23. Щуркова, Н. Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] /
Н. Е- Щуркова// Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 191-204.
24. Бирюкова, М. А. Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций [Текст] / М. А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 231-238.
25. Болотова, М. И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детско-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. -
2008.-№ 4.-С. 318-326.
26. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов [Текст] / В. М. Иванова // Сибирский педагогический журнал, - 2008. -№4. - С. 55 - 64. - С.207-215.
27. Пак, Л. Г. Конструирование субъект-ориентиро ванного содержания образовательной деятельности студента вуза [Текст] / J1. Г. Пак II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 63-71.
28. Батракова, С. Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. ■ С.133 - 139.
29. Резниченко, М. Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе [Текст] / М. Г. Резниченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. -С. 140 - 148.
30. Апарина, JI. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
31. Еремин, В.В. Межкультурная коммуникация как компонент системы подготовки современных специалистов [Текст] / В.В. Еремин // Сибирский педагогический журнал. - 2009.-№ 3. - С. 161 - 165.
32. Ахметова, М. Н. Факторы становления субъектности учащихся в диалоговых отношениях обучения литературе [Текст] / М. Н. Ахметова, О. В. Маниковская И Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 2. - С. 228 - 239.
33. Куликова, Jl. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. -
2009.-№2.- С. 166 - 179.
34. Князева, Т. Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т. Б. Князева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2. - С. 180 - 192.
УДК 371
Тимофеев Артем Игоревич
Адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск МВД России, Новосибирск, [email protected]
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Timofeev Artem Igorevich
Postgraduate Novosibirsk Military Academy of Interior Troops, Novosibirsk, [email protected]
CITIZENSHIP AS A SOCIALLY- PEDAGOGIC PHENOMENON
В последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.
Страна вступила на путь формирования правового государства. Сегодня, очевидно, что, если мы хотим жить в правовом государстве, важно поднять уровень гражданско-правовой культуры общества, помочь людям увидеть ценность права, гражданского самосознания, научить правовыми способами разрешать споры и конфликты.
Решение многих актуальных проблем современного государства существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса. Вместе с тем стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы формирования гражданственности как основы консолидации общества и укрепления государства. Армия является специфической организацией, которая с помощью вооруженных средств обеспечивает осуществление общенациональных интересов и, прежде всего, защиту Отечества. В основе формирования гражданственности военнослужащих лежит любовь к Отечеству, обеспечивающая социальную обусловленность их действий и поступков. Проявляя постоянную заботу о совершенствовании всех слагаемых боевой готовности армии, руководство Вооруженными Силами исходит из того, что судьбу любой войны будут решать люди и главная роль будет отводиться именно офицерскому корпусу [1].
Важное место в обеспечении качества подготовки будущего офицера занимает формирование его гражданственности. В свою очередь под формированием гражданственности понимается целенаправленное взаимодействие педагогов и курсантов, а также сознательно управляемый педагогический процесс организации деятельности курсантов по овладению политическими, историческими, экономическими, экологическими, юридическими, психолого-педагогическими знаниями и приобретения ими гражданского опыта. Все эти знания и опыт необходимы человеку для достойной самореализации в обществе.
Что же представляет собой гражданственность?
Идея воспитания гражданственности нашла отражение в работах многих педагогов и рассматривается в контексте понятий патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав и свобод человека. В литературе существует несколько подходов к пониманию сущности гражданственности.
Некоторые исследователи считают, что как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством [4, с. 182].
На разных этапах развития, гражданственность понималась как:
-общественно-государственный патриотизм, то есть сознание и чувство принадлежности к многонациональному государственноорганизованному обществу, включающее в себя уважение к государству, его конституции, законам, символам, готовность защищать его строй, за-конопорядок;
-интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [4, с. 18].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой под гражданственностью понимается нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [3]
В психологии (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан) она рассматривается как интегративное качество в структуре направленности личности, отражающее её характеристики. С позиции социологии (Ю.В. Вишневский, Е.С, Казаков) - как качественная характеристика различных видов деятельности социальных общностей, суть которой состоит в том, что она выступает мерой самореализации человека как гражданина. Правовой аспект гражданственности (Ф.Б. Горелик, Г.П. Давыдова, Е.В. Известнова, Л.Л. Хоружая) выражается через осознание и оценку личностью своего положения в обществе, прав и обязанностей гражданина. В педагогических исследованиях советского периода (P.P. Бандура, Е.И. Кокорина, Н.А. Шатунова, Д.С. Яковлева) гражданственность выступает не как самостоятельное качество личности, а как «высший уровень развития политической сознательности», классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма. В современной педагогике (А.С. Гаязов, А.М. Князев, А.Ф. Никитин, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов) гражданственность рассматривается как интегративное качество и базовая ценностная ориентация личности, определяющая её социальную направленность, позволяющая человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [2].
Признавая неоднозначность этих подходов, систематизировав их, Жигадло А.П. приходит к пониманию гражданственности как интегративного качества личности, выражающегося в осознании и оценке личностью своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе норм и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина. Сопоставление точек зрения различных ученых по вопросу гражданственности, особенностях её проявления приводит к мнению о том, что следование человека гражданским установкам, ценностям, готовность его к гражданским действиям обусловлено сформированностью структурных компонентов гражданственности личности в процессе её социальнополитической самоидентификации. Это выражается в принятии лично-
стью политики государства, национально-государственной идеологии в построении гражданского общества, правового, социального государства; сформированности у неё готовности к самореализации в соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества, к государственнопатриотическому образу социальных действий; в проявлении гражданских чувств, в овладении отечественными духовными ценностями, целостным мировоззрением[2].
