для осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся предусмотрен комплекс следующих мер:
• организация Дней открытых дверей;
• проведение обучающих игр «Технологиями», мотивирующих к поступлению в ПензГТУ школьников со способностями в области технических дисциплин;
• организация ознакомительных экскурсий по вузу и предприятиям в рамках будущей специальности;
• презентации о профессиях, которые можно получить в образовательной организации как МОК;
• проведение встреч со студентами и выпускниками разных специальностей;
• чтение в базовых школах профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера»;
• организация профориентационных игр, рекламных кампаний и научно-практических конференций школьников;
• поддержка работы стажировочных профориентационных площадок и др.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся СПО и ВПО осуществляется
• через организацию индивидуальной и групповой работы по формированию четких представлений о выбранной профессии, осознанию роли образования в становлении профессиональной карьеры;
• встречи с представителями предприятий согласно выбранной студентами специальности;
• включение в творческую деятельность в рамках молодежных проектов («Личная эффективность», «Выбирай правильный путь» и др.);
• формирование готовности к социально-профессиональной адаптации в будущей профессиональной деятельности;
• встречи и беседы с работодателями для расширения представлений о современном рынке труда, возможностях трудоустройства на предприятиях города и области;
• мастер-классы, развивающие профессионально-значимые компетенции студентов;
• тренинги по развитию навыков самопрезентации, уверенного поведения, эффективного ведения переговоров и др.
Цель «Программы студенческого самоуправления в техническом вузе как МОК» - создание организационно-педагогических условий эффективного функционирования студенческого самоуправления. Программа построена и реализуется на основе принципов научности, системности, иерархичности, добровольности, выборности, представительства, полномочий и ответственности, корпоративности, подотчетности, инициативы, сменяемости актива, сотрудничества. Основными направлениями ее осуществления являются:
• разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность студенческого самоуправления;
• совершенствование системы органов студенческого самоуправления на разных уровнях образовательной организации (студенческого конвента, студенческих советов факультетов, колледжей, кафедр, учебных групп);
• вовлечение студенческой молодежи в такие виды деятельности, как учебная и научно-исследовательская («Студенческий проектно-науч-ный кампус», «Школа научного актива «Олимп»), профориентационная (молодежные объединения «Студенческое электронное агентство» и Штаб студенческих отрядов «Максимум», корпоративное объединение «Выпускник»), спортивно-оздоровительная и профилактическая («Спортивный клуб», «Центр ЗОЖ»), культурно-досуговая («Студия актерского мастерства», КВН, фольклорный ансамбль «Забава»), волонтерская и социально-ориентированная (студклуб «Доброе сердце», «Школы социального проектирования»), информационная (студии журналистики и телевидения, Мультимедийный центр «Stud-Mapping») и др.
Развитию личности обучающихся, их самоопределению и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и норм поведения призвана помочь «Программа воспитательной работы наставников с обучающимися в техническом вузе как МОК», базирующаяся на принципах гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации и создания воспитывающей среды.
Наставники занимаются воспитанием учащейся молодежи в соответствии со своими профессиональными функциями:
• когнитивно-диагностической, подразумевающей мониторинг особенностей развития и поведения обучающихся и поддержание благоприятного психологического микроклимата в студенческой группе;
• прогностической, предполагающей определение возможных уровней индивидуального развития студентов и развитие отношений в студенческом коллективе;
• организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной, на основе которых осуществляются формирование социальных компетент-ностей учащихся и их социально-профессиональная адаптация; происхо-
дят сплочение студенческого коллектива, приобщение обучающихся к культурным традициям образовательной организации, развитие их коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышение культуры межличностного взаимодействия;
• координирующей, направленной на согласование педагогических усилий по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся; обеспечивающей сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и промышленности по формированию у студентов социально-профессиональных качеств;
• аналитико-рефлексивной, согласно которой проводится текущий анализ уровня достижений воспитательных целей, а также самоанализ и коррекция содержания воспитательной работы со студентами.
Одной из причин успешной реализации комплекса разработанных программ воспитательной работы является активно работающая в ПензГТУ «Школа наставников» [8]. Ее создание было продиктовано спецификой технического вуза, в котором преподаватели, как правило, имеют базовое техническое образование. Это обстоятельство потребовало организации для них дополнительной психолого-педагогической подготовки, что существенно повысило качество воспитательной деятельности педагогического коллектива.
Опыт внедрения в ПензГТУ представленных выше программ показывает их положительное влияние на атмосферу в вузе. Кроме того, регулярный мониторинг воспитательной работы, постоянное психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех уровнях и этапах непрерывного образования, проведение системных профориентационных мероприятий, поддержка студенческого самоуправления и др. не только способствуют повышению воспитательного потенциала многоуровневого образовательного комплекса, но имеют практическую пользу, так как создают условия для личностного и профессионального самоопределения, самореализации учащейся молодежи, а значит, увеличивают конкурентоспособность выпускников вуза в предстоящей профессиональной деятельности.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. П. Бездуховым
Литература
1. Землянский В. В., Петров Ю. Н. Многоуровневая подготовка кадров с учетом требований регионального рынка труда / / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3. С. 113-116.
