Научная статья на тему 'К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников'

К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1772
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVILIZATION / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджимагомедова Шумайсат Солеймановна

Автор показывает важность национально-регионального образования в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников, рассматривает гражданственность как интегративное качество личности, выделяет условия гражданско-патриотическом воспитания, направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of patriotic education of senior grade pupils

The author shows the importance of regional education in patriotic education of senior pupils, considers civilization as integral quality of the person, indicates direction of patriotic education, a.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников»

обучения знаниями, позволила сделать первые шаги в познании искусства, помогла в определении не только дальнейших увлечений учащихся, но и они оказало влияние на выбор их жизненного пути.

Активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ способствует и то, что занятия проходят в кабинетах оснащенных необходимым оборудованием, моделями, методическими, наглядными пособиями. В фойе школы действует постоянно обновляющаяся выставка художественных образцов, сделанная выпускниками и учащимися, где фантазия и мастерство превращают простой материал в подлинное произведение искусства, уделяется достаточное внимание выставкам, как учеников, так и преподавателей как итог долгого труда вверх к мастерству. Выставки посвящаются различным темам, жанрам, техникам, что активизирует художественно-творческую деятельность учащихся художественных школ.

Библиографический список

1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов - М. :Л, 1940. С. 3-7.

2. Бакунинский,А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский / - М.: Советский художник, 1981. - 350 с.

3. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков / - М.: Искусство,1984. - 320 с.

4. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / Э. Делакруа. - М.: 1960. - 314 с.

5. Лазарев, В. С. Поташник, М. М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

6. Лукьянов, Б. Изобразительное искусство в школе / Б.Лукьянов // Художник. - 1986. -№ 9. - С. 25-29.

7. Толстоухова, А. В. О проблемах развития начального художественного образования в Якутии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №9 3. - С. 226 - 231

8. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении. (Якутия) // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №9 3. - С. 231 - 236

УДК 373.008

Ш. С. Гаджимагомедова

К ВОПРОСУ О гражданско-патриотическом ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В период радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований начала XXI в. в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета психолого-эт-нических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта,

накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д. С. Лихачевым, утверждавшим, что даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Исследования ученых показывают, что национально-региональное образование накопило некоторый обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Использование закономерностей воспитательной практики народов представляется уместным в формировании национального самосознания и гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Национальная школа на современном этапе призвана стать государственным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной и других видах деятельности.

Одной из основных проблем общеобразовательной школы на сегодняшний день является недостаточное внимание к вопросам гражданско-патриотического воспитания молодежи, тогда как любовь к Родине, Отечеству всегда была и является залогом сильной и могущественной державы и единой, сплоченной нации.

Страна все острее ощущает потребность в формировании личности, способной жить в гражданском обществе и вывести свою страну из экономического и социального кризисного состояния.

Во внутреннем мире учащихся существует духовный вакуум, пустота, связанная с ослаблением у определенной части молодежи духовно-нравственных норм. Основной причиной возникновения подобной тенденции являются слабые знания общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. Для решения этой проблемы нужно усилить внимание к проблеме формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Возможность формирования такой личности предоставляет введенный Законом «Об образовании» национально-региональный компонент, предусматривающий изучение школьниками специфики родной культуры, традиций, устного народного творчества, горской этики.

Гражданско - патриотическое воспитание являлось предметом изучения многих ученых. В истории отечественной педагогики и философии данной проблеме уделяли внимание М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой. Они полагали, что человек должен любить и ценить свою родную культуру, поэтому одной из главных проблем современной российской школы является формирование гражанина-патриота, готового верой и правдой служить Родине.

Особенности патриотического и гражданского воспитания также нашли освещение в работах О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Э. И. Моносзона, Г. Н. Филонова, И. Ф. Харламова и др.

Гражданско-патриотическое воспитание личности осуществляется в единстве ее сторон: как семьянина - носителя, хранителя и создателя семейных традиций; как члена детского сообщества, владеющего культурой межличностных отношений и готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых; как воспитанника школы, гимназии, корпуса или другого учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего её традиции; как жителя своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию; как россиянина, гражданина своего Отечества, способного интегрировать мировую культуру, не теряя национальной самобытности; как человека, ощущающего себя гражданином мира.

