Научная статья на тему 'Когнитивные аспекты воспитания гражданственности студенческой молодежи'

Когнитивные аспекты воспитания гражданственности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / COGNITIVE / DEVELOPMENT / CIVIC CONSCIOUSNESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузиков Владимир Георгиевич, Жигадло Александр Петрович

В статье показана необходимость концептуализации когнитивного подхода к воспитанию гражданственности посредством образования. Гражданственность в контексте данного подхода рассматривается как процедура выбора гражданственных приоритетов альтруистического, а не личностно-эгоистического поведения и поступков в отношении граждан своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive aspects of development of civic consciousness in students

The article explores the necessity to employ the cognitive approach to instilling civic consciousness through education. Civic consciousness within the frame of this approach is viewed as the choice procedure of ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 221 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ civic priorities of altruistic and not egoistic behavior patterns toward the native country citizens.

Текст научной работы на тему «Когнитивные аспекты воспитания гражданственности студенческой молодежи»

УДК 378 В. Г. ПУЗИКОВ

А. П. ЖИГАДЛО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ_________________________________

В статье показана необходимость концептуализации когнитивного подхода к воспитанию гражданственности посредством образования. Гражданственность в контексте данного подхода рассматривается как процедура выбора гражданственных приоритетов альтруистического, а не личностно-эгоистического поведения и поступков в отношении граждан своей страны.

Ключевые слова: когнитивный, воспитание, гражданственность, студенты.

Когнитивные аспекты проблемы воспитания гражданственности предполагают выработку соответствующих поведенческих программ, направленных на добросовестное исполнение своего долга в отношении человека и общества. Основная посылка — добросовестное отношение воспитывается через систематический, тщательный труд, предпосылки к которому закладываются в раннем детстве и затем поддерживаются всей системой образования, и воспитанными через обучение социально-когнитивными предпочтениями, главные из которых — ответственное отношение к своим гражданским обязанностям. Речь идет не об «узкоспециализированном» коридоре ответственности, не о частных случаях ответственности, а о тотальной ответственной направленности личности. Чтобы таковая имела место, необходимо такое воспитание личности, плоды которого чаще всего видим у преуспевающих в учении — сначала школьниках, а затем студентах. В этом случае мы, как правило, видим старательного, аккуратного специалиста, который преуспевает не только в своем гражданском предназначении, но и обеспечивает наиболее плодотворную составляющую любой социальной группы. Такие индивиды в первую очередь пополняют ряды ученых, где их ответственность является гарантом научного успеха — не показного, а сущностного. Раньше таких людей называли скромными тружениками. Среди которых учителя, преподаватели вузов, работники библиотек, музеев и т.д. Им не свойственны самореклама, тусовки, доминирование как признаки суетливости, не позволяющей сосредоточиться на какой-либо созидательной деятельности. Демиургическая направленность личности формируется в каждодневном кропотливом труде, часто в решении трудных задач науки, управления, образования — в тех сферах деятельности, где нужны высокие интеллектуальные способности, умения, которые не свойственны людям суетливым и безответственным, далеким от осознания своих гражданских обязанностей.

Уже на этой ступени рассуждений можно сделать вывод о том, что для воспитания гражданственности как ответственности широкого спектра, необходимо приучать учащихся независимо от типа образовательного учреждения к каждодневному, кропотливому труду, к решению учебных задач нарастающей трудности, преодоление которой и говорит о качестве

образования в первую очередь. Другими словами, качество образования связано с преодолением трудностей, и не только в плане обучения, но, в первую очередь, в плане самовоспитания, основы которого закладываются в процессе каждодневной учебной деятельности. Лучшей для этой цели является такая организация образовательного процесса, когда учащийся: ориентирован на самостоятельное решение той или иной учебной задачи; понимает, что его труд подвергается непрерывному оцениванию и корректированию в направлении возрастания трудности учебных задач; видит, что образовательный процесс приносит свои плоды — интеллект учащихся как способность к решению трудных неожиданных задач постоянно растет; не чувствует отвращения к процессу обучения, каковое переносится обычно на всю систему образования, в том числе воспитания гражданской ответственности.

