УДК 378.2
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Н. Б. Лыгарева
Лыгарева Наталья Борисовна, старший преподаватель, кафедра экономики и экономической безопасности, Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, [email protected]
Проблема соответствия профессиональных и образовательных стандартов сегодня чрезвычайно актуальна. Необходимость разработки новых профессиональных стандартов обусловлена принятием обновленных образовательных стандартов, которые должны отражать требования образовательных учреждений, органов управления образования и работодателей. Статья посвящена рассмотрению профессиональных стандартов в сфере туризма на примере профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» с целью дальнейшей разработки способов оценки квалификации специалистов по предоставлению туристских услуг, а также определения диагностических показателей и результатов обучения для системы профессионального образования. Раскрывается определение профессионального стандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. В работе отражены как количественные, так и содержательные показатели соотношения общих требований с обобщенными трудовыми функциями, а также параметры соответствия трудовых функций трудовым действиям, необходимым умениям, знаниям и другим характеристиками. Высказано мнение о недостаточной разработанности профессионального стандарта с точки зрения его практического применения. Подчеркивается необходимость разработки и принятия новых профессиональных стандартов в сфере туризма.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, сфера туризма, компетенции, профессиональная деятельность, трудовые функции, действия, умения.
DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-349-353
Сегодня в законе «Об основах туристской деятельности» говорится, что «государство отчетливо видит перспективы развития туризма в РФ и создает благоприятные условия для его роста путем выделения приоритетных направлений и видов туризма, создания благоприятного имиджа страны, а также более детального и основательного подхода к вопросам безопасности путешественников как внутри страны, так и за ее пределами» [1]. Это способствует ежегодному росту числа туристических поездок, удовлетворяя потребности граждан Российской Федерации и иностранных в разнообразных целях путешествий (деловых, оздоровительных, познавательных и т. д). Подтверждением этому являются офици-
альные данные, опубликованные на сайте Федерального агентства по туризму в разделе «Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств». За 1 квартал 2017 г. количество поездок граждан РФ с туристическими целями на территорию государств дальнего зарубежья в целом увеличилось на 31%, на территорию стран ближнего зарубежья на 11% по сравнению с 1 кварталом 2016 г.) [2]. Эти показатели свидетельствуют о росте туристических поездок и, как следствие, повышающемся спросе на отдых в целом и предоставление туристических услуг. Все это говорит о необходимости повышения уровня подготовки специалистов данной сферы и более четкого выполнения профессиональных задач, которые предъявляются к специалистам туристической отрасли.
Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», работники туристической отрасли должны заниматься управлением туристической деятельностью, проведением исследования туристического рынка, организацией продаж и продвижением туристического продукта, обеспечением экономической эффективности организаций, применением законодательства Российской Федерации и норм международного права при осуществлении профессиональной деятельности, обеспечением безопасности туристов [3]. Особое значение профессиональные компетенции специалистов туристической отрасли имеют в рамках выполнения мероприятий программы РФ «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», где одним из приоритетных направлений реализации программы является совершенствование системы подготовки кадров.
Согласно образовательному стандарту, профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда [3]. Разработка новых профессиональных стандартов является необходимым условием успешного функционирования трех основных отрас-
© Лыгарева Н. Б., 2018
лей - сферы образования, органов управления в сфере образования и работодателей.
Коррекция федеральных образовательных стандартов всех уровней образования, выбор форм и методов обучения в системе профессионального образования, проектирование разноуровневых учебно-методических материалов - все это может быть основой изменений, которые необходимо внести в сферу профессионального образования. Необходимость в определении реальных и измеримых конкретными показателями результатов обучения дает возможность органам управления образованием пересмотреть существующие положения, связанные с определением критериев результатов бучения. Проведение основных мероприятий, связанных с сертификаций, оценкой квалификации работников туристической отрасли, осуществляющих организацию и предоставление туристических услуг, оценка и повышение квалификации в виде прохождения курсов, дополнительных программ позволит работодателям активизировать мотивацию персонала, добиться повышения эффективности и качества выполняемых трудовых функций [4].
Для последующего анализа профессиональных стандартов в сфере туризма необходимо дать определение термина «профессиональный стандарт». Содержание данного понятия указано в ФЗ № 122-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», где указано, что «профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [5]. Следовательно, опираясь на это определение, можно утверждать, что «профессиональный стандарт должен содержать конкретный перечень трудовых функций и соответствовать определенной квалификации, в свою очередь квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы» [5].
На сайте Федерального агентства по туризму в разделе «Профессиональные стандарты в сфере туризма» представлены 2 профессиональных стандарта: «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» и «Экскурсовод (гид)». Официально принят только один стандарт - «Экскурсовод (гид)», который имеет свой регистрационный номер и официально утвержден [6]. Стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» не утвержден Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, следовательно, может носить только ознакомительный и рекомендательный характер. Но в реестре есть несколько
стандартов, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к сфере туризма, так как название данных стандартов опосредованно входит в определение понятия «туристская индустрия»: это такие стандарты, как: «Экскурсовод (Гид)», «Официант», «Руководитель гостиничного комплекса», «Руководитель предприятия питания». Общим с термином «туристская индустрия» нами видится наличие гостиниц и других средств размещения, предприятий питания, а также фирм, оказывающих экскурсионные услуги (гиды-переводчики), и инструкторов-проводников [2]. Данные стандарты относятся к отраслям, являющимся основными в сфере туризма и напрямую участвующим в процессе формирования туристического продукта, координируя работу транспортных компаний, предприятий питания, средств размещения, а также предприятий, предоставляющих услуги по организации экскурсий и развлечений туристов.
Очевидно, что более всего сфере туризма соответствует стандарт «Экскурсовод (гид)», что подтверждается определением понятия «экскурсовод»: «... профессионально подготовленное лицо, занимающееся деятельностью по ознакомлению экскурсантов с объектами показа в стране временного пребывания» [1]. Следовательно, без экскурсовода знакомство туристов с объектами показа не представляется возможным либо будет сопряжено с определенными трудностями.
После общей характеристики всех профессиональных стандартов, имеющих отношение к сфере туризма, перейдем к описанию стандарта «Экскурсовод (гид)». Стандарт был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 539н. Последние изменения были внесены 12 декабря 2016 г. Данный документ является приложением к ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» под названием «Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм"». Рассмотрим основные требования, по которым можно произвести общую характеристику стандарта (табл. 1).
Анализируя данные (см. табл. 1), мы пришли к следующему: 1) вызывает затруднение определение должности, на которую может претендовать выпускник вуза без опыта работы в сфере туризма, так как должность экскурсовода (гида-переводчика) требует при наличии высшего образования опыта практической работы не менее трех лет и наличия документов о прохождении дополнительных профессиональных программ; 2) самым высоким уровнем квалифи-
Таблица 1
Соотношение общих требований с обобщенными трудовыми функциями
Обобщенная трудовая функция
Требования Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг Организационное обеспечение экскурсионных услуг Проведение экскурсий Руководство экскурсионной программой
1. Уровень квалификации 4 5 6 7
2.Квалификационные требования Образование: 2.1. Среднее профессиональное образование + + + -
2.2. Высшее образование - - + +
2.3. Дополнительные профессиональные программы - + + -
2.4. Опыт практической работы, лет - 1 3 3
3. Возможные наименования должностей 3.1. Агент по приему и обработке заказов + - - -
3.2. Организатор экскурсий - + - -
3.3. Экскурсовод, гид-переводчик, - - + -
3.4. Директор, управляющий - - - +
Примечание. 4-7: номер уровня квалификации (из функциональной карты вида профессиональной деятельности); «+» - наличие данного требования в выполнении обобщенной трудовой функции, «-» - его отсутствие.
кации является седьмой, и ему соответствует обобщенная трудовая функция, связанная с руководством экскурсионной программы (должность директора, управляющего), однако функция, связанная с проведением экскурсий, содержит самый большой список требований: высшее образование в данной сфере, прохождение дополнительных профессиональных программ (курсов повышения квалификации) и опыт работы. Следовательно, именно к должности экскурсовода (гида-переводчика) предъявлены максимально высокие требования, и она должна соответствовать самому высокому, седьмому, уровню квалификации.
Далее рассмотрим стандарт с точки зрения соотношения основных компонентов - обобщенных трудовых функций с трудовыми функциями, действиями, умениями, а также необходимыми умениями, знаниями и другими характеристиками. Представим наглядно количественные показатели всех критериев (табл. 2).
В стандарте указаны должности (возможное наименование должностей), которым соответствуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций, действий необходимых умений, знаний и других характеристик. Ко -личество данных позиций везде разнообразно, как и содержание: судя по количеству трудовых
функций, отведенных на обобщенную трудовую -«Руководство экскурсионной программой» - она занимает лидирующее место [1]. Все остальные наделены ими в равном количестве, хотя, по нашему мнению, именно функция «Проведение экскурсий» должна быть главной, так как является основным видом трудовой деятельности и наиболее часто применяется. Деятельность по знакомству экскурсантов (туристов) с объектами показа полностью соответствует обобщенной трудовой функции «Проведение экскурсий»
Самое большое количество показателей по четырем параметрам соответствует одной обобщенной трудовой функции «Проведение экскурсий» (см. табл. 2). Это вполне логично и закономерно, так как именно проведение экскурсии является для экскурсовода основным видом деятельности, хотя и не единственным. Следовательно, если рассматривать трудовые функции с точки зрения количественных показателей, целесообразно было бы поставить обобщенную трудовую функцию «Проведение экскурсий» на верх в иерархической цепи (десять из десяти трудовых действий, одиннадцать из одиннадцати необходимых умений, девятнадцать из девятнадцать необходимых знаний и три из трех прочих характеристик).
Примечание. 1-1У - обобщенные трудовые функции: I - вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг; II - организационное обеспечение экскурсионных услуг; III - проведение экскурсий; IV - руководство экскурсионной программой; 1-9 - трудовые функции: 1 - прием и обработка заказов на экскурсии; 2 - координация работы по реализации заказа; 3 - организация экскурсий; 4 - разработка экскурсионных программ обслуживания; 5 - разработка экскурсий; 6 - проведение экскурсий; 7 - определение концепции развития экскурсионной организации; 8 - осуществление общего руководства основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью экскурсионного подразделения; 9 - утверждение штатного расписания экскурсионной организации; в скобках - % от общего числа показателя.
Таблица 2
Соотношение трудовых функций с трудовыми действиями, необходимыми умениями, знаниями
и другими характеристиками
Количество и процентное соотношение трудовых действий, умений, знаний и другие характеристик Обобщенная трудовая функция
I II III IV
Трудовая функция
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Трудовые действия 4(40) 5(50) 5(50) 4(40) 10(100) 5(50) 2(20) 6(60) 3(30)
Необходимые умения 4(36) 5(45) 6(54) 4(36) 11(100) 10(90) 3(27) 10(60) 6(54)
Необходимые знания 9(47) 9(47) 10 5(52) 6(31) 19(100) 13(68) 12(63) 12(63)
Другие характеристики 2(66) 2(66) 2(66) 2(66) 3(100) 3(100) 2(66) 2(66) 2(66)
Профессиональные стандарты должны учитываться образовательными организациями и при разработке дополнительных профессиональных программ. Для сферы сервиса и туризма необходимой дополнительной профессиональной программой может быть курс «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», который направлен на формирование универсальной компетенции - осуществление деловой коммуникации в устной и письменной формах. Как указано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», дополнительные программы профессионального образования должны строиться с учетом квалификационных требований для соответствующих должностей и с учетом требований к профессиональным знаниями умениям и навыкам [7].
Таким образом, профессиональный стандарт является крайне важным содержательным документом, представляющим собой особо значимую информацию для органов управления образованием в сфере туризма, работников тур-индустрии, представителей профессиональных сообществ (работодателей), образовательных учреждений. Надеемся, что в скором времени в дополнении к профессиональному стандарту «Экскурсовод (гид») в образовательном стандарте по направлению подготовки «Туризм» появится еще несколько профессиональных стандартов, напрямую отражающих специфику подготовки студентов, так как сфера туризма не может ограничиваться только подготовкой экскурсоводов или инструкторов-проводников.
Изучение их содержания и сопоставление с образовательными стандартами могут быть перспективными для дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федер. закон № 132-ФЗ от 14.10.1996. (ред. от 18.04.2018). URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 11.01.2018).
2. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств // Федеральное агентство по туризму : сайт. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 20.01.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм». URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93 (дата обращения: 10.01.2018).
4. Профессиональные стандарты в сфере туризма // Федеральное агентство по туризму : сайт. URL: http:// www.russiatourism.ru (дата обращения: 15.01.2018).
5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации : Федер. закон № 122-ФЗ от 02.05.2015. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2018).
6. Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 539н. URL: http://base.garant.ru/70737152/#ixzz54ifCmR00 (дата обращения: 12.01.2018).
7. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 07.03.2018). URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 12.01.2018).
Образец для цитирования:
Лыгарева Н. Б. К вопросу о профессиональных стандартах в сфере туризма // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 349-353. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-349-353
On the Issue of Professional Standards in the Field of Tourism
N. B. Lygareva
Natalya B. Lygareva, Ural State Forestry University, 17, Novgorodcevoj Stp., Ekaterinburg, 620072, Russia, [email protected]
The problem of the correspondence of professional and educational standards today is extremely urgent. The need of developing the new professional standards is caused by the adoption of the renovated educational standards, which must reflect the requirements of educational establishments, control elements of formation and employers. Article is dedicated to the examination of professional standards in the sphere of tourism based on the example of professional standard "guide (guide)" for the purpose of further development of the methods of evaluating the qualification of specialists in the assignment of tourist services, and also determination of diagnostic indices and results of instruction for the system of vocational education. Is revealed the definition of professional standard as - the characteristic of qualification, necessary for worker for the realization of the specific form of the professional activity, including of the fulfillment of the specific working function. In the work are reflected the quantitative as well as meaningful indices of the relationship of general requirements with the generalized working functions, and also the parameters of the correspondence of working functions with the working actions, the necessary skills, the knowledge and other characteristics. Is expressed opinion about the insufficiently thorough study of professional standard, precisely, from the point of view of its practical application. The need for development and adopting the new professional standards in the sphere of tourism is emphasized. Key words: professional standards, educational standards, tourism, competence, professional activities, duties, actions, abilities.
References
1. Ob osnovakh turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Fede-ratsii: Federalnyy zakon N»132-FZ ot 14.10.1996 (red. ot 18.04.2018) (About the bases of tourist activity in the Russian Federation: Federal law no. 132-FZ of 4 October 1996 {ed. from 18 April 2018}). Available at: http://www. consultant.ru /cons/cgi/online.cgi (accessed 11 January 2018) (in Russian).
2. Statisticheskie pokazateli vzaimnykh poezdok grazh-dan Rossiyskoy Federatsii i grazhdan inostrannykh gosudarstv( Statistical indices of the mutual trips of the citizens of the Russian Federation and citizens of foreign states). Federalnoe agentstvo po turizmu (Federal agency on the tourism: site). Available at: http:// www.russiatourism.ru (accessed 20 January 2018) (in Russian).
3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 43.03.02 «Turizm» (Federal state educational standard of higher education - bakalavriat in the direction of preparation 43.03.02 «Tourism»). Available at: http://www.garant.ru (accessed 11 January 2018) (in Russian).
4. Professionalnye standarty v sfere turizma (Professional standards in the sphere of tourism). Federalnoe agentstvo po turizmu: sait (Federal agency on the tourism: site). Available at: http://www.russiatourism.ru (accessed 15 January 2018) (in Russian).
5. O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon no. 122-FZ ot 02.05.2015 (About the introduction of changes in the Labor Code of the Russian Federation: Federal law no. 122-FZ from 2 May 2015). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 12 January 2018) (in Russian).
6. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta Ekskur-sovod (gid): Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF№ 539n ot 4.08.2014 (About the assertion of professional standard guide {guide}): Order of the ministry of Labor and social protection RF no. 539n. of 4 August 2014. Available at: http://base.garant.ru:/ 70737152/#ixzz54ifCmR00 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon no. 273-FZ ot 29.12.2012 (red. ot 07.03.2018) (About the formation in the Russian Federation: Federal law no. 273-FZ from 29 December 2012 {ed. from 7 March 2018}). Available at: http://base.garant.ru/70291362 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
Cite this article as:
Lygareva N. B. On the Issue of Professional Standards in the Field of Tourism. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 349-353. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-349-353