Научная статья на тему 'Проектная деятельность в образовательном процессе вуза'

Проектная деятельность в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1669
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / ACTIVITY / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PRACTICAL EXPERIENCE / CREATIVE THINKING / PSYCHOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL INTEREST / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

В современном обществе становится актуальной подготовка специалистов высшей квалификации. Выпускники вузов должны быть компетентны в профессиональной деятельности согласно полученному образованию. Компетентность, как явление неотрывно связана с деятельностью человека. Одним из методов формирования компетентности в человеческой деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей и логического мышления. Данному явлению способствует объединение имеющихся знаний и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам. В отличие от стандартного процесса обучения проектная деятельность полностью основана на собственной мотивации, планировании и проектировании действий в профессиональной сфере. Поступившим на первый курс студентам Тольяттинского государственного университета предоставлена возможность «учиться через проекты». Выполнение проектов запланировано блоком факультативной деятельности в течение семи семестров обучения бакалавриата. В первом семестре тематика метода проектов подразумевает реализацию простых проектов. Постепенному усложнению проектов параллельно соответствует углубление профессиональных знаний и умений при выполнении студентами профессиональных действий. В статье представлены результаты исследования эффективности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

In modern society, the training of highly qualified specialists becomes relevant. University graduates should be competent in their professional activities according to their education. Competence as a phenomenon is inseparably linked with human activity. One of the methods of forming competence in human activity is project activity. This phenomenon contributes to the integration of existing knowledge and adherence to specific vital problems. In contrast to the standard learning process, project activities are fully based on their own motivation, planning and designing activities in the professional sphere. First-year students of Togliatti State University have the opportunity to “learn through projects”. Project implementation is planned by the block of optional activities during the seven semesters of undergraduate education. In the first semester, the subject of the project method implies the implementation of simple projects. The gradual complication of projects in parallel corresponds to the deepening of professional knowledge and skills when students perform professional activities. The article presents the results of a study of the effectiveness of the implementation of project activities in the educational process of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в образовательном процессе вуза»

Odarich Irina Nikolaevna PROJECT ACTIVITY ...

pedagogical sciences

UDC 378

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© 2017

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Аннотация. В современном обществе становится актуальной подготовка специалистов высшей квалификации. Выпускники вузов должны быть компетентны в профессиональной деятельности согласно полученному образованию. Компетентность, как явление неотрывно связана с деятельностью человека. Одним из методов формирования компетентности в человеческой деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей и логического мышления. Данному явлению способствует объединение имеющихся знаний и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам. В отличие от стандартного процесса обучения проектная деятельность полностью основана на собственной мотивации, планировании и проектировании действий в профессиональной сфере. Поступившим на первый курс студентам Тольяттинского государственного университета предоставлена возможность «учиться через проекты». Выполнение проектов запланировано блоком факультативной деятельности в течение семи семестров обучения бакалавриата. В первом семестре тематика метода проектов подразумевает реализацию простых проектов. Постепенному усложнению проектов параллельно соответствует углубление профессиональных знаний и умений при выполнении студентами профессиональных действий. В статье представлены результаты исследования эффективности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Ключевые слова: компетентность, деятельность, проект, проектная деятельность, мотивация, профессиональная деятельность, практический опыт, творческое мышление, психологическая готовность, профессиональный интерес.

PROJECT ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

© 2017

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Abstract. In modern society, the training of highly qualified specialists becomes relevant. University graduates should be competent in their professional activities according to their education. Competence as a phenomenon is inseparably linked with human activity. One of the methods of forming competence in human activity is project activity. This phenomenon contributes to the integration of existing knowledge and adherence to specific vital problems. In contrast to the standard learning process, project activities are fully based on their own motivation, planning and designing activities in the professional sphere. First-year students of Togliatti State University have the opportunity to "learn through projects". Project implementation is planned by the block of optional activities during the seven semesters of undergraduate education. In the first semester, the subject of the project method implies the implementation of simple projects. The gradual complication of projects in parallel corresponds to the deepening of professional knowledge and skills when students perform professional activities. The article presents the results of a study of the effectiveness of the implementation of project activities in the educational process of a higher educational institution.

Keywords: competence, activity, project, project activity, motivation, professional activity, practical experience, creative thinking, psychological readiness, professional interest.

В связи с происходящими в современном обществе кардинальными изменениями политической, экономической и научно-технической сторон общественной жизни, актуальным преобразованием для реальной экономики становится подготовка востребованных квалифицированных кадров, что в свою очередь объясняет повышение требований к подготовке специалистов высшей квалификации.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в результате освоения программы бакалавриата у выпускников должны быть сформированы соответствующие направлению подготовки общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, тем самым бакалавры ориентированы на последующее выполнение определенных видов профессиональной деятельности [1]. Способность и готовность решать встающие перед выпускником задачи его профессионально-практической деятельности напрямую зависят от полученных в процессе образования профессиональных знаний, практического опыта и имеющегося творческого мышления, психологической готовности и профессионального интереса.

