Научная статья на тему 'Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория'

Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / UNIVERSITY TEACHER'S CREATIVE POTENTIAL / СОСТАВ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CHARACTERISTICS OF CREATIVE POTENTIAL / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / SCIENTIFIC RESEARCH OF CREATIVE POTENTIAL / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION / COMPONENT SO FUNIVERSITY TEACHER'S CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буренина Валентина Игоревна

В статье аргументировано применение деятельностного и компетентностно-ориентированного подходов для формирования творческого потенциала преподавателя. Описывается сущность понятия «творческий потенциал преподавателя технического вуза», его взаимосвязь с более широкими понятиями: «потенциал», «творческий потенциал личности». Проведен анализ сущностных характеристик творческого потенциала, соответственно выявлены следующие свойства: интегративность, динамичность и направленность. Проведен анализ определений творческого потенциала личности. Выявлено, что нет единой точки зрения на структуру творческого потенциала, и ее основные компоненты, а также связи между ними. Выявлена специфика необходимости исследования творческого потенциала преподавателя технического вуза, которые основаны на взаимосвязи развития творческого потенциала преподавателя и внедрением инноваций в образовательную деятельность вуза. Проведен анализ компонентов состава творческого потенциала преподавателя. Выявлены закономерности в научных исследованиях авторов, в соответствии с ними в работе представлен сравнительный анализ элементов профессиональной компетенции и компонентов творческого потенциала. А также обоснована причина сравнительного анализа составов творческого потенциала и профессиональной компетенции. Представлена структура творческого потенциала преподавателя вуза, которая состоит из теоретических знаний, качества мышления (гибкость, оригинальность и экономичность и т.п.), направленность на самовыражение и саморазвитие, владение способами решения научных проблем и поиска нового, а также приобретенный опыт(личные ресурсы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE POTENTIAL OF A TECHNICAL UNIVERSITY TEACHERAS PEDAGOGICAL CATEGORY

The article substantiates the use of activity-oriented and competence-oriented approaches for forming the teacher's creative potential. The essence of the concept of "the creative potential of the teacher of a technical college", its relationship with broader concepts: "potential", "creative potential of the individual" is described. The analysis of the essential characteristics of the creative potential was carried out, the following properties were respectively revealed: integrativity, dynamism and direction. The analysis of definitions of the creative potential of the individual is carried out. It is revealed that there is no single point of view on the structure of creative potential, and its main components, as well as the links between them. The specificity of the need to study the creative potential of a technical university teacher is revealed, which is based on the relationship between the development of the teacher's creative potential and the introduction of innovations in the educational activity of the university. The analysis of the components of the teacher's creative potential was carried out. Regularities in scientific research of authors are revealed, according to them in the work the comparative analysis of elements of the professional competence and components of creative potential is presented. And also the reason of the comparative analysis of compositions of creative potential and the professional competence is proved. The structure of the creative potential of the university teacher is presented, which consists of theoretical knowledge, the quality of thinking (flexibility, originality and profitability, etc.), the focus on self-expression and self-development, mastery of ways to solve scientific problems and search for new ones, and acquired experience ).

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория»

pedagogical sciences

УДК 378.6

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

© 2017

Буренина Валентина Игоревна, старший преподаватель кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (105484, Россия, г. Москва, ул.2-ая Бауманская, д.5, e-mail:bvi@bmstu.ru)

Аннотация. В статье аргументировано применение деятельностного и компетентностно-ориентированного подходов для формирования творческого потенциала преподавателя. Описывается сущность понятия «творческий потенциал преподавателя технического вуза», его взаимосвязь с более широкими понятиями: «потенциал», «творческий потенциал личности». Проведен анализ сущностных характеристик творческого потенциала, соответственно выявлены следующие свойства: интегративность, динамичность и направленность. Проведен анализ определений творческого потенциала личности. Выявлено, что нет единой точки зрения на структуру творческого потенциала, и ее основные компоненты, а также связи между ними. Выявлена специфика необходимости исследования творческого потенциала преподавателя технического вуза, которые основаны на взаимосвязи развития творческого потенциала преподавателя и внедрением инноваций в образовательную деятельность вуза. Проведен анализ компонентов состава творческого потенциала преподавателя. Выявлены закономерности в научных исследованиях авторов, в соответствии с ними в работе представлен сравнительный анализ элементов профессиональной компетенции и компонентов творческого потенциала. А также обоснована причина сравнительного анализа составов творческого потенциала и профессиональной компетенции. Представлена структура творческого потенциала преподавателя вуза, которая состоит из теоретических знаний, качества мышления (гибкость, оригинальность и экономичность и т.п.), направленность на самовыражение и саморазвитие, владение способами решения научных проблем и поиска нового, а также приобретенный опыт(личные ресурсы).

Ключевые слова: потенциал, творческий потенциал, творческий потенциал преподавателя вуза, состав творческого потенциала преподавателя вуза, характеристики творческий потенциал, научные исследования творческого потенциала, мышление, самовыражение.

THE CREATIVE POTENTIAL OF A TECHNICAL UNIVERSITY TEACHERAS PEDAGOGICAL CATEGORY

© 2017

Burenina Valentina Igorevna, senior lecturerat Examination Department «Law, Intellectual Property and Forensic» Bauman Moscow State Technical University (105484, Russian Federation, Moscow, ul. Baumanskaya 2-ya, 5, e-mail:bvi@bmstu.ru)

Abstract. The article substantiates the use of activity-oriented and competence-oriented approaches for forming the teacher's creative potential. The essence of the concept of "the creative potential of the teacher of a technical college", its relationship with broader concepts: "potential", "creative potential of the individual" is described. The analysis of the essential characteristics of the creative potential was carried out, the following properties were respectively revealed: integrativity, dynamism and direction. The analysis of definitions of the creative potential of the individual is carried out. It is revealed that there is no single point of view on the structure of creative potential, and its main components, as well as the links between them. The specificity of the need to study the creative potential of a technical university teacher is revealed, which is based on the relationship between the development of the teacher's creative potential and the introduction of innovations in the educational activity of the university. The analysis of the components of the teacher's creative potential was carried out. Regularities in scientific research of authors are revealed, according to them in the work the comparative analysis of elements of the professional competence and components of creative potential is presented. And also the reason of the comparative analysis of compositions of creative potential and the professional competence is proved. The structure of the creative potential of the university teacher is presented, which consists of theoretical knowledge, the quality of thinking (flexibility, originality and profitability, etc.), the focus on self-expression and self-development, mastery of ways to solve scientific problems and search for new ones, and acquired experience).

Keywords: potential, creative potential; university teacher's creative potential; component so funiversity teacher's creative potential, characteristics of creative potential, scientific research of creative potential, thinking, self-expression

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Компетентностно-ориентированный подход к высшему образованию требует направленности на формирование у студентов компетенций - интегрированных качеств личности. Это, в свою очередь, предполагает наличие у преподавателей соответствующих профессиональных качеств, способности моделировать ожидаемые результаты образования в их многообразии, многогранности и динамичности, выстраивать, в соответствии с этим, образовательные траектории студентов, разрабатывая и применяя технологии формирования профессиональных компетенций студентов.

Важнейшим компонентом названных профессиональных качеств преподавателя является его творческий потенциал. Это делает необходимым его рассмотрение как педагогического феномена. Между тем, несмотря на то, что, в силу многогранности творческого потенциала личности, это понятие исследуется в разных научных областях (философии, психологии, педагогике), однозначного определения оно не имеет.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие «творческий потенциал преподавателя технического вуза» является видовым для понятия «потенциал» (от лат. potentia - мощь, возможность). В «Словаре иностранных слов» «потенциал» трактуется как сила, мощь. В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова под этим термином понимается совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь. Аналогичные определения потенциала даются и в Новом экономическом, и в Социологическом энциклопедическом словарях.

В «Большой советской энциклопедии» потенциал определяется как механизм, который обеспечивает современную и активную реакцию на внешние раздражители.

Приведенные определения показывают, что в разных научных областях термин «потенциал» используется в качестве синонима для обозначения ресурсов и возмож-

педагогические науки

ностей. Между тем, В.П. Горшенин, С.А. Дрокин, Е.А. Реановичотмечают, что ресурсы, резервы, возможности есть конкретные временные проявления потенциала (отражающие, соответственно, прошлое, настоящее и будущее).

Такая трактовка потенциала применительно к творческому потенциалу преподавателя позволяет учитывать накопленные им ранее ресурсы, имеющиеся в настоящем резервы и возможности получения новых результатов в будущем.

Более узким является понятие «творческий потенциал личности». В психологии его исследованием занимались Л.Б. Богоявленская, М.С. Каган, М. В. Копосова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Мартишина, А. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская, О.Ю. Яцкова, и др.

Анализ определений творческого потенциала, данных названными авторами, показал, что его сущностными характеристиками являются следующие свойства:

- интегративность (системность, целостность). Это означает, что творческий потенциал личности является сложным образованием с определенной структурой элементов и взаимосвязей между ними. Разные авторы включают в данную систему разные элементы (личностные и профессиональные качества, мотивы, ценностные установки, умения, и т.п.);

- динамичность. Творческий потенциал не есть нечто данное от рождения - он способен развиваться в процессе деятельности. В то же время, творческий потенциал является относительно устойчивым образованием (З.Ф. Байгильдина);

- направленность. Авторы определений отмечают, что творческий потенциал направлен на самореализацию и саморазвитие (С.А. Каракулин), на участие в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта (А.Я. Савельев, С.С. Мкртчан, В.А. Трайнев) [20, с. 312], на получение принципиально новых социально значимых, самостоятельно выработанных умений, навыков и способностей к действию и результату их реализации в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Приведенный анализ определений творческого потенциала личности дает возможность утверждать, что, во-первых, данную категорию целесообразно рассматривать с позиций деятельностного и компетентностно-ориентированного подходов, так как творческий потенциал развивается в процессе деятельности, постепенно обогащаясь, приобретая многогранность.

Личностные качества, психологические установки, знания, умения, личный опыт (компоненты компетенций) интегрируются, превращаясь в основу, возможность, ресурсы для дальнейшей деятельности. Во-вторых, поскольку творческий потенциал личности является сложным образованием, для его целенаправленного развития необходимо выявить компоненты и взаимозависимости между ними.

Исследователи творческого потенциала личности отмечают, что пока нет единой точки зрения на структуру творческого потенциала личности. Так, З.Ф. Байгильдина отмечает, что даже в настоящее время не определена иерархия компонентов творческого потенциала, не выделены основания приведенных в литературе их классификаций. Все это создает определенные трудности для разработки педагогических технологий развития творческого потенциала личности для разных социальных групп.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сложность в выделении состава творческого потенциала, возможно, заключается, помимо прочего, в том, что для разных социальных групп этот состав различен, как различны и взаимосвязи между его компонентами.

В связи с высказанным предположением возникает необходимость в исследовании состава творческого потенциала как в общем плане, так и отдельно для каждой

категории (школьников, студентов разных направлений обучения, преподавателей).

Общие аспекты (философские, культурологические, психологические) творческого потенциала личности и пути его развития исследованы в трудах З.Ф. Байгильдиной, Т.Г. Браже, С.Р. Евинсона, М.С. Кагана, Е.В. Колесниковой, М.В. Колосовой, Ю.Н. КулюткинаО.Ю. Яцковой, Е.Д. Шетуловой, В.Г. Рындак и др. О развитии творческого потенциала школьников писали Г.С. Альтшуллер, Дж. Гилфорд, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, К. Тейлор, П. Торренс и др. Проблеме творческого потенциала студентов посвящены исследования Е.Е. Адакина, Н.В. Мартинович и др. Возможности и способы развития творческого потенциала учителя изучались Н.В. Мартишиной, В.Г. Рындак, Н.А. Степаненко и др. Однако специфика творческого потенциала преподавателя вуза, в частности, технического, пока еще исследована недостаточно. А.П. Коробейникова, Е.В. Зайцева охарактеризовали теоретические подходы к исследованию содержания этого понятия, И.И. Голованова проследила взаимосвязь между развитием творческого потенциала преподавателя и внедрением инноваций в образовательную деятельность вуза. В то же время пока еще однозначно не определен состав творческого потенциала преподавателя технического вуза, не разработаны конкретные технологии развития такого потенциала.

