Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/108PVN415.pdf DOI: 10.15862/108PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/108PVN415)
УДК 378.147
Наумова Татьяна Альбертовна
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Россия, Ижевск1 Кандидат психологических наук, доцент РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=601380
E-mail: nta64@yandex.ru
Баранов Александр Аркадьевич
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Россия, Ижевск Доктор психологических наук, профессор РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=268729
E-mail: aabaranov@mail.ru
Тараканов Ярослав Леонидович
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Россия, Ижевск Магистрант E-mail: yaroslav-w@mail.ru
Развитие лидерских качеств личности у студентов вуза
1 426034. Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 6, офис 114 1
Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования по развитию лидерских качеств студентов вуза посредством применения активных методов обучения и интерактивных компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Основы информационных технологий в специальном образовании». Описаны средства и методы обучения, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны при использовании электронных средств обучения. Средством обучения является web-квест. Описана авторская компьютерная программа. В эксперименте, проводимом в течение 2014/2015 учебного года, приняли участие студенты первого курса направления подготовки «Специальное образование (дефектология)» будущих логопедов и специальных психологов. Констатирующий эксперимент показал, что как в группе «Специальная психология», так и в группе «Логопедия» лидерские качества выражены либо слабо, либо средне. После проведения эксперимента лидерские качества стали выражены сильнее. Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтвердил поставленную нами цель. Лидерские качества личности у студентов успешно развиваются, если на занятиях по дисциплине «Основы информационных технологий в специальном образовании» будут применяться web-квест как один из методов активного обучения.
Ключевые слова: лидер; лидерские способности; коммуникативные качества; лидерство; активные методы обучения; web-квест; организаторские склонности; коммуникативные склонности; электронные средства обучения; педагогический эксперимент.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Наумова Т.А., Баранов А.А., Тараканов Я.Л. Развитие лидерских качеств личности у студентов вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/108PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/108PVN415
Актуальность. Современное российское общество претерпевает заметные преобразованиями во всех сферах жизни. В условиях развития политического и социально-экономического направлений России, актуальной становится проблема формирования потенциальных лидеров в различных сферах жизни общества. По мнению отечественных психологов, таких как Е.М.Дубровская, Я.Л. Коломинский, Л.И. Уманский, решением проблемы создания фонда способных лидеров нации, будет являться создание условий, способствующих созданию эффективных лидеров.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. В том числе и развития личностей с выраженными лидерскими качествами. Однако, образовательные организации большее внимание уделяют освоению знаний, умений и навыков по конкретным дисциплинам, нежели профессиональному и личностному росту студентов. Развитие лидерских качеств является важным процессом на пути личностного развития, будучи процессом упорядоченным, не стихийным, позволяет комплексно подходить к решению вопроса.
С развитием современных информационных технологий, применением в учебном процессе активных методов обучении и появлением возможности использования в учебном процессе дистанционных технологий появилась возможность развивать некоторые качества личности, в том числе и лидерские непосредственно на занятиях со студентами.
Целью статьи является представление результатов экспериментальной работы по реализации программы развития лидерских качеств студентов вуза посредством применения активных методов обучения и интерактивных компьютерных технологий.
Феномен лидерства рассматривается в разных науках: в философии и истории — через призму властных отношений (Т. Гоббс, Н. Макиавелли; Ф. Ницше, М. Роджерс, И. Холоманс и др.); в социологии и экономике возникает в «ситуации неопределённости» как «условие необходимости действия» (П. Друккер, Р. Дилтс, М. Крозье и др.); в отечественной психологии выступает в виде влияющего фактора межличностного общения (Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и др.); в зарубежной психологии - как компенсация личностного дефицита (А..Адлер, 3. Фрейд и др.); в педагогике - это субъект-объектные и субъект-субъектные воспитательные возможности развития коллектива (Б.З. Вульфов, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский. и др.). Лидерство стало предметом всестороннего анализа в работах Г.К. Ашина, Ё.В. Кудряшовой и др. Личностной стороне лидерства посвятили внимание Э.Богардус, А.И. Свенцицкий, Р. Стогдилл и др. Исследования, посвященные социально-философскому, социально-психологическому, социально-педагогическому анализу лидерства, успешной деятельности и карьерного роста человека (Е.Б.Абашкина, С.А.Алифанов, М.В.Александрова, Г.М.Андреева, Т.В.Бендас, А.А.Богданов, В.Д.Гончаров, С.Г.Вершловский, Н.С.Жеребова, Р.Л.Кричевский, Е.В.Кудряшова, Е.С.Кузьмин, Т.Н.Мальковская, С.А.Расчётина, В.И.Румянцева, А.В.Петровский, Е.В.Титова, Р.М.Шерайзина, М.Г.Ярошевский и др.) [1, 3].
Проведенный анализ основных подходов к феномену лидерства позволил уточнить понятие «лидер». Лидер — это авторитетная личность, обладающая познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами; реализующая в процессе деятельности свое мотивационное стремление быть лидером и действовать как лидер; личность, ведущая за собой других, способная обеспечить свободу каждому отдельному индивиду для осуществления его собственных целей и потребностей с тем, чтобы внести вклад в осуществление целей организации [3, 4, 6, 10].
До 1950 года, активно развивалась, только теория лидерских качеств, по-другому теория «выдающегося человека», которая основана на предположении о том, что некоторые люди являются лидерами за счет каких-то своих личностных качеств, которые у других отсутствуют.
Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки.
Качество личности - это длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях2 .
Назовем качества личности, необходимые лидеру:
1. Уверенность в себе. Любая характеристика лидерских качеств должна начинаться именно с этой позиции. Если вы не верите в себя, как в вас смогут поверить другие?
2. Готовность к риску. Важно уметь рисковать, когда это нужно, но не впадать в азарт, а сохранять холодный ум.
3. Надежность и последовательность. Эти черты необходимы для лидера, ведь люди не пойдут за тем, кто постоянно меняет свои решения.
4. Активная позиция в жизни. Только готовность «вариться» в гуще событий позволит вам оставаться осведомленным во всех вопросах.
5. Инициатива и мотивация. Без этого вы не сможете убедить других перейти к действиям.
6. Умение чувствовать людей. Сколотить хорошую команду - вот то, что нужно лидеру. Увлечь людей своими целями и идеалами - лучший способ достичь цели.
7. Гибкость. Если вы не умеете быстро перестраиваться, вы просто не выдержите такой нагрузки. Жизнь непредсказуема, особенно когда от вас зависит много людей.
8. Коммуникабельность. Вы должны поддерживать хорошие личные отношения с вашим коллективом [2].
Проведенный нами опрос среди преподавателей образовательных организаций (87 человек), в том числе коррекционные образовательные организации, был направлен на выявление наиболее значимых качеств личности, формируемых у студентов. Результаты ранжирования представлены в таблице 1:
Таблица 1
Результаты ранжирования
1 Коммуникабельность
2 Умение чувствовать людей
3 Инициативность
4 Уверенность в себе
5 Гибкость
6 Готовность к риску
7 Активная позиция в жизни
8 Надежность и последовательность
2 Личность: определение и описание: психологическое самообразование [Электронный ресурс]//Вопросы психологии. -1992/3. Режим доступа к ресурсу: http://www.voppsY.ru/issues/1992/923/923034.htm (Перевод с англ. А. В. Александрова)
Таким образом, лидерские качества личности - это стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно и позволяющие человеку в большей степени проявлять себя, как лидера, мыслить и действовать, как лидер. Исходя из результатов, представленных в Таблице 1, мы определили следующие качества для развития: инициативность, коммуникабельность, эмпатия, как качества, которые в большей степени соответствуют качествам личности присущим лидеру. Мы объединили их в группы лидерские и организаторские способности и коммуникативные склонности.
Все названные нами качества потребуются в профессиональной деятельности педагога. Кроме того, лидерские качества будут развиваться у студентов быстрее, если педагогическое взаимодействие основано на групповых формах организации учебного процесса, интерактивных и проблемных методах обучения, а средством обучения будет учебный сайт в форме web-квеста.
На основе проанализированных методик, развития лидерских качеств, были отобраны и включены в разработку методики эффективные средства и программные продукты, которые будут рассмотрены подробно в ходе описания разработанной методики.
Рассмотрим методы организации образовательного процесса, которые включены в методику.
Словесные:
1. Оргдиалог - это оригинальная форма синергии, интеллектуального взаимодействия, развития способностей и овладения учебной и научной информацией;
2. Дискуссия - данный метод предполагает работу в группах, учащиеся будут учиться аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Наглядные:
1. Иллюстративный и демонстрационный метод - использование наглядных методов обучения, которые в методике направлены на подкрепление метода лекции посредством использования электронной доски и других современных технических средств.
Практические:
1. Практический метод - обучающимися будут использоваться современные программные средства для решения образовательных задач. Метод направлен на развитие чувства ответственности за проделанную работу.
Метод проблемного обучения - будет способствовать тому, чтобы учащиеся могли рассматривать и решать конкретные проблемы. При этом используя новые способы и подходы, тем самым развивая качества личности, способствующие инновационной деятельности, а именно проявление инициативности. Используя такие методы проблемного обучения, как проблемный вопрос, проблемная ситуация, проблемный урок, проблемное задание.
Анализ конкретных ситуаций (case study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Формы обучения:
1. Фронтальная - выбрана данная форма, поскольку с помощью нее будут излагаться основные теоретические положения темы перед выполнением лабораторной работы.
2. Индивидуальная - предполагается практическая работа студентов за персональными компьютерами.
3. Работа в группах - данная форма и метод дискуссии будут дополнять друг друга и при совместном использовании метод дискуссии будет только еще более эффективным.
Средствами, включенными в методику, будут выступать:
1. Web-квест «Основы информационных технологий в специальном образовании»;
2. Текстовый редактор «MS Word»;
3. Табличный процессор «MS Excel»;
4. Система управления базами данных «MS Access»;
5. Графический редактор «Adobe Photoshop CS 6»;
6. Программа «MS Power Point».
Рис. 1. ЖвЬ-квест «Основы информационных технологий в специальном образовании»
Благодаря использованию карты веб-квеста, студенты смогут наглядно видеть на каком этапе процесса прохождения веб-квеста они сейчас находятся. Выбирать доступные для них задания, а также предварительно ознакомиться с темой и кратким описанием задания.
Педагогический эксперимент проходил в течение 2014-2015 учебного года на базе ФГБО ВПО Удмуртский государственный университет. В исследовании приняли участие студенты направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в группах будущих логопедов и специальных психологов, обучающихся на первом курсе и давших согласие на участие в эксперименте.
Целью констатирующие эксперимента было выявление первоначального состояния сформированности лидерских способностей, коммуникативных склонностей и организаторских склонностей. Респондентам предлагалось ответить на вопросы тестов: «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) [5] и тест «КОС» (В.В.Синявский, Б.А.Федоришина) [8] - коммуникативные и организаторские склонности.
Целью формирующего этапа эксперимента являлась апробация разработанной нами модели развития лидерских качеств личности у студентов на занятиях с использованием web-квеста [7, 9]. Для реализации поставленной цели были разработаны: учебная программа,
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (июль - август 2015)
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
диагностический материал, электронный учебный курс web-квеста «Основы информационных технологий в специальном образовании». После того, как учащиеся перейдут непосредственно к заданиям они смогут ознакомиться с подробным текстом задания. Используя встроенную форму назначения ролей, получить роли («Лидер», «Исполнитель», «Наблюдатель»). для прохождения задания. Перемещаясь по этапам, роли в группе меняются. Ознакомиться со списком интернет-источников, которые помогут в выполнении задания.
После прохождения задания, учащиеся сдают свои работы преподавателю выполненные в той форме, которое предписывает задание. А также по результатам пройденного задания, получить доступ к следующему заданию.
Работая с web-квестом «Информационные технологии в специальном образовании», студенты могут постоянно держать связь с преподавателем, консультироваться. В этом особенность нашего программного продукта, так как большинство web-квестов исключают преподавателя из процесса изучения темы или раздела курса. У нас преподаватель не только отслеживает деятельность студентов на занятии и проверяет правильность выполнения задания, но и имеет возможность управлять деятельностью студентов, например, ограничивая возможность перехода студентов через не выполненные задания. Развитие лидерских качеств будет происходить в данном случае на практических занятиях, во время проведения ролевых игр, самоанализа, при условии изучения теоретического материала.
