Научная статья на тему 'Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык»'

Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ТИПЫ ТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / БАКАЛАВР / GRAPHIC ORGANIZERS / TYPES OF GRAPHIC ORGANIZERS / RECEPTIVE AND PRODUCTIVE SKILLS / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течинова А. М.

В статье выявляется актуальность использования графической наглядности в развитии перцептивных (аудирование и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) иноязычных речевых умений для повышения результативности образовательной деятельности у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык». Потребность в изучении и использовании графической наглядности возникла в результате поиска эффективных средств обучения в активных и интерактивных формах занятий, которые являются составной частью образовательного процесса согласно ФГОС ВПО. Графическая наглядность является одним из широко используемых и эффективных дидактических средств в обучении иностранному языку. Целью статьи является изучение теоретических основ графической наглядности в отечественной и зарубежной научной методической литературе. Для достижения поставленной цели в данной статье автор прослеживает становление понятия графической наглядности, изучает его классификацию и рассматривает взгляды предшественников по исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной методической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Течинова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING GRAPHIC ORGANIZERS IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS’ RECEPTIVE AND PRODUCTIVE SKILLS (BASED ON THE STUDENTS OF TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGES)

In this article there is a theoretical review of using graphic organizers in the development of the students'' receptive (listening, reading) and productive (speaking, writing) skills. These skills are used to enhance the results in education among students, who get a bachelor''s degree in “Pedagogic Education” with a profile of “A Foreign Language”. The problem of the investigation and the use of visual materials appeared as a result of the author''s search for the most effective ways in teaching a foreign language, when active and interactive forms of classroom teaching are used, and that refer to the basic part of the educational process according to the Federal State Educational Standards in the Higher Education. Graphic organizers are among the most popular, widely used and effective pedagogical tools for teaching and learning foreign languages. The aim of this paper''s research project is to summarize the theoretical foundation of graphic organizers and their classification in Russian and International scientific literature in teaching English as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык»»

Системно-деятельностный подход позволяет нам выстраивать учебную и воспитательную работу в их единстве. Отсюда педагогический процесс представляет собой конкретную педагогическую систему, системообразующим элементом которой являются цели и задачи, направленные на подготовку профессионала-лидера, обладающего креативными способностями. В данной системе выделены конкретные виды деятельности и технологии их реализации, содействующие формированию и развитию лидерских и творческих качеств студентов. Особое внимание уделяется технологиям коучмента и тьюторства.

Синергетический подход позволяет нам рассматривать педагогическую систему как сложное, нелинейное явление, способное и готовое к саморазвитию. Отсюда педагогический процесс ориентирован на учет и реализацию как общественно значимых требований, так и на потребности и интересы каждого субъекта образовательной среды колледжа. В качестве технологий, позволяющих реализовать синергетический подход, нами используются рефлексивные технологии (деловые и ролевые игры, тренинги, социальные акции и проекты, конкурсы, выставки авторских работ и др.). Данные технологии позволяют нам не только развивать творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал будущих специалистов, но и предупреждать условия хаотичности в работе.

Обобщая вышеизложенное, следует констатировать:

• Проблема подготовки профессионала-лидера, обладающего творческим, инновационным потенциалом в современных условиях социальной динамики в России является архиважной

Библиографический список

и чрезвычайно сложной. Решение данной проблемы требует глубокого анализа теоретических, методологических источников и разработки конкретных технологий, позволяющих ее решить.

• Серьезные исследования в области лидерства появились в ХХ веке в лоне таких отраслей знания как социология, социальная психология, менеджмент и др. Исследований по проблеме лидерства в педагогической науке не много. В педагогических исследованиях лидерство как явление, как феномен рассматривается в связке с другими терминами, характеризующими личность. В большинстве случаев лидерство как свойство личности рассматривается в тендеме с такими концептами как творчество, творческие способности, инновационный потенциал и др.

• Формирование профессионально-творческого потенциала студентов как фактора активизации их лидерских качеств требует выбора и построения методологической основы и определения конкретных технологий, содействующих данному процессу. В качестве методологической основы для формирования и развития творческого потенциала студентов и их лидерских качеств в условиях профессиональной образовательной организации «Технологический колледж ЮУрГУ» нами определены аксиологический, компетентностный, системно-деятельностный и синергетический подходы.

• Технологиями, позволяющими реализовать цели формирования творческого потенциала студентов и развития их лидерских качеств, являются коучмент, тьюторство, рефлексивные технологии.

1. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения в условиях регионализации образования. - Екатеринбург, 2008.

2. Кричевский, РЛ. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М., 2001.

3. Бригинец, И.Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

4. Уварина, Н.В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - № 16(71). - Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура.

5. Пахтусова, Н.А. Актуализация творческого потенциала студентов как условие их социально-психологической адаптации // Социальная безопасность учащейся молодежи: проблемы и технологии обеспечения: материалы Международной научно-практич. конф.; отв. ред. П.А. Кисляков. - Шуя, 2009.

Bibliography

1. Gnatihshina, E.A. Kompetentnostno orientirovannaya podgotovka pedagogov professionaljnogo obucheniya v usloviyakh regionalizacii obrazovaniya. - Ekaterinburg, 2008.

2. Krichevskiyj, R.L. Socialjnaya psikhologiya maloyj gruppih / R.L. Krichevskiyj, E.M. Dubovskaya. - M., 2001.

3. Briginec, I.N. Razvitie liderskikh kachestv studentov turistskogo vuza vo vneuchebnoyj deyateljnosti : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

4. Uvarina, N.V. K voprosu o proyavlenii fenomena tvorchestva v processe samoaktualizacii lichnosti // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006. - № 16(71). - Ser.: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kuljtura.

5. Pakhtusova, N.A. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala studentov kak uslovie ikh socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Socialjnaya bezopasnostj uchatheyjsya molodezhi: problemih i tekhnologii obespecheniya: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.; otv. red. P.A. Kislyakov. - Shuya, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.11.14

УДК 37.02

Techinova A.M. USING GRAPHIC ORGANIZERS IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS' RECEPTIVE AND PRODUCTIVE SKILLS (BASED ON THE STUDENTS OF TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGES). In this article there is a theoretical review of using graphic organizers in the development of the students' receptive (listening, reading) and productive (speaking, writing) skills. These skills are used to enhance the results in education among students, who get a bachelor's degree in "Pedagogic Education" with a profile of "A Foreign Language". The problem of the investigation and the use of visual materials appeared as a result of the author's search for the most effective ways in teaching a foreign language, when active and interactive forms of classroom teaching are used, and that refer to the basic part of the educational process according to the Federal State Educational Standards in the Higher Education. Graphic organizers are among the most popular, widely used and effective pedagogical tools for teaching and learning foreign languages. The aim of this paper's research project is to summarize the theoretical foundation of graphic organizers and their classification in Russian and International scientific literature in teaching English as a foreign language.

Key words: graphic organizers, types of graphic organizers, receptive and productive skills, bachelor.

А.М. Течинова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка ФГБОУ ВПО Тувинский гос. университет, г. Кызыл, Е-mail: myboxtuva@list.ru

использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «педагогическое образование» профиль «иностранный язык»

В статье выявляется актуальность использования графической наглядности в развитии перцептивных (аудирование и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) иноязычных речевых умений для повышения результативности образовательной деятельности у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык». Потребность в изучении и использовании графической наглядности возникла в результате поиска эффективных средств обучения в активных и интерактивных формах занятий, которые являются составной частью образовательного процесса согласно ФГОС ВПО. Графическая наглядность является одним из широко используемых и эффективных дидактических средств в обучении иностранному языку. Целью статьи является изучение теоретических основ графической наглядности в отечественной и зарубежной научной методической литературе. Для достижения поставленной цели в данной статье автор прослеживает становление понятия графической наглядности, изучает его классификацию и рассматривает взгляды предшественников по исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной методической литературе.

Ключевые слова: графическая наглядность, типы графической наглядности, перцептивные и продуктивные речевые умения,бакалавр.

В соответствии с ФГОС ВПО в Тувинском государственном университете проведение занятий в активной и интерактивной формах является составной частью образовательного процесса. В связи с этим, у преподавателей возникла необходимость в поиске необходимых средств обучения для повышения результативности образовательной деятельности у бакалавров. Одним из эффективных и широко употребляемых педагогических средств в обучении иностранным языкам является графическая наглядность. Графическое представление учебной информации для формирования, совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции является не новым в методике обучения иностранным языкам в целом. В зарубежной методике обучения иностранным языкам графическая наглядность широко применяется и исследована с точки зрения их эффективности в повышении результатов обучения видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо) для разных категорий обучающихся и студентов. В отечественной методике обучения иностранным языкам практической стороне использования графической наглядности в формировании и развитии коммуникативной компетенции уделено мало внимания. Роль и эффективность использования графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров в обучении английскому языку как иностранному в условиях Республики Тыва еще не изучена и требует специального педагогического исследования в системе бакалавриата Тувинского государственного университета. Между тем, в рамках данной работы мы изучаем и анализируем теоретические основы графической наглядности в научной методической литературе. Следовательно, целью нашей работы является изучение теоретических основ графической наглядности в отечественной и зарубежной научной методической литературе. Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи: определить понятие графической наглядности в отечественной и зарубежной методической литературе, классификацию типов графической наглядности и их эффективность в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений.

Из всех доступных нам источников мы предполагаем, что в отечественной методической литературе понятие «графическая наглядность» начал применятся еще в 1970 г. Гадалиной И.И. в преподавании русского языка как иностранного [1]. Работы Гадалиной И.И. посвящены использованию графической наглядности при формировании навыков говорения в обучении русскому языку как иностранному.

Позже в конце 1990-х годов Гогун Е.А. изучает эффективность графической наглядности в обучении русскому языку в начальных классах. В своей работе Гогун Е.А. под графической наглядностью подразумевает обобщающую, систематизирующую наглядность, обозначающую существенные признаки понятия в графической форме (таблицы, схемы, условные обозначения, использование цвета и особого шрифта) [2; 3].

Согласно исследованиям академика Л.В. Щербы, изобразительные и графические средства наглядности являются составными элементами учебных материалов, и играют существенную роль в мыслительной деятельности учащихся [3, с.175].

Е.А. Шалыгина, а рамках диссертационного исследования, под графической наглядностью понимает систему способов предъявления в чувственной форме информации об объектах, явлениях и процессах, при которых они представляются как нечто целое в совокупности их существенных связей и свойств через зрительное восприятие [4, с. 25].

В новом словаре методических терминов и понятий графическая наглядность определяется как «вид зрительной наглядности, отражающий явления языка и окружающей действительности в графической форме - в виде таблицы и схемы» [5, с. 34].

Мясникова Е.А. в методических рекомендациях по использованию опор в изучении английского языка применяет понятие «графические организаторы» для работы над лексикой английского языка - ассоциаграмма, кластерная модель, модель дерева, матрица, диаграмма и т.д. [6, с 11-12]. В этом случае мы считаем, что Мясниковой Е.А. было использовано калькирование при переводе данного понятия.

В зарубежной методической литературе термин «Graphic Organizers» впервые был использован в 1969 году Ричардом Бар-роном [7].

В зарубежной методической литературе графическая наглядность определяется как: 1) визуальный и графический показ, который изображает отношения между фактами, условиями и идеями в пределах задачи изучения [8, с. 45]; 2) графическое представление информации, структуры и ключевых концептуальных отношений, используя визуальные схемы или карты. Они включают линии, стрелки, текстовые окна, картинки и другие визуальные описания [9, с. 55].

В отечественной научной литературе предлагается следующая классификация графической наглядности:

1. образно-художественная (карта, картина, рисунок, фотографика, видеофрагменты, макеты, компьютерная графика);

2. научно-исследовательская (график, диаграмма, схема, таблица, формула, шкала, опорный конспект) [4, с. 46].

В свою очередь, зарубежными методистами выделена следующая классификация графической наглядности [10, с. 89]:

В следующей классификации по Д. Алверману существует лишь несколько типов графической наглядности:

1. Organizational outline

2. Idea web

3. Cyclical

4. Venn diagram

5. Overlapping concepts

6. Cause-effect

7. Timeline [11, с. 208].

Таким образом, графическая наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, в зависимости от уровня образовательной и познавательной деятельности студентов можно выбрать тот или иной вид графической наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному развитию коммуникативной комптенцтии у бакалавров.

В развитии перцептивных речевых умений графическая наглядность улучшает понимание прочитанного или услышанного (см. Mastropieri, M. A.; Scruggs, T. E., & Graetz, J. E., 2003), и улучшает аспекты осмысления прочитанного или услышанно-

Descriptive or Thematic Map

Network tree

Spider Map

Problem and Solution Map

Sequential Episodic Map

Comparative and Contrastive Map

Compare-Contrast Matrix

Continuum Scale

Series of Events Chain or Flow Chart

Cycle

Рис. 1. Классификация графической наглядности

го (см. DiCecco, V. M., & Gleason, M. M. (2002). Swanson et al., 1987).

В развитии продуктивных речевых умений графическая наглядность используется в качестве инструментов планирования, содержащие подсказки для постановки задач, обсуждения и организации идей, которые могут улучшить письменную и устную речь (см. Troia & Graham, 2002).

На основе изученного, под графической наглядностью мы понимаем визуальные и графические средства представления отношения между фактами, терминами, идеями с использованием схем, диаграмм, карт, таблиц и т.д. в учебном процессе. Графическая наглядность дает возможность наблюдать за объектами, процессами и явлениями, заставлять работать большее число органов восприятия, оказывает определенное эмоциональное воздействие на обучающихся. В этом случае восприятие и понимание учебного материала у обучающихся достигается гораздо легче и быстрее. Происходит сознательное усвоение

Библиографический список

знаний и формирование и развитие речевых умений в процессе обучения, а сам процесс обучения становится более доступным.

Графическую наглядность можно использовать со студентами разных уровней знания английского языка: при объяснении нового материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний и речевых умений, а также во внеаудиторной, самостоятельной и кружковой работе со студентами. Содержание графической наглядности должно соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Графическая наглядность не только активизирует развитие рецептивных и продуктивных речевых умений у студента, но и повышает продуктивность образовательной и научно-исследовательской деятельности студента-бакалавра.

1. Гадалина, И.И. Графическая наглядность (таблицы, схемы) при формировании навыков говорения на начальном этапе // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного: тезисы научно-методич. конф. кафедры русского языка. - М., 1970.

2. Гогун, Е.А. Графическая наглядность как средство формирования у младших школьников грамматических знаний: на материале темы «Глагол»: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.

3. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе, общие вопросы методики. - М., 2002.

4. Шалыгина, Е.А. графическая наглядность как средство развития познавательного интереса подростков: дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2008.

5. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М., 2009.

6. Мясникова, Е.А. Применение опор при изучении английского языка: методические рекомендации для учителей английского языка и студентов специальности 050303 Иностранный язык. - Челябинск, 2012 [Э/р] - Р/д: http://chpkol.ru/wp-content/uploads/ Применение-опор-при-изучении-английского-языка.doc

7. Barron, R. (1969). The use of vocabulary as an advance organizer. In H. L. Herber, & P. L. Sanders (Eds.), Research in reading in content areas: First year report (pp. 29-39). Syracuse, NY: Syracuse University, Reading and Language Arts Center.

8. Moore, D. W., & Readence, J. E. (1984). A quantitative and qualitative review of graphic organizer research. Journal of Educational Research, 78(1), 11-17.

9. Kim, A., Vaughn, S., Wanzek, J., & Wei, S. (2004). Graphic organizers and their effect on the reading comprehension of students with LD: A synthesis of research. Journal of Learning Disabilities, 37(2), 105-118.

10. Cary Jensen, Loy Anderson, (1992). Harvard graphics 3: the complete reference. Osborne McGraw - Hill.

11. Alvermann, D. E. (1981). The compensatory effect of graphic organizers on text structure. ERIC Document Reproduction Service, ED. 208 019..

12. DiCecco, V. M., & Gleason, M. M. (2002). Using graphic organizers to attain relational knowledge from expository text. Journal of Learning Disabilities, 35, 306-320. doi:10.1177/00222194020350040201

13. Mastropieri, M.A.; Scruggs, T. E., & Graetz, J. E. (2003). Reading comprehension instruction for secondary students: Challenges for students and teachers. Learning Disability Quarterly, 26(2), 103-117.

14. Swanson, H. L., Kozleski, E., & Stegink, P. (1987). Disabled readers' processing of prose: Do any processes change because of intervention? Psychology in the Schools, 24(4), 378-384.

15. Troia, G. A., and Graham, S. (2002). The effectiveness of a highly explicit, teacher-directed strategy instruction routine. Journal of Learning Disabilities, 35(4), 290-305.

Bibliography

1. Gadalina, I.I. Graficheskaya naglyadnostj (tablicih, skhemih) pri formirovanii navihkov govoreniya na nachaljnom ehtape // Aktualjnihe problemih prepodavaniya russkogo yazihka kak inostrannogo: tezisih nauchno-metodich. konf. kafedrih russkogo yazihka. - M., 1970.

2. Gogun, E.A. Graficheskaya naglyadnostj kak sredstvo formirovaniya u mladshikh shkoljnikov grammaticheskikh znaniyj: na materiale temih «Glagol»: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 1999.

3. Therba, L.V. Prepodavanie yazihkov v shkole, obthie voprosih metodiki. - M., 2002.

4. Shalihgina, E.A. graficheskaya naglyadnostj kak sredstvo razvitiya poznavateljnogo interesa podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2008.

5. Azimov, Eh.G. Novihyj slovarj metodicheskikh terminov i ponyatiyj (teoriya i praktika obucheniya yazihkam) / Eh.G. Azimov, A.N. Thukin. - M., 2009.

6. Myasnikova, E.A. Primenenie opor pri izuchenii angliyjskogo yazihka: metodicheskie rekomendacii dlya uchiteleyj angliyjskogo yazihka i studentov specialjnosti 050303 Inostrannihyj yazihk. - Chelyabinsk, 2012 [Eh/r] - R/d: http://chpkol.ru/wp-content/uploads/Primenenie-opor-pri-izuchenii-angliyjskogo-yazihka.doc

7. Barron, R. (1969). The use of vocabulary as an advance organizer. In H. L. Herber, & P. L. Sanders (Eds.), Research in reading in content areas: First year report (pp. 29-39). Syracuse, NY: Syracuse University, Reading and Language Arts Center.

8. Moore, D. W., & Readence, J. E. (1984). A quantitative and qualitative review of graphic organizer research. Journal of Educational Research, 78(1), 11-17.

9. Kim, A., Vaughn, S., Wanzek, J., & Wei, S. (2004). Graphic organizers and their effect on the reading comprehension of students with LD: A synthesis of research. Journal of Learning Disabilities, 37(2), 105-118.

10. Cary Jensen, Loy Anderson, (1992). Harvard graphics 3: the complete reference. Osborne McGraw - Hill.

11. Alvermann, D. E. (1981). The compensatory effect of graphic organizers on text structure. ERIC Document Reproduction Service, ED. 208 019..

12. DiCecco, V. M., & Gleason, M. M. (2002). Using graphic organizers to attain relational knowledge from expository text. Journal of Learning Disabilities, 35, 306-320. doi:10.1177/00222194020350040201

13. Mastropieri, M.A.; Scruggs, T. E., & Graetz, J. E. (2003). Reading comprehension instruction for secondary students: Challenges for students and teachers. Learning Disability Quarterly, 26(2), 103-117.

14. Swanson, H. L., Kozleski, E., & Stegink, P. (1987). Disabled readers' processing of prose: Do any processes change because of intervention? Psychology in the Schools, 24(4), 378-384.

15. Troia, G. A., and Graham, S. (2002). The effectiveness of a highly explicit, teacher-directed strategy instruction routine. Journal of Learning Disabilities, 35(4), 290-305.

Статья поступила в редакцию 24.11.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Shibayev V.P. MOTIVATING FACTORS AS A MEANS TO ENHANCE STUDENTS's ABILITY TO PERFORM INDEPENDENT WORK. The article presents various types of independent work of students and shows, which of the factors have the most motivating effect on students in the process of doing their individual work. The theoretical approach to the problem is based on the analysis of academic works and experience of professional pedagogical activity. The author highlights and describes the following motivating factors, which he find to be the most effective ones: the applicability of the results of participation in competitive events in practice; the usefulness of the educational process; the involvement of students in the creative process in the process of doing their individual work, and participation in competitive events and others. The author proposes to use moral and material benefits for students, as well as a simulating kind of control of their skills, which means the use of a flexible assessment system with collecting credits, rating, tests, non-standard testing procedures.

Key words: independent work of students; motivating factors; types of independent work of students; stimulus control.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский гос. аграрный университет, г. Ставрополь, E-mail: stgau@stgau.ru

мотивирующие факторы, как средство активизации студентов к выполнению самостоятельной работы

В статье представлены различные виды самостоятельной работы студентов и показаны какие факторы оказывают наиболее мотивирующее влияние на студентов в процессе выполнения ими самостоятельной работы. На основе анализа теоретических работ и опыта профессиональной педагогической деятельности автор из наиболее эффективных выделяет и описывает следующие факторы мотивации: применимость на практике результатов; полезность для учебного процесса; вовлеченность студентов в творческий процесс в процессе выполнения самостоятельной работы, а так же в участие в конкурсных мероприятиях и другие.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; мотивирующие факторы; виды самостоятельной работы студентов; стимулирующий контроль.

Как показал анализ литературы, сущность самостоятельной работы студентов (СРС) рассматривается, с одной стороны, как метод обучения - специфическая форму организации учебных занятий. С другой стороны, СРС представляет собой средство обучения - организованную систему индивидуального получения знаний. Представляется целесообразным, однако, рассматривать СРС как синтез того и другого - формы организации учебной деятельности и индивидуализированных средств ее осуществления [1]. Это самонаправляемый процесс преобразования учебного материала в систему получения знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования, освоения содержания получаемой профессии, развития профессионально - личностных характеристик компетентного специалиста.

Как видно из приведенных определений и толкований, СРС рассматривается и как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Виды самостоятельной работы разнообразны. К числу наиболее распространенных относятся:

• подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы;

• выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых работ и проектов;

• подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах;

• разработка учебных проектов, в том числе на мультимедийной основе.

Рассмотрим основные мотивирующие факторы самостоятельной работы студентов.

Применимость на практике. Самостоятельная работа выполняется студентами гораздо эффективнее, если они знают, что её результаты можно применить в профессиональной подготовке (например, собрать материал для будущей квалификационной работы и др.) и в будущей профессиональной деятельности (например, выполнить задание на бланках, которые используются в профессиональной деятельности, выполнить необходимые расчёты, решить производственную задачу).

Полезность для учебного процесса. Студентами более охотно выполняются творческие задания, которые будут использованы в Банке презентаций к учебному курсу, методическом пособии, в альбоме схем, в лабораторном практикуме, в электронном учебнике по дисциплине и др. При этом отношение к выполнению задания и его качество существенно меняются в лучшую сторону. Особенно когда студенты могут впоследствии увидеть выполненное задание в виде фрагмента учебных материалов и пособий и знать, что данные материалы будут использоваться последующими поколениями студентов [2].

Вовлеченность в творческий процесс. Качество самостоятельно выполненного студентами задания зависит от наличия в нем характеристик творческого процесса - привлекательность будущего результата, проектная соревновательность, коллективное выполнение интересного дела. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной-созидательной или методической работе, в совместной разработке учебного электронного комплекса.

Активные методы обучения. Важным мотивационным фактором является интерактивный режим обучения в высшей школе [3]. Предполагается введение в учебный процесс методов активного социально-психологического обучения, прежде всего - игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры. В ходе такой работы происходит не просто приобретение навыков, а осуществляется переход от односторонних частных сведений к многосторонним знаниям об объекте, идет моделирование новых явлений и процессов с выделением ведущих противоречий, что позволяет построить учебный процесс на основе междисциплинарной интеграции [4].

Участие в конкурсных мероприятиях. Мотивирующим условием для увеличения доли самостоятельности студентов в учебной работе является их участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентации научно-исследовательских или прикладных работ. Своеобразным конкурсом на профессиональную состоятельность будущего специалиста является организация преподавателем вуза серии выступлений студентов с тематическими сообщениями среди школьников, абитуриентов представителей взрослого профессионального сообщества.

Стимулирующий контроль. Использование гибкой системы оценки качества знаний студентов (накопительные баллы, рей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.