Научная статья на тему 'Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода'

Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ КАК МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КУРАТОР / SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH / HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX / EDUCATIONAL WORK / INTEGRATED PROGRAMME / MASTERS OF VOCATIONAL TRAINING / MENTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Воскрекасенко Ольга Александровна

В статье раскрывается содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов студенческих групп по воспитанию обучающейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования, реализуемого в вузах как многоуровневых образовательных комплексах. Ключевое место в статье занимает характеристика интегрированной программы воспитательной работы, разработанной авторами и успешно реализуемой в Пензенском государственном технологическом университете. В качестве цели программы выступают организация и осуществление воспитательной работы по развитию личности обучающихся, создание условий для их самоопределения и социализации. В основу программы положен системно-функциональный подход. В этой связи авторами раскрываются функции, выполняемые мастерами производственного обучения и кураторами: когнитивно-диагностическая, прогностическая, организационно-воспитательная, объединительно-сплачивающая, социально-педагогическая, координирующая, научно-методическая, коммуникативная и аналитико-рефлексивная. В соответствии с функциями авторами статьи определены основные направления и содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов по воспитанию обучающейся молодежи в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Непосредственная воспитательная деятельность строится на основе принципов гуманистической ориентации, социальной адекватности и индивидуализации воспитания, а также социального закаливания и создания воспитывающей среды. Ожидаемый результат реализации программы - повышение уровня воспитанности личности обучающихся, сформированность социальных компетентностей обучающихся и студенческого коллектива как условия успешного социально-профессионального становления будущего специалиста. Интегрированная программа воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов разработана с учетом специфики развития современного технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивая непрерывность и преемственность осуществляемой ими воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Воскрекасенко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and Implementation of Educational Work Integrated Programme for Masters of Vocational Training and Mentors on the Basis of a Systemic Functional Approach

The article elaborates on the activity of masters of vocational training and mentors of student groups on education of young people learning in terms of further education, implemented in universities as multi-level educational complexes. The key part of the article is the characterisation of the integrated programme of educational work, developed by the authors and successfully implemented in Penza State Technological University. The objectives of the programme are the organisation and implementation of educational work on the development of personality of students, creation of the conditions for their self-determination and socialization. The programme is based on the systemic-functional approach. In this regard, the authors reveal the functions performed by the master of vocational training and mentors: cognitive-diagnostic, prognostic, organizational and educational, and unifying, social-pedagogical, coordinating, scientific and methodical, communicative, analytical and reflective. According to the functions, the authors identify the key issues of masters of vocational training and mentors in educating of young people in terms of a multi-level educational complex. Direct educational activities are based on the principles of humanistic orientation, social relevance and individualization of education, social health training and creation of educative environment. The expected result of the programme is improvement of education of individual students, availability of social competence of students and student body as a condition for successful social and professional development of future specialists. The integrated programme of educational work of masters of vocational training and mentors is developed with account of special features of the development of modern technical university as a multi-level educational complex, providing continuity and succession of educational activities carried out by them.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода»

^ШЙЙ^ЙЙЙЙ^ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4 УДК 37.018:377.5 Б01: 10.15507/Inted.077.018.201404.054

разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода

С. В. Сергеева (Пензенский государственный технологический университет,

г. Пенза, Россия),

О. А. Воскрекасенко (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)

В статье раскрывается содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов студенческих групп по воспитанию обучающейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования, реализуемого в вузах как многоуровневых образовательных комплексах. Ключевое место в статье занимает характеристика интегрированной программы воспитательной работы, разработанной авторами и успешно реализуемой в Пензенском государственном технологическом университете. В качестве цели программы выступают организация и осуществление воспитательной работы по развитию личности обучающихся, создание условий для их самоопределения и социализации. В основу программы положен системно-функциональный подход. В этой связи авторами раскрываются функции, выполняемые мастерами производственного обучения и кураторами: когнитивно-диагностическая, прогностическая, организационно-воспитательная, объединительно-сплачивающая, социально-педагогическая, координирующая, научно-методическая, коммуникативная и аналитико-рефлексивная. В соответствии с функциями авторами статьи определены основные направления и содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов по воспитанию обучающейся молодежи в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Непосредственная воспитательная деятельность строится на основе принципов гуманистической ориентации, социальной адекватности и индивидуализации воспитания, а также социального закаливания и создания воспитывающей среды. Ожидаемый результат реализации программы - повышение уровня воспитанности личности обучающихся, сформированность социальных компетентностей обучающихся и студенческого коллектива как условия успешного социально-профессионального становления будущего специалиста. Интегрированная программа воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов разработана с учетом специфики развития современного технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивая непрерывность и преемственность осуществляемой ими воспитательной деятельности.