Каждодневный ответственный успешный труд учащегося формирует стереотип, тотальную программу ответственности, которая распространяется на все сферы деятельности индивида. Такой человек никогда не поедет работать за границу — он будет отдавать все силы своей стране.

При обучении учащийся имеет дело с содержанием учебно-методического обеспечения образовательного процесса как с мыслительными задачами. Следует отметить, методики решения мыслительных задач настолько не разработаны, что мозг свободно (он не скован методиками) пользуется естественными, природными алгоритмами, об эффективности которых природа постоянно заботилась на протяжении приблизительно миллиарда лет эволюции. И чем больше учащийся нагружает свой мозг такими задачами, которые можно отнести к классу логико-гностических, тем больше мозг специализируется именно в данном направлении, а не в направлении развития программ обеспечения ресурса (питания, размножения, социального доминирования) — всего того, что составляет инфраструктуру базовых потребностей человека. Мозг, решая учебные задачи, забывает о лжи, подлости, лицемерии, интригах и т.п. — обо всем том, что является безответственностью, антигражданственностью, злом.

Сущность воспитания гражданственности раскрывается в одном из словарей следующим образом: «Утрата или ослабление подлинной гражданственнос-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

ти, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах» [1].

Можно, конечно, образованию заниматься кодированием патриотизма, повторяя лозунги, подобные тем, что содержались в цитатниках председателя Мао. Но, как показала история правления упомянутого председателя, подобное кодирование не только неэффективно, а даже, напротив, — отвращает индивидов от подобного рода процедур и воспитывает тем самым антипатриотизм, антигражданственность.

Простое содержание приобретает и аксиология целей образования. В соответствии с точкой зрения Л.Н. Толстого, целью образования является пробуждение в людях совести. К данной точке зрения близка точка зрения М. Горького, основывавшего образование на человеколюбии. «В педагогике в качестве главного условия воспитания гражданственности является воспитание правдой» [2], что и определяет структуру системы когнитивных оснований воспитания гражданственности через обучение.

Актуальность проблемы формирования гражданственности у студентов в современных условиях обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Становление и развитие российской государственности сопровождается сложными процессами трансформации общества. В переходный период стремительно меняются ценностные основания общества, появляются новые социальные отношения, формируются иные, чем прежде, условия образа жизни. Новые условия жизни, выдвигая новые требования к личности, объективно порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Перепады несоответствий требований общества и свойств личности должны корректироваться системой воспитания. Острейшее противоречие между новой системой требований, возможностями и способностями реально существующей ныне личности порождает необходимость воспитания у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как гражданственность. Воспитание патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к личности и правам человека призвано подготовить студентов к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, в гражданском обществе. Становление и развитие правового демократического государства невозможно без гражданского диалога и активного участия граждан в жизни общества. Между тем практика и результаты научных исследований показывают, что гражданская культура молодежи не соответствует современным требованиям общества.

Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, девальвация духовных ценностей, отсутствие единой государственной идеологии и комплексной системы патриотического воспитания в рамках страны объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной, способствовали возникновению негативных тенденций, что в конечном итоге привело к ослаблению основ государственности, падению авторитета армии, усилению социальной напряженности в обществе, особенно среди молодежи. В молодежной

среде большими темпами растет преступность, число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возникло стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства. Анализ поведения молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.

Сегодня самим временем и обществом на высшее профессиональное учреждение возложена особая историческая ответственность за формирование гражданственности у молодого поколения. В настоящее время основная цель высшего профессионального образования — изучение студента, его неповторимой индивидуальности, создание оптимальных условий для его становления и личностного развития, поддержка на пути самоопределения и самореализации.

Формирование гражданина является главной целью и основным социальным заказом общества, выполняемым учебным заведением и семьей. Общество и государство возлагает на образовательные учреждения важнейшую задачу — воспитание социальноактивных граждан, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным и утверждает гуманный подход к развитию личности. Одно из главных направлений работы по гражданскому воспитанию — приобретение опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе. При формировании гражданственности, как и при формировании любого личностного новообразования, необходим комплексный подход в применении педагогических технологий. Становление активной жизненной позиции, в основе которой лежит возможность самостоятельно усваивать знания и приобретать навыки, будет затруднено, если учебно-воспитательный процесс построен однобоко. Когда учебные предметы изучаются пассивно, построение методики их изучения не предполагает личностного роста учащегося, качественных новообразований, а при проведении воспитательных мероприятий применяются инновационные педагогические технологии, страдает общая эффективность.

