Научная статья на тему 'Формирование пространственных представлений студентов на занятиях по графическим дисциплинам'

Формирование пространственных представлений студентов на занятиях по графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / IMAGINATION / GRAPHIC DISCIPLINES / SPATIAL REPRESENTATION / EXERCISES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельной Виктор Иванович

Раскрыты причины слабого развития пространственных представлений у студентов первого курса вузов. Предлагается использовать в качестве одного из путей успешного развития пространственных представлений при изучении графических дисциплин разработанный на кафедре начертательной геометрии и графики подход, включающий задачи, методы, способы и систему упражнений, заданий и тестов. Каждая группа упражнений этой системы направлена на сознательную и активную работу студентов и решает определенную задачу, вытекающую из теоретических основ развития пространственных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATION OF STUDENTS IN THE LESSONS OF GRAPHICAL DISCIPLINES

The authors consider the reasons for the poor development of spatial representation of students from first rate universities. As a method of successful development of spatial representation while studying graphic disciplines it is proposed to use an approach, including objectives, methods, techniques and exercises, assignments and tests, which was developed at the Department of descriptive geometry and graphics. All the exercises are classified into the following groups: building a left view basing on two given projections; addition of the views (main, top or left) with the missing lines according to a projection relationship; building axonometric projection of a detail (node) on the given orthogonal projections; comparison of the detail drawing with the model and its visual image; mapping a complex drawing and a visual depiction of a component; building of missing projections of points on certain surfaces of the details; the view of the subject’s form by partitioning it into separate geometric bodies, etc. The authors also demonstrate the importance of taking into account individual characteristics of students in order to improve their spatial representations. Each group of exercises of this system focuses on conscious and active work of students and solves a certain problem arising from the theoretical foundations of the development of spatial representation.

Текст научной работы на тему «Формирование пространственных представлений студентов на занятиях по графическим дисциплинам»

УЕБТЫНС

мвви

проблемы образования в высшей строительной школе

УДК 378:744

В.И. Тельной

НИУМГСУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Раскрыты причины слабого развития пространственных представлений у студентов первого курса вузов. Предлагается использовать в качестве одного из путей успешного развития пространственных представлений при изучении графических дисциплин разработанный на кафедре начертательной геометрии и графики подход, включающий задачи, методы, способы и систему упражнений, заданий и тестов. Каждая группа упражнений этой системы направлена на сознательную и активную работу студентов и решает определенную задачу, вытекающую из теоретических основ развития пространственных представлений.

Ключевые слова: воображение, графические дисциплины, пространственные представления, упражнения, учебный процесс

В разработке и чтении машиностроительных и строительных чертежей важную роль играют пространственные представления студентов. Их развитие является одной из главных целей изучения графических дисциплин в вузах [1, 2].

Опыт преподавания этих дисциплин показывает, что большинство абитуриентов имеют очень слабо развитые пространственные представления [3, 4], у части поступающих оно вообще отсутствует. Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие предмета «Черчение» во многих общеобразовательных школах или сокращение количества часов по этому предмету. Бесспорно, огромное значение имеет также накопленный опыт учащихся в представлении ими формы предметов, который они могли получить на уроках рисования, геометрии, стереометрии, география, физики, химии, трудового обучения и др. Каждый из этих предметов имеет свои возможности в развитии пространственных представлений, поэтому организация, проведение и педагогическое руководство ими имеют решающее значение, начиная с первого года обучения в школе.

Студенты на первом курсе в вузе не могут правильно рассмотреть и узнать геометрические тела, составляющие техническую деталь. При этом наибольшую трудность они испытывают в случае нахождения предмета в непривычном для них положении [5]. Часто учащиеся не замечают некоторые элементы деталей (отверстия, пазы, фаски, ребра и др.), не могут охватить общую форму предмета, т.е. узнать в нем определенное сочетание геометрических тел. Кроме того, многие студенты не способны мысленно перейти от наглядного изображения к комплексному чертежу (эпюру) и наоборот. А при недостаточно

ВЕСТНИК

8/2016

развитом пространственном представлении студентам трудно в полном объеме что-либо выразить графически [6].

Для устранения перечисленных недостатков преподавательский состав использует разработанный на кафедре дидактический подход при изучении графических дисциплин (рис. 1) [7-11].

