2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - 5-е изд., дораб. М., Просвещение, 2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г.
5. Беляева, Е.А. Разработка рабочей программы. // Режим доступа: http://school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-prog Bibliograficheskij spisok:
1. Federal'nyj zakon № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012.
2. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Inostrannyj jazyk. 5-9 klassy. - 5-e izd., dorab. M., Prosveshhenie,
2012.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom № 373 Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 6.10.2009 g.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom № 1897 Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.12. 2010 g.
5. Beljaeva, E.A. Razrabotka rabochej programmy. // Rezhim dostupa: http://school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-
prog
Течинова Айрана Михаиловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]
Techinova Ayrana - cand. of sciences (pedagogy), Associate Professor of Foreign Languages Department, Tuvan state university, E-mail: [email protected]
УДК 372.881.111.1
ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В УЧЕБНИКАХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТРАШИХ КЛАССОВ
Течинова А.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
USING GRAPHIC ORGANIZERS IN TEACHING READING IN STUDENTS' BOOKS OF ENGLISH FOR SENIOR GRADES
Techinova A.M.
Tuvan state university, Kyzyl
В данной работе анализируются учебники учебно-методических комплектов по английскому языку для старших классов на предмет реализации графической наглядности в обучении чтению. Для анализа были выбраны учебники, используемые в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях республики Тыва. Графическая наглядность - одна из эффективных средств в обучении чтению, которая при правильном использовании, помогает учащимся понять сложные и длинные аутентичные тексты на иностранном языке.
Ключевые слова: графическая наглядность, чтение, английский язык, учебно-методический комплект, учебник, старшие классы, анализ учебников.
The students' books of English for senior grades are analyzed in this article. The subject of the analysis is the graphic organizers in teaching reading. For analysis we selected the students' books of English used in teaching English at schools of the Republic of Tyva. Graphic organizer is one of the effective tools in teaching reading; it helps learners to comprehend long and difficult authentic texts in a foreign language.
Key words: graphic organizers, reading, English, teaching materials, a student's book, senior grades, analysis of the student's book.
Графическая наглядность является одной из визуальных графических средств обучения, эффективность которой доказана научными исследованиями в области обучения иностранному языку в зарубежной и отечественной методике обучения английскому языку [1, 2, 3]. Правильное использование графической наглядности помогает учащимся лучше понять сложные и длинные аутентичные тексты на иностранном языке. Между тем, учителя редко используют графическую наглядность на уроках и не компетентны в использовании их в качестве средств обучения. Мы считаем, это связано с тем, что в действующих учебниках по английскому языку упражнений с графической наглядностью для понимания прочитанного представлено мало.
В методической литературе существуют различные виды графической наглядности, такие как таблицы, схемы, диаграммы, карта рассказа, матрица, семантическая карта, графы и т.д.
Рассмотрим некоторые из них:
1) Story map - карта рассказа для чтения объемных аутентичных текстов, в которой описываются основные моменты рассказа: главные герои, место и время действия, проблема, основное содержание и заключение. Данную карту можно заполнять индивидуально, в малых группах или всем классом. Заполненная карта является хорошей опорой для дальнейшего обсуждения, пересказа или написания эссе [4].
Story map
2) Compare/contrast matrix - матрица для систематизации знаний, наглядное сравнение общих и отличительных признаков между двумя или более персонажами, предметами, местами или событиями [5].
Compare/contrast matrix
Characters Settings Problem and Solution Other
Story 1
Story 2
What is general?
3) Venn diagram - линейные схемы, состоящие из двух или нескольких кругообразных фигур, предназначенных для сравнения двух или более понятий, персонажей, событий и т.д.
Рис. 1. Venn diagram
4) Character map - карта, раскрывающая главных героев, персонажей текста.
5) Tree diagram - диаграмма, используемая для понимания и анализа основной идеи текста в иерархической последовательности с различными элементами подчиненными друг-другу.
6) A pro (in favor) and con (against) chart - таблица, в которой представлены за и против аргументы с опорами.
PROS CONS
Argument: Support: Argument: Support:
7) K-W-L Chart - первые два столбика заполняются до чтения текста, а последний столбик после прочтения.
What I Know What I Want to know What I have Learnt
Далее анализируем учебники (student's book) учебно-методических комплектов по английскому языку для 10-11 классов на предмет реализации графической наглядности в обучении чтению. Были проанализированы учебники учебно-методических комплектов, действующие в общеобразовательных учреждениях республики Тыва и входящие в федеральный перечень рекомендованных учебников с 2013 - 2014 учебного года:
1. Учебники для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Enjoy English" авторов Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Обнинск: Титул, 2009, 2011 гг.
