4. Kargin, A.S. Folk art culture: A course of lectures for students of secondary and higher educational institutions of culture and the arts: a tutorial. -Moscow: State Republican Center of Russian folklore, 1997.
5. Narodnaya artistic culture: the textbook, Ed. T.I. Baklanova, E.J. Strel'tsova. - M.: MGUKI, 2000.
6. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Textbook. institutions / L.N. Berezhnova, I.L. Nabok, V.I. Sheglov. - Moscow: Publishing House Academia, 2007.
7. Zenkova, L.G. Festive culture as a means of developing the creative abilities of children / / Actual problems of vocational and teacher education: Intercollege. Sat Nauchn. tr. / under. Ed. E.A. Levanova. - Kaliningrad: KSU Publishing House, 2005. - Vol. 19.
Article Submitted 11.11.10
УДК 378
И.Д. Кочетова, соискательХГАЭП, г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны современные тенденции развития профессионального образования в соответствии со сложившимися социальноэкономическими условиями в стране и требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, выдвигающими на передний план подготовку специалистов с развитым чувством социальной ответственности, выделены педагогические условия, которые необходимо создать в вузе для успешной подготовки таких специалистов.
Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, социально-значимая деятельность, духовно-нравственная культура, педагогические условия, этические нормы поведения, профессиональное образование.
Сегодня Россия переживает большие перемены, которые влияют на все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную): формируются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия социальных и поведенческих норм и ценностей. Становится более очевидным, что государству необходимы граждане, способные к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, а также обладающих чувством гражданской ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны, за результаты своей деятельности.
Изменения в русле обшцх процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, оказали влияние и на систему российского образования.
Высшие учебные заведения в условиях рыночной экономики стремятся готовить профессионалов, обладающих определенным кругом теоретических знаний и практических умений, способных выжить в современных условиях на рынке труда. Однако процесс обучения в вузе не в достаточной степени нацелен на внутренний мир человека, на формирование духовно-нравственной культуры выпускника, осознающего свою личную ответственность перед обществом.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года определена цель образования - создание механизма устойчивого развития образовательной системы, обеспечение её вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям. Система высшего образования в настоящее время развивается в русле рыночных преобразований. Основная цель профессионального образования ориентирована на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего знаниями, умениями в своей профессии и смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию, способного принимать ответственные решения. Процессы модернизации образования в высшей профессиональной школе разворачиваются на фоне вхождения России в Болонский процесс при условии сохранения позитивных традиций российской высшей школы, фундаментальности и усиления практической направленности образования, что нашло отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. Приоритетными требованиями к будущему специалисту с точки зрения социальной практики, экономики являются
сформированность не только ключевых компетенций, но и ответственности как способности личности определять своё поведение на основе осознания социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества.
Для успешного развития общества необходимо воспитание у будущих специалистов экономической независимости, свободы, творческой активности, ответственности за принимаемые решения, умения строить совместную деятельность в общении на основе сотрудничества и партнерства, выражать сопричастность к общему делу, т. е. качеств, характеризующих понятие «социальная ответственность».
Исходя из вышеизложенного, решение проблемы развития социальной ответственности у молодого поколения является приоритетным требованием повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза.
Проведённый нами анализ научных исследований показал, что, с одной стороны, вопросам развития и воспитания социальной ответственности личности в истории и теории педагогики уделялось достаточно внимания, с другой стороны, недостаточно исследованы вопросы изучения процесса формирования социально ответственного поведения молодого поколения и условий его эффективности. Такое положение дел во многом обусловлено противоречиями: между стремлением государства к улучшению социально-экономической ситуации в стране и недостаточной осознанностью молодого поколения нести ответственность за результаты своей будущей профессиональной деятельности; между социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем развития социальной ответственности и сложившимися способами организации учебновоспитательного процесса в вузе, не позволяющими продуктивно решать эту задачу; между требованиями государственного образовательного стандарта ВПО, выдвигающего на передний план при определении качества подготовки выпускника его способность принимать ответственные решения и недостаточной разработанностью содержания, путей и средств осуществления этого процесса.
Наличие данных противоречий обусловило проблему исследования, состоящую в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса эффективных педагогических условий для развития социальной ответственности у студентов как будущих специалистов в современных социально-экономических условиях.
