Научная статья на тему 'Реализация графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный (английский) язык»'

Реализация графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный (английский) язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА / ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / БАКАЛАВРЫ / GRAPHIC ORGANIZERS / TEACHING GRAMMAR / GRAMMAR SKILLS / GRAMMAR SKILLS FORMATION / ENGLISH / BACHELOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течинова А. М., Доржу Н. С.

Данная работа посвящена изучению эффективности использования графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный (английский) язык». Авторами статьи обосновывается идея о том, что графическая наглядность уточняет и систематизирует учебную информацию, где студенты становятся активными участниками учебного процесса в приобретении знаний. Студенты приобретают навыки обработки, систематизации учебного материала, навыки логического и критического мышления и навыков общения на изучаемом иностранном языке. В статье представлены результаты внедрения графической наглядности в обучении грамматике английского языка. Тестирование, проведённое после внедрения графической наглядности в развитии грамматических навыков, показало, что качество знаний студентов значительно повысилось. По результатам анкетирования выявлено, что студенты воспринимают грамматический материал с использованием графической наглядности легче и положительно ответили на интеграцию таких учебных средств в изучении грамматики английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Течинова А. М., Доржу Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING OF GRAPHIC ORGANIZERS IN GRAMMAR SKILLS FORMATION OF BACHELOR STUDENTS FOR TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH)

The article deals with the effectiveness of using graphic organizers to teach English grammar to the first year bachelor students for “Teacher Education” in “Foreign Language (English)”. With the help of graphic organizers students acquire the skills of processing, organizing educational materials, skills, logic and critical thinking and communication skills to learn a foreign language. In this article the results of the pre-test and the post test demonstrated that the quality of students’ knowledge increased significantly. The results of the questionnaire showed that the students perceived grammar easier and responded positively to implementing such teaching devices in the grammar skills formation. The theoretical research of the western authors showed that in comparison with the Russian pedagogy, the use of visual teaching materials in teaching a foreign language and particular grammartical skills is a more elaborated sphere of knowledge.

Текст научной работы на тему «Реализация графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный (английский) язык»»

Открывают первую тетрадь «Капельные пьески» - яркие миниатюры для самых маленьких исполнителей.

Пьеса «Лягушки» представлена довольно жесткими в гармоническом отношении диссонансами - большими секундами. Сначала они звучат в среднем регистре, затем в высоком (вероятно, таковы образы лягушат). Композитор сразу же вводит ребенка в гармонический язык современной музыки, не боясь терпких, «колючих» созвучий. Секунда здесь используется в качестве самостоятельного выразительного средства. А миниатюра «Считалка» легко и непринужденно приучает ребенка к нетипичному для детской музыки размеру 5/8. Метрическая единица здесь равняется двум тактам с опорой на первую долю второго такта. Она же является каждый раз и новой мини-кульминацией, вершиной фразы.

Особое, трепетное отношение композитор испытывает, по всей видимости, к старой доброй сказке. В сборниках пьес «От 5 до 50» сказочным героям посвящены две сюиты - сказки («Принцесса не умевшая плакать», «Король - музыкант»), две ансамблевые пьесы-сказки по А.С. Пушкину («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»), «Песня Русалки», «Вальс Золушки и Принца», «Танец Кота в сапогах», сольные пьесы «Марш Бармалея», «Дюймовочка».

В «Мультфильме с приключениями» происходит стремительное разворачивание сюжета, мелькание кадров с различными происшествиями. Здесь можно безгранично развивать фантазию ребенка для создания художественного образа. В свою очередь, красочное изображение в звуках знакомых персонажей, их действий, поможет ребенку вырасти и в техническом мастерстве, поскольку, пьеса, несмотря на быстрый темп, практически вся звучит в среднем регистре, гаммообразные и арпеджирован-ные пассажи позиционно удобны для детской руки.

Третья тетрадь фортепианных сочинений почти полностью посвящена композиторам романтикам и носит название «Из цикла «Воспоминания о девятнадцатом веке», куда включены пьесы: «Романтический вальс», «Мадригал прекрасной даме», «Интермеццо памяти Брамса».

Продолжая лучшие традиции детской ансамблевой музыки, Слонимский не случайно обращается к жанру фортепианного дуэта. Большая часть четырехручных пьес связана с известными сказками, ставшими классикой и призывающими к вечным ценностям. Выбирая героев, Слонимский концентрирует внимание

Библиографический список

на добрых, светлых персонажах из сказок Пушкина, Андерсена, братьев Гримм, Перро. Ансамблевым пьесам присуща подлинная художественность, умение поведать ребенку на языке звуков сказочную историю, воплотить самыми скромными средствами богатый мир человеческих чувств.

При составлении ансамблевых сборников, Слонимский так же, как и при составлении сольных пьес, учитывает принцип возрастания сложности и выстраивает сочинения по принципу контрастности. Так, камерный четырехручный изящный «Вальс Золушки и Принца» - интимный диалог в виде восходящих «вопросов» в партии secondo и ажурное кружево мелодического рисунка в «ответах» в верхнем регистре сменяет темпераментный «Танец Кота в сапогах» - эффектный танец с задорным синкопированным ритмом, имитирующий притопы-прихлопы. Далее цикл продолжает торжественный «Школьный Полонез», и, как лирическая арка, завершает IV тетрадь пьес «Деревенский вальс».

Несколько иная концепция построения цикла в V тетради. Здесь идет погружение в сказку целиком, а не только в отдельный её фрагмент. Слонимскому удалось емко, лаконично рассказать в звуках сюжеты «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне», наделяя героев яркими, точными характеристиками.

Не случайно венчает сборники ансамблевых пьес торжественный бравурный «Венгерский марш», как логическое парадно-праздничное завершение цикла. Художественный образ произведения достигается не только благодаря аккордовой фактуре, хлопкам в ладоши, но и за счет насыщения музыкальной ткани острыми синкопами, акцентами в сочетании с триолями. Эта пьеса рассчитана на достаточно подготовленных в пианистическом развитии учеников: фактура пьесы пронизана аккордово-октав-ными проведениями в пунктирном ритме.

По мере знакомства с пьесами убеждаешься, что они написаны не только для детей, но и для взрослых - о детях и не только о них. Взгляд на мир детства издалека, как на нечто прекрасное, но навсегда ушедшее, щемящее чувство ностальгии особенно сквозит в «Вальсе Принца и Золушки», в «Сказке о золотой рыбке». Быть может, автор потому и назвал свой цикл «От 5 до 50», адресуя его тем, кто на всю жизнь сохранил душевную чистоту и непосредственность, подобно Г.Х. Андерсену, создававшему свои сказки для «больших детей».

1. Металлиди Ж. Волшебной флейты звуки. Пьесы для флейты в сопровождении фортепиано. Санкт-Петербург: Композитор, 2004.

2. Металлиди Ж. Петь по-всякому. Песни для детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2013.

3. Металлиди. Ж. Лунная дорожка. Пьесы для скрипки и фортепиано Санкт-Петербург, 2005.

4. Металлиди. Ж. Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей. Санкт-Петербург, 2010.

5. Металлиди. Ж. Пьесы для виолончели и фортепиано. Санкт-Петербург, 2010.

6. Мыльников. А. Рождение игрушки: школа игры на фортепиано. Санкт-Петербург, 2000.

7. Слонимский. С. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом. Тетрадь 1, 2 ,3, 4, 5 Санкт-Петербург, 1995. References

1. Metallidi Zh. Volshebnoj flejty zvuki. P'esy dlya flejty vsoprovozhdenii fortepiano. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2004.

2. Metallidi Zh. Pet'po-vsyakomu. Pesni dlya detej mladshego vozrasta. Sankt-Peterburg, 2013.

3. Metallidi. Zh. Lunnaya dorozhka. P'esy dlya skripki i fortepiano Sankt-Peterburg, 2005.

4. Metallidi. Zh. Sygraem vmeste. P'esy dlya ansamblya skripachej. Sankt-Peterburg, 2010.

5. Metallidi. Zh. P'esy dlya violoncheli i fortepiano. Sankt-Peterburg, 2010.

6. Myl'nikov. A. Rozhdenie igrushki: shkola igry na fortepiano. Sankt-Peterburg, 2000.

7. Slonimskij. S. Otpyati do pyatidesyati. Fortepiannyj al'bom. Tetrad' 1, 2 ,3, 4, 5 Sankt-Peterburg, 1995.

Статья поступила в редакцию 24.03.15

УДК 378.02:37.016

Techinova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Tuvan State University

(Kyzyl, Russia), E-mail: myboxtuva@list.ru

Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University

(Kyzyl, Russia), E-mail: namdolmaa@gmail.com

IMPLEMENTING OF GRAPHIC ORGANIZERS IN GRAMMAR SKILLS FORMATION OF BACHELOR STUDENTS FOR TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH). The article deals with the effectiveness of using graphic organizers to teach English grammar to the first year bachelor students for "Teacher Education" in "Foreign Language (English)". With the help of graphic organizers students acquire the skills of processing, organizing educational materials, skills, logic and critical thinking and communication skills to learn a foreign language. In this article the results of the pre-test and the post test demonstrated that the quality of students' knowledge increased significantly. The results of the questionnaire showed that the students perceived grammar

easier and responded positively to implementing such teaching devices in the grammar skills formation. The theoretical research of the western authors showed that in comparison with the Russian pedagogy, the use of visual teaching materials in teaching a foreign language and particular grammartical skills is a more elaborated sphere of knowledge.

