Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса'

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Анна Владимировна, Мишин Алексей Владиславович

В статье рассматриваются сущность, содержание, условия организации и осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технологического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Анна Владимировна, Мишин Алексей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN A TECHNICAL COLLEGE AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

The paper discusses the essence, the content and the terms of the organization of pedagogical support of students' professional self-determination at tecnological higher school.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

А.В. Назаренко, А.В. Мишин1

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-58004

Аннотация. В статье рассматриваются сущность, содержание, условия организации и осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технологического вуза.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образовательная среда вуза, педагогическое сопровождение.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN A TECHNICAL COLLEGE AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

A. Nazarenko, A. Mishin

Abstract. The paper discusses the essence, the content and the terms of the organization of pedagogical support of students' professional self-determination at tecnological higher school.

Keywords: professional self-determination, educational space of higher school, pedagogical support.

Интеграция России в мировое сообщество неразрывно связана с вхождением в европейское образовательное пространство, которое развивается в направлении дифференциации и специализации профессиональной деятельности. Реалии современности предъявляют новые требования к личности «профессионала», поскольку меняются сфера труда и характеристики профессионализма современного работника. В связи с этим актуальной становится идея многоуровневого непрерывного образования, в рамках которого реализуется педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.

Вопрос профессионального самоопределения обучающихся является значимым и перспективным, так как вполне перед молодёжью встаёт проблема поиска своей жизненной позиции, удовлетворённости и адаптированности к различным сферам деятельности. Н.В. Самоукина, опираясь на точку зрения Н.А. Бердяева, определяет сущность

профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. При этом главным является сам процесс поиска и формирования смысла на каждом этапе жизнедеятельности человека. Только в этом случае личность становится подлинным субъектом самоопределения [3].

Способность к самообразованию, самопознанию и, в конечном счёте, самореализации служит залогом

формирования у студентов жизненной и профессиональной перспективы. В этой связи особое значение приобретает анализ сложившихся подходов к структуре деятельности вуза с целью активизации профессионального самоопределения обучающихся. Содержание этого вида деятельности определено Государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, в учебных планах и программах соответствующих специальностей, а также в системе учебной и социально-воспитательной работы высшего учебного заведения.

Ориентируясь на мнение большинства учёных, под педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов будем понимать совместную деятельность студентов и педагогов, ориентированную на оказание поддержки в адаптации, помощь в интеграции студентов в единый коллектив учебной группы. С этой целью считаем необходимым содействие социальным инициативам студенческой молодёжи; оказание посильной помощи в формировании профессиональной мотивации в достижении поставленных профессиональных целей в личностном профессиональном принятии решения специализации; построение проекта дальнейшего профессионального пути в контексте их жизни; помощь в трудоустройстве.

Стратегия сопровождения выстраивается с учетом необходимости разработки элементов структуры проекта профессионального жизненного пути, с одной стороны, а с другой, - на

учете того, какие компоненты профессионального самоопределения (ценностно-мотивационный операциональный, когнитивный) и

внутриличностные механизмы (персонализация, стереотипизация, рефлексия) должны быть задействованы для его оптимизации [1].

Особое значение в современных условиях педагогическое сопровождение приобретает в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, включающем в себя уровни среднего и высшего профессионального образования, а также организацию профориентационной работы на уровне общеобразовательной школы [3].

Эффективность педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся напрямую зависит от выбранных организационно-педагогических условий. Интересным в этой связи является подход В.А. Казакевич, выделяющей следующие условия:

- развитие ценностно-мотивационных оснований будущей профессиональной деятельности как результат конструирования и корректировки содержания основной образовательной программы;

- организация работы в рамках реализации специальных курсов, включая индивидуальное консультирование студентов по вопросам разработки карты маршрутов профессионального самоопределения и самосознания;

- формирование профессиональной компетентности как системы профессионально значимых качеств личности;

- организация конструктивного диалога в рамках сотрудничества и совместное осуществление учебно-воспитательной работы;

- реализация принципов корпоративности и коллегиальности в профессиональной общности студентов и преподавателей.

Так как профессиональное самоопределение личности является процессом последовательного вхождения в профессию и принятием профессионального «Я», раскроем содержание этапов его развития. В рамках первого этапа (уровень общеобразовательных организаций, СПО, уровень подготовки бакалавриата) осуществляется ознакомление обучающихся с возможностями и перспективами выбора специальности (направления подготовки), освещения социально-экономической роли профессии в обществе, анализ собственных способностей. Таким образом, первый этап является этапом, который нацелен на активизацию профессиональной ориентации и самоопределения. На втором этапе происходит вхождение в профессию, получение и усвоение общетеоретических и специальных знаний,

формирование профессионально значимых качеств, практических умений и навыков взаимодействия, реализация в рамках выбранной профессии. Здесь большое значение имеют выбранные формы проведения учебных занятий, практикоориентированные задания, организация деловых игр и стажировочных площадок, научно-практические конференции. На третьем этапе происходит эмоционально-психологическое вхождение в профессию, осуществляется связь теоретических знаний с практикой. Данный этап предполагает сопровождение обучающихся в рамках взаимодействия с работодателями, мастер-классы, тренинги [2].

