Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки'

Теоретические аспекты развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (КРЕАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КРЕАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ) / ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / CREATIVE POTENTIAL (CREATIVE ORIENTATION / CREATIVE CAPABILITIES) / CREATIVE SKILLS / CREATIVE LITERACY / A CREATIVE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Наталия Александровна

В статье представлено теоретическое обоснование развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки на основе организации творческой учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE PEDAGOGICAL STUDENTS

This article presents a theoretical substantiation of the development of the creative potential of the pedagogical students on the basis of technology of the organization of creative educational and professional activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

© 2014 Н.А.Степаненко

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Орск

Статья поступила в редакцию 05.02.2014

В статье представлено теоретическое обоснование развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки на основе организации творческой учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: креативный потенциал (креативная направленность, креативные умения, креативная грамотность, креативные способности), творческая учебно-профессиональная деятельность, технология.

В законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. в статье 47 раздела 3 обозначено: «Педагогическе работники пользуются следующими академическими правами и свободами: «...право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности...»1.

В связи с вышеизложенными положениями возникает необходимость обращения к проблеме развития креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки.

К проблеме развития творческого потенциала учителя обращено внимание ряда диссертационных исследований по педагогическим (И.И.Игнатенко, М.Ю.Комарова, Т.М.Криво, Н.Д.Ряховских, В.Г.Рындак, Н.В.Тимербаева, Г.С.Ялмурзина и др.) и психологическим (И.В.Давыдова, С.В.Пимонова и др.) наукам. Категории «креативный потенциал» посвящены два исследования по педагогическим наукам: одно из них раскрывает проблему развития креативного потенциала школьников (Г.М.Марданова), другое - проблему развития креативного потенциала будущего дизайнера (О.П.Тарасова). Вопрос о развитии креативного потенциала будущего учителя остается открытым.

Степаненко Наталия Александровна, аспирант кафедры педагогики.

E-mail: natali-stepanenko@yandex. ru

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / /news.sfu-kras.ru/node/11515 (Дата обращения 05.02.2014).

В наших предыдущих статьях описана структура креативной педагогической деятельности, сконструирована и обоснована модель развития креативного потенциала будущего учителя, предложена технология повышения уровня развития креативного потенциала2.

В педагогической науке используются такие понятия как «творческая активность», «творческое общение», «творческое воображение», «творческая самостоятельность», «творческие способности», «творческая направленность», «творческая самоактуализация», «креативное мышление», «креативная деятельность», «лингвистическая креативность», «педагогическая креативность», «креативная компетентность» и др. Выше перечисленные понятия связаны между собой, а некоторые из них являются взаимозаменяемыми.

С.В.Лескова рассматривает креативный потенциал личности как «интегративное качество личности, отражающее меру возможностей, совокупность творческих сил; определяет готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвития; выражает отношение (позиции, установку, направленность) человека к творчеству; обеспечивает эффективное

2 Степаненко Н.А. Структура креативной педагогической деятельности // Казанская наука. - № 9. Вып. 2. 2010. - С. 337 - 340; Степаненко Н.А. Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 5/2011. - С. 183 - 190; Степаненко Н.А. Технология повышения уровня развития педагогической креативности будущего учителя // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского госуд. политехн. ун-та. Гуманитар. и обществ. науки. - 2013. - 1(167). - С. 46 - 49.

взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности»3.

В.Г.Рындак определяет творческий потенциал учителя как «систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию»4.

Автор данного исследования предлагает следующее определение понятия «креативный потенциал учителя». «Креативный потенциал учителя - интегративное свойство личности (личностные способности, знания, умения, убеждения, отношения), которое является основой для эффективной профессионально деятельности учителя, побуждающее к творческой самореализации и саморазвитию». Структура креативного потенциала учителя состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: 1) ценностно-мотивационный - креативная направленность (совокупность мотивов, профессионально-ценностных ориентаций, установок учителя на профессиональную позицию, побуждающих к креативной педагогической деятельности); 2) когнитивный - креативная грамотность (наличие основ знаний о сущности креативного потенциала, его структуре и процесса его развития, информированность о современных креативных технологиях обучения, диагностиками характеристик креативного потенциала и др.); 3) деятельностный - креативные умения (умение планировать свою педагогическую деятельность на основе общих и интегративных креативных знаний, умение организовать свою педагогическую деятельность, умение производить рефлексию и самооценку, умение корректировать свою деятельность с учетом результатов самооценки); 4) личностно-психологический - креативные способности (совокупность составляющих креативности: прогнозирование, беглость, гибкость, оригинальность, разработанность)

Данные компоненты креативного потенциала учителя являются показателями уровня его развития. В таб. 1 представлено содержание показателей, уровней и критериев оценки

3 Лескова С.В. Особенности развития креативного потенциала дошкольников // Вектор науки ТГУ. -2011. - № 3(6). - С.185 - 188.

