Научная статья на тему 'Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики'

Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ЕСКД / STATE STANDARDS ESKD / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СПДС / STATE STANDARDS SPDS / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ENGINEERING GRAPHICS / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / DIDACTIC PRINCIPLES / КОНСТРУКТОРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / DESIGN DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельной Виктор Иванович

Рассмотрены и проанализированы особенности использования традиционных дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики для активизации учебно-познавательной деятельности студентов по изучению концептуальных положений нормативных документов, применяемых при разработке и оформлении машиностроительных и архитектурно-строительных чертежей.Предложенные подходы по применению информационных технологий позволяют значительно повысить эффективность работы студентов по изучению государственных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of didactic principle in the study of state standards eskd and spds aware of engineering graphics

Didactic principles: scientific, systematic and consistency, clarity, communication theory and practice, consciousness and activity of students, the strength of learning, accessibility, individual approach to learning in a collective work, raising a training used in the teaching of different disciplines and are independent of the subject of study. But their application to any particular discipline is different, reflecting the specifics of a particular discipline Review and assess the characteristics of traditional didactic principles: the study of state standards ESKD and ASAP in the course of engineering graphics to enhance learning and cognitive activity of students to study the concept of the normative documents used in the development and design of working drawings of details and architectural drawings.The proposed approaches to the application of information technologies in the use of didactic principles can significantly improve the efficiency of the students to study the state standards, develop their ability to link theory with practice, form design skills of graphic culture, bring attention and care to increase the interest of the whole to learn and do it more accessible.

Текст научной работы на тему «Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики»

УЕБТЫНС

мвви

УДК 744:62 + 693

В.И. Тельной

ФГБОУВПО «МГСУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ЕСКД И СПДС В КУРСЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

Рассмотрены и проанализированы особенности использования традиционных дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики для активизации учебно-познавательной деятельности студентов по изучению концептуальных положений нормативных документов, применяемых при разработке и оформлении машиностроительных и архитектурно-строительных чертежей.

Предложенные подходы по применению информационных технологий позволяют значительно повысить эффективность работы студентов по изучению государственных стандартов.

Ключевые слова: государственные стандарты ЕСКД, государственные стандарты СПДС, инженерная графика, дидактические принципы, конструкторские документы.

При проведении занятий по инженерной графике особое внимание следует уделять расширению технического кругозора студентов, формированию у них инженерного мышления и графической культуры.

В этом направлении многого можно достичь в процессе изучения государственных стандартов (ГОСТ) Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС).

Изучение государственных стандартов — одна из важных и наиболее трудных задач графических дисциплин. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы дать студентам представление о ЕСКД и СПДС как стройной, целостной системе, обосновать основные требования стандартов, научить ориентироваться в общей системе и в структуре каждого отдельного стандарта.

Анализ научной литературы и многолетний опыт работы показывают, что для активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении государственных стандартов необходимо руководствоваться следующими основополагающими, общепризнанными дидактическими принципами [1—6]: научности;

систематичности и последовательности; связи теории с практикой; сознательности и активности обучаемых; прочности усвоения знаний; доступности; наглядности;

индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы; воспитывающего обучения (рис. 1).

ВЕСТНИК

МГСУ-

Научности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Связи теории с практикой

Систематичности и п осл ело в атсл ь и ост и

Наглядности

Сознательности и активности обучаемых

Прочности усвоения _знаний_

Доступности

Индивидуального подхода_

Воспитывающего обучения_

Виды восприятия и познания.

Рис. 1. Подход к изучению государственных стандартов ЕСКД и СПДС с использованием дидактических принципов

Принцип научности на занятиях по инженерной графике обеспечивается использованием традиционных и новейших достижений науки в области графических дисциплин. Преподавательский состав должен знать значительно больше излагаемого в учебной литературе. Для этого ему необходимо постоянно знакомиться с материалами публикуемых научных и методических статей, с различными учебниками и учебными пособиям, а также активно участвовать в научных исследованиях.

Основой построения всех изображений на чертежах, выполняемых в соответствии с требованиями ГОСТ 2.305—2008 «Изображения — виды, разрезы, сечения», служат изученные студентами в разделе «Теория построения проекционного чертежа» дисциплины «Инженерная графика» правила построения и свойства эпюра (комплексного чертежа).

Кроме того, на кафедре начертательной геометрии и графики студенты знакомятся с новейшими достижениями в технике выполнения графических и текстовых конструкторских документов на базе персональных компьютеров, а также активно участвуют в научно-исследовательской работе под руководством опытных преподавателей [7].

