9. Stupnickaya M.A. Novye pedagogicheskie tehnologii: uchimsya rabotat' nad proektami: rekomendacii dlya uchaschihsya, uchitelej i roditelej. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2013.
10. Umalatova Z.M. Upravlenie vospitatel'noj deyatel'nost'yu na municipal'nom urovne. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013; 3 (24): 100 - 105.
Статья поступила в редакцию 16.02.17
УДК 378.01
Chumarov G.V., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Vabishevich A.V., adjunct, Head of Training Department, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia, Professor, Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Timofeev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Tactics, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Golodnov S.P., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: golodnov [email protected]
CITIZENSHIP AS AN INTEGRATIVE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY OF AN OFFICER OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The research describes professional qualities of officers. The researchers analyze integrative personality traits as citizenship, which is a complex socio-psychological phenomenon, which is based on recognizing and assessing the military of their civil rights and obligations, established in the public rights and freedoms. The work studies civic values, feelings and personality traits, by which a person establishes his position of a citizen. The paper defines active in social activities, expressing the identity of their social role of a citizen. The work helps to disclose structural components of citizenship, as well as the urgency of formation of readiness of future officers in military civic education.
Key words: citizenship, national guard, professional-quality, future officer of National Guard troops.
Г.В. Чумаров, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
A.В. Вабищевич, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, начальник учебного отдела, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; проф. каф. военной педагогики и психологии, Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected] А.И. Тимофеев, канд. пед. наук, преп. каф. тактики Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
C.П. Голоднов, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной статье рассмотрены профессиональные качества офицеров, в частности более подробно проведён анализ такого интегративного качества личности как гражданственность, представляющего собой сложное социально-психологическое явление, которое заключается в осознании и оценке военнослужащим своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе прав и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина. Раскрываются структурные компоненты гражданственности, а также обоснована актуальность формирования готовности будущих офицеров к воспитанию гражданственности военнослужащих.
Ключевые слова: гражданственность, национальная гвардия, профессиональные качества, будущий офицер войск национальной гвардии.
Происходившие в последние годы изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире, привели к серьезным переменам в жизни Российского государства, как следствие - трансформация общественных отношений, пересмотр системы ценностей. На фоне общего экономического спада, расстановки новых приоритетов и изменения взаимосвязи личности и общества, вопросы воспитания таких качеств как нравственность, патриотизм и гражданственность приобрели первостепенное значение, что также было закреплено в нормативных документах.
Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» отражено, что «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения
уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
В стратегии национальной безопасности РФ одной из основных целей в области культуры определено сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы Российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности [1].
Таким образом, воспитание гражданственности в современных условиях становится неотъемлемой частью новой парадигмы общественных процессов, направленных на укрепление суверенитета и стабильности Российской Федерации, ее национальной безопасности.
Важное место в вопросах обеспечения общенациональных интересов и защиты Отечества от различных посягательств заняли войска национальной гвардии Российской Федерации (далее войска национальной гвардии), преобразованные Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» из внутренних войск МВД РФ. Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее ФЗ «О войсках национальной гвардии») определено, что войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности. Статьей 6 ФЗ «О войсках национальной гвардии» закреплено, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации. Вышесказанное дает основания говорить о высоком уровне доверия со стороны руководства страны, оказанном войскам национальной гвардии и важности, выполняемых ими задач и мы полагаем - это требует и совершенствования подходов в деле воспитания будущих офицеров войск национальной гвардии.
Как особо отметил директор Федеральной службы войск национальной гвардии генерал армии Золотов В.В., - «военнослужащие и сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии РФ должны отличаться высокими морально-деловыми качествами и профессиональным подходом к делу. От «кадрового балласта» будут избавляться. В новой структуре не место тем, кто склонен к коррупции, личной недисциплинированности и противоправным проявлениям» [2].
Военно-профессиональные качества офицеров включают компетентность, дисциплинированность, командирскую волю, организаторские способности, творческую активность, психологические и физические качества. Военно-профессиональная компетентность характеризуется военно-профессиональными знаниями, необходимыми для уверенного исполнения обязанностей по службе. Объём и содержание знаний, навыков, умений, определяется требованиями, предъявляемыми к должности. Дисциплинированность офицера проявляется в его внутренней убеждённости, в необходимости сознательного выполнения требований законов РФ, Военной присяги, воинских уставов, умении управлять своим поведением в любой обстановке. Командирская воля - это целеустремлённость, инициатива, самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении целей; требовательность к себе и подчинённым; выдержка и самообладание; умение подчинить людей своей воле и выполнить поставленные задачи в любых условиях обстановки. Организаторские способности - умение выделять главное звено в работе, подобрать нужных исполнителей и чётко распределять обязанности между ними, способность мобилизовать подчинённых на эффективное выполнение задач, твёрдо и непрерывно управлять подчинённым подразделение в боевой обстановке, обеспечить контроль исполнения, создать в подразделении благоприятный морально-психологический климат. Творческая активность - творческий подход и инициатива, неустанный поиск новых путей с целью решения поставленной перед подразделением задачи, предвидение и интуиция. Психологические качества обеспечивают у офицера психологическую устойчивость, способность быстро ориентироваться в часто меняющейся обстановке, переносить тяготы, суровые испытания и лишения военной службы, преодолевать страх и т. п. [3].
Вместе с тем одним из наиболее значимых профессиональных качеств офицера является его гражданственность. Гражданственность, как категория философская - это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Мысль воспитания гражданственности прослеживается в работах многих педагогов и рассматривается в контексте понятий патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав и свобод человека. Существует несколько подходов к пониманию сущности гражданственности.
Одни исследователи считают, что как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством [4].
Рассматривая эволюцию понятия гражданственность, мы видим, что на разных этапах оно понималась как:
- общественно-государственный патриотизм, то есть сознание и чувство принадлежности к многонациональному государственно-организованному обществу, включающее в себя уважение к государству, его конституции, законам, символам, готовность защищать его строй, законопорядок;
- интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [5].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой под гражданственностью понимается нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [6].
В психологии (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан) она рассматривается как интегративное качество в структуре направленности личности, отражающее её характеристики. С позиции социологии (Ю.В. Вишневский, Е.С. Казаков) - как качественная характеристика различных видов деятельности социальных общностей, суть которой состоит в том, что она выступает мерой самореализации человека как гражданина. Правовой аспект гражданственности (Ф.Б. Горелик, Г.П. Давыдова, Е.В. Известнова, Л.Л. Хоружая) выражается через осознание и оценку личностью своего положения в обществе, прав и обязанностей гражданина. В педагогических исследованиях советского периода (P.P. Бандура, Е.И. Кокорина, Н.А. Шатунова, Д.С. Яковлева) гражданственность выступает не как самостоятельное качество личности, а как «высший уровень развития политической сознательности», классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма. В современной педагогике (А.С. Гаязов, A.M. Князев, А.Ф. Никитин, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов) гражданственность рассматривается как интегративное качество и базовая ценностная ориентация личности, определяющая её социальную направленность, позволяющая человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [4].
Признавая неоднозначность этих подходов, систематизировав их, А.П. Жигадло приходит к пониманию гражданственности как интегративного качества личности, выражающегося в осознании и оценке личностью своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе норм и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина. Сопоставление точек зрения различных ученых по вопросу гражданственности, особенностях её проявления приводит к мнению о том, что следование человека гражданским установкам, ценностям, готовность его к гражданским действиям обусловлено сформирован-ностью структурных компонентов гражданственности личности в процессе её социально-политической самоидентификации. Это выражается в принятии личностью политики государства, национально-государственной идеологии в построении гражданского общества, правового, социального государства; сформированно-сти у неё готовности к самореализации в соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества, к государственно-патриотическому образу социальных действий; в проявлении гражданских чувств, в овладении отечественными духовными ценностями, целостным мировоззрением [7].
Исходя из вышеизложенного, исследователи выделяют системообразующие составляющие гражданственности:
1. Когнитивный компонент (гражданское мировоззрение, в т. ч. политические, юридические, этические, исторические и другие знания, необходимые для формирования гражданской позиции личности, гражданские убеждения; гражданское мышление, (понимание социально-политических процессов и явлений, происходящих в государстве; умение анализировать сложившиеся социальные ситуации и излагать собственные идеи по их разрешению).
2. Духовно-нравственный компонент (гражданское самосознание, гражданская идеология, в т.ч. гражданские ценности), доверие институтам общества; совесть; гражданская культура.
3. Мотивационный компонент (гражданская позиция, сознание общественного долга и ответственность при выполнении социально значимой деятельности).
4. Чувственно-эмоциональный компонент (гражданская психология, гражданские чувства (чувство собственного достоинства, любовь к Родине, патриотические, национальные и интернациональные чувства), позитивно-эмоциональное отношение к Отечеству и социально значимой деятельности на благо государства).
