Т.Д. Перепелюк
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ .
ния / Д. Дьюи; Пер. с англ. Н. М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. -203 с.
12. Брушлинский А. В. Психология мышления и Проблемное обучение. - М.: Знание, 1983 . - 96 с.
13. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Пер с англ. общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродин и В. И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987.
- 236 с.
14. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Пер с англ. Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродин и В. И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
15. Bryant P. Learning in Geneva: The contribution by Barbel Inhelder and her colleagues / P.Bryant / / Working with Piaget : essays in Honour of Barbel Inhelder / Ed . By
A. Tryphon, J.Voneche. - USA: Taylor & Francis, 2001. - P.
129-139.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, І969. -С. 102-108.
17. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 325335.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: - Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
19. Гадамер Г. Герменевтика и поэтика / Избранные произведения / Пер. с нем. - М.: «Юниверс», 2001. -288 с.
20. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ 2010. № 4. С. 23-25.
© 2013
THEORETICAL BASES OF THE PROBLEM OF UNDERSTANDING TEXT
T.D. Perepelyuk, Ph.D., assistant professor of psychology
Uman State Pedagogical University named after Paul Tychyny, Uman (Ukraine)
Anotation: Understanding - is a multi-level process and the result of understanding the essence of the phenomenon, the main characteristics of which are the depth, completeness, expressiveness, clarity, soundness. The main criteria that show understanding of the communication is the amount received from the text information and re-structuring of texts summarizing its main content. Impact on the understanding of the objective and subjective factors.
Keywords: understanding, text, method, activity, consciousness, thinking.
УДК 37.017.4
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2013
Н.И. Пустовалова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Психология»
В.Г. Пустовалова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Общественная значимость проблемы развития гражданственности определяется потребностью общества в социальной активности студентов и необходимостью воспитания у них качеств, входящих в понятие «гражданственность». В статье рассматривается решение проблемы развития гражданственности у студентов педагогических специальностей вуза.
Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, патриотизм.
Гражданское воспитание студентов, направленное на развитие гражданственности как интегративного качества личности, является одной из актуальных проблем современного Казахстана; заключает в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Развитие гражданственности одна из основных задач подготовки современного специалиста любой профессиональной направленности. По определению Г.Н. Филонова [1] «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций: осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».
Л.И. Аманбаева [2] утверждает, что гражданственность является приоритетной ценностью, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достичь человеческого совершенства. Таким образом, в период обучения в вузе следует стремиться к развитию в каждом студенте гражданских качеств, определяющих меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетвор-чества. Это предполагает воспитание высокого уровня самосознания, самоуважения, собственного достоин-
ства, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки и т. д.
По мнению Е. Чернаевой [3] «гражданственность -это одно из ведущих идейно-нравственных качеств личности, формирующихся в системе образования и других видов деятельности; «понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
Сущность гражданственности заключается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством и народом, использования своих прав, соблюдении Конституции. Все эти качества в значительной мере формируются в ходе изучения исторических дисциплин.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют, по мнению А.А. Артемова, гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная педагогическая деятельность. При этом важно, чтобы утвердившиеся идеалы общества принимались личностью как свои собственные, сформированное гражданское сознание давало молодому человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества [4].
Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом задачу воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Для нашего многонационального государства, в котором проживает более 130 народов и народностей, гражданственность и патриотизм особенно важны, так
как они объединяют людей, помогают строить единую, устремленную в будущее страну [5].
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан приоритетными задачами системы образования являются: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям» [6].
Результатом гражданского воспитания является сформированность интегрального личностного качества - гражданственности. Интегральность гражданственности обусловлена тем, что она охватывает ряд аспектов отношений личности гражданина с обществом: социально-политических, духовных и других. Гражданственность как качество личности предполагает и сущность гражданского самосознания личности [7].
В связи с этим, необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Студенческий возраст - период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны. В связи с происходящими изменениями в системе отечественного образования назрела необходимость определения теоретико-педагогических подходов к формированию гражданственности студентов, осознания имеющегося в историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы. С точки зрения Е.Н. Титовой, общественная значимость проблемы развития гражданственности студентов высока в настоящее время: для развития гражданского общества необходимо воспитание у студентов качеств, входящих в понятие «гражданственность» [8].