2. Учебники для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Spotlight" авторов Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Б. Оби, В. Эванс. Москва, 2009, 2012 гг.
3. Учебники для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Happy English.ru" авторов Кауфман К.И., Кауфман Ю.И. Обнинск: Титул, 2010, 2011 гг.
Анализ вышеперечисленных учебников по английскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений на предмет реализации графической наглядности в обучении
чтению сделан по следующему алгоритму: какие виды графической наглядности представлены (карты, схемы, диаграммы и т.д.) в обучении чтению; какие виды чтения развиваются с использованием графической наглядности.
В УМК "Enjoy English" в учебниках для 10 и 11 классов представлены такие виды графической наглядности как 'Word Web, 'Chart, 'Scheme', 'Diagram', 'Mind Map', 'Table'. Таким образом, в учебнике для 10 класса были выявлены всего 14 упражнений с применением графической наглядности в обучении чтению. Из них 9 упражнений по просмотровому чтению, 3 упражнений по ознакомительному чтению и 2 упражнения по изучающему чтению. Формулировка заданий: Read the text again and fill in the table. Look through the text and complete the mind map with some examples of the work the engineering profession involves и т.д. В учебнике для 11 класса найдено 16 упражнений с применением графической наглядности в обучении чтению: 10 упражнений по просмотровому чтению и 6 упражнений по изучающему чтению.
Проанализировав учебники УМК "Enjoy English", делаем вывод, что графическая наглядность в большей степени используется в просмотровом и ознакомительном видах чтениях в дотекстовом и послетекстовом этапах работы с текстом.
В учебнике УМК "Spotlight" для 10 класса авторов Афанасьева О.В, Дули Дж., Михеева И.В. нами были выявлены всего 22 упражнений с применением графической наглядности в обучении чтению. Из них 11 упражнений по изучающему чтению, 7 - по ознакомительному чтению и 4 - по просмотровому чтению. В обучении этих видов чтения используются такие графические наглядности как 'Table', 'Pie chart', 'Diagram', 'Timeline'. Формулировки заданий: Complete the table with words from the text. Look at the pie chart. What makes up our rubbish? Look at the diagram in the text B. How many types of teeth have we got? Read the timeline and complete the gaps.
В учебнике 11 класса УМК «Spotlight» выявлены 13 упражнений с применением таких графических наглядностей как 'Pie-chart', 'Table'. 9 упражнений по просмотровому чтению и 4 - по изучающему чтению. Формулировки заданий: Look at the pie-chart. What information does it; give us about the ethnic population in Britain? What is it about? What it its purpose? Use words from the text to complete the table.
Проанализировав УМК «Spotlight» для 10 и 11 классов, делаем вывод, что графическая наглядность также используется в дотекстовом и послетекстовом этапах работы c текстом.
В учебнике "Happy English.ru" для 10 класса авторов Кауфман К.И., Кауфман Ю.И. выявлены всего 2 упражнения с применением таких видов графической наглядности как 'Scheme', 'Chart' . Формулировки заданий: Copy the scheme into your copybooks and fill it in with the words from the text. Look through the text and find as many as you can that are related to camping. Copy them into your workbook using this chart as a model.
В учебнике "Happy English.ru" для 11 класса нами не выявлено ни одного упражнения с использованием графической наглядности в обучении чтению.
Все проанализированные нами учебники трех разных УМК по английскому языку представляют ценный материал в обучении чтению. Во всех комплектах ставится задача совершенствования трех видов чтения, как с применением графической наглядности, так и без применения ее. В учебниках "Enjoy English" и "Spotlight' графическая наглядность в обучении чтению реализуется, но в малых количествах. В учебнике "Happy English.ru" по результатам анализа можно сказать, что графическая наглядность не реализуется.
Библиографический список:
1. Течинова, А.М., Удера, Ч.А. Развитие навыков развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения "opinion essay" с использованием графической наглядности. // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53).
2. Течинова, А.М., Доржу, Н.С. Реализация графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления "Педагогическое образование" профиля "Иностранный (Английский) язык". // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51).
3. Течинова, А.М. Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык». // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49).
4. Manoli, P., Papadopoulou, M. «Graphic Organizers as a Reading Strategy: Research Findings and Issues» // Department of Early Childhood Education, University of Thessaly, Volos, Greece. Scientific research 2012. // URL: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2012. 3355.
5. Kiewra, K. A., DuBois, N. F., Christian, D., & McShane A. Providing study notes: A comparison of three types of notes for review. Journal of Educational Psychology, 1988.
6. Биболетова, М.З., Спичко, Н.А., Щепилова, А.В., Трубанева, Н.Н. Иностранный язык. 10-11 класс. Примерные программы среднего (полного) общего образования. М.: Изд-во Вентана-Граф, 2012.
7. Афанасьева, О.В., Дули, Дж., Михеева, И.В., Б. Оби, В. Эванс. Английский язык. "Spotlight". 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд. М: Express Publishing, Просвещение, 2012.
8. Афанасьева, О.В., Дули, Дж., Михеева, И.В., Б. Оби, В. Эванс. Английский язык. "Spotlight". 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд. доп. и перераб. М: Express Publishing, Просвещение, 2009.
9. Биболетова, М.З., Бабушис, Е.Е., Снежко, Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием. "Enjoy English". Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. испр. Обнинск: Титул, 2009.
10. Биболетова, М.З., Бабушис, Е.Е., Снежко, Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием. "Enjoy English". Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. испр. Обнинск: Титул, 2011.
11. Кауфман, К.И., Кауфман, Ю.И Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул, 2010.
12. Кауфман, К.И., Кауфман, Ю.И Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул, 2011.
Bibliograficheskij spisok:
1. Techinova, A.M., Udera, Ch.A. Razvitie navykov razvernutogo pis'mennogo vyskazyvanija s jelementami rassuzhdenija "opinion essay" s ispol'zovaniem graficheskoj nagljadnosti. // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2015. № 4 (53).
2. Techinova, A.M., Dorzhu, N.S. Realizacija graficheskoj nagljadnosti v formirovanii grammaticheskih navykov u studentov programmy bakalavriata napravlenija "Pedagogicheskoe obrazovanie" profilja "Inostrannyj (Anglijskij) jazyk". // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2015. № 2 (51).
3. Techinova, A.M. Ispol'zovanie graficheskoj nagljadnosti v razvitii perceptivnyh i produktivnyh rechevyh umenij u bakalavrov napravlenija «Pedagogicheskoe obrazovanie» profil' «Inostrannyj jazyk». // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2014. № 6 (49).
4. Manoli, P., Papadopoulou, M. «Graphic Organizers as a Reading Strategy: Research Findings and Issues» // Department of Early Childhood Education, University of Thessaly, Volos, Greece. Scientific research 2012. // URL: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2012. 3355.
5. Kiewra, K. A., DuBois, N. F., Christian, D., & McShane A. Providing study notes: A comparison of three types of notes for review. Journal of Educational Psychology, 1988.
6. Biboletova, M.Z., Spichko, N.A., Shhepilova, A.V., Trubaneva N.N. Inostrannyj jazyk. 10-11 klass. Primernye programmy srednego (polnogo) obshhego obrazovanija. M.: Izd-vo Ventana-Graf, 2012.
7. Afanas'eva, O.V., Duli, Dzh., Miheeva, I.V., B. Obi, V. Jevans. Anglijskij jazyk. "Spotlight". 10 klass. Uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 5-e izd. M: Express Publishing, Prosveshhenie, 2012.
8. Afanas'eva, O.V., Duli Dzh., Miheeva, I.V.,Obi, Jevans, B, V. Anglijskij jazyk. "Spotlight". 11 klass. Uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 2-e izd. dop. i pererab. M: Express Publishing, Prosveshhenie, 2009.
9. Biboletova, M.Z., Babushis, E.E., Snezhko N.D. Anglijskij jazyk: Anglijskij s udovol'stviem. "Enjoy English". Uchebnik dlja 10 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 2-e izd. ispr. Obninsk: Titul, 2009.
10. Biboletova M.Z., Babushis E.E., Snezhko, N.D. Anglijskij jazyk: Anglijskij s udovol'stviem. "Enjoy English". Uchebnik dlja 11 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 2-e izd. ispr. Obninsk: Titul, 2011.
11. Kaufman, K.I., Kaufman, Ju.I Anglijskij jazyk: Schastlivyj anglijskij.ru / Happy English.ru: Uchebnik dlja 10 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Obninsk: Titul, 2010.
12. Kaufman, K.I., Kaufman, Ju.I Anglijskij jazyk: Schastlivyj anglijskij.ru / Happy English.ru: Uchebnik dlja 11 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Obninsk: Titul, 2011.
Течинова Айрана Михаиловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]
Techinova Ayrana - cand. of sciences (pedagogy), Associate Professor of Foreign Languages Department, Tuvan State University, E-mail: [email protected]