Научная статья на тему 'Формирование профессиональнотворческого потенциала студентов как фактор активизации их лидерских качеств: педагогический аспект'

Формирование профессиональнотворческого потенциала студентов как фактор активизации их лидерских качеств: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACTIVATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / LEADER / LEADERSHIP / CREATIVITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайко А. П., Гердт Н. А.

В данной статье актуализируется проблема исследования лидерства как социально-психологического феномена и личностного качества, востребованного современными условиями общественного развития и целями профессионального образования. Рассмотрены педагогические аспекты формирования творческого потенциала студентов как фактора активизации их лидерских качеств. Представлены методологические подходы, позволившие разработать педагогическую технологию формирования и развития творческого потенциала студентов, особенностью которой является использование методов активного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайко А. П., Гердт Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL IN VOCATIONAL STUDENTS AS A FACTOR TO ENHANCE THEIR LEADERSHIP SKILLS: A CASE OF A PEDAGOGICAL ASPECT

In the work the modern contexts of a problem of leadership as a social and psychological phenomenon are investigated. The authors examine personal qualities which are demanded by modern conditions of social development and the objectives of vocational education. In the paper the pedagogical aspects of the formation of students'' creative potential as a factor to enhance their leadership skills are considered. The main methodological approaches are presented in the work. The authors state that they allow developing pedagogical technology of formation and development of the creative potential among students. The creative potential is treated as a key feature that distinguishes the active learning. The future specialists, who tend to be leaders, begin to express their skills in leadership in educational space, and it means that they possess self-dependent thinking, the ability to obtain information, use their knowledge in practical work, they are able to do prognosis and make non-standard decisions.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональнотворческого потенциала студентов как фактор активизации их лидерских качеств: педагогический аспект»

УДК 378: 151.8

Zayko A.P., Gerdt N.A. FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL IN VOCATIONAL STUDENTS AS A FACTOR TO ENHANCE THEIR LEADERSHIP SKILLS: A CASE OF A PEDAGOGICAL ASPECT. In the work the modern contexts of a problem of leadership as a social and psychological phenomenon are investigated. The authors examine personal qualities which are demanded by modern conditions of social development and the objectives of vocational education. In the paper the pedagogical aspects of the formation of students' creative potential as a factor to enhance their leadership skills are considered. The main methodological approaches are presented in the work. The authors state that they allow developing pedagogical technology of formation and development of the creative potential among students. The creative potential is treated as a key feature that distinguishes the active learning. The future specialists, who tend to be leaders, begin to express their skills in leadership in educational space, and it means that they possess self-dependent thinking, the ability to obtain information, use their knowledge in practical work, they are able to do prognosis and make non-standard decisions.

Key words: activation, socio-psychological phenomenon, leader, leadership, creativity, creativity, professional education.

А.П. Зайко, аспирант каф. прикладной социологии ФГАОУ ВПО «УрФУ им. Б.Н. Ельцина», директор Технологического колледжа сервиса ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]; Н.А. Гердт, аспирант каф. подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ИХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье актуализируется проблема исследования лидерства как социально-психологического феномена и личностного качества, востребованного современными условиями общественного развития и целями профессионального образования. Рассмотрены педагогические аспекты формирования творческого потенциала студентов как фактора активизации их лидерских качеств. Представлены методологические подходы, позволившие разработать педагогическую технологию формирования и развития творческого потенциала студентов, особенностью которой является использование методов активного обучения.

Ключевые слова: активизация, социально-психологический феномен, лидер, лидерство, творчество, творческий потенциал, профессиональное образование.

Быстрый рост экономических и социальных преобразований в России, увеличивающийся объём информации и уровень производственного и общественного развития государства обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки будущих специалистов. Парадигмально качество подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций маркируется не только и не столько наличием у них знаний, профессионально-важных компетенций в области осваиваемой профессии, специальности (это бесспорно), сколько сформированностью личностного потенциала будущего специалиста. Характеризуя личностный потенциал человека и, в первую очередь, работника, многие отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что важнейшими качествами, определяющим личностное ядро являются лидерские качества.

Хотя, до конца XIX - начала XX веков исследования проблемы лидерства носили сугубо дескриптивный характер. Серьезные исследования этой проблемы появились в XX веке. Различные теории и теоретики вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на появление этого феномена. В обобщенном виде можно выделить несколько групп теорий лидерства. Теории «героев» (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.), «теории черт» (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, С.Е. Килбоурн, О. Тэд и др.), «теории среды» (Е.С. Богардус, А.Дж. Мэрфи, Х.С. Персон, В.Е. Хоккинг, Дж. Шней-дер, и др.), личностно ситуационные теории (С. М. Казе, С.В. Миллз, Р.М. Стогдил, С.М. Шартл и др.), теории взаимодействия-ожидания (Б.Т. Басе, Р. Стогдилл, Р.Л. Хау, Дж.К. Хемфилд, Дж.С. Хоманс Ф.Е. Фидлер), «гуманистические» теории (Р.Р. Блайк, Д. МакГрегор, Р. Ликерт, Дж.С. Моутон и др.), теории обмена (Дж.С. Марч, Х.Х. Келли, Х.А. Саймон Дж.С. Хоманс, и др.), мотивационные теории (А.М. Маслоу, В.Ф. Стоун) и т.д.

Большинство из названных теорий рассматривали феномен лидерства с позиций характеристики его носителя (лидера), приписывая ему те или иные черты, социальные качества, статус и роли. Анализ работ зарубежных и отечественных авторов, по-

зволяет в обобщенном виде сформулировать понятие «лидер» как - это некий индивид в социальной структуре (системе, группе), наделенный определенными полномочиями и статусом, демонстрирующий приемлемые для данной структуры (системы, группы) социально-психологические качества, обладающий определенными ценностными ориентациями, позволяющими ему управлять другими индивидами, эффективно влиять на них и продуктивно взаимодействовать с ними.

Значительное внимание изучению проблем лидерства сегодня уделяется в таких отраслях знания как социология, социальная психология, культурология, менеджмент, педагогика и др.

Педагогический аспект анализа проблемы лидерства заключается в том, что педагогика как отрасль знания не создает теории лидерства, но работая на стыке с другими науками и используя, имеющиеся в рамках других наук теории, должна ответить на ряд вопросов: как сформировать лидерские качества субъектам образовательного процесса; какие для этого необходимы условия; как использовать лидерские качества обучающихся для их творческого, профессионального и т.д. развития и саморазвития; какие адекватные средства необходимо использовать в процессе формирования. В этом суть актуальности исследования проблемы лидерства с позиций педагогики. Актуальность просматривается еще и в том, что в практике образования на уровне субъективного отсутствуют мотивы решать проблемы лидерства, хотя необходимость их решения декларируется и самой жизнью, и нормативными документами (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС и др.)

Исследований по проблеме лидерства в педагогической науке не много. Они носят дискретный характер. Поэтому противоречие между необходимостью глубокого анализа проблемы лидерства с позиции педагогики, с одной стороны, и неразработанностью методологических и методико-процедурных основ формирования лидерских качеств студентов в условиях профессиональной образовательной организации вызвало к жизни данное исследование.

В педагогических исследованиях лидерство как явление, как феномен рассматривается в связке с другими терминами

как их характеристику. Отдельно ни семантически, ни структурно, ни содержательно данное понятие не изучается. Однако в работах отдельных авторов (Е.А. Гнатышина, РЛ. Кричевский, Е.М. Дубовская и др.) рассматриваются технологии формирования и развития профессионально-творческих компетенций и лидерских качеств будущих специалистов.