5. Деятельностный компонент (гражданское поведение; качества личности (гражданская активность, инициативность, ответственность, законопослушание, готовность личности к соблюдению правовых, моральных и социальных норм), гражданская компетентность) [7].
В понимании структуры гражданственности сделан акцент на том, что её интегративный характер выражается единством сознания, чувства и поведения будущего офицера как гражданина. Общей основой в трактовке гражданственности личности выступают «патриотизм» и «общественная активность личности», что соответствует духовной основе российского человека и подтверждает важность деятельной сущности развития этого качества личности.
Гражданственность означает, прежде всего, не субъективное умонастроение человека, а его реальную общественную позицию, является необходимой предпосылкой определенного типа поведения; основана на любви и преданности своему Отечеству и включает в себя патриотические убеждения и чувства. Гражданственность проявляется, прежде всего, в реальной гражданской позиции человека. Можно выделить, что гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении общества, направленные на реализацию социальных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов [8].
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что гражданственность - это интегративное качество, базирующееся на общественных духовно-идеологических ценностях. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным происходит в процессе гражданского воспитания. Основной целью его является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспи-
Библиографический список
танием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. «Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовать свои возможности в обществе» [5].
Таким образом мы можем говорить о том, что основополагающим компонентом в структуре личности будущих офицеров войск национальной гвардии, выступает гражданственность, представляющая собой сложное социально-психологическое явление, которое заключается в осознании и оценке военнослужащим своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе прав и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина.
Военные образовательные организации высшего образования войск национальной гвардии осуществляют подготовку будущих офицеров, значимая роль которых, в поддержании общественного порядка на территории страны и безопасности государства в целом. Целью процесса воспитания курсантов является развитие гражданственности офицера-профессионала как интегративного качества личности, включающего в себя мировоззрение, характеризуемое с позиций гордости за свою страну, её историю, научно-технические достижения; способность, с одной стороны, своей профессиональной деятельностью обеспечить защиту общества и государства, территориальную целостность страны, а с другой - осознавать и реализовывать свои права, свободы и обязанности, активно и ответственно осуществлять социальную деятельность, ориентируясь на общепринятые гражданские нормы и ценности.
Необходимо отметить, что актуальность процесса формирования гражданственности у будущих офицеров заключается еще и в том, что имея уже сформированное данное качество, офицер должен быть готов к воспитанию гражданственности и у своих подчиненных военнослужащих. А это имеет большую социальную и педагогическую значимость в ходе подготовки военных профессионалов, от качества решения данного вопроса зависит выполнение военнослужащими служебно-боевых задач, не только на основе осознания своих должностных обязанностей, но и на основе нравственных убеждений и твердой гражданской позиции каждым военнослужащим.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683.
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ.
3. Официальный сайт Росгвардии. Available at: http://rosgvard.ru/general-armii-viktor-zolotov-vruchil-gosudarstvennye-nagrady-voennosluzhashhim-tsentralnogo-regionalnogo-komandovaniya/
4. Энциклопедия. Available at: http: // encyclopedia.mil.ru/ encyclopedia/ dictionary / details _ rvsn.htm?id = 12822 @ morfDictiona ry
5. Тимофеев А.И. Гражданственность как социально-педагогический феномен. Сибирский педагогический журнал. 2010; 2: 163 - 168.
6. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад; Редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Гле-бова и др. Большая Российская энциклопедия, 2003.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Жигадло А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
9. Филиппова Л. О понятии «гражданственность». Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2007; 1: 180182.
References
1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 goda № 683.
2. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ.
3. Oficial'nyjsajtRosgvardii. Available at: http://rosgvard.ru/general-armii-viktor-zolotov-vruchil-gosudarstvennye-nagrady-voennosluzhashhim-tsentralnogo-regionalnogo-komandovaniya/
4. 'Enciklopediya. Available at: http: // encyclopedia.mil.ru/ encyclopedia/ dictionary / details _ rvsn.htm?id = 12822 @ morfDictiona ry
5. Timofeev A.I. Grazhdanstvennost' kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; 2: 163 - 168.
6. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; Redkollegiya: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2003.
7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': Dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 2-e izd., ster. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
8. Zhigadlo A.P. Upravlenie vospitatel'nojsistemojrazvitiya grazhdanstvennostistudentovtehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
9. Filippova L. O ponyatii «grazhdanstvennost'». Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.18. Sociologiya i politologiya. 2007; 1: 180182.
Статья поступила в редакцию 03.03.17