Научная статья на тему 'Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза'

Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2516
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТА / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТА / ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баурова Юлия Владимировна

В статье освещены основные структурные составляющие и функции социальной ответственности студента. Отражена роль вуза как одного из важных социально ответственных институтов. Раскрыты цели и задачи высшего образовательного учреждения в процессе формирования социальной ответственности. Проанализированы основные педагогические условия, факторы и предпосылки формирования социальной ответственности у студента. Отмечено особое значение эмоционального фактора в развитии социальной ответственности у молодых людей. Приведены специфические образовательные технологии (диалогические, игровые), направленные на успешное формирование рассматриваемого качества; изложены критерии его сформированности. Выделено представление о развитии социальной ответственности как о непрерывном процессе, наиболее интенсивном на этапе становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.034

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Баурова Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и лингвистики, Институт развития бизнеса и стратегий, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

В статье освещены основные структурные составляющие и функции социальной ответственности студента. Отражена роль вуза как одного из важных социально ответственных институтов. Раскрыты цели и задачи высшего образовательного учреждения в процессе формирования социальной ответственности. Проанализированы основные педагогические условия, факторы и предпосылки формирования социальной ответственности у студента. Отмечено особое значение эмоционального фактора в развитии социальной ответственности у молодых людей. Приведены специфические образовательные технологии (диалогические, игровые), направленные на успешное формирование рассматриваемого качества; изложены критерии его сформированности. Выделено представление о развитии социальной ответственности как о непрерывном процессе, наиболее интенсивном на этапе становления личности.

Ключевые слова: социальная ответственность студента, социально ответственный институт, условия формирования социальной ответственности у студента, факторы и предпосылки формирования социальной ответственности у студента, образовательные технологии, критерии сформированности социальной ответственности у студента.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-3-338-343

Социальная ответственность изначально включена во всю совокупность отношений личности и общества, во все формы общественного и индивидуального сознания, однако наиболее своевременным представляется рассмотрение проблемы формирования социальной ответственности студента. Происходящие в обществе социальные перемены, затрагивающие условия жизни каждого обучающегося, изменяющие социокультурную среду современных образовательных учреждений, требуют пристального внимания как к формированию картины мира школьников [1], так и к формированию и развитию личности студента.

Модернизация высшей профессиональной школы, вызванная вхождением России в Болонский процесс, введение стандартов ИСО (ISO - International Organization for Standardization) определяют приоритетные требования к будущему профессионалу. Априори главной ценностью общества является человек, а важнейшим критерием качества жизни человека в конкретном социуме выступает мера духовного развития, определяющая идеальные и реальные нормы взаимодействия людей. Сформированность не только ключевых компетенций, но и социальной ответственности также является одним из профессиональных требований согласно международным стандартам [2]. Следовательно, в современный период развитие системы образования

© Баурова Ю. В., 2016

должно быть в большей степени нацелено на переориентацию активности учебных заведений на внутренний мир человека, который способствовал бы формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Последнее подразумевает, прежде всего, необходимость осознания общекультурных и общефилософских процессов развития цивилизации, определяющих условия формирования нового гуманитарного мышления, обладающего всеобщностью и включающего в себя духовность, нравственность, понимание ценности собственной и иной жизни.

Идея целостности человека как культурного существа — одна из базовых в понимании социальной ответственности. Только специалист высокого уровня культуры, обладающий глубокими знаниями, умениями, навыками, способен решать задачи устойчивого развития общества, страны. При этом в основе развития социальной ответственности у студентов как будущих профессионалов лежат положения гуманитарной философии образования, освещенные в работах О. С. Газмана, И. А. Зимней, В. П. Зинченко, Л. Н. Куликовой, Н. Е. Седовой. Проблема ответственности личности как таковой в педагогической науке представлена работами К. А. Абульхановой, С. Н. Васильева, Т. Н. Сидоровой, Б. М. Бим-Бада и рядом других исследователей.

Структура социальной ответственности, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: когнитивного, представляющего собой систему усвоенных личностью знаний о наиболее общих социально-экономических понятиях, категориях, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах его регулирования; мотивационно-ценностного, включающего мотивы социально ответственного поведения в учебно-профессиональной деятельности и общении, нравственные устремления, касающиеся реализации ответственных поступков; деятельностного, предполагающего способность и готовность обучающегося осознавать собственные действия и их результаты в соответствии с принятыми в коллективе социальными нормами; личностного, опирающегося на субъектную позицию обучающегося в деятельности и общении, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

На основании характеристики личности как субъекта ответственных действий ряд исследователей в содержание ответственности включают идейно-нравственный компонент, отражающий понимание личностью взаимосвязи личных и общественных интересов; эмоционально-волевой - демонстрирующий осознание личностью

эмоционального отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к собственному выбору; действенный - направленный на преодоление трудностей; познавательный - предполагающий усвоение нравственных и правовых норм в различных видах деятельности, компоненты [3, 4]. Также понятие «социальная ответственность» предполагает существование проблем внутренней и внешней ответственности: первая - субъективная (внутренняя) ориентирована на собственные требования; вторая - объективная (внешняя) — это ответственность, ориентированная на требования общества перед окружающими, обществом [5-7].

Функции социальной ответственности включают: информативно-познавательную — информированность студентов о социально-экономических процессах, происходящих в обществе; ценностно-ориентационную — ориентацию в нормах, ценностях, традициях данного общества; нормативно-регулирующую — регуляцию социально ответственного поведения в соответствии с моральными требованиями общества; преобразующую — преобразование системы знаний о мире и своем месте в этом мире в убеждения.

Как духовное существо человек по своей сути полностью невыразим. Личность — это микрокосм, который, подобно Вселенной, неизмерим и неисчерпаем. Человек — это тайна, значимость и глубина которой напрямую зависят от уровня его духовного развития. И студент как развивающаяся личность нуждается в особо продуманной системе педагогического содействия, в практическом участии преподавателя в его жизнедеятельности с целью помочь, эмоционально поддержать его. Подобное становится возможным, по мнению многих исследователей, за счет совокупности последовательных педагогических действий [8-10], реализуемых вузом как важнейшим социально ответственным институтом.

Социальная ответственность вуза выражается, в первую очередь, в его вкладе в развитие общества, что заключается в добровольном разделении с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона, повышение уровня и качества жизни, совершенствование и развитие обучающихся посредством внедрения и реализации вузом принципов социальной ответственности.

Таким образом, перед высшим учебным заведением поставлены следующие задачи:

снабдить будущих профессионалов полным комплексом знаний о наиболее общих социально-экономических понятиях, категориях, законах, о правах и обязанностях, ценностях, морали, нравственности, нормах и правилах поведения человека в социуме и способах его регулирования;

создать условия, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности будущего профессионала, его готовность полноценно и нравственно на основе сотрудничества и партнерства строить совместную деятельность в общении;

сформировать позитивное отношение к ответственному поведению в целом и в конкретной области профессиональной деятельности, осознанному восприятию и принятию предъявляемых обществом, конкретным социумом требований [11, с. 63].

Цели воспитания в ходе формирования социальной ответственности у студента, исходя из компонентов структуры и ее функций, предполагают:

формирование позитивного отношения к таким понятиям, как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть;

приобщение студентов к системе культурных ценностей, истории, традициям страны;

формирование общечеловеческих норм морали, общей культуры и культуры профессионального общения и взаимодействия;

развитие внутренней свободы и осознания необходимости соблюдения законности и правопорядка;

развитие творческого мышления, потребности в творческом отношении к выполнению трудовых обязанностей;

воспитание уважения к закону, формирование профессиональной и общественной активности, развитие социальной ответственности за выполнение профессионального и общественного долга.

Исходя из этого, естественным является возникновение актуальной проблемы — поиска эффективных путей развития социальной ответственности студентов, обеспечивающих успешную социализацию личности, которая способна и готова нести ответственность за личное и за благополучие общества в своей будущей профессиональной деятельности.

В рамках данной статьи мы систематизируем положения, существующие сегодня в научной литературе. Педагогические условия формирования социальной ответственности у студента в учебно-воспитательном процессе вуза нашли отражение в работах современных педагогов: Е. Ю. Богатской, С. Н. Васильева, И. А. Глады-шевой и других исследователей [12-14]. Однако мнения педагогов в отношении комплекса применяемых педагогических условий весьма различны: воспитание ответственности в учебно-воспитательном процессе, согласно Е. Ю. Бо-гатской, представлено двумя направлениями: совершенствованием форм учебно-воспитательного процесса путем моделирования учебных ситуаций

для проявления ответственности; направленностью содержания образования на гармоничное развитие личности, ориентацией на её самореализацию и использование фундаментальных знаний для активизации духовных интенций студентов.

