ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 378:744
В.И. Тельной, А.В. Рычкова*
НИУ МГСУ, *ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Показана важность использования дидактического принципа наглядности при изучении графических дисциплин. Представлена классификация средств наглядности. Рассмотрены теоретико-методические аспекты более полного применения дидактических возможностей наглядных средств обучения как нереализованного потенциала в деле совершенствования преподавания графических дисциплин, овладения методикой их рационального использования.
Ключевые слова: графические дисциплины, дидактические принципы, принцип наглядности, средства наглядности, познавательный интерес, учебный процесс
В современных условиях к подготовке специалистов строительной отрасли предъявляются повышенные требования. Реализация этих требований в условиях системы традиционного образования связана с определенными трудностями. Поэтому решение задачи более эффективной организации учебного процесса связано с необходимостью совершенствования форм, методов и средств обучения. Как вариант решения возникшей проблемы можно предложить рационально использовать принцип наглядности, недаром названным Я.А. Коменским «золотым правилом» дидактики [1], в соответствии с которым предлагается использовать в обучении весь спектр человеческих чувств. Важность использования наглядности как доминирующего принципа в обучающих методиках подчеркивалась в теоретических трудах известных практикующих педагогов, таких как И.Т. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. [2].
Проблемы, касающиеся наглядности при изучении графических дисциплин были актуальны всегда, так как начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика изучают форму, размеры и взаимное расположение различных предметов в пространстве. В последние годы заметно расширилась область наглядности и усложнились ее средства: от рисунков и плакатов до мультимедийных презентаций и компьютерных программ [3—9], с помощью которых преподаватель моделирует детали, сборочные единицы, здания и сооружения.
В современной педагогике существуют различные подходы к классификации средств наглядности [10, 11]. Одной из распространенных классификаций является классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. По этому признаку все средства наглядности делятся на три направления: изобразительная, предметная и условно-графическая наглядность.
И.Л. Дрижун предложил классифицировать наглядность по особенностям отражения действительности и таким образом различает наглядность изобразительную, символическую и натуральную. Д.Е. Денисов и В.М. Казанский делят средства наглядности на пять групп без указания признака классификации: средства предъявления информации; средства контроля знаний; технические средства обучения; демонстрация объектов в реальной жизни и в лекционной аудитории; вспомогательные средства в процессе обучения. В.А. Кобзарев предлагает рассматривать средства наглядности в образовательном процессе как классические (традиционные) и новые (креативные). Наглядность, которая активно используется в ходе изучения разных учебных дисциплин, отличается своими особенностями. Поэтому существуют также подходы к классификации средств наглядности в зависимости от специфики предметов обучения: по истории (Д.И. Полторак), по биологии (А.М. Розенштейн), по физике (С.Е. Каменецкий) и др.
Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам наглядности [12—19], на наш взгляд, эта проблема является актуальной и сейчас. Вопросы наглядного обучения при изучении графических дисциплин исследованы недостаточно полно. Общепринятой классификации средств наглядности нет. Применительно к графическим дисциплинам, на наш взгляд, больше подходит классификация по форме представления средств наглядности (рис. 1).
Каждое наглядное средство обладает рядом дидактических признаков, которые определяют рациональную область их применения в процессе обучения. Например, такое свойство как реальность натуральных образцов используется для формирования у студентов правильного представления о форме, цвете и размерах объекта. Использование этой наглядности позволяет перейти от наблюдения конкретных предметов к пространственному представлению [20].
Классификация средств наглядности необходима не столько для их систематизации, сколько для того, чтобы полно и эффективно использовать их возможности в учебном процессе, повысить знания студентов и в какой-то мере облегчить труд преподавателя. Как правило, наглядность в учебном процессе используется комплексно. При этом достоинства одного средства дополняются, а недостатки перекрываются достоинствами других. Это связано с тем, что дидактические возможности использования средств наглядности неодинаковы.
Например, при изучении темы «Чертеж детали» на практическом занятии по инженерной графике демонстрируем ее образец, пример оформления чертежа детали, а также используем презентацию пошагового (поэтапного) его построения (рис. 2) [21].