В монографическом исследовании «Компетентностно ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения в условиях регионализации образования» Е.А. Гна-тышина, характеризуя необходимость развития лидерских качеств, отмечает, что базой для формирования и развития профессионально-креативных, лидерских компетенций студентов является проектировочная деятельность, которая выступает в качестве преобразующей деятельности в условиях СПО [1]. Таким образом, данный автор сосредотачивает свое и наше внимание на средствах и технологиях формирования и развития лидерства, но задачами ее исследования не предусмотрен анализ самого понятия лидерства. Вместе с тем, предложенные автором технологии формирования лидерских качеств студентов, имеют большую значимость для исследования проблемы лидерства.

Еще один пример. Р.Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, исследуя малые группы и взаимоотношения в них, значительное внимание уделяют роли лидера. Конкретизируя взаимоотношения в педагогическом процессе, названные авторы утверждает, что преподавателю как лидеру традиционно отводится центральное положение, благодаря чему преподаватель передает лидерские качества обучающимся [2].

И.Н. Бригинец доказывает, что развитие лидерских качеств в значительной степени зависит от единства учебной и внеучеб-ной деятельности, обеспечивающей целостность процесса развития лидерских качеств [3].

Ранее уже указывалось, что в педагогической науке лидерство рассматривается в совокупности с другими категориями, являясь их дескриптором. Чаще всего оно представляется в связке с понятиями «творчество», «творческая активность и др.». Развитию творческой активности и самостоятельности личности посвящены работы М.А. Галагузовой, О.М. Дьяченко. С.Е. Матушкина, Н.А. Томина, А.Н. Тубельского. Педагогические идеи развития творческих способностей многоаспектно исследовались в работах Т.В. Абрамовой, А.Я. Найна, Н.А. Пахтусовой, С.Н. Серикова, Н.В. Увариной, Н.О. Яковлевой и др.

Один из значимых аспектов исследования проблемы креативности рассмотрен в работах Н.В. Увариной. Автором анализируется структура творческого потенциала человека, механизм его реализации, а также характеризуется соотношение процессов творчества и самоактуализации личности.

Н.В. Уварина в творческий потенциал включает комплекс творческих способностей (дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость; воображение; самостоятельность; мотивация различных этапов творчества), поясняя, что они находятся в отношении «потенциальное». Процесс перехода потенциального в актуальное в продуктивной деятельности реализуется через развитие творческих способностей. Для процесса актуализации необходимо сочетание, как внутренних усилий личности, так и воздействия внешней среды. Для осуществления самоактуализации внешнее воздействие не является значимым, а решающую роль играет осуществление человеком своей «самости», самого себя.

Таким образом, заключает автор, «...именно в процессе продуктивной деятельности реализуются и развиваются творческие способности, то есть совершается процесс перехода потенциального состояния в актуальное. Данный переход креативно-потенциального в актуальное является механизмом, движущей силой, а значит фактором самоактуализации личности ... » [4]. Позиция Н.В. Увариной достаточно продуктивна для изучения проблемы формирования лидерских качеств обучающихся. Ибо процессы самореализации и самоактуализации личности не могут в полной мере реализоваться, если у личности не сформированы лидерские и творческие качества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо лидерство и творческий потенциал рассматривать в их тесном сопряжении.

Близка к взглядам Н.В. Увариной позиция Н.А. Пахтусовой, которая творческий потенциал личности рассматривает как фактор, содействующий социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов. В свою очередь адаптивность и адаптационные способности человека являются основой для самоактуализации и развития его лидерских качеств [5].

Таким образом, исследование проблемы лидерства и сопряженной с ней проблемы креативности в ракурсе педагогики позволяет создать методологическую основу для проектирования, использования и развития педагогических технологий, содействующих формированию творческого и лидерского потенциала студентов как будущих специалистов, способных развивать экономику, культуру российского общества.

Становление будущих специалистов-лидеров происходит в образовательном пространстве, которое должно обеспечивать формирование у студентов самостоятельного мышления, умения извлекать информацию, органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, выстраивать прогнозы, принимать нестандартные решения, генерируя при этом новые идеи.

Сформированность лидерских качеств у обучающихся помогает им быстро адаптироваться в новых познавательных ситуациях, синтезировать информацию, дополняя её недостающей и является неотъемлемой частью творческой деятельности, как высшей формы активности и самостоятельной деятельности человека, направленной на создание новых ценностей.

В пределах одной студенческой группы всегда можно выделить студентов, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, профориетационных и других мероприятий. Несомненно, у таких студентов априорно имеются некоторые лидерские способности. Но основная задача педагогики заключается не только в выявлении лидеров в студенческой группе, но и в организации такой профессионально-творческой среды, которая позволит каждому студенту самореализоваться как лидеру. А это возможно, на наш взгляд, только в креативной ситуации, в условиях творческой деятельности.

Обобщив материалы ряда исследований, можно отметить, что процесс активизации лидерских качеств студентов через формирование профессионально-творческого потенциала рассматривается учеными как условие, призванное обеспечить эффективность образовательного процесса, направленного на развитие личности его участников (педагогов и воспитанников). Это, несомненно, способствует решению задач, поставленных обществом перед образованием как социальным институтом, который должен помочь каждому студенту в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. При этом ключевыми характеристиками формирования лидера-организатора выступают личностные ориентации педагога, основанные на принятии каждого студента как неповторимой индивидуальности, имеющей собственные интересы, потребности, взгляды, личностные ценности и стремящейся к реализации права выбора, пути саморазвития и самоопределения.

С целью моделирования учебно-воспитательной среды, содействующей формированию и развитию способностей студентов к творчеству и лидерству необходимо, как ранее мы уже указывали, определить методологические подходы создания такой среды, а также педагогические технологии, адекватные поставленной цели. Нами использован ряд подходов - аксиологический, компетентностный, системно-деятельностный, синер-гетический.

Аксиологический подход позволил нам выделить иерархию ценностей (общечеловеческих, институциональных, личностных), являющихся основой для решения проблемы творчества и лидерства в образовательном процессе профессиональной образовательной организации. При этом значительное внимание уделялось процессу интериоризации выделенных ценностей всеми субъектами образовательного пространства (управленческим персоналом, педагогами, студентами).

Компетентностный подход стал основой для моделирования профессиограмм специалистов, подготавливаемых в Технологическом колледже ЮУрГУ. Известно, что любая профессио-грамма строится с ориентацией на требования ФГОС, а также профессиональные стандарты, определяющиеся рынком труда. Вместе с тем, современная социодинамика в России (уровень общественного, культурного и экономического развития) задает новые императивы, характеризующие инновационный потенциал, поддерживающий и опережающий социальную динамику. Для этого требуются кадры новой генерации. Поэтому одним из важных компонентов каждой профессиограммы, разрабатываемой и реализуемой нами в условиях профессиональной образовательной организации, является набор компетенций, характеризующих творческие и лидерские качества студентов.

Системно-деятельностный подход позволяет нам выстраивать учебную и воспитательную работу в их единстве. Отсюда педагогический процесс представляет собой конкретную педагогическую систему, системообразующим элементом которой являются цели и задачи, направленные на подготовку профессионала-лидера, обладающего креативными способностями. В данной системе выделены конкретные виды деятельности и технологии их реализации, содействующие формированию и развитию лидерских и творческих качеств студентов. Особое внимание уделяется технологиям коучмента и тьюторства.

Синергетический подход позволяет нам рассматривать педагогическую систему как сложное, нелинейное явление, способное и готовое к саморазвитию. Отсюда педагогический процесс ориентирован на учет и реализацию как общественно значимых требований, так и на потребности и интересы каждого субъекта образовательной среды колледжа. В качестве технологий, позволяющих реализовать синергетический подход, нами используются рефлексивные технологии (деловые и ролевые игры, тренинги, социальные акции и проекты, конкурсы, выставки авторских работ и др.). Данные технологии позволяют нам не только развивать творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал будущих специалистов, но и предупреждать условия хаотичности в работе.