Успешному формированию социальной ответственности, как показал С. Н. Васильев, способствуют: проблемные методы обучения, развитие межсубъектного доверия на основе способности к эмпатии в ходе реализации специальных программ; совершенствование форм организации учебно-воспитательной работы, увеличение доли форм, ориентированных на диалог, сотрудничество и самореализацию; моделирование учебных и производственных ситуаций, связанных с необходимостью свободного выбора способа действий, форм контроля, обоснования предпочтений, оценкой понимаемого решения.

И. А. Гладышева в воспитании социальной ответственности у студентов уделяет внимание получению ими в учебной деятельности знаний о правах и обязанностях, о нормах и правилах поведения человека в социуме, закреплению полученного опыта в различных формах внеаудиторной деятельности, использованию диалога и сотрудничества при включении студентов в проектирование и реализацию социальных программ внутренней жизнедеятельности вуза.

Обобщая педагогические условия, способствующие развитию социальной ответственности у студентов, целесообразно выделить:

использование общекультурных компетенций для формирования духовно-нравственного потенциала студентов;

организацию процесса общения в учебно-воспитательной работе в соответствии с этическими нормами поведения;

создание единой социокультурной среды внутренней жизнедеятельности вуза для вовлечения студентов в социально значимую деятельность.

Основными факторами, существенно влияющими на процесс развития социальной ответственности у студентов, являются следующие: ориентация на ответственное отношение студентов к учебной деятельности; обращение к максимам гуманистической педагогики, теории и практике коллективных творческих дел, а также полное осознание воспитывающей функции обучения, что особо значимо на этапе формирования картины мира ребенка [1, с. 43], но отнюдь не теряет своей важности в ходе учебно-воспитательного процесса вуза; педагогическая поддержка социальной активности студентов.

Для того, чтобы обеспечить успешность развития социальной ответственности у студентов, очевидна необходимость наличия определенных

предпосылок, в числе которых: выработка у студентов потребности подвергать свои действия моральной оценке; приобретение опыта сотрудничества в межличностном взаимодействии; способность студентов осознать и оценить результаты своих действий и поступков для академического сообщества.

Рассмотрим специфические закономерные связи, определяющие педагогическое обеспечение развития социальной ответственности у студентов. Они заключаются в положениях: чем больше студент приобщен к общечеловеческим духовным ценностям, тем выше будет уровень его моральных суждений; чем успешнее происходит реализация его внутренних сил и возможностей, направленных на совершение ответственных поступков, тем выше их социальная значимость; чем более настроен преподаватель на создание благоприятной психологической атмосферы в студенческой группе, тем более осознанно студент будет оценивать результаты своих действий и поступков, значимых для коллектива [11, с. 97].

Отметим, что в развитии социальной ответственности молодых людей, в отличие от старших поколений, особое значение приобретает эмоциональный фактор. Таким образом, особую значимость в процессе формирования социальной ответственности студента в ходе учебно-воспитательного процесса приобретает именно субъектно-субъектный тип отношений, включающий ряд основополагающих и общепризнанных характеристик:

идея сотрудничества, диалога всех участников процесса развития социальной ответственности;

развитие творческих взаимоотношений обучающихся в данном процессе;

активность студентов в учебном процессе; атмосфера доброжелательности, принятие обучающегося как неповторимой, уникальной личности.

Перечисленные выше положения предполагают организацию такой деятельности на занятии, основой которой были бы совместная творческая деятельность, создание ситуаций диалога, наличие личностного смысла в учебной деятельности, приоритет личностного субъектного опыта над предметно-знаниевым компонентами. Кроме того, субъектно-субъектные отношения обогащают и преподавателя, и студентов, поднимая их на более высокую ступень знаний и межличностных отношений.

Реализации рассмотренных выше условий способствует применение специфических образовательных технологий - диалогических, игровых, применение таких форм и методов обучения, в

которых бы в наибольшей степени проявлялись активность и самостоятельность обучающихся. Следовательно, применение в учебном процессе ролевых игр, групповых дискуссий, «круглых столов», проектной деятельности, вовлечение студентов в самостоятельную работу, при постепенном увеличении ее объема и сложности, начиная с небольших сообщений, затем переходя к докладам, презентациям, повышают эффективность процесса формирования социальной ответственности.

Работа по развитию межличностного взаимодействия обучающихся занимает значительное место в ходе формирования социальной ответственности, предполагая работу в парах, командах, группах. Работая в группе, студенты обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Работая в командах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Это способствует созданию ситуаций взаимной поддержки, выражению эмпатии, толерантности в коммуникации, успешному формированию социальной ответственности обучающегося.