2. Козлова Н. В. Возможность воспитательной системы технического вуза по формированию и развитию социальных компетентностей студентов на основе применения информационных технологий / / XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3. С. 118-125.
3. Моисеев В. Б. Пензенская государственная технологическая академия - многоуровневый образовательный комплекс / / Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 65-67.
4. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2012. 179 с.
5. Сергеев А. В. Профессиональное самоопределение будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Пенза, 2007. 25 с.
6. Сергеев А. В., Землянский В. В. Проблемы развития многоуровневых образовательных комплексов в современных социально-экономических условиях // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23). С. 155.
7. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе [Электрон. ресурс] / / Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/115-11257 (дата обращения: 24.12.2013).
8. Сергеева С. В., Калашникова С. С., Воскрекасенко О. А. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности наставника в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. № 5. С. 45-51.
References
1. Zemlyansky V. V., Petrov Y. N. Mnogourovnevaja podgotovka kadrov s uchjotom trebovanij regional'nogo rynka truda. [Multi-level training of staff according to the requirements of the regional labor market]. Vestnik Vjatskogo gosu-darstvennogo gumanitarnogo universiteta. [Bulletin of the Vyatka State Humanities University]. 2012. Vol. P. 113-116. (In Russian)
2. Kozlova N. V. Vozmozhnost' vospitatel'noj sistemy tehnicheskogo vuza po formirovaniju i razvitiju social'nyh kompetentnostej studentov na osnove prime-nenija informacionnyh tehnologij. [The possibility of the educational system of a technological university for the formation and development of students' social competencies on the basis of information technologies application]. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastojashhego pljus. [XXI century: Resumes of the Past and Challenges of the Present Plus]. 2012. Vol. 3. P. 118-125. (In Russian)
3. Moiseev V. B. Penzenskaja gosudarstvennaja tehnologicheskaja akad-emija - mnogourovnevyj obrazovatel'nyj kompleks. [Penza State Technological Academy - a multi-level educational complex]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. [Pedagogical Education and Science]. 2009. Vol. 10. P. 65-67. (In Russian)
4. Razuvaev S. G. Professional'naja socializacija lichnosti v uslovijah mnog-ourovnevogo obrazovatel'nogo kompleksa. [Professional socialization of an individual in a multi-level educational complex]. Penza: Penzenskaja gosudarstven-naja tehnologicheskaja akademija. [Penza State Technological Academy]. 2012. 179 p. (In Russian)
5. Sergeev A. V. Professional'noe samoopredelenie budushhego specialista v uslovijah mnogourovnevogo obrazovatel'nogo kompleksa tehnicheskogo vuza. [Professional self-determination of a future specialist in a multi-level educational complex of a technical university]. Abstract of cand. diss. Penza, 2007. (In Russian)
6. Sergeev A. V., Zemlyansky V. V. Problemy razvitija mnogourovnevym obra-zovatel'nyh kompleksov v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah. [The problems of the development of multi-level of educational complexes in contemporary socioeconomic conditions]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of Modern Science and Education]. 2009. Vol. 4 (23). P. 155. (In Russian)
7. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Koncepcija razvitija nepreryvnogo obrazovanija v tehnicheskom vuze kak mnogourovnevom obrazovatel'nom kom-plekse [The concept of continuing education development in a technical university as a multilevel educational complex]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern Problems of Science and Education]. 2014. Vol. 1. P. 1. (In Russian)
8. Sergeeva S. V., Kalashnikova S. S., Voskrekasenko O. A. Psihologo-peda-gogicheskoe soprovozhdenie dejatel'nosti nastavnika v vysshej shkole. [Psychological and educational support of mentor's activities in a higher education institution]. Nauchnye issledovanija v obrazovanii. [Scientific Research in Education]. 2010. Vol. 5. P. 45-51. (In Russian)
УДК 373.292
Тагильцева Наталия Григорьевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург (РФ). Е-mail: musis52nt@^ail.ru
Ван Бодун
магистрант Северо-восточного педагогического университета, Чанчунь (Китайская Народная Республика). E-mail: [email protected]
ПРИОБЩЕНИЕ К РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ
Аннотация. Цель статьи - показать возможности совершенствования подготовки китайских студентов, осваивающих профессию учителя музыки, при их приобщении к музыкальной культуре России.
Методология и методы. Авторы публикации опирались на идею взаимной экстраполяции опыта российских и китайских педагогов - взаимообмен как традиционными методами и средствами музыкального образования, доказавшими свою эффективность, так и современными методиками подготовки учителей музыки.
В работе использовались анализ и обобщение содержания существующих литературных источников; анализ состояния современного процесса профессионального педагогического образования будущих учителей музыки в университетах Китая и России.
Результаты исследования: описаны способы и средства приобщения китайских студентов - будущих учителей музыки к виолончельной музыкальной культуре России на основе взаимосвязи искусств и различных видов художест-