ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 378.147:338.48
ББК У43р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Ваганова Ирина Юрьевна,
кандидат филологических наук, член экспертного совета «Наука» при Министерстве физической культуры и спорта Свердловской области; 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101; e-mail: irenavag@mail.ru
Рапопорт Леонид Аронович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, Министр физической культуры и спорта Свердловской области; 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 1; e-mail: rla66@mail.ru
Терентьев Алексей Евгеньевич,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве физической культуры и спорта Свердловской области; 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101; e-mail: 919ter@mail.ru
Харитонова Елена Владимировна,
заместитель заведующего кафедрой управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина; 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 1; e-mail: haritonova_lena@mail.ru
РОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; профессиональные компетенции; федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС; гостиничное дело; туризм; подготовка специалистов.
АННОТАЦИЯ. Подготовка выпускников, осуществляемая в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, направлена на формирование у обучающихся комплекса как общекультурных, так и профессиональных компетенций. При этом если развитие первых унифицировано для разных направлений подготовки, то специфика формирования последних определяется не только рамками образовательного стандарта, но и текущим состоянием сферы профессиональной деятельности. Работодатель становится полноправным участником образовательного процесса - может не только выступать в качестве преподавателя, но и влиять на содержание основной профессиональной образовательной программы. Процесс подготовки корректируется в соответствии с требованиями рынка труда, дабы выпускник, завершив обучение, был готов к решению профессиональных задач и процесс дополнительного обучения молодых специалистов после приема на работу был сведен к минимуму. В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих специалистов по направлению подготовки 43-03-03 «Гостиничное дело» в аспекте развития профессиональных компетенций. В качестве фактора, определяющего изменение требований к выпускникам данного направления и, как следствие, специфику организации процесса обучения, выделяется состояние сферы туризма. Авторами рассматривается состояние туристической отрасли в Свердловской области, выделяются тенденции ее развития в контексте реализации целевых программ и предстоящих значимых для региона мероприятий, в частности, Чемпионата мира по футболу 2018 г., определяется их роль в актуализации профессиональных компетенций. Исходя из состояния туристической отрасли авторами определяются наиболее востребованные в настоящее время компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности.
Vaganova Irina Yurievna,
Candidate of Philology, Member of the Council "Science" of the Ministry of Physical Education and Sport of Sverdlovask Region, Ekaterinburg, Russia.
Rapoport Leonid Aronovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Management on Physical Education and Sport, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Terentiev Aleksey Evgenievich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Vice Chairman of the Public Council of the Ministry of Physical Education and Sport of Sverdlovask Region, Ekaterinburg, Russia.
Kharitonova Elena Vladimirovna,
Deputy Head of Department of Management on Physical Education and Sport, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
THE ROLE OF TOURISM INDUSTRY IN PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE HOSPITALITY INDUSTRY SPECIALISTS
KEYWORDS: physical education; professional competences; federal state educational standards; hotel business; tourism; specialists' training.
ABSTRACT. The teaching process at higher school aims at formation of both general cultural and professional competences, as it is required by the Federal State Educational Standard of Higher Education. Noteworthy is that general cultural competences are the same for different academic programs, while professional competences depend not only on the educational standard, but also on the current state of the sphere of professional activity. So, employers become active participants of the learning process - they can not only be teachers, but they can also influence the content of the academic program. Teaching process is constantly adapted to the labour market demands, so that the graduates might be ready for their professional activity and there was no need in further training before employment. This article focuses on the teaching process in the specialty 43.03.03 "Hotel Business" from the point of view of professional competences development. The current state of the tourism industry determines the requirements to the graduates and the peculiarities of the teaching process. The article discusses the current state of the tourism industry in Sverdlovsk Region and singles out its trends in the context of the academic programs and important events for the region, for example, World Cup 2018. The most necessary competences are determined in the article of the basis of the analysis of the current state of the tourism industry.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) осуществляется в рамках компетент-ностного подхода. В результате обучения у выпускника должен быть сформирован ряд компетенций - как общекультурных, так и профессиональных. Если первые во ФГОС ВО разных направлений подготовки описаны сходными и зачастую повторяющимися формулировками, а процесс их формирования во многом унифицирован, то вторые определяются спецификой будущей профессиональной деятельности и, в частности, спецификой той сферы, в которой эта деятельность будет осуществляться. При этом во ФГОС ВО третьего поколения реализуется установка на сокращение дистанции между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью: процесс подготовки будущих выпускников должен корректироваться в соответствии с текущим состоянием профессиональной сферы, требованиями работодателей. В полной мере это относится и к подготовке специалистов гостиничного дела. Естественно, что опираться при этом надо на имеющиеся ресурсы региона и исходить из его потребностей. В полной мере это относится и к Свердловской области.
Согласно данным официальной статистики в 2016 г. численность туристов, прибывших в Свердловскую область, составила 1344,6 тыс. человек, из них граждан России - 1233,5 тыс. человек, иностранных граждан - 111,1 тыс. человек. По сравнению с 2015 г. рост числа туристов составил 15,9 %, (граждан России - 14,2 %, иностранных граждан - 39 %). Указанная положительная динамика в развитии туристической отрасли региона актуализирует совершенствование подходов к подготовке специалистов в сфере гостиничного дела. На сегодняшний день их подготовка по направлениям бакалавриата регламентируется ФГОС ВО по направлению подготовки
43.03.03 «Гостиничное дело». Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности.
1. Производственно-технологическая деятельность предполагает обладание:
- готовностью к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);
- готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-2).
2. Организационно-управленческая деятельность предполагает обладание:
- навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-3);
- готовностью анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-4);
- способностью контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности, готовностью к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-5).
3. Сервисная деятельность предполагает обладание:
- готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений (ПК-6);
- готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-7);
© Ваганова И. Ю., Рапопорт Л. А., Терентьев А. Е., Харитонова Е. В., 2017
- готовностью использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ПК-8).
4. Научно-исследовательская деятельность предполагает обладание:
- способностью использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-9);
- готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-10);
- готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей (ПК-11).
5. Проектная деятельность предполагает обладание:
- готовностью к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования (ПК-12);
- готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13);
- готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14) [12].
В качестве одного из факторов, определяющих специфику подготовки будущих специалистов гостиничного дела, в частности, выделение наиболее востребованных видов профессиональной деятельности и соответствующих им профессиональных компетенций, нами рассматривается состояние туристической отрасли региона, поскольку развитие туристической инфраструктуры, связь туристического потока с событиями и мероприятиями, проходящими в регионе, количественный и качественный состав туристов, посещающих регион, влияют на те требования, которые выдвигаются к лицам, работающим в сфере гостеприимства.
В настоящее время в Свердловской области осуществляют деятельность 340 туристских компаний, из них 258 турагентств, 82 туроператора, из которых 47 - в сфере внутреннего и въездного туризма.
Объем платных услуг населению, в том числе санаторно-оздоровительных услуг, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения составил в 2014 г. 9,1 млрд рублей, в 2015 г. - 10,4 млрд рублей (рост к 2014 г. - 14,3 %), в 2016 г. - 10,9 млрд рублей (рост к 2015 г. - 14,7 %) (табл. 1).
Таблица 1
Количество культурно-развлекательных центров и объектов показа
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество доступных туристам искусственных аттракций (единиц), в т. ч. 1234 1241 1241
Культурно-исторические достопримечательности 579 579 579
Памятники природы 424 424 425
Заказники 55 55 55
Объекты культурно-познавательного характера (театры, киноконцертные залы, кинотеатры и пр.) 103 103 103
Спортивные объекты 21 28 28
Горнолыжные трассы 31 31 31
Организованные неклассифицированные пляжи 21 21 21
Инфраструктура средств размещения
На территории города Екатеринбурга расположены гостиницы крупных мировых сетей, таких как «Park Inn by Radisson», «Novotel hotels», «Hyatt Regency hotels», «Ramada», «Angelo by Vienna House».
В Свердловской области классифицировано 325 коллективных средств размещения с общим номерным фондом 10 771 номера, из них:
- категории 5 звезд - 4 единицы;
- категории 4 звезды - 18 единиц;
- категории 3 звезды - 57 единиц;
- категории 2 звезды - 57 единицы;
- категории 1 звезда - 8 единиц;
- категории мини-отель - 2 единицы;
- категории «без звезд» - 179 единицы.
В том числе в городе Екатеринбурге общее количество классифицированных средств размещения составляет 157 единиц, общий номерной фонд составляет 5764 номеров.
Увеличение объема предоставляемых платных услуг в сфере размещения и наличие средств размещения различного класса определяют необходимость подготовки будущих выпускников к сервисной деятельности, в частности, формирование у них компетенций ПК-7 - готовность применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем и ПК-8 -готовность использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя.
Наиболее популярными видами туризма в Свердловской области являются следующие.
Культурно-познавательный туризм -в регионе он представлен уникальными музеями и объектами историко-культурного наследия (Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, музей Каслинского литья, Шигирский Идол и другие).
Деловой туризм представлен крупными выставочными центрами: «Екатеринбург-Экспо», Центр международной торговли и др. Ежегодно в Екатеринбурге проводится более 200 выставочных мероприятий: конгрессы, форумы, саммиты, в том числе международная выставка ИННОПРОМ, Международный туристский Форум «Большой Урал» и др.
Промышленный туризм представлен уникальными заводами и производствами, музеями военной и автомобильной техники УГМК, музейным комплексом Уралвагонза-вода, колокольным заводом Пяткова, комплексом «Северская Домна» и другими объектами. В области запущен проект «Единая промышленная карта», предполагающий организацию экскурсий на предприятия региона.
К развивающимся и перспективным видам туризма относятся следующие.
1. Минералогический туризм. Доступные минералогические маршруты к местам добычи самоцветных камней и руд драгоценных металлов - Липовское месторождение, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана, Малышевское месторождение изумрудов, Музей-шахта Уральского золота в городе Березовском.
2. Активный и экологический туризм представлен горнолыжными комплексами и памятниками природы, такими как Ви-симский заповедник, заповедник «Денеж-кин камень», национальный парк «При-пышминские боры», природные парки «Река Чусовая», «Бажовские места».
Развитие различных видов туризма определяет привлечение в регион туристов различного типа, предъявляющих различные требования к средствам размещения. Это актуализирует востребованность научно-исследовательской деятельности в гостиничном деле, в частности, сформирован-ность у специалистов компетенций ПК-9 -способность использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг и ПК-10 - готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей.
В 2017 г. туристский маршрут «Самоцветные истории Урала» включен в число брендовых маршрутов России. Маршрут проходит через Екатеринбург, Нижний Тагил, Невьянск, Березовский и объединяет более 10 объектов туристского показа. Реализуется в рамках проекта автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», включающего более 20 регулярных туров. Данный проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Всего в Свердловской области разработано более 140 туров, в том числе более 25 - по городу Екатеринбургу. В 2017 г. организована работа по формированию межрегиональной концепции перспективного туристского направления «Урал», объединяющего историко-культурный и промышленный потенциал Свердловской и Челябинской области, для включения в формируемую федеральную целевую программу по туризму на период с 2019 по 2025 гг.
Развитие сферы туризма, разработка новых туристских маршрутов актуализируют востребованность компетенции ПК-11 -готовность к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей.
В Свердловской области предусмотрены мероприятия по развитию туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях, расположенных на ключевых туристских маршрутах и включенных в программы туроператоров. В 2016 г. муниципальным образованиям предоставлено 7,3 млн рублей на обустройство территории популярных объектов досуга. В 2017 г. планируется реализовать проекты за счет субсидий на сумму 10,2 млн рублей.
В Свердловской области открыты и функционируют 5 туристско-информацион-ных центров. В Екатеринбурге информационные стойки работают в помещениях аэропорта «Кольцово» и железнодорожного вокзала.
Также в рамках реализации волонтерской программы в центральной части города на период проведения чемпионата мира будут предусмотрены 40 информационных пунктов (10 постоянных, 5 дополнительных, 25 мобильных), которые будут расположены на основных туристических маршрутах и транспортно-логистических узлах города.
По состоянию на 16 октября 2017 г. установлено 304 знака туристской навигации.
Для обеспечения комфортного путешествия по Свердловской области созданы 5 информационных туристских порталов, разработаны мобильное приложение «Пу-
теводитель по Свердловской области», аудиогиды, издаются справочники, путеводители и туристские карты, календари событийных мероприятий, карманные путеводители по Свердловской области.
Вышесказанное определяет не только необходимость в применении новых форм обслуживания в гостиничном деле, но и осуществление деятельности проектной, в частности, формирование у будущих специалистов таких профессиональных компетенций, как ПК-12 - готовность к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования и ПК-13 - готовность самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя.
Вызовом для сфер туризма и гостеприимства и толчком для их развития в Свердловской области стал Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 г. В рамках подготовки к Чемпионату мира разработаны маршруты для туристов, которых условно можно разделить на две целевые группы в зависимости от времени пребывания в городе Екатеринбурге. Первая категория - приезжающие на один-два дня. Для туристов этой группы подготовлены пешие маршруты по центру города. Вторая категория - приезжающие на три и более дней. Для туристов этой группы предлагаются однодневные маршруты с выездом из города.
В связи с тем что основная часть туристов, прибывающих на игры чемпионата мира, относится к первой категории, планируется сделать акцент на пешеходные маршруты в центральной части города -вокруг набережной городского пруда и исторической части города. Данные маршруты рассчитаны на 2-3 часа и включают в себя более 40 достопримечательностей.
В настоящий момент уже созданы аудиогиды на нескольких иностранных языках, после проведения финальной жеребьевки будут подготовлены описание и аудиогиды на языках команд, чьи матчи пройдут в Екатеринбурге.
Основные маршруты для болельщиков:
1) пеший туристский маршрут «Красная Линия Екатеринбурга» по историческому центру Екатеринбурга, который включает более 40 объектов - от памятников и купеческих усадеб до целых улиц и площадей;
2) городской туристический маршрут «Екатеринбург в зеркале Исети», который охватывает наиболее интересные и уникальные объекты, расположенные в центре города Екатеринбурга.
Дополнительные маршруты для туристов:
1) пеший туристский маршрут «Конструктивизм. Архитектурное наследие Екатеринбурга», который включает более 10 объектов, представленных особняками XVIII в., конструктивистскими зданиями и высотками нового времени;
2) пеший туристский маршрут «Рок-столица»;
3) пеший туристский маршрут «За сокровищами на Урал!»;
4) автотуристский маршрут «Золото Урала» (г. Екатеринбург - г. Березовский), который знакомит с городом Березовским -действующим центром золотодобычи Урала;
5) автотуристский маршрут «Боевая слава Урала» (г. Екатеринбург - г. Верхняя Пышма);
6) автотуристский маршрут «Династия Романовых в Екатеринбурге» (г. Екатеринбург - Ганина Яма) с посещением границы Европа-Азия.
Развитие сферы туризма, происходящее в условиях подготовки к Чемпионату мира, определяет и развитие сферы гостиничного дела, актуализирует востребованность у выпускников навыков не только сервисной деятельности, но и деятельности научно-исследовательской и проектной. Поскольку предстоящее значимое международное мероприятие приведет к увеличению потока иностранных туристов, особую значимость в данных условиях приобретает необходимость формирования профессиональной компетенции ПК-6 - готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений.
Таким образом, развитие туристической отрасли региона определяет изменение требований работодателей к выпускникам направления 43.03.03 «Гостиничное дело», что в свою очередь влияет на организацию образовательной деятельности по данному направлению подготовки. Тенденции развития отрасли детерминируют наибольшую востребованность профессиональных компетенций, соотносимых со следующими видами профессиональной деятельности: сервисной, научно-исследовательской и проектной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анзина Т. И. Подготовка кадров для региональной индустрии гостеприимства: синергетический подход / / Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - Т. 11. - № 1. - С. 3-12.
2. Бабина П. А., Кутыева Э. Р., Егорова Е. В., Чурилина И. Н., Анисимов Т. Ю., Пашоликов М. С. О подходах к разработке модели социального партнерства вуза и работодателя в профессиональной подготовке студентов направлений «Туризм» и «Гостиничное дело» // Экономика образования. - 2015. -№ 4. - С. 28-46.
3. Бушуева И. В. К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства / / Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 7. - С. 192-202.
4. Корнев И. Н., Скок Н. В., Терентьев А. Е. Формирование социокультурной компетентности бакалавра образования средствами учебных дисциплин «Основы спортивного туризма» и «Туристское краеведение» / / Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С. 70-74.
5. Ломакина Г. Р. Компетентностный подход как прагматикоориентированный подход к результатам высшего образования / / Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 217-220.
6. Мальцева С. Г., Теодорович М. В. Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8. - С. 124-128.
7. Никитина Т. В. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования // Вестник Кемеровского гос. ун-та. - 2015. - № 2-3. - С. 88-92.
8. Положение о проведении Премии Свердловской области в сфере гостеприимства Свердловской области «Уральская звезда-2017» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://star-ural.ru/ about/polozhenie.
9. Постановление Правительства РФ от 2 авг. 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986.
10. Постановление Правительства Свердловской области от 24 февр. 2015 г. № 111-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 г.»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/411718633.
11. Постановление Правительства Свердловской области от 27 дек. 2013 г. № 1683-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Программа подготовки к проведению в 2018 г. Чемпионата мира по футболу»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135049.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 дек. 201 г. № 1432 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриат)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/7998.
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 282н от 7 мая 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель / управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/33.007.pdf.
14. Пыркова Т. А. Компетентностный подход и компетенции в оценке подготовки специалиста // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 18. - С. 139-143.
15. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/ document/9032907.
REFERENCES
1. Anzina T. I. Podgotovka kadrov dlya regional'noy industrii gostepriimstva: sinergeticheskiy podkhod // Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. - 2017. - T. 11. - № 1. - S. 3-12.
2. Babina P. A., Kutyeva E. R., Egorova E. V., Churilina I. N., Anisimov T. Yu., Pasholikov M. S. O pod-khodakh k razrabotke modeli sotsial'nogo partnerstva vuza i rabotodatelya v professional'noy podgotovke studen-tov napravleniy «Turizm» i «Gostinichnoe delo» / / Ekonomika obrazovaniya. - 2015. - № 4. - S. 28-46.
3. Bushueva I. V. K voprosu ob organizatsii praktikoorientirovannoy podgotovki kadrov dlya sfery turizma i gostepriimstva / / Servis v Rossii i za rubezhom. - 2014. - № 7. - S. 192-202.
4. Kornev I. N., Skok N. V., Terent'ev A. E. Formirovanie sotsiokul'turnoy kompetentnosti bakalavra obrazovaniya sredstvami uchebnykh distsiplin «Osnovy sportivnogo turizma» i «Turistskoe kraevedenie» // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 5. - S. 70-74.
5. Lomakina G. R. Kompetentnostnyy podkhod kak pragmatikoorientirovannyy podkhod k rezul'tatam vysshego obrazovaniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2012. - № 12. - S. 217-220.
6. Mal'tseva S. G., Teodorovich M. V. Sravnitel'nyy analiz gosudarstvennykh standartov trekh pokoleniy vysshego professional'nogo obrazovaniya dlya sfery turizma // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. -2014. - № 8. - S. 124-128.
7. Nikitina T. V. Kompetentnostnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova vysshego obrazovaniya // Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta. - 2015. - № 2-3. - S. 88-92.
8. Polozhenie o provedenii Premii Sverdlovskoy oblasti v sfere gostepriimstva Sverdlovskoy oblasti «Ural'skaya zvezda-2017» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://star-ural.ru/about/polozhenie.
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avg. 2011 g. № 644 «O federal'noy tselevoy programme «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v RF (2011-2018 gg.)»» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986.
10. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 24 fevr. 2015 g. № 111-PP «Ob utverzhdenii kom-pleksnoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Razvitie avtoturistskogo klastera «Samotsvetnoe kol'tso Urala» do 2018 g.»» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/4ii7i8633.
11. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 27 dek. 2013 g. № 1683-PP «Ob utverzhdenii kom-pleksnoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Programma podgotovki k provedeniyu v 2018 g. Chempionata mira po futbolu»» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/453135049.
12. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 dek. 201 g. № 1432 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 43.03.03 Gos-tinichnoe delo (uroven' bakalavriat)» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //minobrnauki.rf/dokumenty/7998.
13. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF № 282n ot 7 maya 2015 g. «Ob utverzhdenii profes-sional'nogo standarta «Rukovoditel' / upravlyayushchiy gostinichnogo kompleksa / seti gostinits»» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/33.007.pdf.
14. Pyrkova T. A. Kompetentnostnyy podkhod i kompetentsii v otsenke podgotovki spetsialista // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. - 2015. - № 18. - S. 139-143.
15. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v RF» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/9032907.