- постоянное стремление к новым горизонтам, саморазвитие и самосовершенствование педагога;
- уважение, граничащее с поклонением по отношению к личности учителя со стороны учеников;
- готовность учащихся к постоянному целенаправленному
труду.
• Проведение совместных исследований и педагогических мероприятий по развитию педагогики сотворчества в вузах России и Китая.
За последние годы установились творческие контакты между вузами Китая и России. Особенно тесные связи возникли между Шаньдунским женским университетом и Московским городским педагогическим университетом в направлении музыкального образования. В КНР были проведены мастер-классы и лекции профессора Л.И. Уколовой и профессора О.В. Грибковой [5].
В аспирантуру и бакалавриат Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета поступили китайские студенты. В этом институте преподает известный китайский музыкант - певец Цзян Шанжун. Данное исследование также ведется в рамках сотрудничества указанных вузов.
Постепенно высвечиваются оптимальные совместные критерии и уровни проявления сотворчества педагога и учащихся как наиболее важные в контексте развития педагогики сотворчества [8].
Опора на музыкально-педагогические традиции.
Как уже было показано в предыдущих параграфах, большое значение для будущего специалиста имеет его отношение к традициям, сложившимся в его будущей профессии, к традициям его народа в области музыкального искусства.
Библиографический список
На примере развития музыкально-педагогического образования в Китайской Народной Республике можно видеть тенденцию европеизации в данной области. Эта тенденция не нова, она насчитывает, по меньшей мере, сто лет, так как первые профессиональные образовательные учреждения в этой области возникали как раз на основе европейской традиции.
Вместе с тем, древнейшие традиции китайского народа, имеющие свою ярко выраженную специфику, отличающиеся особым отношением к музыкальному искусству и к процессу образования не должны исчезнуть. Наилучшим решением данной проблемы является, по нашему мнению, гармоничное сочетание общепринятых в мире европейских традиций музыкального образования и национальных, выработанных на протяжении веков традиций китайского народа.
Стремление к осознанной реализации в профессии.
Данный критерий имеет своей целью показать, насколько ясно будущий специалист представляет себе смысл и форму свой будущей профессиональной деятельности и, осознавая все трудности, все же стремится к ней.
Нужно понимать, что при всем глубоком уважении к личности учителя в Китае, сам учитель обязан постоянно подтверждать свой статус, свой профессиональный уровень. Учитель - это тот, кто сам лучше других учится на протяжении всей жизни.
Этот аспект также укрепляет сотворчество педагога и учащихся, потому, что учитель сам постоянно учится, а ученик осознает все трудности будущей профессии и понимает проблемы, с которыми ему предстоит столкнуться.
1. Сокерина И.В. Изучение музыкальной одаренности: психологический аспект. Среднее профессиональное образование. 2010; 8: 47 - 48.
2. Сокерина И.В., Уколова Л.И., Цзян Шанжун.Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 211 - 213.
3. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.
4. Уколова Л.И., Цзян Шанжун. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», Чебоксары, 2016.
5. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 132 - 135.
6. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения. Искусство и образование. 2008; 2: 62 - 67.
7. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Педагогика искусства. 2012; 4: 40 - 49.
8. Уколова Л.И. Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 43 - 44.
References
1. Sokerina I.V. Izuchenie muzykal'noj odarennosti: psihologicheskij aspekt. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; 8: 47 - 48.
2. Sokerina I.V., Ukolova L.I., Czyan Shanzhun.Osnovnye teoreticheskie podhody otechestvennyh i zarubezhnyh pedagogov k probleme 'esteticheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 211 - 213.
3. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
4. Ukolova L.I., Czyan Shanzhun. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah. Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», Cheboksary, 2016.
5. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie i nauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132 - 135.
6. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury molodogo pokoleniya. Iskusstvo iobrazovanie. 2008; 2: 62 - 67.
7. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2012; 4: 40 - 49.
8. Ukolova L.I. Sovremennye koncepcii sozdaniya kul'turnoj sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 43 - 44.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 37.035.6
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Primary Education, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Sociohumanitarian Disciplines, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova K.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sociohumanitarian Disciplines, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND INNOVATIVE ENVIRONMENT IN SCHOOL. The work states the urgency of development of educational and innovative environment at the level of district (city). The paper shows a scheme for the development and implementation of the program of the development of this environment, identifies pedagogical and organizational measures to ensure the introduction of the innovation into high school. The developed system of indicators helps to measure the level of development of educational and innovative environment of the municipality. It is possible use this platform to determine the degree of organizational and pedagogical support of the educational and innovative
environment, to analyze the operation of local and regional education authorities and to make adjustments in their programs with the aim of improving the quality of education.
Key words: innovation education, educational and innovative environment, program, municipality, system of indicators, pedagogical and organizational support, basic education.
З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected] М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
К.М. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
В статье обоснована актуальность развития образовательно-инновационной среды на уровне района (города); предлагается схема разработки и реализации программы развития такой среды; определены педагогические и организационные мероприятия, обеспечивающие внедрение инноваций в основной средней школе. Разработана система показателей оценки уровня развития образовательно-инновационной среды муниципалитета, на основе которых возможно определить степень организационного и педагогического обеспечения образовательно-инновационной среды, анализировать деятельность местных и региональных органов управления образования и вносить коррективы в их программы с целью повышения качества образования.
Ключевые слова: инновационное образование, образовательно-инновационная среда, программа, муниципалитет, система показателей, педагогическое и организационное обеспечение, основное общее образование.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов на основе внедрения инноваций в систему основного общего образования. При этом складывается система объективных связей между различными позициями в инновационном и образовательном пространстве, регулирующие те или иные виды взаимодействия. Исследование вопросов взаимодействия образовательных и инновационных связей, на основе которых формируется и развивается образовательно-инновационная среда, приобретает особую актуальность.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что «инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1, с. 23].
В России основными инновационными направлениями деятельности в системе общего среднего образования являются:
1) инновационные технологии воспитания (создание системы дополнительного образования, информационные (создание сайтов, банка идей, Интернет), школы полного дня и др.);
2) создание системы работы с одаренными детьми;
3) информатизация образовательного процесса;
4) применение инновационных технологий (личностно-ори-ентированное обучение, игровые технологии, технологии развивающего обучения, проблемное обучение и т.д.).
Так что можно говорить об инновационном образовании как о целенаправленном процессе воспитания и инновационного обучения человека, который характеризуется наличием педагогических инноваций, инновационного процесса и инновационной деятельности. В совокупности имеем дело с формированием и развитием образовательно-инновационной среды средней школы.
Анализ тенденций развития общего среднего образования в Российской Федерации показывает, что по имеющимся у школ финансовым, материально-техническим, кадровым возможностям субъекты Федерации сильно дифференцированы. В тоже время внутри муниципалитета (района, города) они имеют схожие условия и возможности. Поэтому исследование проблем развития образовательно-инновационной среды в пределах школ одного и того же муниципального образования представляется разумным.
Исследование и реализация организационных и педагогических условий развития образовательно-инновационной среды на муниципальном уровне по сравнению с уровнем отдельной
основной средней школы имеет ряд преимуществ. Это возможность эффективного управления и контроля; осуществление единого подхода ко всем образовательным учреждениям муниципалитета; рациональное распределение финансовых, материально-технических средств; наличие более компетентных кадров и др.
Сам процесс разработки и реализации соответствующей программы нам представляется последовательностью следующих этапов.
1. Изучение существующей ситуации в образовательно-инновационной сфере позволяет определить имеющиеся в данной системе преимущества и недостатки. На основе анализа собранной информации выявляются педагогические, экономические, финансовые, инновационные и другие проблемы, которые требуют скорейшего решения.
2. Для успешного развития образовательно-инновационной среды необходимо формировать перечень инноваций, которые возможно использовать в общеобразовательной школе. Такие инновационные идеи могут быть получены из таких источников, как научные исследования; изучение интересов, возможностей и способностей детей и подростков; деятельность лучших образовательных учреждений и педагогов; новые законы, постановления и т.д.
3. Для разработки образовательно-инновационной программы необходимо из выбранного перечня инноваций отобрать наиболее перспективные и реальные на осуществление. Затем в соответствии с особенностями и спецификой образовательного учреждения разрабатывается инновационная программа. При разработке такой программы необходимо учитывать, где и как в других образовательных учреждениях внедрены подобные инновации. Например, переход на новые учебные планы и программы, использование информационных технологий в учебном процессе, создание системы работы с одарёнными детьми: модульная форма обучения и контроля знаний, организация профессиональной ориентации в школе и другие. Инновационная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий. Следует отметить, что при этом всегда существуют ограничения как во времени, так и в кадровом и финансовом обеспечении образовательно-инновационной программы.
4. Выполнение образовательно-инновационной программы лучше осуществлять командой, представляющей собой временное организационное объединение педагогов, управленцев и других работников и созданной с целью разработки конкретной инновации. При этом необходимо выявить, насколько цели образовательного учреждения совпадают с целью выполняемой инновации. На этой стадии исследуются все вопросы, связанные с обеспечением кадрами, финансами, помещениями, оборудованием.
5. Контроль исполнения и оценка результатов выполненных этапов работы позволяют выявить упущения и отклонения от установленных норм и требований учебно-воспитательного процесса, что позволяют обеспечивать обратную связь путём внесения изменений в программу работ развития образовательно-инновационной среды как отдельного образовательного учреждения, так и системы образования муниципалитета в целом.
К организационным мероприятиям обеспечения образовательно-инновационной среды относятся: создание рабочей группы для научного обоснования выбора инноваций, школ, классов для нововведений; изучение существующего положения дел с инновациями в школах муниципалитета; определение материально-технических, финансовых и других затрат на внедрение инноваций и их распределение; составление образовательно-инновационной программы, контроль и оценка результатов развития образовательно-инновационной среды; педагогические и информационно-коммуникационные технологии выполнения образовательно-инновационной программы; контроль и оценка педагогических результатов развития образовательно-инновационной среды муниципалитета и др.
Основываясь на анализе программных документов [2 - 4], мы разработали систему показателей оценки уровня развития образовательно-инновационной среды муниципалитета.
1. Индекс инновационного развития системы образования в муниципалитете:
И = И, : И,-.
где И, - число инновационных проектов, внедренных в учебно-воспитательный процесс системы образования муниципалитета в ,-ом году;
Ии- число инновационных проектов, внедренных в учебно-воспитательный процесс системы образования муниципалитета в (Н)-ом году.
2. Коэффициент участия работников системы образования муниципалитета в инновационной деятельности:
У = Р : Р,
и '
где Ри - численность работников системы образования муниципалитета, участвующих в инновационной деятельности образовательных учреждений;
Р - общая численность работников, занятых в системе образования муниципалитетов.
3. Индекс внедрения в систему образования муниципалитета инноваций в области информатизации образовательного процесса:
В = К, : К-1
где К,- количество инноваций в области информатизации образовательного процесса в ,-ом году в муниципалитете;
К,и- количество инноваций в области информатизации образовательного процесса в (Н)-ом году в муниципалитете.
4. Профессиональный индекс развития системы образования в муниципалитете:
П = чзо : чз
где ЧЗО - численность занятых в сфере образования муниципалитета (тыс. чел.);
ЧЗ - численность всего занятого населения в муниципалитете (тыс. чел.).
5. Показатель кадрового обеспечения сферы образования муниципалитета:
К = ЧК : ^
где ЧК - численность работников с высшим и средним специальным образованием, занятых в сфере образования муниципалитета;
ЧО - общая численность работников с высшим и средним специальным образованием, занятых в муниципалитете.
6. Коэффициент, характеризующий финансовые и материально-технические затраты на инновационное образование в муниципалитете:
Ф = СИ : ^
где СИ - сумма финансовых, материально-технических затрат в муниципалитете на инновационное образование за год;
СО - сумма общих финансовых и материально-технических затрат в муниципалитете на систему образования за год.
На основе расчетных данных этих показателей и сопоставления величин фактического наличия минимальных социальных стандартов с величинами необходимого минимума социальных стандартов в муниципалитете возможно определить, на каком уровне находится организационное и педагогическое обеспечение образовательно-инновационной среды района (города). Это, в свою очередь, позволяет анализировать деятельность органов управления образованием на местном и региональном уровне и вносить коррективы в их деятельность.
Опыт лучших образовательных учреждений, практика управления развитием образовательных систем, имеющиеся научные исследования и разработки свидетельствуют о повышении значимости инновационных процессов в основном общем образовании [5 - 10]. Это возможно и путем формирования и развития образовательно-инновационной среды на уровне района (города). Поэтому образовательная политика местных и региональных органов управления образования должна быть направлена на организационное и педагогическое обеспечение разработки и реализации программы развития образовательно-инновационной среды муниципалитетов. Степень развития этой среды предлагается оценить, используя предложенную нами систему показателей и минимальные социальные стандарты, действующие в районе (городе). На основе этих данных следует выявить ключевые направления развития образовательно-инновационной среды муниципалитета, регулировать позиции муниципального образования в развитии этой среды по сравнению с другим районом (городом) и формировать обоснованную политику региональных и местных органов управления образования по развитию образовательно-инновационной среды.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон. Москва, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва, 2010.
4. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Москва, 2008.
5. Алиев М.А. Организационно-экономические основы развития сельских муниципальных образований Республики Дагестан. Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2015; 3 (32): 97 - 101.
6. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014.
7. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление. Балашиха, 2005.
8. Мисаренко Г.Г. Технологизация обучения как путь повышения качества овладения учебным материалом. Калуга, 2011.
9. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2013.
10. Умалатова З.М. Управление воспитательной деятельностью на муниципальном уровне. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013; 3 (24): 100 - 105.
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj Zakon. Moskva, 2013.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
3. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obschego obrazovaniya. Moskva, 2010.
4. Koncepcii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obschego obrazovaniya. Moskva, 2008.
5. Aliev M.A. Organizacionno-'ekonomicheskie osnovy razvitiya sel'skih municipal'nyh obrazovanij Respubliki Dagestan. Izvestiya DGPU. Obschestvennye i gumanitarnye nauki. 2015; 3 (32): 97 - 101.
6. Vasil'eva T.S. FGOS novogo pokoleniya o trebovaniyah k rezul'tatam obucheniya. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014.
7. Deliya V.P. Innovacionnoe obrazovanie, formiruyuschee innovacionnoe myshlenie. Balashiha, 2005.
8. Misarenko G.G. Tehnologizaciya obucheniya kakput'povysheniya kachestva ovladeniya uchebnym materialom. Kaluga, 2011.
9. Stupnickaya M.A. Novye pedagogicheskie tehnologii: uchimsya rabotat' nad proektami: rekomendacii dlya uchaschihsya, uchitelej i roditelej. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2013.
10. Umalatova Z.M. Upravlenie vospitatel'noj deyatel'nost'yu na municipal'nom urovne. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013; 3 (24): 100 - 105.
Статья поступила в редакцию 16.02.17
УДК 378.01
Chumarov G.V., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Vabishevich A.V., adjunct, Head of Training Department, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia, Professor, Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Timofeev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Tactics, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Golodnov S.P., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: golodnov [email protected]
CITIZENSHIP AS AN INTEGRATIVE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY OF AN OFFICER OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The research describes professional qualities of officers. The researchers analyze integrative personality traits as citizenship, which is a complex socio-psychological phenomenon, which is based on recognizing and assessing the military of their civil rights and obligations, established in the public rights and freedoms. The work studies civic values, feelings and personality traits, by which a person establishes his position of a citizen. The paper defines active in social activities, expressing the identity of their social role of a citizen. The work helps to disclose structural components of citizenship, as well as the urgency of formation of readiness of future officers in military civic education.
Key words: citizenship, national guard, professional-quality, future officer of National Guard troops.
Г.В. Чумаров, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
A.В. Вабищевич, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, начальник учебного отдела, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; проф. каф. военной педагогики и психологии, Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected] А.И. Тимофеев, канд. пед. наук, преп. каф. тактики Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
C.П. Голоднов, адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной статье рассмотрены профессиональные качества офицеров, в частности более подробно проведён анализ такого интегративного качества личности как гражданственность, представляющего собой сложное социально-психологическое явление, которое заключается в осознании и оценке военнослужащим своих гражданских прав и обязанностей, установленных в обществе прав и свобод; в совокупности гражданских ценностей, чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в активной социально значимой деятельности, выражающей осознанность личностью своей социальной роли гражданина. Раскрываются структурные компоненты гражданственности, а также обоснована актуальность формирования готовности будущих офицеров к воспитанию гражданственности военнослужащих.
Ключевые слова: гражданственность, национальная гвардия, профессиональные качества, будущий офицер войск национальной гвардии.
Происходившие в последние годы изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире, привели к серьезным переменам в жизни Российского государства, как следствие - трансформация общественных отношений, пересмотр системы ценностей. На фоне общего экономического спада, расстановки новых приоритетов и изменения взаимосвязи личности и общества, вопросы воспитания таких качеств как нравственность, патриотизм и гражданственность приобрели первостепенное значение, что также было закреплено в нормативных документах.
Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» отражено, что «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения
уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
В стратегии национальной безопасности РФ одной из основных целей в области культуры определено сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы Российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности [1].
Таким образом, воспитание гражданственности в современных условиях становится неотъемлемой частью новой парадигмы общественных процессов, направленных на укрепление суверенитета и стабильности Российской Федерации, ее национальной безопасности.