Критериями сформированности социальной ответственности у студентов является взаимосвязь следующих компонентов: когнитивного, предполагающего сформированность у обучающихся знаний о социальной ответственности; мотив ационно -ценно стного, заключающего ся в сформированности мотивов социально ответственного поведения в учебно-профессиональной деятельности и общении, нравственных устремлений, направленных на реализацию ответственных поступков; деятельностного, обращенного к результату действий в учебной и общественной работе, выражение сопричастности к общему делу; личностного, в основе которого субъектная позиция обучающегося в деятельности и общении, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию [11, с. 64].

Представленные результаты теоретических исследований позволяют сделать вывод о значимости перемен в развитии общества, повлекших необходимость реформирования системы образования, в том числе и системы высшего профессионального образования, определяя в качестве основной цели подготовку квалифицированного социально ответственного работника высокого уровня, свободно владеющего знаниями, умениями в своей профессии и смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Развитие социальной ответственности личности - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизнедеятельности

человека, но обладающий особой активностью на этапе становления личности. Формирование основ социальной ответственности студента вуза осуществляется в процессе обучения и воспитания, т.е. при создании определенных социально-педагогических условий в конкретный период развития индивида, требующий использования всего учебно-воспитательного потенциала современного вуза как социально ответственного образовательного института.

Список литературы

1. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41-43.

2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности. URL: http://files.stroyinf.ru/ Index/53/53986.htm (дата обращения: 20.05.2015).

3. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью : учеб. пособие. М., 1990. 144 с.

4. Скорбилина Н. И. Ответственность как стержневое качество личности старшеклассника : сущность, функции, структура // Психологические условия формирования ответственности школьников. М., 1987. С. 48-49.

5. Баканова Е. С. Институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в экономике России : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 156 с.

6. БердяевН. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. 312 с.

12. Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Капра, О. С. Богдановой. М., 1979. 320 с.

7. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высш. образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-17.

8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / под ред. А. И. Подольского. Ростов н/Д, 1999. 330 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионала. М. ; Воронеж, 1996. 400 с.

10. Колин К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI в. // Вестн. высш. шк. 2003. № 6. С. 18-25.

11. Кочетова И. Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 239 с.

13. Васильев С. Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.

14. ГладышеваИ. А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 226 с.

Fundamentals of Student's Social Responsibility Formation J. V. Baurova

Institute of Business Development and Strategies, Yuri Gagarin Saratov State Technical University 9, Gorky str., Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

The article enlights the main structural components and functions of student's social responsibility. The role of the university as an important socially responsible institution is reflected in the work. The goals and tasks of the university in the social responsibility formation process are revealed. The basic pedagogical conditions, factors and prerequisites of student's social responsibility formation are analysed. The particular importance of an emotional factor in the social responsibility development of the youth is noted. Specific educational technologies (dialogic, simulation) aimed at successful quality in question formation are presented. The criteria of its formation are stated. The idea of social responsibility as a continuous process being the most active during the personality formation is stressed.

Key words: student's social responsibility, socially responsible institution, the conditions of student's social responsibility formation, factors and prerequisites of student's social responsibility formation, educational technologies, criteria of student's social responsibility formation.

References

1. Aleksandrova E. A. Formirovanie kartiny mira rebenka i ego pedagogicheskoe soprovozhdenie (Formation of the child's world Image and its pedagogical guidance). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2012. Vol. 1, iss. 2, pp. 41-43.

2. GOST R ISO 26000-2012 Rukovodstvo po sotsial-noy otvetstvennosti (ISO 26000-2012 Guidance on social responsibility). URL: http://files.stroyinf.ru/ Index/53/53986.htm (accessed 20 May 2015).

3. Minkina N. A. Vospitanie otvetstvennostyu: ucheb. po-sobie (Education by means of responsibility: students' book). Moscow, 1990. 144 p.

4. Skorbilina N. I. Otvetstvennost kak sterzhnevoe kachestvo lichnosti starsheklassnika: sushchnost, funktsii, struktura (Responsibility as the main senior student's characteristic: essence, functiops, structure) Psikhologicheskie usloviya formirovaniya otvetstvennosti shkolnikov (Psychological conditions of students' responsibility formation). Moscow, 1987, pp. 48-49.

5. Bakanova E. S. Institutsionalnye osnovy formirovaniya sotsialnoy otvetstvennosti biznesa v economike Rossii: dis. ... kand. ekon. nauk (Institutional fundamentals of business social responsibility formation in Russian economics: dissertation of the PhD in economic sciences). St.-Petersburg. 2007. 156 p.