Ключевые слова: системно-функциональный подход; вуз как многоуровневый образовательный комплекс; воспитательная работа; интегрированная программа; мастер производственного обучения; куратор.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL WORK INTEGRATED PROGRAMME FOR MASTERS OF VOCATIONAL TRAINING AND MENTORS ON THE BASIS OF A SYSTEMIC FUNCTIONAL APPROACH

S. V. Sergeeva (Penza State Technological University, Penza, Russia), O. A. Voskrekasenko (Penza State University, Penza, Russia)

The article elaborates on the activity of masters of vocational training and mentors of student groups on education of young people learning in terms of further education, implemented in universities as multi-level educational complexes. The key part of the article is the characterisation of the integrated programme of educational work, developed by the authors and successfully implemented in Penza State Technological University. The objectives of the programme are the organisation and implementation of educational work on the development of personality of students, creation of the conditions for their self-determination and socialization. The programme is based on the systemic-functional approach. In this regard, the authors reveal the functions performed by the master of vocational training and mentors: cognitive-diagnostic, prognostic, organizational and educational, and unifying, social-pedagogical, coordinating, scientific and methodical, communicative, analytical and reflective. According to the functions, the authors identify the key issues of masters of vocational training and mentors in educating of young people in terms of a multi-level educational complex. Direct educational activities are based on the principles of humanistic orientation, social relevance and individualization of education, social health training and creation of educative environment. The expected result of the programme is improvement of education of individual students, availability of social competence of students and student body as a condition for successful social and professional development of future specialists. The integrated programme of

© Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А., 2014

INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 4

educational work of masters of vocational training and mentors is developed with account of special features of the development of modern technical university as a multi-level educational complex, providing continuity and succession of educational activities carried out by them.

Keywords: systemic-functional approach; higher education institution as a multilevel educational complex; educational work; integrated programme; masters of vocational training; mentors.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания и социализации молодежи на современном этапе выступает образовательная организация, реализующая программы профессионального образования. Осуществляемый в ней воспитательный процесс должен быть направлен на выработку ценностных ориентаций и установок, способов и форм деятельности, отношений личности обучающегося к приобретаемым знаниям, миру, обществу. Одним из определяющих субъектов процесса воспитания в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) выступает мастер производственного обучения, а в образовательной организации высшего профессионального образования (ВПО) - куратор.

В настоящее время особую актуальность приобретает процесс организации ими воспитания студенческой молодежи в условиях непрерывного профессионального образования, реализуемого в вузах как многоуровневых образовательных комплексах. В системе современного непрерывного профессионального образования образовательные комплексы выполняют функции активной профессиональной адаптации личности, формирования профессиональной мобильности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства, наиболее полного развития способностей, склонностей, интересов обучающихся, осуществления завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки [2].

Примером тому может служить Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ), который представляет собой образовательную систему, реализующую совокупность преемственных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, включающую в себя структурные подразделения различного уровня и связанные с ними отношениями социального

партнерства предприятия и организации различных форм собственности. Характерными особенностями многоуровневого образовательного учреждения ПензгТУ являются многоуровневость реализуемых образовательных программ; региональная направленность образовательной деятельности; территоральная распределенность; социальная открытость; многофункциональность [1].

Независимо от уровня профессионального образования главным назначением воспитательной деятельности как мастеров производственного обучения, так и кураторов, является воспитание студенческой молодежи. Они выступают как воспитатели-профессионалы, духовные посредники между обществом и студенческой молодежью в освоении культуры, накопленной человечеством.

В ПензгТУ на основе системно-функционального подхода разработана и реализуется интегрированная программа воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов. С точки зрения системно-функционального подхода, цель в системе выступает как один из важных системообразующих факторов и требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное как функции. В свою очередь функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения. В этой связи мастер производственного обучения и куратор выполняют следующие функции:

- когнитивно-диагностическую, направленную на изучение особенностей развития и поведения обучающихся, а также уровня сформированности студенческого коллектива;

- прогностическую, заключающуюся в предвидении педагогом результата намеченного воспитательного взаимодействия;

- организационно-воспитательную, связанную с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина;

- объединительно-сплачивающую, направленную на формирование педагогом студенческого коллектива;

- социально-педагогическую, предполагающую оказание наставником педагогической помощи в социальной адаптации студентов через их включение в различные виды социально-значимой деятельности;

- координирующую, связанную с необходимостью согласования педагогических усилий администрации образовательного учреждения, профессорско-преподавательского состава, общественности и родителей;

- научно-методическую, ориентированную на приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности;

- коммуникативную, способствующую развитию коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышению культуры межличностного взаимодействия в студенческой среде;

- аналитико-рефлексивную, предполагающую осуществление анализа и самоанализа проделанной со студентами воспитательной работы [4].