Key words: graphic organizers, teaching grammar, grammar skills, grammar skills formation, English, bachelor students.

Течинова А.М., канд. пед. наук, доц. каф. английского языка ФГБОУ ВПО Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: myboxtuva@list.ru

Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков ФГБОУ ВПО Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: namdolmaa@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК»

Данная работа посвящена изучению эффективности использования графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Иностранный (английский) язык». Авторами статьи обосновывается идея о том, что графическая наглядность уточняет и систематизирует учебную информацию, где студенты становятся активными участниками учебного процесса в приобретении знаний. Студенты приобретают навыки обработки, систематизации учебного материала, навыки логического и критического мышления и навыков общения на изучаемом иностранном языке. В статье представлены результаты внедрения графической наглядности в обучении грамматике английского языка. Тестирование, проведённое после внедрения графической наглядности в развитии грамматических навыков, показало, что качество знаний студентов значительно повысилось. По результатам анкетирования выявлено, что студенты воспринимают грамматический материал с использованием графической наглядности легче и положительно ответили на интеграцию таких учебных средств в изучении грамматики английского языка.

Ключевые слова: графическая наглядность, обучение грамматике, формирование грамматического навыка, грамматический навык, английский язык, бакалавры.

Согласно основной образовательной программе направления подготовки Педагогическое образование профиля Иностранный язык студенты-бакалавры за весь курс обучения изучают дисциплину «Практическая грамматика», которая относится к вариативной части профессионального цикла (Б3. В2). Целью освоения дисциплины является подготовка квалифицированного учителя английского языка, способного грамматически правильно выражать свои мысли на английском языке и осуществлять коммуникацию на изучаемом языке на профессиональном уровне, а также способного в дальнейшем самосовершенствоваться в области данного языка [1].

Грамматические навыки играют немаловажную роль в формировании, развитии и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции на профессиональном уровне. Грамматический навык является одним из важных и неотъемлемых компонентов речевых умений говорения, аудирования, письма и чтения [2, с. 121]. В отечественной методике обучения иностранным языкам понятие грамматического навыка трактуется по-разному: речевой грамматический навык (Пассов Е.И, 1991), языковые грамматические навыки и речевые грамматические умения (Шатилов С.Ф., 1982) [Цит. по 3, с. 181]. Несмотря на разнообразие трактовки данного понятия, в настоящей работе мы придерживаемся понятия грамматический навык, который подразумевает «способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по выбору и морфолого-синтакси-ческому оформлению грамматической модели, «совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели в качестве одного из условий речевой деятельности» [4, с. 11].

Как показывает практика, студенты сталкиваются трудностями в обучении грамматике английского языка, которые в отечественной методической литературе классифицируются с позиции возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции [2, с. 107]. При выполнении упражнений, повторении и контроле обучающие начинают допускать грамматические ошибки в устной и письменной речи на английском языке. Данная проблема возникает не только у неуспевающих студентов, но и у успешных. Это объясняется тем, что в условиях республики Тыва студенты-билингвы при изучении английского языка сталкиваются трудностями межъязыковой интерференции на основе первог, родного языка ^1) и второго, русского языка ^2), где правила указанных языков переносятся на другой изучаемый иностранный язык, что приводит к неизбежному появлению грамматических ошибок в иноязычной речи студентов.

В связи с этим, перед нами возникла необходимость в поиске методов, приёмов и средств, наиболее эффективных для

формирования иноязычных грамматических навыков у студентов-билингвов направления подготовки педагогическое образование профиля иностранный язык в условиях республики Тыва. Необходимо отметить, что вопрос о том, какой язык (первый или второй) оказывает большое влияние на формирование иноязычного грамматического навыка и изучение иностранного языка в данной работе не изучается.

Таким образом, графическая наглядность рассматривается нами как эффективное визуальное графическое средство в обучении грамматике английского языка в условиях двуязычия республики Тыва. Информация, представленная в графическом виде наиболее доступна в понимании и усвоении. Графическая наглядность помогает систематизировать учебный материал и развивать критическое мышление у обучающихся. Под графической наглядностью мы подразумеваем «вид зрительной наглядности, отражающий явления языка и окружающей действительности в графической форме - в виде таблицы, диаграммы, схемы и т.д.» [5, с. 34].