Гражданскими должны быть и мотивы усвоения новых знаний по дисциплине, т.к. они станут служить прогрессу государства и направляться на благо общества. Кроме того, в систему подлежащих усвоению знаний входят и знания из области формирования гражданственности.

Разработка проблем воспитания студенческой молодежи на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Особенность этой ситуации заключается в том, что качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия, и в то же время, преобразование воспитательной системы высшего образования является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни. Современная высшая школа является наследницей системы

высшего образования советского периода. Успехи советской образовательно-воспитательной системы высшей школы обусловили приоритетные достижения науки и техники, открытия мирового значения; из стен вузов вышли видные ученые, талантливые организаторы производства и науки. Однако в воспитании студентов советской высшей школы имели место и противоречия, которые были тесно связаны с социально-экономическим и политическим развитием страны. Анализ трудов П. И. Бабочкина, В. К. Криво-рученко, В. Т. Лисовского, Б. Т. Лихачева и других авторов показывает, что воспитательная работа велась без учета специфики различных возрастных групп студенчества, сложившихся конкретно-исторических особенностей, профессиональной ориентации учащихся с преобладанием идеологических требований. При этом важным становилась не сама деятельность или её плоды, а возможность отчёта по ним, т.е. наблюдался разрыв между словом и делом, и, как следствие, росли двойственность, лицемерие, равнодушие, показуха и формализм. Данные проблемы, не решаемые годами, повлекли за собой изменения деструктивного характера, одним из которых и явилось разрушение системы воспитания вуза. В настоящее время ведутся разработки новых моделей и технологий воспитательного процесса. Они опираются на идеи системности и целостности, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой — открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании и развитии воспитательной системы высшего учебного заведения. Ее отличительной характеристикой является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента.

В целом сегодня активно восстанавливается и создается воспитательная система вузов, которая, на наш взгляд, станет важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение и применение различных моделей воспитательной работы со студентами вузов с точки зрения возможностей формирования гражданственности и развития творческого потенциала студентов в конкретных образовательных учреждениях. В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная, интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество — это доминантный период становления человеческой личности в целом и проявления самых разнообразных интересов. Так, Б. Г. Ананьев утверждает, что «это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно» [3, 4]. Таким образом, интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее организованная группа) и внутренних (центральный период социализации) предпосылок.

По нашему мнению, целью воспитательной работы со студенчеством высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свобод-

ного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться в пространстве гражданского общества. Соответственно, основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Становление современной российской государственности напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского общества нереально без участия в данном процессе молодых людей — студентов вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны, т.е. самодеятельными, самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции. Соответственно, мы определяем воспитание как процесс формирования условий деятельности и сознания, предоставляющий их потенциальному носителю — студенту — возможность действовать в будущем, модифицируя свои знания и умения или даже полностью заменяя их на выработанные самостоятельно через личностно-нравственную гражданскую позицию. Базовым элементом данной системы воспитания студенческой молодежи выступает формирование гражданской позиции.

Опираясь на работы Т. В. Ковалевой, Д. В. Ольшанского, Г. Н. Филонова, В. Е. Шукшунова и других исследователей, мы считаем, что проявление гражданственности необходимо понимать как сопричастность личности к делам государства, как активную и сознательную включенность субъекта в решение проблем. Социальную активность мы определяем как сознательные действия человека, направленные на общественно значимые преобразования материальной и духовной среды социума.

