Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма'

Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS / PROJECT ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибкова Галина Ивановна, Зайцева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы подготовки профессионального, компетентного специалиста. Отмечается преемственность между профессиональными и образовательными стандартами, позволяющая использовать в образовательной деятельности компетентностный подход в подготовке специалиста. Авторы рассматривают проектную деятельность как элемент профессиональной компетенции бакалавров туризма, основанную на умениях и навыках, ориентированных на экономический эффект и социально значимый результат. Предполагается, что проектная деятельность является одновременно и целью, и методом обучения, создающим условия для развития способностей, лежащих в основе компетентности, среди которых способность к творческому мышлению, рефлексии, целеобразованию, прогнозированию, выбору решения, созданию рабочей команды, достижению результата, оценке его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNDERGRADUATE TOURISM

The article discusses the training of professional, competent specialist. There is continuity between the professional and educational standards, allowing the use in the educational activities of the competence approach in the preparation of the expert. The authors consider the design activity as an element of professional competence of bachelors of tourism, based on skills, focused on economic impact and socially significant result. It is expected that the project activity is both a goal and a teaching method that creates conditions for the development of abilities underlying competence the ability to creative thinking, reflection, goal formation, forecasting, choice of solutions, creation of work teams, achieving results, evaluation of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма»

СУСРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

УДК 338.48:378

Г. И. Грибкова, Т. А. Зайцева

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются вопросы подготовки профессионального, компетентного специалиста. Отмечается преемственность между профессиональными и образовательными стандартами, позволяющая использовать в образовательной деятельности компетентностный подход в подготовке специалиста. Авторы рассматривают проектную деятельность как элемент профессиональной компетенции бакалавров туризма, основанную на умениях и навыках, ориентированных на экономический эффект и социально значимый результат. Предполагается, что проектная деятельность является одновременно и целью, и методом обучения, создающим условия для развития способностей, лежащих в основе компетентности, среди которых способность к творческому мышлению, рефлексии, целеобразованию, прогнозированию, выбору решения, созданию рабочей команды, достижению результата, оценке его эффективности. Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональное образование, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, проектная деятельность, профессиональная деятельность.

G. I. Gribkova, T. A.Zaitseva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE PROJECT ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNDERGRADUATE TOURISM

The article discusses the training of professional, competent specialist. There is continuity between the professional and educational standards, allowing the use in the educational activities of the competence approach in the preparation of the expert. The authors consider the design activity as an element of professional competence of bachelors of tourism, based on skills, focused on economic impact and socially significant result. It is expected that the project activity is both a goal and a teaching method that creates conditions for the development of abilities underlying competence — the ability to creative thinking, reflection, goal formation, forecasting, choice of solutions, creation of work teams, achieving results, evaluation of its effectiveness.

Keywords: professional competence, professional education, professional standards, educational standards, the project activity, professional activity.

ГРИБКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры туризма факультета СКД Московского государственного института культуры

GRIBKOVA GALINA IVANOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of tourism, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

ЗАЙЦЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры туризма факультета сКД Московского государственного института культуры

ZAITSEVA TATIANA ALEXANDROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of tourism, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Грибкова Г. И., Зайцева Т. А., 2015

Общественно-политические и социально-экономические преобразования российского общества потребовали реорганизации всех его сфер. В том числе серьёзному реформированию подверглась система российского образования. В результате сегодня одной из основных задач вуза является подготовка выпускника, «готового к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне, способного не только решать сложные задачи, но и актуализировать социально-экономические проблемы, находить для них принципиально новые творческие, проектные решения» [5].

Эта задача стоит и перед учебными заведениями, которые готовят кадры для туристской отрасли. При этом анализ сложившейся социокультурной ситуации выявил ряд противоречий между быстро изменяющейся конъюнктурой рынка туристско-экскурсионных услуг и подготовкой кадров, способных решать профессиональные задачи в этой сфере деятельности.

Туризм связан с разными сторонами жизни современного общества: социально-экономической, сервисной, рекреационно-оздоровительной, культурно-досуговой, воспитательной, образовательной, просветительной, социально-защитной. Все они так или иначе касаются социализации разных возрастных групп населения.

