Научная статья на тему 'Личность педагога-музыканта в контексте современных требований к образованию'

Личность педагога-музыканта в контексте современных требований к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2120
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PERSONALITY / MUSIC TEACHER / MUSICAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранова Ольга Викторовна

Современные требования к профессиональной подготовке педагога-музыканта, исходящие из потребности общества и государства в качественных специалистах музыкального образования, обусловленные процессами модернизации во всех сферах жизни, требуют разработки новых программ и проектов по подготовке кадров, которые будут обладать компетенциями, обеспечивающими эффективность труда в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Необходимо изменение образовательной траектории на линию непрерывности (образование через всю жизнь), а музыкально-педагогической в направлении «музыка для всех». В центре внимания педагога-музыканта должна находиться его культуросозидательная деятельность с обучающимися на основе накопления ими эстетического опыта. В этой связи актуализируется роль музыкально-образовательной среды, ее педагогической организации, обеспечивающей творческое взаимодействие преподавателя и обучающегося в приобретении последним профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капранова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF MUSIC TEACHER IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS FOR EDUCATION

Modern requirements for professional training of a Music teacher based on the needs of the society and the state in the trained specialists of music education due to the processes of modernization in all spheres of life, condition the development of new training programs and projects which will con-tribute to the efficiency of Music teachers in the modern changing world. The author stresses the necessity of changing the education into the continuous education (education throughout the life), and musical and pedagogical education into «music for everyone». A Music teacher should pay particular attention to a cultural aspect in teaching process. In this regard, the author emphasizes the role of the musical and educational environment, its pedagogical organization, providing creative interaction of the teacher and the student in the acquisition of the main quality of the modern specialist which is a professional competence.

Текст научной работы на тему «Личность педагога-музыканта в контексте современных требований к образованию»

УДК 378.016:78

О. В. Капранова

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ

Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Современные требования к профессиональной подготовке педагога-музыканта, исходящие из потребности общества и государства в качественных специалистах музыкального образования, обусловленные процессами модернизации во всех сферах жизни, требуют разработки новых программ и проектов по подготовке кадров, которые будут обладать компетенциями, обеспечивающими эффективность труда в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Необходимо изменение образовательной траектории на линию непрерывности (образование через всю жизнь), а музыкально-педагогической - в направлении «музыка для всех». В центре внимания педагога-музыканта должна находиться его культуросозидательная деятельность с обучающимися на основе накопления ими эстетического опыта. В этой связи актуализируется роль музыкально-образовательной среды, ее педагогической организации, обеспечивающей творческое взаимодействие преподавателя и обучающегося в приобретении последним профессиональной компетентности.

Ключевые слова: личность, педагог-музыкант, музыкальная среда, профессиональная культура.

Актуальность исследуемой проблемы. Современное образование, в центре которого находятся личности обучающегося и педагога, требует модернизации, разработки новых подходов и научно-методического оснащения процесса профессиональной подготовки специалистов - педагогов-музыкантов. Цель данного исследования заключается в выявлении основных профессиональных и личностных качеств педагога-музыканта, формирующихся в музыкально-образовательной среде и отвечающих требованиям к современному педагогическому образованию.

Материал и методика исследований. Основу исследования составили научные подходы и концепции, содержащиеся в теоретических работах Э. Б. Абдуллина [1], Ю. Б. Алиева [2], Е. И. Кустовой [5], Л. С. Майковской [6], В. И. Петрушина [7], Б. С. Ра-чиной [9], Г. М. Цыпина, Д. К. Кирнарской, Н. И. Киященко, К. В. Тарасовой [8] и др. Нами были проведены теоретический анализ научно-методической музыкально-педагогической литературы, творческий анализ, обобщение и интерпретация педагогического опыта в контексте исследования, педагогическое наблюдение образовательного процесса в реальной социокультурной среде как обучающихся, так и педагогов.

Результаты исследований и их обсуждение. Современные требования к образованию концентрируются на воспитании в личности потребности в постижении высоких ценностей культуры, а относительно педагога-музыканта - в формировании целеустремленности в достижении профессиональных вершин на основе развитых профессиональных компетенций. Эти требования соотносятся с новым взглядом как на профессию, так

©КапрановаО. В., 2018

Капранова Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.08.2018

и на личность педагога-музыканта, они предъявляются ему широким социумом, в котором культура и образование начинают приобретать новое звучание - профессионально-персонифицированное (педагог как человек профессиональной культуры, формирующий из обучающегося человека культуры).

Система профессиональной подготовки организована в образовательной среде, имеющей мощный потенциал саморазвития, обусловленный появлением новых тенденций развития социально-культурной сферы, социально-экономической потребностью в мобильности профессионально подготовленных специалистов, способных адаптироваться к новым условиям труда.

Сегодня на смену традиционным профессионально значимым системам приходят новые, актуальные, исходящие из потребностей общества и государства системы, где компетенция играет важную роль. Все это требует новых подходов к определению структурно-содержательных и методических основ высшего профессионального образования. Профессиональное сообщество нацелено на развитие у каждого обучающегося самостоятельности в приобретении знаний, формирование способности применять полученные знания в профессиональной деятельности для достижения успеха.

В таких условиях появляется новое осмысление самого процесса обучения, в котором сконцентрирован разнообразный опыт учебной и практической деятельности, направленный на владение будущим специалистом всеми профессионально и социально значимыми компетенциями, позволяющими адаптироваться к изменениям, происходящим в профессиональной среде. Именно на этой основе формируется профессиональная культура современного специалиста. Ее, по мнению ученых, можно определить как вид жизнедеятельности, который характеризует субъекта профессиональной деятельности как личность, реализующую инновационные идеи, обеспечивающую свое профессиональное развитие на основе использования историко-культурного наследия, необходимого для применения в избранной профессии, осуществляющую творческий подход в профессиональной жизнедеятельности.

В этой связи актуальной становится роль образовательной среды, способствующей развитию и росту профессиональной культуры специалиста, в частности педагога-музыканта. Особое место в его подготовке занимает профессиональное образование, которое предусматривает многоуровневый образовательный комплекс «школа - ссуз - вуз», представляющий собой образовательную среду. Л. И. Уколова считает, что «педагогически организованная музыкальная среда является наиболее совершенным видом культурной музыкальной среды, ее высшим уровнем» [10, с. 26].

Преимущество такой образовательной среды состоит как в органичной поступательной логике образовательной траектории, так и в содержательном обогащении профессионального статуса личности педагога-музыканта. Ее характеризует направленность на многогранную музыкально-педагогическую подготовку будущих педагогов-музыкантов в неразрывности и взаимодействии музыкальной, психо лого-педагогической и общекультурной составляющих содержания образования, осуществляемого на основе компетентностного подхода. В условиях его реализации в образовательном процессе актуальными становятся проектно-творческие технологии, расширяющие образовательную среду вуза за счет выхода в широкую социально-культурную сферу, где педагог-музыкант будет выполнять свою музыкально-просветительскую миссию.

Профессиональная культура педагога-музыканта формируется прежде всего во время обучения в вузе, где создается особая профессионально-творческая среда. В такой среде все знания и умения имеют как общеразвивающее и общекультурное, так и профессионально-прикладное значение, способствуют становлению профессионально ориентированного мировоззрения, профессионально-ценностных установок.

Формирование личности педагога-музыканта происходит на протяжении всей его жизни в педагогически организованной культурно-образовательной среде, в которой вуз способствует развитию его основных профессиональных качеств, общекультурных, профессиональных и личностных компетенций. В этом процессе необходимым условием является плодотворная, культуросозидательная деятельность преподавателей со студентами, «гуманистическая направленность педагогической деятельности, понимание значения социокультурной миссии педагога (просветительская работа)» [11], что позволяет рассматривать собственно музыкально-педагогическую деятельность в широком социальном контексте.

Профессиональная культура педагога-музыканта многокомпонентна, обусловлена универсальностью и всеобъемлющим характером педагогической деятельности, в которой в тесной взаимосвязи выступают следующие составляющие:

- аксиологическая, отражающая профессионально-педагогические, общекультурные, музыкально-художественные ценности;

- технологическая, включающая способы и приемы, педагогическое сопровождение образовательного процесса, в котором личностью в процессе деятельности осваиваются ценности и достижения педагогической культуры;

- личностно-творческая, раскрывающая механизм овладения (принятия, присвоения) педагогом-музыкантом на личностно-творческом уровне педагогических ценностей, ценностей педагогической культуры; данное соотносится с умением преобразовывать, интерпретировать профессионально-педагогические ценности.

Тем самым аксиологическая, технологическая и личностно-творческая составляющие, выступая в неразрывном единстве, являются целевыми ориентирами в личностном росте педагога-музыканта. Важную роль в этом играет музыкальная исполнительская деятельность, в которой произведение становится живым феноменом, эмоционально окрашивая процесс общения с музыкой. В данном процессе большое значение имеет анализ музыкального произведения с точки зрения композиторского замысла и исполнительской интерпретации, что активизирует его восприятие в художественно-историческом контексте. Это способствует формированию как общекультурной, так и профессиональной компетенций педагога-музыканта.

Изучение структуры профессиональной культуры педагога-музыканта позволило увидеть в ней взаимообусловленность компетенций сугубо профессиональных (применительно к музыкальному образованию) и универсальных для педагога: социокультурной (готовность проводить музыкально-просветительскую работу в широком социуме), информационной (владение комплексом знаний о музыке, ее органичном вхождении в другие виды искусства для передачи обучающимся), деятельностной (исполнение музыки в любом виде музыкальной деятельности), личностной (понимание музыки как части общечеловеческой культуры, ее художественной ценности, устойчивая потребность в общении с ней). Отсюда вытекают целевые установки музыкально-педагогической деятельности, отмеченные О. В. Грибковой в [3]: ценностно-смысловая устремленность, формирование знаниево-ориентированных и операциональных компонентов профессионализма, а также устойчиво положительное отношение к своей профессии.

В музыкальном исполнительстве наиболее комплексной является работа дирижера, в которой осуществляется интеграция всех видов музыкальной деятельности - слушание и слышание, анализ музыкального произведения с точки зрения интонационности и формообразования, пластическое интонирование и собственно дирижирование, исполнение музыкального произведения голосом и на инструменте. Здесь дирижер - и вокалист, и концертмейстер, и музыковед, который осуществляет продуктивную поисково-творческую деятельность, создавая творческую музыкально-образовательную среду, наполненную эмоциями, переживаниями, которые формируют у личности художествен-

ный опыт, способствующий развитию навыков анализа музыкальных образов на основе ассоциативного художественного ряда. Это способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных, духовно-нравственных качеств, в совокупности являющихся потенциалом для формирования профессионально-личностных компетенций.

В профессиональной подготовке дирижера особую значимость приобретает сфор-мированность таких качеств, как постоянная потребность в совершенствовании, развитие двигательных (пластических), слуховых, ассоциативных и логико-аналитических способностей, исполнительская универсальность, погруженность/вчувствование в музыкальное произведение.

Важную роль в выстраивании позитивных взаимоотношений между дирижером и исполнительским коллективом играет педагогическое общение, особенностью которого является творческое начало, исходящее от характера и выраженности общения. Взаимодействие педагога и студента в музыкальном образовании рассматривается сквозь призму музыкально-творческой деятельности, в основе которой лежит, с одной стороны, «плодотворное общение учителя и ученика, а с другой - совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение» [3, с. 7].

О. В. Грибковой творческое общение рассматривается как «форма взаимосвязи дирижера с хоровым коллективом исполнителей в процессе их совместной деятельности, направленной на воплощение эмоционально-образной интерпретации музыкального произведения» [3, с. 13]. Оно реализуется в системе «педагог - исполнитель, исполнитель -слушатель». При этом характер общения определяется, во-первых, особенностями музыкальной подготовки будущего педагога-музыканта, которые обусловливаются жизненным, культурным опытом и багажом (в том числе музыкальных впечатлений), во-вторых, конкретным музыкальным произведением, то есть оно идет от самой музыки, ее образного содержания, передающего «биографию» музыкального произведения (время создания, предназначение произведения и т. д.), в-третьих, обстановкой, то есть средой, в которой происходит общение. В процессе общения развивается ассоциативное мышление, создается художественный образ произведения.

В музыкально-педагогической среде вуза «происходит культуросозидание относительно как самой среды (наполнение ее ценностным смыслом), так и субъекта этой среды (студента, преподавателя) - личностного развития» [4]. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры у будущего педагога-музыканта, осуществляемый в профессионально-образовательной среде вуза, обусловлен спецификой разрабатываемых учебных планов, в которых актуализирована интеграция общеобразовательных/общекультурных и специальных/профессиональных музыкальных дисциплин. Данные планы на основе научных подходов к организации обучения обусловлены спецификой профессиональной подготовки педагога-музыканта, базирующейся на педагогике искусства. Обучение на принципах художественной дидактики требует создания особой творчески-эмоциональной атмосферы учебной деятельности будущих педагогов-музыкантов, что продиктовано спецификой учебно-исполнительской, концертно-исполнительской, конкурсно-исполнительской, самостоятельной практической деятельности, имеющей выраженный творческий характер.

Резюме. Формирование педагога-музыканта в контексте современных требований к образовательному процессу в вузе, организации музыкально-образовательной среды, мотивирующей студентов к обучению, согласуется с основными положениями ФГОС высшего образования, отвечающими потребности общества и государства в компетентных специалистах. Компетентностный подход к определению содержания музыкально-педагогического образования обеспечивает такой уровень подготовки педагога-музыканта, который позволяет ему адаптироваться к современным условиям труда на ос-

нове выбора траектории непрерывного роста своей профессиональной культуры путем саморазвития, делает его востребованным специалистом, в полной мере отвечающим современным требованиям рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

3. Грибкова О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02.-М., 2010. - 368 с.

4. Кузнецова Л. В., Тенюкова Г. Г. Культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза [Электронный ресурс] // Науковедение. - 2014. - № 6(25). - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/193PVN614.pdf.

5. Kycmoea Е. И. Особенности формирования профессионально важных качеств личности учителя у студентов во время педагогических практик : дис. ... канд. пед. наук : 19.07.07. - СПб., 2008. - 172 с.

6. Майковская Л. С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта. - М. : Музыка, 2006. - 111 с.

7. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2009. - 400 с.

8. Психология музыкальной деятельности: теория и практика : учебное пособие для студ. муз. фак. пед. вузов. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

9. Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. - СПб. : Композитор, 2007. - 544 с.

10. Уколова Л. И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2008. - 390 с.

11. Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V, Morova N. S., Talanova T. V. Ethnoculttxral and Social Dominants of Pedagogical Education in Conditions of National Région // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7, No. 8. -P. 182-188.

UDC 378.016:78

O. V. Kapranova

PERSONALITY OF MUSIC TEACHER IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS FOR EDUCATION

Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. Modern requirements for professional training of a Music teacher based on the needs of the society and the state in the trained specialists of music education due to the processes of modernization in all spheres of life, condition the development of new training programs and projects which will contribute to the efficiency of Music teachers in the modern changing world. The author stresses the necessity of changing the education into the continuous education (education throughout the life), and musical and pedagogical education into «music for everyone». A Music teacher should pay particular attention to a cultural aspect in teaching process. In this regard, the author emphasizes the role of the musical and educational environment, its pedagogical organization, providing creative interaction of the teacher and the student in the acquisition of the main quality of the modern specialist which is a professional competence.

Keywords: personality, Music teacher, musical environment, professional culture.

© Kapranova O. V., 2018

Kapranova, Olga Viktorovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of of Choral Conducting and Folk Singing, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article contributed on August 17, 2018

BecniHUK 'li ny iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 3(99)

REFERENCES

1. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. - M. : Akademiya, 2004. - 336 s.

2. Aliev Yu. B. Nastol'naya kniga shkol'nogo uchitelya-muzykanta. - M. : VLADOS, 2000. - 336 s.

3. Gribkova O. V. Teoriya i praktika formirovaniya professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta : dis. ... d-raped. nauk : 13.00.02. -M., 2010. - 368 s.

4. Kuznecova L. V., Tenyukova G. G. Kul'turosozidatel'nyj potencial obrazovatel'noj sredy pedagogi-cheskogo vuza [Elektronnyj resurs] // Naukovedenie. - 2014. - № 6(25). - Rezhim dostupa http://naukovedenie.ru/PDF/193PVN614.pdf.

5. Kustova E. I. Osobennosti formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv lichnosti uchitelya u studen-tov vo vremya pedagogicheskikh praktik : dis. ... kand. ped. nauk : 19.07.07. - SPb., 2008. - 172 s.

6. Majkovskaya L. S. Artistizm dejstvij: khudozhestvenno-kommunikativnaya deyatel'nost' pedagoga-muzykanta. - M. : Muzyka, 2006. -Ills.

7. Petrushin V I. Muzykal'naya psikhologiya. - M. : Akademicheskij Proekt; Gaudeamus, 2009. - 400 s.

8. Psikhologiya muzykal'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika : uchebnoe posobie dlya stud. muz. fak. ped. vuzov. - M. : Akademiya, 2003. - 368 s.

9. RachinaB. S. Tekhnologiya i metodika obucheniya muzyke v obshheobrazovatel'noj shkole. - SPb. : Kom-pozitor, 2007. - 544 s.

10. Ukolova L. I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya dukhovnoj kul'tury rastushhego cheloveka : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2008. - 390 s.

11. Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V, Morova N. S., Talanova T. V. and others. Ethnocultural and Social Dominants of Pedagogical Education in Conditions of National Region // Review of European Studies. - 2015. -Vol. 7,No. 8.-P. 182-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.