Принцип систематичности и последовательности заключается в необходимости преподавать материал в строгом логическом порядке от простого к сложному, активно руководить учебно-воспитательным процессом и добиваться планируемого уровня усвоения системы знаний, умений и навыков: переход к следующему уровню усвоения должен происходить только после того, как предшествующий уровень пройден с коэффициентом усвоения Ку > КП (некоторое пороговое значение).

Этот принцип находит свое отражение как в последовательности изучения стандартов, так и в организации самой работы по их усвоению.

Изучение стандартов начинается с общих правил выполнения чертежей, основные положения которых затем используются при выполнении конкретных графических конструкторских документов.

Процесс изучения каждого стандарта начинается с фронтального ознакомления с ним учебной группы, рассмотрения его ключевых положений, пояснения порядка работы со стандартами.

При выполнении чертежей преподаватель должен систематически побуждать студентов обращаться к стандартам и другой нормативной литературе. Это возможно в тех случаях, когда у студентов возникает какой-либо вопрос или когда преподаватель замечает ошибки в выполняемом чертеже. При этом не следует сразу давать ответ на возникший вопрос. Необходимо только подсказать, где его искать, а на первых порах даже найти его вместе со студентом.

Последовательное изучение общих правил выполнения чертежей обеспечивает формирование у студентов общей системы требований по их разработке и оформлению.

Принцип связи теории с практикой при выполнении учебных чертежей подводит студентов к пониманию значения теории в жизни инженера, в его практической деятельности. В ходе практических занятий необходимо приучать их умело применять усвоенные теоретические знания при решении различных практических задач конструирования, используя методы начертательной геометрии.

С одной стороны, весь процесс разработки конструкторской документации есть приложение научных основ построения изображений и содержания нормативных документов к реализации практических задач. С другой стороны, сами нормативные документы есть результат обобщения огромного практического производственного опыта.

В процессе обучения нужно систематически пояснять, к каким последствиям может привести несоблюдение того или иного положения стандарта. Это помогает студентам понять обоснованность всех требований и необходимость их соблюдения.

Только после этого можно приступать к практической работе, которая в инженерной графике является приложением теоретических знаний к выполнению учебных чертежей деталей и архитектурно-строительных чертежей зданий и сооружений, а также реальных конструкторских документов.

Принцип сознательности и активности обучаемых требует такой организации процесса изучения дисциплины, при которой студенты не только четко и ясно понимают задачи своего обучения, но и активно усваивают материал, применяя затем полученные знания при решении конкретных геометро-графических задач.

В процессе изучения стандартов необходимо формировать обобщающие понятия, как только накапливается достаточное для этого количество материала, а также устанавливать все возможные связи с ранее изученным материалом и проводить, где это возможно, аналогии.

Обоснование конкретных требований стандартов поможет студентам сознательно усваивать изучаемый материал. Кроме того, важное место при ак-

ВЕСТНИК

тивном и сознательном получении знаний играет интерес, который может быть вызван использованием на занятиях самих ГОСТов в качестве учебной литературы.

Особенностью реализации принципа сознательности на занятиях по изучению ГОСТов является также то, что сначала происходит осознание содержания правил разработки и оформления чертежей, а затем в результате выполнения контрольных заданий и графических задач на практических занятиях вырабатывается автоматизм их применения. Для этого разработан практикум по инженерной графике [8]. На рис. 2 приведена одна из страниц этого практикума для отработки учебного вопроса «Построение Плана 1-го этажа» при изучении ГОСТ 21.501—93 СПДС «Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей».

Рис. 2. Пример оформления страницы практикума по инженерной графике для изучения ГОСТ 21.501—93 СПДС «Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей»

Исследования психологов показывают, что высокую активность обучаемые проявляют при условии самооценки и самоконтроля в ходе обучения. Так как студенты на первом курсе еще недостаточно подготовлены к планированию своей самостоятельной работы, то для правильной регламентации учебной нагрузки по инженерной графике установлены контрольные сроки сдачи и «защиты» каждого контрольного задания, предусмотренного учебной программой.

Принцип прочности усвоения знаний отражает ту особенность обучения, при которой студенты усваивают основной материал настолько, что могут восстановить его в памяти и использовать в учебных и практических целях своей профессиональной деятельности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности, так как хорошо запоминается та информация, которая понятна и осмыслена обучаемыми.

При изучении стандартов ЕСКД и СПДС такому усвоению в наибольшей степени способствует постоянное, сознательное применение конкретных правил при выполнении чертежей и схем.

Кроме того, в процессе выполнения контрольных заданий и особенно при их защите необходимо требовать от обучаемых знание основных положений изученных ГОСТов и обоснования принятых графических решений.