Таким образом, гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки), направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Современное понимание категории «воспитание гражданственности» начало складываться в первом десятилетии ХХ века. Тогда события октября 1917 года привели к коренным преобразованиям государственного и общественного устройства, поставили новые задачи и определили новые цели развития страны. Изначально поставленная цель подготовки нового человека — гражданина первого в мире государства рабочих и крестьян, свободного от пережитков старого мира, борца за полную победу коммунизма требовала четкой организации работы со студентами с преобладанием идейно-политического воспитания, поскольку оно являлось важнейшим носителем значимых целей, норм и правил поведения. Анализ нормативно-правовых документов данного периода позволяет с достаточным основанием предположить, что промежуток с 1917 года до второй половины двадцатых годов стал временем поиска путей, средств, методов, форм и содержания воспитательной работы со студенчеством на новых концептуальных основах.

В дальнейшем найденные формы и методы воспитания оттачиваются, модель доводится до совершенства при господстве авторитаризма, практически неизменной цели и появлении новых направлений в системе воспитания студенчества вузов. Впоследствии в документах и методологических трудах совет-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009

ского времени, посвященных вопросам воспитания студенческой молодежи, практически, нет упоминания категорий «гражданская позиция», «гражданское воспитание» или «воспитание гражданина». На наш взгляд, это объясняется тем, что понятие воспитание гражданина полностью сливается с идейно-политическим воспитанием уже к началу 40-х годов ХХ века. Названные категории рассматривались в контексте формирования целостной личности всесторонне развитого, идеологически подкованного человека, сущность которого определялась как «советский гражданин». Подразумевалось, что человек, прошедший школу пионерии и комсомола, и есть настоящий советский гражданин. Воспитывать практически состоявшегося гражданина нецелесообразно, и задачи гражданского воспитания студентов в вузе сводятся, в основном, к идейно-политической, интернациональнопатриотической пропаганде и приучению молодежи к трудовой деятельности на благо государства. Традиция отождествления гражданского и идейно-политического воспитания через включение формирования активной позиции советского гражданина в идейнополитическое направление закрепляется в воспитательной системе высших учебных заведений.

Особое место в разработке идеи гражданского воспитания принадлежит В. А. Сухомлинскому. Именно он являлся, пожалуй, основным продолжателем гуманистических идей С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский видит суть гражданского воспитания в «гражданском видении мира», т.е. в формировании гражданской культуры человека как ценности, в контексте которой человек принадлежит и к конкретному государству, и миру людей вообще [5]. Несколько более узко, но все-таки в комплексе, рассматривал данную проблему И. Н. Руссу, основывая всю совокупность качеств личности на гражданственности.

В начале 90-х гг. ХХ века постепенно выкристаллизовалась идея построения гражданского общества в России. Развитие идеи привело к пониманию гражданского общества как основной составляющей государства. Уже во второй половине 90-х годов у большинства авторов (Г. П. Сопов, Ю. И. Аверьянов, В. Д. Перевалов, Г. В. Осипов и др.) «гражданское общество» определялось как общество (общественное устройство) с развитыми культурно-нравственными, правовыми, политическими, экономическими отношениями между гражданами независимо от государства и, одновременно, совместно с ним создающими саморегулирующиеся правовые отношения через совокупность общественных организаций, обеспечивающих реальное участие граждан в его жизнедеятельности, имеющими возможность свободного выбора и самореализации. В настоящее время большинство исследований, посвященных проблемам формирования гражданской позиции (гражданственности) студенческой молодежи можно отнести к четырем основным направлениям: формирование гражданских качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта; формирование гражданской зрелости; формирование гражданственности как интегративного качества личности; формирование гражданина в разнообразных видах деятельности, прежде всего трудовой. Однако сами категории «гражданская позиция», «гражданственность», «гражданское воспитание», «воспитание гражданственности» и другие остаются дискуссионными, и во многом, в том числе и как научные категории, неопределенными.

Необходимость воспитания социальной активности, а следовательно, и активной гражданской позиции

личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от студентов, будущих специалистов, наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта — личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что она будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином. Соответственно, процесс формирования гражданственности является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, формирующей гражданскую позицию студентов вуза, мы определили формирование личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.

Данная система воспитательной работы опирается на следующие принципы: целостности и системности в воспитании студенческой молодежи; цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечественной традиции; личностного подхода в гуманистически направленной воспитательной системе; содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента; самоуправления и соуправления; дополнительности (комплементарности); ориентации на профессиональную деятельность.

