Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие в современных теориях и концепциях'

Педагогическое взаимодействие в современных теориях и концепциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3807
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Квимсадзе Елена Евгеньевна

Представлен анализ определений «взаимодействие», «профессионально-педагогическое общение» и «педагогическое общение» с точки зрения философии, психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Квимсадзе Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие в современных теориях и концепциях»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЯХ И КОНЦЕПЦИЯХ

© 2012 Гаджиев Г.М., Квимсадзе Е.Е.*

Дагестанский государственный педагогический университет ^Республиканский многопрофильный лицей

Представлен анализ определений «взаимодействие», «профессионально-педагогическое общение» и «педагогическое общение» с точки зрения философии, психологии и педагогики.

The authors of the article represent the analysis of "interaction", "professional pedagogical communication” and "pedagogical communication" definitions from the view-points of philosophy, psychology and pedagogy.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, профессионально-педагогическое общение, педагогическое воздействие.

Keywords: interaction, pedagogical interaction, pedagogical communication, professional pedagogic communication, pedagogical influence.

В условиях глобализации и интеграции национальных экономик, повышения качества подготовки выпускников вузов актуализировалась проблема формирования социально востребованного и

конкурентоспособного учителя,

способного управлять инновационными процессами в образовательных

учреждениях и т. д. Кроме того, глубокие изменения в системе образования вносят коррективы в теорию и практику учебновоспитательного процесса, усложняя функции учителя, требуя

переориентации на гуманистические ценности, адекватные характеру внедряемых инноваций. При этом анализ практики показывает, что большинство педагогов не готовы разрабатывать и внедрять современные технологии, новые формы и средства обучения, т. е. к инновационной деятельности.

Следовательно, возникает проблема подготовки будущего учителя к использованию, применению

нововведений в учебно-воспитательном процессе и т. д.

Проблемы включения в

инновационную деятельность, поиска условий формирования инновационного поведения личности будущего учителя исследованы в трудах В. Я. Ляудиса, М. М. Поташника, Л. С. Подымовой, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др., раскрывающих сущностные

характеристики, компоненты, структуру и функции инновационного процесса в системе образования в целом.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что системе образования в условиях ее реформирования нужен учитель с инновационным поведением, что отмечено в работах Ю. К. Бабанского, Л. И. Новиковой, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, Л. M. Фридмана и др.

На современном этапе развития образования актуальное значение приобретает модель педагогического взаимодействия, которая предопределяет эффективность образовательного

процесса, направленного на

формирование полноценной личности ученика.

Использование понятия

«взаимодействие» ограничивалось

философией (в самом общем значении), вследствие чего в психологопедагогических исследованиях до сих пор нет единого понимания данной дефиниции, что, на наш взгляд, связано с отсутствием согласованности в определении сущности взаимодействия, вследствие чего необходимо уточнить термин «взаимодействие» с позиции междисциплинарного изучения.

Анализ философской литературы показывает, что взаимодействие является одной из важных категорий, характеризующей отражение процессов воздействия объектов друг на друга, универсальной формой движения и развития, определяющей существование и структурную организацию любой материальной системы [8, 10, 11].

В социальной психологии (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) взаимодействие используется для характеристики действительных

контактов людей в их совместной деятельности и описания взаимных влияний, оказываемых друг на друга [6. С. 199].

В психолого-педагогических

исследованиях (Р. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Г. Крысько, Б. Ф. Ломов,

В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский) взаимодействие понимается как процесс воздействия, влияния людей друг на друга, порождающий их

взаимообусловленность.

При этом в рамках осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему отношений с другими людьми, в которой важное место занимает взаимодействие как универсальная форма изменения состояния объектов. С этих позиций содержанием взаимодействия выступает связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т. д.) и взаимное влияние

[4].

По мнению группы ученых (Н. П. Аникеев, В. С. Библер, Л. Л. Бодалев А. К. Болотов, Е. И. Головаха, Н. В. Панина), при осуществлении конкретной практической деятельности происходит

взаимное наложение процессов межличностного и межгруппового взаимодействия, где один вид взаимодействия тесно связан с другим и влияет на него.

Кроме того, обобщенный

многоаспектный подход к пониманию взаимодействия позволяет выделить его как универсальную категорию, предполагающую воздействие объектов друг на друга, взаимопереход,

поражение одним объектом другого; вид отношений или связей,

непосредственных или опосредуемых; интегрирующий фактор объединения частей в целостность; методологический принцип познания природы и людей; форма движения системы [12. С. 71].

В педагогике существует научное течение, характеризующее

взаимодействие как специально организованный процесс,

представленный профессиональнопедагогическим общением учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с

представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемым в сфере его профессиональной деятельности.

При этом педагогическое общение рассматривается как общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (обучение, воспитание), имеющее определенные функции, направленные, если они полноценны и оптимальны, на создание

благоприятного психологического

климата, учебной деятельности и отношений между педагогом и

учащимися, а также внутри ученического коллектива [2. С. 3].

По нашему мнению, особенностью педагогического взаимодействия

выступает, прежде всего,

ориентированность на обретение ценного опыта учебной деятельности, жизненного опыта (культура,

нравственность, мораль, учащегося) и т. д.

Согласно Ю. К. Бабанскому, И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину, эффективность учебного взаимодействия субъектов

предопределяется

(целевой,

процессуально-

результативный)

(учитель, ученик) компонентами содержательный, действенный и структуры обучения.

К неблагоприятным факторам, искажающим систему взаимодействия, относят: враждебное отношение со

стороны педагога; авторитарный характер обучения и воспитания в семье; негативная позиция ребенка,

проявляющаяся в бездействии, противодействии воспитательным мерам и т. д. [3. С. 42].

Таким образом, считаем

целесообразным рассматривать

педагогическое взаимодействие с позиции личностной характеристики, обеспечивающей внутреннее единство и непрерывное изменение отношения к компонентам процесса обучения. При этом следует отметить, что педагогическое взаимодействие,

социально и личностно значимые взаимоотношения учителя и учащихся основаны на взаимной вере в способности друг друга, признании индивидуальности каждого, свободе выбора, взаимном уважении,

взаимопомощи и сопереживании.

Итак, взаимодействие

рассматривается не как однородное явление, а как совокупность составляющих и выступает важнейшим условием эффективного формирования и развития личности учащегося.

Суммируя основные теоретические позиции и подходы, под педагогическим взаимодействием понимаем: 1) особый вид отношений педагога и учащихся, демократичный по своей сути (партнерский), зависящий от качеств, индивидуальных особенностей

субъектов (педагог, ученик); 2) многообразие взаимоотношений

педагога и учащихся, определяемых профессионализмом педагога, его педагогическим мастерством,

особенностями стиля и т. д.; 3)

свободную природу и закономерности, реализуемые в педагогической практике на разном уровне.

Изучение теории и практики включения в инновационную

деятельность показывает, что

выпускники вуза недостаточно

подготовлены к инновационной

педагогической деятельности в быстро меняющихся условиях современного общества, а стремительный темп

развития науки требует раскрытия творческого потенциала для

удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что понятие «поведение» трактуется как «совокупность поступков и действий по отношению к окружающим», «умение вести себя в соответствии с

установленными правилами распорядка», «реакция организма на то или иное воздействие, раздражение», «... образ жизни и действий...», «...

целеориентированная активность

животного организма.», «присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней

(психической) активностью» и т. д. [6, 7, 8, 11].

В психологии сложным является вопрос о соотношении понятий «поведение» и «деятельность», одни исследователи используют их как синонимы, другие противопоставляют их друг другу, подчеркивая выраженный активный характер деятельности и реактивный (как ответ на воздействие окружающей среды) характер поведения.

В самом общем виде под поведением понимают извне наблюдаемую

двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения вида. В то же время, когда говорят о поведении человека, подчеркивают его общественный

характер и социальную

обусловленность. Таким образом, поведение человека приобретает характеристики сознательной,

коллективной, целеполагающей,

произвольной и созидательной

деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. При этом единицами поведения выступают поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. С этих позиций инновационное поведение учителя мы понимаем как совокупность

последовательных поступков и действий, направленных на введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, т.е. на преобразование окружающей

действительности (субъекта

деятельности).

При этом основными

характеристиками инновационного

поведения учителя выступают:

- целенаправленность, умение предвосхищать результаты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ориентированность на преодоление возникающих препятствий, способность к рациональному анализу возникающих затруднений;

- гибкость, подразумевающая адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку, способность ориентироваться в ситуациях новизны и неопределенности и оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам;

- сочетание спонтанности с

возможностью произвольной регуляции, подразумевающей обстановку

немедленных действий, управление своими спонтанными реакциями, что касается не только поведения, но и эмоционального реагирования;

- настойчивость, но не переходящая в агрессивность, когда личность прилагает усилия для достижения цели, по

возможности не в ущерб интересам других субъектов;

- направленность на достижение

успеха, а не на избегание неудачи, что обеспечивает центрирование на

получении позитивного,

руководствование именно этой целью, а не избеганием возможных

неприятностей;

- созидательность: личность с

инновационным поведением не тратит силы на борьбу с окружающими, а создает то, что считает нужным.

Следовательно, социально-ориентированное инновационное поведение направлено на построение

конструктивных отношений с

окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». При этом личность, проявляющая

инновационное поведение, стремится к установлению гармоничных

взаимоотношений с окружающими,

основанными на доверии,

взаимопонимании и сотрудничестве.

Значит, подготовка учителя к инновационной деятельности

предполагает [7]:

1. Развитие индивидуальности учителя

через формирование способности

выявлять, формулировать, анализировать и решать сложные педагогические задачи, владение общей технологией продуктивного поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой ситуации применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

2. Овладение основами методологии

научного познания, педагогического исследования, введение в

инновационную педагогику через знакомство с социальными и научными предпосылками возникновения

инновационной педагогики, ее

основными понятиями,

интерпретирование альтернативных подходов к организации педагогического

процесса, изучение основных

источников развития альтернативных моделей, знакомство с различными типами инновационных учебных заведений и т. д.

3. Освоение технологии

инновационной деятельности через знакомство с технологией составления авторской программы, этапами

экспериментальной работы, участие в создании авторских моделей, анализ и прогнозирование дальнейшего развития, внедрения и т.д.

4. Практическая работа по внедрению

новшеств в педагогическую практику, осуществление коррекции,

отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной

деятельности, способствующие

формированию инновационной позиции учителя как систему взглядов и установок в отношении организации педагогического взаимодействия.

Исходя из этого, подготовка будущего учителя к инновационной деятельности, на наш взгляд, предполагает: введение дисциплин

(«Инноватика», «Педагогическая

инноватика», «Инновационный

менеджмент» или «Менеджмент в образовании» и т. д.), задача которых в отборе, изучении и классификации нововведений, формирование у педагогов четкого понимания сущности инновационных процессов в

образовании, умения осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов; включение в дисциплины подготовки разделов, касающихся инноваций в образовании

(использование современных

информационных и педагогических технологий, современных средств оценивания результатов обучения и др.); разработка и использование в учебном процессе новых методик и технологий и т. д.

Примечания

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. Избран. психол. тр. / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М.-Воронеж, 1999. 2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. : Просвещение, 1979. 3. Омарова П. О., Маллаев Д. М., Магомедова А. Ш., Магомедов Д. З. Пространство диалога - путь к взаимопониманию. Махачкала : Полиграф-сервис, 2003. 4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма. М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1996. 5. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. 6. Психологический словарь-справочник / под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск : Харвест, 2001. 7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 8. Спиркин А. Г. Взаимодействие // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль, 2001. 9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности. М., 1999. 10. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев,

С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия, 1983. 11. Философский энциклопедический словарь. 2010. URL: http://dic.academic.ru 12. Царева Р. Ш. Развивающее учебное взаимодействие как фактор профессиональной подготовки будущих учителей: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1997.

Статья поступила в редакцию 13.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.