Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации'

Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4985
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL INTERCOURSE / PEDAGOGICAL INTERACTION / HUMANIZATION / PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Мария Викторовна

В статье рассматриваются вопросы педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, факторы, способствующие гуманизации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации»

УДК 378.126

М. В. Климова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, факторы, способствующие гуманизации этого процесса.

Ключевые слова: педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, гуманизация, педагогическая культура.

Abstract. The present considers the problems of pedagogical infercouse of a teacher and students and conditions that provide humanization of this process.

Keywords: pedagogical intercourse, pedagogical interaction, humanization, pedagogical culture.

Неотъемлемым атрибутом педагогической деятельности, вне которого невозможно достижение целей обучения и воспитания, является общение. Педагог вуза в своей профессиональной деятельности строит общение с учащимися, коллегами, руководством кафедры, вуза и учебновспомогательным персоналом, сознательно или бессознательно внося своими действиями, продуктами труда и отношениями изменения в условия труда других людей, оказывая при этом на них психологическое и педагогическое влияние.

Изучением проблем общения занимались такие педагоги и психологи, как Г. М. Андреева, И. В. Биочинский, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик,

А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Б. Ф. Ломов, А. М. Столяренко и многие другие.

Профессиональная подготовка специалиста любой отрасли в настоящее время обязательно должна сопровождаться специально организованным обучением общению, поскольку именно в общении человек самоопределяется и самопредъявляется. Тем более это необходимо при обучении профессиям, субъектом труда которых, по классификации Е. А. Климова, является человек, т.е. основное их содержание составляют профессиональные взаимодействия с людьми различных социально-профессиональных категорий.

«Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений» [1, с. 438]. Кроме того, Р. С. Немов говорит о том, что есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог: познание человека человеком, познание человеком самого себя, умение правильно оценить ситуацию общения, умение использовать невербальные способы педагогического общения.

Педагогическое общение в вузе как сфера реализации мастерства и творчества педагога отличается неповторимостью своих элементов, связей и отношений между ними. Здесь общение представляет собой процесс решения основных педагогических целей - обучения, воспитания, развития, а они всегда своеобразны и индивидуально неповторимы.

I. В психолого-педагогической и справочной литературе можно встретить различные определения общения. Некоторые приравнивают его к обмену информацией, некоторые говорят, что это взаимодействие [2, с. 244;

3, с. 55; 4]. Нам наиболее близка позиция Г. М. Андреевой, которая выделяет три взаимосвязанных стороны общения: 1) коммуникация (обмен информацией); 2) интеракция (взаимодействие); 3) перцепция (восприятие партнера) [5].

Г. М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в ходе которой для ее участников «важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность» [5, с. 101].

Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики, условие функционирования учебно-воспитательного процесса; это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Взаимодействие - составляющая человеческого общения, которое, как известно, является важнейшей средой духовного, общественного и личностного проявления человека, средством достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и окружающим миром [6, с. 192-193].

Однако общение может представлять собой ситуацию односторонней передачи информации, широко распространенную в массовой педагогической практике. Взаимодействие же осуществляется только в процессе общения и деятельности, предполагая активность его субъектов и наличие обратной связи. От того, насколько педагог способен к «выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним» [7, с. 57], зависит, в какой степени будет раскрыт потенциал человека, с которым он общается. Наиболее важным в данном случае будет ориентировка прежде всего на положительные качества в другом человеке.

II. С 90-х гг. ХХ в. отечественные ученые в рамках гуманистической основы образования в качестве методологической базы подготовки специалистов считают возможным выделить аксиологический подход (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др.). Это представляется вполне логичным, так как именно ценности определяют сущность образования и воспитания человека.

Классифицируя педагогические ценности по уровню существования,

В. А. Сластенин в систему личностно-педагогических ценностей включает:

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей,

приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

4) ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

5) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.) [8, с. 166].

Соответственно, одной из важнейших норм, регламентирующих педагогическую деятельность, является педагогическое взаимодействие преподавателя вуза с учениками и коллегами. Разумеется, оно должно быть основано на принципе гуманизма - уважении к людям, заботе о них, убеждении в их больших возможностях к самосовершенствованию.

III. В процессе педагогического взаимодействия проявляется тяготение педагога к тем или иным формам управления деятельностью учащихся, формированию системы относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и поступки последнего. Нашей целью не является подробное рассмотрение традиционно выделяемых трех стилей управления, скажем лишь, что нами наиболее приветствуется демократический стиль, так как он позволяет индивидуализировать процесс обучения и воспитания.