Одной из основных предпосылок достижения успеха в воспитательной работе, своевременного выполнения поставленных задач является необходимость равномерного распределения нагрузки и выполнение руководителями и преподавателями основной функции — быть стимулирующим началом в развитии каждого студента. Целевой установкой в данном случае будет служить обеспечение мотивационного управления воспитательной системой. Для этого необходимо четкое распределение функций каждого участника образовательно-воспитательного процесса вуза в режиме функционирования-развития, соуправления и самоуправления в структуре административных общественно-профессиональных связей. По нашему мнению, организация такой системы позволит достаточно успешно формировать гражданские качества личности.

Таким образом, рассмотрев когнитивные аспекты проблемы воспитания гражданственности, мы приходим к следующим основным выводам.

Важный путь развития мотивации в обучении — это пример самих преподавателей, которые в силу своей профессиональной принадлежности должны иметь активно-действенную позицию в своем отношении к данному вопросу, так как на них возложена миссия быть ответственными за воспитание студенческой молодежи.

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств национального характера русских людей и других народов России: любви к родной земле, доброты и широты натуры, высокой нравственности, упорства в жизни, духа дерзания, стойкости в испытаниях, самоотверженности, готовности пережить трудные времена, умения постоять за себя, достоинства и прямоты, справедливости.

На становление гражданственности будущего специалиста особое внимание оказывает воспитание у студента личной ответственности за все происходящее в вузе, активное участие его в системе студенческого самоуправления и соуправления.

Необходимость воспитания гражданственности приводит к активному поиску новых форм и методов обучения студентов, что также тесно связано с повышением роли общечеловеческих и национальных ценностей. Соответственно, возникает необходимость формирования гражданина-специалиста, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию является категорическим императивом нашего времени.

Библиографический список

1. http://www.ped.vslovar.ru/483.html

2. Педагогическая энциклопедия http://www.otrok.ru/teach/ enc/index.php?n = 4&f = 91

3. Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1973. - Вып. XIII. - С. 3-7.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. — Вып. 2. — С. 3-15.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М. : Молодая гвардия, 1971. — 336 с.

ПУЗИКОВ Владимир Георгиевич, доктор философских наук, профессор кафедры инженерной педагогики.

ЖИГАДЛО Александр Петрович, кандидат технических наук, доцент, декан факультета автомобильного транспорта, заведующий кафедрой инженерной педагогики.

Статья поступила в редакцию 07.04.2009 г.

© В. Г. Пузиков, А. П. Жигадло

УДК 378.016:504(7) Н. П. НЕСГОВОРОВА

В. Г. САВЕЛЬЕВ

Курганский государственный университет

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА________________________

В структуре экологической культуры личности и общества основными компонентами являются ценности и мотивация деятельности и поведения в окружающем мире. Её формирование — непрерывный процесс, включающий профессиональное образование, в том числе в вузе. Уровень экологической культуры отражается на жизнедеятельности и может быть фактором, влияющим на выбор будущей профессии.

Ключевые слова: экологическая культура, ценности, мотивация, мотивационно-ценностный компонент.

В понятийном аппарате философии и педагогики встречается достаточно большое разнообразие толкований термина «образование». Свою интерпретацию образованию высказывает Г. В. Сериков, отталкиваясь сразу от нескольких позиций[1]. Наиболее отражающее основную сущность определение образования дает Е. С. Рапацевич, который считает, что «образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» [2].

Определяя значение образования в жизни индивида, Н. Ф. Талызина отмечает, что человек не приносит на свет никаких готовых процессов, его развитие идет путем усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями. Учебная деятельность обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний, общественных способов действия, без чего невозможно ни воспроизводство,

ни приумножение ценностей. По своей сущности образование — это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектносубъектного взаимодействия педагогов с учащимися. В этом движении учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности. Деятельность определяет направленность личности, ее кардинального качества — сплав мотивов и форм поведения.

Если допустить, что учение является одним из видов деятельности, то есть практики, тогда практика с точки зрения философии — это материальная, целеполагающая, чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.