УДК 378
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of vocal and choral conducting, Institute of Culture and
Arts, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
EDUCATIONAL SPHERE IN THE CONTEXT OF MODERN SCIENTIFIC COMPETENCE OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article discusses trends in the development of professional education in the context of modern scientific competence of graduates in the scientific and educational sphere of higher school. In the article a definition of a notion of "scientific competence" is given. The author presents conditions that lead to the development of innovative educational sphere in the context of improving vocational teacher education. The author traces the need of professional motivation of students in a conscious ability of higher level vocational training and the ability to implement creative development in professional and academic contexts.
Key words: scientific competence, research and education environment, innovation orientation, professional autonomy, professional and cultural-value space, innovative education, creative development, professional motivation.
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КОНТЕСТЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматриваются тенденции развития профессионального образования в контексте научной компетентности современных выпускников в условиях научно-образовательной среды высшей школы. Раскрыто понятие «научная компетентность». Автором представлены условия, способствующие развитию инновационной образовательной среды в контексте совершенствования профессионально-педагогического образования. Автор прослеживает необходимость профессиональной мотивации студентов в осознанной способности выхода на более высокий уровень овладения профессией и умение реализовать творческое развитие в профессиональном и научном контексте.
Ключевые слова: научная компетентность, научно-образовательная среда, инновационная направленность, профессиональная самостоятельность, профессионально-квалификационное и культурно-ценностное пространство, инновационное обучение, творческое развитие, профессиональная мотивация.
В условиях кардинальных изменений социально-экономических отношений в мире и в стране, в условиях глобализации перед профессиональным образованием в целом, стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий профессиональный уровень научной компетентности выпускников педагогических вузов, соответствие их научной компетентности требованиям общества, готовность к самообразованию.
Одним из важнейших моментов современного этапа развития общества с точки зрения педагогической науки и практики являются значительные изменения в научном развитии нашей страны. Глобально меняется система образования, что обуславливает потребность в специалистах, способных осуществлять инновационное обучение и творческое развитие обучающихся.
В Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2014 - 2020 годы», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» подчёркивается основная цель профессионального образования, заключающаяся в подготовке специалистов, востребованных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному саморазвитию, самообразованию в конкурентной среде, а также указывается на необходимость повышения качества профессионального педагогического образования в целом в воспитании специалистов с научно-интеллектуальным потенциалом, отвечающим современным требованиям социально-экономического развития страны. Среди наиболее ярких идей современной педагогической науки привлекает внимание идея необходимости непрерывного образования, смысл которой заключается в развитии осознанного стремления будущего специалиста к развитию, совершенствованию и постоянному творческому обновлению. Необходимыми условиями осуществления этого процесса является способность к рефлексии, адекватному отношению к себе и своим достижениям, на основе чего формируется мотивация педагога-музыканта к самосовершенствованию. Жизненный опыт личности представляет собой накопление всего того, что поступает извне, проходя обработку в процессе восприятия и ценностного освоения, а также в результате прохождения фильтров личностно-значимой избирательности [1].
Большую роль в процессе накопления профессионально-педагогического опыта личности обучаемого играет образовательная среда, ее объективные, чувственно воспринимаемые характеристики.
Современными исследователями подчёркивается различное качественное состояние образовательной среды в зависимости от того, является ли данная среда стихийной, культурной или педагогически организованной. Так, профессор Л.И. Уколова
считает, что «педагогически организованная музыкальная среда является наиболее совершенным видом культурной музыкальной среды, ее высшим уровнем» [2, с. 13].
Многоаспектность такого сложного явления, как профессиональная образовательная среда обуславливает множественность и разнонаправленность связанных с формированием данного качества проблем, которые исследуются учеными в различных контекстах.
Сегодня качество высшего образования формируется в виде многоуровневой структуры. Образовательная среда высшего учебного заведения должна способствовать выявлению у обучающихся позитивной мотивации к будущей профессиональной деятельности. Необходимость профессиональной мотивации студентов видится в осознанной способности выйти на более высокий уровень овладения профессией и умение реализовать творческое развитие в профессиональном и научном контексте.
Образовательная среда, формируемая в инновационной направленности высшего учебного заведения, предполагает повышение не только общей профессиональной, но и научной компетентности профессорско-преподавательского контингента. Для создания научно-образовательной среды в вузе необходимо, чтобы все идеи были реализованы преподавателями, как основными проектировщиками и создателями данной среды в тесном сотрудничестве со студентами.
В монографии «Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта» мною отмечалось, что «формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности. Определяющим успешность процесса формирования профессионального становления будущего специалиста является совместная продуктивная деятельность преподавателя со студентами и студентов друг с другом» [3, с. 13]. Метод проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной творческой и научной деятельности преподавателя и студентов рассматривался в исследованиях ученых в качестве условий становления конструктивно-проектировочного компонента деятельности педагога, помогающего ему одновременно выполнять функции и организатора, и участника продуктивных взаимодействий в образовательном процессе. В то же время, реализация каждой из идей и всей инновационной среды в совокупности предполагает определенные требования к личности преподавателя, его готовности к такой деятельности.
Научная компетентность выпускников предполагает и самостоятельное ориентирование в научно-методической литера-
туре; критическое и творческое мышление; активное участие в студенческих и международных научно-практических конференциях; использование современных педагогических технологий. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста как процессу профессионально-научного становления личности, профессиональному совершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на профессиональном рынке труда. Так, ведущими научными специалистами вуза, специально разрабатываются научные материалы и пособия, рассчитанные на учебный контингент, часто не имеющих достаточно солидной подготовки в области методологии и методов научного исследования. В подготовку включаются следующие разделы: «Методологическое обеспечение и логика научного исследования», «Методологические характеристики научного исследования», «Система характеристик научного исследования». Лаконичность и одновременно емкость изложения при тщательном отборе действительно самых ключевых и принципиальных положений научного исследования, делает эти разделы пригодными для использования в качестве учебного пособия по написанию диссертационного исследования, как для магистров, так и аспирантов педагогических специальностей вузов.
В контексте новых требований к подготовке будущего специалиста в современном образовательном пространстве, сегодняшний контингент выпускников обязан владеть методиками диагностики педагогического процесса и способами личностного развития учащихся, современными характеристиками методологии и методами научного исследования как системой знаний в области научно-познавательной деятельности, а также уметь решать учебно-образовательные задачи в процессе профессиональной деятельности на высоком научном уровне.
Для этого выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать педагогический процесс на принципах системного подхода и выстраивать педагогическое взаимодействие с учащимися в образовательном процессе на диалогической основе, владеть личностно-ориентированными образовательными технологиями. Возрастает роль профессиональной самостоятельности, умения принимать правильные решения в условиях ограничения времени и информации, умения ставить цели и планировать их достижение, оценивать эффективность собственной деятельности.
В контексте смены образовательной парадигмы, разработке новых научных целей, содержания, форм и методов обучения требуется переосмысление и переход к компетентностному научному направлению. Вступление России в Болонский про-
Библиографический список
цесс способствовало актуализации психолого-педагогических исследований и изучения компетентностного подхода в трудах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.В. Яковлева и др.
В условиях современной России реализация научной компетентности будущих специалистов становится фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства, фактором интеграции в мировое образовательное пространство. При этом научная деятельность в высшем педагогическом учебном заведении должна являться фактором развития инновационной образовательной среды и условием совершенствования профессионально-педагогического образования, обеспечивающего качество подготовки специалистов в контексте его научных компетенций. В этой связи, образовательная среда функционирует как инновационно-ориентированная система, в которой происходит интеграция научных знаний, представляющая собой важнейшую часть инновационной образовательной системы.
Организация научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе требует актуализации качественно новых задач, соответствующих современному состоянию общества, образования и перспектив их развития. В этих условиях особенно важную роль играет постоянное самосовершенствование будущего специалиста в его научной деятельности, направленной на получение и применении новых знаний и экспериментальных разработок, создания новых моделей и технологий образования и воспитания путем научных исследований.
Понятие «научная компетентность» выявляется из инновационной деятельности и должно быть направлено на создание новой образовательной среды в вузе в целях активизации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского контингента, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, а также внедрения научных результатов, направленных на развитие научно-образовательного процесса.
Опыт практической научной деятельности позволил выделить факторы, влияющие на развитие научной компетентности у выпускников педагогических вузов:
- повышение значимости научно-исследовательской подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов и установки на активное участие в исследовательской деятельности;
- разработка новых педагогических технологий, методов, средств диагностики и проектирования педагогических систем, их инновирования.
1. Грибкова О.В. Проектирование модели образовательного пространства в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2013.
2. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта: монография. Москва, 2011.
References
1. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli obrazovatel'nogo prostranstva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2013.
2. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Gribkova O.V. Teoriya i praktika professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta: monografiya. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 22.07.15
УДК 372
Iskhakova G.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Birsky branch of Bashkir State University (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dilmukhametova R.Ya., preschool teacher of the highest qualification, Kindergarten No. 7, "Ulybka" Center of Development of Children's Education; honorable worker in general education of the Russian Federation (Birsk, Russia), E-mail: [email protected]
METHOD OF PROJECTS AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION IN KINDERGARTENS.
In the article the authors reveal the specifics of realization of innovative project-based technology in the process of organization of natural-science education in preschools. The authors define the main problems of the developing and training interaction of a teacher and children, connected with integration of various directions of development of the senior preschool children. The researchers have made an attempt to work out and apply a short-term informative and research project for children of a kindergarten students' group. The project provides an optimal socialization and individualization of the development of a child, who learns about growth and development of organisms in nature. In the article the generalized characteristic of relevance, the purpose, the tasks, expected results,