В связи с опубликованием «Концепций модернизации российского образования на период до 2020 года» [2] в российском образовании произошла переориентация результатов обучения с подготовленности, образованности и воспитанности на компетенцию и компетентность студентов [3-10]. Компетентность как явление, наблюдаемое в различных видах человеческой

деятельности, во многих исследованиях именовалась весьма разнообразно, но всегда связывалась с деятельностью человека [11-16].

Рассматривая некомпетентность как социальное явление Дж. Равен отмечает: «Личная некомпетентность редко возникает из-за отсутствия формальных знаний или навыков, но, скорее, из-за отсутствия соответствующей мотивации, на привнесение в деятельность имеющихся знаний и навыков. Другая, и гораздо более распространенная разновидность некомпетентности может выглядеть как неспособность проявления профессиональной компетентности. Многие люди удерживаются от надлежащего профессионального поведения юридическими ограничениями, ограничениями их должностных инструкций, давлением со стороны сверстников, а также институциональным контекстом, в котором они работают. Преодоление этих ограничений требует уровня компетентности и устремленности, выходящих далеко за рамки того, что большинство людей рассматривают как служебный долг. Тем не менее, пока человек не преодолеет их, о нем нельзя будет сказать, что он поступает как профессионал. На самом деле, преодоление ограничений часто вызывает возникновение климата предприимчивости, иначе описываемого как уровни коллективного разума» [17].

Современной российской системе высшего образования необходимы новые методы формирования компетентности в человеческой деятельности. Одним из методов обучения, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствую-

18

Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

педагогически науки

Одарич Ирина Николаевна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

щих развитию творческих способностей и логического мышления, с учетом объединения имеющихся знаний и приобщения к конкретным жизненно важным проблемам, и является проектная деятельность.

В научной, психолого-педагогической литературе, в исследованиях и практике уже широко используются понятия «деятельности», «проекта» и «проектной деятельности». Например, согласно американскому национальному стандарту Своду знаний по управлению проектами: «проект - это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата». В свою очередь немецкий стандарт по управлению проектами объясняет, что: «проект есть предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности».

С.Л. Рубинштейн, являясь одним из первых исследователей теории деятельности, выделил в структуре деятельности следующие элементы: движение - действие - деятельность [18].

В своей монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев отметил, что «человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий...», а также «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом...» [19].

В.В. Давыдов построил психологическую теорию коллективной деятельности, полагая что необходимо учитывать коммуникацию между людьми, входящими в коллектив, поскольку человек в процессе деятельности должен уметь понять других и иметь развитый «социальный интерес» [20]. Под проектированием в образовании В.В. Давыдов понимает «создание новых целесообразных форм деятельности, сознания и мышления людей с помощью опережающих представлений, а затем путем реализации проекта...». С другой стороны, он характеризует проектирование как метод работы в сфере образования и вид творческой деятельности, связанный с прогнозированием, планированием, моделированием, социальным управлением [21].

В свою очередь между представителями научного сообщества не сложилось и единого понимания «проектной деятельности», так В.П. Беспалько трактует ее как «многошаговое планирование деятельности» [22], В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов считают «деятельностью по оформлению реализации целостного решения образовательных задач» [23], В.С. Безрукова обозначает, что проектирование в педагогике - это «предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» [24].

Внедрение в учебный процесс практической работы студентов предусмотрено Программой развития опорного Тольяттинского государственного университета. Проектная деятельность как средство управления перспективным развитием является явлением социальным, зависящим от индивидуальных качеств личности, способности применять имеющиеся знания и умения, направленная на развитие творческих способностей, логического мышления, связанное с появлением инновационных технологий и их адаптации обществом. Изменения в социальной, экономической, политической и других сферах являются напрямую или косвенно результатом деятельности людей, для того чтобы быть востребованным на рынке труда необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, обобщать их и применять в практической деятельности. При глобальном объединении, осуществляемая в рамках образовательного процесса, проектная деятельность направлена на достижение двух видов результатов:

- «продукт», полученный по итогам выполнения про-

екта, с возможной последующей его реализацией благодаря сотрудничеству с руководителями и сотрудниками действующих предприятий и организаций города, органов власти;

- «личность», образующаяся благодаря изменению человеческих качеств, свойств, взаимоотношений в процессе реализации проекта, при освоении студентами дополнительных видов деятельности.