Существуют различные теоретико-методологические подходы к разработке понятия «ответственность» и определению «социальная ответственность». Анализ исследований в области гуманитарных наук позволяет сделать вывод о том, что «ответственность» и «социальная ответственность» явления сложные, многоаспектные и могут быть охарактеризованы только на междисциплинарном уровне.
Философское содержание понятия «ответственность» проявляется в том, что оно отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом. Ответственность выражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. В праве объектом ответственности является закон.
Процесс развития социальной ответственности личности связан с её социализацией. С точки зрения социологии, ответственность регулируется социальными нормами и реализуется через формы социального контроля, через понимание ответственными субъектами своей общественной роли. Особенность ответственности как социального явления состоит в том, что она включается во все виды человеческой деятельности как их качественный показатель, регулятором которой является социальная ответственность (Е.М. Пеньков, А.Ф. Плахотный,
В.П. Тугаринов, А.И. Ореховский и др.).
Ответственность определяется психологами как волевое качество личности, выражающееся в готовности личности исполнять обязанности, возложенные на неё обществом, отражающее способность человека отвечать за свои поступки и за поступки других людей (К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова, Т.Ф. Иванова и др.).
Социальная ответственность - это приобретённое личностью качество, способность анализировать свои и чужие поступки, исходя из общепринятых в обществе целей и ценностей (Н.И. Скорбилина) [1].
Развитие социальной ответственности личности, с точки зрения психологии, осуществляется в процессе включения её в деятельность, общение. Гуманистическая психология признает основным источником развития социальной ответственности стремление человека к самосовершенствованию, только такой человек способен нести ответственность за себя и за других «в общем деле» (М.С. Жамкочьян, Е.А. Климова, Э.А. Цветкова и др.).
В педагогике ряд ученых определяет ответственность как нравственную категорию, моральное качество личности и категорию этики, отражающую, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой - возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Ответственность распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора (Н.П. Соколова, С.Б. Елканов, Н.А. Минкина, Е.В. Бондаревская, А.П. Дьяков, Л.Н. Буева и др.).
В отечественной педагогике развитие ответственности базируется на концепции «свободного воспитания» К.Н. Вентцеля [2], «социальной активности личности» М.А. Данилова [3], «народности воспитания» В.Н. Сороки-Росинского [4].
К.Н. Вентцель считал, что хорошо продуманная система общественного устройства будет способствовать нравственному становлению нового человека, который преодолеет барьеры тоталитарного мышления и станет ответственной личностью [2].
Значимым для нашего исследования являются идеи «ответственной зависимости» А.С. Макаренко [5], воспитания гражданственности В.А. Сухомлинского [6].
Современные условия развития нашей страны диктуют необходимость становления ответственного человека. Важным инструментом в выполнении данной задачи является образование, цель которого заключается в воспитании граждан - социально активных, творческих членов общества, ов-
ладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей [7].
Главные направления оптимизации социальной ответственности молодежи и преодоление ее безответственного поведения непосредственно сопряжены с путями формирования гармонично развитой личности, профессиональным становлением будущего специалиста. В нашей работе социальная ответственность рассматриваются как одна из составляющих профессиональной компетентности студентов.
Современные социально-экономические условия требуют, чтобы будущий специалист обладал не только обширными профессиональными знаниями, но и психологической готовностью к социально ответственным действиям. Поэтому одним из главных требований к процессу обучения в вузе является создание условий, обеспечивающих развитие и саморазвитие личности будущего специалиста, формирование у него основ социально ответственного поведения. Развитие социальной ответственности у студентов будет способствовать их становлению как будущих специалистов, способных направить свою профессиональную деятельность на улучшение качества жизни своего народа в сложных социальноэкономических условиях.
Это возможно достичь в учебно-воспитательном процессе вуза через создание определенных педагогических условий, что нашло отражение в исследованиях современных педагогов (Е.Н. Бобкова, Е.Ю. Богатская, С.Н. Васильев, И.А. Гладышева и др.).
Воспитание социальной ответственности подрастающего поколения в исследовании Е.Н. Бобковой проходит в учебной деятельности в процессе изучения специальных курсов и выполнении учебных заданий; внеурочной деятельности путем включения в социально значимую деятельность [8].
