Научная статья на тему 'Анализ теорий развития творческого потенциала студентов'

Анализ теорий развития творческого потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVE POTENTIAL / STUDENT / INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрецов Д. Н., Хомутникова Е. А., Копнина В. А., Капицкий В. Н.

В статье рассматривается понятие «творчество» с точки зрения отечественных учёных. Раскрываются особенности современных исследований в области высшего образования, которые активно изучают проблемы развития творческого потенциала студентов. В этой статье рассказывается о значении интерактивных методов в развитии творческого потенциала учащихся при их подготовке к профессиональной деятельности. В работе приведён анализ инновационных технологий, наиболее распространённых в современном обучении студентов, способствующих развитию навыков командной работы и коммуникативных компетенций будущих специалистов. Творческий потенциал способствует умению самостоятельно ориентироваться в педагогических технологиях, инновационных для современности. Инновационные процессы, направленные на развитие творческого потенциала студентов в современных российских условиях, позволят достичь желаемых результатов и целей, а также подготовить талантливого специалиста в любой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THEORIES OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT

The article discusses a concept of “creativity” from the point of view of Russian scientists. Features of modern research in the field of higher education, which study problems of developing the creative potential of students, are revealed. The article describes the importance of interactive methods in the development of creative potential of students in their training for professional activities. The paper provides an analysis of innovative technologies, the most common in modern student learning, contributing to the development of teamwork skills and communication skills of future professionals. Creative potential contributes to an ability to independently navigate in pedagogical technologies that are innovative for the present. Innovative processes aimed at developing the creative potential of students in modern Russian conditions will help achieve the desired results and goals, as well as prepare a talented specialist in any field of activity.

Текст научной работы на тему «Анализ теорий развития творческого потенциала студентов»

Рис.б.Анализответов навопрос:«Чем бывыхотелизаниматься для развития своейличности?»

Отметим, что данные ответы обусловили для нас наличие проблемы, заключающейся в противоречии всем предыдущим ответами. Нами было выдвинуто предположение, что данный результат связан непосредственно с формой проведения данных курсов, а именно внеурочной деятельностью. У многих обучающихся на данный момент проводятся иные дополнительные занятия, они не могут чётко сориентироваться при возможности посещения иного вида деятельности, что подтверждает предполагаемую нами проблему формы организации занятий, а именно проблему в популяризации среди обучающихся данного направления внеурочной деятельности.

Переходя к вопросу № 13, отметим, что ответы на него также являются весьма неоднозначными. Ведь в силу возрастных особенностей обучающиеся 8-ого класса, находятся в постоянном поиске новых интересов и увлечений, так что мы можем опираться на данные результаты при формировании непосредственного интереса к вопросам экологической безопасности, однако определяющей будет для нас именно особенность выбранной предметной области. Ответы респондентов представлены на рисунке № 6.

Данная сетка распределения интересов обучающихся отражает их неопределённость. Отметим, что наиболее частыми, по сравнению со всеми от-

Библиографический список

ветами является информационно - компьютерные технологии и углубленное изучении школьных предметов, что может сыграть важную роль при выборе форм проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по экологической безопасности.

Отметим, что при беседе с педагогическим коллективом и непосредственном наблюдении за процессом организации внеурочной деятельности в 8-х классах, большинство предположений о наличии ряда проблем с организацией внеурочной деятельности на ступени основного общего образования подтвердилось. Добавим, что опыта организации внеурочной деятельности, непосредственно связанного с формированием знаний в области экологической безопасности в школах, на базе которых проводилось исследование, выявлено небыло.

Следовательно, по итогам эмпирического исследования, проведённого нами, мы можем сформулировать следующий вывод: при грамотно спроектированном методическом подходе по разработке программы внеурочной деятельности, можно разрешить ряд проблем, выявленных при проведении исследования. В этом поможет анализ современных литературных методических источников и непосредственная апробация программы.