Так А.П. Коробейникова, Е.В. Зайцева включают в состав творческого потенциала преподавателя вуза следующие компоненты: мировоззрение, направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов к образованию, решение проблем, высокий уровень компетентности в профессиональной творческой деятельности, умение использовать эмпирические данные для формирования нового научного знания, способность к саморазвитию, авторы отмечают, что составляющими творческого потенциала преподавателя являются интегрированные знания, умения и убеждения, используемые в профессиональной деятельности, а также такие качества мышления, как гибкость, оригинальность.

В.Г. Рындак отмечает, что компонентами творческого потенциала являются задатки, склонности, личностные способности (изобретательность, воображение, гибкость ума), интересы и их направленность, любознательность, экономичность в решениях, умение быстро оценивать ситуацию и т.п.

Ю. Н. Кулюткиным в структуре творческого потенциала личности выделяются следующие элементы: творческие способности (потенциальные силы), творческие потребности, потенциальные ориентации (побудитель-но-мотивационные силы), деятельность Л. Н. Столбович включает в состав творческого потенциала социально приобретенные способности личности, знания и умения, необходимые для творческой деятельности, творческий тип мышления

Анализ приведенных структур творческого потенциала преподавателя вуза позволил нам утверждать, что они различаются некоторыми своими элементами. Так, например, А.П. Коробейникова, Е.В. Зайцева, Л.Н. Столбович включают в состав творческого потенциала такие когнитивные компоненты, как знания и умения, а Ю.Н. Кулюткин и В.Г. Рындак характеризуют как составляющие творческого потенциала лишь способности и качества мышления.

В то же время Ю.Н. Кулюткин отмечает, что в состав творческого потенциала входит деятельность. Возможно, автор предполагает использование названных компонентов в составе деятельности. Мы придерживаемся первой точки зрения, поскольку теоретические знания и умения являются базой для творческой деятельности. Сопоставляя элементы профессиональной компетенции и структуру творческого потенциала преподавателя вуза, мы пришли к выводу о том, что они сходны. Результаты сопоставления отражены в таблице 1.

pedagogical sciences

Таблица 1 - Сравнительный анализ составов творческого потенциала и профессиональных компетенций

Элементы профессиональной компетенции Компоненты творческого потенциала преподавателя вуза

1. Профессиональные знания и умения 1. Теоретические знания

2. Личностные качества, способности 2. Качества мышления: гибкость, оригинальность, экономичность и т.п. Изобретательность, развитое воображение.

3. Психологические установки 3. Направленность на самовыражение и саморазвитие, получение нового, любознательность, склонность к исследованию и т.п.

4. Владение способами и приёмами профессиональной деятельности 4.Владение способами решения научных проблем, поиска нового и т.п.

5. Личный опыт 5. Приобретенный опыт (личные ресурсы)

Из приведенной таблицы видно, что творческий потенциал есть конкретное проявление профессиональной компетенции. Умение преподавателя вуза реализовать творческий потенциал есть владение на высоком уровне профессиональной компетенцией. Это означает, что к решению проблемы развития творческого потенциала целесообразно подходить с позиций компетентностно-ориентированного подхода.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, все изложенное позволило нам сделать следующие выводы:

- Творчество есть деятельность.

- Сущность этой деятельности состоит в создании нового, ранее не существовавшего продукта.

- Структура этой деятельности универсальна для разных профессий.

- Творчество может осуществляться, если для этого созданы внутренние и внешние условия.

- Способность к творчеству присуща любому человеку. Однако эта способность постепенно исчезает, если для проявления творчества не будут созданы условия, важнейшими из которых являются: открытость новому, умение уходить от стереотипов, составляя новые сочетания, способность проявлять определенные эмоции.

- Творческая деятельность осуществляется только тогда, когда человек чувствует себя психологически защищенным, свободным для самовыражения.

Поскольку творчество есть деятельность, то, как и любая деятельность, осуществляется с помощью действий. Отсюда следует, что еще одним условием формирования творческой деятельности и, следовательно, развития творческого потенциала преподавателя вуза является целенаправленное овладение действиями из состава творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агрикова Е.В. Интеграция творческой письменной речи в учебный процесс по иностранному языку студентов - будущих журналистов // Иноязычное образование: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.В. Левченко, Е.Г. Кашина, Л.А. Кожевникова, Е.А. Соколова. Самара: Самарский государственный университет, 2015. - С. 7-14.

2. Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, 2008. 268 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. - 320 с.

4. Буренина В.И. Формирование творческого потенциала будущего педагога в процессе становления личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/127-20938 (дата обращения: 30.07.2015).

5. Бусыгина А.Л. Организационно-педагогические основы инвариантной подготовки преподавателей высшей школы: Дисс. ... д.п.н. Тольятти, 2000. - 353 с.

6. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов / И. А. Васюкова. - М.: АСТ, 2005. - 990 с.

7. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Применение он-лайн-ресурсов в процессе обучения иностранному языку бакалавров педагогического направления //Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования №1 / Воронеж, Издательство ВГУ, 2017. - С. 25-30.

8. Гаврилина Е.А. Инженерное творчество в информационном обществе: типология, динамика, критерии оценки инженерной компетентности: Авто-реф. дисс. к.ф.н. М., 2006. - 23 с.

9. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: Автореф. дисс. д.п.н.Спб., 2002. - 43 с.

10. Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: Автореф. дис. д.экон.н. Челябинск, 2006. - 42 с.

11. Дрокин, С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. к.экон.нЧелябинск, 2003. - 203 с.

12. Дронова Т.А. Концепция формирования интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога: Автореф. дисс. д.п.н. Воронеж, 2011. - 43 с.

13. Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога: Автореф. дисс. к.п.н. Новокузнецк, 2007. - 26 с.

14. Коробейникова А.П., Зайцева Е.В.Творческий потенциал в системе профессиональной компетентности преподавателя вуза// Журнал <<Ученые записки>>, 2013. - № 6

15. Кочетова Н.Г., Котова Т.А. Оптимизация воспитательного пространства высшей школы в решении задач профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. - Самара: ООО «Издательство АС-ГАРД», 2015. - С. 321-328.

16. Макаров А.С., Панфилова Л.В. Использование информационных технологий обучения по развитию творческого мышления // Материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию д.б.н., проф. Л.В. Воржевой «Методология и методы научных исследований в области естествознания». - Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - С.319-325.

17. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дисс. д.п.н. Рязань, 2009. - 43 с.

18. Разуваев С.И. Профессионально-творческое саморазвитие педагога в условиях инновационной деятельности учреждения начального профессионального образования: Автореф. дисс. к.п.н. М., 2010. - 27 с.

19. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.

20. Семенов И. Н. Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека // Акмеология. 2009. № 3 (31). С. 20-22.,

21. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.

22. Сорокоумова Г. В. Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития // Интеграция образования № 2. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2010. - С.

педагогические науки

90-94.

23. Степаненко Н.А. Профессиональное самоопределение человека как начальный этап формирования конкурентоспособного специалиста //Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа:Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. - С. 131-137.

24. Цибизова Т.Ю., Терехова Н.Ю. о перспективах развития высшего образования в современных условиях // European social science journal № 2 (30): Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт», 2013.- С. 62-67.

Статья поступила в редакцию 19.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.