Вопрос развития гражданственности студентов сложен и многогранен. Это широкая философская, социальная и педагогическая проблема. Она включает в себя характеристику понятия как логико-гносеологической категории, психолого-педагогические условия формирования гражданственности, определение системы общепедагогических знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в работе по формированию гражданственности студентов. Исторический опыт демонстрирует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения общества. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает государству потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому нигилизму, крайнему индивидуализму, настороженному отношению к принимаемым законам, небрежности в их соблюдении, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина [9].
Основная цель гражданского воспитания студентов
- добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты педагогического образования были достойными гражданами своей страны. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина.
Ученые выявили несколько уровней сформирован-ности гражданственности у студентов вуза. На первых курсах студенты пытаются определить свое место в обществе, адаптироваться к новой жизни, занять активную позицию в разнообразных социальных отношениях, группах. Многие стремятся проявить себя, сопоставить
с другими и выразить свою позицию по отношению к окружающим (однокурсникам, преподавателям), т.е. на первом и втором курсах происходит развитие и реализация личностной (коммуникативной) стороны деятельности. Третий курс для студентов является переломным, поскольку учебный процесс усложняется, актуализируется предметно-практическая деятельность, развивающаяся и реализующаяся на четвертом курсе. Важными уже становятся мировоззренческие и ценностные ориентации, профессиональные интересы, перспективы самореализации личности в обществе, самоопределение [10].
В качестве одного из эффективных путей решения проблемы формирования чувств гражданственности и патриотизма у современной студенческой молодежи в исследовании З.В. Медведевой, С.Н. Федоровой, предлагается использовать в образовательно-воспитательной практике учебных заведений этнокультурные образовательные технологии [11].
Теоретические проблемы воспитания гражданственности и духовности современной молодежи раскрыты в исследовании С.А. Мукомел [12].
С позиции И.С. Ереминой, технология управления развитием гражданственности представляет собой механизм взаимодействия компонентов целостной системы, в которой посредством реализации целей обеспечиваются целенаправленность и организованность деятельности субъектов воспитания и самовоспитания, способствующих развитию гражданских качеств студентов [13].
Критериями и показателями, характеризующими уровень гражданственности будущих педагогов, являются:
- когнитивный, реализующийся в следующих показателях: знание истории развития идеи гражданского воспитания и её значения в современном обществе; сущности гражданского воспитания на современном этапе; методики гражданского воспитания современных студентов; особенностей гражданского воспитания; диагностики гражданского воспитанности и условий эффективности организации гражданского воспитания;
- мотивационно-гностический, раскрывающийся в следующих показателях: отношение к Родине, к своему народу и его культуре, к представителям других национальностей и их культуре; к политико-правовой сфере государства; к обществу, общечеловеческим проблемам; к профессиональной деятельности в русле гражданского воспитания;
- поведенческий, включающий следующие показатели: участие в социальных и благотворительных акциях вуза; в общественно-полезной деятельности; активная деятельность по гражданскому воспитанию в период педагогической практики [14].
Обобщенный анализ научных материалов по гражданскому воспитанию студентов позволяет сформулировать основные его принципы и направления:
1. Развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию.
2. Развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества.
3. Качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции.
4. Осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов.
5. Реализация субъектной позиции студентов посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, во имя интересов общества.
6. Преодоление разрыва в ценностной ориентации
молодых и взрослых, которые И.И. Ильинский и В.А. Караковский считают следствием растерянности обоих поколений в создавшихся политических, экономических и социальных условиях. Сохранение преемственности в культуре, традициях, национальных особенностях населения страны [15, с.64].______________________
В ходе нашего исследования, опираясь на концепции Ю.К. Бабанского, А.М. Князева, В.А. Караковского, нами была разработана модель учебно-воспитательного процесса по развитию гражданственности.
В основу нашей модели положен процесс воспитания гражданственности как интегративного качества личности, включающего следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-гностический и поведенческий.
