УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
А.В. Назаренко, А.В. Мишин1
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-58004
Аннотация. В статье рассматриваются сущность, содержание, условия организации и осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технологического вуза.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образовательная среда вуза, педагогическое сопровождение.
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN A TECHNICAL COLLEGE AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX
A. Nazarenko, A. Mishin
Abstract. The paper discusses the essence, the content and the terms of the organization of pedagogical support of students' professional self-determination at tecnological higher school.
Keywords: professional self-determination, educational space of higher school, pedagogical support.
Интеграция России в мировое сообщество неразрывно связана с вхождением в европейское образовательное пространство, которое развивается в направлении дифференциации и специализации профессиональной деятельности. Реалии современности предъявляют новые требования к личности «профессионала», поскольку меняются сфера труда и характеристики профессионализма современного работника. В связи с этим актуальной становится идея многоуровневого непрерывного образования, в рамках которого реализуется педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Вопрос профессионального самоопределения обучающихся является значимым и перспективным, так как вполне перед молодёжью встаёт проблема поиска своей жизненной позиции, удовлетворённости и адаптированности к различным сферам деятельности. Н.В. Самоукина, опираясь на точку зрения Н.А. Бердяева, определяет сущность
профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. При этом главным является сам процесс поиска и формирования смысла на каждом этапе жизнедеятельности человека. Только в этом случае личность становится подлинным субъектом самоопределения [3].
Способность к самообразованию, самопознанию и, в конечном счёте, самореализации служит залогом
формирования у студентов жизненной и профессиональной перспективы. В этой связи особое значение приобретает анализ сложившихся подходов к структуре деятельности вуза с целью активизации профессионального самоопределения обучающихся. Содержание этого вида деятельности определено Государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, в учебных планах и программах соответствующих специальностей, а также в системе учебной и социально-воспитательной работы высшего учебного заведения.
Ориентируясь на мнение большинства учёных, под педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов будем понимать совместную деятельность студентов и педагогов, ориентированную на оказание поддержки в адаптации, помощь в интеграции студентов в единый коллектив учебной группы. С этой целью считаем необходимым содействие социальным инициативам студенческой молодёжи; оказание посильной помощи в формировании профессиональной мотивации в достижении поставленных профессиональных целей в личностном профессиональном принятии решения специализации; построение проекта дальнейшего профессионального пути в контексте их жизни; помощь в трудоустройстве.
Стратегия сопровождения выстраивается с учетом необходимости разработки элементов структуры проекта профессионального жизненного пути, с одной стороны, а с другой, - на
учете того, какие компоненты профессионального самоопределения (ценностно-мотивационный операциональный, когнитивный) и
внутриличностные механизмы (персонализация, стереотипизация, рефлексия) должны быть задействованы для его оптимизации [1].
Особое значение в современных условиях педагогическое сопровождение приобретает в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, включающем в себя уровни среднего и высшего профессионального образования, а также организацию профориентационной работы на уровне общеобразовательной школы [3].
Эффективность педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся напрямую зависит от выбранных организационно-педагогических условий. Интересным в этой связи является подход В.А. Казакевич, выделяющей следующие условия:
- развитие ценностно-мотивационных оснований будущей профессиональной деятельности как результат конструирования и корректировки содержания основной образовательной программы;
- организация работы в рамках реализации специальных курсов, включая индивидуальное консультирование студентов по вопросам разработки карты маршрутов профессионального самоопределения и самосознания;
- формирование профессиональной компетентности как системы профессионально значимых качеств личности;
- организация конструктивного диалога в рамках сотрудничества и совместное осуществление учебно-воспитательной работы;
- реализация принципов корпоративности и коллегиальности в профессиональной общности студентов и преподавателей.
Так как профессиональное самоопределение личности является процессом последовательного вхождения в профессию и принятием профессионального «Я», раскроем содержание этапов его развития. В рамках первого этапа (уровень общеобразовательных организаций, СПО, уровень подготовки бакалавриата) осуществляется ознакомление обучающихся с возможностями и перспективами выбора специальности (направления подготовки), освещения социально-экономической роли профессии в обществе, анализ собственных способностей. Таким образом, первый этап является этапом, который нацелен на активизацию профессиональной ориентации и самоопределения. На втором этапе происходит вхождение в профессию, получение и усвоение общетеоретических и специальных знаний,
формирование профессионально значимых качеств, практических умений и навыков взаимодействия, реализация в рамках выбранной профессии. Здесь большое значение имеют выбранные формы проведения учебных занятий, практикоориентированные задания, организация деловых игр и стажировочных площадок, научно-практические конференции. На третьем этапе происходит эмоционально-психологическое вхождение в профессию, осуществляется связь теоретических знаний с практикой. Данный этап предполагает сопровождение обучающихся в рамках взаимодействия с работодателями, мастер-классы, тренинги [2].