особое внимание следует уделять не только выявлению потребности в кадрах, но и требуемым профессиональным навыкам и умениям работников туристской сферы. такие требования отражаются в профессиональных стандартах туристской отрасли по отношению к конкретным направлениям и видам деятельности. Новые требования к профессиональной деятельности работников сферы туризма способствуют выявлению и формированию обобщённых трудовых функций и трудовых функций профессиональной деятельности специалиста отрасли, а также отнесению их к конкретным уровням квалификации. такой подход призван нацелить профессиональное образование на ито-

говый результат в виде перечня ключевых компетенций, которые необходимы специалисту.

Для сферы образования профессиональный стандарт выступает в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, для разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения специалистов туристских и экскурсионных услуг [7].

Современные стандарты образования основываются на теории компетентностей и являются выражением компетентностного подхода, который стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Компетентностный подход в образовании получил широкое распространение за рубежом, а также, в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), стал основным направлением деятельности российской высшей школы. компетентностный подход в настоящее время проходит процесс адаптации к российской образовательной системе, поэтому сегодня нет общепринятых определений таких понятий, как «компетентность» и «компетенция».

термин «компетенция» широко используется в сфере воспитания и обучения.

В словаре С. И. Ожегова «компетенция» определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [12, с. 282].

«компетентность» в образовательных стандартах третьего поколения определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества в определённой области профессиональной деятельности» [18].

Профессиональная деятельность бакалавров туризма осуществляется в области экономики и управления, социально-гуманитарного знания, культурной и образовательной политики, предпринимательства и маркетинга, досуга и рекреации, культурно-воспитатель-

ной и просветительной деятельности.

Е. В. Буйло определяет «компетентность» как понятие, основанное на интеграции знаний, умений, ценностей, установок и отношений, которые являются необходимыми для осуществления трудовой деятельности [4, с. 34].

По мнению А. В. Хуторского, компетенция — это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [18, с. 57].

компетентность носит интегративный характер и является показателем профессиональной готовности к той или иной деятельности.

Готовность бакалавра по направлению подготовки 100.400 — Туризм определяется способностью осуществлять, наряду с другими видами деятельности, проектную деятельность, понимать роль и значение этой деятельности для эффективного решения задач, стоящих перед туристской сферой. Мы рассматриваем проектную деятельность как элемент профессиональной компетенции бакалавров туризма. Она основана на умениях и навыках, ориентированных на экономический эффект и социально значимый результат. компетентность в области проектной деятельности включает:

• владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме;

• способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности;

• способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям

туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию;

• способность к разработке стратегий развития туристской сферы на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровнях и способность к разработке соответствующих этим уровням проектов;

• способность к оценке инновационно-технологических рисков в туристской индустрии;

• способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме;

• способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;

• готовностью к реализации проектов в туристской индустрии.

Проектная деятельность, выступающая одновременно и как цель, и как метод обучения, создаёт условия для развития способностей, лежащих в основе компетентности, — способностей к творческому мышлению, рефлексии, целеобразованию, прогнозированию, выбору решения, созданию рабочей команды, достижению результата, оценке его эффективности.

компетентность реализуется в конкретном способе осуществления продуктивной деятельности учреждений туристской сферы, выраженной в создании социально-экономического и культурного пространства, а также в освоении природной среды.

Основные направления проектной деятельности обусловили общие требования к её функционированию:

• экономическая и социальная значимость проекта;

• нравственно-этические нормы;

• художественно-эстетическое и рекреативно-оздоровительное содержание;

• платёжеспособность и финансовая устойчивость учреждения;

• степень возможности риска;

• программное обеспечение, компьютерные и коммуникативные средства.

В проектной деятельности особое значение приобретают способность к социальной адаптации, умение самостоятельно принимать решения, опираясь на финансово-экономическую составляющую учреждений туристской сферы. Проектный менеджмент представляет собой процесс операций как единое целое, направленное на конечный результат. Конечный результат проекта зависит от многих факторов: показатели анализа внешней и внутренней среды; материально-техническое состояние; кадровое обеспечение.

Внутренняя среда туристских организаций представляет собой интегративную совокупность производственно-технологических, финансово-экономических условий и кадрового обеспечения.

Особое значение приобретает технологический процесс. Понятие «технология» учёные трактуют по-разному. Под технологией подразумевается совокупность средств, процессов, операций, направленных на решение конкретной задачи [5].

Е. Н. Кнышева под технологией понимает «совокупность знаний о способах и средствах осуществления процесса, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта» [9]. Любая технология включает новые разработки, она несёт интерактивную информацию. Эта информация поступает как из внешней, так и из внутренней среды. В рамках проектирования совершаются действия профессиональной направленности, которые в конечном счёте и составляют содержание социально-культурной деятельности.

Внешняя среда проектирования — это совокупность возможностей и угроз, полученных при swat-анализе, с помощью которого определяются сильные стороны (преимущества) проекта и его слабые стороны (трудности).

В основу проектирования положена концепция культурного и социально-экономического развития, предусматривающая такие действия, как:

• постановка диагноза;

• формулировка проблемы;

• постановка цели и задач; планирование изменений в организации туристской сферы;

• осуществление проекта и оценка результатов.

Таким образом, проектирование предусматривает исследовательский, диагностический, организационный этапы, выбор направлений и способов модернизации деятельности учреждений социокультурной сферы. Результативность проекта оценивается с точки зрения экономических показателей: доходность, прибыльность.

Социальная эффективность связана с решением социальных задач в реализации культу-ротворческих, просветительных и рекреативно-оздоровительных программ, с созданием условий для социализации и удовлетворения культурных потребностей личности.

Технологическая эффективность характеризуется способностью организации эффективно использовать ресурсы в процессе реализации проектной деятельности.

Поэтому оценка технологической, ресурсной эффективности предполагает формирование «ресурсосберегающего» мышления [10].

Следовательно, эффективность реализации туристского проекта оценивается с точки зрения социальной, экономической, организационной и технологической значимости и полезности. Все эти факторы должны быть сбалансированы в процессе подготовки и реализации проекта.

Таким образом, основной целью обучения проектированию является формирование умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения социально значимых и экономически обоснованных проектов в туристской сфере.

Главным принципом методики формирования компетентности в области проектирования является инновационный подход, креативность, с одной стороны, а с другой — опора на полученные знания в процессе учебной деятельности в образовательном учреждении.

Обучение, как известно, должно быть определяющим, а для этого необходимо целенаправленно ориентировать учащихся на условия будущей среды профессиональной деятельности. Для этого разрабатывается организационная схема проекта и требования прозрачности и возможности контроля и учёта использования финансовых средств (описание финансовых потоков с указанием сроков поступления и их расходования) [6].

В бюджете проекта учитываются финансовые средства, оборудование и материалы, заработная плата всех участников и т.д. План финансирования устанавливает уровень расходов, необходимых для реализации проекта. Для оценки проекта принимаются во внимание критерии: стратегические, финансовые, рисковые. Стратегические критерии включают такие факторы, как соответствие государственным программам и стратегиям в сфере развития регионального туризма, срочность, определяющая период времени реализации проекта. критерии, относящиеся к финансовой сфере, показывают окупаемость, стоимость и долю инвестиций. Рисковые критерии определяют риски ограниченных ресурсов.

Эффективность проекта оценивается с точки зрения цели, то есть отношения потребителей. Поэтому она называется потребностная. Отношение затрат к достигнутому результату определяет затратную и результативную эффективность. Потребностная эффективность предопределяет содержание результативности, а та, в свою очередь, затратную [11]. Таким образом, оценка эффективности проектной деятельности базируется на показателях финансовых, трудовых, материальных затрат и сроках окупаемости в коммерческом проекте и социальной значимостью в некоммерческом.

Планирование проекта основано на принципе декомпозиции, то есть делении крупных задач на более мелкие, и включает такие этапы, как

• определение целей проекта;

• определение технологии реализации;

• определение стадий развития;

• определение ресурсов.