Констатирующий эксперимент показал, что как в группе «Специальная психология» лидерские способности выражены слабо у 63% респондентов и только по 18% - среднюю и сильную степень развития. В группе «Логопедия» низкая степень развития была у 82% респондентов и только 18% среднюю степень. Сильная степень развития не выявлено ни у кого. После эксперимента произошел сдвиг в направлении сильной степени выраженности лидерских способностей в группе «Логопедия» - среднюю выраженность показали 45% респондентов и 36% - сильную. В группе «Специальная психология» - 27% - среднюю степень и 45% сильную степень. Полученные данные представлены наглядно на рисунке 2.
Лидерские способности
9 8 7 6
° £ ш 5
£
£ 4
3 2 1 0
¡Е
слабо | средне | Специальная
□ до эксперимента
□ после эксперимента
слабо средне I сильно I диктат Логопед ия
Степень выраженности
о
Рис. 2. Сравнение лидерских способностей в экспериментальных группах до и после эксперимента
Коммуникативные склонности в группе «Специальная психология» до эксперимента 36% респондентов - низкий уровень, 9% - ниже среднего, 18% - средний уровень, 9% -высокий и 27% - очень высокий. После эксперимента низкий уровень имели 9% респондентов, средний
27%, высокий - 27%, ниже среднего и очень высокий не изменились. В группе «Логопедия» низкий уровень коммуникативных склонностей был у 81% респондентов, ниже среднего и высокий по 9%, среднего и очень высокого уровня не выявлено. После эксперимента произошел сдвиг в сторону среднего уровня выраженности - 27% и высокого 45,5%. Ниже среднего уровня и очень высокого так же не выявлено. Полученные данные представлены наглядно на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнение коммуникативных склонностей респондентов до и после эксперимента
Организаторские склонности в группе «Специальная психология» до эксперимента -низкий уровень имели 45% респондентов, ниже среднего и средний по 18%, высокий - 9%, очень высокий уровень - не выявлен. После эксперимента произошло смещение выраженности признака в сторону высокого и очень высокого уровня выраженности качества - по 27% каждый. Полученные данные представлены наглядно на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнение организаторских склонностей респондентов до и после эксперимента
Для статистического анализа результатов экспериментальной работы используется Т-критерия Вилкоксона [3] для установления направленности и выраженности сдвигов в одной и той же группе испытуемых в двух разных условиях - до и после проведения эксперимента. С использованием программы 81ай8йса 10.0. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Группа Лидерские способности Коммуникативные навыки Организаторские склонности
Логопедия Тэмп= 13,5 значимо Тэмп= 24,50 значимо Тэмп= 21,5 значимо
Специальная психология Тэмп= 14 значимо. Тэмп= 13,50 значимо Тэмп= 10,5 неопред.
Ткритич 13 для р<0,01 и Ткритич 7 для <0,05
Полученная величина Тэмп превышает соответствующее критическое значение для уровня в 1%, следовательно различия значимы на однопроцентном уровне. Иначе интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении, то есть принимается гипотеза Н1 .
По результатам статистического анализа показателей мы делаем вывод о том, что развитие лидерских навыков проходит эффективнее после проведенных занятий предложенной нами технологии как в группе «Логопедия» так и в группе «Специальная психология»
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтвердил поставленную нами цель. Лидерские качества личности у студентов успешно развиваются, если на занятиях будут применяться web-квест как один из методов активного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вежевич Т.Е Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. -Улан-Удэ : Бэлиг, 2005. -172 с.
2. Егорова Е.В. Интенсивные технологии в развитии лидерских качеств студентов //Вестник Балтийской педагогической академии. № 95/2010, 118-121 с.
3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М: МПСИ. 2003. -336 с.
4. Ломова Л. А. Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки: Дисс. ... канд. пед. наук., 232 с., 2006., Воронеж, ЕГУ им. И.А.Баумана.
5. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ сост. Истратова О.Н, Эксатусто Т.В. - Ростов - на - Дону: Феникс. 2003. - 375 с.
6. Сергеева Т.С. Развитие лидерских качеств студентов // Профессиональное образование. Столица. № 9/2010, 40-41 с.
7. Соломатова В.В. Информационные технологии как фактор развития лидерских качеств у студентов - будущих специалистов по социальной работе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2(16)/ 2010, 162-166 с.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп, М.:2002, 316-320 с.
9. Филл Брэббс, Web-квест новая технология работы с информационными интернет-ресурсами [электронный ресурс] //Учительская газета, №19/2009/. Режим доступа к ресурсу: http://www.ug.ru/archive/28204
10. Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: Дисс... канд. пед. наук, 228 с., 2008, Казань, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования.
Рецензент: Петров Павел Карпович, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО, академик РАЕ «Удмуртский государственный университет».
Naumova Tatyana Albertovna
Udmurt State University Russia, Izhevsk E-mail: nta64@yandex.ru
Baranov Aleksandr Arkadievich
Udmurt State University Russia, Izhevsk E-mail: aabaranov@mail.ru
Tarakanov Jaroslav Leonidovich
Udmurt State University Russia, Izhevsk E-mail: yaroslav-w@mail.ru
Leadership skills development of high school students
Abstract. The article describes the results of a study on the development of leadership skills of high school students through the application of active teaching methods and interactive computer technologies. The author computer program used in the teaching process, the course of the experiment and the obtained results has been described. Pedagogical experiment took place during the 2014-2015 academic year on the basis of "Udmurt State University". The study involved first-year students training in the areas 44.03.03 Special (speech pathology) education in groups of the future speech therapists (hereinafter referred to as the "Logopaedics") and specialized psychologists (hereinafter referred to as the "Special psychology"), who agreed to participate in the experiment. The purpose of the experiment on the formative phase was to test a developed by us model of leadership skills development of the students in the classroom with the use of web-quest. To achieve this goal we developed the curriculum, the diagnostic material, the e-learning course of the web-quest "Information Technology Fundamentals for Special Education". According to the results of the statistical analysis of indicators, we conclude that the development of leadership skills is held more effectively after the classes conducted in the group of students specializing in the areas of "Logopaedics" and "Special psychology" where we used the technique suggested by us. Our pedagogical experiment confirmed our hypothesis that the leadership skills of students can be educated successfully in the classroom if a web-quest is used as one of the active learning methods.
Keywords: leader; leadership skills; communication skill; leadership; active teaching methods; web-quest; sociability; organizational abilities; e-learning; pedagogical experiment.
REFERENCES
1. Vezhevich T.E Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskikh kachestv uchashchikhsya. - Ulan-Ude : Belig, 2005. -172 s.
2. Egorova E.V. Intensivnye tekhnologii v razvitii liderskikh kachestv studentov //Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii. № 95/2010, 118-121 s.
3. Ermolaev O.Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov. M: MPSI. 2003. - 336 s.
4. Lomova L. A. Formirovanie professional'no znachimykh liderskikh kachestv budushchikh uchiteley muzyki: Diss. ... kand. ped. nauk., 232 s., 2006., Voronezh, EGU im. I.A.Baumana.
5. Psikhodiagnostika: kollektsiya luchshikh testov/ sost. Istratova O.N, Eksatusto T.V. -Rostov - na - Donu: Feniks. 2003. - 375 s.
6. Sergeeva T.S. Razvitie liderskikh kachestv studentov // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. № 9/2010, 40-41 s.
7. Solomatova V.V. Informatsionnye tekhnologii kak faktor razvitiya liderskikh kachestv u studentov - budushchikh spetsialistov po sotsial'noy rabote // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, № 2(16)/ 2010, 162-166 s.
8. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp, M.:2002, 316-320 s.
9. Fill Brebbs, Web-kvest novaya tekhnologiya raboty s informatsionnymi internet-resursami [elektronnyy resurs] //Uchitel'skaya gazeta, №19/2009/. Rezhim dostupa k resursu: http://www.ug.ru/archive/28204
10. Shigapova L.P. Formirovanie liderskikh kachestv studentov vuza v deyatel'nosti organov samoupravleniya: Diss... kand. ped. nauk, 228 s., 2008, Kazan', Institut pedagogiki i psikhologii professional'nogo obrazovaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya.