УДК 796.5:378.01 DOI 10.14526/01_1111_44
ББК Ч518.14(2):Ч448
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Третьякова Т.Н. - доктор педагогических наук, профессор, Сыромятникова Ю.А. - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет),
г. Челябинск
EDUCATIONAL TOURS PROJECTING
IN THE CONTEXT OF COMPETENCE BASED APPRO ACH IN
TOURISTIC EDUCATION
Tretyakova T.N. - doctor of pedagogics, professor,
Syromyatnikova Y.A. - candidate of pedagogics, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "South-Ural State University" (National Research University), Chelyabinsk
e-mail: [email protected], [email protected]
Ключевые слова: педагогика туризма, индустрия туризма, профессиональные компетенции.
Аннотация. Туристская деятельность является эффективным средством воспитания гармоничной личности, служит действенным средством, мобилизующим познавательную активность учащихся, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности. Методически верно выстроенная работа по организации туров и экскурсий в рамках системы высшего образования развивает познавательную активность обучающихся, связанную с приобретением знаний и умений, которые необходимы для решения профессиональных задач, со стремлением к интеллектуальным достижениям. Однако в специальной литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в результате этого до настоящего времени не разработаны концептуальные и методологические положения использования образовательных туров в процессе подготовки специалистов туриндустрии.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, комплексный подход, проектирование.
Материалы. В данной статье на основе требований ФГОС по направлению 100400.62 Туризм рассматриваются основополагающие принципы организации профессиональной деятельности студентов туристских специальностей в вузе через их непосредственное участие в обосновании, разработке и реализации образовательных туров.
Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что одной из наиболее сложных проблем в педагогике высшей школы является организация образовательного процесса на основе получения студентами практического опыта будущей профессиональной деятельности. Проектирование образовательных туров будет способствовать формированию профессиональных компетенций студентов туристских специальностей по основным видам профессиональной деятельности: проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой, сервисной и научно исследовательской.
Заключение. Интерактивные методы обучения профессиональной деятельности в рамках вузовского образования эффективно воздействуют и способствуют формированию компетентного специалиста. Такая технология, как образовательный тур широко используется образовательной системой на всех уровнях. Однако подготовка специалистов туриндустрии здесь выступает как самое потенциально важное пространство для использования этой педагогической технологии. Проектирование образовательных туров для подготовки бакалавров туризма может выступать как цель образования (то, чему необходимо научить), как средство (участвуя в проектировании, студенты осваивают технологии туристской деятельности) и как форма организации образовательного процесса.
Keywords: pedagogics of tourism, tourism industry, professional competencies.
Annotation. Touristic activity is an effective means of harmonious personality upbringing, which mobilizes students' cognitive activity, involves them into independent creativ e activity. Methodically correct work on tours and ex cursions organization in terms of higher education system dev elops cognitiv e activ ity of students, connected with k nowledge, skills mastering, which are necessary for professional problems solution, with the yearning for intellectual achiev ements. Howev er, in special literature this problem is not studied enough and, as a result, there are no conceptual and methodological theses of educational tours use during the specialists training in the sphere of touristic industry.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, complex approach, projecting.
Materials. On the basis of the Federal State Educational Standards on the specialty 100400.62 Tourism the article presents the main principles of students' professional activity organization on touristic specialties at a higher educational establishment through their direct participation in educational tours substantiation, creation and realization.
Results. Scientific and scientific-methodical literature analysis, practical activity study of professional-practical training among the specialists of touristic industry, the materials of own research works prove that one of the most difficult problems in pedagogics of higher education is educational process organization on the basis of getting practical experience of the future professional activ ity. Educational tours projecting will prov ide touristic industry students' professional competencies formation according to the main kinds of professional activity: projecting, productive-technological, organizational-management, service and scientific research.
Conclusion. Interactive methods of professional activity teaching in terms of higher education influence effectively and provide a competent specialist formation. Such kind of technology, as an educational tour is widely used in educational system at all levels. However, tour industry specialists training here is the most important sphere for this pedagogical technology use. Educational tours projecting for tourism bachelors' training can be the aim of education (the thing that is to be taught), the means (participating in projecting
students master the technologies of touristic activity) and the form of educational process organization.
Актуальность. Внедрение в современную образовательную
практику интерактивных методов обучения вновь сделало актуальным идею образовательного туризма. По мнению И.В. Зорина, туризм - это своеобразное образовательное
пространство, обеспечивающее
всестороннее развитие личности на основе общечеловеческих ценностей в русле региональных и национальных традиций в интересах личности, общества, государства [1].
В зарубежной литературе под образовательным туризмом (educational tourism) понимается «деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение -основная или второстепенная цель поездки» [3].
В практике некоторых туристских фирм часто используются программы, которые предлагают школьным и студенческим группам совершить поездку для изучения языка и культурного наследия отдельных стран и регионов, программы студенческих обменов, знакомства с укладом жизни, основными занятиями, производимыми продуктами и пр.
Современное понимание
образовательного туризма достаточно широко по своему содержанию. Образовательный туризм является одним из значимых понятий педагогики туризма. По своей функциональной сути он представляет собой форму организации образовательного
процесса, осуществляемого за пределами основного здания образовательного учреждения.
Интегративный феномен
образовательного туризма проявляется в результате объединения и взаимопроникновения образовательной и туристской деятельности.
Такого рода интеграция образовательной и туристской деятельности возможна через организацию интерактивной
педагогической деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно значимых и профессиональных качеств, которые проявляются при формировании универсальных,
общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций.
Организация системы
образовательных туров, в рамках которой были бы созданы возможности для эффективного освоения
компетенций разнообразного
туристского содержания, является актуальной задачей. Участвуя в проектировании туров и экскурсий, студенты с первого курса изучают основы будущей профессиональной деятельности, накапливая опыт путешествий и организации туров, а также имеют возможность
непосредственно на практике проходить отдельные разделы учебных курсов, связанных с проектированием туристских услуг и изучением туристских ресурсов и инфраструктуры посещаемых стран или регионов.
Внедрение образовательных туров в процесс профессиональной подготовки специалистов туриндустрии активно развивается в современном образовательном пространстве. Однако в рамках компетентностного подхода возникает проблема теоретического обоснования системы проектирования образовательных туров как
компонентов образовательной
деятельности и результатов
сформированности компетенций у студентов и выпускников вуза.
Методологической основой
исследования являются положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; системный и аксиологический подходы к преобразованию педагогической действительности; положения
психологии профессионализма,
психологии управления, современные педагогические концепции,
компетентностный подход и его функции в исследованиях проблем образования, системный подход к обоснованию, концепции и отбору методов исследования, личностно-деятельностный подход к построению теоретической модели процесса становления профессиональной
компетентности средствами
образовательного туризма;
комплексный подход как основа подготовки специалиста в сфере туризма.
Целью исследования является обоснование комплексного характера проектирования образовательных туров в ходе формирования
профессиональных компетенций
студентов туристских специальностей.
Задачи исследования: охарактеризовать особенности реализации компетентностного подхода в туристском образовании;
проанализировать содержание ФГОС по направлению подготовки 100400.62 Туризм для определения основных результатов освоения профессиональных компетенций в ходе проектирования образовательных туров;
охарактеризовать основные виды профессиональной деятельности
бакалавра туризма с позиции формируемых в процессе
проектирования образовательных туров профессиональных компетенций.
Материалы. На современном этапе развития педагогической науки особый интерес вызывает
компетентностный подход, который
возник как попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда.
По мнению ДА. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколова, компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В рамках данного подхода компетентность рассматривается как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач и проблем.
Компетентностный подход
обозначен в трудах отечественных психологов В.В. Давыдова,
П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах.
А.В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволило решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Профессиональная компетенность в контексте компетентностного подхода предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной
процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность
образовательных компонентов.
Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности
обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
Анализ публикаций и концепций по проблемам компетентностного подхода в туристском образовании (Т.Н. Ананьева, М.А. Морозов,
В.К. Романович, Т.Н. Третьякова,
А.А. Федулин и др.) определяет в качестве основных позиций специфики туристского образования следующие:
- ориентацию на конструирование студентом собственного профессионально значимого опыта, который должен стать предметом рефлексии, исследования, оценок;
возможности выбора
индивидуальной траектории
профессионально-личностного становления специалиста;
- ведущую роль преподавателя как наставника, обеспечивающего сопровождение процесса профессионального становления бакалавра туризма;
- воплощение профессионально-личностного опыта в реальной ситуации через создание социально и личностно значимых продуктов [4].
В профессиональном образовании бакалавров туризма совместная туристско-образовательная деятельность предполагает создание специальной профессионально
ориентированной обучающей среды, дающей возможность в рамках учебного процесса организовать педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентами.
В рамках высшего туристского образования эта тенденция наиболее актуальна. В ходе профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии проектирование
образовательных туров объединяет в себе как деятельность по организации путешествий, так и образовательную деятельность как таковую.
Проектирование туров как разновидности туристских услуг
регламентируется ГОСТ 50681-2010 и включает в себя изучение рынка, отбор аттрактивных объектов, выбор предприятий партнеров и заключение с ними договоров, и на основании этого -составление программы тура.
Для того чтобы насытить этот процесс образовательными функциями необходимо включить процесс проектирования в образовательную деятельность. Для этого необходимо выявить и отобрать содержательные аспекты отдельных дисциплин учебного плана, которые нуждаются в такой практико-ориентированной концепции изучения, затем на основе программы тура разработать комплекс заданий, которые студенту необходимо выполнить в рамках программы тура, а также разработать пакет оценочных фондов и средств, с помощью которых возможно будет определить результат и уровень сформированности
профессиональных компетенций
студентов после разработки и реализации программы тура.
В настоящее время
образовательный туризм
организовывается в новых формах и должен учитывать комплекс
современных образовательных задач, которые должны опираться на требования образовательных
стандартов.
Проанализируем содержание Федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
(ФГОС) по направлению подготовки 100400.62 -Туризм.
Область профессиональной
деятельности бакалавров - разработка и реализация туристского продукта, обладающего качествами,
удовлетворяющими требованиям
потребителей, организация
комплексного туристского
обслуживания в основных секторах туристской индустрии [2] .
Следовательно, ФГОС определяет проектирование туров одной из главных целей высшего образования в сфере туризма. Поэтому проектирование образовательных туров может являться одновременно целью, средством и формой обучения студентов туристских специальностей.
В более широком смысле проектирование туров любой тематики и содержания представляет собой сознательно планируемый результат образовательной деятельности,
связанной с подготовкой специалистов туриндустрии.
Кроме того, проектирование туров в рамках профессиональной подготовки бакалавров туризма может выступать как педагогическая технология, в рамках которой студенты осваивают технологии профессиональной
деятельности, связанной с разработкой нитки маршрута, подбором
поставщиков услуг, составлением программы тура и расчетом его стоимости.
Поэтому образовательный процесс в педагогике туризма не может быть организован в рамках классических аудиторных занятий, основной формой формирования профессиональных
компетенций бакалавров туризма в современном образовательном
пространстве становится организация выездных интерактивных занятий, т.е. образовательных туров.
ФГОС по направлению подготовки 10400.62 Туризм также устанавливает основные виды профессиональной деятельности
бакалавра туризма и соответствующие им профессиональные компетенции. Взаимосвязь видов профессиональной деятельности бакалавров туризма с формируемыми в процессе обучения компетенциями представлена в таблице 1.
В рамках проектирования образовательных туров студенты могут получить опыт в каждом из
обозначенных видов профессиональной деятельности.
Проектная деятельность понимается как индивидуальная или коллективная деятельность студентов с целью создания определенных проектов, способствующих позитивному
преобразованию туристской среды региона. Проектная деятельность бакалавров туризма связана с изучением туристско-рекреационного потенциала региона, а также методик его оценки и использования в туристской
деятельности. Кроме того, на базе имеющихся туристских возможностей региона студенты осваивают основы проектирования туристских программ, опираясь на нормативно-правовую базу, связанную с разработкой туров и экскурсий.
В процессе освоения проектной деятельности формирование
профессиональных компетенций
происходит следующим образом (таблица 2).
Производственно-технологическая деятельность в туризме связана с разработкой технологий туристско-экскурсионного обслуживания, а также разработкой и организацией турпродукта как комплекса услуг, имеющих разнообразное содержание.
Согласно ФГОС производственно-технологическая деятельность
бакалавров туризма формируется через освоение дисциплин технологического блока. Они ориентированы на изучение технологий внутреннего, въездного и выездного туризма, а также технологий проектирования туристского продукта как комплекса услуг. Использование образовательных туров в процессе изучения этих дисциплин позволяет обучающимся на практике освоить технологии организации и
предоставления туристских и экскурсионных услуг через разработку комплексных программ туристского обслуживания в условиях региона.
Таблица 1
Формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма через основные
виды профессиональной деятельности
Виды профессионально й деятельности Профессиональные задачи Формируемы е компетенции
Проектная постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; - использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта; - проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности; разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований ПК -1-4
производственно-технологическая - применение современных технологий в реализации туристского продукта; - использование информационных и коммуникационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта ПК-5,6
организационно-управленческая - распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии; - принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности; расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат; ПК-7,8,9
сервисная обеспечение стандартов качества и норм безопасного комплексного туристского обслуживания; организация процесса обслуживания потребителей и туристов; умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристкой индустрии ПК-10,11,12
научно- исследовательская - исследование и мониторинг рынка туристских услуг; - применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; - адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии ПК - 13,14,15,16
Таблица 2
Формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма в рамках проектной профессиональной деятельности
Название компетенции Результат формирования компетенции в рамках проектирования образовательных туров Дисциплины, формирующие компетенции
ПК-1 - владеет теоретическими основами проектирования, готов к применению основных методов проектирования в туризме Для проектирования образовательных туров студенты используют знания о туристских и рекреационных ресурсах и инфраструктуре региона посещения, а также производят проектирование на основе требований ГОСТ Основы туризма, Краеведение, Туристско-рекреационное проектирование, Туристское ресурсоведение, Туристские ресурсы региона, Культурно-исторические центры, Основы курортного дела, Особо охраняемые природные территории, Историко-культурное наследие региона, Стандартизация, сертификация и лицензирование в туристской индустрии, Документационное обеспечение управления предприятий туриндустрии
ПК-2 - способен обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме С помощью информационных технологий студент разрабатывает нитку маршрута, производит расчет километража путешествия и стоимости комплекса услуг, входящих в турпродукт
ПК-3 - способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта Студент самостоятельно анализирует, критически оценивает, выбирает и использует информацию о туристских объектах в ходе подготовки проекта, связанного с проектированием образовательных туров
ПК-4 - готов к реализации проектов в туристской индустрии Студент способен осуществить проектирование информационного сопровождения туристских услуг, связанного с разработкой как необходимой документации, так и рекламного и справочного материала
Таблица 3
Формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма в рамках производственно-технологической профессиональной деятельности
Название компетенции Результат формирования компетенции в рамках проектирования образовательных туров Дисциплины, формирующие компетенции
ПК -5 - готов к разработке туристского продукта на основе современных технологий В процессе проектирования образовательного тура студент составляет программу тура, опираясь на выбор туристских объектов и поставщиков транспортных услуг, гостиничных и экскурсионных услуг, услуг питания, разрабатывает трассовые экскурсии и комплекс анимационных мероприятий тура Организация туристской деятельности, Информационные технологии в туристской индустрии, Организация экскурсионного обслуживания, Технология и организация гостиничных услуг, Технология и организация услуг питания, Транспортное обеспечение в туризме, Музейная и выставочная работа, Анимация в туризме, Основы финансовой деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве, Реклама в социально-культурном сервисе и туризме
ПК-6 - способен к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий В процессе реализации образовательного тура студенты-организаторы выступают менеджерами маршрута и выполняют соответствующие функции: подготовка рекламного материала, сбор группы и расчет стоимости тура, координация работы с поставщиками и оформление соответствующих заявок на обслуживание, организация трассовых экскурсий и комплекса анимационных программ
Организационно-управленческая деятельность в туризме связана с особенностями функционирования туристского рынка и его организационно-управленческой структурой. Организация и управление туристским предприятием и
производственными процессами,
связанными с разработкой и реализацией туристских программ являются основными процессами данного вида деятельности.
Согласно ФГОС организационно-управленческая деятельность
бакалавров туризма формируется через освоение дисциплин организационно-технологического содержания. Они
ориентированы на изучение технологий рынка туристских услуг, а также особенностей организации туристских групп при проектировании туристско-экскурсионных услуг. Использование образовательных туров в процессе изучения этих дисциплин позволяет обучающимся на практике освоить технологии организации и
предоставления туристских и экскурсионных услуг через
организацию работы с поставщиками туристских услуг, а также при работе с потенциальными потребителями при формировании туристской группы.
Таблица 4
Формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма в рамках организационно-управленческой профессиональной деятельности
Название компетенции Результат формирования компетенции в рамках проектирования образовательных туров Дисциплины, формирующие компетенции
ПК-7 - способен к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии Студент, участвующий в проектировании образовательного тура, самостоятельно ведет работу с туристской группой, формируя программу путешествия исходя из потребностей и интересов участников, а также проводит организационные собрания и инструктаж по технике безопасности Организация туристской деятельности, Виды и тенденции развития туризма, Менеджмент в туриндустрии, Маркетинг в туриндустрии, Бухгалтерский учет в туризме и гостиничном хозяйстве, Основы финансовой деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве, Профессиональная этика и этикет
ПК -8 - способен организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства Студент-организатор тура ведет координационную работу по подготовке элементов образовательного тура с его участниками (трассовые экскурсии, анимация и др.), а также управляет студенческой туристской группой во время путешествия (разделиться на несколько подгрупп на экскурсиях, распределиться по комнатам для размещения в гостинице, определить очередь и место питания во время приема пищи и пр.)
ПК -9 - умеет рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии При проектировании образовательного тура студенты способны произвести расчет себестоимости тура, собрать деньги с туристской группы для организации путешествия, по возвращении произвести перерасчет стоимости тура
Важное значение в подготовке специалистов туриндустрии играют дисциплины сервисного содержания, направленные на изучение основных субъектов туризма и гостеприимства, а также современного понимания технологий обслуживания клиентов, основанных на организации субъект-субъектного взаимодействия между потребителем и поставщиками услуг в туризме. В рамках разработки и реализации образовательных туров обучающиеся не только участвуют в процессе туристского обслуживания как потребители, но и приобретают реальный опыт организации туристско-экскурсионных услуг, а также знакомятся с технологиями и уровнем сервиса на предприятиях индустрии туризма.
Как область научного знания туризм в настоящее время имеет большое значение. Развивается понятийный аппарат, исследователи рассматривают разные аспекты туризма, появляется большое количество публикаций по различной туристской тематике. Достижение нового качественного уровня в туристских исследованиях отражает появление диссертационных исследований туристской проблематики в разных областях знания. Туризм превращается в целую науку, имеющую собственные принципы, категории, методы исследования.
Таблица 5
Формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма в рамках сервисной профессиональной деятельности
Название компетенции Результат формирования компетенции в рамках проектирования образовательных туров Дисциплины, формирующие компетенции
ПК -10 - способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии При подборе поставщиков услуг для организации образовательного тура студент способен выбирать туристские предприятия и организации, использующие современные технологии обслуживания и оказывающие услуги надлежащего качества (транспортные компании, гостиничные предприятия, экскурсионные бюро, предприятия общественного питания, музеи и др.) Организация туристской деятельности, Человек и его потребности, Сервисная деятельность, Стандартизация, сертификация и лицензирование в туристской индустрии, Психология делового общения, Профессиональная этика и этикет, Маркетинг в туристской индустрии, Технологии продаж
ПК -11 - способен к эффективному общению с потребителями туристского продукта В процессе проектирования образовательных туров студенты учитывают интересы и потребности своей клиентской аудитории, т.е. студенческой туристской группы, поэтому при разработке программы ведется активное обсуждение главных элементов, влияющих прежде всего на продолжительность программы, ее интенсивность и стоимость
ПК -12 - умеет организовать процесс обслуживания потребителя В процессе проектирования образовательных туров все студенты имеют возможность получить опыт соисполнителей туристских услуг в реализации экскурсионных (трассовых) и анимационных услуг
— организацию туристских
событий в условиях региона (студенческие фестивали, выставки, конференции и пр.);
измерение изменений состояния туристов в рамках культурно-познавательных туров в условиях региона.
Научно-исследовательская деятельность бакалавров туризма формируется через освоение следующих компетенций:
способен находить,
анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с
использованием информационно-
коммуникационных технологий (ПК -
13); кластеров;
В процессе получения вузовского образования студенты приобщаются к научно-
исследовательской деятельности, в том числе через участие в проектировании образовательных туров.
К основным направлениям научных исследований в туризме, которые могут разрабатываться и реализовываться в рамках
образовательных туров, можно отнести: проектирование новых туров и экскурсий различной тематики и направленности;
изучение и оценку туристского потенциала отдельных территорий;
паспортизацию туристских
объектов и проектирование туристских
способен использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);
готов к применению прикладных методов исследовательской
деятельности в туризме (ПК-15);
готов к применению
инновационных технологий в туристской деятельности (ПК -16).
Результаты. Таким образом, в рамках вузовского туристского образования студенты имеют возможность получить реальный опыт проектирования туров и экскурсий, который может быть представлен в активной форме (студент становится организатором образовательного тура) и в пассивной (студент является участником туристской группы в образовательном туре). И тот, и другой опыт крайне полезен и необходим студентам туристских специальностей, начиная с первого курса обучения.
Активное участие в
проектировании образовательных туров чаще всего становится прерогативой студентов старших курсов и является, как правило, частью дипломного проектирования.
Участие в образовательных турах остальных студентов в качестве туристов позволяет активизировать процесс обучения и в рамках традиционных вузовских курсов, таких как «Экономика», «География», «Культурология» и др., создавая реальную практическую ситуацию, позволяющую обучающемуся оценить степень важности и необходимости данных дисциплин в рамках будущей профессиональной деятельности.
Реальные ситуации дают практический опыт использования и применения теоретических знаний в условиях квазипрофессиональной туристской деятельности: изучение туристских ресурсов, знакомство с культурным наследием и историей региона, изучение передового опыта туристской
и гостиничной деятельности на ведущих предприятиях региона, использующих инновационные технологии в организации обслуживания туристов и пр.
Несмотря на то, что образовательный туризм как технология профессионального туристского
образования носит универсальный характер, процесс педагогического проектирования должен
ориентироваться на ряд
принципиальных моментов:
сопряженность учебных планов и программ образовательных туров по каждому семестру обучения студента в вузе;
отбор содержания программ учебных дисциплин для его освоения в процессе проектирования и реализации образовательных туров с позиций системного и комплексного подходов;
последовательное и поэтапное освоение студентами учебного материала в рамках разработки и участия в образовательных турах и постепенное накапливание опыта путешествий и профессиональной туристской деятельности.
Заключение. Таким образом, образовательная туристская
деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания специалистов
туриндустрии. Образовательный
туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное
перспективное
и
образовательной и познавательной Педагогически организованная образовательная студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций бакалавров туризма.
Литература 1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной
направление культурно-деятельности. правильно туристско-деятельность
педагогической и спортивной подготовки / О. Е Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04
2. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности / И. В. Зорин, Т. П. Каверина. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 489.
4. Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / В. Л. Погодина. - СПб., 2009. - 51 с.
5. Котлярова, О. В. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Котлярова. - Челябинск, 2008. - 24 с.
6. Ritche, B. W. Managing Educational Tourism (Aspects of Tourism). - Bristol : Channel View Publications, 2003. - P. 18.
References
1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.
2(35), pp. 28-38, available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=21744097.
2. Zorin I. V. Turizm kak vid deyatel'nosti [Tourism as a kind of activity], Moscow : Finances and statistics, 2005, 288 p.
3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100400 "Turizm" /Federal state educational standard of higher professional education according to the specialty 100400 "Tourism], October, 28, 2009, No. 489.
4. Pogodina V. L. Obrazovatel'nyi turizm i ego rol' v formirovanii professional'noi kompetentnosti uchitelei geografii [Educational tourism and it role in professional competence formation of Geography teachers] Extended abstract of candidate's thesis, Saint-Petersburg, 2009, 51 p.
5. Kotlyarova O. V. Formirovanie professional'nykh kompetentsii u budushchikh spetsialistov turindustrii [Professional competencies formation among the future specialists in the sphere of touristic industry], Extended abstract of candidate's thesis, Chelyabinsk, 2008, 24 p.
6. Ritche B. W. Managing Educational Tourism (Aspects of Tourism). - Bristol : Channel View Publications, 2003. - P. 18.
Статья поступила в редакцию: 16.09.2015 г.