На занятиях по компьютерной графике можно использовать демонстрацию модели детали, показ алгоритмов ее разработки и др. [22].
Как показывает опыт, темы начертательной геометрии традиционно вызывают затруднения у многих студентов. Поэтому мы при изучении любого нового раздела дисциплины приводим сначала наглядное изображение определенного объекта, а затем поэтапно демонстрируем процесс проецирования на плоскости проекций [23, 24]. В результате обучающийся не пассивно принимает готовые знания, а активно участвует в поиске решения новых для него графических задач.
11/2015
Рис. 1. Теоретико-методические аспекты использования дидактических возможностей средств наглядности при изучении графических дисциплин
Рис. 2. Иллюстрация последовательности выполнения рабочего чертежа корпуса
Во всех перечисленных случаях наглядные средства желательно использовать целенаправленно, избегать загромождения занятия их большим количеством, так как это может помешать студентам сосредоточиться, и уделить внимание более важным вопросам.
При использовании средств наглядности обязательно необходимо обращать внимание на их сочетание со словом преподавателя. Он должен не только быть продвинутым пользователем персонального компьютера, знать содержание учебных занятий, но также владеть ораторским мастерством, грамотно сочетая риторику и психологическую технику, использовать интерактивные и активные формы проведения занятий, в т.ч. мастер-класс, вовлекать учащихся в познавательный процесс, отслеживать обратную связь с аудиторией студентов.
Привлечение к восприятию учебного материала большего количества органов чувств облегчает его усвоение. Однако наряду с наличием иллюстративного материала для активизации процесса его осмысления важно обращать внимание на его актуальность, доступность, интересность, логическую взаимосвязь. Для этих целей используются яркие и точные формулировки, рисунки, схемы, таблицы, анимация, аудио-видеофрагменты и др.
На различных видах учебных занятий преподаватель должен использовать средства наглядности разными способами. Среди них более часто используются следующие: зарисовки на доске; применение плакатов; демонстрация предметов; использование медиафайлов. Преподаватель должен знать недостатки и преимущества, сильные и слабые стороны, своевременность применения каждого средства наглядности для большего воздействия и эффекта в процессе обучения. Например, показ презентаций при объяснении нового учебного материала требует значительно меньше времени, чем это необходимо для изложения этой информации традиционным способом с помощью доски и мела. Этот способ дает возможность преподавателю излагать материал в любой последовательности с возвращением при необходимости к предыдущим слайдам [25].
Эффективность использования выбранных средств наглядности во многом определяется методикой и техникой их использования на занятиях. При этом важно учитывать следующее: место нахождения, удобное как для обзора, так и подхода; степень доступности (можно осмотреть, потрогать, разобрать и т.д.); грамотное сопровождение демонстрации комментариями; продолжительность демонстрации; подготовленность студентов к восприятию средств наглядности, педагогическую квалификацию преподавателя.
Наглядность как дидактический принцип обучения может использоваться: при изложении нового учебного материала преподавателем; закреплении и приобретении знаний в ходе самостоятельной работы учащихся;
формировании компетенций в области умений и навыков; использовании различных форм контроля полученных и усвоенных знаний;
оформлении учебных пособий;
других формах и видах учебной деятельности как студентов, так и преподавателей, задействованных в процессе обучения.
Применение наглядных средств позволяет решить следующие задачи: активизацию учебного процесса; индивидуализацию обучения;
повышение наглядности в предъявлении нового материала; повышение интереса к изучаемому материалу;
развитие познавательной активности и пространственного воображения студентов;
сокращение времени на изложение материла.
При решении перечисленных задач с использованием принципа наглядности рекомендуется соблюдать следующие правила: наличие достаточного количества средств наглядности; рациональное определение времени использования средств наглядности; не допущение перегрузки занятия наглядными средствами; привлечение к восприятию разных органов чувств; рациональное сочетание слова преподавателя и средств наглядности.
Таким образом использование принципа наглядности позволяет глубже раскрыть содержание графических дисциплин, повысить внимание и интерес студентов к изучаемому вопросу, разнообразить дидактические приемы, способствует развитию творческого воображения и мышления.
Библиографический список
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. А.И. Пискунова, И. Кирашка, Б. Куяла, Д.О. Лордкинадзе, А. Чумы. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 576 с. (Педагогическая библиотека)
2. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 64—67.
3. Борисова А.Ю., Кондратьева Т.М. Использование технических средств в преподавании графических дисциплин // Информатизация инженерного образования — ИНФОРИНО-2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф. (г. Москва, 10—11 апреля 2012 г.). М. : МЭИ, 2012. С. 427—428.
4. Волошинов С.А. Реалiзацiя дидактичного принципу наочносп в алгоритшчнш шдготовщ студенпв засобами шформацшно-комушкацшного педагогiчного середови-ща // 1нформацшш технологй' в освiтi. 2011. № 10. С. 173—182.
5. Иванов И.А., Иванова М.Н. Компьютерные модели как эффективное средство реализации принципа наглядности в обучении // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 124—126.
6. Тарнавская Т.В. Дидактические основы внедрения информационных технологий в образовательный процесс университета исследовательского типа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 94—101.
7. Тельной В.И. Новые подходы к изучению дисциплины «Инженерная графика» с использованием современных информационных технологий // Вестник МГСУ 2013. № 8. С. 168—176.
8. Bellotti F., Ott M., Arnab S., etc. Designing serious games for education: from pedagogical principles to game mechanisms // Proceedings of the 5th European Conference on Games Based Learning. Greece : University of Athens, 20—21 October 2011. Pp. 26—34.
9. Chen J., Kinshuk. Mobile technology in educational services // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2005. No. 14 (1). Pp. 91—109.
10. Петров А.В., Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2 (5). С. 88—92.
11. Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 207—210.
12. Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7. Режим доступа: http:// human.snauka.ru/2014/07/7351. Дата обращения: 24.09.2015.
13. Жилкина Т.А. Научные основы развития наглядно-образного мышления // Развитие современных городов и реформа жилищно-коммунального хозяйства : тез. докл. III Междунар. науч.-практ. конф. (6—7 апреля 2005 г.). М. : МИКХиС, 2005. С. 178—182.
14. Иванов П.А. Использование средств визуализации при довузовской подготовке иностранных студентов по дисциплине «Инженерная графика» // сб. ст. конф. Тамбов, 2013. С. 253—256.
15. Тельной В.И. Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики // Вестник МГСУ 2013. № 3. С. 255—262.
16. Чернов А.Е. Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий // Наука и школа. 2010. № 1. С. 56—57.
17. Юнусов А.А., Рахымбек Д., Юнусова А.А., Айтбаева Н.Ж. Наглядность в активизации познавательной деятельности учащихся // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 240—243.
18. GrafS., Kinshuk Liu T.-C. Supporting teachers in identifying students' learning styles in learning management systems: an automatic student modelling approach // Educational Technology & Society. 2009. No. 12 (4). Pp. 3—14.
19. PavlutskayaN.M., SkokovaL.V. Some problems of organization the modern training process at the university // European Journal of Education and Applied Psychology. 2015. No. 2. Pp. 16—20.
20. Жилкина Т.А. Роль пространственного мышления в практике преподавания графических дисциплин в технических вузах // Наука и образование: проблемы и тен- ден-ции : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 20—21 декабря 2013 г.) ; в 3-х ч. Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. Ч. II. С. 142—146.
21. Рычкова А.В. Совершенствование методики преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. М. : МЭСИ, 2012. С. 140—144.
22. Тельной В.И., Рычкова А.В., Куткина Н.А. О применении современных информационных технологий при проведении занятий по компьютерной графике // сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. М. : МГУ 2013. Т. 2. С. 285—291.
23. Гуливата И.А., Заболотний В.Ф. Использование демонстрационных компьютерных моделей при решении задач на построение сечения цилиндра // Информационные технологии и средства обучения. 2010. Т. 18. № 4. С. 8.
24. Монахов Б.Е., Тельной В.И. Обучение и контроль знаний по начертательной геометрии с использованием дистанционных образовательных технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избр. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. М. : ИНТУИТ.РУ, 2011. С. 389—395.