Принцип доступности обучения выражается в необходимости соответствия содержания материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов, уровню их развития. Однако доступность нельзя подменять «легкостью», обучение должно происходить при напряжении умственных способностей обучаемых.

Основная трудность при изучении стандартов заключается в большом объеме материала. Поэтому, ставя реально достижимые цели, нужно выделить в каждом стандарте основные, принципиально важные положения и направить усилия студентов на их усвоение. Это касается, прежде всего, общих требований к конструкторской документации и требований к конкретным конструкторским документам. Поэтому использование этого принципа неразрывно связано с использованием дидактического принципа наглядности.

Принцип наглядности является одним из ведущих в дидактике. Он связан с методикой обучения, при которой у студентов формируются представления и понятия на основе изучения разных предметов с привлечением зрительных и слуховых органов восприятия.

Наглядность при изучения конкретных учебных дисциплин может иметь свои особенности. Так, большой объем и большая насыщенность материала стандартов ЕСКД и СПДС заставляют наряду с оправдавшими себя классическими методами и формами обучения использовать современные информационно-компьютерные технологии, облегчающие восприятие и переработку содержания изучаемых вопросов. Для этого по каждой теме кафедрой разработаны и используются плакаты, мультимедийные презентации, иллюстрирующие содержание конкретных конструкторских документов, стадии их разработки или раскрывающие основные положения конкретного стандарта (рис. 3). В отдельных случаях для развития пространственного воображения используются модели, в т.ч. и изменяющиеся. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения [9].

Важную роль в процессе обучения графике играет выполнение чертежей (эскизов) с натуры, помогающее выработке у студентов навыка установления связи пространственного объекта с его изображениями.

Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы является определяющим при выполнении студентами контрольных заданий по инженерной графике.

ВЕСТНИК

МГСУ-

Рис. 3. Пример оформления одного из слайдов для изучения ГОСТ 2.305—2008 ЕСКД «Изображения — виды, разрезы, сечения»

Для реализации этого принципа на кафедре используются индивидуальные контрольные задания, индивидуальное руководство при их выполнении и индивидуальный контроль при их сдаче [9, 10]. В ходе индивидуальных бесед с каждым студентом преподаватель имеет возможность указать ему на допущенные ошибки, поговорить о его последующей работе и таким образом предупредить возникновение новых ошибок. Сложность реализации данного принципа заключается в обоюдном лимите времени у преподавателя и студентов.

Принцип воспитывающего обучения осуществляется введением определенных воспитательных задач через изучаемый материал в методы учебной работы.

Индивидуальная работа с обучаемыми по изучению государственных стандартов представляет большие возможности по воспитанию у студентов качеств, необходимых будущим инженерам-строителям. Можно успешно вырабатывать такие важные для будущего специалиста качества, как организованность, самостоятельность, собранность, умение планировать свою работу, использовать нормативную и справочную литературу, осуществлять самоконтроль.

Отдельно следует подчеркнуть то обстоятельство, что ГОСТы содержат только необходимые правила и дают конструктору значительную свободу, особенно при выборе количества и содержания изображений на чертеже.

Таким образом, использование рассмотренных дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС позволит достичь

больших положительных результатов в развитии инженерного мышления у студентов и сформировать у них конкретные знания, умения и навыки в разработке графических конструкторских документов.

Библиографический список

1. Полежаев Ю.О., Тельной В.И. Методика изучения дисциплины «Начертательная геометрия» // Вестник МГСУ 2007. № 1. С. 82—83.

2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/golub/01.php. Дата обращения: 17.11.2012.

3. Дидактические принципы и их реализация в педагогической практике. Режим доступа: http://www.didakticheskie-principy-i-ix...v... . Дата обращения: 17.11.2012.

4. Михайленко О.И. Принципы обучения. Методы и средства обучения. Режим доступа: http://www.kpip.kbsu.ru. Дата обращения: 17.11.2012.

5. Принципы и правила обучения. Режим доступа: http://www.printsipy-i-pravila-obucheniya. Дата обращения: 17.11.2012.

6. Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию. Режим доступа: http://www.chepfa.ru/school2/files/eduprinciples.doc. Дата обращения: 17.11.2012.

7. Тельной В.И., Царева М.В. Использование информационных технологий при преподавании компьютерной графики // Вестник МГСУ 2012. № 6. С. 161—165.

8. Инженерная графика. Практикум для студентов 1-го курса всех направлений подготовки / Т.М. Кондратьева, А.Ю. Борисова, Е.П. Знаменская и др. М. : МГСУ, 2012. 40 с.