Зачастую именно родители определяют будущее абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение, направляют в выбранное ими учреждение и на выбранный ими профиль. Таким же образом, например, создатели Википедии определили, как общество получает доступ к информации, Tesla - определяет, что будет с энергетикой, Apple - как пользоваться техникой, кажется, что мир меняется сам. Социум привык жить «короткой жизнью», не думая о будущем. Однако если задуматься о будущем, проанализировать ситуацию, просчитать стратегию, поймать подводные течения, попробовать ответить на сложные вопросы, например, будет ли определенная профессия актуальной через пять лет? Как будет выглядеть экономика через 10 лет? Необходимо изучать сейчас сварку или сразу технологию 3Б-печати? Техника форсайтов, стратегия развития общества, так называемая работа с будущим, затрагивает мощное движение, в результате которого благодаря выявленным изменениям возможно запроектировать с долгой перспективой собственное развитие по средствам проектной деятельности, и, следовательно, реализации проектов.

Таким образом, проектная деятельность, в отличие от стандартного процесса обучения, полностью основана на собственной мотивации, планировании и проектировании действий в профессиональной сфере, поскольку успешность, а значит и востребованность человека пропорциональна дальности горизонта, на который он способен проектировать. Организация проектной деятельности подразумевает очередность выполнения действий, указанных на рисунке 1.

I - Стартовый II - Этап III - Рефлексивный IV-

этап реализации По слепроектный

проекта этап этап

• диагностика • пошаговое • внешняя • апробация

ситуации выполнение экспертиза • распространение

• проблематизация проектных проекта продуктов

• целеполагание действий • рефлексия проектной

• концептуализация • коррекция хода идеи проекта деятельности

• программирование проекта • рефлексия • выбор вариантов

• планирование хода проекта • презентация результатов проекта • рефлексия продолжения проекта

работы результатов

Рисунок 1 - Этапность организации проектной деятельности

При диагностике ситуации на начальном этапе определяют имеющиеся ресурсы и возможности для внесения проектом изменений в существующее положение вещей, подтверждают социальную необходимость проекта, определяют логические его рамки. В процессе про-блематизации стараются правильно сформулировать проблему, ведь от этого зависит четкое обозначение разрыва - желаемого и действительного. Описывают желаемый конечный результат, производят ценностно-смысловую оценку проблемного поля проекта, формулируют цель проекта. Затем разрабатывают стратегию проектной деятельности, определяющую общую направленность и характер достижения целей, рассматривают возможные внешние воздействия и противодействия реализации проекта. Согласно принципам проектирования, производят пошаговое выполнение проектных действий, при неблагоприятных обстоятельствах корректируют ход проекта и действия его участников для достижения результатов работы с последующей презентацией проекта.

Третий этап проектной деятельности подразумевает внешнюю экспертизу проекта - исследование пробле-

Odarich Irina Nikolaevna pedagogical

PROJECT ACTIVITY ... sciences

мы соответствующими компетентными специалистами в данной области, с выполнением проясняющей и развивающей функций, для выявления возможностей и потенциала дальнейшего развития. Эксперты благодаря оценочной функции дают экспертное заключение, с последующей легализацией, то есть с признанием, поддержкой и распространением полученного опыта. В результате внешней экспертизы происходит анализ собственного сознания студентов и их деятельности, рефлексии подлежат ход проекта и система сложившихся межличностных отношений.

После положительной рефлексии заключительный этап подразумевает апробацию проекта и распространение продуктов проектной деятельности, переход к новому проекту, интеграцию данного проекта с другими, распространение проекта на другие уровни с возможным началом работы новой организации, возникшей по итогам проекта.

Благодаря проектной деятельности у студентов высшего учебного учреждения:

- развивается мотивация на применение имеющихся знаний и умений в практической деятельности, способность к самоорганизации и самообразованию;

- развивается способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- формируется лидерская, активная, самостоятельная, инициативная позиции;

- развиваются умения творчески подходить к проблемам, применять технологию форсайтов, презентовать результаты работы, вступать в дискуссии, защищать и доказывать выбранные пути решения.

Возможность «учиться через проекты» предоставлена поступившим на первый курс студентам Тольяттинского государственного университета. Выполнение проектов запланировано блоком факультативной деятельности в течение семи семестров обучения бакалавриата. В первом семестре тематика метода проектов подразумевает во многом реализацию простых проектов. После распределения функциональных ролей в команде, анализа потенциальных разработок технологий будущего развития общества, благодаря генерации идей, команды приступают к созданию своих первых проектов, так называемых блиц-проектов. Выполнив несколько блиц-проектов в условиях ограниченного времени, студенты самостоятельно выбирают направление развития в практической деятельности, идею нового более серьезного проекта, либо идею проекта взаимосвязанную с блиц-проектами.

Для исследования эффективности внедрения проектной деятельности в процесс обучения было проведено добровольное анкетирование первокурсников Архитектурно-строительного института. Результаты анализа анкеты показали, что порядка 93% студентов считают проектную деятельность принципиально новым способом развития собственных оригинальных предложений, решений и идей, для воплощения их в своих проектах. Практически все участники подтвердили возросший в геометрической прогрессии энтузиазм к реализации проекта с целью получения продукта практической деятельности (87%). При этом около 27% опрошенных респондентов почувствовали в себе готовность и способность оказывать влияние на участников собственной команды, занимать лидерскую позицию. Большая часть опрошенных (69%) студентов были функционально готовы выполнять возложенные на них обязанности в работе над проектом. Однако абсолютное большинство (95%) отметило наличие лишь минимальных знаний в профессиональной области, что на начальном этапе значительно усложняет разработку и реализацию проектов.

Наряду с этим, проведенное исследование позволило выявить следующие значения показателей:

- значительные трудности при работе в коллективе испытали 17% опрошенных, при этом оставшиеся сту-20

денты старались толерантно воспринимать друг друга, учились работать в коллективе;

- оказались способны ситуативно оперировать информацией из собственного опыта 60% первокурсников, однако объем практического опыта профессиональной деятельности на допустимом уровне обнаружили лишь 11% обучающихся;

- в процессе реализации проекта у 36% респондентов развивались творческие умения подходить к решению проблем, у 27% повысилось качество взаимодействия с информационными технологиями, у 23 % наблюдалась адекватная реакция на достижения и неудачи в проектной деятельности;

- при анализировании проекта на каждой стадии, оказались готовы вступать в дискуссии 39% студентов, у большинства (77%) развивалось умение презентовать и защищать свой проект;

- к причинам, затруднившим реализацию проекта, большинство (87%) выделило ограниченность финансовых средств, а также недостаточный уровень умения работы с профессиональными инструментами.

Недостаточное финансовое обеспечение проектов, играющих важную роль в развитии общества или города, студентам можно компенсировать, благодаря организации учебным заведением конкурса на получение гранта.

Погружение студентов в проектную деятельность дает начальный творческий импульс для формирования оригинальных предложений, идей и решений, воплощенных в проектах согласно реалиям современного мира и развивающимся мировым тенденциям [25-27]. Поскольку реализация проектной деятельности запланирована на всех курсах обучения, то постепенному усложнению проектов будет параллельно соответствовать постепенное углубление у студентов профессиональных знаний и умений, при выполнении ими профессиональных действий.

Таким образом, проектная деятельность, являясь показателем инновационного качества образования, формирует у студентов мотивацию развития их познавательных интересов, становится стимулом совершенствования имеющихся знаний, умений и действий в профессиональной области, перспективным ориентиром в выборе жизненных стратегий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

2. Концепция-2020: развитие образования // Учительская газета: сетевое издание. 2008. URL: http: www.ug.ru/archive/25192.

3. Равен, Дж., Ярыгин, О.Н., Коростелев, А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

4. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть I (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 274-293.

5. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть II (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 198-205.

6. Белашов П.Д. Сущность понятия "компетенция" и "компетентность" в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.

7. Муранова Е.В. К вопросу о содержании понятий "языковая компетенция" и "языковая компетентность" // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 88-91.

8. Дзюбенко И.А. Сущность понятий "компетентность" и "компетенция" // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

9. Балакирева Е.И., Малышева А.В., Коновалова Е.Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 154-158.

10. Чирва Г.Н. Модель процесса формирования информатической компетентности будущих учителей технологий // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 10-13.

11. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального

Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

педагогически науки

Одарич Ирина Николаевна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 77-82.

12. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 15-18.

13. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 84-86.

14. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 85-87.

15. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

16. Лейсле Т.В., Ануфриева И.Ю. Влияние возрастных и гендерных факторов на эмоциональную компетентность и лидерство руководителя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 279-281.

17.4Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 395 с.

18. Рубинштейн, С. Л. Избранные педагогические труды / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Наука, 1995. - 368 с.

19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

20. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. - Москва : Академия, 2004. - 288 с.

21. Давыдов В. В. Научно-исследовательская деятельность Российской Академии образования // Педагогика. 1993. №5. С. 3-11.

22. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

23. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

24. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гришанова М.Н., Царева И.А. Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 286-288.

26. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

27. Гладких В.Г., Денисова О.В. Модель профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 2933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.