ния проблемы развития познавательной активности во многом определяется позицией преподавателя, его умением применять в процессе обучения интерактивные технологии [4; 5].
Тем самым, исследование развития познавательной активности студентов высших учебных заведений является весьма
Библиографический список
актуальным в связи с необходимостью сохранения целостности и непрерывности образования, изменением общественно-экономических условий в нашем обществе, изменением целей, содержания образования, возникновением новых инновационных образовательных учреждений.
1. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов. Психология обучения. 2010; 12: 53 - 63.
2. Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов - будущих государственных служащих. Высшее образование сегодня. 2010; 4: 76 - 79.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Под редакцией Т.С. Паниной. Москва, 2007.
4. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 105 - 107.
5. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.
References
1. Antoni M. A. Interaktivnye metody obucheniya kak potencial lichnostnogo razvitiya studentov. Psihologiya obucheniya. 2010; 12: 53 - 63.
2. Zaporozhec E. A. Interaktivnye metody professional'noj podgotovki studentov - buduschih gosudarstvennyh sluzhaschih. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 4: 76 - 79.
3. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya. Pod redakciej T.S. Paninoj. Moskva, 2007.
4. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Kreativnost' kak neobhodimoe uslovie innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 105 - 107.
5. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.
Статья поступила в редакцию 08.02.16
УДК 378
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Ushakova O.B., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF MUSIC EDUCATION IN HIGH SCHOOL. The
article studies conditions of cultural and educational environment in the system of musical education higher education school from the point of view of efficiency of development of creativity and culture, possibilities of existence of students' creativity and achievements, as well as understanding the importance and relevance of the chosen profession, the subsequent social adaptation. In this context a high level of education of a higher education school is considered in its interaction with the society, where the current educational system reveals the quality, level and contents of education and imposes certain requirements for graduates, primarily in terms of their professional competence and employability in professional work.
Key words: professional culture, cultural and educational environment, music education, creative activity, professional skill, creative communication.
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. вокала и хорового дирижирования, Московский городской педагогический
университет, г. Москва, E-mail:[email protected]
О.Б. Ушакова, доц. каф. вокала и хорового дирижирования, Московского городского педагогического университета,
г. Москва, E-mail:[email protected]
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются условия культурно-образовательной среды в системе музыкального образования высшей школы с точки зрения продуктивности развития творческих начал и культуры личности, возможности проявления учащимися своих творческих способностей и достижений, а также пониманию значимости и востребованности избранной профессии, последующей социальной адаптации. В этом контексте высокий уровень образования высшей школы рассматривается в его взаимодействия с социумом, где сложившаяся образовательная система выявляет качество, уровень и содержание образования и предъявляет определенные требования к выпускникам вузов, в первую очередь, в плане их профессиональной компетенции и востребованности в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная культура, культурно-образовательная среда, музыкальное образование, творческая деятельность, профессиональное мастерство, творческое общение.
Для определения условий организации культурно-образовательной среды в системе музыкального образования необходимо понять, какое образование можно считать продуктивно-качественным, в чём заключаются его характеристики, каким образом можно внести необходимые дополнения в сложившуюся образовательную систему.
Российская система высшего образования имеет свои уникальные признанные в мире достижения. Так, по уровню знаний и репродуктивных навыков выпускников отечественных вузов эффективность отечественного образования не только не уступает зарубежным аналогам, но и нередко превосходит их (исследования Российской академии образования). Процесс реформирования российского образования с самого начала был направлен
как на достижение общемировых стандартов образования, так и на сохранение лучших отечественных традиций.
Современная парадигма образования подразумевает, в первую очередь, развитие творческих начал и культуры личности, способной реализовать свой потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях, что служит как интересам самой личности, так и интересам общества (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинчен-ко, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, А.А. Мелик-Пашаев).
Опираясь на анализ педагогической, психологической, социологической литературы, на результаты диссертационных исследований последних лет, а также на собственный педагогический опыт, полагаем, что базой продуктивной культурно-обра-
зовательной среды образования необходимо считать такие его характеристики, как качественный уровень образования, его демократичность и результативность, а также развитие творческих начал и культуры личности.
Качественный уровень образования может повышаться как в результате прогрессивных преобразований в процессе его реализации, так и путём привлечения инновационных методов педагогической науки. Существенное значение для достижения высокого уровня образования имеет рост профессионального мастерства педагогов, их постоянное саморазвитие, которое являет для учащихся наглядный пример служения своему призванию, творческой самоотдачи, без которых не могут быть достигнуты истинные профессиональные успехи.
Требования к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска инновационных методов и приемов обучения. В настоящее время большинство педагогов-исследователей приходит к выводу, что наиболее полно требованиям качественного образования отвечают те педагогические технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося и направлены на разностороннее и творческое развитие личности в культурно-образовательной среде, характеризуются гуманистической направленностью.
Этим требованиям отвечают личностно-ориентированные технологии, впитавшие в себя идеи педагогики сотрудничества. Важнейшее место в педагогике сотрудничества занимает идея совместной творческой деятельности, которая может быть реализована в общей жизнедеятельности разнообразных (театральных, камерного исполнительства, вокально-инструментальных, литературно-художественные и пр.) студенческих коллективов.
Высокий уровень образования зависит также от степени его взаимодействия с социумом, диктующим свой собственный заказ на качество, уровень и содержание образования и предъявляющего определенные требования к выпускникам вузов, в первую очередь, в плане их профессиональной компетенции и востребованности в реальной практике.
Среди условий обеспечения высокого качественного уровня образования необходимо назвать также его материально-техническую базу, вне которой невозможны никакие существенные изменения в образовательном процессе, так как сегодня качественное обучение немыслимо без современных технологий и оборудования - аудио и видеотехники, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, компьютерного обеспечения учебного процесса.
Одним из важнейших компонентов продуктивной культурно-образовательной среды в системе любого профессионального образования является направленность на развитие у будущих специалистов информационной компетентности, умения самостоятельно и быстро ориентироваться в системе информационных ресурсов. Объемы информации в современном мире стремительно увеличиваются, в связи с чем владение навыками поиска, отбора, анализа и преобразования информации, становится неотъемленой частью профессиональных компетенций педагога-музыканта. В процессе модернизации системы вузовского музыкального образования одной из ведущих тенденций является сокращение аудиторных часов и увеличение самостоятельной работы студентов. В связи с этим компетентность в области обработки информации существенно увеличивает качество самообразования студента.
Информационная культура педагога-музыканта проявляется, прежде всего, в свободном ориентировании в системе компьютерных технологий, применении их не только с точки зрения наглядных функций, но и познавательно-дидактических. В современных условиях проблема формирования информационной культуры студента ВУЗа требует перехода на серьезный педагогический уровень. Весьма конструктивными, на наш взгляд, в этой области являются научные исследования В.Г. Воробьева, Н.И. Гендиной, ДА. Данилова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Е.А. Медведевой, К.Р Овчинниковой, С.М. Оленева, А.П. Суханова, А.И. Чёрного.
Формирование исследовательской культуры педагога-музыканта также является неотемлемой частью культурно-образовательной среды современного музыкального образования. Часто студенты сталкиваются с проблемой применения знаний, полученных в сфере методологии научного исследования, в сфере музыкальной педагогики и исполнительской деятельности. Здесь следует отметить специфику исследовательской деятельности в сфере музыкального искусства. Необходимость её использования подтверждена потребностью в аналитическом исследовании
и сопоставлении музыкальных произведений, их исполнений и трактовок, в изучении методов музыкальной педагогики.
В пространство культурно-образовательной среды в последнее время активно внедряются различные формы дистанционного обучения. В системе музыкального образования подобный вид обучения использоваться весьма обширно и продуктивно. Однако практическая направленность музыкального искусства и музыкального исполнительства требует систематического личного контроля со стороны преподавателя. Дистанционное обучение позволит лишь увеличить интервалы подобного контроля. К существенным недостаткам такого вида образования на современном этапе следует отнести неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий), а также недостаточную разработанность систем администрирования учебного процесса. В результате, на данный момент качество дистанционного образования существенно проигрывает очным видам обучения.
Практика показала, что качественный уровень образования зависит также от степени взаимодействия вузов близкой специализации, которая может выражаться в совместной научной работе и художественно-творческой деятельности, в создании общих баз данных, в совместной издательской, концертной, педагогической деятельности. Виды и формы такого взаимодействия могут быть весьма разнообразными. Сюда же можно отнести помощь различным образовательным, культурно-досуговым организациям (школам, клубам и т. п.), работу волонтерами, социальную помощь в виде проведения благотворительных концертов.
Немаловажным является также взаимодействие с теми учреждениями образования, в которых предстоит работать выпускникам данного вуза. Это позволит студентам уже в процессе учёбы ориентироваться на определённую среду, определённые требования и условия.
Большое значение для достижения учащимися высоких результатов имеет предоставление им возможности проявления своих способностей и достижений в процессе участия в разнообразных творческих конкурсах и фестивалях, что способствует их самоутверждению, развитию их конкурентноспособности на рынке труда, пониманию значимости и востребованности избранной профессии, последующей социальной адаптации. Неотъемлемой частью культурно-образовательной среды является концертная деятельность будущих педагогов-музыкантов. Возможность апробации готового творческого продукта в сценических условиях способствует развитию множества профессиональных компетентностных качеств будущего музыканта. В системе хоровой подготовки концертные выступления должны быть направлены на воспитание высокой вокально-хоровой культуры, прививать любовь к хоровому пению, служить примером качества музыкально-художественного исполнения.
Одной из важнейших характеристик продуктивно-качественного образования является его демократичность. Она заключается в том, что каждый студент имеет равные права и обязанности, и может рассчитывать на действенную поддержку со стороны преподавателей и администрации вуза. Демократичность образования проявляется также в деятельности студенческого самоуправления, возможности участвовать в общественной жизни вуза, в равнодоступности для каждого студента всех технических средств и информационных ресурсов, которыми данный вуз располагает. Внутри обучающих форм в системе музыкального образования демократичность наиболее ярко проявляется в процессе совместных репетиций, в частности - хоровых. Взаимообщение педагога и студентов, проблемность различных ситуаций, возникающих в процессе изучения хоровых сочинений, совместный поиск решений помогают создать столь необходимую для музыканта атмосферу сотворчества и взаимодействия. Результат подобных практических хоровых занятий должен быть максимально направлен на создание плодотворного творческого общения.
Особое внимание в процессе создания продуктивной музыкально-образовательной среды должно уделяться системе межпредметных связей. Очень важно продумать систему так называемой «педагогической логистики», синхронизации образовательных модулей. Данная проблема становится все более актуальной среди педагогической науки (В.А. Денисеко, В.М. Лившиц) и требует серьёзной проработки.
Результативность образования заключается также в достижении студентами значимых результатов личностного роста, профессиональной компетенции в процессе учебы в вузе. Дири-
жёрско-хоровое обучение в наибольшей степени способствует развитию таких важнейших личностных качеств как творческая активность, ответственность, приоритетность коллективных целей перед субъективными установками и т. п.
Одним из условий достижения результативности высшего образования является его многопрофильность, оптимальный, способствующий высокому уровню подготовки студентов (с учётом индивидуальных образовательных траекторий) образовательный процесс, организация культурного досуга и отдыха учащихся, способствующие их духовному и физическому здоровью.
Определив понятие продуктивности культурно-образовательной среды в целом, отметив сложности становления продуктивного образования, условия его развития, необходимо в русле данной статьи перейти к продуктивной творческой деятельности студентов в условиях музыкального образования. В качестве творческой деятельности мы рассматриваем исполнительское искусство, основополагающим фактором которого является общение педагога и учащихся, в процессе которого (наряду с другими значимыми составляющими, такими, как организационные, содержательные и информационные) выстраивается педагогически организованная музыкальная среда образовательного учреждения.
Современная система подготовки будущих педагогов-музыкантов в ВУЗе претерпевает существенные изменения, как в структурном, так и в содержательном компоненте. В условиях музыкально-исполнительской деятельности в сфере дирижер-ско-хорового искусства понимается система, приемы и навыки взаимодействия руководителя хорового коллектива с коллективом исполнителей. Содержанием такого общения является обмен музыкальной информацией, оказание музыкально-исполнительского воздействия и организация взаимопонимания в работе над созданием совместного творческого продукта. Трансформация методической составляющей, с учётом применения современных технологических средств, коррекция дидактического материала, включение в репертуар современных хоровых сочинений - все это способствует существенной оптимизации процесса создания продуктивной образовательной среды.
Библиографический список
В системе дирижерско-хоровой подготовки руководитель хорового коллектива рассматривается не только как инициатор творческого процесса, его организатор, но и как носитель мощного культурного потенциала. Творческое общение, с одной стороны, создает эмоциональный фон музыкально-исполнительского процесса, а с другой - является его непосредственной содержательной характеристикой. Музыкально-исполнительская деятельность выступает как определенная сторона творческого общения, но в то же время общение является частью, стороной этой деятельности.
Для достижения этого необходимо развитие эмоционально-образного, художественно-эстетического и логического компонентов музыкального мышления, что может осуществляться поступенно, с привлечением всех образовательных дисциплин, входящих в учебный план, а также в процессе общего эстетического и культурологического развития.
В общении от дирижера требуется умение построить его таким образом, чтобы оно обязательно обогащало исполнителей эстетически. Здесь невозможно обойтись без широкого культурного контекста, значительного эстетического опыта, приобретение которого является одной из важнейших задач музыканта и того учебного заведения, в котором происходит его обучение.
Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что организация продуктивной творческой деятельности учащихся в условиях музыкального образования высшей школы должна быть ориентирована, прежде всего, на создание особого культурного образовательного пространства в вузе, которое можно характеризовать как продуктивное. Базой продуктивной культурно-образовательной среды необходимо считать такие ее характеристики, как качественный уровень образования, его демократичность и результативность. Они, в свою очередь, должны быть направлены на:
- развитие творческих начал и культуры личности;
- развитие информационной культуры будущего педагога-музыканта;
- развитие исследовательской культуры, изучение передового педагогического опыта;
- непрерывный профессиональный рост будущего педагога-музыканта.
1. Гнатышина Е.В. О значении информационной культуры в процессе самостоятельной работы студентов. Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Москва - Челябинск, 2004; Ч. 3: 208 - 211.
2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Москва, 2008.
3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта. Москва, 2011.
4. Грибкова О.В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Москва, 2012.
5. Ушакова О.Б. Некоторые проблемы корректировки структурного и содержательного компонентов хоровых занятий в системе подготовки будущих педагогов-музыкантов. Проблемы науки и научного познания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы I международной научной конференции. Москва, 2015; 4-4: 138 - 141.
6. Ушакова О.Б. Хоровой класс как творческая лаборатория в процессе подготовки педагога-музыканта. Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2013; 10: 253 - 256.
References
1. Гнатышина Е.В. О значении информационной культуры в процессе самостоятельной работы студентов. Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Москва - Челябинск, 2004; Ч. 3: 208 - 211.
2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Москва, 2008.
3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта. Москва, 2011.
4. Грибкова О.В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Москва, 2012.
5. Ушакова О.Б. Некоторые проблемы корректировки структурного и содержательного компонентов хоровых занятий в системе подготовки будущих педагогов-музыкантов. Проблемы науки и научного познания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы I международной научной конференции. Москва, 2015; 4-4: 138 - 141.
6. Ушакова О.Б. Хоровой класс как творческая лаборатория в процессе подготовки педагога-музыканта. Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2013; 10: 253 - 256.
Статья поступила в редакцию 28.01.16
УДК 379.81
Kostina T.S., postgraduate, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
DRAMATURGY OF A FESTIVAL AS AN IMPORTANT COMPONENT OF A SOCIO-CULTURAL PROJECTING. The article examines a festival as a unique cultural phenomenon, and at the same time one of the most common forms of storage and transmission of socially significant experience. The whole world is presented in a festival through the prism of human values and meanings, when the existential, social life and the nature of consciousness captured as integrity, a measure which defines the ideal of beauty. The holiday has different social functions, which include above all the formation of community, ideology, moral guidelines, aesthetic