1. Мухамбетов Фархат Нурылчаенович. Экологическое воспитание молодёжи. Философия права. 2010; 3.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., Шиленок Т.А. Состояние дошкольного и школьного экологического образования в Санкт-Петербурге. «Биосфера». Санкт-Петербург: Фонд научных исследований «XXI век», 2014; Т. 6: 89 - 105.

3. Елизарова И.С. Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах. Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). 2011; 4: 94 - 97.

4. Попова РИ. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Молодой учёный. 2016; 21. Refеrences

1. Muhambetov Farhat Nurylchaenovich. 'Ekologicheskoe vospitanie molodezhi. Filosofiyaprava. 2010; 3.

2. Alekseev S.V., Gruzdeva N.V., Guschina 'E.V., Shilenok T.A. Sostoyanie doshkol'nogo i shkol'nogo 'ekologicheskogo obrazovaniya v Sankt-Peterburge. «Biosfera». Sankt-Peterburg: Fond nauchnyh issledovanij "XXI vek", 2014; T. 6: 89 - 105.

3. Elizarova I.S. Organizaciya vneklassnojraboty po 'ekologicheskojbezopasnosti v starshih klassah. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). 2011; 4: 94 - 97.

4. Popova R.I. K voprosu o razvitii celevyh ustanovok pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Molodojuchenyj. 2016; 21.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378

Bagretsov D.N., Cand. of Sciences (Philology), principal research fellow, Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected] Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Kopnina V.A., student, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Kapitsky V.N., Ural State Law University, Ural State Agrarian Academy (Ekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE ANALYSIS OF THEORIES OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT. The article discusses a concept of "creativity" from the point of view of Russian scientists. Features of modern research in the field of higher education, which study problems of developing the creative potential of students, are revealed. The article describes the importance of interactive methods in the development of creative potential of students in their training for professional activities. The paper

provides an analysis of innovative technologies, the most common in modern student learning, contributing to the development of teamwork skills and communication skills of future professionals. Creative potential contributes to an ability to independently navigate in pedagogical technologies that are innovative for the present. Innovative processes aimed at developing the creative potential of students in modern Russian conditions will help achieve the desired results and goals, as well as prepare a talented specialist in any field of activity.

Key words: creative potential, student, innovative processes in education.

Д.Н. Багрецов, канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург,

E-mail: [email protected]

Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Социология, социальная работа и организация работы с молодежью»,

Курганский государственный университет г. Курган, E-mail: [email protected]

В.А. Копнина, студент, Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail:[email protected]

В.Н. Капицкий, Уральский государственный юридический университет, Уральская государственная аграрная академия, г. Екатеринбург,

E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается понятие «творчество» с точки зрения отечественных учёных. Раскрываются особенности современных исследований в области высшего образования, которые активно изучают проблемы развития творческого потенциала студентов. В этой статье рассказывается о значении интерактивных методов в развитии творческого потенциала учащихся при их подготовке к профессиональной деятельности. В работе приведён анализ инновационных технологий, наиболее распространённых в современном обучении студентов, способствующих развитию навыков командной работы и коммуникативных компетенций будущих специалистов. Творческий потенциал способствует умению самостоятельно ориентироваться в педагогических технологиях, инновационных для современности. Инновационные процессы, направленные на развитие творческого потенциала студентов в современных российских условиях, позволят достичь желаемых результатов и целей, а также подготовить талантливого специалиста в любой сфере деятельности.

Ключевые слова: творческий потенциал, студент, инновационные процессы в образовании.

Человек может обладать творческими способностями, которые, например, позволили бы креативно подходить к решению профессиональных задач. Но если личность не хочет принимать на себя ощутимый риск от поступка или среда, в которой она функционирует, не обеспечивает минимальную поддержку творчества, потенциальная творческая активность этого человека может быть подавлена. По мнению В.С. Безруковой, творчество включает в себя несколько различных аспектов: способности, знания, стили мышления, личностные качества, мотивация и особенно внутренняя мотивация и окружение. Так, крайне важно, особенно в учебных заведениях, обеспечить среду, которая позволяет творчеству процветать - не только словом, но и делом. В то же время человек может иметь творческое отношение, но без навыков творчества, таких как поиск примирения противоположных идей и диалектического мышления, он может не полностью раскрыть свой творческий потенциал [1].