Между тем, целью данной работы является подтверждение эффективности использования графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов направления подготовки педагогическое образование профиля иностранный язык.

Делая краткий обзор степени изученности данного вопроса необходимо уточнить, что в зарубежной методической литературе в методике обучения английскому языку как иностранному языку применение графической наглядности в целом в обучении аспектам языка и видам речевой деятельности изучена, доказана и она широко применяется [6]. На самом деле, многочисленные зарубежные исследования подтверждают преимущества использования графической наглядности преподавателем на занятиях в плане оказания помощи студентам развивать навыки и умения, обрабатывать и систематизировать учебный материал. Графическая наглядность помогает студентам понять отношения между понятиями и применяется в качестве средства для развития критического, логического мышления у студентов [7]. К. Мак-найт утверждает, что, когда учебный материал иллюстрирован диаграммами, схемами студенты запоминают его в течение определенного количества времени, а не забывают сразу после занятия или прохождения темы. Во-первых, схемы, диаграммы изображают материал или информацию ясно, чётко и кратко. Во-вторых, они помогают студентам отделить важное от менее важного [8].

В отечественной методике обучения иностранным языкам работ, посвященных графической наглядности в обучении грамматике, почти нет. Из доступных нам источников мы нашли

только работу А.В. Гвоздевой по французскому языку, где графическая наглядность в обучении студентов грамматике французского языка изучается в рамках одного параграфа. Гвоздева утверждает, что «хорошо продуманная схема позволяет легче и быстрее увидеть суть изучаемого предмета, одномоментно получить синтетическое представление о нем, охватить все элементы в их целостности» [9, с. 78].

Краткий обзор литературы по теме исследования позволяет сделать нам вывод, что графическая наглядность уточняет и систематизирует учебную информацию, где студенты становятся активными участниками учебного процесса в приобретении знаний. Студенты приобретают навыки обработки, систематизации учебного материала, навыки логического и критического мышления и навыков общения на изучаемом иностранном языке.

Для подтверждения эффективности использования графической наглядности в формировании грамматических навыков у студентов 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык» было проведено экспериментальное обучение по теме "Ways of Expressing the Future" с тестированием до и после экспериментального обучения, а также было предложено анкетирование. Полученные результаты двух тестов были проанализированы количественно и качественно (см. таблицы 1 и 2). После исследования студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, которая состояла из шести вопросов (см. таблицу 3). Введение новой темы «Способы выражения будущих действий» преподавателем реализовалась при помощи таких видов графической наглядности как Web, Spider Map, Clustering и Mind Map, которые помогли понять разницу между способами выражения будущих действий на английском языке. Затем студентам предложили самим заполнить эти же незаполненные графические наглядности для рефлек-

сии, чтобы выявить уровень осознания содержания пройденного грамматического материала.

Как видно из таблицы 1, большее количество студентов получили ниже среднего балла до экспериментального обучения. Таблица 2 показывает результаты тестирования после экспериментального обучения и подтверждает эффективность использования графических наглядностей в формировании грамматических навыков.

Результаты анкетирования в таблице 3 ясно показывают, что большинство студентов положительно отреагировали на внедрение графической наглядности в изучении грамматики английского языка. Результаты 1 вопроса анкеты показывают, что зрительная память студентов довольно развита. 82% участников анкетирования отметили, что они легко запоминают то, что они видят, а не то, что они пишут. Кроме того, 73% из них сообщили, что, когда они повторяют пройденный материал им легче вспомнить в виде схемы, таблицы, диаграммы. Следовательно, можно сделать вывод, что они находят визуальную поддержку в виде графического представления грамматической информации очень важной. 82% опрошенных отметили, что легче повторить и запомнить изученный материал с опорой на графические схемы, таблицы, данные преподавателем. 82% участников отметили, что использование графической наглядности во время занятий интенсифицируют учебный процесс и разнообразит его. 73% участников оценили возможность самостоятельно повторить грамматические правила при индивидуальной работе или подготовке к контрольной работы, используя графические наглядности.