Исходя из вышеизложенного можно выделить системообразующие составляющие гражданственности:
1. Когнитивный компонент (гражданское мировоззрение, в т.ч. политические, юридические, этические, исторические и другие знания, необходимые для формирования гражданской позиции личности, гражданские убеждения; гражданское мышление, (понимание социальнополитических процессов и явлений, происходящих в государстве; умение анализировать сложившиеся социальные ситуации и излагать собственные идеи по их разрешению).
2. Духовно-нравственный компонент (гражданское самосознание, гражданская идеология, в т.ч. гражданские ценности), доверие институтам общества; совесть; гражданская культура.
3. Мотивационный компонент (гражданская позиция, сознание общественного долга и ответственность при выполнении социально значимой деятельности).
4. Чувственно-эмоциональный компонент (гражданская психология, гражданские чувства (чувство собственного достоинства, любовь к Родине, патриотические, национальные и интернациональные чувства), позитивно-эмоциональное отношение к Отечеству и социально значимой деятельности на благо государства).
5. Деятельностный компонент (гражданское поведение; качества личности (гражданская активность, инициативность, ответственность, за-конопослушание, готовность личности к соблюдению правовых, моральных и социальных норм), гражданская компетентность) [2].
В понимании структуры гражданственности сделан акцент на том, что её интегративный характер выражается единством сознания, чувства и поведения будущего офицера как гражданина. Общей основой в трактовке гражданственности личности выступают «патриотизм» и «общественная активность личности», что соответствует духовной основе российского человека и подтверждает важность деятельной сущности развития этого качества личности.
Гражданственность означает, прежде всего, не субъективное умонастроение человека, а его реальную общественную позицию, является необходимой предпосылкой определенного типа поведения; основана на любви и преданности своему Отечеству и включает в себя патриотические убеждения и чувства. Гражданственность проявляется, прежде всего, в реальной гражданской позиции человека. Можно выделить, что гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении
общества, направленные на реализацию социальных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов [6].
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что гражданственность - это интегративное (системно-комплексное) качество, базирующееся на общественных духовно-идеологических ценностях. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным происходит в процессе гражданского воспитания. Основной целью его является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. «Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовать свои возможности в обществе» [5].
Таким образом можно сделать вывод, что стержнем личности, вокруг которого строятся все её остальные параметры, выступает гражданственность, представляющая собой сложное социально-психологическое явление, которое заключается в осознании и оценке личностью своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе норм и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина.
Военные вузы решают задачи подготовки будущих офицеров, роль которых в поддержании общественного порядка на территории страны и безопасности государства в целом немало важна на сегодняшний день. Целью процесса воспитания курсантов является развитие гражданственности офицера-профессионала как интегративного качества личности, включающего в себя мировоззрение, характеризуемое с позиций гордости за свою страну, её историю, научно-технические достижения; способность, с одной стороны, своей профессиональной деятельностью обеспечить защиту общества и государства, территориальную целостность страны, а с другой - осознавать и реализовывать свои права, свободу и обязанности, активно и ответственно осуществлять социальную деятельность в различных сферах жизнедеятельности, ориентируясь на общепринятые гражданские нормы и ценности.
Библиографический список
1. Анохин, С.В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков [Текст]: дис.... канд. пед. наук / С.В. Анохин.. Саратов, 2002, 145 с.
2. Жигадло, А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / А.П. Жигадло. - М., 2009.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений// Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- 2-е изд., стер. [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176с.
4. Педагогический энциклопедический словарь[Текст] /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.- Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
5. Титова, Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза [Текст] : дис.,.. канд. пед. наук / Е.Н. Титова. Тула, 2000.
6. Филиппова, JI. // О понятии «гражданственность» [Текст] / Л. Филипова. // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2007. - №1. -С. 180-182.
7. Слесарев, Ю.В. Воспитаниетолерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю.В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№2. -С. 221-241.
8. Токарев, B.C. Ответственность личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / B.C. Токарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 241 -255.
9. Беловолов, В.А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В.А. Беловолов, Е.В. Ильенко, //Сибирский педагогический журнал. - 2008. — №2. - С. 265-274.
10. Григорьев, Н.В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н.В. Григорьев, О.В. Петунин //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 274-279.
11. Павлова, Л.В. Структура и содержание гуманитарной культуры специалиста [Текст] / Л.В. Павлова //Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С. 145-153.
12. Маркелова, Т.В. К вопросу о гуманизации военной подготовки в гражданских вузах [Текст] / Т.В. Маркелова //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №4. -С. 215-224.
13. Батракова, С.Н. Личностное смыслосодержание как проблема образовательного процесса [Текст] / С.Н. Батракова //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. — С. 133-140.
14. Князева, Т.Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т.Б. Князева //Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2.-С. 180-193.
15. Куликова, Л.Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л.Н. Куликова //Сибирский педагогический журнал. -
2009. -№2.-С. 166-180.