Осуществление педагогического
сопровождения во многом определяется спецификой средств развития профессионального самоопределения обучающихся в вузе. Средства выступают как источники воздействия на сознание, поведение и деятельность студентов с целью овладения знаниями в области будущей профессии, формирования умений и навыков самовоспитания, самообразования, самореализации, саморазвития. В этой связи интересен опыт Пензенского государственного технологического университета (далее - ПензГТУ).
Опыт работы вуза подтвердил, что оптимальные варианты интеграции
профессионально-ориентированных средств и форм организации профессионального самоопределения обучающихся реализуются через принцип непрерывности образования.
Так, на первом этапе большое значение уделяется связи «ШКОЛА-ССУЗ-ВУЗ». Здесь особую актуальность приобретают различные формы: взаимодействия в рамках олимпиадного движения (олимпиада «Звезда», проводившаяся среди обучающихся общеобразовательных организаций на базе университета); дни открытых дверей; дни специальностей, в проведение которых вовлекаются не только обучающиеся вуза; проведение выездных профориентационных мероприятий, освещающих учебную и внеучебную деятельность университета; проведение стажировочных площадок, деловых игр, отражающих специфику будущей профессии [5].
На втором этапе (уровень бакалавриата и магистратуры) задачу педагогического сопровождения выполняют лабораторные и практические занятия; курсовые работы и проекты; учебные и производственные практики; ситуации имитирующие профессиональную деятельность; участие будущих специалистов в научно-исследовательской работе: подготовка докладов для научно-практических конференций; публикаций совместно с преподавателями; проведение предметных олимпиад, работа в
лабораториях выпускающих кафедр. Данные мероприятия направлены на формирование и осознание объективности выбора жизненного и профессионального пути личности.
Большое значение при самоопределении молодёжи имеют профессиональные пробы, проводимые на разных этапах обучения. Они могут быть организованы в виде имитационных ситуаций, деловых и ролевых игр; рассмотрения и решения проблемных задач; стажировочных площадок в рамках профессиональной ориентации; участии в научно-исследовательской работе студентов; подготовке выпускной квалификационной работы. В рамках предложенных мероприятий студенты вуза могут оценить правильность выбора профессионального пути, оценить степень удовлетворённости спецификой условий реализации трудовой деятельности. При этом в случае неудовлетворённости - изменить профиль обучения
[4].
Важную роль приобретает внеаудиторная работа с обучающимися. В этой связи актуальными становятся: непосредственное участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (мероприятия «День первокурсника», «Посвящение в студенты», «Студенческая весна», «Экватор», «Вручение диплома», «День специальности»); встречи с выпускниками, с руководителями
Литература:
1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста / Т.П. Демидова // Специалист. - 2001. - № 3. - С. 14-16.
2. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов / Е.В. Крутых // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. -Вып. 4. - С. 74-79.
3. Сергеева С.В. Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: монография / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко. - Пенза: ПензГТУ, 2014. - 152 с.
4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта
предприятий и организаций города; организация ярмарки профессий, дней открытых дверей факультета; беседы и диспуты о профессии, проводимые кураторами; организации экскурсий.
На третьем этапе большое значение играет сопровождение обучающихся в закреплении профессиональных навыков и принятия будущей профессии в реальном времени. На базе ПензГТУ создан центр трудоустройства, оказывающий поддержку в выборе места прохождения различного рода практик и поиске вакансий. Параллельно данную задачу решают экскурсии на предприятия, вовлечение представителей работодателей в разработку учебных планов и составление матрицы компетенций будущего специалиста.
Таким образом, педагогическое
сопровождение профессионального
самоопределения молодёжи ПензГТУ направлено на взаимодействие обучающихся с целью оказания им поддержки на всех этапах профессионального становления. Реализация таких направлений педагогической поддержки художественно-творческой, досуговой
деятельности и здорового образа жизни способствует формированию профессиональной культуры будущих специалистов; поднимает уровень их интеллигентности.
построения воспитания учащейся молодёжи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Образование и наука. - 2016. - №9 1. - С. 159-169.
5. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе [Электронный ресурс] / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.stience-educatюn.mЛ 18-14075
Сведения об авторах:
Назаренко Анна Владимировна (г. Пенза, Россия), старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет, e-mail: [email protected]
Мишин Алексей Владиславович (г. Пенза, Россия), старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет.
Data about the authors:
A. Nazarenko (Penza, Russia), Senior Lecturer, Penza State Technological University, e-mail: [email protected]
A. Mishin (Penza, Russia), Senior Lecturer, Penza State Technological University.