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

Л

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Развить у студентов умения отчетливо воспроизводить мысленно геометрическую форму известных им геометрических тел или реальных предметов при построении и чтении машиностроительных и строительных чертежей:

2. Расширить границы пространственных представлений, закрепить и привести их в определенную систему

И

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ

Анализ

Синтез

ип:

и

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ

Индукция

Дедукция

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИИ

- построение вида слева по двум заданным проекциям;

- дополнение видов (главного, сверху или слева) недостающими линиями в соответствии с проекционной связью;

- построение аксонометрии детали (узла) по заданным ортогональным проекциям;

- сравнение чертежа детали с самой моделью и ее наглядным изображением;

- сопоставление комплексного чертежа и наглядных изображений детали;

- построение недостающих проекций точек на определенных поверхностях деталей;

- представление формы предмета путем расчленения ее на отдельные геометрические тела и др.

Рис. 1. Дидактический подход к развитию пространственных представлений студентов при изучении графических дисциплин

Важное место в разработанном подходе занимают такие методы дидактики, как анализ и синтез [12]. Анализ позволяет воссоздать пространственную форму сложного предмета по частям и тем самым упрощает сам процесс представления. После анализа следует синтез — сведение в единое целое характерных признаков предмета и получение на их основе обобщенного образа.

известно, что развить пространственные представления можно двумя способами: индукцией и дедукцией [13].

Первый способ предполагает первоначальное ознакомление с пространственными свойствами основных геометрических тел, а затем на этой основе — переход к исследованию сложных пространственных форм, представляющих собой сочетание геометрических тел. Таким образом, процесс познания идет в соответствии с известными дидактическими правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному.

второй способ предполагает выделение путем анализа из сложных по форме предметов отдельных геометрических тел, форма которых и должна рассматриваться. в этом случае тела, из которых создана форма предмета, не обособлены, поэтому их форма из-за неопределенности целиком не улавливается [14]. Следовательно, умение мысленно расчленять форму сложного предмета на простые геометрические тела является главным навыком в представлении формы, который нужно использовать при развитии пространственных представлений.

Для формирования пространственных представлений в ходе изучения графических дисциплин необходимо решить следующие задачи:

развить у студентов умения отчетливо воспроизводить мысленно форму известных им геометрических тел или реальных предметов при построении и чтении машиностроительных и строительных чертежей;

расширить границы пространственных представлений, закрепить и привести их в определенную систему.

Одним из путей успешного решения перечисленных задач при изучении графических дисциплин является специально разработанная на кафедре начертательной геометрии и графики система, включающая несколько групп упражнений, заданий и тестов.

В этой системе преподаватели огромное значение уделяют подбору заданий [15, 16]. При изучении какого-либо нового раздела для иллюстрации сначала используются чертежи, на которых изображены предметы, простые по форме и хорошо знакомые учащимся. Постепенно задания усложняются. По мере усвоения изученного материала целесообразно переходить к индивидуальным заданиям [17]. Для этой цели разработаны разнообразные задания с необходимым количеством вариантов.

При создании системы упражнений мы руководствуемся правилом, согласно которому упражнения каждого типа решают определенную задачу, вытекающую из теоретических основ развития пространственных представлений.

Первая группа упражнений — построение вида слева по двум заданным проекциям (рис. 2) [18]. Эти упражнения способствуют развитию у студентов умений, направленных на представление формы предмета в целом и его отдельных частей по двум видам. Они могут усложняться по мере приобретения навыков.

Вторая группа упражнений — дополнение видов (главного, сверху или слева) недостающими линиями в соответствии с проекционной связью. По незаконченному чертежу студенты с трудом определяют форму предметов. Поэтому

вестник 8/2016

отсутствующих линий не должно быть слишком много, чтобы они смогли решить поставленную задачу. Данные упражнения могут отрабатываться как самостоятельно, так и входить составной частью в другие упражнения (см. рис. 2).

Рис. 2. Пример упражнения: достроить вид спереди и недостающий вид слева. Выполнить необходимые разрезы

Третья группа упражнений — построение аксонометрии детали (узла) по заданным ортогональным проекциям (рис. 3) — является для студента более сложной задачей, так как требует воспроизведения формы объекта по его проекциям. Ценность этого упражнения состоит в том, что после выполнения наглядного изображения студент более отчетливо представляет себе форму предмета (узла), изображенного на чертеже. Такие упражнения способствуют образованию в сознании учащихся определенных связей между плоским и объемным изображениями и, следовательно, развитию пространственных представлений [19, 20].

Рис. 3. Пример упражнения: построить прямоугольную изометрию узла 1

Четвертая группа упражнений — сравнение чертежа детали с самой моделью и ее наглядным изображением. Студент должен найти среди определенного количества моделей детали ту, которая изображена на чертеже. При этом формы моделей лишь незначительно отличаются от формы изображенной детали. Такие упражнения вырабатывают навыки по выделению при анализе наиболее характерных признаков формы предметов, запоминанию их и сравнению с изображением. К данной группе упражнений относятся также задания по отысканию по наглядным изображениям чертежа заданной детали.

Пятая группа упражнений — сопоставление комплексного чертежа и наглядных изображений детали с фиксацией внимания студентов на отдельных элементах предмета. Например, учащимся дается наглядное изображение предмета и три его вида. Каждая грань на наглядном изображении обозначена буквой или числом. требуется обозначить соответствующие плоскости на трех проекциях. К этой группе можно отнести задачи, для решения которых необходимо на три вида детали нанести размеры, взятые с наглядного изображения или наоборот.

Шестая группа упражнений — построение недостающих проекций точек, заданных на определенных поверхностях деталей. При решении таких задач студенты определяют проекции граней, на которых расположены заданные точки. Постепенно от точек можно переходить к отрезкам, плоским фигурам.

Седьмая группа упражнений — представление формы предмета путем расчленения его на отдельные геометрические тела. Например, студент должен назвать геометрические тела, из которых состоит предмет; указать их границы на предложенных видах чертежа детали или на сборочном чертеже показать границы деталей.

Используя в учебном процессе эти и другие типы упражнений, мы пришли к выводу, что, студенты, рассматривая техническую деталь или узел в виде комбинации геометрических тел и отдельных элементов, учатся анализу как методу исследования и тем самым совершенствуют свои пространственные представления [21, 22]. По возможности, желательно начинать с анализа простых деталей и узлов, постепенно переходя к более сложным. Кроме лекций, практических занятий эти упражнения можно применять при проверке качества усвоения отдельных тем дисциплины, защите расчетно-графических работ, составлении тестовых заданий для промежуточной аттестации [23].

Библиографический список

1. Жилкина Т.А. Роль пространственного мышления в практике преподавания графических дисциплин в технических вузах // Наука и образование: проблемы и тен-денции : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа : РИЦ БашГУ 2013. Ч. II. С. 142-146.

2. Marunic G., Glazar V. Spatial ability through engineering graphics education // International Journal of Technology and Design Education. 2013. No. 23 (3). Pp. 703-715.

3. Чопова Н.В. Разработка системы упражнений для развития пространственных представлений студентов на занятиях по инженерной графике // Наука и современность. 2010. № 2-2. С. 112-116.

4. Seabra R.D., Santos E.T. Developing the spatial visualization ability with a virtual reality tool for teaching descriptive geometry: A brazilian experience // Journal for Geometry and Graphics. 2013. No. 17 (1). Pp. 101-117.

ВЕСТНИК 8/2016

5. Ernst J.V., Lane D., Clark A.C. Pictorial visual rotation ability of engineering design graphics students // Engineering Design Graphics Journal. 2015. No. 79 (1). Pp. 1-13.

6. Полякова Т.Д. Формирование пространственных представлений при изучении графических дисциплин на первом курсе вуза // Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты : материалы Междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск : СГУПС, 2015. С. 290-292.

7. Губина Н.А., Монахов Б.Е., Тельной В.И. Особенности и перспективы развития дистанционного обучения в МГСУ // Информатизация инженерного образования «ИН-ФОРИНО-2012» : тр. Междунар. науч.-метод. конф. (г. Москва, 10-11 апреля 2012 г.). М. : МЭИ, 2012. С. 357-360.

8. Рычкова А.В. Совершенствование методики преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. М. : МЭСИ, 2012. С. 140-144.

9. Тельной В.И. Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики // Вестник МГСУ 2013. № 3. С. 255-262.

10. Тельной В.И., Рычкова А.В. Выполнение чертежей деталей в электронной форме // Информатизация инженерного образования «ИНфорИНо-2014» : тр. Междунар. науч.-метод. конф. М. : МЭИ, 2014. С. 161-164.