4 Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография. - М.: 1997. - 244 с.

уровня развития креативного потенциала учителя, которое позволяет осуществлять диагностику уровня развития данного профессионального качества как у учителя, так и у студентов педагогических образовательных организаций.

Развитию творческого потенциала будущего учителя способствует реализация специально разработанной автором технологии применения творческих учебно-профессиональных задач в образовательном процессе вуза.

Под творческой учебно-профессиональной задачей будем понимать проблемную ситуацию, требующую от студентов педагогических специальностей профессиональных действий, представляющих собой творческий процесс, на основе применения общих и профессиональных знаний, умений. Решая творческую учебно-профессиональную задачу, студент имитирует профессиональную деятельность, реализует ее и, как следствие, развивает компоненты креативного потенциала. На наш взгляд, творческие учебно-профессиональные задачи (ТУПЗ) выполняют несколько функций. Познавательно-обучающая состоит в том, что при решении задачи студенты овладевают профессиональными знаниями и умениями, констатируют собственные знания о реальных объектах.

При конструировании и подборе творческих учебно-профессиональных задач по своей дисциплине преподаватель может руководствоваться следующими требованиями: 1) Полнота подбора ТУПЗ. Творческие учебно-профессиональные задачи должны быть подобраны таким образом, чтобы при их решении у студентов развивались все компоненты креативного потенциала; 2) Разноуровневость характеризуется разработанностью разного уровня сложности ТУПЗ; 3) Правильность формулировки. Формулировка задания должна быть четкой, ясной, корректно поставленной, логически выстроенной, интересной;

4) Непротиворечивость учебному плану. Задача должна относиться к определенному вопросу, теме изучения, не противоречащему учебному плану.

Таб. 1. Показатели, уровни, критерии оценки уровня развития креативного потенциала

учителя (студента)

№ п / п Показатели креативного потенциала учителя (компоненты) Критерии оценки уровня развития показателей креативного потенциала учителя

1 Креативная направленность учителя (ценностно-мотивационный компонент) высокий Преобладает мотивация достижения (стремление к успеху); Стремление в постоянном саморазвитии; Потребность в самореализации; Обладает устойчивым, осознанным интересом к развитию своего креативного потенциала.

средний Неустойчивый мотив достижения успеха; Неосознанное и неорганизованное стремление в саморазвитии; Частичная потребность в самореализации; Интерес к развитию своего креативного неустойчив, чаще проявляется под педагогическим воздействием.

низкий Преобладает мотивация избегания неудач; Не стремится к своему саморазвитию; Не стремится к самореализации; Отсутствие потребности в развитии своего креативного потенциала.

2 Креативная грамотность учителя (когнитивный компонент) высокий Обладает знаниями о сущности понятий «потенциал», «творческий потенциал», «креативный потенциал» и др.; Обладает знаниями о содержании и структуре «креативного потенциала учителя»; Детально знаком с большинством современных креативных технологиях обучения; Детально знаком с диагностическими методами креативного потенциала.

средний Имеет некоторые знания о сущности понятий «потенциал», «творческий потенциал», «креативный потенциал» и др.; Имеет не точное представление о содержании и структуре «креативного потенциала учителя»; Знаком с некоторыми современными креативными технологиями обучения; Частично знаком с диагностиками креативного потенциала.

низкий Не владеет понятиями «потенциал», «творческий потенциал», «креативный потенциал» и др. (не слышал/не считает важным); Не имеет представление о содержании и структуре «креативного потенциала учителя»; Не знаком с современными креативными технологиями обучения; Не знаком с диагностиками креативного потенциала.

3 Креативные умения учителя (деятель-ностный компонент) высокий Умеет самостоятельно планировать свою педагогическую деятельность на основе общих и интегративных креативных знаний; Умеет самостоятельно организовать свою педагогическую деятельность; Умеет самостоятельно производить рефлексию и самооценку; Умеет самостоятельно корректировать свою деятельность с учетом результатов самооценки.

средний Не всегда умеет самостоятельно планировать свою педагогическую деятельность на основе общих и интегративных креативных знаний (иногда с чьей-нибудь помощью); Не всегда умеет самостоятельно организовать свою педагогическую деятельность; Не всегда умеет самостоятельно производить рефлексию и самооценку; Не всегда умеет самостоятельно корректировать свою деятельность с учетом результатов самооценки.

низкий Затрудняется планировать свою педагогическую деятельность; Затрудняется организовать свою педагогическую деятельность; Затрудняется производить рефлексию и самооценку; Затрудняется корректировать свою деятельность с учетом результатов самооценки.

4 Креативные способности учителя (личностно-психологический компонент) высокий Прогнозирование на высоком уровне (предвидит ожидаемый результат); Беглость на высоком уровне (способен продуцировать большое количество идей); Гибкость на высоком уровне (способен применять разнообразные стратегии при решении проблем); Оригинальность на высоком уровне (способен продуцировать необычные, нестандартные идеи); Разработанность на высоком уровне (способен детально разрабатывать возникшие идеи).

й и

н

д

е р

с

й и к з и н

Не всегда предвидит ожидаемый результат

Не всегда способен продуцировать большое количество идей

Не всегда способен применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Не всегда способен продуцировать необычные, нестандартные идеи.

Не всегда детально разрабатывать возникшие идеи._

Не предвидит ожидаемый результат

Не способен продуцировать большое количество идей

Не способен применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Не способен продуцировать необычные, нестандартные идеи.

Не способен разрабатывать возникшие идеи.

При создании комплекса творческих учебно-профессиональных задач нами были проанализированы классификации, типологии описанные ведущими дидактами современной педагогической науки (В.И.Андреев, Г.А.Балл, А.В.Усова и др.). Классификация творческих учебно-профессиональных задач развивающих компоненты креативного потенциала студентов представим следующим образом: по видам творческой учебно-профессиональной деятельности (когнитивные, креативные, оргдеятельностные); по числу выполняемых функций (монофункциональные, мультифункциональные); по степени самостоятельности (выполняемы самостоятельно, выполняемые в группе студентов); по месту выполнения (аудиторые, внеаудиторные); по применению возможностей интерактивных образовательных технологий (выполняемые, с применением интерактивных образовательных технологий, выполняемые, без применения интерактивных образовательных технологий); по уровню сложности (низкий, средний, высокий).

При решении студентами творческих учебно-профессиональных задач реализуется ряд образовательных функций.

Развивающая функция определяется тем, что в процессе выполнения данных заданий студенты имитируют будущую учебно-профессиональную деятельность, при этом помимо общеизвестных (память, мышление, самостоятельность и др.) качеств личности развиваются и компоненты креативного потенциала.

Мотивационная функция состоит в том, что у студентов формируется мотивация к учебно-профессиональной деятельности. Мотивация актуализируется через сходство с реальными профессиональными условиями.

Рефлексивная функция актуализируется тем, что студент активно осмысливает свои знания и способы решения задач, представляет эффективные пути и результаты решения данных задач.

Опираясь на описанную З.М.Тимофеевой структуру творческой деятельности5, сконст-

5 Тимофеева З.М. Теоретические основы формирования опыта творческой деятельности в процессе мето-

руируем структуру творческой учебно-профессиональной деятельности, основными компонентами которой являются: 1) мотивы; 2) цели; 3) содержание деятельности; 4) информационная основа и образовательная среда деятельности; 5) результат

Современное обучение творчеству, на наш взгляд, основано не на формировании личности, а на создании условий для развития личностных качеств. Поэтому одной из важных категорий нашего исследования является «развитие».

Под развитием креативного потенциала будущего учителя будем понимать количественные и качественные изменения в области знаний, умений и мотивов, характеризующиеся переходом от одной стадии к другой, более совершенной. Количественные изменения характеризуются пополнением мотивов выбранной профессии, увеличением потребности в саморазвития и самореализации, накапливанием общих и специальных знаний. А качественные изменения характеризуются актуализацией мотивов, знаний, умений в учебном процессе, на педагогической практике. Причем количественные изменения переходят в качественные.

Процесс развития креативного потенциала студентов характеризуется теми же признаками, что и любой другой процесс развития, а именно: необратимость, направленность, стадийность. Рассмотрим каждый признак подробнее.