Таким образом, использование графической наглядности в формировании иноязычного грамматического навыка у студентов - залог успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции: облегчает процесс понимания новой учебной ин-

Таблица 1

Результаты тестирования до экспериментального обучения

Ниже среднего балла Средний балл Выше среднего балла

Количество студентов % Количество студентов % Количество студентов %

6 54,5% 3 27,3% 2 18,2%

Таблица 2

Результаты тестирования после экспериментального обучения

Ниже среднего балла Средний балл Выше среднего балла

Количество студентов % Количество студентов % Количество студентов %

2 18,2% 8 72,8 1 9%

Таблица 3

Результаты анкетирования

Ответы

Вопросы Количество %

студентов

Я понимаю (усваиваю) материал лучше: а) в письменной форме; 2 18%

б) визуально. 9 82%

Когда я повторяю предыдущий грамматический материал, мне лучше вспомнить его в виде: а) схемы (диаграммы, таблицы); 8 73%

б) слов 3 27%

Графические наглядности мне:

а) помогают усвоить грамматический материал быстро и легко; б)трудно понять 9 2 82% 18%

Мне легче повторить и запомнить изученный материал:

а) с опорой на графическую схему, таблицу, данные преподавателем; 9 82%

б) при помощи моих записей, конспектов. 2 18%

Я предпочитаю использование:

а) графической наглядности во время занятий, потому что они интенсифицируют учебный 9 82%

процесс, разнообразит его; б) только материалы в форме письменной записи (конспекты). 2 18%

Я ценю возможность повторить грамматические правила по-своему: а) да 8 73%

б) нет 3 27%

формации, позволяет студентам успешно освоить грамматический материал, экономит время при повторении пройденного материала, способствует умственному развитию студентов, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи и развивает память.

Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность использования графической наглядности

Библиографический список

в формировании грамматических навыков у студентов. Тестирования и анкетирования показали, что качество знаний студентов повысилось после внедрения графической наглядности в процесс обучения. Но, тем не менее, необходимо заметить, что эффективность обучения также зависит от навыков и умений преподавателя методически правильно разрабатывать и применять графическую наглядность в учебном процессе.

1. Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык, квалификация бакалавр. Кызыл, 2014.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций; пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: Просвещение, 2006.

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.

4. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие. Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009.

6. Течинова А.М. Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык». Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

7. Bellanca J.A. A Guide to Graphic Organizers. Corwin Press, 2007.

8. McKnight K. The Teacher's Big Book of Graphic Organizers. John Wiley & Sons, 2010.

9. Гвоздева А.В. Дидактические условия обучения студентов грамматике французского языка с учетом типов восприятия учебной информации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2002.

References

1. Osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, profil' Inostrannyj yazyk, kvalifikaciya bakalavr. Kyzyl, 2014.

2. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lekcij; posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii isovremennost'. Pod red. A.A. Mirolyubova. Obninsk: Titul, 2010.

4. Problema navykov i umenij v obuchenii inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. Pod red. E.I. Passova, E.S. Kuznecovoj. Voronezh: NOU «Interlingva», 2002.

5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

6. Techinova A.M. Ispol'zovanie graficheskoj naglyadnosti v razvitii perceptivnyh i produktivnyh rechevyh umenij u bakalavrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» profil' «Inostrannyj yazyk». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

7. Bellanca J.A. A Guide to Graphic Organizers. Corwin Press, 2007.

8. McKnight K. The Teacher's Big Book of Graphic Organizers. John Wiley & Sons, 2010.

9. Gvozdeva A.V. Didakticheskie usloviya obucheniya studentovgrammatike francuzskogo yazyka s uchetom tipov vospriyatiya uchebnoj infor-macii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2002.

Статья поступила в редакцию 24.03.15

УДК 378

Tkachenko O.V., Cand. of Humanity Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: timoist@mail.ru

ENHANCING THE ROLE OF HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF THE CONTENT OF SCHOOL HISTORY EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO LEARNING. The article defines the place and role of historical and cultural aspects in the structure of the modern content of school history education. There are such factors that influence the position of the component of contents. The author refers to fundamental revision of the relationship to the historical and cultural materials in connection with the transition of educational institutions of secondary education in the FSES (Federal State Education Standard) the history of the new generation. The author relates the methodological characteristics of the historical and cultural material with the requirements of system-activity approach, which are determined by a more open and active position of pupils in the learning process. Thus, the current educational paradigm defines new facets of historical and cultural content in teaching school history courses creates favorable conditions for the implementation of the educational and didactic potential.

Key words: historical and cultural component of contents of school history education, system-activity approach of teaching history, civilization and cultural approaches to development of educational contents, transforming activity of pupils.

О.В. Ткаченко, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: timoist@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

В статье определяется место и роль историко-культурного аспекта в структуре современного содержания школьного исторического образования, указаны факторы, влияющие на позицию данного компонента содержания, говорится о принципиальном пересмотре отношения к историко-культурному материалу в связи с переходом образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.