9. Тельной В.И. Применение новых информационных технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика» // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании : сб. трудов Междунар. науч. конф. М. : МГСУ, 2012. С. 786—791.

10. Тельной В.И., Иващенко А.В. Автоматизация процесса контроля знаний студентов по инженерной графике при дистанционном обучении // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 136—141.

Поступила в редакцию в декабре 2012 г.

О б а в т о р е: Тельной Виктор Иванович — кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-24-83, [email protected].

Для цитирования: Тельной В.И. Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики // Вестник МГСУ. 2013. № 3. С. 255—262.

V.I. Tel'noy

USE OF DIDACTIC PRINCIPLE IN THE STUDY OF STATE STANDARDS ESKD AND SPDS AWARE OF ENGINEERING GRAPHICS

Didactic principles: scientific, systematic and consistency, clarity, communication theory and practice, consciousness and activity of students, the strength of learning, accessibility, individual approach to learning in a collective work, raising a training used in the teaching of different disciplines and are independent of the subject of study. But their application to any particular discipline is different, reflecting the specifics of a particular discipline

ВЕСТНИК

Review and assess the characteristics of traditional didactic principles: the study of state standards ESKD and ASAP in the course of engineering graphics to enhance learning and cognitive activity of students to study the concept of the normative documents used in the development and design of working drawings of details and architectural drawings.

The proposed approaches to the application of information technologies in the use of didactic principles can significantly improve the efficiency of the students to study the state standards, develop their ability to link theory with practice, form design skills of graphic culture, bring attention and care to increase the interest of the whole to learn and do it more accessible.

Key words: state standards ESKD, state standards SPDS, engineering graphics, didactic principles, design documents.

References

1. Polezhaev Ju.O., Tel'noy V.I. Metodika izucheniya distsipliny «Nachertatelnaya geometriya» [The method of studying the discipline «Descriptive Geometry»]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2007, no 1, pp. 82—83.

2. Golub B. A. Osnovy obwej didaktiki [Fundamentals of general didactics]. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/golub/01.php. Accessed: Nov l7, 2012.

3. Didakticheskie principy i ih realizacija v pedagogicheskoj praktike [Didactic principles and their implementation in teaching practice]. Available at: http://www.didakticheskie-prin-cipy-i-ix...v... . Accessed: Nov 17, 2012.

4. Mihajlenko O.I. Principy obuchenija [Principles of teaching. Methods and tools for learning]. Available at: http://www.kpip.kbsu.ru. Accessed: Nov 17, 2012.

5. Principy i pravila obuchenija [Principles and rules of training]. Available at: http://www. printsipy-i-pravila-obucheniya. Accessed: Nov 17, 2012.

6. Principy obuchenija kak kategorii didaktiki, otrazhajuwie ee normativnuju funkciju [Principles of learning as a category of didactics, reflecting its regulatory function]. Available at: http://www.chepfa.ru/school2/files/eduprinciples.doc. Accessed: Nov 17, 2012.

7. Tel'noy V.I., Tsareva M.V. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy pri prepodava-nii komp'yuternoy grafiki [Use of information Technologies in Teaching Computer Graphics]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 161—165.

8. Kondrat'eva T.M., Borisova A.Ju., Znamenskaja E.P., Mitina T.V., Tepljakov A.A., Petrova L.A., Polezhaev Ju.O. Inzhenernaja grafika. Praktikum dlja studentov 1-go kursa vseh napravlenij podgotovki [Engineering Graphics. Workshop for students of 1-st year of training areas]. Moscow, MSUCE, 2012. 40 p.

9. Tel'noy V.I. Primenenie novyh informacionnyh tehnologij pri izuchenii discipliny «Inzhenernaja grafika» [The use of new information technologies in the study of the subject «Engineering Graphics»]. Integration, partnership and innovation in construction science and education: scientific publication. Moscow, MSUCE, 2012, pp. 786—791.

10. Tel'noy V.I., Ivashchenko A.V. Avtomatizatsiya protsessa kontrolya znaniy studentov po inzhenernoy grafike pri distantsionnom obuchenii [Computer-Assisted Control of Academic Performance in Engineering Graphics within the Framework of Distance Learning Programmes]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 136—141.

About author: Tel'noy Victor Ivanovich — Candidate of Military Sciences, Associated Professor, Associate Professor of Descriptive Geometry and Engineering Graphics, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26, Jaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia, [email protected], 8499183-24-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Tel'noy V.I. Use of didactic principle in the study of state standards eskd and spds aware of engineering graphics [Using Didactic Principles in the Study of State Standards for the Unified System of Design Documentation and the System of Design Documentation for Civil Engineering in the Course of Engineering Graphics]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 255—262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.