Гражданско - патриотические чувства, по мнению многих учёных, представляют собой осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Гражданско-патриотические чувства выражаются также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В ходе развития гражданско - патриотических чувств, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни, проходящий через всю жизнь человека, образуется самое сокровенное и основное содержание его существа, определяются мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни. Эти качества органически включаются в общее развитие личности. В нём отражен интерес к собственной личности, своему прошлому и прошлому своего Отечества.

Переосмысление истории Отечества, переоценка событий, явлений, личностей, исторического процесса привело к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, к кризису духовности, одной из сторон ко -торого является искажение понятия патриотизма. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность. Сохранение и развитие патриотизма зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. Искусственное насаждение западных образцов не свойственных нашему народу стереотипов поведения через средства массовой информации притупляет чувство ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России.

Утрата нравственных ориентиров развития общества и индивидуальной жизни человека приводит к нарушению традиционных механизмов передачи знаний. В школе идут глубочайшие перемены, мощное обновление содержания образования.

В педагогических исследованиях проблема гражданско - патриотическо -го воспитания рассмотрена недостаточно. Проблема обострена в силу того, что в центре современного образования помещена культурологическая парадигма. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в школьные годы. Этот период - является новым этапом онтогенеза, когда реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, имеющие основанием осознание себя членом общества. Наряду с развитием самосознания вообще, - с повышением интереса к себе, самоактуализации, стремления к самопознанию, у школьников наблюдается качественно новый этап развития гражданско - патриотических чувств. Личность школьника формируется, прежде всего, в активной реализации своих сил, перед ним открывается мир межличностных отношений, расширяется сфера его социализации. Школьник активно развивается физически, эмоционально, его учебная деятельность становится менее актуальной, ведущим видом деятельности становится общение. Поэтому в этом возрасте чрезвычайное значение приобретает содержание и способ организации индивидуальной и совместной деятельности школьников при изучении учебных дисциплин на уроках и во внеклассной деятельности.

Гражданское воспитание, формирование гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотического, национального и интернационального чувств. Нравственная культура культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях.

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но, прежде всего, объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

Основная цель гражданско-патриотического воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стрем-

лении к миру, потребности в труде на благо семьи и общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Гражданско - патриотическое воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменении приоритетов в пользу образования и культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Соотношение нравственного и гражданского воспитания изучалось еще в античной педагогике. Так, Платон считал одной из функций государства воспитание «хороших граждан», которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. В трудах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства научатся свершать деяния, достойные граждан. Одним из теоретиков гражданского воспитания в начале ХХ в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной задачей гражданского воспитания «приучение молодежи служить общине». Идеал гражданина, по Кершенштейнеру, - защитник от «тирании большинства». Он указывал, что гражданские добродетели нельзя сформировать с помощью книг и поучений, но гражданские чувства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач государства и сущности управления. Кершенштейнер считал необходимой составной частью гражданского воспитания политическое образование, но глубокую осведомленность в области политических знаний относил к привилегиям избранного круга.

В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ставили А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов и др. К. Д. Ушинский считал, что чувства национального самосознания человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. П. П. Блонский, рассматривая гражданское воспитание как формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.

Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней власти. Стремление включить в этот процесс детей и молодежь определило задачу формирования качеств личности гражданина, который бы жил больше общественной жизнью, чем личными интересами. Общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы. Вместе с тем А. В. Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека. В теории и практике А. С. Макаренко весь педагогический процесс подчи-

нялся единой цели - воспитать достойного гражданина, особое внимание уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др. Все эти черты, по мнению А. С. Макаренко, синтезируются в качествах деятельного и ответственного человека.

Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 60-70-х гг. В. А. Сухо -млинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности.

Концепция гражданско-патриотического воспитания разрабатывается с конца 80-х гг., важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребенка, развитие его индивидуальности. Одно из условий формирования гражданственности и патриотизма - воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках демократически организованного коллектива, в том числе и во внешней среде; в содержание гражданского воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и др. знания. Одно из основных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию - формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.