Осуществление педагогического

сопровождения во многом определяется спецификой средств развития профессионального самоопределения обучающихся в вузе. Средства выступают как источники воздействия на сознание, поведение и деятельность студентов с целью овладения знаниями в области будущей профессии, формирования умений и навыков самовоспитания, самообразования, самореализации, саморазвития. В этой связи интересен опыт Пензенского государственного технологического университета (далее - ПензГТУ).

Опыт работы вуза подтвердил, что оптимальные варианты интеграции

профессионально-ориентированных средств и форм организации профессионального самоопределения обучающихся реализуются через принцип непрерывности образования.

Так, на первом этапе большое значение уделяется связи «ШКОЛА-ССУЗ-ВУЗ». Здесь особую актуальность приобретают различные формы: взаимодействия в рамках олимпиадного движения (олимпиада «Звезда», проводившаяся среди обучающихся общеобразовательных организаций на базе университета); дни открытых дверей; дни специальностей, в проведение которых вовлекаются не только обучающиеся вуза; проведение выездных профориентационных мероприятий, освещающих учебную и внеучебную деятельность университета; проведение стажировочных площадок, деловых игр, отражающих специфику будущей профессии [5].

На втором этапе (уровень бакалавриата и магистратуры) задачу педагогического сопровождения выполняют лабораторные и практические занятия; курсовые работы и проекты; учебные и производственные практики; ситуации имитирующие профессиональную деятельность; участие будущих специалистов в научно-исследовательской работе: подготовка докладов для научно-практических конференций; публикаций совместно с преподавателями; проведение предметных олимпиад, работа в

лабораториях выпускающих кафедр. Данные мероприятия направлены на формирование и осознание объективности выбора жизненного и профессионального пути личности.

Большое значение при самоопределении молодёжи имеют профессиональные пробы, проводимые на разных этапах обучения. Они могут быть организованы в виде имитационных ситуаций, деловых и ролевых игр; рассмотрения и решения проблемных задач; стажировочных площадок в рамках профессиональной ориентации; участии в научно-исследовательской работе студентов; подготовке выпускной квалификационной работы. В рамках предложенных мероприятий студенты вуза могут оценить правильность выбора профессионального пути, оценить степень удовлетворённости спецификой условий реализации трудовой деятельности. При этом в случае неудовлетворённости - изменить профиль обучения

[4].

Важную роль приобретает внеаудиторная работа с обучающимися. В этой связи актуальными становятся: непосредственное участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (мероприятия «День первокурсника», «Посвящение в студенты», «Студенческая весна», «Экватор», «Вручение диплома», «День специальности»); встречи с выпускниками, с руководителями

Литература:

1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста / Т.П. Демидова // Специалист. - 2001. - № 3. - С. 14-16.

2. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов / Е.В. Крутых // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. -Вып. 4. - С. 74-79.

3. Сергеева С.В. Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: монография / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко. - Пенза: ПензГТУ, 2014. - 152 с.

4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта

предприятий и организаций города; организация ярмарки профессий, дней открытых дверей факультета; беседы и диспуты о профессии, проводимые кураторами; организации экскурсий.

На третьем этапе большое значение играет сопровождение обучающихся в закреплении профессиональных навыков и принятия будущей профессии в реальном времени. На базе ПензГТУ создан центр трудоустройства, оказывающий поддержку в выборе места прохождения различного рода практик и поиске вакансий. Параллельно данную задачу решают экскурсии на предприятия, вовлечение представителей работодателей в разработку учебных планов и составление матрицы компетенций будущего специалиста.

Таким образом, педагогическое

сопровождение профессионального

самоопределения молодёжи ПензГТУ направлено на взаимодействие обучающихся с целью оказания им поддержки на всех этапах профессионального становления. Реализация таких направлений педагогической поддержки художественно-творческой, досуговой

деятельности и здорового образа жизни способствует формированию профессиональной культуры будущих специалистов; поднимает уровень их интеллигентности.

построения воспитания учащейся молодёжи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Образование и наука. - 2016. - №9 1. - С. 159-169.

5. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе [Электронный ресурс] / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.stience-educatюn.mЛ 18-14075

Сведения об авторах:

Назаренко Анна Владимировна (г. Пенза, Россия), старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет, e-mail: anynazar@yandex.ru

Мишин Алексей Владиславович (г. Пенза, Россия), старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет.

Data about the authors:

A. Nazarenko (Penza, Russia), Senior Lecturer, Penza State Technological University, e-mail: anynazar@yandex.ru

A. Mishin (Penza, Russia), Senior Lecturer, Penza State Technological University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.