Целевой блок представляет конкретизацию преподавателем целей и задач развития гражданственности в условиях освоения студентами специальности «Педагогика и методика начального обучения» педагогических и специальных дисциплин. Исходя из социального заказа общества и основных компонентов гражданственности личности, основной целью развития гражданственности в условиях освоения студентами дисциплин нами была определена подготовка сознательного, социально и профессионально компетентного специалиста - ответственного и активного субъекта деятельности в гражданском обществе.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, нами был организован и проведен педагогический эксперимент, который осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе экспериментального исследования нами была изучена психолого-педагогическая, политическая, научная и специальная литература, конкретизировался научный аппарат, подтвердилась актуальность темы исследования, а также конкретизировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Определена база исследования - СКГУ им. М. Козыбаева.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами специальности «Педагогика и методика начального обучения» в количестве 68 человек. С целью определения исходных данных у испытуемых были изучены такие качества как гражданственность, гуманизм, патриотизм, самосознание. Используя Концепции о развитии гражданственности исследователей С.Б. Омаровой, Б.Т. Лихачева, Е.В. Бондаревской, Д.С. Шахметовой нами были разработаны анкеты, с помощью которых были изучены указанные качества. Ответы студентов были проранжированы по степени важности вопроса и ответа. Также для изучения гражданского самосознания будущих учителей, мы использовали методику «Сочинение», цель которой является установление степени освоения будущими учителями процесса формирования гражданского самосознания. Студентам предлагалось написать сочинение на тему «Я должен быть достойным гражданином!» или «Быть учителем - это мой гражданский долг!». Полученные данные обрабатывались и анализировались по содержанию. Выявлялся уровень понимания гражданского самосознания учителя.
Для выявления компонентов гражданственности были использованы следующие методы исследования:
- наблюдение (мотивационно-гностический компонент),
- анкетирование гражданского самосознания будущего учителя, знаний своих прав и гражданских обязанностей (когнитивный компонент);
- метод «Написание сочинения», анкетирование на выявление интереса к профессии, активности студентов и выполнение гражданских обязанностей (поведенческий компонент).
Анализ проделанной работы показал, что 63% студентов не осознают сути гражданского самосознания и его роли в будущей профессиональной деятельности.
Был проведен констатирующий диагностический срез по всем параметрам исследования, результаты которого позволили определить контрольную и экспериментальную группы.
Результаты анкетирования показали, что студенты не точно знают: «Какие гражданские обязанности пред-
усмотрены Конституцией РК»; «Сколько национальностей проживет в РК»; «Какими правами и обязанностями обладают граждане РК»; «Какие качества составляющие понятии «гражданственность» присутствуют у них самих».
Ни в одной анкете не было ответа на вопрос о том, что должен знать, уметь и понимать будущий учитель, которого можно назвать настоящим гражданином страны. На вопрос: «Какими качествами должен обладать гражданин страны», ни один студент не указал качества, которые определяют понятие «гражданственность».
Для распределения студентов по уровням развития гражданственности мы выделили три уровня: высокий -60-90 б., средний - 40-60 б., низкий - 0-40 б.
Для проведения формирующего эксперимента нами разработана программа «Развитие гражданственности у студентов, будущих учителей начальных классов».
Цель программы: Развитие гражданственности как значимого личностного качества у студентов и гражданской компетенции.
Задачи программы: 1. Создание комплекса педагогических условий для развития совокупности позитивных гражданских свойств личности и активизация участников.
2. Развитие гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня развития гражданственности.
2. Повышение активности участия студентов в политических мероприятиях.
Для реализации задач разработанной программы развития гражданственности у студентов вуза были проведены необходимые мероприятия.
На третьем этапе был проведен контрольный срез, анализ и интерпретация результатов исследования, результаты которого были сопоставлены с результатами констатирующего диагностического среза, что позволило распределить студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития гражданственности и сравнить результаты на начало и конец эксперимента.