25. Барабанова О.В., Тельной В.И. Развитие познавательной активности студентов с использованием мультимедийных презентаций // Вестник МГСУ 2011. № 4. С. 345—349.
Поступила в редакцию в октябре 2015 г.
Об авторах: Тельной Виктор Иванович — кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры начертательной геометрии и графики, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-24-83, [email protected];
Рычкова Анжелика Витальевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, 8 (495) 43482-65, [email protected].
Для цитирования: Тельной В.И., Рычкова А.В. Обеспечение принципа наглядности при изучении графических дисциплин // Вестник МГСУ. 2015. № 11. С. 202—211.
V.I. Tel'noy, A.V. Rychkova
ENSURING THE PRINCIPLE OF VISIBILITY WHEN EXAMINING GRAPHIC DISCIPLINES
The article shows the importance of the use of didactic principle of visualization in the study of graphic disciplines for more effective organization of educational process, improvement of forms, methods and means of education. The authors analyze different approaches to the classification of means of visualization in modern pedagogy. The proposed classification of clarity with regard to graphic disciplines can be used not so much for their classification, as for the full and effective use of their capabilities in the learning process.
The article demonstrates structural links between the stages of clarity, use of funds, ways and rules of their use, leading to successful achievement of the goals for the revi-talization of the educational process and enhancing cognitive interest of students. Practical recommendations for the integrated use of means of presentation in the classes on descriptive geometry, engineering graphics and computer graphics are given.
Special attention in the learning process is paid to the role of the teacher. In addition to his or her professional knowledge, a teacher should possess oratory skills, to competently combine the rhetoric and psychological techniques to use interactive and effective active forms of training, including workshops, to engage students in the learning
process, to monitor feedback from the students' audience. When conducting different kinds of practice, teachers should know the advantages and disadvantages, strengths and weaknesses, timely application of every means of presentation for greater impact and effect in the educational process.
The effectiveness of using the selected visualization tools is largely determined by the methods and techniques of their use in the classroom. It is important to consider the following factors: location, convenient for review, and approach; the accessibility; the expert support of a demonstration by the review; the duration of the demonstration; training students to perceive the means of presentation, and pedagogical skills of the teacher. The article considers theoretical and methodical aspects of the use of the didactic possibilities of visual means of education, which are of great importance in the improvement of teaching graphic disciplines, mastering the methods of their rational use.
Key words: graphic disciplines, didactic principles, visibility principle, visibility tools, cognitive interest, learning process
References
1. Komenskiy Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2-kh t. [Selected Pedagogical Essays: in 2 Volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, vol. 2, 576 p. (Pedagogical Library) (In Russian)
2. Guseynov A.Z., Turchin G.D. Razvitie printsipa naglyadnosti v istorii pedagogiki [Development of the Principle of Clarity in the Pedagogy History]. Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Proceedings of Saratov State University. New Series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogics]. 2007, vol. 7, no. 1, pp. 64—67. (in Russian)
3. Borisova A.Yu., Kondrat'eva T.M. Ispol'zovanie tekhnicheskikh sredstv v prepodavanii graficheskikh distsiplin [Use of Technology in Teaching-Research Institute of Graphic Disciplines]. Informatizatsiya inzhenernogo obrazovaniya — INFORINO-2012 : trudy Mezhdun-arodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (Moskva, 10—11 aprelya 2012 g.) [Informatization of Engineering Education, INFOLINE-2012: Proceedings of International Scientific-Methodological Conference]. Moscow, MEI Publ., 2012, pp. 427—428. (In Russian)
4. Voloshinov S.A. Realizatsiya didaktichnogo printsipu naochnosti v algoritmichniy pidgotovtsi studentiv zasobami informatsiyno-komunikatsiynogo pedagogichnogo seredo-vishcha [Implementation of the Didactic Principle of Clarity in Algorithmic Training of Students by Means of Information and Communication Teaching Environment]. Informatsiyni tekhnologi'i v osviti [Informational Technologies in Education]. 2011, no. 10, pp. 173—182. (In Ukrainian)
5. Ivanov I.A., Ivanova M.N. Komp'yuternye modeli kak effektivnoe sredstvo realizatsii printsipa naglyadnosti v obuchenii [Computer Models as an Effective Means of Implementation of the Principle of Clarity in Teaching]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Izvestiya Sochi State University]. 2012, no. 1, pp. 124—126. (In Russian)
6. Tarnavskaya T.V. Didakticheskie osnovy vnedreniya informatsionnykh tekhnologiy v obrazovatel'nyy protsess universiteta issledovatel'skogo tipa [Didactic Principles of Implementation of Information Technologies in Educational Process of Research Universities]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2014, no. 1, pp. 94—101. (In Russian)
7. Tel'noy V.I. Novye podkhody k izucheniyu distsipliny «Inzhenernaya grafika» s ispol'zovaniem sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy [New Approaches to the Study of Engineering Graphics Using Advanced Information Technologies]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 8, pp. 168—176. (In Russian)
8. Bellotti F., Ott M., Arnab S., etc. Designing Serious Games for Education: From Pedagogical Principles to Game Mechanisms. Proceedings of the 5th European Conference on Games Based Learning. University of Athens, Greece, 20—21 October 2011, pp. 26—34.