Обобщая вышеизложенное, следует констатировать:

• Проблема подготовки профессионала-лидера, обладающего творческим, инновационным потенциалом в современных условиях социальной динамики в России является архиважной

Библиографический список

и чрезвычайно сложной. Решение данной проблемы требует глубокого анализа теоретических, методологических источников и разработки конкретных технологий, позволяющих ее решить.

• Серьезные исследования в области лидерства появились в ХХ веке в лоне таких отраслей знания как социология, социальная психология, менеджмент и др. Исследований по проблеме лидерства в педагогической науке не много. В педагогических исследованиях лидерство как явление, как феномен рассматривается в связке с другими терминами, характеризующими личность. В большинстве случаев лидерство как свойство личности рассматривается в тендеме с такими концептами как творчество, творческие способности, инновационный потенциал и др.

• Формирование профессионально-творческого потенциала студентов как фактора активизации их лидерских качеств требует выбора и построения методологической основы и определения конкретных технологий, содействующих данному процессу. В качестве методологической основы для формирования и развития творческого потенциала студентов и их лидерских качеств в условиях профессиональной образовательной организации «Технологический колледж ЮУрГУ» нами определены аксиологический, компетентностный, системно-деятельностный и синергетический подходы.

• Технологиями, позволяющими реализовать цели формирования творческого потенциала студентов и развития их лидерских качеств, являются коучмент, тьюторство, рефлексивные технологии.

1. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения в условиях регионализации образования. - Екатеринбург, 2008.

2. Кричевский, РЛ. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М., 2001.

3. Бригинец, И.Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

4. Уварина, Н.В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - № 16(71). - Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура.

5. Пахтусова, Н.А. Актуализация творческого потенциала студентов как условие их социально-психологической адаптации // Социальная безопасность учащейся молодежи: проблемы и технологии обеспечения: материалы Международной научно-практич. конф.; отв. ред. П.А. Кисляков. - Шуя, 2009.

Bibliography

1. Gnatihshina, E.A. Kompetentnostno orientirovannaya podgotovka pedagogov professionaljnogo obucheniya v usloviyakh regionalizacii obrazovaniya. - Ekaterinburg, 2008.

2. Krichevskiyj, R.L. Socialjnaya psikhologiya maloyj gruppih / R.L. Krichevskiyj, E.M. Dubovskaya. - M., 2001.

3. Briginec, I.N. Razvitie liderskikh kachestv studentov turistskogo vuza vo vneuchebnoyj deyateljnosti : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

4. Uvarina, N.V. K voprosu o proyavlenii fenomena tvorchestva v processe samoaktualizacii lichnosti // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006. - № 16(71). - Ser.: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kuljtura.

5. Pakhtusova, N.A. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala studentov kak uslovie ikh socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Socialjnaya bezopasnostj uchatheyjsya molodezhi: problemih i tekhnologii obespecheniya: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.; otv. red. P.A. Kislyakov. - Shuya, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.11.14

УДК 37.02

Techinova A.M. USING GRAPHIC ORGANIZERS IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS' RECEPTIVE AND PRODUCTIVE SKILLS (BASED ON THE STUDENTS OF TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGES). In this article there is a theoretical review of using graphic organizers in the development of the students' receptive (listening, reading) and productive (speaking, writing) skills. These skills are used to enhance the results in education among students, who get a bachelor's degree in "Pedagogic Education" with a profile of "A Foreign Language". The problem of the investigation and the use of visual materials appeared as a result of the author's search for the most effective ways in teaching a foreign language, when active and interactive forms of classroom teaching are used, and that refer to the basic part of the educational process according to the Federal State Educational Standards in the Higher Education. Graphic organizers are among the most popular, widely used and effective pedagogical tools for teaching and learning foreign languages. The aim of this paper's research project is to summarize the theoretical foundation of graphic organizers and their classification in Russian and International scientific literature in teaching English as a foreign language.

Key words: graphic organizers, types of graphic organizers, receptive and productive skills, bachelor.

А.М. Течинова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка ФГБОУ ВПО Тувинский гос. университет, г. Кызыл, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.