Таблица 1. Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития гражданственности на начало и конец эксперимента
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
начало эксперимента конец эксперимента начало эксперимента конец эксперимента
чел. % чел. % чел. % чел. %
низкий 11 38 б 20 11 38 9 30
средний 16 52 19 62 16 52 17 57
высокий 3 10 5 18 3 10 4 13
Эффективность разработанной модели и программы оценивалась по уровню сформированности и характеру проявления структурных компонентов гражданственности с использованием критериев и показателей.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствует о том, что в экспериментальных группах показатели сформированности гражданственности выше, чем в контрольных группах, что позволяет сделать вывод о том, что повышение эффективности развития гражданственности у студентов вуза возможно при соблюдении следующие педагогических условий:
- разработке содержания учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие гражданственности у студентов;
- использовании воспитательного потенциала педагогических и специальных дисциплин с широким применением контекстного подхода, активных форм и методов обучения (проблемный, анализ конкретных ситуаций, деловые дидактические игры, проекты, имеющие гражданскую направленность и др.).
Наша гипотеза о том, что если учебно-воспитательный процесс по развитию гражданственности в вузе бу-
дет организован на основе, разработанной модели и специальной программы, это будет способствовать повышению уровня развития гражданственности студентов вуза, будущих учителей начальных классов, так как студенты будут вовлечены в деятельность, направленную на освоение совокупности позитивных гражданских качеств личности, подтвердилась полностью. А значит разработанная нами программа, направленная по развитие гражданственности у студентов, будущих учителей начальных классов является эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001. - С.20-21.
2. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: Дис... д. пед. наук. - Якутск, 2002. - 165 с.
3. Чернаева Е. Гражданственность как качество личности. // Учитель Республики, 2008. - С.125-136.
4. Артёмов А.А. Гражданское воспитание подростков в клубных формах дополнительного образования по месту жительства: Дис... к. пед. наук. - М., 2011. - 215 с.
5. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. - № 4. - С.82-90.
6. Закон РК «Об образовании». - Астана, 2007. -http://www.gymnasia8.kz/study/zakon.
7. Джилкишева М.С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи/ Джилкишева М.С.//
Вестник Академии Педагогических наук Казахстана, 2010. - № 1. - С.7-12.
8. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.
9. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис... д. пед. наук. - Ставрополь, 1997. - 190 с.
10. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М., 1986. - 303 с.
11. Медведева З.В., Федорова С.Н. Использование этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. - С.189-193.
12. Мукомел С.А. Воспитание гражданственности и духовности современной молодежи в педагогической деятельности педагога-новатора Александра Антоновича Захаренка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. С.201-205.
13. Еремина И.С. Технология управления развитием гражданственности у обучающихся в юридических вузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. - С.98-100.
14. Левкина Е.В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе: Автореферат. к. пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.
15. Караковский В.А. Любимые мои ученики. - М., 1987. - 374 с.
THE QUESTION OF THE CITIZENSHIP OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES OF THE UNIVERSITY AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2013
N.I. Pustovalova, candidate of pedagogical sciences, professor of department Psychology V.G. Pustovalova, master of education, senior lecturer of department Psychology
North Kazakhstan State University n. M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: The public significance of the problem of the development of citizenship is determined by the demand of the society in the social activity of students and the necessity of fostering the qualities included in the concept of «citizenship». The article considers the problems of the development of citizenship among students of pedagogical institutes of the University.
Keywords: citizenship, civic education, patriotism.
УДК 372.41
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2013
А.Н. Саржанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
начального и дошкольного образования
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: В статье раскрываются пути литературного развития учащихся начальных классов через литературно-творческую деятельность.
Ключевые слова: литературное развитие, литературные способности, читательская деятельность, речевые умения.
Целью литературного образования является литературное развитие учащегося как компонент его культурного развития. В современной системе образования процесс литературного развития складывается из трех направлений. Первым направлением является совершенствование читательской деятельности, т.е. повышение качества восприятия художественных произведений, умение оценивать произведение и высказывать свою точку зрения. Вторым направлением осуществляется развитие литературно-творческих способностей детей и третьим направлением является повышение уровня культуры ребенка.
Литературное развитие - процесс меняющийся с возрастом, так как по мере накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. На литературное развитие учащихся начальных классов сказывается
определенная система работы того или иного учителя. Использование им определенных методов и приемов для литературного развития учащихся, форм проведения уроков литературного чтения, а также личная заинтересованность учителя в этом процессе. Необходимо отметить, что неумелое использование перечисленных компонентов может привести к торможению литературного развития детей. Неправильно организованная литературно-творческая деятельность может привести к механическому использованию книжной лексики в речи детей.
Вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей. Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление