Научная статья на тему 'Педагогические условия, критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе'

Педагогические условия, критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СO-CREATION OF TEACHERS AND STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING MUSIC TEACHERS / СБАЛАНСИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ / BALANCED ORGANIZATION OF STUDY TIME / 'PRODUCTIVE AUTHORITARIANISM' / АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ENSEMBLE MUSIC MAKING / ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN TRADITIONS OF MUSIC EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / OLD NATIONAL TRADITIONS / ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРОФЕССИИ "УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ" В КНР / СОТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ / POPULARITY OF PROFESSION OF MUSIC TEACHER / ВЫРАБОТАННЫЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Л.И., Цзян Вэйцян, Ли Хай, Сокерина И.В.

В данной статье предпринята попытка более детального рассмотрения важнейших составляющих педагогической модели сотворчества педагога и учащихся в условиях подготовки педагога-музыканта, таких, как педагогические условия осуществления внедрения данной модели в практику, а также критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе, с помощью которых происходил анализ полученных в результате экспериментальной работы данных. Авторами были проанализированы особенности музыкально-педагогического образования на занятиях в Педагогическом институте при Шаньдунском женском университете в контексте педагогики сотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS, CRITERIA AND LEVELS OF CO-CREATION REVEALED AT THE LESSONS HELD AT MUSIC TEACHERS' TRAINING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The research has an objective to give a more detailed consideration to key components of a pedagogical model, related to co-creation of a teacher and students in the context of training a music teacher, namely pedagogical conditions of applying this model in practice, as well as the criteria and levels of manifestation of co-creation at lessons, held at music teachers' training higher educational institutions. The researchers analyze the data obtained in the result of their experimental work. The authors analyze specific features of music and pedagogic education during the lessons held at the Pedagogical Institute at Shandong Women's University in the context of co-creative pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе»

7. Уколова Л.И. Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 43 - 44.

References

1. Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa. Institut russkoj civilizacii. Moskva: Terra-Knizhnyj klub, 2008.

2. Sokerina I.V. Opredelenie pedagogicheskih uslovij stanovleniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagogov-muzykantov na zanyatiyah vokal'noj podgotovkoj v vuze. Pedagogika iskusstva. 2011; 4: 113 - 118.

3. Sokerina I.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo stanovleniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagogov-muzykantov. Vneshkol'nik. 2011; 6 (147): 61 - 62.

4. Ukolova L.I. Vospitanie duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2006; 1: 27 - 30.

5. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78 - 80.

6. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2012; 4: 40 - 49.

7. Ukolova L.I. Sovremennye koncepcii sozdaniya kul'turnoj sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 43 - 44.

Статья поступила в редакцию 06.03.17

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru

Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vocal and Choral Conducting Department, State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow MCTTU (Moscow, Russia), E-mail: sokerinai@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS, CRITERIA AND LEVELS OF CO-CREATION REVEALED AT THE LESSONS HELD AT MUSIC TEACHERS' TRAINING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The research has an objective to give a more detailed consideration to key components of a pedagogical model, related to co-creation of a teacher and students in the context of training a music teacher, namely pedagogical conditions of applying this model in practice, as well as the criteria and levels of manifestation of co-creation at lessons, held at music teachers' training higher educational institutions. The researchers analyze the data obtained in the result of their experimental work. The authors analyze specific features of music and pedagogic education during the lessons held at the Pedagogical Institute at Shandong Women's University in the context of co-creative pedagogy.

Key words: co-creation of teachers and students, pedagogical conditions of teaching music teachers, balanced organization of study time, 'productive authoritarianism', ensemble music making, European traditions of music education, old national traditions, popularity of profession of music teacher.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

И.В. Сокерина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: sokerinai@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье предпринята попытка более детального рассмотрения важнейших составляющих педагогической модели сотворчества педагога и учащихся в условиях подготовки педагога-музыканта, таких, как педагогические условия осуществления внедрения данной модели в практику, а также критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе, с помощью которых происходил анализ полученных в результате экспериментальной работы данных. Авторами были проанализированы особенности музыкально-педагогического образования на занятиях в Педагогическом институте при Шаньдунском женском университете в контексте педагогики сотворчества.

Ключевые слова: сотворчество педагога и учащихся, педагогические условия подготовки студента-музыканта, сбалансированная организация учебного времени, ансамблевое музицирование, европейские традиции музыкального образования; национальные традиции, выработанные на протяжении веков, популярность профессии «учитель музыки» в КНР.

Необходимо отметить, что педагогические условия, о которых говорится, являются существенной частью педагогической модели сотворчества педагога и учащихся в условиях подготовки педагога-музыканта, построенной на основе выявленных в процессе практической работы фактов и в результате теоретического анализа педагогических идей, теорий и концепций.

Сформулированные авторами педагогические условия являются результатом, к достижению которого следует стремиться. Такие педагогические условия, как показывают экспериментальные данные, будут способствовать более уверенному и яркому проявлению сотворчества педагога и учащихся на более высоком уровне по сравнению с тем, как это происходит в настоящее время в подразделениях университета, где не осуществлялась

целенаправленная планомерная работа с целью создания подобных педагогических условий.

Для более отчетливого понимания данного различия разберем более подробно те педагогические условия, которые естественным образом сложились в Шаньдунском женском университете.

Авторами были проанализированы особенности музыкально-педагогического образования на занятиях в Педагогическом институте при Шаньдунском женском университете в контексте педагогики сотворчества. Было выявлено, что педагогические условия в этом вузе в своей совокупности характеризуются следующими параметрами:

1. Увеличивающееся год от года количество поступающих на направление «музыкальная педагогика», связанное с нехват-

кой специалистов этой области знания по стране в целом и большой востребованностью, и популярностью профессии «учитель музыки»;

2. Совмещение преподавателями вуза различных направлений и специальностей в своей профессиональной работе со студентами - один педагог может вести как занятия в инструментальном классе (например, в классе флейты), так и теоретические дисциплины - теорию и историю музыки, гармонию, историю исполнительства и т.п. Педагоги нередко являются в области исполнительства также многогранно образованными и яркими исполнителями, совмещая преподавание в классах по освоению различных музыкальных инструментов - например, одновременно в классе классической флейты, бамбуковой флейты, кларнета, саксофона и одновременно преподавать такую дисциплину, как камерный ансамбль.

3. Сотворчество педагога и учащихся проявляется, в основном, только в процессе занятий в классе камерного ансамбля, где педагог нередко берет на себя исполнение партии какого-либо инструмента из входящих в данный ансамбль.

4. Общая атмосфера занятий в данном вузе отличается дисциплинированностью и направленностью на ежедневный труд, что в целом характерно для учебных заведений Китая. Неявка на занятия без уважительной причины не остается без внимания со стороны руководства вуза и вызывает осуждение как педагогов, так и учащихся.

5. Большинство студентов, независимо от их природных способностей и одаренности отличаются трудолюбием, способностью к ежедневным занятиям, исполнительностью и упорством в достижении намеченных целей. Учеба в вузе для большинства студентов сама по себе является осуществлением их мечты и поэтому они не отвлекаются на какие-либо другие развлекательные или познавательные направления. Предполагается, что их общее всестороннее развитие осуществляется за счет соответствующих направлений, модулей и дисциплин самого вуза - таких, как обществознание, культурология, история искусства, физическая культура, безопасность и оказание помощи в критических ситуациях и др.

Данные педагогические условия имеют как несомненно положительные, так и отрицательные стороны. Выявлению ряда недостатков, свойственных реальным педагогическим условиям подготовки педагога-музыканта в Шаньдунском женском университете уделено в данном исследовании существенное внимание.

Как показывают социологические и педагогические исследования и анализ развития музыкально-педагогического образования в Китае (Цзян Шанжун), до настоящего времени наблюдается существенная нехватка начального звена музыкального образования - музыкальных школ.

В связи с этим возникают серьезные сложности с подготовкой абитуриентов для музыкально-педагогических факультетов вузов. Кроме того, возникают сложности и с трудоустройством выпускников этих факультетов. Куда же выпускники этих педагогических университетов пойдут работать после получения образования, если нет музыкальных школ?

Данное противоречие создает ряд трудностей, так как, с одной стороны, начальная подготовка абитуриентов отличается значительной пестротой, отсутствием единых требований к уровню и содержанию знаний, умений и навыков, что связано с различными условиями занятий на начальном этапе. Многие занимаются с педагогами индивидуально в частном порядке и это не может содействовать выработке единых требований к поступающим в вузы. С другой стороны, создается обманчивое впечатление, что получить начальную подготовку легко и это доступно каждому желающему.

Эта ситуация не способствует развитию разветвленной сети государственных музыкальных школ.

Совмещение преподавателями вуза различных направлений и специальностей в своей профессиональной работе со студентами также может быть истолковано с двух сторон.

Подобный универсализм, безусловно, характеризует преподавателя как человека с разносторонним образованием и разнообразными способностями. Однако, такое положение вещей не может не сказаться на качестве преподавания. Излишнее количество специальностей и направлений, по которым вынуждены работать многие преподаватели по причине нехватки специалистов в данной области образования, не позволяет им совершенствоваться в какой-то конкретной области, осуществляя образование на протяжении всей жизни, что является одним из условий достижения и сохранения профессиональной компетентности.

Кроме того, несмотря на ряд примеров убедительного универсализма в области музыкального образования нельзя не отметить, что в большинстве случаев необходимость работать одновременно в нескольких направлениях препятствует достижению высокого уровня преподавания[1].

Обращает на себя внимание, что сотворчество педагога и учащихся наблюдается в музыкально-педагогических вузах Китая, в основном, в области класса ансамбля. Это наиболее естественное проявление сотворчества, которое происходит по причине самой природы ансамблевого творчества, особенно в том случае, когда педагог сам участвует в ансамблевом музицировании. Очевидно, что для полноценного творческого взаимодействия педагога и учащихся этого недостаточно. Нужно находить новые формы сотворчества и их реализации [2].

Дисциплинированность китайских студентов общеизвестна. Это, безусловно, положительная черта и характера, и традиционно сложившегося отношения к образованию.

Вместе с тем, для достижения самостоятельности, без которой студент не в состоянии осуществлять собственные шаги в направлении саморазвития, необходимы условия, при которых студент не будет чувствовать постоянного ограничения своих действий. Возможно, это может быть какое-то специальное направление, в рамках которого студенты смогут свободно реали-зовывать собственные идеи и проекты.

В современном мире профессиональную квалификацию, необходимые компетенции молодые специалисты получают не только в стенах учебного заведения, но и в процессе общения, погружения в культурную среду, в процессе взаимодействия с природой, искусством, другими людьми [3].

То, что в результате дисциплинированности и исполнительности многие студенты не успевают заниматься ничем другим, кроме занятий в вузе, ограничивает их возможности в получении необходимой современному специалисту квалификации.

По-видимому, нужна более сбалансированная организация учебного времени, которая позволит будущему педагогу-музыканту развиваться более гармонично.

В данной работе было сформулировано понятие «продуктивная авторитарность», являющееся, на наш взгляд, центральным для данного исследования. Было отмечено, что такой вид авторитарности в образовании даёт студентам возможность самообразования при достаточно ярком выраженном педагогическом руководстве [4].

На основе длительной практической деятельности, а также в результате наблюдения и анализа педагогического процесса в различных классах музыкально-педагогических вузов, за время проведения экспериментальной работы в плане проявления сотворчества педагога и учащихся были выявлены следующие, необходимые, с нашей точкизрения, педагогические условия подготовки педагога-музыканта:

■ Продуктивная авторитарность как способность педагога брать на себя ответственность за ученика и его дальнейшее продвижение в профессии при сознательном предоставлении ему свободы действий в рамках совместного творчества.

Данное педагогическое условие в контексте исследования является определяющим, так как наиболее распространенным в настоящее время подходом к образованию в кНр является авторитарный подход, при котором педагог играет исключительно руководящую роль, а ученики послушно выполняют его указания, не пытаясь внести какие-то собственные мнения, соображения в материалы занятий.

Продуктивная авторитарность, суть которой позволяет учащимся играть более существенную роль в самом течении образовательного процесса, что способствует развитию сотворчества педагога и учащихся.

• Исторически сформировавшиеся культурные и педагогические ценности, отражающие как общие, так и своеобразные черты национальных культур.

На основе национальных традиций, связанных с духовными ценностями конфуцианства, даосизма и буддизма, в области образования в Китайской Народной Республике сложились культурные и педагогические ценности, отражающие современный взгляд на образование. Среди них:

- интентное отношение к ученикам;

- самоотверженность учителей на пути их педагогического творчества;

- широта интересов, эрудиция и образованность учителя;

- творческая щедрость, привлечение учеников к совместному творчеству;

- постоянное стремление к новым горизонтам, саморазвитие и самосовершенствование педагога;

- уважение, граничащее с поклонением по отношению к личности учителя со стороны учеников;

- готовность учащихся к постоянному целенаправленному труду.

• Проведение совместных исследований и педагогических мероприятий по развитию педагогики сотворчества в вузах России и Китая.

За последние годы установились творческие контакты между вузами Китая и России. Особенно тесные связи возникли между Шаньдунским женским университетом и Московским городским педагогическим университетом в направлении музыкального образования. В КНР были проведены мастер-классы и лекции профессора Л.И. Уколовой и профессора О.В. Грибковой [5].

В аспирантуру и бакалавриат Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета поступили китайские студенты. В этом институте преподает известный китайский музыкант - певец Цзян Шанжун. Данное исследование также ведется в рамках сотрудничества указанных вузов.

Постепенно высвечиваются оптимальные совместные критерии и уровни проявления сотворчества педагога и учащихся как наиболее важные в контексте развития педагогики сотворчества [8].

Опора на музыкально-педагогические традиции.

Как уже было показано в предыдущих параграфах, большое значение для будущего специалиста имеет его отношение к традициям, сложившимся в его будущей профессии, к традициям его народа в области музыкального искусства.

Библиографический список

На примере развития музыкально-педагогического образования в Китайской Народной Республике можно видеть тенденцию европеизации в данной области. Эта тенденция не нова, она насчитывает, по меньшей мере, сто лет, так как первые профессиональные образовательные учреждения в этой области возникали как раз на основе европейской традиции.

Вместе с тем, древнейшие традиции китайского народа, имеющие свою ярко выраженную специфику, отличающиеся особым отношением к музыкальному искусству и к процессу образования не должны исчезнуть. Наилучшим решением данной проблемы является, по нашему мнению, гармоничное сочетание общепринятых в мире европейских традиций музыкального образования и национальных, выработанных на протяжении веков традиций китайского народа.

Стремление к осознанной реализации в профессии.

Данный критерий имеет своей целью показать, насколько ясно будущий специалист представляет себе смысл и форму свой будущей профессиональной деятельности и, осознавая все трудности, все же стремится к ней.

Нужно понимать, что при всем глубоком уважении к личности учителя в Китае, сам учитель обязан постоянно подтверждать свой статус, свой профессиональный уровень. Учитель - это тот, кто сам лучше других учится на протяжении всей жизни.

Этот аспект также укрепляет сотворчество педагога и учащихся, потому, что учитель сам постоянно учится, а ученик осознает все трудности будущей профессии и понимает проблемы, с которыми ему предстоит столкнуться.

1. Сокерина И.В. Изучение музыкальной одаренности: психологический аспект. Среднее профессиональное образование. 2010; 8: 47 - 48.

2. Сокерина И.В., Уколова Л.И., Цзян Шанжун.Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 211 - 213.

3. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

4. Уколова Л.И., Цзян Шанжун. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», Чебоксары, 2016.

5. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 132 - 135.

6. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения. Искусство и образование. 2008; 2: 62 - 67.

7. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Педагогика искусства. 2012; 4: 40 - 49.

8. Уколова Л.И. Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 43 - 44.

References

1. Sokerina I.V. Izuchenie muzykal'noj odarennosti: psihologicheskij aspekt. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; 8: 47 - 48.

2. Sokerina I.V., Ukolova L.I., Czyan Shanzhun.Osnovnye teoreticheskie podhody otechestvennyh i zarubezhnyh pedagogov k probleme 'esteticheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 211 - 213.

3. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. Ukolova L.I., Czyan Shanzhun. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah. Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», Cheboksary, 2016.

5. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie i nauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132 - 135.

6. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury molodogo pokoleniya. Iskusstvo iobrazovanie. 2008; 2: 62 - 67.

7. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2012; 4: 40 - 49.

8. Ukolova L.I. Sovremennye koncepcii sozdaniya kul'turnoj sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 43 - 44.

Статья поступила в редакцию 06.03.17

УДК 37.035.6

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Primary Education, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Sociohumanitarian Disciplines, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Magomedova K.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sociohumanitarian Disciplines, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND INNOVATIVE ENVIRONMENT IN SCHOOL. The work states the urgency of development of educational and innovative environment at the level of district (city). The paper shows a scheme for the development and implementation of the program of the development of this environment, identifies pedagogical and organizational measures to ensure the introduction of the innovation into high school. The developed system of indicators helps to measure the level of development of educational and innovative environment of the municipality. It is possible use this platform to determine the degree of organizational and pedagogical support of the educational and innovative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.