11. Тельной В.И., Рычкова А.В., Куткина Н.А. О применении современных информационных технологий при проведении занятий по компьютерной графике // Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Сухомлина. М. : МГУ, 2013. Т. 2. С. 285-291.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.В. Шведовой. 22-е изд., стер. М. : Рус. Яз., 1990. 921 с.

13. Дегтерева Н.А. Визуализация процесса обучения и графической подготовки // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2012. № 1. С. 223-227.

14. Чопова Н.В. Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств личности при обучении инженерной графике в вузе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 12. С. 173-181.

15. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Методические аспекты повышения эффективности обучения в smart-университете // Открытое образование. 2015. № 5. С. 39-43.

16. Тубаев Г.М., Каххаров А.А., Махкамов Г.У. Занимательные задачи на уроках черчения в 8 классе // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 06 (18). Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/18/2765/. Дата обращения: 27.03.2016.

17. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Практическая реализация про-ектно-ориентированной деятельности студентов в ходе графической подготовки // Открытое образование. 2015. № 5. С. 55-62.

18. Кондратьева Т.М., Борисова А.Ю., Крылова О.В., Митина Т.В., Тельной В.И., Фаткуллина А.А. Начертательная геометрия и инженерная графика : сб. задач для студентов заочной формы обучения. Разделы 1, 2. М. : МГСУ, 2013. 61 с.

19. Chen Y.-C., Chi H.-L., Hung W.-H., Kang S.-C. Use of tangible and augmented reality models in engineering graphics courses // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2011. No. 137 (4). Pp. 267-276.

20. Жилкина Т.А. Научные основы развития наглядно-образного мышления // Развитие современных городов и реформа жилищно-коммунального хозяйства : тез. докл. III Междунар. науч.-практ. конф. М. : МИКХиС, 2005. С. 178-182.

21. Барабанова О.В., Тельной В.И. Развитие познавательной активности студентов с использованием мультимедийных презентаций // Вестник МГСУ 2011. № 4. С. 345-349.

22. Street W.N., Wang R.F. Differentiating spatial memory from spatial transformations // Journal of Experimental Psychology: Learning Memory and Cognition. 2014. No. 40 (2). Pp. 602-608.

23. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Преподавание офисного программирования с использованием технологии открытого образования // Открытое образование. 2016. № 1 (114). С. 49-53.

Поступила в редакцию в апреле 2016 г.

Об авторе: Тельной Виктор Иванович — кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры начертательной геометрии и графики, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-24-83, tvi_007@mail.ru.

Для цитирования: Тельной В.И. Формирование пространственных представлений студентов на занятиях по графическим дисциплинам // Вестник МГСУ 2016. № 8. С. 143-151.

V.I. Tel'noy

FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATION OF STUDENTS IN THE LESSONS OF GRAPHICAL DISCIPLINES

The authors consider the reasons for the poor development of spatial representation of students from first rate universities.

As a method of successful development of spatial representation while studying graphic disciplines it is proposed to use an approach, including objectives, methods, techniques and exercises, assignments and tests, which was developed at the Department of descriptive geometry and graphics. All the exercises are classified into the following groups: building a left view basing on two given projections; addition of the views (main, top or left) with the missing lines according to a projection relationship; building axonometric projection of a detail (node) on the given orthogonal projections; comparison of the detail drawing with the model and its visual image; mapping a complex drawing and a visual depiction of a component; building of missing projections of points on certain surfaces of the details; the view of the subject's form by partitioning it into separate geometric bodies, etc.

The authors also demonstrate the importance of taking into account individual characteristics of students in order to improve their spatial representations. Each group of exercises of this system focuses on conscious and active work of students and solves a certain problem arising from the theoretical foundations of the development of spatial representation.

Key words: imagination, graphic disciplines, spatial representation, exercises, educational process

References

1. Zhilkina T.A. Rol' prostranstvennogo myshleniya v praktike prepodavaniya gra-ficheskikh distsiplin v tekhnicheskikh vuzakh [The Role of Spatial Thinking in the Practice of Teaching Graphic Disciplines in Technical Universities]. Nauka i obrazovanie: problemy i tendentsii : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Education: Issues and Trends: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference]. Ufa, RITs BashGU Publ., 2013, part. II, pp. 142-146. (In Russian)

2. Marunic G., Glazar V. Spatial Ability through Engineering Graphics Education. International Journal of Technology and Design Education. 2013, no. 23 (3), pp. 703-715. DOI: http:// dx.doi.org/10.1007/s10798-012-9211-y.