Необратимый характер процесса развития креативного потенциала личности характеризуется накоплением студентом компонентов креативного потенциала, что делает невозможным возврат на исходный уровень. Способность прогрессирования данных изменений под действием внешних и внутренних факторов определяет направленность креативного потенциала личности.

Следующим признаком развития является преемственность. Преемственность - связь ме-

дической подготовки преподавателя географии // Народное образование. Педагогика. Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена. - 2010. - № 125. - С. 236 - 248.

жду явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В нашем случае под преемственностью будем понимать постепенный переход от одной стадии к другой. В развитии креативного потенциала невозможно перепрыгнуть через стадию, так как компоненты креативного потенциала осваиваются постепенно в учебном процессе. Поэтому происходит переход от низшей стадии к высшей. В данном исследовании были определены три стадии развития креативного потенциала будущего учителя: 1 стадия - адаптивно-ориентирующая; 2 стадия - базовая; 3 стадия - креативно-продуктивная.

Развитие креативного потенциала будущего учителя обеспечивается соблюдением ряда принципов. Охарактеризуем принципы релевантные развитию креативного потенциала будущего учителя.

Принцип целеполагания характеризуется осознанием студентов целесообразности развития креативного потенциала как необходимого профессионального качества компетентного учителя (ставить цели, достигать целей, планировать свою деятельность, реализовывать её, корректировать действия и т.д.).

Принцип творческой актуализации характеризуется обеспечением учебного процесса творческими учебно-профессиональными задачами развивающих компоненты креативного потенциала (креативной направленности, креативной грамотности, креативных умений и креативных способностей).

Принцип диагностируемости характеризуется обеспечением учебного процесса целенаправленной, объективной и периодической диагностики креативного потенциала студента, вследствие которой может понадобиться коррекция его развития. Данный принцип материализовался при разработке диагностического инструментария развития креативного потенциала будущих учителей.

Принцип дифференцированного подхода характеризуется осуществлением дифференцированного подхода к каждому студенту. Этот принцип учитывался при разработке и внедрении творческих учебно-профессиональных задач (исходя из уровня развития креативного потенциала студентов).

Вышеизложенные принципы учитывались в экспериментальной работе автора при организации творческой учебно-профессиональной деятельности студентов.

Учитывая специфику учебно-профессиональной деятельности, описанной В.И.Зем-

цовой6 и исходя из сущности творческого обучения, под творческой учебно-профессиональной деятельностью студентов будем понимать деятельность, направленную на освоение знаний, умений, навыков, а также на решение творческих учебно-профессиональных задач, являющихся средствами будущей педагогической деятельности, в процессе которой происходит развитие необходимых компонентов креативного потенциала учителя.

В целях получения предварительной информации об уровне развития креативного потенциала студентов был проведен констатирующий эксперимент. Диагностирование проводилось со студентами 1 (94 студента: физико-математический, исторический и филологический факультеты) и 5 курсов (46 студентов физико-математического факультета) с помощью компьютерной диагностико-обучающей программы «Развитие креативного потенциала будущего учителя». Программа включала себя анкету, которая диагностировала уровень показателей креативного потенциала. Анкета составлялась автором исследования на основе известных апробированных методик: тест-опросник «Измерение мотивации достижения успеха» (А.Мехрабиан); тест «Готовность к саморазвитию» (В.Л.Блинова, Ю.Л.Блинова); методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации» (В.Л.Блинова, Ю.Л.Блинова); психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.С.Шаров); тест «Способность к прогнозированию» (Л.А.Регуш); тест «Креативные способности» (Е.П.Торренс).

Диагностирование приведенных выше компонентов креативного потенциала студентов показало: 1) выпускники вуза - будущие учителя имеют недостаточный уровень развития креативного потенциала; 2) разница уровня развития креативного потенциала между первокурсниками и выпускниками незначительная. По результатам диагностики была выявлена положительная динамика развития креативного потенциала студентов.

6 Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: монография. - М.: 2008. -208 с.

THEORETICAL ASPECTS IN THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL

OF THE PEDAGOGICAL STUDENTS

© 2014 N. A. Stepanenko"

Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) FSEI HPE «Orenburg State University, Orsk

This article presents a theoretical substantiation of the development of the creative potential of the pedagogical students on the basis of technology of the organization of creative educational and professional activity.

Key words: creative potential (creative orientation, creative skills, creative literacy, creative capabilities), a creative educational and professional activities, technology.

Nataliya Aleksandrovna Stepanenko, post-graduate student of department of pedagogics. E-mail: natali-stepanenko@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.