Развитие современного высшего образования акцентирует внимание на подготовке современных специалистов [1]. Эта проблема актуальна. Роль высшего образования возрастает, при этом на практике требуется творческий подход. Творчеству сложно научить, но можно развивать творческий потенциал специалиста в образовательном процессе [2].

В работе «Творчество. Краткий педагогический словарь» В.Н. Рындак говорит о творческом потенциале личности как о системе личностных способностей (открытость ко всему новому, уникальность ума, воображение, находчивость), позволяющих и быстро изменять действия в зависимости от новых убеждений, знаний и условий, и определять результат деятельности (новизна, уникальность подхода субъекта к осуществлению какой-либо деятельности и оригинальность), в конце двигающую личность к развитию творческих способностей. Главной чертой творческого потенциала личности является превышение количества информации по отношению к реализации, также наличие большего «запаса» потенциала. Последнее условие - это способность быстро решать вопросы в различных проблемах [2].

Внешние факторы являются важными для становления творческого потенциала, но важной основой выступают внутренние факторы. Источником творческой активности человека часто выступают информационный обмен, осуществляющийся посредством интеллектуально-информационного и мотиваци-онно-деятельностного потенциалов человека. Что такое творческий потенциал и почему он важен на рабочем месте молодого человека после вуза? Часто люди связывают творчество с художественными задачами. Однако не все творческие мыслители являются художниками. Многие виды человеческой деятельности требуют творческого потенциала, в том числе позиции в мире бизнеса и науки. Творческий потенциал означает смотреть на что-то по-новому. Творческие молодые люди имеют возможность разрабатывать новые способы выполнения задач, решения проблем и решения проблем. Они привносят новую перспективу в их работу. Такое мышление может помочь департаментам и организациям развиваться в более продуктивных направлениях. Некоторые молодые люди изначально более креативны, чем другие, но творческий потенциал можно укрепить с помощью практики. Современные исследования в области высшего образования активно обращаются к проблеме развития творческого потенциала студентов.

В педагогической литературе выделяют в качестве ведущих следующие актуальные концепции: образовательного процесса (А.П. Валицкая, Т.М. Давыден-ко, И.Ф. Исаев и др.); самоопределения в рамках экзистенционализма (Н. Абба-ньяно, Н. Гартман, С. Кьеркегор, Х. Ортега, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), формирования человека как субъекта профессиональной деятельности

(В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.) и профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев и др.); становления будущего специалиста в куль-туротворческой среде вуза (Е.П. Белозерцев, Л.К. Гребёнкина, В.А. Сластенин и др.); материалы исследования связи успешности деятельности, в том числе профессиональной, с личностными особенностями ее субъекта (Л.Н. Анцыфе-рова, Л.Н. Корнеева, Е.А. Климов и др.); результаты психолого-педагогических исследований по проблеме исследовательской деятельности обучающихся (ГВ. Макотрова, А.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков и др.).

В.Г Рындак и Л.В. Мещерякова определяли творческий потенциал как процесс получения оригинальных идей, которые имеют ценность. Творческое мышление не определяется исключительно дивергентным мышлением, оно связано с дивергентным мышлением, и дивергентному мышлению можно научиться. Дивергентное мышление требует от студентов думать о множестве разных идей, в отличие от конвергентного мышления, когда существует только одна правильная идея. И то, и другое необходимо для творчества: учащийся использует дивергентное мышление, чтобы найти разные решения проблемы или задачи, а затем использует конвергентное мышление, чтобы решить, какой из них даст наилучшие результаты [3].