6. Berdyaev N. A. O cheloveke, ego svobode i duchovnosti (About person, his freedom and spirituality). Moscow, 1999. 312 p.

7. Zimnyaya I. A. Integrativnyy podkhod k otsenke edinoy sotsialno-professionalnoy kompetentnosti vypusknikov vuzov (Integrative approach to the valuation of unified socio-professional competence of graduates). Vysshee obrazovanie segodnya (Higher Education Today), 2008, no. 5, pp. 14-17.

В. И. Ваулин, А. А. Сафонов. Технология повышения качества подготовки летчиков

8. Galperin P. Ya. Psikhologiya kak obektivnaya nauka: izbr. psikhol. tr. (Psychology as an objective science: selected psychological research). Rostov-on-Don, 1999. 330 p.

9. Klimov E. A. Psikhologiyaprofessionala (Professional's psychology). Moscow, 1996. 400 p.

10. Kolin K. Chelovecheskiypotentsial i sotsialnye tekhnolo-gii v XXI v. (Human potential and social technologies in XXI century). Vestnik vysshey shkoly (High School Herald), 2003, no. 6, pp. 18-25.

11. Kochetova I. D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsialnoy otvetstvennosti u studentov vysshikh ucheb-nykh zavedeniy: dis. ... kand. ped. nauk (Pedagogical conditions of university students' social responsibility formation: dissertation of the PhD in pedagogic sciences). Khabarovsk, 2011. 239 p.

12. Bogdanova O. S. Azbuka nravstvennogo vospitaniya (The fundamentals of moral education). Moscow, 1979. 320 p.

13. Vasilev S. N. Formirovanie sotsialnoy otvetstvennosti u kursantov voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Social responsibility formation of military educational establishments recruits: synopsis of dissertation of the PhD in pedagogic sciences). Kostroma, 2006. 22 p.

14. Gladysheva I. A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sotsialnoy otvetstvennosti u studentov negosudarstvenno-go vuza: dis. ... kand. ped. nauk (Pedagogical conditions of social responsibility education of non-state university students: dissertation of the PhD in pedagogic sciences). Kostroma, 2006. 226 p.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

Ваулин Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеинженерных дисциплин, Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрань). E-mail: [email protected]

Сафонов Анатолий Анатольевич - кандидат технических наук, доцент кафедры общеинженерных дисциплин, Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрань). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы повышения качества подготовки летных кадров в современных условиях. Утверждается, что технология задачного подхода - спроектированный, организованный и согласованный по целям военно-профессиональной подготовки летчиков комплекс психолого-педагогических мер, составляющих целостную дидактическую систему, обеспечивает достижение необходимого уровня подготовленности выпускника летного вуза. Методологической основой реализации технологии задачного подхода являются специфические закономерности. Структуру технологии задачного подхода составляют: теоретические основы профессиональной подготовки; организационная, содержательная, процессуальная, результативная части. Технология задачного подхода представляет собой поэтапную организацию процесса профессиональной подготовки курсанта-летчика, на каждом из которых её участники ставят определенные цели и решают задачи, стремятся к достижению результатов. Реализация технологии задачного подхода осуществляется на различных уровнях: системном, модульном, методическом. Ключевые слова: технология задачного подхода, структура технологии, сущность и содержание, эффективность реализации технологи.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-3-343-347

Повышение качества подготовки авиационных кадров определяется необходимостью подготовки профессионалов, способных эксплу-

атировать авиационную технику 4-5 поколений в условиях мирного и военного времени. Как свидетельствует анализ учебной деятельности летных вузов, возникает противоречие между современными требованиями и эффективностью военно-профессиональной подготовки летных кадров. Анализ материалов научных конференций и исследований позволяет сделать вывод, что одним из главных направлений обеспечения качества подготовки летных кадров является создание новых технологий подготовки и обучения.

Технология задачного подхода - спроектированный, организованный и согласованный по целям военно-профессиональной подготовки летчиков комплекс психолого-педагогических мер, составляющих целостную дидактическую систему (проектирования, процедур, операций, форм, методов, способов, приемов, средств), направленных на развитие способностей и профессионально важных качеств (ПВК) летчика, достижение заданного уровня подготовленности выпускника летного вуза к выполнению функциональных обязанностей по предназначению.

По своей сущности технология задачного подхода представляет собой реализацию методики задачного подхода, по решению различного уровня, вида и типа задач летной деятельности, которые осуществляются в ходе различных видов занятий и форм контроля знаний. Технология

© Вауоин В. И, Сафонов А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.