9. Chen J., Kinshuk. Mobile Technology in Educational Services. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2005, no. 14 (1), pp. 91—109.
10. Petrov A.V., Popova N.B. Klassifikatsiya sredstv naglyadnosti v sovremennoy sisteme obucheniya Classification of Means of Visualization in the Modern System of Education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education]. 2007, no. 2 (5), pp. 88—92. (In Russian)
11. Popova N.B. Klassifikatsiya sredstv naglyadnosti v sisteme razvivayushchego obu-cheniya [Classification of Means of Visualization in the System of Developmental Education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education]. 2009, no. 7 (19), pp. 207—210. (In Russian)
12. Balalaeva E.Yu. Realizatsiya printsipa naglyadnosti v elektronnykh sredstvakh obu-cheniya [Implementation of Visualization Principle in E-Learning Tools]. Gumanitarnye nauch-nye issledovaniya [Humanitarian Scientific Researches]. 2014, no. 7. Available at: http://hu-man.snauka.ru/2014/07/7351. Date of access: 24.09.2015. (In Russian)
13. Zhilkina T.A. Nauchnye osnovy razvitiya naglyadno-obraznogo myshleniya [Scientific Basis for the Development of Visual-Figurative Thinking]. Razvitie sovremennykh goro-dov i reforma zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva : tezisy dokladov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (6—7 aprelya 2005 g.) [Development of Modern Cities and the Reform of Housing and Municipal Economy: Proceedings of the III International Scientific-Practical Conference (6—7 April 2005)]. Moscow, MIKKhiS Publ., 2005, pp. 178—182. (In Russian)
14. Ivanov P. A. Ispol'zovanie sredstv vizualizatsii pri dovuzovskoy podgotovke inostran-nykh studentov po distsipline «Inzhenernaya grafika» [The Use of Imaging in P re-University Training of Foreign Students on the Discipline "Engineering graphics"]. Sbornik statey konferentsii [Collected Articles of the Conference]. Tambov, 2013, pp. 253—256. (In Russian)
15. Tel'noy V.I. Ispol"zovanie didakticheskikh printsipov pri izuchenii gosudarstvennykh standartov ESKD i SPDS v kurse inzhenernoy grafiki [Using Didactic Principles in the Study of State Standards for the Unified System of Design Documentation and the System of Design Documentation for Civil Engineering in the Course of Engineering Graphics]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 255—262. (In Russian)
16. Chernov A.E. Printsip naglyadnosti i ego sostoyanie v svete sovremennykh komp'yuternykh tekhnologiy [Visibility Principle and Its State in the Light of Modern Computer Technologies]. Nauka i shkola [Science and School]. 2010, no. 1, pp. 56—57. (In Russian)
17. Yunusov A.A., Rakhymbek D., Yunusova A.A., Aytbaeva N.Zh. Naglyadnost' v ak-tivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [Visibility in Activation of Informative Activity of Students]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Success of Modern Natural Science]. 2013, no. 10, pp. 240—243. (In Russian)
18. Graf S., Kinshuk Liu T.-C. Supporting Teachers in Identifying Students' Learning Styles in Learning Management Systems: An Automatic Student Modelling Approach. Educational Technology & Society. 2009, no. 12 (4), pp. 3—14.
19. Pavlutskaya N.M., Skokova L.V. Some Problems of Organization the Modern Training Process at the University. European Journal of Education and Applied Psychology. 2015, no. 2, pp. 16—20.
20. Zhilkina T.A. Rol' prostranstvennogo myshleniya v praktike prepodavaniya gra-ficheskikh distsiplin v tekhnicheskikh vuzakh [The Role of Spatial Thinking in the Practice of Teaching Graphic Disciplines in Technical Universities]. Nauka i obrazovanie: problemy i tendentsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ufa, 20—21 dekabrya 2013 g.); v 3-kh ch. [Science and Education: Issues and Trends: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference (Ufa, 20—21 December 2013). In 3 Volumes]. Ufa, RITs BashGU Publ., 2013, part. II, pp. 142—146. (In Russian)
21. Rychkova A.V. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya distsipliny «Inzhen-ernaya i komp'yuternaya grafika» [Improvement of Teaching Technique of the Discipline "Engineering and Computer Graphics"]. Sovershenstvovanie podgotovki IT-spetsialistov po napravleniyu «Prikladnaya informatika» dlya innovatsionnoy ekonomiki: sbornik nauchnykh trudiv VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improvement of Preparation of IT-Experts in the Specialty "Applied Informatics" for the Innovation Economy: Collection of Scientific Works of the 8th International Scientific and Practical Conference]. Moscow, MESI Publ., 2012, pp. 140—144. (In Russian)
22. Tel'noy V.I., Rychkova A.V., Kutkina N.A. O primenenii sovremennykh informatsi-onnykh tekhnologiy pri provedenii zanyatiy po komp'yuternoy grafike [On the Application of Modern Information Technologies for Conducting Classes in Computer Graphics]. Sbornik
nauchnykh trudov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collection of Scientific Works of the 8th International Scientific and Practical Conference]. Moscow, MGU Publ., 2013, vol. 2, pp. 285—291. (In Russian)
23. Gulivata I.A., Zabolotniy V.F. Ispol'zovanie demonstratsionnykh komp'yuternykh modeley pri reshenii zadach na postroenie secheniya tsilindra [Demonstration the Use of Computer Models in Solving Problems of Building Section of the Cylinder]. Informatsion-nye tekhnologii i sredstva obucheniya [Information Technologies and Learning Tools]. 2010, vol. 18, no. 4, p. 8. (In Russian)
24. Monakhov B.E., Tel'noy V.I. Obuchenie i kontrol' znaniy po nachertatel'noy geometrii s ispol'zovaniem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [Training and Assessment of Academic Performance in Descriptive Geometry through the Employment of Distance Learning Technologies]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie : sbornik iz-brannykh nauchnykh trudov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collection of Selected Works of the VI International Scientific and Practical Conference "Modern Information Technologies and IT education"]. Moscow, INTUIT.RU Publ., 2011, pp. 389—395. (In Russian)
25. Barabanova O.V., Tel'noy V.I. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti studentov s ispol'zovaniem mul'timediynykh prezentatsiy [Development of Informative Activity of Students with Use of Multimedia Presentations]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 4, pp. 345—349. (In Russian)
About the authors: Tel'noy Viktor Ivanovich — Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Department of Descriptive Geometry and Graphics, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 183-24-83; [email protected];
Rychkova Anzhelika Vital'evna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Automated Systems for Information Processing and Management, Plekhanov Russian University of Economics (PRUE), 36 Stremyanny pereulok, Moscow, 117997, Russian Federation; +7 (495) 434-82-65; [email protected].
For citation: Tel'noy V.I., Rychkova A.V. Obespechenie printsipa naglyadnosti pri izuche-nii graficheskikh distsiplin [Ensuring the Principle of Visibility When Examining Graphic Disciplines]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 11, pp. 202—211. (In Russian)