В соответствии с системно-функциональным подходом перечисленные функции легли в основу содержания интегрированной программы воспитательной работы, реализуемой как мастерами производственного обучения, так и кураторами в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе.

Цель программы - организация и осуществление воспитательной работы по развитию личности обучающихся, создание условий для их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и норм поведения.

Задачи программы:

- проведение мониторинга уровня воспитанности личности обучающихся и сплоченности студенческой группы;

- прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива;

- построение модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе технического

вуза как многоуровневого образовательного комплекса;

- организация воспитательной работы по формированию социальных компетент-ностей личности обучающихся, созданию и сплочению студенческого коллектива;

- осуществление педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в процессе их социально-профессиональной адаптации;

- координация воспитательных усилий педагогов и организация взаимодействия с социальными институтами по защите интересов обучающихся;

- приобщение студентов к научно-исследовательской работе как условие формирования его готовности к инновационной деятельности в рамках будущей профессии;

- развитие коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышение культуры межличностного взаимодействия;

- осуществление наставником анализа, самоанализа и коррекции воспитательной работы со студентами.

В основе построения и реализации интегрированной программы лежат следующие принципы:

- гуманистической ориентации воспитания (рассмотрение субъекта образовательной деятельности как главной ценности в системе человеческих отношений, уважительное отношение к каждому обучающемуся, обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделение в качестве приоритетных задач заботу о его физическом, социальном и психическом здоровье);

- социальной адекватности воспитания (соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, формирование у обучающихся прогностической готовности к реализации социально-профессиональных задач);

- индивидуализации воспитания (определение индивидуальной траектории социального и социально-профессионального развития каждого обучающегося, включение в различные виды деятельности, раскрытие потенциала каждого в учебной

ШШШ^ ШТЕОЫАТКЖ ОБ ЕЭиСАТЮЫ. 2014, N0. 4

и внеучебной работе, создание условий для самореализации и самораскрытия личности воспитанника);

- социального закаливания (включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости личности и рефлексивной позиции);

- создания воспитывающей среды (формирование в образовательной организации целостной системы, включающей в себя организацию разнообразной активной деятельности субъектов образовательного процесса, общение между ними, насыщенную образцами достойного поведения социальную среду, способствующую успешной социализации обучающихся, благоприятный для саморазвития и самореализации личности психологический микроклимат).

Этапы реализации программы: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.

На диагностическом этапе осуществляется психолого-педагогический мониторинг уровня сплоченности студенческой группы, а также уровня воспитанности личности обучающихся и сформирован-ности у них социальных компетентностей в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса.

На созидательно-преобразующем этапе мастерами производственного обучения, наставниками и тьюторами в соответствии с выполняемыми ими функциями организуется и осуществляется непосредственная педагогическая деятельность по воспитанию обучающихся.

1. В соответствии с когнитивно-диагностической функцией осуществляется регулярный мониторинг особенностей развития и поведения обучающихся с целью осуществления индивидуального подхода в воспитательном процессе, а также психологического микроклимата в студенческой группе, структуры и уровня развития коллектива обучающихся.

2. В соответствии с прогностической функцией осуществляется прогнозирова-

ние уровней индивидуального развития студентов и построение воспитательной работы с его учетом, темпов и этапов формирования студенческого коллектива, его структуры, а также построение модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе образовательной организации.

3. В соответствии с организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной функциями осуществляются:

- организация воспитательной работы по формированию социальных ком-петентностей личности обучающихся (гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий), а также созданию и сплочению студенческого коллектива;

- педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в процессе их социально-профессиональной адаптации;

- приобщение обучающихся к системе культурных традиций образовательной организации, к трудовому воспитанию;

- оказание помощи в организации коллективных творческих дел;

- активизация творческого потенциала каждого студента в отдельности и группы в целом, приобщение их к освоению социально-значимых ценностей и духовно-нравственных идеалов;

- приобщение студентов к учебно-научной и научно-исследовательской работе как условие формирования его готовности к инновационной деятельности в рамках будущей профессии;

- развитие коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышение культуры межличностного взаимодействия [3].

4. В соответствии с координирующей функцией осуществляются:

- согласование педагогических усилий (администрации образовательной организации, педагогов и профессорско-преподавательского состава, общественности и родителей) по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся;

- сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и промышленности по формированию у студентов социально-профессиональных качеств и готовности к успешной социально-профессиональной адаптации;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по проблемам воспитания и обучения.

5. В соответствии с аналитико-реф-лексивной функцией осуществляются текущий анализ уровня достижения воспитательных целей и задач, реализации функций в соответствии с ведущими принципами, положенными в основу содержания деятельности мастера производственного обучения, наставника и тьютора; самоанализ адекватности выбора форм, методов и средств осуществления педагогического взаимодействия с субъектами воспитательного процесса; процесс коррекции содержания воспитательной работы со студентами.

на оценочно-результативном этапе выполняются обобщение, систематизация, обработка полученных данных и разработка методических материалов для дальнейшей организации и осуществления воспитательной работы с обучающимися. Содержание деятельности на данном этапе включает в себя:

1. Осуществление повторной диагностики и сравнительный анализ изменений уровня сплоченности студенческой группы, воспитанности обучающихся, а также уровня сформированности у них социальных компетентностей.

2. Коррекция программы воспитательной работы с обучающимися в условиях

технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса с учетом специфики возраста обучающихся уровня среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО), а также особенностей организации и осуществления профессиональной подготовки студентов СПО и ВПО; в связи с изменяющимися требованиями, предъявляемыми к социальным компетентностям будущих инженерных кадров со стороны общества и работодателей, а также в связи с актуальными потребностями самой личности.

3. Отражение содержания и результатов воспитательной работы со студентами в отчетных материалах и документах.

Ожидаемый результат реализации программы воспитательной работы мастеров производственного обучения, наставников и тьюторов с обучающимися в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе - повышение уровня воспитанности личности обучающихся, сформированность социальных компе-тентностей обучающихся и студенческого коллектива как условия успешного социально-профессионального становления будущего специалиста.

Таким образом, интегрированная программа воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов разработана и успешно реализуется в ПензгТУ на основе системно-функционального подхода с учетом специфики развития современного технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивая непрерывность и преемственность их воспитательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеева, С. В. Адаптация обучающихся в условиях вертикальной интеграции образовательных программ / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 11. - С. 35-37.

2. Сергеева, С. В. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе [Электронный ресурс] / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: %г%гмг^иепсе^исайоп. га/115-11257.

3. Сергеева, С. В. Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 152-159.

ШШШ^ INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 4

4. Сергеева, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности наставника в высшей школе / С. В. Сергеева, С. С. Калашникова, О. А. Воскрекасенко // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2010. - № 5. - С. 45-51.

Поступила 03.04.14.

Об авторах:

Сергеева Светлана Васильевна, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр. Бай-дукова/ул. Гагарина, д.1а/11), доктор педагогических наук, профессор, sergeeva@pgta.ru

Воскрекасенко ольга Александровна, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 37), кандидат педагогических наук, voskr99@rambler.ru

Для цитирования: Сергеева, С. В. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Интеграция образования. - 2014. - № 4 (77). - С. 54-59. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.054

REFERENCES

1. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Adaptacija obuchajushhihsja v uslovijah vertikal'noj integracii obrazovatel'nyh programm [Adaptation of students under the conditions of educational programmes vertical integration]. Professional'noe obrazovanie. Stolica [Higher education. Capital]. 2013, no. 11, pp. 35-37.

2. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Koncepcija razvitija nepreryvnogo obrazovanija v tehnicheskom vuze kak mnogourovnevom obrazovatel'nom komplekse [The concept of continuing education development in a technical university as a multilevel educational complex]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2014, no. 1. Available at: www.science-education.ru/115-11257.

3. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Model' pedagogicheskogo soprovozhdenija adaptacii studentov pervogo kursa k obrazovatel'nomu processu vysshej shkoly tehnicheskogo profilja [The model of adaptation pedagogical support of first-year students to the educational process of a technical higher education institution]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki [News of higher educational institutions of the Volga region. Humanities]. 2010, no. 1, pp. 152-159.

4. Sergeeva S. V., Kalashnikova S. S., Voskrekasenko O. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie dejatel'nosti nastavnika v vysshej shkole [Psychological and educational support of tutor's activities in a higher education institution]. Nauchnye issledovanija v obrazovanii. Prilozhenie kzhurnalu "Professional'noe obrazovanie. Stolica" [Research in Education. Supplement to the journal "Higher education. Capital"]. 2010, no. 5, pp. 45-51.

About the authors:

Sergeeva Svetlana Vasilevna, Head of Chair of Pedagogics and Psychology of Higher School, Penza State Technological University (1a/11, pr. Baidukova/Str. Gagarina, Penza, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, рrofessor, sergeeva@pgta.ru

Voskrekasenko Olga Aleksandrovna, research assistant professor, Chair of Pedagogics, Penza State University (37, Lermontov Str., Penza, Russia), Сandidate of pedagogical sciences, voskr99@rambler.ru

For citation: Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Razrabotka i realizacija integrirovannoj programmy vospitatel'noj raboty masterov proizvodstvennogo obuchenija i kuratorov na osnove sistemno-funkcional'nogo podhoda [Development and implementation of educational work integrated programme for masters of vocational training and mentors on the basis of a systemic functional approach]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 54-59. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.054

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.