Кроме того, по мнению А. А. Бодалева, стиль общения влияет на состояния, чувства партнера по общению: «Часто эти различия в эмоциональных откликах, которые разные люди вызывают у окружающих, являются следствием того, что люди не в одинаковой мере хотят и умеют выбирать для каждого случая наиболее подходящий стиль общения» [7, с. 65]. Нежелание менять привычный стиль поведения влечет за собой укрепление или поддержание отрицательных эмоций в группе учащихся. Проведенные А. А. Бодалевым исследования показали, что состояние подавленности у учащихся чаще возникает, когда их педагог - личность авторитарного стиля. Гнев и злость вызывает непоследовательность педагога. А состояние спокойного удовлетворения и радости относительно чаще возникает в тех группах, где педагог придерживается демократических принципов.

Педагогов демократического стиля характеризует интерес к познанию ученика, способы формирования его личности. Много времени такой педагог уделяет изучению индивидуальных склонностей, способностей, интересов учеников и их личностных качеств, а обучающиеся стремятся к осознанному овладению предметом, не удовлетворяются формальными знаниями. Педагог не смешивает оценку личности учащегося с его успехами в учебе, редко применяет методы дисциплинарного воздействия, отдавая предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности.

Изначально педагоги вуза обладают разным набором профессионально значимых качеств, что связано с наличием в составе кафедр сотрудников не только с разным уровнем профессиональной подготовки (что вполне естественно для любого педагогического коллектива), но и с раз-

личным отношением к профессиональной деятельности. Поэтому выбор педагогом демократического стиля - не единственное условие гуманизации педагогического процесса. Важнейшим условием подготовки квалифицированного специалиста любой отрасли является педагогическое мастерство преподавателя и его владение техникой педагогического общения.

Развитие таких качеств, как внимание и наблюдательность, будет способствовать более точному восприятию собеседника. Не менее важно умение переключаться, быстро концентрировать внимание, выбирать адекватные методы воздействия. Взаимопониманию способствует эмпатия -основа педагогического такта. Осознание истинных мотивов поступков учащихся поможет отказаться от поверхностных оценочных суждений, поспешных выводов.

Вместе с тем в педагогическом взаимодействии исключительно важна выразительность речи. Любую фразу можно произнести как малозначительную - скороговоркой, но можно и развернуть - произнести вразрядку, медленно, удлиняя гласные и сохраняя при этом логическую стройность фразы, ее композиционное единство. Богатство выразительной речи педагога, как и артиста, постигается умелым использованием интонации к верно найденным словам. Одно и то же слово, сказанное с разными интонациями, приобретает и разный смысл.

Преподаватели высокой педагогической культуры каждую свою мысль стремятся довести до предельной ясности и завершенности, когда она уже превращается в формулу, годную для передачи другим. Чтобы добиться такой отточенности, требуется кропотливо работать по отбору слова, почаще заглядывать в словари русского языка. Необходимо быть всегда осторожным со словом, понимать, что непродуманное высказывание легко может обидеть, уязвить, оскорбить человека и даже привести его к сильнейшему стрессу.

Компоненты речевой культуры (словарный запас, выразительность, интонационная и эмоциональная окраска речи и др.) формируются комплексно. Важное условие для развития речи педагога - накопление словарного запаса, которое является прямым следствием развития мышления. Другим условием является отсутствие в речи слов-«паразитов» («это самое», «в общем», «значит», «как бы» и др.).

И, разумеется, нельзя не сказать о самоподаче педагога. Учащиеся всегда чувствуют, с каким настроем преподаватель входит в аудиторию: «одни -как в клетку, другие - как в храм». Поэтому умения уверенно держаться не всегда достаточно. Необходимо избегать непроницаемых масок, следить за соответствием эмоций излагаемому материалу, эстетичностью жестов, поз, мимики.

Педагогическая деятельность в вузе немыслима без кафедральных коллективов, где из личностных свойств каждого члена коллектива складываются групповые социальные свойства. Наиболее важными в этих отношениях, на наш взгляд, являются этические установки педагога. Для успешной педагогической деятельности недостаточно только педагогических знаний и опыта. Педагогу необходимо в течение всей профессиональной деятельности формировать свою духовную и педагогическую культуру.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать педагогическую науку в тес-

ной связи с проблемами культуры, науки, литературы и искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

В какой бы сфере ни действовал человек, нормы морали сопровождают любую его деятельность. «Моральные нормы обнаруживаются всюду -в экономике, политике, науке, медицине и т.д., там, где есть межличностные и межколлективные взаимоотношения» [9, с. 10]. Этика профессиональных взаимоотношений - вопрос актуальный, но отнюдь не новый. Очевидно, что она является «азами» педагогического общения в вузе и представляет собой элемент педагогической культуры.

Этика служебных отношений является частью проблемы социального управления. Если же перевести данное понятие в область педагогических категорий, то речь может идти о педагогике социального управления. И здесь, безусловно, главным звеном в создании благоприятного педагогического общения будет являться укрепление морально-психологического единства в общении всех участников педагогического процесса.

Без соблюдения моральных норм невозможна совместная деятельность людей, социальных групп. Классические категории этики - добро, справедливость, долг, совесть, достоинство - должны быть основой педагогической деятельности. Воспитание и обучение подрастающего поколения, которому придется ежедневно находиться между добром и злом, требуют от преподавателя быть безупречным в выборе форм, средств и методов, допустимых в педагогическом процессе.

«Педагогический потенциал коллектива - это прежде всего возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению группы в подлинный коллектив и утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных нравственному, гуманному, демократическому, правовому культурному обществу» [10, с. 223].

Кроме знаний, в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

IV. Итак, педагогический процесс строится на основе взаимодействия педагога и обучающегося. Эффективность усвоения знаний зависит не только от способностей ученика, наличия у преподавателя умений, при помощи которых он строит педагогическое взаимодействие, но и от других факторов. Гуманизации педагогического взаимодействия будут способствовать:

1) выбор педагогом такого стиля общения с учащимися, который не способствовал бы подавлению личности и угнетению положительных эмоций обучающихся, а учитывал бы их индивидуальные особенности, способствовал бы осознанному овладению учебным предметом;

2) педагогическое мастерство преподавателя, которое во многом характеризует его профессиональный и нравственный облик и невозможно без

глубокого знания своего предмета, без любви к нему и педагогической деятельности в целом;

3) коммуникативная культура педагога, которая включает в себя не только грамотное использование имеющегося у педагога словарного запаса, но и умение придать речи выразительность, эмоционально ее окрасить. В широком смысле - это общение, основанное на эмпатии, педагогическом такте;

4) самоподача педагога, его хорошее настроение, опрятный внешний вид, эстетичность поз, мимики и жестов;

5) коллективные настроения, которые складываются из личностных свойств каждого члена коллектива и оказывают огромное влияние на педагогический процесс.

К сожалению, бытует мнение, что преподавать в вузе может практически любой человек, в педагогике каждый мнит себя специалистом. Как показывает практика, это далеко не так. Далеко не каждый имеет призвание и способности к педагогической деятельности, не у каждого сформированы необходимые для такого вида деятельности личностные качества.

Профессионально-педагогическую направленность личности педагога характеризуют педагогический долг и ответственность, педагогическая мораль, самоотверженность, педагогический такт, педагогическая справедливость (своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности, авторитетность), потребность в знаниях (необходимое условие профессионального становления и самосовершенствования), любовь к преподаваемому предмету, культура научно-педагогического мышления (диалектичность - умение в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия), профессионально-педагогические намерения и склонности [2].

Гуманистическая миссия образования заключается в осмыслении человека как уникального явления природы, в признании приоритета его субъект-ности, развитие которой есть главная цель. Творческое начало педагогической профессии позволяет раскрыть и развить творческий потенциал личности как воспитуемого, так и педагога.

Список литературы

1. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 2-е изд. - М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1995. - Кн. 2: Психология образования.

2. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

3. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987.

4. Большая советская энциклопедия. - М., 2002.

5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 1996.

6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М., 2002.

7. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1983.

8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006.

9. Лукьянов, А. С. Биоэтика с основами биоправа : учебное пособие / А. С. Лукьянов. - М., 2008.

10. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Климова Мария Викторовна

преподаватель, кафедра юридической психологии и педагогики, Нижегородская академия МВД России; аспирант, Волжский государственный инженерно-педагогический университет

E-mail: Academia-of-law@yandex.ru

Klimova Mariya Viktorovna Lecturer, sub-department of juridical psychology and pedagogy, Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of the Interior, post graduate student, Volzhsk State Engineering Pedagogical University

УДК 378.126 Климова, М. В.

Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации /

М. В. Климова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 131-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.