вестник 8/2016

3. Chopova N.V. Razrabotka sistemy uprazhneniy dlya razvitiya prostranstvennykh pred-stavleniy studentov na zanyatiyakh po inzhenernoy grafike [Development of a System of Exercises for Developing Spatial Representation of Students in Engineering Graphics]. Nauka i sovremennost' [Science and Modernity]. 2010, no. 2-2, pp. 112-116. (In Russian)

4. Seabra R.D., Santos E.T. Developing the Spatial Visualization Ability with a Virtual Reality Tool for Teaching Descriptive Geometry: a Brazilian Experience. Journal for Geometry and Graphics. 2013, no. 17 (1), pp. 101-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ernst J.V., Lane D., Clark A.C. Pictorial Visual Rotation Ability of Engineering Design Graphics Students. Engineering Design Graphics Journal. 2015, no. 79 (1), pp. 1-13.

6. Polyakova T.D. Formirovanie prostranstvennykh predstavleniy pri izuchenii gra-ficheskikh distsiplin na pervom kurse vuza [Formation of Spatial Representation in the Study of Graphic Disciplines in the First Year of High School]. Modernizatsiya otechestvennogo vys-shego obrazovaniya: raschety i proschety: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-metodiches-koy konferentsii [Modernization of Russian Higher Education: Calculations and Miscalculations: Proceedings of the International Scientific-Methodological Conference]. Novosibirsk, SGUPS Publ., 2015, pp. 290-292. (In Russian)

7. Gubina N.A., Monakhov B.E., Tel'noy V.I. Osobennosti i perspektivy razvitiya dis-tantsionnogo obucheniya v MGSU [Features and Prospects for Development of Distance Learning at MGSU]. Informatizatsiya inzhenernogo obrazovaniya «INFORINO-2012» : trudy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (g. Moskva, 10-11 aprelya 2012 g.) [Computerization of Engineering Education dNF0LINE-2012»: works of the International Scientific-Methodological Conference (Moscow, April 10-11, 2012)]. Moscow, MEI Publ., 2012, pp. 357-360. (In Russian)

8. Rychkova A.V. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya distsipliny «Inzhener-naya i komp'yuternaya grafika» [Improvement of Teaching Technique of the Discipline "Engineering and Computer Graphics"]. Sovershenstvovanie podgotovki IT-spetsialistov po napravleniyu «Prikladnaya informatika» dlya innovatsionnoy ekonomiki: sbornik nauchnykh trudiv VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improvement of Preparation of IT-Experts in the Specialty "Applied Informatics" for the Innovation Economy: Collection of Scientific Works of the 8th International Scientific and Practical Conference]. Moscow, MESI Publ., 2012, pp. 140-144. (In Russian)

9. Tel'noy V.I. Ispol'zovanie didakticheskikh printsipov pri izuchenii gosudarstvennykh standartov ESKD i SPDS v kurse inzhenernoy grafiki [Using Didactic Principles in the Study of State Standards for the Unified System of Design Documentation and the System of Design Documentation for Civil Engineering in the Course of Engineering Graphics]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 255-262. (In Russian)

10. Tel'noy V.I., Rychkova A.V. Vypolnenie chertezhey detaley v elektronnoy forme [Implementation of Drawings of the Parts in the Electronic Form]. Informatizatsiya inzhenernogo obrazovaniya «INFORINO-2014» : trudy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Computerization of Engineering Education dNF0LINE-2014» : works of the International Scientific-Methodological Conference]. Moscow, MEI Publ., 2014, pp. 161-164. (In Russian)

11. Tel'noy V.I., Rychkova A.V., Kutkina N.A. O primenenii sovremennykh informatsi-onnykh tekhnologiy pri provedenii zanyatiy po komp'yuternoy grafike [On the Application of Modern Information Technologies for Conducting Classes in Computer Graphics]. Sbornik nauchnykh trudov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collection of Scientific Works of the 8th International Scientific and Practical Conference]. Moscow, MGU Publ., 2013, vol. 2, pp. 285-291. (In Russian)

12. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. 22nd edition. Moscow, Russkiy Yazuk Publ., 1990, 921 p.

13. Degtereva N.A. Vizualizatsiya protsessa obucheniya i graficheskoy podgotovki [Visualization of the Learning Process and Graphic Preparation]. Sovremennaya sistema obra-zovaniya: opyt proshlogo, vzglyad v budushchee [Modern Education System: the Experience of the Past, Vision for the Future]. 2012, no. 1, pp. 223-227. (In Russian)

14. Chopova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no znachimykh kachestv lichnosti pri obuchenii inzhenernoy grafike v vuze [Pedagogical Conditions of the Formation of Profession-Significant Qualities of a Person during Engineering Graphics Training at Universities]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific Problems of Humanitarian Studies]. 2011, no. 12, pp. 173-181. (In Russian)

15. Rychkova A.V., Smirnov A.A. Metodicheskie aspekty povysheniya effektivnosti obucheniya v smart-universitete [Methodological Aspects of Educational Efficiency Increase in a Smart-University]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. 2015, no. 5, pp. 39-43. (In Russian)

16. Tubaev G.M., Kakhkharov A.A., Makhkamov G.U. Zanimatel'nye zadachi na uro-kakh chercheniya v 8 klasse [Entertaining Tasks in the Lessons of Drawing in the 8th Grade]. NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015, no. 06 (18). Available at: http://nauka-rastudent.ru/18/2765/. Date of access: 27.03.2016. (In Russian)

17. Aleksandrova E.P., Nosov K.G., Stolbova I.D. Prakticheskaya realizatsiya proektno-orientirovannoy deyatel'nosti studentov v khode graficheskoy podgotovki [Practical Implementation of Project-Oriented Activity of Students During the Graphic Education]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. 2015, no. 5, pp. 55-62. (In Russian)

18. Kondrat'eva T.M., Borisova A.Yu., Krylova O.V., Mitina T.V., Tel'noy V.I., Fatkullina A.A. Nachertatel'naya geometriya i inzhenernaya grafika : sbornik zadach dlya studentov zaoch-noy formy obucheniya [Descriptive Geometry and Engineering Graphics: Collection of Tasks for Students of Correspondence Courses]. Sections 1, 2. Moscow, MGSU Publ., 2013, 61 p. (In Russian)

19. Chen Y.-C., Chi H.-L., Hung W.-H., Kang S.-C. Use of Tangible and Augmented Reality Models in Engineering Graphics Courses. Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2011, no. 137 (4), pp. 267-276. DOI: http://dx.doi.org/10.1061/ (ASCE)EI.1943-5541.0000078.

20. Zhilkina T.A. Nauchnye osnovy razvitiya naglyadno-obraznogo myshleniya [Scientific Basis for the Development of Visual-Figurative Thinking]. Razvitie sovremennykh goro-dov i reforma zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva : tezisy dokladov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of Modern Cities and the Reform of Housing and Municipal Economy: Proceedings of the III International Scientific-Practical Conference]. Moscow, MIKKhiS Publ., 2005, pp. 178-182. (In Russian)

21. Barabanova O.V., Tel'noy V.I. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti studentov s ispol'zovaniem mul'timediynykh prezentatsiy [Development of Informative Activity of Students with Use of Multimedia Presentations]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 4, pp. 345-349. (In Russian)

22. Street W.N., Wang R.F. Differentiating Spatial Memory from Spatial Transformations. Journal of Experimental Psychology: Learning Memory and Cognition. 2014, no. 40 (2), pp. 602-608. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0035279.

23. Rychkova A.V., Smirnov A.A. Prepodavanie ofisnogo programmirovaniya s ispol'zovaniem tekhnologii otkrytogo obrazovaniya [Teaching of Office Programming Using the Technologies of Open Education]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. 2016, no. 1 (114), pp. 49-53. (In Russian)

About the author: Tel'noy Viktor Ivanovich — Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Department of Descriptive Geometry and Graphics, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 1832483; tvi_007@mail.ru.

For citation: Tel'noy V.I. Formirovanie prostranstvennykh predstavleniy studentov na zanyatiyakh po graficheskim distsiplinam [Formation of Spatial Representation of Students in the Lessons of Graphical Disciplines]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 8, pp. 143-151. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.