Студенты должны знать и понимать, что такое творчество, чтобы они соответствующим образом нацеливались на свои ответы. Творчество - это не только продуманные продукты; это также способ мышления. Когда учащиеся слышат, как преподаватель говорит: «Я хочу, чтобы вы использовали креативное мышление, когда вы...», они должны знать, что преподаватель ищет много идей, разных идей, подробных идей или, возможно, единственную в своем роде идею. Общий словарь и значения важны, если преподаватели хотят, чтобы творческий потенциал работал [4].

Л.А. Даринская считает, что творческий потенциал - понятие, включающее в себя природно-генетические, социально-личностные и логические компоненты, которые в общем представляют собой умения, способности и знания [5].

А.А. Деркач в «Акмеологическом словаре» отмечает, что проявление творчества - момент «реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который служит предпосылкой их дальнейшего развития» [6]. Далее автор говорит о трактовке творческого потенциала как творческих возможностей личности, «становление которых представляет собой их существенное развитие, а проявление - внезапное «озарение», появление идеи» [6]. А.А. Деркач считает, что с акмеологической точки зрения специфика творческого потенциала исследуется при помощи категорий «естественное -искусственное» [6].

Проанализировав теоретические подходы к понятиям «творческий потенциал», можно сделать вывод о том, что единого мнения в данном вопросе нет. Однако многие исследователи и учёные по этому вопросу всё же сходятся в одном: способность к творческой деятельности есть у каждого человека. Задачей современного образования является поиск ресурсов и возможностей, при которых обеспечивается формирование творческого потенциала каждого молодого человека на протяжении всей его учебной деятельности.

В концепции образования на современном этапе учебный процесс ориентирован на студента, который превратился из слушателя в активный субъект познавательного процесса. Для достижения цели содержание образовательных программ и технологий обучения обновляется соответствующим образом. Процесс индивидуального обучения позволяет педагогам делать учебно-познавательную деятельность студентов визуальной. Например, важный аспект мультимедийных

технологий - возможность использования различных видов информации в интегрированной форме.

Технологии, способствующие развитию студенческой активности и творческого мышления, относятся к гипермедиа технологиям [7]. Они имеют сходные черты с мультимедиа. Эту технологию целесообразно использовать при работе с текстом, так как можно легко указать нужные слова и выражения или включить словосочетания.

Интерактивные методы обучения дают возможность педагогу устанавливать обратную связь со студентами и внедрять принципы индивидуального обучения. Тесты выявляют навыки воспроизведения учащимися усвоенной информации. Данный процесс может быть полностью автоматизирован. Практические задания могут помочь определить уровень репродуктивных навыков студентов. Уместно отметить создание образовательной среды, которая отражается в структурировании учебных материалов. Например, студентам можно предложить диаграммы, рисунки, блоки вопросов. Все это развивает навыки студентов: репродуктивные и продуктивные. Учебные материалы должны предлагаться обучающимся поэтапно, исходя из их содержательного наполнения и требований государственных образовательных стандартов. Чтобы усвоить курс обучения, каждому студенту нужны глубокие знания, применение творческих способностей и самостоятельное исследование.

Использование интерактивных технологий в учебном процессе присваивает педагогу новый статус, когда он становится менеджером учебного процесса, готов помочь учащемуся, когда есть достаточно времени для активного общения со студентами. Каждая форма интерактивного обучения требует применения определенной технологии, в частности:

а) во фронтальных видах работы используются формы: «микрофон», «мозговой штурм» и «фрагмент предложения»;

б) методы, используемые в совместной работе, включают методики «лицом к лицу», «работа в парах и вместе», «работа в малых группа» и «аквариум»;

в) интерактивные игры, например, «ролевые игры», «постановка», «судебное заседание» и т. д.;

г) дискуссионные технологии «моя точка зрения» и т. д.

Обучение в высших учебных заведениях с использованием интерактивных методов важно для провоцирования интересов студентов и творческого мышле-

ния [8]. Сотрудничество, опираясь на гуманистические теории, показывает себя как лучшее в образовательном процессе. Интерактивное обучение способствует развитию самостоятельности студентов и проявляется в личном отношении будущих специалистов, а также в успешном приобретении профессионального опыта.

Развитие профессионального потенциала студентов подтверждается применением методов развития высшей педагогической культуры в целом. Так как студенты выступают в качестве полноправных предметов в интерактивном обучении, то целесообразно наилучшим образом использовать техники импровизации как методики, способствующей созданию творческой педагогической среды. Интерактивное обучение синтезирует набор методов, методов и подходов, направленных на модернизацию учебного процесса, а их использование сопоставляется с определенными требованиями:

- организация интерактивного обучения и контроль его качества и результатов заключается в учете потребностей, интересов и специфические особенности; Сотрудничество между студентами и педагогами должно осуществляться на всех этапах интерактивного процесса изучения;

- необходимость создать условия для приобретения студентами необходимых профессиональных компетенций, раскрытия их активности, инициативы и творчества;

- приближение процесса интерактивного обучения к профессиональной деятельности будущих педагогов;

- ориентация студентов на активное применение интерактивных методов обучения в своей будущей педагогической деятельности; Процесс подготовки будущих специалистов заключается в том, чтобы обеспечить их профессиональными компетенциями и особенно навыками саморазвития [8].

Интерактивные методы и технологии обучения помогают созданию творческой педагогической среды. Они помогают студентам приобрести теоретические знания и практический опыт, а также сформировать критическое мышление студентов.

Интерактивные учебные ситуации должны быть организованы таким образом, чтобы помимо приобретения новых знаний учащиеся получали конкретное представление о педагогических технологиях, которые помогают решать возникающие проблемы. Обучение в условиях сотрудничества дает возможность студентам сформировать собственные идеи и подходы к решению каких-либо задач.

Методы, используемые в совместной работе: «лицом к лицу», «работа в парах», «работа в малых группах», «аквариум»

Интерактивные игры: «ролевые игры», «постановка», «судебное заседание» и др.

Творческая педагогическая среда

Сформированное индивидуально-творческое мышление студентов

Технологии развития творческого потенциала студентов

Во фронтальных видах работы используются такие формы, как «микрофон»,

«мозговой штурм» и «фрагмент предложения»

Рис. 1. Технологии развития творческого потенциала студентов

Инновационные процессы, направленные на развитие творческого потенциала студентов в современных российских условиях, позволят достичь желаемых результатов и целей, а также подготовить талантливого специалиста в любой сфере деятельности.

Библиографический список

Таким образом, используя вышеупомянутые интерактивные методы обучения и технологии, преподаватели вузов имеют возможность развивать творческий потенциал студентов с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000.

2. Рындак В.Г Творчество. Краткий педагогический словарь: учебно-методическое пособие. Москва: Педагогический вестник, 2001.

3. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). Москва: Педагогический вестник, 1998.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Издательство «Просвещение», 2014.

5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. Санкт-Петербург, 2005.

6. Деркач А.А. Акмеологический словарь. Москва: РАГС, 2005.

7. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 2001.

8. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: монография. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ун-та, 2000.

References

1. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury: 'enciklopedicheskij slovar'pedagoga. Ekaterinburg, 2000.

2. Ryndak V.G. Tvorchestvo. Kratkijpedagogicheskijslovar': uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Pedagogicheskij vestnik, 2001.

3. Ryndak V.G., Mescheryakova L.V. Teoreticheskieosnovyrazvitiya tvorcheskogopotenciala uchitelya (vprocesse osvoeniya pedagogicheskih innovacij). Moskva: Pedagogicheskij vestnik, 1998.

4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Izdatel'stvo «Prosveschenie», 2014.

5. Darinskaya L.A. Tvorcheskijpotencial uchaschihsya: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Sankt-Peterburg, 2005.

6. Derkach A.A. Akmeologicheskij slovar'. Moskva: RAGS, 2005.

7. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 2001.

8. Sannikova A.I. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti v obrazovatel'nom processe: monografiya. Perm': Izd-vo Permskogo gos. ped. un-ta, 2000.

Статья поступила в редакцию 12.06.19

УДК 378

Korotaeva I.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Aerospace Foreign Languages Department I-11, Institute of Foreign Languages, Moscow Aviation

Institute (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A NON-LINGUISTIC INSTITUTION FOR HIGHER LEARNING. The paper deals with a problem of improving quality of engineering education in the context of the development of intercultural and linguistic competences in foreign language teaching. The article describes the experience of using interactive technologies in English language classes at Moscow Aviation Institute (National Research University). The author analyzes the main advantages and disadvantages of using multimedia technologies in the educational environment. The article presents the key stages of the introduction of information tools in the foreign language curriculum. Introduction to the process of learning a foreign language interactive technology allows making it more exciting, diverse and efficient, thereby increasing the motivation of students. This is especially important for students of technical universities which are focused on engineering and are not always aware of the need for learning a foreign language.

Key words: information technologies, multimedia technologies, e-learning, educational environment, language competence, computerization.

И.Э. Коротаева, канд. филол. наук, доц., каф. И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей», Институт иностранных языков,

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа посвящена проблеме повышения качества инженерно-технического образования в контексте развития межкультурной и языковой компетенций при обучении иностранному языку В статье представлен опыт использования интерактивных технологий на занятиях по английскому языку со студентами инженерных специальностей в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Проанализированы основные достоинства и недостатки применения мультимедиа-технологий в образовательной среде. Представлены ключевые этапы внедрения информационных средств в образовательную программу по иностранному языку

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные технологии, электронное обучение, образовательная среда, языковая компетенция, компьютеризация.

Наступившее тысячелетие принесло человечеству небывалый прорыв в области информатики. Глобальная компьютеризация приняла массовый характер и затронула практически все области повседневной жизни, в том числе и систему образования. Становится очевидным то, что актуальными и перспективными являются только те учебные программы, которые рассчитаны на сознание нового поколения, выросшего в мире информатизации. Большинство современных студентов, особенно студентов инженерных специальностей, легко ориентируются в компьютерных технологиях и проявляют интерес к новейшим разработкам в данной области.

Ещё одной тенденцией, которую можно наблюдать в современном обществе, является усиление межнационального взаимодействия и совместная работа представителей разных стран над техническими проектами. Интернациональное сотрудничество в эпоху глобализации стало неотъемлемой частью научной деятельности. Интернет стал одной из главных причин демократизации общества, устранения существовавших ранее национальных барьеров. Но необходимость свободного общения между выпускниками из разных стран требует высокого уровня знания иностранных языков. В данном случае важную роль способны сыграть новые разработки в компьютерно-технической отрасли

[1, с. 10], благодаря которым классическое обучение иностранным языкам обрело совершенно новые перспективы. Всё это определяет актуальность темы представленной работы.

В настоящее время использование мультимедийных средств рассматривается как перспективное направление в процессе модернизации учебного процесса в вузе. Термин «мультимедиа» понимается как совокупность электронно-технических приборов, совершающих обработку входящих информационных данных и воспроизводящих их в визуальной и звуковой формам. Благодаря мультимедиа появилась возможность общения в реальном времени с передачей видео данных. Это привело к образованию гиперсреды, создавшей особые условия для общения между людьми.

Среди основных тенденций развития высшего образования важную роль играет компьютеризация образования, обусловленная развитием информационных и коммуникационных технологий, изменяющих характер профессиональной деятельности выпускников [1, с. 11].

Серьёзной проблемой, с которой сталкивалось большинство лекторов, работавших с молодёжной аудиторией, являлась пассивность обучающихся, отсутствие инициатив с её стороны. В значительной степени это было связано с тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.