Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования креативности студентов в процессе социального воспитания'

Педагогические условия формирования креативности студентов в процессе социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CREATIVITY / CREATIVITY FORMATION / SOCIAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна

В статье аргументирована проблема формирования креативности студентов в аспекте социального воспитания. Выделены и обоснованы педагогические условия формирования креативности студентов, представленные в виде трех взаимосвязанных потенциалов: личностного, деятельностного, средового (последний структурирован по трем уровням: межличностный, групповой, вузовский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of students' creativity formation in the course of social education

The problem of students' creativity formation in aspect of social education is reasoned in the article. Pedagogical conditions of students' creativity formation presented in the form of three interconnected potentials: personal, pragmatist, environmental, are allocated and proved (the last one is structured on three levels: interpersonal, group, academic).

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования креативности студентов в процессе социального воспитания»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

Еремина Л.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современное общество в образовании и воспитании молодых людей выдвигает усложняющиеся требования к профессиональным качествам и уровню развития креативности личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, будущий специалист должен владеть системой эвристических методов и приемов, быть готовым к применению технологий креативного развития, способным к поиску, созданию, распространению, применению нового в профессиональной деятельности.

С точки зрения гуманистического подхода (К.Р. Роджерс, А.Г. Маслоу, В. Сатир, Э. Фромм и др.), каждый студент уникален и наделен потенциями к развитию и самореализации; обладает определенной степенью свободы и в полной мере способен проявить и реализовать свои творческие возможности в активной деятельности.

Деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) предполагает изменение характера процесса воспитания, студент выступает как субъект, то есть имеют место субъект-субъектные отношения, сотрудничество студента и преподавателя, в котором наблюдается их взаимодействие при решении педагогических задач.

Рассматривая социальное воспитание во взаимосвязи с процессами развития, социализации, формирования личности педагогическими средствами, выделим две наиболее значимые социально-педагогические концепции Л.В. Мардахаева и А.В. Мудрика.

С позиции Л.В. Мардахаева, социальное воспитание - «направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей» [5, с. 11]. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что по своей сути социальное воспитание как целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе, следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека [5].

А.В. Мудрик определяет социальное воспитание как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально создаваемых воспитательных организациях, которые помогают развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет [6].

В рамках нашего исследования социальное воспитание студентов - это целенаправленное влияние на развитие личности (в частности, формирование способности к творчеству, в той или иной степени свойственной каждому человеку) в соответствии со спецификой целей организаций (высшее учебное заведение как образовательная организация) и учебных групп, в которых оно осуществляется.

Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания зависит от единства педагогических, социальных и организационных условий. Сам процесс

63

ISSN 1029-3388

социального воспитания в аспекте данного исследования рассматривается как наиболее интегративное (базовое, основное, объективное) условие формирования креативности, так как каждый студент объективно включен в данный процесс. Вместе с тем, следует выделить условия (совокупность внешних и внутренних воздействий, влияющих в данном случае на формирование креативности), назовем их потенциалами (личностный, деятельностный и средовый), благоприятное сочетание которых способствует успешному формированию креативности студентов в процессе социального воспитания [3]. Определяя данные потенциалы, мы исходили из акмеологических исследований (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), в которых в качестве значимых выделялись следующие акмеологические условия: задатки, общие и специальные способности субъекта, состояние общества в период его становления, условия воспитания (социального, вузовского, семейного и пр.), возможность получения образования, доступ к культурным ценностям и пр.

Личностный потенциал студента (студент как субъект социального воспитания в аспекте формирования креативности) определяется через следующие личностные особенности: творческий потенциал, творческую направленность, творческую активность

[3].

Творческий потенциал (играет роль динамической доминанты, задающей направленность процессу развития личности) является одним из основных характеристик личности. М.С. Каган, выделив пять основных потенциалов, в числе которых и творческий потенциал, определяет его репертуаром умений и навыков, способностями к действию, мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения. Исследователи выделяют существование актуальной и потенциальной формы креативности. Актуальная форма (реализованная, проявленная креативность в настоящее время) и потенциальная форма (креативность как потенциал личностного роста и творческого саморазвития, как и за счет чего можно изменить уровень креативности). Если креативность (общая творческая способность), согласно В.Н. Дружинину, процесс преобразования знаний (с ним связано воображение, фантазии, порождение гипотез и пр.), то, как каждой общей способности, ей соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности, а именно: мотивация самоактуализации (по А.Г. Маслоу) и творческая активность [2].

Как показывает опыт зарубежных исследований (Э. Ландау, Дж. Рензулли, Е.П. Торренс и др.) и отечественных (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков,

В.Д. Шадриков и др.) одной из характеристик креативности является творческая мотивация (мотивация творчества, потребность в творчестве). Субъект-субъектный подход к феномену социализации предполагает, что активную роль в ней играет как общество и его составляющие: большие и малые социальные группы, но так и сам человек, выступающий активным участником своей социализации (У.И. Томас, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид). В рамках нашего исследования, студент активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Учеба в вузе - период юности, становление личности будущего специалиста. Знания, умения и навыки выступают как средство будущей деятельности. Интеллектуальное развитие происходит в тесной связи с творческим развитием, с формированием способностей (в том числе и способности к творчеству) и личностных качеств (целеустремленности, настойчивости, самостоятельности и пр.). По мнению В.А. Сластени-на, творческая активность личности является сущностной стороной жизнедеятельности

64

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

человека, и включает в себя способность к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности.

Деятельностный потенциал студента (в аспекте формирования креативности в процессе социального воспитания) включает в себя: потенциал учебной деятельности; потенциал внеучебной деятельности.

Обучаясь в вузе, студент включается в различные виды деятельности, при этом он может видоизменять, преобразовывать свою жизнедеятельность (интересы, ценностные ориентации и пр.), развивать свой творческий потенциал. Ведущими видами деятельности выступают учебная и научно-исследовательская, внеучебная деятельность также становится источником формирования креативности студента [3]. Как отмечал

С.Л. Рубинштейн, высокие достижения человека в деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Формирование способности к творчеству происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развить.

Согласно Б.М. Теплову, «всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека» [8, с. 28]. Так, говоря о способностях с одной стороны, и знаниях, умениях и навыках, с другой, Б.М. Теплов подчеркивал, что от способностей зависит легкость приобретения знаний, умений в той или иной деятельности и что эти психологические свойства развиваются в процессе самой деятельности. Это позволило нам прийти к выводу, что креативность как способность к творчеству формируется в деятельности, в то же время успешность деятельности так же зависит от уровня сформированное™ креативности. Креативность, как и всякая способность, существует в конкретной деятельности студента, в данном случае учебной и внеучебной.

По мнению В.Н. Дружинина, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности [2].

Любая деятельность предполагает репродуктивный и творческий характер выполнения действий. К примеру, Л.С. Выготский выделил два вида деятельности: воспроизводящая (репродуктивная) и творческая. Под творческой деятельностью он понимал «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным повторением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1, с. 3]. Всякая творческая деятельность человека (по Л.С. Выготскому), результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образцов или действий, и будет принадлежать к творческому или комбинированному поведению.

Таким образом, чтобы деятельностный потенциал студента имел положительную направленность, необходимо учитывать: творческую направленность и характер деятельности; активное включение студентов в творческую деятельность; использование в полном объеме социально-педагогических возможностей творческой деятельности; организацию взаимодействия в творческой деятельности; совместное творчество студентов и преподавателей; безопасное пространство творческой деятельности.

65

ISSN 1029-3388

Согласно А.В. Мудрику, активизация жизнедеятельности воспитательной организации во многом зависит от того, насколько ее содержание субъективно значимо для человека, информационно насыщенно, позволяет реализовать и формировать креативность членам коллектива [6]. Следовательно, необходимо рассматривать особенности и специфику образовательной среды вуза, в которой происходит творческое развитие студентов.

В педагогическом исследовании в качестве точки отсчета выбрана антрополого-психологическая модель образовательной среды, предложенная В.И. Слободчико-вым, которая включает в себя совместную деятельность субъектов образовательного процесса. В.И. Слободчиков в качестве основных параметров образовательной среды предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ ее организации). При этом, в педагогическом процессе следует учитывать и экопсихологический подход (по В.И. Панову), согласно которому образовательная среда - это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности обучающихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации [7].

Следуя логике построения данной модели и учитывая экопсихологический подход, мы структурировали средовый потенциал в аспекте формирования креативности студентов в процессе социального воспитания по трем уровням: межличностный (творческий характер взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент»), групповой (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе) и вузовский (творчество в образовательной среде вуза).

Межличностный уровень - творческий характер взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент». Успешность влияния данного потенциала на формирование креативности студентов зависит от того, насколько выделенные взаимоотношения содействуют благоприятному эмоциональному фону межличностных отношений студентов между собой, а так же студентов и преподавателей в совместной творческой деятельности и общении [3].

Творческий характер взаимодействия способствует взаимному доверию студентов и преподавателя, выступающего в роли наставника. Согласно точке зрения С.Д. Полякова, оптимальная позиция воспитателя в отношении положительных, позитивных факторов предполагает: знание характера действия данного потенциала (это основа), опора на его влияние в совместной творческой деятельности, «подключение» к потенциалам (привлечение к активному участию студентов).

Выделим характерные особенности преподавателя как наставника в процессе социального воспитания студентов: уровень образованности и развития креативности, творческая направленность педагога; эмоциональная общность, общность интеллектуальных интересов преподавателя и студентов. Педагог-наставник должен быть не только знатоком своего предмета, но и обладать профессионально-личностной культурой. Учитывая характерные для студенческого возраста высокую степень познавательной мотивации, склонность к осмыслению себя, стремление к самостоятельности, независимости, к раскрытию внутреннего потенциала, преподаватель строит свою работу с воспитанниками на основе консультирования, совета, рекомендации, информирования, экспертизы. Задача педагога-наставника не столько в оказании индивидуально-педаго-

66

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

гической помощи в решении проблемы, а в обучении студентов решению проблем. В целом взаимодействие студентов между собой, преподавателей и студентов (содержание, характер, воспитательная эффективность) определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Групповой уровень - совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе. Считаем, что формирование креативности студента возможно в специально организуемой среде, в качестве которой может выступать учебная группа. Учебная группа дает студенту опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме. Учебная группа выступает как субъект социального воспитания по отношению к своим членам: от ее интегративных характеристик (общественное мнение, ценностные ориентации, социально-психологический климат и пр.) зависит творческое развитие личности студента [3].

Исследования показывают, что в последние годы преобладание индивидуальной и в узком смысле творческой деятельности сменилось преобладанием коллективных, командных его форм работы (Г.С. Гавреева, Ч.М. Гаджиев, А.Л. Журавлев, Е.А. Леванова, Т.А. Нестик, Я.А. Пономарев, Л.И. Уманский и др.). Так, А.Л. Журавлев, Т.А. Не-стик, проанализировав основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, отмечают, что изучение индивидуального творчества привело исследователей к выводу о том, что креативность невозможна вне социального взаимодействия, то есть является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической характеристикой. По мнению авторов, вне социального поля, вне взаимодействия с другими людьми (пусть даже в форме внутреннего диалога, автокоммуникации) творчество невозможно [4]. По мнению Г.С. Гавреевой, групповая креативность как комплексное свойство группы позволяет ее членам в совместной деятельности генерировать оригинальные идеи, инновационные предложения, а также находить способы нестандартного решения проблем, инициативно относиться к делу, стремиться к высоким профессиональным достижениям.

Л.И. Уманским предложена модель совместной деятельности в малой группе, характеризующаяся как совместно индивидуальная, совместно последовательная, совместно взаимодействующая деятельность. Оказалось, что по мере организации совместной деятельности, то есть при переходе ее от совместно индивидуальной модели (каждый член группы отдельно от других членов выполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодействующей модели (каждый член группы выполняет свою часть общей задачи во взаимосвязи с другими членами), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу.

Общение и совместная деятельность в учебной группе - выступают жизненным пространством, в котором реализует себя студент. Успешному формированию креативности студентов способствует коррекция социально-психологического климата учебной группы, а именно: педагогическое содействие безопасности, атмосферы защищенности и психологической комфортности, благоприятному эмоциональному фону взаимоотношений студентов в совместной творческой деятельности. Для студента важно и необхо-

67

ISSN 1029-3388

димо окружение, позволяющее чувствовать, что его принимают таким, каков он есть. В таком социально-психологическом климате он может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям.

Вузовский уровень - креативность в образовательной среде вуза. Сам педагогический процесс в вузе - это ситуация, образец, среда, в которую студент «погружается» на протяжении всего процесса обучения [3]. Социальное воспитание студентов, определяемое социальным статусом и предназначением высшего учебного заведения, направлено на профессиональное становление личности. Оно обусловлено социально-психологическим климатом, сложившимися традициями, воспитательной деятельностью, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, творческой средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека. Все это является специфическим и отличает воспитанников данного учреждения.

Образовательная среда, по В.И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управлением образованием, места образования и самого обучающегося. В образовательной среде вуза студент получает не только профессиональные знания, но и опыт социального взаимодействия. Творческая образовательная среда (по Я. Корчаку) способствует свободному развитию активности ребенка. Н.В. Калинина подчеркивает, что в творческой среде формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Только такая среда может функционировать как среда формирования креативности.

В ходе педагогического исследования нами были выделены следующие характеристики образовательной среды вуза как предпосылки формирования креативности студентов: соблюдение принципов построения креативной среды; насыщенность и разнообразие креативной среды, обеспечивающей занятость каждого субъекта в совместной творческой деятельности; ориентация на творческие возможности и индивидуальные особенности каждого студента [3].

Следовательно, успешное формирование креативности студентов зависит от использования в полном объеме ресурсов потенциала образовательной среды вуза, учета ее особенностей и специфики; непосредственного включения студентов в межличностное общение друг с другом, организации совместного творчества в учебной группе; сотрудничества преподавателя-наставника и воспитанника на основе их безопасного диалога (обмена мыслями, эмоциями и т.п. - общения), взаимного доверия и совместной творческой деятельности.

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект №13-16-73004 а(р)).

68

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.

3. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания: Монография Ульяновск: УлГПУ, 2013. 136 с.

4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т 32. № 1. С. 3-21.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2005. 200 с.

7. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

8. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 323 с.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.