ключевым фактором функционирования продуктивного проектирования являются специалисты, от профессиональной компетентности которых зависит содержательный аспект любого проекта в сфере туристской деятельности.

В условиях современной социокультурной ситуации формирование профессиональной компетентности в процессе проектной деятельности требует повышенного внимания ко всем индивидуальным особенностям обучающихся с использованием новых технологий обучения, междисциплинарности обучения, имитации конкретных ситуаций, практико-ориентированности учебного процесса.

Для менеджера проекта в туристской сфере, наряду с компетентностью, значимой является инновационная активность, которая проявляется в его творческой деятельности, в умении формировать собственный оригинальный проект, отражающий актуальные проблемы социально-экономического и социально-культурного развития региона, в умении найти и реализовать эффективные способы их решения с помощью как апробированных, так и инновационных технологий. В проекте Стратегии инновационного развития российской федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020» одним из критериев компетенции инновационного общества является «способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде» [8].

Целью профессионального образования человека является воспитание такого человека, который способен интегрироваться в постиндустриальное общество, обладает интенциями к духовным, ценностно-смысловым аспектам жизни, творческими способностями, необходимыми для участия в социально преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни.

Примечания

1. Барзыкин Ю. А. Актуальные вопросы развития туриндустрии в России // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (8—10 июня 2010 года, Петрозаводск, Кондопога). Петрозаводск, 2010. С. 38—41.

2. Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: точка зрения психолога // Профессиональное образование. Столица. 2005. № 12.

3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7.

4. Буйло Е. В. Концептуальные основания формирования профессионально-культурной компетентности как личностно-ориентированной меры // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 1.

5. Голуб Л. В., Иванова И. В. Педагогические проблемы профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 1.

6. Грибкова Г. И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетенции бакалавров социально-культурной сферы // Вестник экономической интеграции. 2013. № 4 (61). С. 146—151.

7. Зайцева Т. А., Путрик Ю. С. Профессиональные стандарты туристской сферы как инновационный фактор // Тематический сборник Международной научно-практической конференции «Сотрудничество и формирование согласованной политики в вопросах развития туризма на пространстве СНГ. Профессиональное туристское образование: новые вызовы и возможности» (Сочи, 25—26 сентября 2014 года). Сочи, 2014. С. 23—30.

8. «Инновационная Россия — 2020». (Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. Москва, 2010.

9. Кнышева Е. Н. Менеджмент : учебное пособие. Москва : форум : ИНФРА-М, 2006. 302 с.

10. Матяш Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электронный научный журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2011. N. 3 (17). URL: psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/488-matyash-volodina17.html

11. Наумов В. Н. Организация предпринимательства : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010. 377 с.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / под ред. [и с предисл.] Н. Ю. Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. 21-е изд., перераб. и доп. Москва : Русский язык, 1989. 921 с.

13. Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы : материалы научно-практической конференции / [под ред. Э. И. Медведь]. Москва : Московский гуманитарный педагогический институт, 2007. 243 с.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Российская газета : интернет-портал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2014. 9 июня. URL: www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html

15. Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 3.

16. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва : МПСИ : флинта, 1998. 271 с.

17. Федеральные государственные стандарты ВПО [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал : [веб-сайт]. URL: window. edu.ru/resource/651/73651 (дата обращения: 24.03.15).

18. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 55—61.

19. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ , 2012. 219 с. табл.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Barzykin Yu. A. Aktual'nye voprosy razvitiya turindustrii v Rossii [Actual questions of development the tourism industry in Russia]. Rol' turizma v modernizatsii ekonomiki rossiiskikh regionov: sbornik nauchnykh statei po materialam nauchno-prakticheskoi konferentsii (8—10 iyunya 2010 goda, Petrozavodsk, Kondopoga) [The role of tourism in the modernization of the economy of the Russian regions: collection of scientific articles on materials of the international scientific-practical conference (8—10 June, 2010, Petrozavodsk, Kondopoga]. Petrozavodsk, 2010. Pp. 38—41.

2. Bezyuleva G. V. Professional'naya kompetentnost' spetsialista: tochka zreniya psikhologa [The professional

competence of the expert: opinion of psychologist]. Professional education. capital. 2005, No. 12.

3. Bondarevskaya E. V. Gumanitarnaya metodologiya nauki o vospitanii [Humanistic methodology of science of bringing up]. Pedagogika. scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 2012, No. 7.

4. Buylo E. V. Kontseptual'nye osnovaniya formirovaniya professional'no-kul'turnoi kompetentnosti kak lichnostno-orientirovannoi mery [Conceptual bases of formation of professional and cultural competence as a person-oriented measures]. Professional education. capital. 2008. No. 1.

5. Golub L. V., Ivanova I. V. Pedagogicheskie problemy professional'nogo obrazovaniya [The pedagogical problems of professional education]. Professional education. capital. 2008, No. 1.

6. Gribkova G. I. Proektnaya deyatel'nost' kak element professional'noi kompetentsii bakalavrov sotsial'no-kul'turnoi sfery [Project activities as part of the professional competence of undergraduate social and cultural sphere]. vestnik ekonomicheskoi integratsii [The Bulletin of economic Integration]. 2013, no. 4 (61), pp. 146—151.

7. Zaitseva T. A., Putrik Yu. S. Professional'nye standarty turistskoi sfery kak innovatsionnyi faktor [Professional standards of tourist areas as innovation factor]. tematicheskii sbornik Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "sotrudnichestvo i formirovanie soglasovannoi politiki v voprosakh razvitiya turizma na prostranstve sNG. Professional'noe turistskoe obrazovanie: novye vyzovy i vozmozhnosti" (sochi, 25—26 sentyabrya 2014 goda) [the thematic collection of the international scientific and practical conference "cooperation and formation of the coordinated policy in questions of development of tourism on space of the cis. Professional tourist education: new calls and opportunities" (sochi, on september 25—26, 2014)]. Sochi, 2014, pp. 23—30.

8. "innovative russia — 2020". (strategy of innovative development of the russian Federation for the period till 2020). Moscow, 2010 (in Russian).

9. Knysheva E. N. Menedzhment [Management]. Moscow, Forum Publ., Infra-M Publ., 2006. 302 p.

10. Matyash N. V., Volodina Yu. A. The method of project competence evaluation in students. Psikhologicheskie issledovaniya [= Psychological studies]. 2011, No. 3 (17). Available at: psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/488-matyash-volodina17.html (in Russian).

11. Naumov V. N. organizatsiya predprinimatel'stva [organization of business]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 377 p.

12. Ozhegov S. I. slovar' russkogo yazyka : 70000 slov [Dictionary of russian: 70000 words]. 21nd edition. Moscow, Publishing House "Russian Language", 1989. 921 p.

13. Medved' E. I., ed. Professional'noe vospitanie: aktual'nost', problemy, perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Professional education: relevance, problems and prospects]. Moscow, Publishing house of Moscow Humanitarian Pedagogical Institute, 2007. 243 p.

14. Order of the Government of the Russian Federation dated May 31, 2014 N 941-r of Moscow "On approval of the Strategy of development of tourism in the Russian Federation for the period till 2020". russian newspaper: internet portal. Available at: www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (in Russian).

15. spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury [reference cultural institution]. 2008, No. 3.

16. Turchinov A. I. Professionalizatsiya i kadrovaya politika: problemy razvitiya teorii i praktiki [Professionalizing and personnel policy: problems of development of the theory and practice]. Moscow, Publishing house of Moscow Psychological and Social Institute, FLINTA Publ., 1998. 271 p.

17. Federal'nye gosudarstvennye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya [The federal government standards of higher education]. rossiiskoe obrazovanie: federal'nyi portal [russian education: federal portal]. Available at: window.edu.ru/resource/651/73651 (accessed: 24.03.15) (in Russian).

18. Khutorskoi A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of student-centered educational paradigm]. narodnoe obrazovanie [national education]. 2003, No. 2, pp. 55—61 (in Russian).

19. Yaroshenko N. N., ed. tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti v sovremennoi Rossíí [the valuable and semantic content of social and cultural activity in modern russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.