Воспитание ответственности в учебно-воспитательном процессе в исследовании Е.Ю. Богатской разделено на два направления: совершенствование форм учебно-воспита-
тельного процесса путем моделирования учебных ситуаций для проявления ответственности; направленность содержания образования на гармоничное развитие личности, ориентацию на самореализацию личности и использование фундаментальных знаний для активизации духовных интенций студентов
[9].
Успешному формированию социальной ответственности у курсантов в исследовании С.Н. Васильева способствуют: проблемные методы обучения, развитие межсубъектного доверия на основе способности к эмпатии в ходе реализации специальных программ; совершенствование форм организации учебно-воспитательной работы, увеличение доли форм, ориентированных на диалог, сотрудничество и самореализацию; моделирование учебных и производственных ситуаций, связанных с необходимостью свободного выбора способа действий, форм контроля, обоснования предпочтений, оценкой понимаемого решения [10].
И.А. Гладышева в своем диссертационном исследовании в воспитании социальной ответственности у студентов уделяет внимание получению студентами в учебной деятельности знаний о правах и обязанностях, о нормах и правилах поведения человека в социуме; закреплению полученного опыта в различных формах внеаудиторной деятельности; использовании диалога и сотрудничества при включении студентов в проектирование и реализацию социальных программ внутренней жизнедеятельности вуза [11].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема развития, формирования и воспитания социальной ответственности у подрастающего поколения в современный период развития нашего общества всё больше привлекает внимание отечественных ученых и педагогов в частности. Но до сих пор не существует однозначного определения данного понятия.
В нашем исследовании мы будем рассматривать социальную ответственность как интегративное качество личности,
определяющее поведение человека на основе осознания и принятия им социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества, побуждающее к успешной социальноориентированной жизнедеятельности, основанной на профессиональной компетентности и стремлении к саморазвитию.
Проведенный нами анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам рассмотреть структуру социальной ответственности как взаимосвязь следующих компонентов: когнитивного (система усвоенных личностью знаний о наиболее общих социально-экономических понятиях, категориях, законах, о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах его регулирования), мотивационно-ценностного (мотивы социально ответственного поведения в учебно-профессиональной деятельности и общении, нравственные устремления к реализации ответственных поступков), деятельностного (способность и готовность человека осознавать собственные действия и их результаты в соответствии с принятыми в коллективе социальными нормами, выражать сопричастность к общему делу) и личностного (субъектная позиция человека в деятельности и общении, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании).
В качестве условий, способствующих успешному протеканию данного процесса, мы рассматриваем: использование знаний общекультурных компетенций для формирования духовно-нравственного потенциала студентов; осуществление процесса общения в учебно-воспитательной работе в соответствии с этическими нормами поведения; создание единой социокультурной среды внутренней жизнедеятельности вуза для вовлечения студентов в социально значимую деятельность.
В контексте нашего исследования при развитии социальной ответственности необходимо развивать у студентов человеческие качества, делать акцент на формирование общечеловеческих норм морали, духовности, нравственности (доброты, взаимовыручки, взаимоподдержки и др.).
Ещё педагоги прошлого указывали, что важнейшее из человеческих стремлений - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать её значение - главная задача образования (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерев и др.).
Современные ученые также считают, что именно личностные качества, ценности определяют характер использования знаний и, следовательно, вектор общественного развития (В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская, П. А. Лю-рья, С.А. Беличева, О.С. Богданова, И.Ф. Харламов и др.). Ведь собственно знания ценностно нейтральны, они могут быть обращены как во благо, так и во вред человечеству. Между тем, отношение индивида к знаниям таковым не является, так как оно имеет индивидуально-адаптивный характер. Соответственно, всё более актуальной задачей процесса обучения становится не столько повышение уровня интеллектуального развития обучающихся, сколько формирование нравственной позиции, духовной ориентации, ответственного отношения человека к своей жизни, к государству и обществу, к труду. Развитие социальной ответственности через формирование нравственной культуры определяется тем, насколько глубоко человек осознает людские, общие для всех потребности, и насколько осознанно он ориентируется на них в жизни.
Формирование духовно-нравственных качеств, ценностей личности осуществляется, главным образом, целенаправленной воспитательной работой, проводимой в учебных заведениях. Однако ведущее место принадлежит обучению как основному виду труда студентов, поэтому успешность решения поставленных задач зависит от того, насколько полно и эффективно используются воспитательные возможности процесса обучения.