Источниками социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданско - патриотических чувств. Другим важным источником социального является труд. Гражданско - патриотическое воспитание и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности гражданина. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества. Большую роль играет взаимодействие трудовых коллективов со школой, позволяющее учащимся участвовать в производительном труде, знакомиться с жизнью трудового коллектива.

На протяжении длительного периода школьная практика утверждала правило: чтобы ученик вырос гражданином, патриотом надо предъявлять ему гражданские требования, и чем их больше, тем сильнее проявится гражданская ответственность. В конце 50-х гг. возродилось понимание того, что пря-

мой зависимости здесь нет, а есть проблема гражданской мотивации: действия педагога опосредуются и средой, и опытом личности. На основе этого была сформулирована и задача воспитания - искать средство, чтобы человек учился сам ставить перед собой общественно значимые задачи и сам предъявлял себе требования, что явилось определенным шагом вперед от авторитарности, но недостаточным для подготовки личности демократического общества. С активизацией общественных сил, способных встать на защиту человека и его гражданских прав, появилась возможность воспитывать в детских коллективах не бездумных исполнителей чужих решений, а выразителей общественных интересов. Во 2-й половине 80-х гг. стало очевидным, что в демократическом обществе самодеятельные коллективы начали осуществлять свои социальные функции не только через требования к своим членам, но через требования коллектива к государству и другим социальным институтам. Участвуя в работе таких организаций, молодежь начинает осознавать реальные проблемы своего народа. В этом одно из важнейших условий проявления деятельной гражданской позиции. Общая задача воспитателей и воспитанников - научиться различать выражение социального иждивенчества от ответственных общественных наказов и требований. Гражданско-патриотические качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и решают вопросы не только школьной жизни, но и окружающей их социальной среды. В движении за гражданско-патриотическое воспитание содержатся возможности усиления в деятельности детских и подростковых организаций общественной инициативы, ориентированной на гражданское объединение своих членов. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности.

В настоящее время, среди принципов государственной политики России в области образования одно из ведущих мест занимает принцип обеспечения единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Одним из важнейших направлений гуманизации и демократизации школы является сохранение российской многонациональной культуры и воспитание людей в духе взаимного уважения и терпимости. Образование призвано защищать и развивать этнические, языковые, религиозные и культурные ценности каждой нации, каждого народа. Это предъявляет требования по созданию поликуль-турной модели образования. Основными задачами такой школы являются: овладение личностью культурой собственного народа; формирование у учащихся представлений об этническом многообразии мира; создание объективных условий для познания культур и традиций других народов; воспитание учащихся в духе терпимости, мира и гуманного межэтнического, меж-

национального общения, но в то же время в духе патриотизма и гражданственности.

УДК 378.078+ 01

Р. А. Лахин

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Игровые элементы культуры давно уже перестали быть монополией возрастной психологии и педагогики, феномен игры объединяет интересы социологии, истории, культурологии, философии. Игра рассматривается как автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой функциями, традициями. В педагогических концепциях игры влиятельную роль имеют идеи, почерпнутые как из глобальных, так и узкоспециальных моделей исследования, поэтому здесь сталкиваются совершенно различные интерпретации игры и линии научных традиций.

Из числа существующих исследований по Краснодарскому краю, относящихся к досоветскому периоду, прежде всего следует назвать работы Е. А. Покровского, освещающие особенности воспитания детей на семейно-бытовом уровне в России того времени, в том числе и в Кубанской области [3; 4]. Среди существующих научных публикаций советского периода особое место занимают работы К. Д. Чермита, Я. К. Куприной, Н. Х. Хаку-нова и В. Ф. Дашивец, где представлена краткая характеристика средств, форм и методов воспитания адыгов и кубанских казаков в этнопедагогичес-ком аспекте [6]. Характеризуя различные области традиционной культуры кубанского казачества, Н. И. Бондарь в общем составе средств этнопедаго-гики выделяет народные казачьи игры, придавая им важное значение в процессе формирования личности детей и молодежи [1; 2].

Народные игры занимали большое место в воспитании и развитии детей всех возрастов. Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр [3]. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т. д.

Велика роль традиционной игры в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в физическом развитии ребенка, в формировании трудовых на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.