В основном нравственное воспитание обучающихся в педагогическом процессе осуществляется через преподавание гуманитарных дисциплин. В силу специфики своего предмета преподаватели кафедр гуманитарных дисциплин имеют большие возможности для формирования взглядов, убеждений, мировоззрения, правосознания студентов.
К сожалению, позиция большинства студентов такова, что они ставят на первое место получение знаний по специальности. Поэтому от преподавателей социально-гуманитарного цикла дисциплин требуются большие творческие усилия, использование богатого педагогического опыта, инновационных технологий, умение заинтересовать студенческую аудиторию в изучении своего предмета и пояснить его роль в профессиональном становлении будущего специалиста. Этому способствует выбор технологии обучения: разнообразие и целесообразность методов активного обучения (круглый стол», интеллектуальный штурм, дискуссии, деловые игры и др.) делает педагогический процесс в вузе гибким и качественным, позволяет студентам ощущать себя неотъемлемой частью этого процесса.
Не менее важная роль в учебном процессе при развитии социальной ответственности отводится изучению экономических дисциплин. Ещё великие русские экономисты XIX века
С.Н. Булгаков, И.К. Бабст признавали экономический прогресс необходимым условием духовного преуспевания народа [12].
Как показало наше исследование, развитие социальной ответственности обусловлено успешной социализацией личности в условиях динамично изменяющейся экономической реальности, в силу этого возникает потребность в экономической компетенции специалистов, потому что им придется ежедневно принимать экономические решения: куда вкладывать ресурсы, как эффективно использовать свои возможности и защищать свои экономические интересы и интересы общества, способствовать благосостоянию всего общества в целом (Л.И. Абалкин, Л.С. Бляхман, Г.М. Соколова, М. Вебер, П. Хейне и др.).
Ответственность личности определяется знаниями правовой и законодательной системы государства, умением использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. Учебные учреждения входят в непосредственную микросреду жизни молодого человека, являясь важнейшим фактором социализации, привития культуры и норм поведения, включая правовое просвещение и психологическую подготовку противостояния асоциального явления. В связи с этим, не менее важную роль в формировании знаний о социальной ответственности мы отводим такой дисциплине как «Правоведение».
На основании вышеизложенного мы можем сделать значимый для нашего исследования вывод: высшее образование, отвечая требованиям времени, перестаёт быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры выпускника. Поэтому содержание образования при развитии социальной ответственности должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, т. е. способствовать формированию общекультурных компетенций студентов. В этой связи от вуза требуется снабдить будущих специалистов полным комплексом знаний о наиболее общих социально-экономических категориях, понятиях, законах, о сущности прав и обязанностей, ценностях, морали, нормах поведения, нравственности, допустимых и недопустимых социальных действиях.
Сегодня психология трактует ответственность как социально-психологическое образование, которое формируется у человека благодаря жизни в обществе, развивается в процессе общения в системе существующих связей и отношений (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, К.Е. Левитин и др.). Именно в процессе общения происходит социализация личности и её самореализация. Общение орга-
низует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, соотнося свое поведение с действиями других.
В настоящее время особенности социокультурной ситуации, усиление значимости не только выбора человеком своих поведенческих стратегий, но и его компетентности во взаимодействии с другими людьми обуславливает необходимость организации современного образования при развитии социальной ответственности в рамках коммуникативного подхода. С его разработкой связаны надежды на решение проблемы формирования «человека коммуникации» - личности, которая наряду с большим багажом научных знаний, обладает активным, гибким мышлением с ответственным поведением, умением грамотно взаимодействовать с окружающими, согласовывать, понимать, адекватно действовать в любых жизненных ситуациях.
В приоритетных требованиях потенциального работодателя к будущему специалисту всё более смещается акцент на умение работать в команде, коллективной и взаимной ответственности. Такие отношения возможны тогда, когда участники процесса общения стремятся к взаимопониманию и плодотворной совместной деятельности (И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Рас-тянников, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и др.).
Характеризуя особенности взаимодействия людей, считаем важным остановиться на проблеме «значимого другого» в системе межличностных отношений, так как именно взаимная значимость участников взаимодействия обеспечивает его эффективность. В общении формируется направленность на человека, что позволяет принять и понять другого. Важным компонентом успешного общения, по А.А. Бодалёву, выступает «умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним» [13, с. 62].
Общение, по А.А. Бодалеву, - это «и сложнейшее переживание отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности, и её результатом, к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга» [13, с. 134].
Для нашего исследования эта идея важна в том отношении, что в процессе общения развиваются коммуникативные умения и навыки личности, что помогает будущему профессионалу строить свои отношения с партнерами на основе взаимопонимания, согласовывать свои стремления, потребности, цели, осознавать всю полноту ответственности, которая возлагается на него. Такое общение должно строиться на основе этических норм поведения.
Процесс развития социальной ответственности у студентов происходит в процессе их включения в социально значимую деятельность (М.С. Каган, В.Н. Мясищев, И.А. Абульха-нова-Славская, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Любая деятельность приобретает социально значимую направленность, ведёт к высоким результатам, если личность способна осознавать собственные действия и их результаты в соответствии с принятыми в коллективе социальными нормами, выражать сопричастность к общему делу. Вовлечение студентов в социально значимую деятельность в процессе обучения в вузе стимулирует их активность в нравственном, социальном и творческом содержании. Важнейшим принципом деятельности вуза становится конструирование единой социокультурной среды, органично синтезирующей все формы учебной и внеучебной деятельности и подчиняющей их задаче развития социальной ответственности у обучающихся.
Поэтому одной из основных задач воспитательного процесса вуза является постоянное содействие включению молодых людей в круг социально значимых практических дел. Задача преподавателя на данном этапе заключается в том, чтобы организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность обучающихся, пробудить
в студентах личностную активность, обеспечить самостоятельность в суждениях и поступках, укрепиться в выборе приоритетных ценностей, характеризующих духовно-нравственную основу личности, а также ответственного отношения к собственному выбору.
Огромное значение в личностном и профессиональном становлении, развитии социальной ответственности у будущих специалистов имеет воспитательная работа, которая осуществляется через комплекс воспитывающих мероприятий как в процессе обучения, так и во внеаудиторной работе: научно-исследовательская деятельность, культурно-просветительские, познавательные, спортивно-оздоровительные мероприятия в стенах вуза и вне его, участие в студенческом самоуправлении. Поэтому важным условием развития социальной ответственности у студентов мы считаем создание единой социокультурной среды внутривузовской жизнедеятельности для вовлечения обучающихся в социально значимую деятельность.
Такой подход к учебно-воспитательной работе выдвигает ряд требований к уровню профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава: соблюдение преподавателями и сотрудниками правовых и нравственных норм, правил поведения и внутреннего распорядка, неукоснительное следование принципам профессиональной и научной этики, следование традициям академического сообщества. Всё это вырабатывает позитивное отношение студентов к социальной среде, социальным нормам, формирует мотивацию социально ответственного поведения.
Таким образом, обращение к проблеме развития социальной ответственности у студентов в образовательном процессе вуза позволило нам выявить и теоретически обосновать ряд педагогических условий, при создании которых данный процесс будет протекать успешно: использование знаний общекультурных компетенций для формирования духовно-нравственного потенциала студентов; осуществление процесса общения в учебно-воспитательной работе в соответствии с этическими нормами поведения; создание единой социокультурной среды внутренней жизнедеятельности вуза для вовлечения студентов в социально значимую деятельность.
Теоретические выводы исследования были подтверждены на практике экспериментальной работой автора, которая заключалась в том, что: разработаны программы «Социальная психология» и «Этика делового общения», способствующие развитию социально ответственного поведения студентов в их будущей профессиональной деятельности; разработан и внедрён в практику спецкурс «Стратегия развития социальной ответственности личности», способствующий усвоению знаний студентов об основах социальной ответственности; разработана и внедрена в практику «Программа внеучебной воспитательной работы со студентами», способствующая их успешной социализации во время обучения в вузе и формированию нравственных качеств личности.
Обращение к проблеме развития социальной ответственности у студентов в образовательном процессе вуза было обусловлено тем, что в условиях глубоких социально-политических, экономических преобразований особенно остро заявляет о себе проблема формирования новой системы ценностных ориентаций, духовного обогащения подрастающего поколения.
Под развитием социальной ответственности мы понимаем создание в учебной деятельности условий, способствующих процессу самоактуализации личностных потенциалов человека с целью обретения более зрелой формы профессионального бытия, позволяющего проявить себя в практической деятельности и в таком личностном свойстве как социальная ответственность, которая является необходимым условием профессиональной деятельности.
Bibliography
I. Skorbilina, N. Responsibility as the pivotal quality of the individual school student: the nature, functions, structure / N.I. Skorbilina. - M., 1987.
2. Wentzel, K.N. The problem of space education / K.N. Wentzel; status. L.D. Filonenko. - M.: the Association. Prof. Education, 1993.
3. Danilov, M.A. A general methodology of science and the special methodology of pedagogy in their relationship / M.A. Danilov. - M.: Education, 1971.
4. Soroka-Rosinskiy, V.N. Pedagogical Works / V.N. Soroka-Rosinskiy; status. A.T. Gybko; APN USSR. - Moscow: Pedagogy, 1991.
5. Makarenko, A..S Design the best in man / A.S. Makarenko. - Minsk: University, 1989.
6. Sukhomlinsky, V.A. How to raise a real man. - Moscow: Pedagogy, 1989.
7. Novikov, A.M. Vocational education in Russia: prospects for development. - M.: ITSPNPO, 1997.
8. Bobkov, E.N. Pedagogical conditions of education of social responsibility in senior schoolchildren: Author. Dis. ... Cand. Ped. Science. -
Kostroma, 2004.
9. Bogatskaya, E.J. Pedagogical conditions in education of engineering students responsibility as a component of their professional competence:
Author. dis . Cand. Ped. Science. - Rostov-on-Don, 2005.
10. Vasiliev, S.N. Formation of social responsibility among students of military high school: Author. dis .... Cand. Ped. Science. - Kostroma, 2006.
II. Gladysheva, I.A. Pedagogical conditions of education of social responsibility among students of private university: diss ..... Cand. Ped. Science. -
Kostroma, 2006.
12. Babst, I.K. Selected Papers / ed. M.G. Pokidchenko, E.N. Kalmychkovoy. - Moscow: Nauka, 1999.
13. Bodalev, A.A. Perception and understanding of the human person. - Moscow: Univ. Press, 1982.
Article Submitted 11.11.10
УДК 371.134
А.А. Зарецкая, соискатель по специальности «Теория и методика профессионального образования» АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
В работе описаны современные подходы к понятию «компетентность и компетенции», проанализирован отечественный опыт внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, выделены основные характеристики профессиональной педагогической компетентности в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, определены ориентиры её развития в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая компетентность, компетенции, компетентностный подход, педагогическая деятельность, беспризорные и безнадзорные дети, переподготовка педагогических кадров, профессиональная готовность педагогов, модернизация образования.
В структуре профессиональной готовности педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными основой является их педагогическая компетентность, а также сформирован-ность у них различных компетенций.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [1]. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Среди российских ученых самыми популярными подходами к определению понятия «компетентности» является мотивационный программно-целевой подход И.К. Шалаева, личностный и деятельностный подходы, а у большинства авторов (А.И. Башкирский, И.Ф. Исаев, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, О.В. Соколова, Е.Н. Шиянов) в равной степени присутствуют все три [2].
В Концепции модернизации российского образования под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [1]. В определении подчеркивается охват компетентностью нескольких видов деятельностей, подчеркивается сложный личностный характер этого понятия.
Компетентность - это овладение личностью соответствующей компетенцией. Под компетентностью чаще понима-
ется интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [3].
Теоретическое обоснование решения проблемы применения компетентностного подхода в ПП (профессиональной подготовке) педагогов, работающих с безнадзорными и беспризорными детьми, требует всестороннего анализа этапов формирования профессиональной компетентности; от понимания ее составляющих, компонентов, характеристик до разработки критериев оценки эффективности сформированных качеств.
Необходимо сделать акцент на том, что прежде всего, педагог, работающий с беспризорниками и безнадзорниками, воспитатель детского дома, должен быть личностью, человеком нравственным и совестливым. По мнению Шадрикова
В.Д., педагог должен обладать компетенциями, позволяющими ему:
включить ребенка в систему межличностных отношений;
дать нравственную оценку поступку;
обладать «образом», к которому он ведет воспитанника (цель воспитания);
включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;
обеспечивать мотивацию желаемого поведения (поступка);
понимать воспитанника, разбираться и находить ответы, которые волнуют его на данном этапе его жизненного пути;
достигать понимания интересов и устремлений воспитанника, его внутреннего мира;